Ответственность в области персональных данных

Кто отвечает за защиту персональных данных?

Ответственность за защиту данных несет оператор персональных данных. Это может быть любая компания, которая занимается сбором, хранением или обработкой информации. Компания назначает ответственное лицо – ему передаются полномочия по работе с ПД конкретной категории (клиенты, сотрудники, партнеры и др.). В случае утечки информации в первую очередь виновным будет тот, кто отвечал за данные по конкретной категории.

Если это электронный ресурс, тогда вся ответственность возлагается на собственника сайта – вне зависимости от того, зарегистрирован ли он как оператор ПД. Если сайт собирает какую-либо информацию, значит по факту собственник уже является оператором.

Если же на сайте нет информации о собственнике ресурса, вся ответственность за распространение информации ложится на администратора домена этого сайта.

‼️ Нарушения и ответственность при использовании ПИ

В действующих нормативных актах предусмотрено сразу несколько видов ответственности, которая может наступить в случае несоблюдения принципов работы с личными сведениями физических лиц. Сюда относится следующее:

Административная ответственность – возникает при совершении нарушений следующего характера:

  • обработка персональных сведений в ситуациях, когда это противоречит закону;
  • работа с такими материалами без согласия владельца;
  • отсутствие либо ограниченный доступ к политике обработки персональных данных;
  • невыполнение требования, касающегося уточнения, блокировки либо удаления чужой личной информации;
  • нарушение правил по обеспечению сохранности таких сведений и их защиты от несанкционированного доступа;
  • если не была выполнена обязанность по обезличиванию персональных сведений.

Уголовная – это более серьезный уровень ответственности, которая может наступить в следующих ситуациях:

  • тайный сбор и распространение деталей личной жизни другого человека без его согласия, в том числе с использованием своего служебного статуса;
  • незаконная публикация сведений, прямо указывающих на лицо в возрасте до 16 лет, ставшее участником уголовного дела, либо информации, которая передает перенесенные им страдания (нравственные/физические).

Гражданско-правовая – такой вид ответственности возникает в случаях, когда в результате неправильной работы с персональной информацией, ее владелец понес убытки.

Дисциплинарная – в категорию нарушений, попадающих под такой вид ответственности, можно отнести ситуации, когда один из работников незаконно распространяет персональные данные другого сотрудника.

В качестве примера можно привести случай, произошедший осенью 2019 года. Тогда бывший работник «Сбербанка» попытался осуществить продажу базы данных клиентов банка на «Гидре». За это ему присудили 2 года и 10 месяцев колонии, а также обязали выплатить компенсацию ущерба в размере 25 000 000 рублей.

Защита персональных данных в интернете. Какую информацию нельзя разглашать в сети?
Узнать

Что нужно знать об обработке и хранении персональных данных в России? Правовое регулирование
Узнать

Перечень санкций за нарушения при обработке ПД для должностных лиц и организаций.

Часть ст. 13.11 КоАП РФ

Нарушение

Санкции

1

а) обработка ПД в случаях, не предусмотренных Законом о ПД (например, без согласия на их обработку);

б) обработка ПД в целях, несовместимых с заявленными (например, рассылка спама получателям интернет-услуг по указанному при регистрации адресу)

Предупреждение или штраф:

– должностному лицу – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;

– организации – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

2

а) обработка ПД без письменного согласия лица, когда такое согласие необходимо (например, при внесении в информационную базу сведений о здоровье пациента);

б) нарушение требований закона к составу сведений, которые нужно включить в согласие субъекта на обработку ПД (например, информирование о третьих лицах, которым открыт доступ к ПД)

Штраф:

– должностному лицу – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;

– организации – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

3

Невыполнение требования об обеспечении неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки ПД, или сведениям о реализуемых требованиях к защите ПД (например, отсутствие документов на официальном сайте)

Предупреждение или штраф:

– должностному лицу – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;

– организации – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

4

Непредоставление субъекту информации, касающейся обработки его ПД

Предупреждение или штраф:

– гражданам – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;

– должностному лицу – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.;

– предпринимателю – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;

– организации – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

5

Невыполнение в срок требования об уточнении ПД, их блокировании или уничтожении

Предупреждение или штраф:

– должностному лицу – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;

– организации – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.

6

Необеспечение условий, необходимых, чтобы:

– сохранить ПД при хранении материальных носителей;

– исключить несанкционированный доступ к ним

Штраф:

– должностному лицу – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;

– организации – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

7

Невыполнение государственным или муниципальным органом обязанности по обезличиванию персональных данных

Предупреждение или штраф должностному лицу – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.

Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Перечень сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188.

Разъяснение Роскомнадзора от 24.12.2012 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве».

Часть 8 ст. 14 Закона о ПД.

Правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей в частности, разработаны для Минфина (утв. Приказом Минфина РФ от 08.09.2014 № 91н), для Росстата (утв. Приказом Росстата от 05.09.2016 № 478), для Роспотребнадзора (утв. Приказом Роспотребнадзора от 23.12.2013 № 964).

Требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119.

Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687.

Требования и методы по обезличиванию персональных данных, утв. Приказом Роскомнадзора от 05.09.2013 № 996.

Ф. С. Кузнецов,

эксперт журнала «Руководитель бюджетной организации»  № 7, июль, 2017 года

Ответственность работодателя за нарушение норм, регулирующих защиту персональных данных

С 1 июля 2017 года органом, осуществляющим контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям Закона о персональных данных и нормативных правовых актов, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (ст. 23 Закона о персональных данных). Есть плановые проверки, которые Роскомнадзор совершает раз в три года, а есть внеплановые ревизии, и о них не стоит забывать. Они могут быть проведены, к примеру, с целью выяснить, устранила ли компания нарушения, допущенные и выявленные ранее. Кроме того, проверку также стоит ждать, если компания претендует на выполнение госзаказа.

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Разберем каждый вид ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, является основанием для привлечения этого лица к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ). Трудовой договор с работником может быть, расторгнут по причине разглашения охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Материальная ответственность

Eсли вред работнику был причинен по вине лица, которое было ответственно за неразглашение персональных данных, то работодатель может привлечь последнего к материальной ответственности за ущерб, который был нанесен работнику такими действиями. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Административная ответственность

С 1 июля статья 13.11 КоАП РФ претерпела значительные изменения и теперь применяется в новой редакции. Был детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. Теперь новая формулировка статьи 13.11 содержит семь составов правонарушений (вместо одного). Проверяющ ие могут составить отдельный протокол за каждое нарушение и назначить отдельный штраф.

То есть, если до 1 июля 2017 года максимальный штраф по статье 13.11 КоАП РФ составлял 10 тыс. руб. и состав нарушения был одним, то на данный момент размер штрафа увеличен до 75 тыс. руб., и составов преступлений стало семь. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.

Кроме того, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3 000 до 20 000 руб., индивидуальных предпринимателей — на сумму от 5 000 до 20 000 руб., организации — на сумму от 15 000 до 75 000 руб.

Можно ли условие о неразглашении персональных данных включать в трудовой договор с работником? Только в отношении тех работников, которые непосредственно работают с персональными данными: кадровиков, бухгалтеров, секретарей и т.п. (ст. 57 ТК РФ). В этом случае при приеме на работу ознакомьте работника с Положением о работе с персональными данными.

Уголовная ответственность

Если работник, ответственный за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, злоупотреблял своими служебными полномочиями, распространял сведения о частной жизни других работников без их согласия, он может быть привлечен и к уголовной ответственности. Наказывается такое деяние (ст. 137 УК РФ):

  • штрафом в сумме до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов;
  • либо исправительными работами на срок до одного года;
  • либо арестом на срок до четырех месяцев.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются (ч. 2 ст. 137 УК РФ):

  • штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Комментарий к статье 13.11 КоАП РФ

1. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» информация о гражданах (персональные данные) определяется как любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ч. 1 ст. 3 указанного Закона). Свойства данной информации — обеспечивать идентификацию конкретного лица — предопределяют отнесение ее к категории конфиденциальной, т.е. информации с ограниченным доступом. Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных (для статистических или иных научных целей), а также в отношении общедоступных персональных данных (ч. 3 ст. 6, ст. 7). Указанный режим персональной информации обусловливает необходимость правовой защиты ее конфиденциальной части.

Такая защита обеспечивается в первую очередь путем установления конституционного запрета осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а также требованием судебного решения для ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. ст. 23 и 24 Конституции РФ). Статьей 19 Конституции РФ запрещаются также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Федеральный закон » О персональных данных» рассматривает согласие субъекта персональных данных на обработку сведений о его частной жизни в числе одного из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, включая информацию персонального характера.

Из данного основополагающего принципа согласия могут иметь место исключения, предусмотренные в законодательном порядке, в том числе в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ о безопасности, оперативно-розыскной деятельности, государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством РФ, законодательством РФ о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, а также в случаях, связанных с медицинскими и медико-профилактическими целями (п. п. 2 — 7 ч. 2 и ч. 3 ст. 10, ч. 2 ст. 11, п. п. 2 — 5 ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О персональных данных»).

2. Комментируемая статья закрепляет в качестве основания применения административной ответственности нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Упомянутый Федеральный закон регулирует данный порядок, устанавливая принципы и условия обработки персональных данных (ст. 5, ч. 1 ст. 6; ст. ст. 9 — 13), обеспечивающие, в том числе порядок реализации права субъекта данных на согласие; порядок осуществления иных прав субъекта персональных данных, включая право на доступ субъекта к своим персональным данным (ст. 14); права субъекта данных при обработке его персональных данных (ст. ст. 15 — 16); право на обжалование действий или бездействия оператора (ст. 17); обязанности оператора по обработке персональных данных (ст. ст. 18 — 22).

3. Объектами административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

4

Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные, юридические лица, умышленно или по неосторожности допускающие указанные нарушения

Законодательство РФ устанавливает обязанности представителей определенных профессий (врачей, адвокатов, нотариусов и др.) по сохранению в тайне полученной информации и указывает на уголовную, гражданскую и административную ответственность за разглашение таких сведений. УК РФ и ГК РФ предусматривают такую ответственность (см. ст. 137, 138, ст. 155 УК РФ, ст. 152 ГК РФ).

Помимо комментируемой статьи, КоАП РФ предусматривает также ответственность граждан и должностных лиц за нарушение правил защиты информации (ст. 13.12), за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), а также ответственность должностных лиц за отказ в предоставлении информации (ст. 5.39).

5. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, возбуждаются прокурорами (ч. 1 ст. 28.4) и рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Что такое «персональная информация»?

С 8 июля 2006 года в ФЗ был опубликован отредактированный документ о такого рода данных, где предоставлены актуальные определения правового акта, его структурное взаимодействие с другими законами. Последняя редакция его была проведена в 2017 году, начинался с общих положений, описывал условия возможной обработки информации, права граждан, обязанности операторов, надзор госструктур.

Передача третьим лицам персональных данных – что под этим подразумевается? Это любые сведения, напрямую или косвенно относящиеся к субъекту. Разглашение информации должно соответствовать определенным принципам, чтобы избежать возможных взысканий:

  • следование целевому назначению, допускаемому законом;
  • справедливость и законность сбора данных;
  • исключение объединения целей и назначений при использовании информационных баз;
  • направленный сбор сведений, недопустимость их избыточности;
  • актуальность информирования;
  • допустимый период хранения, после чего данные обезличиваются и удаляются.

Конфиденциальность

При любом целевом сборе информации должно присутствовать согласие на передачу персональных данных третьим лицам. Без официального подписанного документа никто не имеет права проверять те или другие данные о личности. ФЗ предписывает сохранение полученных сведений, поэтому операторы и консультанты, имеющие доступ к данным, не имеют права их распространять без согласия субъекта. Анализ информации осуществляется только по письменному разрешению. При нарушении правил и принципов разглашения персональных данных, а также конфиденциальности имеющихся сведений о гражданине, на представителя накладывается ответственность определенного характера. Чаще всего штраф, а в редких исключительных случаях – более серьезное наказание.

Телефонный звонок

Передача третьим лицам персональных данных, а именно телефонного номера и сопутствующих сведений о его владельце, включая подробное описание финансового достатка и семейного положения, уровня образования, также считается нарушением закона.

Подобные случаи могут возникнуть, когда кредитные компании или фирмы, желающие заполучить новых клиентов, могут попросить дать информацию о знакомых, родственниках, которых может заинтересовать предлагаемая услуга. Многие, не подозревая ничего плохого, без сомнений выкладывают консультантам необходимые сведения о номерах телефонов, их владельцах, даже уровне заработка. На первый взгляд, обыденная информация, но обнародованная без согласия владельца может стать частью административного правонарушения – статья 13.11 КоАП РФ, за пренебрежение законом 152-ФЗ «О персональных данных». Чтобы не стать заложником неловкой ситуации, необходимо избегать передачи персональных данных третьим лицам без согласия.

Банковское дело

Чаще всего неосознанно передаются данные, под собой подразумевающие банковские сведения, изначально не предназначающиеся для огласки, что уже трактуются ч. 2 ст. 183 УК РФ «О незаконном разглашении сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца…». При получении кредита или, участвуя в каких-либо других финансовых сделках, необходимо согласие человека, чью кредитную историю планируется проверить. Иначе проверка данных не будет юридически правовой, и может создать угрозу интересам вкладчиков и кредиторов. Клиент банка не может, придя в соответствующий отдел или находясь на приеме у консультанта, «автоматически» давать согласие на систематизацию, сбор, распространение и передачу третьим лицам персональных данных. Для этого существует специальный документ – согласие, которое предоставляется на подпись, прежде чем отправить в базу какие-либо сведения клиента.

В случае, когда на документе стоит подпись, анализ персональных данных, а именно внесение информации в бюро кредитных историй о заемщике считается законной. После этого работает ст. 857 ГК РФ, по которой банк дает гарантию в сохранении тайны о банковском счете или вкладе, а также о других операциях по счету и иных сведениях. При несоблюдении правил и сопутствующем разглашении банком какой-либо информации – передаче третьим лицам персональных данных клиента, от кредитной организации можно потребовать возмещения понесенных убытков

Важно, чтобы такие спорные моменты были прописаны в договоре, иначе нет смысла обращаться в суд

За распространение материалов, содержащих персональные данные, СМИ может быть закрыто

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций может прекратить деятельность средства массовой информации, если были установлены факты распространения материалов, содержащих персональные данные, и другие систематические нарушения требований закона, допущенные редакцией издания. Так решил Верховный суд РФ.

Суть спора

За нарушение требований статьи 4 и опубликование редакцией газеты «Лабинские вести» материалов, которые содержали персональные данные несовершеннолетней гражданки, а именно фамилии, имени, сведений о школе, в которой обучается несовершеннолетняя, без ее согласия и согласия ее законного представителя, а также ряда других статей с персональными данными несовершеннолетних, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вынесло письменное предупреждение о недопустимости распространения через средство массовой информации сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну, главному редактору СМИ газеты «Лабинские вести». Однако, главный редактор не отреагировала на это предупреждение и продолжала публиковать персональные данные граждан без их согласия. Поэтому Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обратилось в Краснодарский краевой суд с исковым заявлением о прекращении деятельности газеты «Лабинские вести».

Решение суда

Решением суда первой инстанции исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций было удовлетворено и деятельность газеты прекращена. В качестве апелляционной инстанции в этом процессе Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. В определении Верховного Суда РФ от 24.06.2015 N 18-АПГ15-7 судьи не нашли оснований для отмены решения суда первой инстанции. Причиной для такого решения послужил тот факт, что в силу статьи 4 не допускается использование средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Новелла статьи 16 данного закона определяет, что основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные нарушения редакцией требований данного закона. Такие нарушения должны происходить не менее, чем в течение двенадцати месяцев. Как это происходило в спорной ситуации, по поводу чего регистрирующий орган делал письменные предупреждения учредителю и главному редактору. Кроме того, судьи отметили, что по нормам статьи 3 такими данными признается любая информация, которая относится к прямо или косвенно определенному субъекту персональных данных. К этим сведениям, в частности, относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация. В соответствии с требованиями закона обработка персональных данных может осуществляться только с письменного согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Поэтому, редакция, получившая доступ к персональным данным, должна обеспечить конфиденциальность персональных данных путем их обезличивания. Объективных доказательств того, что у редакции газеты были исключительные обстоятельства для распространения персональных данных в связи с защитой общественных интересов судами получено не было.

Защита персональных данных: ответственность за нарушения трудового законодательства

Необходимо понимать, что деятельность оператора ПДн — это в первую очередь деятельность сотрудников организации в части работы с персональными данными

При проведении мер по защите персональных данных важно не только разработать организационно-распорядительные документы, установить систему средств защиты, но и ознакомить, а в ряде случаев и обучить сотрудников правилам работы с персональными данными. Ведь в случае недобросовестной работы сотрудника с персональными данными пострадает сама организация

Таким образом, необходимо, чтобы работники помнили, что в соответствии с ТК РФ разглашение персональных данных, а также нарушение норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работников, может грозить работнику организации увольнением (, ).

В частности предусматривает, что трудовой договор может быть расторгнут в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Также согласно лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

В завершение необходимо напомнить два важных момента:

1. Действующее законодательство в сфере защиты персональных данных сравнительно молодое и содержит массу нерешенных однозначно вопросов. Соответственно, представляется целесообразным в спорных ситуациях обращаться для решения вопросов в суд. Причем результат рассмотрения дела предсказать довольно сложно.

Например, представляется интересным хронология рассмотрения в арбитражном суде иска коммерческого банка по вопросу «Обязательно ли подавать уведомление в Роскомнадзор при обработке персональных данных в специальной учетной программе. В частности можно привести следующую информацию о наиболее значимых событиях:

09.02.2010

АС Иркутской области — отказано КБ в признании ненормативного правового акта недействительным полностью, т. е. признан правомерным вывод Роскомнадзора о том, что в случае обработки информации в программе необходимо обязательно предоставить уведомление в Роскомнадзор.

14.05.2010

Апелляционная инстанция — решение суда оставлено без изменения.

17.08.2010

ФАС Восточно-Сибирского округа — отмена ранее принятого решения, дело направлено на новое рассмотрение.

28.10.2010

АС Иркутской области — в иске КБ вновь отказано. Приведен следующий вывод: если средства автоматизации применялись, значит такая обработка персональных данных должна быть признана автоматизированной.

2. Порядок проведения плановых проверок операторов ПДн определен нормами Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». С учетом, нормы, предусмотренной данного закона, плановая проверка оператора ПДн может быть проведена не ранее истечения трех лет с момента регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя. Для организаций, созданных более трех лет назад, следует учитывать, что проверка может проводится не ранее, чем по истечению трех лет с момента проведения последней плановой проверки.

Особые сроки проведения плановых проверок (два и более раз в три года) установлены в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере. Перечень видов деятельности в этих отраслях, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утверждены Постановлением Правительства РФ .

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий