Какая ответственность по 44-фз предусмотрена за ограничение конкуренции, и каким нормами она регулируется?

Наказание за нарушения при исполнении контрактов и его неисполнение

При исполнении контракта также могут быть нарушены правила действующего законодательства. По этой причине законодатель в рамках Кодекса об административных правонарушениях предусмотрел штрафные санкции за ненадлежащее исполнение контракта или полное его неисполнение.

Вид и содержание нарушения Статья КоАП РФ Размер штрафной санкции
Нарушение правил подписания контрактов в части нарушения тех условий, которые были объявлены для определения потенциального исполнителя, либо допущенные нарушения влияют на те условия исполнения контракта, которые были предложены исполнителем Статья 7.32, часть 1 Штрафные санкции выражаются в размере 1% от начальной максимальной цены контракта, но штрафные санкции находятся диапазоне на должностных лиц от 5 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 50 000 до 300 000 рублей
Нарушение порядка заключения контракта в части нарушения тех условий, которые были сформулированы в отношении определения потенциального исполнителя либо выражались в виде нарушения тех условий исполнения контракта, которые были предложены исполнителем, что привело к перерасходу бюджетных средств либо уменьшению ранее определенного объема исполнения контракта Статья 7.32, часть 2 Штрафные санкции не имеют четкой величины, так как назначаются в виде двукратного размера тех средств, которые были израсходованы дополнительно, либо в виде двукратного размера цен на те товары, работы или услуги, объемы которых были уменьшены и выступили в качестве предмета административного правонарушения
Нарушения, допущенные в отношении сроков, отведенных на подписание контракта или уклонение от такого подписания Статья 7.32, часть 3 Штраф на должностное лицо в размере 50 000 рублей
Нарушения действующего законодательства в части изменений условий контракта, если такие условия не должны изменяться в соответствии с положениями 44-ФЗ Статья 7.32, часть 4 На должностные лица – штраф в размере 20 000 рублей, на юридические – 200 000 рублей
Нарушения Федерального закона №44-ФЗ в части изменения условий действующего контракта, если такие изменения запрещены указанным законом и привели к перерасходу бюджетных средств Статья 7.32, часть 5 Фиксированной суммы штрафа нет, но действует правило двукратного размера штрафных санкций от количества перерасходованных средств либо цены товаров или услуг, а также работ, которые были недополучены заказчиком в результате такого нарушения
Несоблюдение правил действующего законодательства, а также правил, сформулированных в тексте контракта, относительно порядка его расторжения в случае одностороннего отказа от его исполнения Статья 7.32, часть 6 На должностных лиц штраф фиксированный в размере 50 000 рублей, на юридических – в размере 200 000 рублей
Нарушения действующего законодательства, выраженные в действии или бездействии заказчика, если таковые повлекли неисполнение обязательств по исполнению контракта, если за такие действия или бездействия не предусмотрена уголовная ответственность Статья 7.32, часть 7 На должностных лиц и ИП, которые участвуют в госзакупках, штраф не имеет фиксированной суммы и находится в диапазоне от 5 до 15% от полной стоимости тех обязательств, которые не были исполнены, но не меньше, чем 30 000 рублей.

В отношении юридического лица штраф назначается в диапазоне от однократного до трехкратного размера полной стоимости неисполненных обязательств, но не меньше суммы в 300 000 рублей

Нарушение действующего законодательства относительно требований, которые сформулированы в части проведения экспертизы, в том числе если заказчик обязан привлечь сторонних экспертов или экспертные организации Статья 7.32, часть 8 Штраф на должностных лиц в размере 20 000 рублей
Нарушения в части составления документов, подтверждающих факт приемки-передачи товара или выполнения работ, а также немотивированный отказ от подписания приемочных документов Статья 7.32, часть 9 Штрафные санкции накладываются на виновное должностное лицо в размере 20 000 рублей
Приемка результатов исполнения контракта, если такие результаты не соответствуют заявленным требованиям в документации о закупке, а сама приемка привела к перерасходу бюджетных средств либо уменьшению объема таких выполненных результатов Статья 7.32, часть 10 Штраф на ответственное за приемку должностное лицо налагается в диапазоне от 20 000 до 50 000 рублей

Предоставление отчетности

Ответственность за отказ от заключения госконтракта

При отказе заказчика подписывать контракт исполнитель может обратиться в суд и принудить такого заказчика к заключению контракта. Для победившего участника отказ от подписания может грозить:

  • взысканием причиненного госзаказчику ущерба;
  • невозвращением обеспечения заявки;
  • административным штрафом;
  • внесением в список недобросовестных исполнителей.

Если из-за отказа исполнителя подписывать контракт закупочная процедура (конкурс, аукцион и т. д.) была признана несостоявшейся, заказчик вправе взыскать с отказника средства, затраченные на организацию такой процедуры, при этом внесенная сумма обеспечения не возвращается. Кроме того, отказнику грозит штраф в размере 50 000 рублей по .

Важно учесть, что уклонением от заключения контракта считается не только отказ подписывать документ, но и нарушение сроков подписания и публикации, предоставление неполного пакета документов, а также невнесение обеспечения или залога, предусмотренных закупочной документацией. Самым тяжелым последствием для отказавшегося подписывать контракт лица является его внесение в реестр недобросовестных исполнителей, что делает дальнейшее участие в закупках практически невозможным, так как большинство госзаказчиков указывает в качестве основного требования к участникам отсутствие нахождения в данном реестре.

Самым тяжелым последствием для отказавшегося подписывать контракт лица является его внесение в реестр недобросовестных исполнителей, что делает дальнейшее участие в закупках практически невозможным, так как большинство госзаказчиков указывает в качестве основного требования к участникам отсутствие нахождения в данном реестре.

Порядок применения санкций путем внесения в реестр включает следующие шаги:

  1. Заказчик подает в местное отделение антимонопольной службы (ФАС) заявление о включении участника закупки в список недобросовестных исполнителей.
  2. Сотрудники ФАС созывают комиссию для рассмотрения заявления.
  3. Заказчику и победителю закупки направляется извещение о месте и времени заседания комиссии.
  4. Комиссия рассматривает дело и принимает решение о включении участника в список недобросовестных исполнителей.

В заявлении нужно указать:

  • данные заказчика и победителя процедуры;
  • дата и номер закупочной процедуры, предмет закупки;
  • способ определения исполнителя;
  • список нарушений, на основании которых победителя процедуры нужно внести в список недобросовестных поставщиков;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата и подпись представителя заказчика.

Образец заявления можно скачать здесь. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие изложенные факты, в частности, извещение о закупке, протокол с результатами процедуры и письменный отказ от подписания контракта (при наличии).

Комиссия должна быть созвана в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от заказчика. В ходе заседания члены комиссии проверяют закупочную документацию и заявку победителя процедуры на соответствие требованиям закона 44-ФЗ, оценивают достоверность изложенных в заявлении фактов и выслушивают аргументы сторон. Решение комиссии с мотивировочной частью оформляется в письменном виде и публикуется в ЕИС в течение трех дней после вынесения.

Заказчик и победитель процедуры вправе оспорить решение комиссии ФАС в арбитражном суде в течение 3 месяцев.

Уголовная ответственность заказчика и его должностных лиц

Как уже говорилось выше, назначение мер уголовной ответственности для лиц, которые совершили нарушение действующего законодательства в сфере закупок, было введено относительно недавно. Использование данного спектра мер направлено, в первую очередь, на то, чтобы минимизировать количество такого рода нарушений, которые имеют своей целью получение конкретного результата при осуществлении различного рода закупок.

Среди основных нарушений, которые можно выделить в части проведения мероприятий, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, следует выделить:

  • действия, направленные на нецелевое расходование бюджетных средств, если такое расходование осуществляется на основании различных закупочных процедур (например, при установлении неоправданно завышенной начальной максимальной цены контракта, которая будет снижаться в конкурентной процедуре, но окажется выше, чем у других возможных участников);
  • необоснованное использование систем преференций и льгот, которое также ставит итоговой целью неправомерное и нецелевое расходование средств, выделенных из федерального или регионального уровней бюджета;
  • проведение закупочной процедуры с получением «нужного» итогового результата, если такие действия имеют под своей основой личную корыстную и другую заинтересованность тех лиц, которые принимают участие в той или иной закупке либо могут оказать влияние на итоговые результаты.

Применение мер ответственности уголовного характера в случае выявления такого рода нарушений могут быть осуществлены в отношении не только контрактных управляющих или сотрудников контрактной службы, которые принимают непосредственное участие в проведении закупочных процедур, но и в отношении других лиц, выступающих от имени государственного или муниципального заказчика, а именно:

  • члены закупочных комиссий (в том числе те, кто проводит рассмотрение различного рода заявок и других документов, подаваемых потенциальными участниками закупочной процедуры);
  • члены экспертных и приемочных комиссий либо лица, которые осуществляют единоличный прием результатов исполненных контрактов;
  • уполномоченные должностные лица, которые не осуществляют непосредственное участие в государственных или муниципальных закупках, но имеют документально подтвержденное право на представление интересов заказчика при осуществлении различного вида закупок.

В том случае, если наличие злого умысла со стороны представителя заказчика или его должностного лица будет установлено, независимо от того, по каким причинам в его действиях такой умысел возник (из-за шантажа и угроз, из-за получения взятки либо по причине собственной заинтересованности), виновное лицо будет привлечено к установленным в рамках статьи 200.4 УК РФ мерам ответственности, а именно:

  • штраф с максимальным значением до одного миллиона рублей (диапазон от двухсот тысяч до одного миллиона рублей назначается в тех случаях, когда речь идет о совершении преступления группой лиц по предварительному сговору, либо если был причинен особо крупный ущерб государству);
  • штраф с возможностью установления его в размере дохода осужденного за период до трех лет (если нет возможности взыскать размер штрафа в конкретной финансовой величине);
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет (в качестве дополнительной меры наказания может быть использован запрет на занятие определенных должностей или осуществление определенных видов деятельности на срок до трех лет, однако, такой запрет устанавливается только по решению суда и на его усмотрение);
  • лишение свободы с максимальным сроком действия наказания до семи лет (к данному наказанию также может быть присоединен дополнительный вид наказания в виде ограничения права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные должности на срок до трех лет).

Однако привлечь к уголовной ответственности по современному законодательству могут не только представителя заказчика, но и потенциального или действующего исполнителя по контракту, если выяснится, что он тоже нарушил действующие нормы права.

Существенные условия

Заказчик в обязательном порядке прописывает в контракте определенные требования, которые называются существенными условиями. Хотя в 44-ФЗ не содержится четкого определения существенных условий, но по данному вопросу можно обратиться к ст. 432 ГК (44-ФЗ опирается на положения Гражданского кодекса). Без включения в текст контракта существенных условий его можно признать недействительным и не имеющим юридической силы. В числе таких условий:

  1. Предмет: продукция, работы и услуги, которые приобретает заказчик. Предмет закупки должен быть определен максимально конкретно.
  2. Цена контракта: она является твердой и не подлежит изменению. Порядок определения цены, формула расчета и предельное значение цены также могут указываться в контракте.
  3. Сроки и способы оплаты заказчиком по договору.
  4. Сроки поставки.
  5. Порядок приемки товара.
  6. Способ обеспечения исполнения контракта, его размер, сроки возврата обеспечения.
  7. Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.
  8. Ответственность за нарушение условий исполнения контракта.

Так как на основании ст. 34 44-ФЗ контракт подписывается в соответствии с закупочным извещением и тендерной документацией, заявкой победителя и окончательным предложением, то условия указанных документов можно отнести к существенным условиям. В частности, из данных документов заказчику предстоит взять: наименование и описание объекта закупки, количество поставляемых товаров, срок доставки, источники финансирования и гарантийные обязательства поставщика, требования относительно дополнительных процедур (в частности, монтажа и наладки).

Есть еще некоторые существенные условия, которые применяются в отдельных типах договоренностей между заказчиком и подрядчиком.

При цене контракта от 1 млрд р. для обеспечения федеральных нужд и от 100 млн р. – для региональных подрядчик обязан предоставлять сведения обо всех привлекаемых им субподрядчиках, если им передается более 10% от общего объема договоренностей. В данном случае заказчик также должен предусмотреть ответственность за нарушение требований. Для государственных контрактов с ценой более 1 млрд р. и муниципальных – с ценой от 200 млн р. обязательно вводится банковское сопровождение. Оно осуществляется только в банках, прошедших предварительный отбор.

В некоторых закупках заказчик делает обязательным требование о привлечении субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или НКО. В этом случае в контракте прописывается минимальный объем заказа у субподрядчиков из числа СМП и ответственность подрядчика за непривлечение.

Содержание отдельных типов договоров прописывается в специальных нормативно-правовых актах. Например, Постановление №636 от 2010 года устанавливает требования к энергосервисному контракту.

Пени за просрочку при исполнении обязательств и особенности их расчета

Ранее размер ответственности поставщика в виде пени мог превысить размер ответственности заказчика в несколько раз и снизить его допускалось только в судебном порядке. Теперь правила начисления пени упростили: для заказчика и поставщика они установлены в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта за каждый день просрочки.

При этом цена контракта уменьшается на сумму уже выполненных исполнителем или поставщиком работ. Опять же при начислении пени сумма неустойки не может превышать цены контракта.

Исполнителю стоит учитывать, что размер штрафов за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем за просрочку. Поэтому ему выгоднее завершить работу с некоторой просрочкой, чем сдать некачественный объект.

Заказчик по 44-ФЗ не вправе самостоятельно решать, начислять ли ему пени или нет. Начислить пени поставщику при просрочке — это его обязанность. Но есть некоторые исключения. Так, заказчик может не устанавливать пени, если проводит закупки у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. р. на посещение зоопарка, цирка, кино, на поставку лекарственных средств.

Размер пени не подлежит изменению в одностороннем порядке по ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. Законодательство не содержит такой возможности.

Приведем пример расчета пени по 44-ФЗ. Заказчик просрочил оплату за товары по госконтракту на 10 дней в сумме 200 тыс. р. Ставка рефинансирования в апреле 2019 года составляет 7,75%. Пени будут рассчитаны так:

(200000 * (1/300 * 7,75%) *10) = 516,67 р.

Поставщик также вправе оспорить начисленные штрафы и пени, если ему удастся доказать, что его вина отсутствует. В частности, в ч. 9 ст. 22 44-ФЗ прописана возможность освобождения от санкций, если нарушение произошло по вине другой стороны или при обстоятельствах непреодолимой силы. К таким обстоятельствам можно отнести природные катаклизмы, забастовки, военные столкновения и пр.

Фиксированная величина штрафов должна быть прописана уже на этапе подготовки конкурсной документации. Но рассчитать их сложно, так как цена контракта становится известна только по результатам торгов. Поэтому в проект контракта можно включить пункт с незаполненными полями (например, «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта поставщик устанавливает заказчику штраф в размере __% от цены контракта, а именно ___руб.»). Уже при подписании договора сюда можно включить конкретные значения.

Но если заказчик уверен, что по итогам закупки цена не упадет так сильно, чтобы попасть в иной диапазон для расчета штрафа, то он может изначально указать здесь величину штрафа.

Требования 44-ФЗ обязывают заказчика, помимо штрафов, указать и правила расчета пени или их размер (согласно ч.7 ст. 34 44-ФЗ). Для этого можно просто продублировать величину пени из Положения.

Проведение экспертизы

На основании ч. 3 94-ФЗ «О контрактной системе» от 2013 года для проверки соответствия результатов работ требованиям заказчика и условиям госконтракта заказчики должны провести экспертизу. Экспертиза результатов по госконтракту может проводиться в двух вариантах:

  • собственными силами заказчика;
  • с помощью привлеченных экспертов и экспертных организаций на основе подписанных контрактов с учетом требований законодательства о закупках по 44-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 94 44-ФЗ заказчик может создавать приемочную комиссию для приемки выполненного этапа работ или полностью выполненного контракта.

Определение экспертов и экспертных организаций приведено в п. 15 ст. 3 44-ФЗ. Под ними понимаются физические и юридические лица, обладающими особыми компетенциями и познаниями, опытом и квалификацией в научной или технической сфере, в области искусства и ремесла. Они осуществляют деятельность на основании договора, который предполагает изучение и оценку предмета экспертизы, подготовку экспертных заключений в закупочной практике по 44-ФЗ.

В ч. 4 ст. 94 44-ФЗ установлено, что учреждения должны привлекать экспертов при закупках товаров и услуг у единственного поставщика. Здесь же приведен перечень исключений, когда допускается обойтись без экспертного обоснования: в частности, при закупках услуг экспертных организаций, проектной документации на капстроительство, результатов проектных изысканий и пр. С учетом прописанных здесь исключений можно сделать вывод, что прописанные в 44-ФЗ исключения позволяют осуществлять большую часть закупок у единственного поставщика без привлечения внешних экспертов.

Так, привлечение экспертов обязательно при поставках культурных ценностей, произведений искусства и литературы, приобретении нежилых зданий и пр.

При привлечении сторонней экспертной организации заказчику стоит учитывать, что контракт с ней подписывается по общим правилам, которые закреплены в 44-ФЗ. То есть заказчику необходимо (как и в случае закупок товаров, работ и услуг) определиться с предметом экспертизы, выбором способа закупок и провести закупочную процедуру.

Согласно поясняющему письму Минфина от 2017 года №24-02-07/87603, в целях закупок экспертных услуг заказчикам следует провести конкурентную закупку или закупить эту услугу через подписание контракта с единственным поставщиком по ст. 93 44-ФЗ.

Закупки экспертных услуг подлежат включению в план-график по ч. 11 ст. 21 44-ФЗ.

При выборе способа закупки экспертных услуг заказчику следует учитывать все ограничения по 44-ФЗ. Так, запрос котировок допускается проводить в случае, если начальная цена контракта не превышает 500 тыс. р., годовой объем закупок этим способом — не более 10%.

Сторонние эксперты должны соответствовать требованиям по ст. 41 ФЗ-44. Так, для проведения экспертизы лица, которые ее осуществляют, должны состоять в СРО.

Порядок проведения внутренней экспертизы законодательно не установлен, как и то, кто вправе выступать в роли эксперта. Проводить внутреннюю экспертизу вправе любой работник заказчика или группа лиц, обладающие нужными знаниями и квалификацией по предмету. Таким образом, требования ст. 41 44-ФЗ на внутреннюю экспертизу не распространяются.

Экспертиза, которая проведена как внутренними экспертами, так и сторонней организацией, должна быть оформлена должным образом. На практике результаты внешней экспертизы оформляются через заключение.

Документом, который подтверждает проведение экспертизы силами заказчика, является акт о приемке товара или результатов работ.

Порядок заключения контракта

Заключение контракта по итогам любой закупки происходит на основании положений соответствующих статей Федерального закона «О контрактной системе» №44-ФЗ.

Федеральный закон «О контрактной системе» №44-ФЗ регламентирует сроки, которые должны быть соблюдены для подписываемых контрактов, а также подробный алгоритм действий, которые должны предпринять стороны для того, чтобы проводимая закупка обрела документально оформленный результат.

Независимо от того, каким именно образом проводится та или иная закупка – в виде специальных электронных торгов или на основании правил закупки у единственного поставщика, порядок действий выглядит следующим образом:

  1. После того как проводимая закупка получит результат в виде конкретного победителя, заказчик обязан прислать предварительно сформированный проект контракта своему контрагенту для проверки и выявления возможных возражений. Если таковых со стороны контрагента не будет, то исполнитель обязан уведомить заказчика о возможности подписать контракт, после чего ему направляется на подписание электронный вариант контракта, размещенный на одной из используемых заказчиком электронных торговых площадок.
  2. Исполнитель, со своей стороны, еще раз проверяет содержание условий контракта, после чего подписывает его и направляет подписанный вариант заказчику.
  3. Заказчик подписывает контракт со своей стороны, после чего в течение ограниченного срока времени он должен разместить его в Единой информационной системе с отметкой о взаимном подписании и переходе к его исполнению.

Если речь идет о контракте, который заключается с единственным поставщиком, то в отношении него процедура несколько легче, так как закон предоставляет возможность сторонам процесса подписать не электронный, а бумажный вариант контракта, так как необходимости в электронной процедуре для всех закупок, проводимых по статье 93 Федерального закона №44-ФЗ, на сегодняшний день нет.

Сведения о том, что контракт подписан, должны быть зафиксированы в ЕИС также в ограниченный период времени после подписания договора сторонами.

Для случаев, когда речь идет о подписании контракта по итогам электронных торгов, которые требуют наличия обеспечения исполнения контракта, подписание его возможно только после того, как будет подписан соответствующий договор. При этом все действующие электронные торговые площадки предоставляют возможность подписать контракт в электронном виде только после того, как исполнитель предоставит подтверждение о перечислении обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение исполнения контракта – это гарантия от исполнителя контракта, что он со своей стороны в полном объеме выполнит все взятые на себя обязательства. Если же по каким-то причинам исполнитель уклоняется от своих обязательств, именно на перечисленные в качестве обеспечения исполнения контракта средства заказчик обращает первое взыскание по поводу взыскиваемой неустойки.

Если контракт в полном объеме исполнен контрагентом, то заказчик возвращает обеспечение вместе с перечислением средств в качестве оплаты по исполненному контракту. Если срок действия контракта более одного финансового года, то обеспечение возвращается только после того, как будет в полном объеме исполнен контракт.

Уклонение от заключения и исполнения контракта

Для государственных закупок уклонение от заключения контракта является достаточно распространенным случаем нарушения условий действующего законодательства. На основании положений действующего законодательства под уклонением от заключения контракта следует понимать либо непредоставление участниками необходимых документов, которые должны сопровождать подписание контракта, либо неподписание контракта в течение условленного времени, которое регламентировано с точки зрения действующих статей Федерального закона №44-ФЗ.

Общий срок, в течение которого должен быть подписан контракт, находится в диапазоне от трех (по контрактам, заключаемым с единственным поставщиком) до тринадцати дней (по электронным аукционам и конкурсам в случае наличия протоколов разногласий).

В том случае, если по каким-то причинам в течение указанного времени контракт не подписан одним или обоими участниками, может быть принято решение о проведении специальной процедуры привлечения к ответственности за уклонение от заключения или исполнения контракта.

В качестве мер ответственности за такие действия в отношении исполнителя могут быть предприняты следующие меры воздействия:

  • списание денежных средств в качестве взыскания, которое осуществляется с перечисленного обеспечения исполнения контракта или предоставленной банковской гарантии. Списание происходит в виде налагаемых на исполнителя штрафных санкций, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • внесение исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков на срок до двух лет (максимальный срок определяется Федеральной антимонопольной службой на основании предоставленных заказчиком документов, подтверждающих уклонение победителя закупки от заключения контракта, а также на основании того, какое по счету это нарушение, которое зафиксировано ФАС в отношении конкретного исполнителя);
  • возмещение понесенных заказчиком убытков на основании вынесенного судебного решения по иску от заказчика для тех случаев, когда речь идет о нехватке денежных средств, которые были взысканы с исполнителя из заблокированных на электронной торговой площадке средств.

Если речь идет об уклонении от заключения или исполнения контракта со стороны заказчика, то к ответственности такой заказчик может быть привлечен на основании решения суда или на основании соответствующего постановления ФАС.

Однако в случае с уклоняющимся от исполнения контракта заказчиком исполнитель должен доказать, что используемые заказчиком основания подписывать контракт являются законными. Перечень оснований, по которым заказчик вправе отказаться от подписания контракта, следует уточнять в Федеральной антимонопольной службе при подаче жалобы на действия заказчика.

Условия госконтракта по 44-ФЗ

Контракт должен включать следующие обязательные условия:

  • фиксированная цена на весь срок действия контракта;
  • ответственность заказчика и исполнителя за нарушение своих обязательств;
  • график исполнения контракта (если срок исполнения больше трех лет и цена контракта превышает 100 миллионов рублей);
  • процедура и сроки оплаты контракта;
  • порядок приемки результатов исполнения и оформления акта приемки;
  • размер и порядок уменьшения размера оплаты контракта на величину взыскиваемых по закону налогов;
  • срок и порядок возврата обеспечения закупки исполнителю;
  • обязанность исполнителя предоставлять сведения о привлекаемых им субподрядчиков, если цена договора с ними составляет более 10% от цены госконтракта.

Последнее условие необходимо только для госконтрактов на сумму свыше миллиарда рублей или для муниципальных контрактов на сумму свыше 100 миллионов рублей.

Вместо фиксированной цены допустимо установить максимальное значение и формулу расчета цены при закупке следующих видов услуг или работ:

  • страхование;
  • оценка недвижимости;
  • кредитование;
  • капитальное строительство;
  • поставка топлива.

Важно учесть, что Правительство РФ вправе включать в контракт по конкретной закупке дополнительные условия

Изменение условий

Условия госконтракта допустимо изменять после подписания документа только по соглашению заказчика и исполнителя в следующих случаях:

  • когда без корректировки условий исполнение контракта невозможно;
  • при изменении требований законодательства к условиям действующих контрактов;
  • при урезании бюджета госзаказчика;
  • если внесение изменений в контракт предусмотрено закупочной документацией.

В документации о закупке может быть упомянуто, что цена контракта может быть снижена без уменьшения обязательств исполнителя.

При уменьшении или увеличении объема поставок по контракту не более, чем на 10%, цена изменяется пропорционально измененному объему поставок, при этом стоимость единицы товара, услуги или объема работ рассчитывается как отношение первоначальной цены контракта к первоначальному объему товаров, работ или услуг.

Изменение контракта из-за невозможности его исполнения на принятых условиях может потребоваться, когда на очередном этапе исполнения резко возросла стоимость сырья для производства, или существенно изменился стандарт качества закупаемых товаров, работ или услуг.

Ответственность

За нарушение сроков исполнения обязательств по госконтракту исполнитель несет ответственность в виде пени, равной 1/300 от ключевой ставки ЦБ (7,75), применяемой к неуплаченной сумме. При некачественном исполнении обязательств вне зависимости от соблюдения срока исполнитель подвергается штрафу, размер которого определяется условиями закупки и .

Если заказчик не составил документы о приемке товара или услуги надлежащим образом, то он несет административную ответственность в виде штрафа в размере 20000 рублей (). За прием некачественного товара полагается штраф в размере 50000 рублей, за незаконное изменение условий госконтракта штраф для должностных лиц составит 20000 рублей, а для организаций – до 200000 рублей.

Ответственность сторон за нарушение сроков исполнения контракта и перевода средств включается отдельным разделом в проект контракта. В данном разделе необходимо указать размер пеней и штрафов, полагающихся за просрочку, а также дополнительных взысканий, определенных в закупочной документации. Стратегически важные отраслевые учреждения (Росатом, Рособоронзаказ) могут принимать нормативные акты, регламентирующие ответственность сторон в типовых проектах контрактов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий