Правила дорожного движения

Последние изменения в ПДД

  • обозначения такого понятия, как велосипедная зона;
  • обозначения такой должности как регулировщик, а также установление дополнительных требований к лицам на указанную должность;
  • порядка предъявления карточки на транспорт, осуществляющий международные перевозки;
  • дополнительных требований при оказании международных перевозок;
  • лиц, обладающих правом на остановку транспортного средства;
  • распространения действия сигнала светофора с силуэтом пешехода.
  • относительно движения на территории дворовой и велосипедных зон;
  • относительно перемещения на территории, размеченной специальным знаком для движения маршрутных средств;
  • относительно поворота налево и разворота на дорогах с трамвайным движением;
  • порядке передвижения в велосипедной зоне;
  • стоянки транспортных средств, относящихся к транспорту консульств, дипломатических представительств.

Закон РФ «О дорожном движении», а также ПДД являются одним из немногих видов норм, куда постоянно вносятся изменения, ответственность за нарушение которых ужесточается.

https://youtube.com/watch?v=4IMh6eTpLJM%3F

Участники дорожного движения: их права и обязанности

Участники имеют следующие права:

  1. Свободно перемещаться по дороге и получать всю информацию относительно безопасности своего передвижения;
  2. Иметь и получать в срок сведения о причинах запрета передвижения;
  3. Получать сведения относительно качества продукции, связанной с безопасностью на дороге;
  4. Получать своевременную медицинскую помощь при аварии;
  5. Требовать возмещения ущерба в результате происшествия с виновных лиц;
  6. Обжаловать действия должностных лиц, участвующих в организации безопасности перемещения на дороге.

Помимо указанного, все стороны должны неукоснительно соблюдать требования в области безопасности передвижения.

Список законов о дорожном движении

В РФ существует ряд законопроектов, регулирующих правила поведения на дорогах. К ним относят:

ФЗ №196 был принят ГосДумой РФ 15 ноября 1995 года и содержит 8 глав и 33 статьи, в которых регулируются следующие положения:

  • задачи создания закона;
  • принципы, по которым осуществляется безопасность дорожного движения;
  • государственные меры в данной сфере;
  • программы по обеспечению безопасности на дорогах России;
  • права и обязанности участников дорожного движения;
  • список транспортных средств, которым запрещается находится на дороге.

К задачам ФЗ 196 относят:

  1. Охрана жизни, здоровья и накопленного имущества граждан.
  2. Защита законных интересов лиц.
  3. Предотвращение непредвиденных дорожных ситуаций.

К принципам обеспечения безопасности на дорогах относят:

  • приоритет жизни граждан, участвующих в дорожно-транспортном движении;
  • ответственность государства значительно важнее водителей и пешеходов;
  • не нарушение интересов граждан;
  • создание программ для сохранения безопасности.

Практика судов

Рассмотрим несколько случаев решений судов разных регионов по данной статье:

  1. В Новосибирской области суд удовлетворил жалобу автовладельца о том, что его незаконно наказали штрафом за несоблюдение п. 9.10 Правил, когда автомобиль ехал задним ходом и столкнулся со стоящим авто. В этом случае есть 2 условия, которые не соответствуют законодательству: автомобиль стоял на месте, и находился сзади, а не спереди автомобиля виновного лица.
  2. Постановлением суда Калужской области оправдан водитель, который по утверждениям инспектора ГИБДД не выбрал правильную дистанцию и врезался в мотоблок. Делопроизводство прекращено, так как мотоблок – это не транспортное средство, а ПДД точно определяет, что дистанцию необходимо соблюдать только до переднего транспортного средства.
  3. В Новгородской области водитель автомобиля осужден по уголовной статье за причинение смерти водителю велосипеда за несоблюдение дистанции.
  4. Бердский городской суд отменил штраф по пункту 9.10, так как водитель ехал задним ходом и врезался в стоящий автомобиль.

Будьте внимательны на дороге, и тщательно проверяйте материалы, составленные инспектором ГИБДД. В них могут быть допущены различные неточности и ошибки, которые помогут Вам избежать наказания.

Как определить виновника ДТП

Если на одной полосе столкнулось две машины, которые двигались при этом в одном направлении, то практически всегда является виновником водитель второго автомобиля.

Как правильно измерить безопасную дистанцию? Советы для автолюбителей в этом видео:

Именно он не смог обеспечить оптимальную безопасную дистанцию с другим авто

При этом неважно, по какой причине впереди движущийся автомобиль резко затормозил

Нередкими являются ситуации, когда виновниками признаются оба автомобилиста, но определить это можно после проведения расследования, так как практически всегда оба участника аварии пытаются оградить себя от обвинений.

Важно! Для определения виновника оценивается тормозной путь, погодные условия, полученный урон машинами, наличие знаков и разметки, а также множество других факторов, позволяющих выявить виновника

Описание 1090 Постановления Правительства

Постановление было принято 23 октября 1993 года. Последние поправки в него вносились 13 февраля 2018 года. Структура:

  1. Постановление.
  2. ПДД. В данный раздел входят 25 положений.
  3. Приложения.

В Постановлении раскрываются новые задачи для каждого из Министерств для сохранения безопасности на дорогах.

В ПДД раскрываются следующие положения:

  • обязанности каждого из водителей, совершающих действия на дорогах;
  • допустимость в применении специальных сигналов;
  • перечень обязанностей пешеходов и пассажиров;
  • правила обгона и выезда на встречную полосу;
  • правила перевозки груза и пассажиров;
  • порядок проезда в населенных пунктах и другое.

А знаете ли вы, какие изменения претерпел 101 ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения в 2018 году? Подробности в статье: 

От чего зависит размер безопасного отрезка пути

ДТП при несоблюдении дистанции часто встречаются, поэтому возникает вопрос, от каких факторов зависит безопасное расстояние между автомобилями?

Причины, которые влияют на размер безопасной дистанции:

  • Вид транспортного средства.
  • Состояние дорожного покрытия.
  • Скорость движения.
  • Время суток.
  • Погодные условия.
  • Скорость реакции водителя.
  • Мощность транспортного средства.
  • Состояние резины автомобилей.

Каждый из перечисленных факторов необходимо оценивать и правильно прогнозировать ситуацию.

При экстренном торможении в среднем легковой автомобиль остановится за 2 секунды, а грузовой за 5 секунд. Чем выше масса транспортного средства, тем больше времени уйдет на полную его остановку.

Один и тот же автомобиль при разных погодных условиях может резко остановиться за разное время.

Водитель должен учитывать все причины, по которым расстояние между автомобилями должно быть увеличено. Несоблюдение дистанции приводит к столкновению между транспортными средствами. При этом виноватым будет признан автомобилист, который не соблюдал дистанцию.

Какой штраф по закону

Конкретного определенного штрафа за несоблюдение бокового интервала и дистанции в действующих законах нет. Этот вопрос относится к тому разделу, где в Административном кодексе рассматривается расположение автомобилей на дороге. И в нем имеется штраф за данные нарушения – ст. 12.15 ч. 1, которая предусматривает штраф 1500 рублей.

Он не может быть наложен сотрудником ДПС при обычной остановке водителя. Такое нарушение вменяется только в случае дорожной аварии, когда нарушен боковой интервал или дистанция.

Но при ДТП вместе со штрафом также часто вменяются и другие наказания. Например, нарушение дистанции часто приводит к аварии с вредом здоровья, либо смерти потерпевших. Ими могут считаться пассажиры, находящиеся в автомобиле виновника. В этом случае накладывается еще одно наказание по ст. 12.24 КоАП – лишение прав, либо даже наступает уголовная ответственность.

Что это такое

Автопоезд являет собой комбинированное транспортное средство, формирующееся из нескольких звеньев – автомобиля-тягача и подвижного состава, а именно прицепов, буксируемых им, или полуприцепов, опирающихся на раму тягача. Автомобильный поезд может состоять из грузовых, пассажирских и легковых ТС. Согласно российским правилам дорожного движения под автопоездом следует понимать механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем и сцепленное с прицепом (одним или несколькими). Хотя под эту трактовку можно подвести и трамвай с прицепным вагоном, автопоездом его никто не называет.

Автомобильные поезда классифицируются по разным параметрам, так, грузовые по назначению делят на следующие типы:

  • Универсальные. Применяются для перемещения различных объектов.
  • Специализированные адаптированы под перевозку особенных грузов и имеют специальный кузов – самосвалы, контейнеровозы, рефрижераторы, цистерны, панелевозы и прочие.
  • Специальные (для перемещения постоянно смонтированного на них оборудования – электростанции, компрессорные установки, мастерские и пр.).

По типу соединения автомобиля-тягача со звеньями автопоезда разделяют:

  • Прицепные. Формируются из грузовой машины с бортовой платформой или кузовом-фургоном и одного или больше прицепов.
  • Седельные. В составе автопоезда седельный тягач и полуприцеп, передней осью опирающийся на тягач посредством седельно-сцепного устройства. Груз находится в кузове полуприцепа.
  • Роспуски состоят из тягача и прицепа-роспуска, оснащённого опорными балками для фиксации длинномерных грузов.

Автопоезда экономически выгодно использовать для грузоперевозок, при этом для повышения эффективности дорожное полотно должно соответствовать более высоким требованиям, чем в случае движения по нему одиночного автотранспорта. С целью минимизации повреждений дорог и обеспечения безопасности введены ограничения относительно допустимых габаритов и общего веса грузового автомобиля, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Контроль над соблюдением правил (проверка массы грузового транспорта и осевой нагрузки) выполняется Госавтоинспекцией согласно нормам, в России регламентированным Федеральным законом №257 и Постановлением Правительства № 272.

Чтобы автомобиль, выступающий в роли тягача (грузовик, колёсный трактор с прицепом от 1,4 т. или сочленённый автобус, троллейбус), был допущен к эксплуатации по дорогам, для его обозначения на крыше кабины должен быть установлен специальный опознавательный знак «Автопоезд» в виде трёх оранжевых фонарей, размещённых горизонтально с расстоянием между ними 150-300 мм. Так другие участники дорожно-транспортного движения смогут распознать данный тип транспортного средства, а чтобы ТС издалека было заметно, его нужно оборудовать по периметру светодиодными светильниками.

Согласно п. 19.8 ПДД РФ опознавательный знак «Автопоезд» необходимо включать при передвижении в ночное время суток и в условиях плохой видимости, а также при остановке или стоянке.

Кроме того, безопасность обуславливает правильное распределение нагрузки при размещении объектов, халатное отношение к этому моменту может привести к тому, что состав будет водить со стороны в сторону, что создаёт опасность ДТП. Федеральный закон гласит, что перевозка крупногабаритного неделимого груза автопоездом предполагает получение соответствующих разрешительных документов (выдаёт Ространснадзор РФ). Разрешение требуется и на транспортировку опасных грузов. При составлении документов учитываются все параметры ТС, число осей и нагрузка на них, а также способ соединения тягача с прицепами или полуприцепами.

Тормозной путь

В интернете есть калькуляторы, позволяющие рассчитать величину тормозного пути для ТС разных категорий.

Самостоятельно рассчитать его можно по формуле: S = Кт*V² /254 Кс.

  • S – тормозной путь в метрах.
  • Кт – для легковой машины = 1, для грузовой = 1,4 и выше.
  • V – скорость в начале торможения.
  • Кс определяет степень сцепления шин с дорожным полотном. Кс = 0,7, когда асфальт сухой; Кс = 0,1 во время гололеда.

В новой редакции ПДД собственникам автомагистралей дано право разрешить проезд по участкам платных дорог со скоростью 130 км/час. Рассчитаем тормозной путь для автомобиля легкового типа.

S = 1*130*130 /254*0,7=95 м. Прибавляем расстояние в 40 м. Примерно столько проедет машина за секунды до начала торможения (время реакции водителя и срабатывания тормозов). Получаем – дистанция на дороге при движении со скоростью 130 км/час должна быть не менее 149 м. Соблюдение такой дистанции гарантированно избавит вас от проблем в дороге.

Городские условия

По-прежнему наибольшее количество столкновений фиксируется в городах. При скорости 60 км/час безопасная дистанция должна быть 15 – 17 метров. Но соблюдение такой дистанции в городе часто оказывается невозможным (причины: заторы на дорогах, необходимость быстро выполнить перестроение на перекрестке). Кроме того, дорожный интервал даже в 10 метров часто используют водители для перестроения на многополосной дороге. Чтобы избежать аварийной ситуации, дистанцию рекомендуют сокращать. Например, если движение транспортного потока идет со скоростью меньше 60 км/час, интервал между машинами может быть сокращен до 4 – 5 метров.

Требования безопасности

Начнем с четвертого раздела – это требования безопасности. Десятый пункт этого раздела запрещает изготавливать автомобили из б/у компонентов. Исключением являются транспортные средства, которые изготавливаются самими автолюбителями для личного пользования.

Исключением являются «штатные» конструкции транспортных средств, конструкции, которые прошли оценку, защищающие фары решетки с массой не более 500 г, регистрационный знак автомобиля и все элементы, являющиеся частью его крепления.

Двенадцатый пункт 4 раздела запрещает использование материалов и веществ, разрушающих озон, в составе холодильного оборудования и кондиционеров.

На автомобилях, используемых оперативными службами, машинах категории N, используемых для перевозки мусора, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, авто категории М, которые используются для перевозки пассажиров, обязательно устанавливать аппаратуру спутниковой навигации. Порядок установки такой аппаратуры определяется действующим на территории России, Беларуси и Казахстана законодательством.

Возможные конфликтные ситуации

На дороге, из-за резкого торможения впереди идущего автомобиля, нередко возникают конфликтные ситуации. В этом случае ДТП выглядит как нарушение дистанции двигающимся сзади транспортом. Также возможными вариантами бывают:

  1. Тонированные габариты. Это ограничивает видимость водителя, и он может не среагировать на маневры транспорта, так как стоп-сигналы не четкие. Даже в этом случае виновник не освобождается от ответственности. Но при желании можно добиться наложения штрафа и на владельца такого «тюнинга».
  2. У впереди идущего авто шипованные шины. Они увеличивают тормозной путь и повышают вероятность столкновения с машиной, двигающейся сзади, «обутой» в обычные покрышки. Если специального значка нет, есть все шансы привлечь вторую сторону к ответственности. Но от выплаты штрафа это также вряд ли освободит.
  3. Авто грубо подрезало при обгоне. Доказать в этом случае свою невиновность также проблематично, если не установлен регистратор.

Если ситуация на дороге спорная, необходимо полагаться не только на имеющуюся запись, но и собрать показания свидетелей, которые были в тот момент рядом. Это повысит шансы на успешное обжалование постановления.

Можно ли оспорить постановление

Штраф за несоблюдение бокового интервала или дистанции не нужно оплачивать, если есть доказательства невиновности в сложившейся ситуации. В этом случае административное наказание не предусмотрено. Чтобы защитить свои права, необходимо обратиться к специалистам, предоставить показания свидетелей или запись с регистратора

Если на место был вызван наряд ГАИ, то следует обратить их внимание на ключевые детали, чтобы они были обязательно отражены в протоколе

Соблюдение подходящей дистанции и бокового интервала с впереди идущим транспортом – это обязанность каждого водителя. Если нарушить это требование ПДД, то высока вероятность аварии на дороге. В этом случае кроме компенсации причиненного ущерба, виновнику предстоит также оплатить штраф.

Комментарии ПДД в части п. 9.10

В общем данный пункт не сложен в понимании, но некоторые моменты нужно уточнить. Например, можно выделить самые важные факторы:

  1. Дистанция – условное понятие, и точная величина не указывается.
  2. Также описан и боковой интервал – пока не случилась дорожная авария, значит расстояние было выбрано нормальное, и ПДД соблюдены.
  3. При движении задним ходом данный пункт не нарушается, так как условием является едущий впереди автомобиль.
  4. Кроме того, п. 9.10 нельзя использовать, если переднее транспортное средство не движется, а стоит.

Если дистанция не соблюдается

Определенных данных по дистанции в п. 9.10 ПДД не имеется. Там сказано только, что расстояние должно быть таким, чтобы не было ДТП. Данный пункт может быть нарушен только в случае дорожной аварии, если она не случилась, значит дистанция была правильной.

Означает ли это, если случилось столкновение с передней машиной, то виновником будет всегда задний автомобиль, и всегда есть нарушение п. 9.10 Правил? Да, так получается в большинстве случаев. Есть некоторые исключения, о которых пойдет речь ниже. Один из таких случаев связан с п. 10.1 ПДД, когда водитель обязан выбирать такую скорость, чтобы быстро остановиться при внезапной опасности на проезжей части.

Например, согласно практике судов, если движущийся впереди автомобиль врезался со встречной машиной, которая отлетела на встречную полосу. В итоге впереди едущее транспортное средство неожиданно быстро останавливается, либо его отбрасывает назад. В результате движущийся сзади водитель никаким образом не мог предвидеть такой ситуации.

Поэтому, речь идет о нарушении дистанции в тех случаях, когда передний автомобиль резко тормозит, а не сталкивается с другой машиной.

Если передняя машина не движется

При этом п. 9.10 Правил никаким способом не нарушается по причине того, что в нем записано четкое условие о едущем спереди автомобиле. Если он находится на месте, то в данном случае нарушается другой пункт. Обычно, если водитель не успел вовремя остановиться перед стоящим транспортом, либо вовремя его не увидел, то при ДТП инспектор ГИБДД составит постановление по нарушению п. 10.1. В нем будет мотивировка о том, что Вы ехали с такой скоростью, которая не позволила, не допустить аварии.

Что с боковым интервалом

Если где-то будут указаны точные данные о боковом интервале, значит это просто выдумка или плоды воображения. В настоящих Правилах нет точной величины, и боковой интервал не указывается.

Обычно в Интернете на некоторых сайтах указывают такие данные:

  • 2 метра от бокового автомобиля;
  • 1 метр от пешехода;
  • 1,5 метра от велосипеда.

Но в п. 9.10 четко сказано, что боковое расстояние должно обеспечивать безопасную езду на дороге. В данном случае вопрос непосредственно касается п. 9.1 Правил, который предписывает, что количество полос на проезжей части должно определяться водителями самостоятельно с учетом размеров транспорта.

Поэтому, п. 9.10 не соблюдается, если Вы столкнулись с боковым автомобилем. Но нарушения не будет в следующих случаях:

  1. В соседней машине открыли дверь, в результате Вы задели за нее.
  2. Соседняя машина совершила неправильный маневр, и ее водитель нарушил п. 9.10.

Как рассчитать боковой интервал

Однако некоторые точные данные в этой проблеме имеются. Здесь нам поможет специальный справочник по экспертизам. Он используется для расчетов после ДТП. Например, там определен боковой интервал для недопущения столкновения боками автомобилей.

В справочнике предлагается такое понятие – «возмущающее воздействие», которое может послужить причиной маневра транспортного средства.

Такими неординарными факторами могут быть:

  1. Увод машины при замедлении. Это допустимая величина, но не занос.
  2. Увод вбок ввиду дефектов на покрытии дорожного полотна.
  3. Неустойчивость автомобиля на дороге при неисправной рулевой рейке и люфте на ней.
  4. Внезапный сильный ветер.

Поэтому, безопасный интервал определяется с учетом данных факторов.

Формула для расчета этого расстояния при встречном движении автомобилей следующая:

X встр = 1,0 + 0,005*(V1 + V3)

Формула, которая используется при опережении или обгоне:

D обгон = 0,7 + 0,005*(V1 + V2)

Если водитель объезжает препятствие, то формула следующая:

D объезд = 0,35 + 0,005*V1

В приведенных формулах V1 – скорость авто перед совершением обгона в км в час, V2 – скорость обгоняемой машины в км в час, V3 – скорость автомобиля, который движется навстречу.

Комментарии ПДД в части п. 9.10

В общем данный пункт не сложен в понимании, но некоторые моменты нужно уточнить. Например, можно выделить самые важные факторы:

  1. Дистанция – условное понятие, и точная величина не указывается.
  2. Также описан и боковой интервал – пока не случилась дорожная авария, значит расстояние было выбрано нормальное, и ПДД соблюдены.
  3. При движении задним ходом данный пункт не нарушается, так как условием является едущий впереди автомобиль.
  4. Кроме того, п. 9.10 нельзя использовать, если переднее транспортное средство не движется, а стоит.

Если дистанция не соблюдается

Определенных данных по дистанции в п. 9.10 ПДД не имеется. Там сказано только, что расстояние должно быть таким, чтобы не было ДТП. Данный пункт может быть нарушен только в случае дорожной аварии, если она не случилась, значит дистанция была правильной.

Означает ли это, если случилось столкновение с передней машиной, то виновником будет всегда задний автомобиль, и всегда есть нарушение п. 9.10 Правил? Да, так получается в большинстве случаев. Есть некоторые исключения, о которых пойдет речь ниже. Один из таких случаев связан с п. 10.1 ПДД, когда водитель обязан выбирать такую скорость, чтобы быстро остановиться при внезапной опасности на проезжей части.

Например, согласно практике судов, если движущийся впереди автомобиль врезался со встречной машиной, которая отлетела на встречную полосу. В итоге впереди едущее транспортное средство неожиданно быстро останавливается, либо его отбрасывает назад. В результате движущийся сзади водитель никаким образом не мог предвидеть такой ситуации.

Поэтому, речь идет о нарушении дистанции в тех случаях, когда передний автомобиль резко тормозит, а не сталкивается с другой машиной.

Если передняя машина не движется

При этом п. 9.10 Правил никаким способом не нарушается по причине того, что в нем записано четкое условие о едущем спереди автомобиле. Если он находится на месте, то в данном случае нарушается другой пункт. Обычно, если водитель не успел вовремя остановиться перед стоящим транспортом, либо вовремя его не увидел, то при ДТП инспектор ГИБДД составит постановление по нарушению п. 10.1. В нем будет мотивировка о том, что Вы ехали с такой скоростью, которая не позволила, не допустить аварии.

Что с боковым интервалом

Если где-то будут указаны точные данные о боковом интервале, значит это просто выдумка или плоды воображения. В настоящих Правилах нет точной величины, и боковой интервал не указывается.

Обычно в Интернете на некоторых сайтах указывают такие данные:

  • 2 метра от бокового автомобиля;
  • 1 метр от пешехода;
  • 1,5 метра от велосипеда.

Поэтому, п. 9.10 не соблюдается, если Вы столкнулись с боковым автомобилем. Но нарушения не будет в следующих случаях:

  1. В соседней машине открыли дверь, в результате Вы задели за нее.
  2. Соседняя машина совершила неправильный маневр, и ее водитель нарушил п. 9.10.

Как рассчитать боковой интервал

Однако некоторые точные данные в этой проблеме имеются. Здесь нам поможет специальный справочник по экспертизам. Он используется для расчетов после ДТП. Например, там определен боковой интервал для недопущения столкновения боками автомобилей.

В справочнике предлагается такое понятие – «возмущающее воздействие», которое может послужить причиной маневра транспортного средства.

Такими неординарными факторами могут быть:

  1. Увод машины при замедлении. Это допустимая величина, но не занос.
  2. Увод вбок ввиду дефектов на покрытии дорожного полотна.
  3. Неустойчивость автомобиля на дороге при неисправной рулевой рейке и люфте на ней.
  4. Внезапный сильный ветер.

Поэтому, безопасный интервал определяется с учетом данных факторов.

Формула для расчета этого расстояния при встречном движении автомобилей следующая:

X встр = 1,0 + 0,005*(V1 + V3)

Формула, которая используется при опережении или обгоне:

D обгон = 0,7 + 0,005*(V1 + V2)

Если водитель объезжает препятствие, то формула следующая:

D объезд = 0,35 + 0,005*V1

В приведенных формулах V1 – скорость авто перед совершением обгона в км в час, V2 – скорость обгоняемой машины в км в час, V3 – скорость автомобиля, который движется навстречу.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий