Ответственность за коррупцию в россии

Признаки деяния

Классификация преступлений

Преступные действия, которые направлены на причинение ущерба авторитету органов государственной власти, интересам службы в структурах власти, муниципального самоуправления, коммерческим и некоммерческим структурам, принято квалифицировать как коррупция.

Внимание! Проявляется в противоправном получении должностным лицом, которое наделено государством властными полномочиями, личных благ за действия:

  • которые противоречат интересам службы;
  • которые не противоречат интересам службы, однако без личной заинтересованности не совершаются.

Нормы закона, которые направлены на борьбу с коррупционными деяниями, предусматривает такие виды:

  • взяточничество – это получение или предоставление материального вознаграждения за совершение действий, которые идут вопреки интересам службы;
  • присвоение и растрата материальных ценностей и имущества, которое вверено субъекту властных полномочий, а также использование в личных целях, продажа, передача другим лицам или совершение с ним других противоправных действий;
  • мошенничество – это обман или злоупотребления доверием в целях незаконного изъятия ценностей у собственника имущества;
  • вымогательство – это требование передачи имущества, ценностей, прав на них за совершение в пользу собственника определенных действий. При этом требование может быть выражено и с помощью угроз;
  • злоупотребление служебными полномочиями в личных корыстных целях.

Как проводят профилактику коррупционных и иных правонарушений?

Поскольку эта сфера преступности представляет особую опасность для государства, на правительственном уровне вырабатываются различные меры по борьбе с такими деяниями.

Профилактика коррупционных правонарушений включает в себя:

1. Проведение разъяснительной работы с населением с целью формирования у граждан нетерпимости к коррупции

Субъекты должны понимать важность сообщения о совершении коррупционного правонарушения в правоохранительные органы

2. Экспертиза нормативных актов и законопроектов.

3. Рассмотрение и анализ федеральными, региональными, территориальными структурами власти, другими органами и организациями, обладающими властными полномочиями, вопросов практики применения судебных решений по делам о коррупции. Такого рода мероприятия проводятся не реже 1 раза/квартал. В ходе исследования и анализа практики выявляются недочеты, причины их возникновения, вырабатываются методы их устранения.

4. Предъявление жестких квалификационных требований к кандидатам на замещение постов муниципальной или госслужбы, проверка информации, предоставляемой ими при поступлении на работу.

5. Установление конкретных оснований для снятия с должности лиц, причастных противоправным действиям, и мер ответственности за коррупционные правонарушения.

6. Введение в практику кадровых служб правил, согласно которым продолжительное, эффективное, безупречное выполнение профессиональных обязанностей учитывается при назначении сотрудников на вышестоящие должности, присвоении им специальных либо воинских званий, классных чинов, дипломатических рангов или при их поощрении.

7. Совершенствование деятельности институтов парламентского и общественного контроля над соблюдением положений законодательства, регламентирующих противодействие коррупции.

Немаловажное значение при профилактике имеет своевременное выявление случаев личной заинтересованности должностных лиц при выполнении своих обязанностей, конфликта интересов, а также контроль доходов и расходов муниципальных и госслужащих

Самые необычные дела о коррупции

Что касается самых необычных дел, почти всегда интерес представляет предмет, которым дается взятка. Уголовный кодекс определяет, что этим предметом может быть все, что имеет определенную ценность. Например, лет 10 назад некоторые чиновники были не против получить взятку ваучерами оплаты сотовой связи (почти деньги, даже номинал есть). Сейчас, конечно, чаще требуют деньги, но нестандартные ситуации бывают.

Быт – дело сложное, и иногда какие-то бытовые вещи становятся предметом взятки, например:

  • в Калмыкии призывник пытался подкупить военного комиссара бараньей тушей;
  • в Свердловской области сотрудник ГИБДД вместо составления протокола потребовал от водителя (работника строительной фирмы) заменить в его доме батарею;
  • в Ростовской области чиновник местной администрации выдавал фиктивные справки взамен на картриджи для принтера (вероятно, чтобы печатать эти же справки);
  • в Тюменской области преподаватель требовал деньги от студентов, но не просто так: он предлагал купить у него всякие ненужные вещи вроде печатной машинки или кассетного магнитофона;
  • чиновница УФМС в Забайкальском крае согласилась не привлекать предпринимателя к ответственности за найм иностранца в обмен на 100 железнодорожных шпал.

Один украинский депутат недавно предложил жительнице страны продать собаку, чтобы оплатить коммунальные услуги. В России же животные часто становятся предметом взятки.

Есть случаи попытки дать взятку щенками, баранами, гусями и даже хомяками. Как правило, животные «котируются» в сельской местности.

Взятки дают даже едой. И если шоколадка или коньяк выглядят более-менее понятно, то как можно было предложить год бесплатных обедов в столовой для инспектора ГИБДД – уже не так очевидно. Правда, говорят, что в сельской местности бывают попытки дать взятку домашней консервацией.

А вообще «отблагодарить» нужного человека пытаются практически чем угодно – фейерверками, тюками с сеном, пакетом с крысиным ядом, книгами на эсперанто, сушеными апельсиновыми корками и многим другим.

Юрист Борис Носов рассказывает еще о двух необычных случаях из судебной практики:

И ведь главное – это все выявленные факты взяточничества (пусть и такого курьезного). Сколько подобных фактов бытовой и не только коррупции остается в тайне – не знает никто, как и то, что могут давать в качестве взяток.

Иные правонарушения

Все о понятии и видах коррупционных преступлений этой категории также для удобства помещено в таблицу.

Содержание правонарушения Относящаяся к нему статья Уголовного кодекса
Факт халатности 293
Факт служебного подлога 292
Незаконная занятость деятельностью, относящейся к предпринимательской 298
Присвоение правонарушителем должностных полномочий с наличием при этом корыстной либо иной собственной заинтересованности 288
Факты превышения своих должностных полномочий 286
Нецелевое расходование финансов, иных материальных средств, что находятся во внебюджетных государственных фондах 285, часть 2
Нецелевая растрата средств, которые наполняют государственный бюджет 285, часть 1
Злоупотребление полномочиями, имеющимися согласно должности 285
Факты вымогательства или хищения наркотических или психотропных препаратов, связанные с использованием злоумышленником своего должностного положения 222, часть 2, пункт «в»
Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывной техники, взрывчатых веществ, что было совершено преступником, опираясь на собственное служебное положение 226, часть 3, пункт «в»
Хищение или вымогательство спектра ядерных материалов, что предпринималось с использованием собственного должностного статуса 221, часть 2, пункт «в»
Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, чему способствовало служебное положение преступника 210, часть 3
Факты превышения собственных полномочий сотрудниками детективных служб, охранных предприятий, основанием для чего служила корыстная или личная заинтересованность правонарушителя 203
Злоупотребление служебными правами со стороны частных аудиторов и нотариусов, цель чего — извлечение выгоды как для себя, так и для круга заинтересованных лиц 202
Злоупотребления полномочиями работниками, служащими и проч. 201
Регистрация сделок с землей, признанных незаконными 107
Присвоение либо растрата корпоративного, общего имущества с использованием служебного статуса 160, часть 3
Мошенничество с использованием должностного положения в области страхования 159.5, часть 3
Мошенничество по служебному статусу в сфере получения различных денежных выплат 159.2, часть 3
Мошенничество по должностному положению в сфере кредитования юридических и физических лиц 159.1, часть 3
Любое иное мошенничество, совершенное злоумышленником с использованием собственного должностного положения 159, часть 3
Невыплата пособий, студенческих стипендий, субсидий, пенсий, оплаты труда 145.1

Виды ответственности за коррупционные преступления, что были перечислены выше, содержаться в статьях Уголовного кодекса, прописанных напротив каждого пункта. Мы же переходим к последней категории по классификации ФЗ «Об антикоррупционной деятельности».

Должностные лица государственных и муниципальных органов, а также казенных учреждений не обязаны сообщать о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим. Это должны делать только коммерческие организации

ВС РФ отменил постановление мирового судьи о привлечении к ответственности администрации городского округа за ненаправление уведомления о заключении трудового договора с бывшим сотрудником силового ведомства. Судья ВС посчитал, что специальные правила трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих касаются только коммерческих и некоммерческих организаций, так как налагаемые антикоррупционным законодательством ограничения установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов (, , , , ).

Президиум ВС РФ с этим согласился и добавил, что аналогичный подход применяется в отношении трудоустройства бывших госслужащих в государственные или муниципальные казенные учреждения. Так, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (). Одновременно, согласно , государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. А государственными и муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом федерации и муниципальным образованием ( Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). При этом финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета (). Таким образом, трудоустройство бывшего госслужащего в такое учреждение не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов по прежней занимаемой должности на службе, – делают вывод авторы документа ().

Уголовная ответственность

Такое преступление, как коррупция, в Уголовном Кодексе не указывается. Но в нем есть статьи, предусматривающие серьезное наказания за действия, которые можно отнести к коррупционным:

  • По статье 290 можно получить уголовное наказание за взяточничество, вымогательство денежных средств за определенные действия на занимаемой должности.
  • Статья 201 определяет наказание за злоупотребление полномочиями.
  • За коммерческий подкуп лицо может быть осуждено по статье 204.

Возможна уголовная ответственность не только за получение, но и за дачу взятки, с учетом статьи 291. по данным статьям рассматривается с учетом того, какую должность занимать нарушитель.

Рассматриваются именно те случаи препятствования, которые связаны с подкупом, с использованием возможностей служебного положения. Это серьезное преступление, к сожалению, не редкое для данного времени. И за такое правонарушение судом может быть назначено несколько видов наказания:

  1. Присуждается штраф от 100 тысяч до 300 тысяч.
  2. С виновного может быть взыскан штраф в размере зарплаты за год или два года. Также штраф может равняться сумме другого дохода за указанный период.
  3. Могут быть присуждены обязательные работы в течение 480 часов, исправительные работы до двух лет, принудительные работы до пяти лет.
  4. Среди самых суровых наказаний – арест до шести месяцев, лишение свободы до пяти лет.

Еще одна статья УК, предусматривающая наказание за коррупцию, в частности за мошенничество с использованием своего служебного положения, — это статья 159, часть 3. По этой статье и другим, связанным с коррупционными действиями, также предусматриваются разные типы наказания – от штрафов до лишения свободы.

Как можно быть наказанным, если правонарушение квалифицируется по статье 290 УК, она называется «Получение взятки»?

  • Можно заплатить штраф один миллион рублей, штраф в сумме зарплаты за год или два. Для начисление может быть рассмотрена и сумма взятки, умноженная десятикратно или пятидесятикратно. Дополнительно правонарушитель лишается права работать на должностях государственной службы в течение трех лет.
  • Назначаются исправительные работы до двух лет, принудительные до пяти лет. Одновременно нарушитель снимается с должности и не может работать на госслужбе несколько лет.
  • Также можно лишится свободы на три года, уплатив еще при этом штраф в сумме взятки, умноженной двадцатикратно.

Штраф, принудительные работы, лишение свободы на два года – эти меры наказания могут применяться и к тому, кто сам дал взятку.

Среди юридических документов, которые обговариваются в последнее время, есть и новый закон о наказании за коррупцию. Вернее, это изменения в статьи, которые уже приняты в Уголовном кодексе. Предполагается изменение наказания для чиновников-взяточников. Предлагается заменить лишение свободы принудительными работами.

Дело «Росагролизинга»

В 2011-2013 годах МВД возбудило три уголовных дела о хищениях бюджетных средств в ОАО «Росагролизинг», которые произошли в 2007-2009 годах. Были арестованы бывший замминистра сельского хозяйства РФ Алексей Бажанов, гендиректор ООО «Межрегионторг» Сергей Бурдовский, гендиректор ООО «Липецкагротехсервис» Игорь Коняхин, бывшие руководители ЗАО «Маслопродукт-био» Роман Малов и Сергей Дуденков.

Общий ущерб от их преступной деятельности следствие оценило в 39 млрд рублей. В розыск по делу о хищении 600 млн рублей объявлен бывший руководитель департамента Минсельхоза Олег Донских. Экс-глава Минсельхоза Елена Скрынник (возглавляла «Росагролизинг» в 2001-2009 годах) была допрошена как свидетель и впоследствии уехала из России. В октябре 2020 года стало известно, что еще весной 2013 года управление федерального прокурора (УФП) Швейцарии инициировало уголовную процедуру против Скрынник и ряда других лиц по подозрению в отмывании денег; в этом контексте УФП наложило арест на банковские счета, принадлежавшие бывшему министру сельского хозяйства. 28 октября 2020 года российские СМИ сообщили об аресте швейцарских счетов Скрынник на сумму в 60 млн франков (около $61 млн).

29 октября секретарь Генсовета политической партии «Единая Россия» Сергей Неверов сообщил, что Скрынник была исключена из рядов партии за действия, дискредитирующие эту политическую организацию, а также «за утрату связи с партией». 2 ноября глава Администрации президента РФ Сергей Иванов заявил, что к Елене Скрынник у прокуратуры Швейцарии претензий нет, а все «существенные претензии» относятся к ее бывшему заместителю. Сама Скрынник в эфире «Русской службы новостей» заявила, что информация об аресте ее счетов в Швейцарии не соответствует действительности, подчеркнув, что у нее «даже денег таких нет».

Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?

То, что законодательством не установлен полный список антикоррупционных требований к организациям, приводит к необходимости издавать новые и все более детальные «методички» по разработке и внедрению антикоррупционных политик в компаниях.

18 сентября Минтруд издал три новых документа: «Меры по предупреждению коррупции в организациях», «Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации» и памятку «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование».

Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования

И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.

Новые документы содержат важные рекомендации:

Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами

Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации

Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов
Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений
Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.

Административные санкции

Ответственность за коррупционные действия, которые не подпадают под Уголовный кодекс, наказываются в административном порядке. Она применяется не только к физическим лицам, но и к юридическим.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит перечень противоправных, виновных действий (бездействий).

Так, в статье 5.16. КоАП за «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах» предусмотрена ответственность в виде административного штрафа:

  • для граждан – от 20 тысяч до 25 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

Учтите! В статье 5.17. КоАП за «Не предоставление или не опубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума» предусмотрен административный штраф в размере от 20 до 25 тысяч рублей:

  • для кандидата;
  • для лица, являвшегося кандидатом;
  • для лица, избранного депутатом или на иную выборную должность;
  • для уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
  • для должностного лица кредитной организации.

Статьей 5.18. КоАП РФ за «Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума» предусмотрен административный штраф:

  • для граждан – от 20 тысяч до 25 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 300 тысяч до 1 000 000 рублей.

Запомните! Статьей 5.19. КоАП РФ «Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума» наказывается административным штрафом:

  • для граждан – от 20 тысяч до 25 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
  • для должностных лиц – от 30 тысяч до 40 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
  • для юридических лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
  • для граждан – от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 200 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Важно! Статьей 15.14. КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов» наказывается административным штрафом:

  • для должностных лиц – от 20 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацией на срок от одного года до трех лет;
  • для юридических лиц – от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Статьей 15.21. КоАП РФ предусмотрено, что «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг» влечет административный штраф:

  • для граждан – от 3 тысяч до 5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
  • для юридических лиц — в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее 700 тысяч рублей.

Основания для обжалования приговора суда по уголовному делу.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность представляет собой отдельный вид юридической ответственности, суть которой состоит в воздействии на нарушителя трудовой дисциплины одним из видов дисциплинарного взыскания.

Внимание! Дисциплинарным коррупционным проступком является нарушение порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, которые обладают признаками коррупции, однако не являются преступлением или административным правонарушением со стороны следующих категорий лиц:

  • которые занимают государственные должности Российской Федерации;
  • занимающими должности, предусмотренные реестром муниципальных должностей муниципальной службы;
  • служащими Центрального банка Российской Федерации, его учреждений и представительств, а равно государственных внебюджетных и пенсионных фондов;
  • должностными лицами государственных органов контроля и надзора;
  • служащими межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется статус государственных служащих;
  • служащими и иными сотрудниками международных организаций из числа граждан Российской Федерации;
  • мировыми судьями;
  • лицами, исполняющими обязанности арбитражных и присяжных заседателей;
  • иными лицами, приравненными к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения.

За совершение коррупционного проступка все они подлежат дисциплинарной ответственности согласно законодательству Российской Федерации.

Грубыми дисциплинарными проступками, которые не являются преступлениями, являются нарушения государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, которые установлены в статьях 16 и 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года за №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В качестве примера можно привести непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Посмотрите видео. Коррупционные преступления: 

Дополнительно

При решении вопросов, касающихся применения к виновным мер гражданской ответственности, необходимо учесть ряд положений, закрепленных ГК. Так, в 16 статье Кодекса устанавливается, что убытки, которые организации и граждане понесли вследствие противоправных действий/бездействия уполномоченных органов, возмещаются Российской Федерацией, соответствующим регионом или муниципалитетом.

Обстоятельства, при которых может применяться гражданско-правовая ответственность, конкретизированы в статьях 1069-1071 ГК.

Основания для наказания виновных в коррупционных правонарушениях можно рассматривать и в контексте положений ФЗ № 273. Речь о деликтах, связанных с передачей имущества, акций в доверительное управление.

Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения

Уголовным кодексом РФ предусмотрены уголовные меры наказания за коррупционные преступления, однако в данном кодексе сам термин «коррупция» не употребляется.

Элементы данного термина используются в различных статьях этого кодекса и в основном скомпонованы в его 30 главе. Согласно данной главе коррупционные преступления можно разделить на несколько подвидов:

  • В ст. 285 УК РФ указан такой тип преступлений как злоупотребление должностными полномочиями. Данная статья подразумевает использование должностным лицом своих полномочий во вред обществу, не по назначению. Этот тип преступлений может быть наказан штрафом, лишением свободы, принудительными работами, лишением возможности заниматься определенной деятельностью и занимать определенные посты.
  • В ст. 285.1 УК РФ указан такой тип преступлений как нецелевое расходование бюджетных средств. Эта статья предусматривает расходование бюджетных средств не по назначению, что наносит вред общества. Этот тип преступлений может быть наказан штрафом, лишением свободы, принудительными работами, лишением возможности заниматься определенной деятельностью и занимать определенные посты.
  • Ст. 286 УК РФ предусматривает такой вид преступлений как превышение должностных полномочий. Это понятие предполагает совершение должностным лицом действий, выходящих за рамки его полномочий, которое влечет вред для общества и государства. Этот тип преступлений может быть наказан штрафом, лишением свободы, принудительными работами, лишением возможности заниматься определенной деятельностью и занимать определенные посты, а так же арестом.
  • Ст. 289 УК РФ раскрывает понятие таких преступлений, которые подходят под понятие незаконного участия в предпринимательской деятельности. Данная статья предполагает организацию должностным лицом предпринимательской деятельности лично, либо через третьих лиц в виде покровительства, налоговых льгот и иных преимуществ. Этот тип преступлений может быть наказан штрафом, лишением свободы, принудительными работами, лишением возможности заниматься определенной деятельностью и занимать определенные посты, а так же арестом.
  • Следующей довольно часто применяемой статьей является получение взятки ст. 290 УК РФ. Эта статья предполагает получение лицом, занимающим определенную должность денежных средств, ценных бумаг и иных ценностей за совершение им действий/бездействий в пользу данных лиц с использованием свое должностного положения. Этот тип преступлений может быть наказан штрафом, лишением свободы, принудительными работами, лишением возможности заниматься определенной деятельностью и занимать определенные посты, а так же арестом.

Административное наказания

Должностные лица за совершение коррупционных правонарушений могут нести и административную ответственность.

Меры ее определены в нормах КоАП, а также в статьях ГК РФ. В данном случае рассматриваются коррупционные действия в рамках отношений между гражданами (организациями) с одной стороны, и структурами власти с определенными полномочиями с другой стороны.

Действия, подразумевающие коррупционные нарушения, могут быть наказаны по следующим статьям:

  1. Статья 13.11 КоАП рассматривает нарушение норм хранения, сбора, использования персональной информации.
  2. Статья 13.14 определяет наказание ха разглашение данных с ограниченным доступом.
  3. Использование служебной информации в целях корыстного характера рассматривается статьей 15.21.
  4. По статье 19.28 осуждается противоправное награждение, которое было совершено намеренно юридическим лицом.
  5. За привлечение госслужащего к трудовой деятельности, что расходится с законом, будет применено наказание по статье 19.29.

При получении подарка на сумму 3-х тысяч рублей лицом, которое находится на государственной должности, применяется мера наказания по статье 575 ГК РФ.При этом не имеет значение уровень государственной службы, он может быть федеральным, региональным.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий