Что нужно знать о пенсионной системе рф: вопросы и ответы

Начальный этап реформирования пенсионной системы РФ (1990- 2013 гг.)

В СССР функционировала универсальная система по обязательному пенсионному страхованию распределительного типа. Долгое время в России она оставалась преобладающей формой обеспечения пенсиями, назначаемыми по старости. В основе распределительной системы лежит принцип покрытия пенсий текущих пенсионеров за счет отчислений от дохода трудящихся. Советская пенсионная система характеризовалась низким возрастом назначения пенсии по старости с множеством исключений из правил, которые применялись по профессиональному признаку, месту работы, количеству детей или этноса. Этим группам устанавливался более низкий возраст выхода на пенсию в силу ряда факторов:

  • опасность и вредность профессии;
  • подверженность воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды;
  • выполнение важных социальных функций, ограничивающих возможность работы по найму (многодетность);
  • режим, принятый для коренных народов Крайнего Севера.

В декабре 1990 году произошло формирование Пенсионного фонда, который должен был осуществлять выплату трудовых, государственных и иных пенсий граждан, учитывать страховые средства, поступающие в рамках обязательного пенсионного страхования, управлять средствами пенсионной системы.

В 1990-е годы произошло создание негосударственных пенсионных фондов, взносы в которые производились на добровольной основе. Пенсионный фонд начал ведение персонифицированного учета перечисляемых гражданами средств в 1995 году. К началу 2000-х годов большая часть пенсионеров получала пенсию, распределяемую государством из средств бюджета и налоговых поступлений в пенсионную систему.

В 2002 году было положено начало крупномасштабной пенсионной реформы, которая предполагала постепенный переход к распределительно-накопительной схеме пенсионного обеспечения. Планировалось разделение пенсии на несколько частей: базовая (гарантирована государством), страховая (взносы, вычитаемые из заработной платы) и накопительная (реальные средства, которые могут инвестироваться до выхода на пенсию в различные активы). Новая пенсионная модель определяла размер пенсии в зависимости не от стажа работника, а от его реального заработка и размера отчислений работодателей. В 2002 году начали производиться перечисления в накопительную часть пенсий, стал возможным перенос ее из управляющей компании государства в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию.

Мероприятия для увеличения объема средств в пенсионных накоплениях государством были вновь предприняты в 2008 году, когда доля накопительной части была повышена с 4% до 6%.

Замечание 1

В 2010 году государство отказалось от разделения на базовую, накопительную и страховую части, и пенсия стала включать только страховую и накопительную.

Пенсионная система при социализме

Установившаяся советская власть также понимала необходимость пенсионного обеспечения граждан страны. Собственно, одним из факторов лояльности новой власти было внедрение новой пенсионной системы. В результате, после революции 1917 года, установлении в стране советской власти, были утверждены постановления:

  • в 1917 году утверждено Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно — увечных;
  • в 1918 году — Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся»;
  • в 1924 году — утверждено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабочих факультетов;
  • в 1925 году установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ.

Размер пенсии в тот период зависел от размера среднемесячного заработка получателя пенсии, условий труда и состава семьи.

В тот же период, в 1920 годах, действовавшая система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования. Формирование социального фонда осуществлялся за счет уплаты всеми предприятиями и организациями страны налогов в общий бюджет страны, из которого выделялись деньги и на выплату пенсий гражданам.

Ближе к 1931 году появились новые понятия в пенсионной системе: пенсия по старости, пенсионный возраст. Был установлен и размер заработной платы, исходя из которой начислялась пенсия — 300 рублей.

Также в 30 годах 19 века был установлен и пенсионный возраст, при достижении которого гражданин получал право на получение пенсии: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Данный возраст был основан на многочисленных медицинских обследованиях рабочих, показавших, что состояние здоровья рабочих при достижении указанного возраста, не позволяет в дальнейшем полноценно трудится, и большая часть женщин и мужчин не может продолжать работать.

К этому же времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были дополнительные (повышающие) пенсии за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.

Также на пенсию можно было выйти на 10 — 15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях или на вредном для здоровья производстве.

Были и существенные перекосы в пенсионной системе социалистического периода. Так, законодательством того времени не была предусмотрена индексация пенсий. И получалось, что на фоне постепенного увеличения средних размеров заработных плат трудящихся, люди, вышедшие на пенсию несколькими годами, или даже десятилетиями раньше, получали заведомо меньшую пенсию, чем пенсионеры вышедшие на пенсию позже. В пенсионном обеспечении не было учтено и изменение уровня жизни, включая подорожание основных продуктов питания…

В результате такого перекоса получилось, что к 1980 годам пенсионеры от 70 лет и старше были самым бедным слоем населения, особенно старший возраст.

В целях исключения такого перекоса, 15 мая 1990 года был утвержден Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», предполагавший введение доплат и надбавок, так называемой индексации, пенсионерам страны.

Но, в том же 1990 году кардинально изменилось государственное устройство страны, повлекшее и существенное изменение пенсионной системы.

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:

Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.

Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • администрирование страховых взносов;
  • контроль собираемости взносов;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление координации отделов на местах.

Внимание! Региональные отделения принимают жалобы на неправомерные действия сотрудников муниципальных отделов ПФР в порядке подчиненности.

Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет

Проблемы и перспективы российской пенсионной системы

Современная рыночная экономика России характеризуется значительно большим неравенством доходов, по сравнению с СССР. Как результат, в пенсионной системе исключается значительная группа населения с относительно высоким доходом и, соответственно, высоким качеством жизни. Наиболее очевидным проявлением реформирования пенсионной системы становится внедрение пенсионного страхования различных категорий населения с целью защиты от бедности.

Неприспособленность пенсионной системы к потребностям среднего класса, по сути, сделала его исключением из системы обязательного пенсионного страхования. Верхний уровень заработной платы, с которого выплачиваются страховые взносы, установлен в сумме, соответствующей нижней границе заработной платы среднего класса. Введение выплат с заработной платы свыше максимального уровня только усугубит проблему, поскольку вырученные средства направляются для финансирования базовой пенсии. Средний класс выступает в качестве донора по отношению к низкооплачиваемому персоналу при формировании солидарного пенсионного фонда, а не в роли полноправного участника на этапах его распределения.

Несбалансированность пенсионной системы по отношению к разным доходным категориям населения выражается в следующем:

  • работники с низким уровнем оплаты труда становятся адресатами солидарной системы, поддерживающей пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера;
  • работники с высокими доходами практически не участвуют в пенсионной системе, формируя собственную пенсионную стратегию за рубежом;
  • для среднего класса характерно промежуточное положение, поскольку его социальные притязания выше пенсий, образующихся в солидарной системе, однако сбережений за пределами пенсионной системы отсутствует потенциал формирования независимых накоплений. Кроме того, существует тенденция по росту удельного веса таких групп пенсионеров в экономике.

Основное ограничение для достойной пенсии связано не только с низким уровнем средней зарплаты, но и с высокой дифференциацией работников по доходам. Для половины наемного персонала характерна заработная плата менее 70% от средней по экономике. В подобных условиях для получения пенсии в размере одного прожиточного минимума, самые низкооплачиваемые работники должны отработать более 100 лет. Следовательно, причиной низких пенсий является не заниженный пенсионный возраст, а низкая оплата труда.

Помимо вышесказанного, основные проблемы развития пенсионной системы России на современном этапе:

  1. Стабильное увеличение количества пенсионеров. Из-за низкого уровня рождаемости возникает разница трудоспособного населения и граждан пенсионного возраста. В результате это увеличивает нагрузку на пенсионную систему. При старении населения возникает проблема недостаточности финансовых ресурсов для пенсионных выплаты будущему поколению. Накопительная пенсионная система не способна полностью решить проблему, поскольку она подразумевает высокую макроэкономическую стабильность и развитие инструментов для эффективного инвестирования пенсионных сбережений.
  2. Повышение доли случаев досрочных выходов на пенсию, что выполняет роль не пенсионного страхования, а только усиливает конкуренцию на определенном сегменте рынка труда. За рубежом досрочная пенсия предоставляется только для 3-4 профессиональных групп, а в России количество производств и профессий, занятость в которых предполагает право досрочной пенсии, достигает 2 тысячи.
  3. Проблема низкого уровня пенсионной грамотности среди населения. Недостаточная информированность граждан делает невозможным рост качества услуг негосударственных пенсионных фондов.
  4. Наличие принципиальных различий в системе потребностей у пенсионеров различного возраста. Как и денежно-кредитная политика, это подразумевает неденежные формы поддержки во время пенсионной жизни. Потребности относительно «молодых» пенсионеров во многом связаны с деньгами, тогда как для старшего возраста резко растет спрос на услуги здравоохранения, обеспечения лекарствами, а также услуги по уходу. Поэтому реформы пенсионной системы должны сопровождать реформы сферы здравоохранения и формирование предложения социальных услуг, которые адресованы пожилым людям.

Производится ли индексация выплат

Преимущества структуры

Трехуровневая пенсионная система позволяет изменить распределительную структуру отчислений. Благодаря большей дифференциации растет заинтересованность населения, в особенности с высокими и средними доходами, в легализации своих зарплат. Преобладание страхового принципа способствует усилению устойчивости всей пенсионной системы. К 1 января 2003-го г. накопления в ПФР составляли около 40 млрд рублей (0.37 % ВВП). При этом 1.36 млрд было получено в качестве прибыли от временного размещения денег в ценных (государственных) бумагах. Доходность данных вложений была порядка 8 %. При инфляции больше 15 % за 2002-й г. этот показатель означает сокращение реальной величины пенсионных накоплений.

Цель и задачи Пенсионного фонда РФ

Пенсионная система — основа социальной политики любого государства, обеспечивающая основные социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система одна из составляющих системы социальной защиты, где важнейшую роль играет Пенсионный фонд, главной задачей которого является обеспечение приличного уровня жизни населения. Пенсионные фонды самые крупные из тех, средства которых направлены на реализацию социальных целей. В развитых странах они достигают до 70% объема всех средств, которые направлены на социальные цели, а на долю Пенсионного фонда России приходится почти до 75% денежных средств внебюджетных социальных фондов. В настоящее время, в условиях смешанной экономики Пенсионный фонд призван обеспечить максимально возможную реализацию прав личности на достойную старость.

Необходимость
расширения источников финансирования государством социально-экономических нужд
повлекла за собой возникновение внебюджетных фондов, за которыми закрепляются
доходные источники и средства которых используются на заранее строго
установленные цели. Одним из таких фондов стал Пенсионный фонд Российской
Федерации, главной целью которого, по мнению В.А. Криулина, является
обеспечение выплат ежемесячных пособий и пенсий людям, которые не могут
обеспечить своё проживание в силу определённых обстоятельств. Пенсионный фонд
Российской Федерации является фондом денежных средств, образованным за
пределами федерального бюджета.

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, он и его денежные ресурсы находятся в государственной собственности Российской Федерации, при этом данные денежные средства не входят в состав других фондов и в состав бюджетов, не могут использоваться на другие цели и не могут быть изъяты из него.

Пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы. Кроме основной цели, создание ПФР было необходимо для выполнения следующих задач:

— обеспечение совместно
с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

— финансирование
расходов;

— капитализация собственных
средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

— организация и ведение
индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе
обязательного пенсионного страхования;

— работа по взысканию с
граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по
инвалидности в результате получения увечий на производстве;

— осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

Справка! В 1964 году данное право, хотя и в несколько усеченном виде, появилось и у жителей сельской местности, работающих в колхозах. Начиная с этого времени можно говорить о том, что в Советском Союзе в полной мере сложилась система пенсионного обеспечения.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Обязательное пенсионное страхование

Негосударственные пенсионные фонды выступают страховщиками по ОПС. НПФ аккумулирует направленные на накопительную часть пенсии взносы и осуществляет их инвестирование через посредство управляющих компаний. После того, как гражданину назначается трудовая пенсия, НПФ выплачивает ему накопительную часть. Для того чтобы доверить НПФ управление накопительной частью своей пенсии, застрахованному лицу нужно заключить договор с фондом.

Профессиональное пенсионное страхование

Для полноценной деятельности НПФ в сфере профессионального пенсионного страхования требуется создание особой пенсионной системы для людей, работающих в опасных или вредных условиях. На настоящий момент в России такая система еще не создана, поэтому негосударственные пенсионные фонды, по сути, систематически не занимаются ППС. Однако это не мешает НПФ оказывать услуги по обеспечению дополнительными пенсиями работающих во вредных или опасных условиях сотрудников посредством специальных программ негосударственного пенсионного обеспечения.

Три вида деятельности, описанных выше, НПФ осуществляет раздельно, вне зависимости друг от друга – то есть деньги, предназначенные на пенсионные резервы по НПО, пенсионные накопления по ОПС и финансовые средства на обеспечение уставной деятельности не могут перемешиваться, так как учитываются фондом раздельно. Для клиента это означает, что собранные для негосударственных пенсий деньги не будут потрачены на выплаты пенсий действующим пенсионерам. Такой принцип работы приводит к повышению прозрачности финансовой структуры НПФ.

Законодательство

Высокая надежность негосударственных пенсионных фондов обеспечивается действующим законодательством РФ. Так, структура и состав активов фонда четко регламентированы. Чтобы соблюсти интересы вкладчиков, Фонд лишен права принимать поручительство за третьих лиц, не может отдавать в залог средства пенсионных накоплений и резервов, не может осуществлять выпуск ценных бумаг или выступать учредителем  организаций в том случае, если это предполагает полную имущественную ответственность.

Пенсионные накопления и резервы не могут быть взысканы по долгам (это ограничение не касается долгов фонда перед участниками или застрахованными лицами), а также к ним не могут быть применены меры по обеспечению заявленных требований, включая арест имущества.

Ваc также может заинтересовать:

  • Банковский вклад или достойная пенсия?

  • Как формируется пенсия?

  • Что такое накопительная часть пенсии?

  • Пенсионное страховании в России

  • Договор обязательного пенсионного страхования (ОПС)

  • Инвестиционный портфель

  • Накопительная и страховая пенсии

  • Закон о пенсионном обеспечении

  • Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования

  • Пенсионная реформа 2013. Изменения пенсионной системы в 2013-2014 годах

  • Этапы развития пенсионной системы РФ

  • Изменения пенсионной системы в 2013 году. Пенсионная реформа

Обстоятельства, при которых физическое лицо вправе претендовать на государственное пенсионное обеспечение

Накопительная часть пенсии

По желанию работника, вместо страховой формы обеспечения он может выбрать накопительный вариант (законодательство предоставляет эту возможность лицам моложе 1967 года рождения). В этом случае, ему нужно уведомить об этом ПФР, написав заявление в свободной форме. После этого, часть пенсионных взносов этого лица будет перечисляться в управляющую компанию или негосударственный фонд. Таблица показывает отличия в структуре отчислений для страховой и накопительной пенсии:

Вид пенсионного обеспечения

Общий 22%-й страховой взнос

Солидарный тариф, %

Индивидуальный тариф, %

Накопительный тариф, %

Страховое

6

16

Накопительное

6

10

6

Выбравшему это обеспечение необходимо знать, что накопительная часть пенсионных отчислений не подвергается государственной индексации, поэтому в итоге может оказаться невыгодной. При этом, в России до 2020 г. продлен мораторий на формирование накопительной пенсии. На практике это значит, что вне зависимости от выбранного типа обеспечения, все отчисления граждан, будут направлены только на страховые нужды (в том числе – выплат нынешним пенсионерам). Текущие накопления на счетах негосударственных фондов не аннулируются, и по завершении моратория будут компенсированы.

Стимулы к дополнительному вкладу

Работающим в СССР надбавка в 10 рублей за каждый год после пенсионного возраста (до 4 лет), если в эти годы не получал пенсии, в России — 10% за каждый год (до 3 лет). Кроме того, полагались надбавки к пенсии работникам с продолжительным стажем: от 10% до 20% к пенсии по старости, от 10% до 15% к пенсии по инвалидности (инвалидам I и II групп по общему заболеванию) и от 10% до 15% к пенсии по потере кормильца в случае его смерти от общего заболевания.

В России также было предусмотрено увеличение пенсии по старости на 1% заработка за каждый год, проработанный сверх необходимого общего стажа, и 1% за каждый год сверх профессионального стажа – но не более 20% в сумме. В 1992 это положение было распространено на пенсию по инвалидности.

В 1990 в СССР было введено добровольное пенсионное страхование с государственным софинансированием – для этого был создан специальный фонд в Госстрахе СССР, формируемый пополам госбюджетом и личными взносами. Работодатели при этом могли – полностью или частично – возмещать работникам эти личные взносы. Таким образом, новая программа представляла собой гибрид государственной, частной и корпоративной пенсии. Однако советский пенсионный закон после принятие российского в том же 1990 году перестал применяться, и софинансирование добровольных взносов в России было на почти 20 лет забыто.

Распределение пенсионных активов

Показательны и данные по распределению активов: средняя доля акций в российских пенсионных фондах оказывается лишь около 10%, а основную часть составляют облигации. Это соответствует и российским источникам от ЦБ РФ:

Более крупные фонды, скажем, НПФ Сбербанка, заметно консервативнее указанных данных и обычно содержат не более 5% акций. Среднее распределение по всем странам ОЭСР по данным сайта указывает на то, что в среднем во всех ПФ находится около четверти акций, причем их доля росла в последние 10 лет:

Стоит также отметить, что в отличие от практически всех стран, Россия не практикует пенсионные планы с инвестированием за рубежом в иностранной валюте: ее просто нет на диаграмме. Хотя, например, по данным на 2018 год Болгария и Хорватия размещают таким образом половину рентного капитала. Так же поступают и Нидерланды, причем 10 лет назад доля зарубежных инвестиций у них и вовсе была около 80%. К чему все это ведет для российских пенсионеров — увидим ниже.

2010-2012

В 2010 году ЕСН (единый социальный налог) заменяется на страховые взносы. В этом году максимальный размер годовой зарплаты, с которой взимается налог, достигает 415 тыс. рублей. В следующем году она составила 463 тыс. рублей, а в 2012-м – 512 тыс. рублей.

В 2010 году проведена масштабная валоризация – то есть переоценка пенсионных накоплений с учетом советского стажа. Благодаря этому рост пенсий у действующих пенсионеров достиг 46 %.

Базовая часть пенсии вошла в размер страховой. Теперь пенсия делится только на две части – страховую и накопительную.

Начиная с 2010 года, установлен минимальный размер пенсии, который больше, чем прожиточный минимум для пенсионера.

Цели, задачи и функции пенсионного фонда рф

Пенсионный
фонд своими средствами обеспечивает
выплату ежемесячных пособий, пенсий
людям которые в силу определенных
обстоятельств не могут обеспечить свое
проживание, в том числе пенсионеров.
Так, средства расходуются на выплаты
государственных пенсий, пенсий инвалидам,
военным, компенсации пенсионерам,
пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6
лет и на многие другие социальные цели.
Таким образом, определяется его важное
социальное значение. В основные
задачи ПФ
РФ входят:1. —
целевой сбор и аккумуляция страховых
взносов, а также финансирование расходов
в соответствии с назначением ПФ РФ;
капитализация средств ПФ РФ, а также
привлечение в него добровольных взносов
(в том числе валютных ценностей) физических
и юридических лиц; контроль с участием
налоговых органов за своевременным и
полным поступлением в ПФ РФ страховых
взносов, а также за правильным и
рациональным расходованием его средств;


целевой сбор и аккумуляция страховых
взносов, а также финансирование расходов
в соответствии с назначением ПФ РФ;
капитализация средств ПФ РФ, а также
привлечение в него добровольных взносов
(в том числе валютных ценностей) физических
и юридических лиц; контроль с участием
налоговых органов за своевременным и
полным поступлением в ПФ РФ страховых
взносов, а также за правильным и
рациональным расходованием его средств;


назначение и выплата пенсий (для 38,6 млн.
пенсионеров);


организация работы по взысканию с
работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников
и других граждан, сумм государственных
пенсий по инвалидности вследствие
трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери
кормильца;


назначение и реализация социальных
выплат отдельным категориям граждан:
ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие
военной травмы, Героям Советского Союза,
Героям Российской Федерации и т. д.
персонифицированный учет участников
системы обязательного пенсионного
страхования; взаимодействие со
страхователями (работодателями


плательщиками страховых пенсионных
взносов), взыскание недоимки;


выдача сертификатов на получение
материнского (семейного) капитала; —
управление средствами пенсионной
системы;


реализация Программы государственного
софинансирования добровольных пенсионных
накоплений (Федеральный закон № 56-ФЗ
от 30.04.2008 г., она же — программа «тысяча
на тысячу»);- с 2010 года — администрирование
страховых средств, поступающих по
обязательному пенсионному страхованию
и обязательному медицинскому страхованию;


с 2010 года — установление федеральной
социальной доплаты к социальным пенсиям,
в целях доведения совокупного дохода
пенсионера до величины прожиточного
минимума пенсионера;


разработка и подготовка предложений
по совершенствованию пенсионного
обеспечения и выполнению социальных
программ;


межгосударственное и международное
сотрудничество РФ по вопросам, относящимся
к компетенции ПФ РФ, участие в разработке
и реализации в установленном законом
порядке межгосударственных и международных
договоров и соглашений по вопросам
пенсий и пособий;


проведение научно-исследовательской
работы в области государственного
пенсионного страхования;

проведение
разъяснительной работы среди населения
и юридических лиц по вопросам, относящимся
к компетенции Пенсионного фонда РФ.
Пенсионный фонд РФ может принимать
участие в финансировании программ
социальной защиты пожилых и нетрудоспособных
граждан. Работа Пенсионного фонда РФ
проявляется в выполнении ряда
функций.Функции Пенсионного фонда РФ:

1. Фискальная —
аккумулирование денежных средств
граждан страны для финансирования
государственных мероприятий пенсионного
обеспечения.

2.
Перераспределительная —
обеспечение граждан страны, нуждающихся
в материальной поддержке, государственными
пенсиями по старости, инвалидности,
потери кормильца, за выслугу лет, а так
же дополнительным пенсионным обеспечением.

3.Контрольная —
отображение сложившихся в стране условий
функционирования государственной
пенсионной системы и уровня материальной
поддержки пенсионеров. Работа Пенсионного
фонда РФ, как финансового института,
состоит в перераспределении финансовых
средств из источников, установленных
российским законодательством, на
проведение мероприятий государственного
пенсионного страхования.2

Почему часть пенсионеров довольна своей пенсией, а часть нет

   В разговорах на кухнях, а также в последние годы в Интернете много шума, касающегося размера пенсий и индексации. Причем многие люди идут на поводу у провокаторов, которые пытаются направить гневное мнение народа в нужное им русло. Да, существует такая возможность и связана она с тем, что многие не понимают суть пенсионной системы, ее устройства и способов формирования пенсий.

Видя только голые цифры, многие не задаются вопросом: “накопительная часть пенсии, что это такое?”. А страховая пенсия это ведь тоже относится к пенсионным выплатам. А как эта часть формируется, вы знаете? А вот как раз из-за различий в принципе формирования той или иной части пенсии и возникает разница в сумме. Поверьте, что добросовестно работавший всю жизнь человек будет получать достаточно весомую пенсию. Да, это не миллионы, но все же.

Давайте не торопясь разберемся, как реформируется пенсионная система РФ.

Виды пенсионных систем

Пенсионные системы подразделяются на два типа:

  • распределительная;
  • накопительная.

До 2002 года пенсия в РФ выплачивалась из госбюджета и носила распределительный характер, то есть выплаты, которые делали работодатели за своих работников, поступали на выплату действующим пенсионерам.

С 2002 по 2010 год в пенсионном фонде существовало три части:

  • базовая;
  • страховая;
  • накопительная.

В настоящее время в РФ существует пенсионная система, которая включает два типа средств — часть их распределяется централизовано, а часть поступает в накопительный фонд. Создание накопительной части пенсионного фонда было связано с трудностями обеспечения пенсиями всех пенсионеров, число которых непрерывно возрастает.

В результате этого страховые взносы уже не могут полностью обеспечить выплаты пенсий, поэтому к ним добавляются средства из бюджета. Например, согласно проекту бюджета на 2016 год, планировалось добавить в пенсионный фонд 810 млрд. руб.

Вариант с накопительной частью подразумевает, что человек будет получать две пенсии — страховую, которая зависит от количества баллов и их стоимости, и накопительную, которая определяется количеством внесенных денег и их обслуживанием в пенсионных фондах.

Страховая часть взносов идет в пенсионный фонд России (ПФР), где она зачисляется на счет работающего гражданина. Зачисление происходит в форме баллов, по которым будут вычисляться пенсионные выплаты при выходе человека на пенсию. Эти баллы каждый год индексируются. В этом году стоимость 1 балла равна 74 руб. 27 коп. Кроме того, к страховой части пенсии прибавляется фиксированная выплата, которая также индексируется каждый год. В 2015 году она равна 4380 руб.

В зависимости от желания работника накопительная часть взносов может поступать в ПФР или выбранный работником негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Эти средства ПФР может направлять в государственную УК или частные управляющие компании (УК). НПФ также направляет полученные средства в УК. УК инвестируют полученные средства с целью получения дивидендов и увеличения пенсионных средств.

Накопления начали производиться, начиная с 2002 года. При этом фонд накопления касается людей с 1967-м или более поздним годом рождения.

Это связано с тем, что старшее поколение не сможет накопить какой-либо значимой суммы для выплаты в качестве пенсии.

При этом, например, в 2012 года из обязательного взноса в ПФ, который составляет 22% от зарплаты, 6% отправлялось в фонд накопления. Деньги, поступающие в фонд накопления, также должны выплачиваться работнику при выходе его на пенсию.

По постановлению Правительства с начала 2014 года по конец 2016 года выплаты в фонд накопления были приостановлены. То есть, все 22% страховых взносов поступают в страховой фонд ПФР. Кроме того, ПФР было запрещено отправлять пенсионные накопления в управляющие компании и НПФ. Это, очевидно, связано с трудностями формирования страхового фонда для выплаты пенсий, а также опасениями по сохранности этих денег.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий