Порядок пересмотра конституции рф

❗ Регламент и процедура голосования

В день, когда будет назначено голосование, гражданину следует явиться на свой избирательный участок. Места, где они находятся, можно узнать в региональных СМИ или в интернете. Также можно ожидать, что ближе к дате голосования будут расклеены объявления с указанием, где находятся участки, и жители каких территорий смогут на них голосовать без открепительных документов.

В день голосования необходимо явиться в помещение избирательного участка, имея при себе один из следующих документов:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Военный билет.
  3. Временное удостоверение личности – для тех, кто восстанавливает паспорт после утраты или же находится в процессе его обмена по возрасту.
  4. Загранпаспорт РФ – для находящихся за рубежом и голосующих на развёрнутых там участках.
  5. Для лиц, до сих пор не обменявших советский паспорт на российский, можно голосовать по паспорту СССР – но при условии, что в нем есть вкладыш о гражданстве, или стоит отметка о прописке в любом населённом пункте России по состоянию на 28 ноября 1991 года.

Явившись на пункт для голосования, гражданин должен предъявить документ членам комиссии. После того как те проверят списки и убедятся, что избиратель в них значится, ему будет выдан бланк для голосования. С ним необходимо:

  • пройти в кабину для голосования (закон гарантирует, что волеизъявление избирателя является тайным, и никто не вправе знать, какой вариант на голосовании был выбран);
  • проставить отметку в бланке;
  • опустить бюллетень в урну.

На этом для гражданина процедура голосования будет окончена.

Процесс внесения поправок в Конституцию РФ

Рассмотрим более подробно процесс внесения поправок в текст 3-8 глав Конституции РФ, не требующий проведения всенародного референдума и принятия нового основного закона страны.

Соответствующие предложения вносятся уполномоченными на это органами власти и должностными лицами в Государственную Думу в качестве законопроектов. Сначала они рассматриваются профильным комитетом нижней палаты российского парламента, а затем – всеми депутатами на пленарном заседании. Если не менее двух третей от общего количества народных избранников поддержали проект конституционного закона во всех трех чтениях, то документ направляется в Совет Федерации для одобрения. В этом органе представительной власти за него должны проголосовать, как минимум, три четверти всех сенаторов.

Получивший поддержку конституционный закон направляется для ознакомления в региональные парламенты. Органы представительной власти субъектов РФ в случае несогласия с предложенными поправками в текст Конституции РФ могут в течение семи дней обжаловать постановление Совета Федерации в Верховном суде, известив об этом Президента России.

Если все региональные парламенты согласились с одобренным проектом конституционного закона, то он направляется главе государства для подписания.

Документ вступает в силу со дня его официального опубликования, если в его тексте не установлена другая дата. В течение месяца принятая поправка вносится в соответствующую главу Конституции РФ, затем основной закон страны публикуется в новой редакции.

Иной порядок предусмотрен для внесения изменений в статью 65 Конституции РФ, в которой перечисляются названия субъектов, входящих в состав Российской Федерации. Официальное наименование какой-либо республики, автономного округа, края, области или города федерального значения может быть скорректировано по представлению самого субъекта РФ, такое изменение оформляется в виде федерального закона.

Замечание 3

Совсем другое дело, если речь идет о включении в состав России нового региона, пересмотре федеративного устройства нашей страны, формировании новой административно-территориальной единицы. Такие серьезные решения утверждаются Государственной Думой и Советом Федерации с соблюдением всех процедур, необходимых для принятия конституционного закона.

Изменение состава субъектов РФ

В ст. 65 КРФ поименно перечислены все субъекты, входящие в состав РФ. И если происходят какие-либо преобразования в составе этих субъектов (в т. ч. изменяются их названия), это уже требует внесения изменений в ст. 65 КРФ.

Рекомендуем! Вопрос об административно-территориальном устройстве РФ мы детально рассматриваем в другой нашей статье.

Часть 1 ст. 137 КРФ регламентирует особый порядок изменения состава РФ по субъектам. В ней указано, что в данном вопросе необходимо руководствоваться специальным ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001 № 6-ФКЗ.

Выделяют 2 возможных способа изменения состава субъектов РФ:

  • Принятие в РФ нового региона. Когда к российской территории присоединяется другое государство или его часть.
  • Образование в составе РФ нового субъекта. Когда состав субъектов РФ изменяется без вхождения в состав страны иностранных территорий. Например, если происходит объединение двух и более субъектов или, наоборот, их разделение и т. д.

Принятие в РФ нового субъекта

В законе указывается, что новый субъект принимается в состав РФ по инициативе иностранного государства, желающего войти в состав РФ. Президент РФ уведомляет об этом Совфед, Госдуму и Правительство, проводит с ними необходимые консультации.

Далее составляется международный договор, регулирующий порядок включения нового субъекта РФ в состав России. Конституционный суд РФ проверяет этот договор на предмет соответствия КРФ. При положительном итоге далее договор вносится в Госдуму на ратификацию одновременно с проектом ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта.

После подписания этих двух документов в ст. 65 Конституции РФ вносятся соответствующие изменения.

Образование нового субъекта

Субъекты РФ, из состава которых планируется образование нового, выходят со своей инициативой на Президента РФ. Их предложение должно содержать в т. ч. наименование нового субъекта, порядок его правопреемства, функционирования госорганов, экономическое обоснование.

Далее Президент РФ уведомляет о полученном предложении Совфед, Госдуму и Правительство РФ.

Окончательное решение по вопросу образования нового субъекта в составе РФ принимаемся на референдумах, проводимых в заинтересованных регионах. По итогам этих референдумов издается ФКЗ об образовании нового субъекта. И уже на основании такого ФКЗ вносятся изменения в ст. 65 Конституции РФ.

2.1 Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции (ст. 134)

Предложения
о поправках и пересмотре положений
Конституции Российской Федерации могут
вносить Президент Российской Федерации,
Совет Федерации, Государственная Дума,
Правительство Российской Федерации,
законодательные (представительные)
органы субъектов Российской Федерации,
а также группа численностью не менее
одной пятой членов Совета Федерации
или депутатов Государственной Думы.
Конституция (Основной закон) Российской
Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2007. — С. 60.

Конституция
содержит исчерпывающий перечень
субъектов, которые могут инициировать
конституционные поправки и пересмотр
Конституции. В целях обеспечения
стабильности Основного закона государства
круг этих субъектов сужен по сравнению
с субъектами законодательной инициативы
(статья 104 Конституции Российской
Федерации) Там же. — С. 46..

Инициирование
пересмотра Конституции и внесения
конституционных поправок перечисленными
в данной статье субъектами оформляется
в виде соответствующего акта, принятого
с соблюдением установленных процедур,
например, постановления Совета Федерации
Федерального Собрания РФ, постановления
Правительства РФ.

Если
инициатива исходит от групп членов
Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы, она оформляется
в виде документа, под которым должно
быть установленное Конституцией число
подписей. Порядок оформления такой
инициативы предусмотрен регламентами
Государственной Думы и Совета Федерации
Федерального Собрания РФ.

Согласно
статье 134 Конституции Российской
Федерации, субъектами права на внесение
предложений о поправках и пересмотре
положений Конституции Российской
Федерации могут быть:

— Президент
Российской Федерации;

— Совет
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации;

— Государственная
Дума Федерального Собрания Российской
Федерации;

— Правительство
Российской Федерации;

— законодательные
(представительные) органы субъектов
Российской Федерации;

— группа
численностью не менее одной пятой членов
Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы.

Перечень
этих органов государственной власти
уже тех, которые, согласно статье 104
Конституции Российской Федерации
Конституция (Основной закон) Российской
Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2007. — С. 46., обладают
правом законодательной инициативы. В
частности, здесь нет высших судебных
органов и индивидуального права на
инициативу со стороны членов палат
Федерального Собрания Российской
Федерации.

Текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками опубликован на официальном портале правовой информации.

Текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками, принятыми в результате общероссийского голосования, опубликован сегодня на официальном интернет-портале правовой информации. В документе говорится, что Конституция Российской Федерации «принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года».

В пятницу Владимир Путин подписал указ об официальном опубликовании Конституции со внесенными в нее поправками, которые вступят в силу 4 июля. Президент России также заявил, что поправки, которые не вошли в Конституцию, должны быть реализованы на уровне законов или подзаконных актов.

Напомним, 15 января в своем послании Федеральному собранию президент России предложил внести в Конституцию изменения, которые касаются политических перемен в государственном устройстве страны, а также дополнительных социальных гарантий: МРОТ не ниже прожиточного минимума, индексации пенсий и соцвыплат, поддержки семей с детьми. Отдельно оговариваются такие понятия, как Бог, семья, историческая память. Законность внесения таких изменений подтвердил Конституционный суд РФ. Одним из условий вступления в силу поправок стало их одобрение россиянами на общероссийском голосовании. Оно было запланировано на 22 апреля, но из-за пандемии коронавируса было перенесено и проводилось с 25 июня по 1 июля.

За принятие поправок проголосовали 77,92%, или почти 58 млн россиян. Против изменений выступили 21,27%, или около 16 млн человек. Явка избирателей составила 67,97%.

По материалам: Официальный интернет-портал правовой информации.

Что изменится в Конституции России

Госдума 11 марта приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект о поправках в Конституцию. В тот же день документ был одобрен Советом Федерации. О главных изменениях, которые предлагается внести в основной закон, — в нашем материале.

ПОДРОБНО

4 июля 2020В Госдуме оценили предложение перенести День Конституции

Новости СМИ2

Новости по теме

Изменения в Конституции

  • СФ подготовил пакет законов против вмешательства во внутренние дела России

  • Принятие поправок в Конституцию приведет к изменению более 150 законов

  • Путин проведет первую после принятия поправок в Конституцию встречу с сенаторами

  • Трижды голосовавшая по поправкам в Конституцию женщина вновь заочно арестована

Все новости по теме

Какие поправки в Конституцию предлагает внести Президент РФ

В апреле 2020 года в России состоится голосование за внесение поправок в действующую Конституцию РФ.

Важно: 1,2 и 9 главы нельзя менять, в остальные же можно вносить изменения.

В голосовании за нововведения могут принять участие все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. На ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Владимирович Путин предложил изменить отдельные статьи и дополнить некоторые главы новыми статьями:

Государственные вопросы

  1. Запретить изменения границы РФ;
  2. Разрешить расположение органов государственной власти вне территории Московской области;
  3. Обозначить федеральные территории и ввести там местную власть;
  4. Подчинить Федеральным законам местное самоуправление

Культурные и социальные вопросы

  1. Ввести вопросы о Боге, не лишая страну статуса светского государства;
  2. Признать русский язык образующим государство;
  3. Обозначить национальную культуру уникальным наследием;
  4. Ввести указ о самобытности различных народностей;
  5. Муниципальная власть должна обеспечивать качественной медицинской помощью;
  6. Обеспечить повышение уровня жизни инвалидов, нуждающихся семей
  7. Развивать молодежные вопросы.

Экономические вопросы

  1. Сделать заработную плату уровнем не ниже прожиточного минимума;
  2. Осуществлять индексацию пенсии 1 раз в год или чаще;
  3. Индексировать все социальные пособия;
  4. Создать условия для повышения экономического роста;
  5. Повысить экономическое состояние путем создания доверительных отношений между гражданами и государством;
  6. Передать сельское хозяйство в управление субъектами РФ.

Вопросы внешней экономики

  1. Вывести приоритет Конституции над международным правом;
  2. Сохранить меры по установлению дружественных отношений с другими странами.

Вопросы законодательной, исполнительной и судебной власти

  1. Ужесточить отношения к депутатам;
  2. Ввести неприкосновенность представителей власти;
  3. Председатель Правительства будет нести личную ответственность перед Президентом;
  4. Президент может убирать с должности генерального прокурора;
  5. Усилить власть Государственного Совета Федераций, разрешать ему снимать с должностей судей;
  6. Государственная дума может самостоятельно выбирать председателя правительства;
  7. Усилить требования к судьям и прокурорам;
  8. Вписать в Конституцию Верховный и Федеральный суд, арбитраж и мировой суд.
  1. Изменить условия для возможности вступать в должность (человек должен являться гражданином Российской Федерации не менее 25 лет, замещать не более двух сроков и не должен иметь гражданства других стран);
  2. После отставки сохранить за Президентом личную неприкосновенность;
  3. Усложнить механизмы отстранения от должности;
  4. Увеличить силу воздействия.

Изменение названия субъекта РФ

Решение об изменении наименования субъекта РФ отнесено к исключительной компетенции регионов. То есть последние самостоятельно определяют, каким образом будет звучать название субъекта. Решение, принятое на региональном уровне, направляется Президенту РФ.

Далее глава страны издает указ, на основании которого в ч. 2 ст. 65 Конституции РФ вносится изменение, касающееся названия соответствующего субъекта РФ.

***

Итак, мы сравнили 2 понятия: конституционные поправки и пересмотр Конституции. Так, первые связаны с внесением изменений в главы 3–8 КРФ, не требуют принятия новой Конституции. Второе же предполагает внесение кардинальных изменений в этот закон, а именно в главы 1, 2 и 9 КРФ, и принятие новой Конституции. Кроме того, мы разобрались, каков порядок пересмотра Конституции РФ, кому принадлежит право пересмотра Конституции РФ, каким образом вносятся правки в главный закон страны.

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

История изменений Конституции РФ

Действующая Конституция была принята на референдуме в 1993 году. В нем приняли участие свыше 58 млн россиян.

Конституция за время своего действия неоднократно корректировалась. Так, в период с 1996 по 2008 г. в нее были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ, а также их переименованием.

В 2009 году были внесены более существенные коррективы, когда был расширен срок избрания Президента до 6 лет (ранее он избирался на 4 года), а депутатов Госдумы стали выбирать на 5 лет (ранее – на 4 года). Также в обязанности Правительства включили регулярную отчетность перед Госдумой по результатам работы.

В 2014 году в Конституцию внесли изменения, связанные с объединением ВС и ВАС РФ, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя, введением должности федерального сенатора.

В Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент указал на то, что со времени принятия Конституции прошло уже более 25 лет, и текущие российские реалии сегодня изменились. Конституция 1993 года принималась в кризисный период российской истории, который существенно отличается от текущей конъюнктуры. Хотя налицо ряд острых экономических и социальных проблем, в целом ситуацию в стране можно охарактеризовать, как стабильную.

Именно такие причины Президент озвучил в качестве оснований для изменения Конституции. Озвученные предполагаемые поправки в Конституцию не затрагивают ее базовых основ, поэтому они могут быть утверждены Парламентом. Но с учетом того, что коррективы предполагают существенное изменение действующей конфигурации политической системы, а также изменение деятельности законодательной и судебной властей, то Президент посчитал необходимым провести всероссийский референдум по вопросам изменения Конституции. Таким образом, В. В. Путин анонсировал всеобщее голосование по конституционным поправкам.

Пересмотр и внесение поправок в Конституцию РФ: в чем разница

Такие термины, как пересмотр Конституции и внесение поправок в Конституцию, не нужно путать, они не являются тождественными. Выделим главные различия между ними:

  • Пересмотр Конституции РФ означает изменение наиболее важных ее положений, что потребует принятия новой Конституции. Именно о пересмотре говорят, когда требуется изменить положения глав 1, 2 или 9 Конституции. Это закреплено в ст. 135 Конституции РФ (далее — КРФ), которая гласит, что содержание названных частей КРФ не может быть изменено по решению только Федерального собрания. Подробно порядок пересмотра Конституции РФ мы рассмотрим далее.
  • Внесение же правок в главный закон страны предполагает изменение некоторых конституционных положений, что, однако, не требует принятия новой Конституции. Изменения, вносимые в положения глав 3–8, считаются именно правками, а не пересмотром (ст. 136 КРФ). Дальше разберем подробнее и этот процесс.

В целом глава 9 КРФ устанавливает правила изменения:

  • глав 1, 2, 9 КРФ (т. е. пересмотра Конституции);
  • глав 3–8 КРФ (внесение правок);
  • ст. 65 КРФ в части изменения состава РФ по субъектам (внесение правок);
  • ст. 65 КРФ в части переименования региона РФ (внесение правок).

Президент Российской Федерации

Президент РФ входит
в систему федеральных органов
государственной власти. В связи с теорией
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную, любой орган
власти принадлежит к одной из указанных
ветвей власти. Но существуют исключения.
В связи с наделением определенных
органов власти специфическими функциями
их нельзя отнести к той или иной власти.
Одним из таких органов власти является
Президент РФ. Президент не включен
напрямую ни в одну из ветвей власти. Для
того чтобы определить его отношение к
той или иной власти, необходимо
проанализировать его статус. В соответствии
с Конституцией, статус Президента
определяется следующим образом:

Президент РФ
является главой государства (ч. 1 ст.
80);

Президент РФ
является гарантом Конституции Российской
Федерации, прав и свобод человека и
гражданина (ч. 2 ст. 80);

Президент РФ
принимает меры по охране суверенитета
РФ, ее независимости и государственной
целостности, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной власти РФ (ч.
2 ст. 80);

Президент РФ
определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства
(ч. 3 ст. 80);

Президент РФ
представляет Россию внутри страны и в
международных отношениях (ч. 4 ст. 80);

Президент РФ имеет
право председательствовать на заседаниях
Правительства Российской Федерации
(п. б ст. 83);

Президент РФ
является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами РФ (ч. 1 ст. 87);

Президент РФ издает
указы и распоряжения (ч. 1 ст. 90) и др.

Таким образом,
среди указанных функций Президента РФ
можно выявить как функции законодательных
органов (принятие нормативного акта —
указа Президента РФ), гак и исполнительных
органов (право председательствовать
на заседаниях Правительства РФ). Поэтому
Президента РФ нельзя отнести ни к
законодательным, ни к исполнительным
органам федеральной власти.

Пост
Президента РФ замещается посредством
проведения выборов. Конституцией РФ
установлен срок деятельности Президента
РФ, он равен четырем годам. Одно и то же
лицо не может занимать пост Президента
РФ более двух сроков подряд, но, пропустив
хотя бы один срок, лицо вновь может
участвовать в выборах. Конституцией
также установлен возрастной ценз, ценз
оседлости и принадлежность к гражданству
РФ. Президентом РФ может быть избран
гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно
проживающий в Российской Федерации не
менее 10 лет.

Вопрос о полномочиях
Российского Президента и Парламента,
а следовательно, о виде формы правления
нашего государства неоднозначно
трактуется в юридической литературе.
Первое мнение исследователей относительно
российского президентства – Россия
является полупрезидентской республикой24.
Л.Я. Полуян
отмечает приоритет полномочий Президента
по отношению к Парламенту25.
М.В. Баглай
считает, что в России действует единоличная
республиканская власть президентского
типа. Глава государств не делит свою
власть с другими лицами и в силу принципа
разделения властей действует независимо
от законодательной и судебной власти26.

Изменения, внесенные в Конституцию РФ

С момента принятия действующей Конституции РФ на референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 года, в ее текст было внесено несколько существенных изменений, а также ряд поправок, касающихся названий отдельных регионов.

Президент России в 2008 году инициировал увеличение срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет. Вместе с тем, время действия мандата депутата Государственной Думы было продлено с 4 до 5 лет. К тому же, у Правительства РФ появилась новая обязанность – отчитываться о результатах и планах своей работы перед нижней палатой российского парламента.

А в 2014 году также по инициативе Президента РФ в основной закон страны было внесено еще одно изменение: Верховный и Высший арбитражный суды России объединили, образовав единую инстанцию.

Перечислим субъекты РФ, скорректировавшие свои названия с 1993 года:

  1. Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край;
  2. Камчатская область и Корякский автономный округ образовали Камчатский край;
  3. Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ сформировали Пермский край;
  4. Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;
  5. Чувашская Республика – Чаваш республики изменила свое название на Чувашская Республика – Чувашия;
  6. Республика Калмыкия – Хальмг Тангч стала официально называться Республика Калмыкия;
  7. Ингушская Республика сменила наименование на Республика Ингушетия;
  8. Республика Северная Осетия теперь называется Республика Северная Осетия – Алания.

Как повлияют поправки на конституционный строй РФ

Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти. Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В. Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.

Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции

Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.

Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы

С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме

С каким из следующих тезисов о роли Конституции вы бы согласились?

Конституция гарантирует права и свободы гражданКонституция нужна для закрепления социальных гарантийКонституция необходима для поддержания порядка в странеКонституция важна как документ, регулирующий полномочия Президента

⚡ Голосование за поправки в Конституцию 1 июля 2020 года

1 июля 2020 года пройдет всероссийское голосование по поводу пакета поправок, вносимых в Конституцию РФ. Ответим на самые распространённые на сегодняшний день вопросы.

Дата голосования

Когда назначалось голосование, никто не ожидал эпидемии. Президентом было подчеркнуто, что в случае, если ситуация с коронавирусом станет критической, возможен перенос голосования на другую дату. Так и произошло: с 22 апреля голосование было перенесено на 1 июля в связи с возможностью вернуться к совместной работе над поправками в Конституцию. Этот день официально сделают выходным.

При этом допускается, что проголосовать гражданам можно будет не только 1 июля, но и в течение шести дней до этой даты: с 25 по 30 июня. Таким образом, проголосовать можно будет в течение 7 дней, включая дату 1 июля. Заявления на досрочное голосование писать не потребуется.

Частично голосование проведется в дистанционном формате, однако, список регионов, которым будет доступен такой формат, пока неизвестен. От голосования по почте было принято решение отказаться.

Меры безопасности

Все участники будут рассредоточены во времени и пространстве: за один час на избирательный участок смогут пройти не более 8 человек. Все члены избирательной комиссии, участники и наблюдатели будут обеспечены масками, перчатками, а также одноразовыми ручками.

Кроме этого, членам избирательной комиссии планируется провести тесты на коронавирус, а на входе в избирательный участок – измерять температуру.

Полномочия по внесению изменений в Конституцию РФ

Согласно статье 134 Конституции РФ, инициировать внесение изменений в текст основного закона страны могут только следующие должностные лица и органы государственной власти:

  1. Президент России;
  2. Государственная Дума;
  3. Совет Федерации;
  4. Правительство РФ;
  5. законодательные органы субъектов РФ;
  6. группа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, численность которой составляет не менее одной пятой от их общего количества.

Замечание 2

Однако не все из вышеперечисленных субъектов права могут менять формулировки любых положений. Например, важнейшие главы 1, 2 и 9 Конституции РФ, определяющие характер государственного строя России, права и свободы граждан, а также порядок изменения текста основного закона, не могут быть пересмотрены Государственной Думой или Советом Федерации.

Если все же $^3/_5$ от общего количества депутатов и сенаторов поддержат предложение о внесении поправок в важнейшие положения основного закона страны, то должно быть специально созвано Конституционное Собрание. Оно либо отклоняет выдвинутое предложение, либо принимает решение о необходимости организации и проведения всенародного референдума по данному вопросу.

Новый проект Конституции РФ, — а в случае изменения основополагающих глав речь идет именно об этом, — направляется Президенту России. При положительной санкции Конституционного суда назначается дата референдума. Решение зависит от населения государства.

А внесение изменений в главы 3-8 основного закона страны не требует всенародного волеизъявления. Поправки в текст этих положений могут быть утверждены соответствующими федеральными законами. Они принимаются Государственной Думой, Советом Федерации и подписываются Президентом России в порядке, предусмотренном для издания конституционных законов.

Рисунок 1.

Президент Российской Федерации

Президент РФ входит
в систему федеральных органов
государственной власти. В связи с теорией
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную, любой орган
власти принадлежит к одной из указанных
ветвей власти. Но существуют исключения.
В связи с наделением определенных
органов власти специфическими функциями
их нельзя отнести к той или иной власти.
Одним из таких органов власти является
Президент РФ. Президент не включен
напрямую ни в одну из ветвей власти. Для
того чтобы определить его отношение к
той или иной власти, необходимо
проанализировать его статус. В соответствии
с Конституцией, статус Президента
определяется следующим образом:

Президент РФ
является главой государства (ч. 1 ст.
80);

Президент РФ
является гарантом Конституции Российской
Федерации, прав и свобод человека и
гражданина (ч. 2 ст. 80);

Президент РФ
принимает меры по охране суверенитета
РФ, ее независимости и государственной
целостности, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной власти РФ (ч.
2 ст. 80);

Президент РФ
определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства
(ч. 3 ст. 80);

Президент РФ
представляет Россию внутри страны и в
международных отношениях (ч. 4 ст. 80);

Президент РФ имеет
право председательствовать на заседаниях
Правительства Российской Федерации
(п. б ст. 83);

Президент РФ
является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами РФ (ч. 1 ст. 87);

Президент РФ издает
указы и распоряжения (ч. 1 ст. 90) и др.

Таким образом,
среди указанных функций Президента РФ
можно выявить как функции законодательных
органов (принятие нормативного акта —
указа Президента РФ), гак и исполнительных
органов (право председательствовать
на заседаниях Правительства РФ). Поэтому
Президента РФ нельзя отнести ни к
законодательным, ни к исполнительным
органам федеральной власти.

Пост
Президента РФ замещается посредством
проведения выборов. Конституцией РФ
установлен срок деятельности Президента
РФ, он равен четырем годам. Одно и то же
лицо не может занимать пост Президента
РФ более двух сроков подряд, но, пропустив
хотя бы один срок, лицо вновь может
участвовать в выборах. Конституцией
также установлен возрастной ценз, ценз
оседлости и принадлежность к гражданству
РФ. Президентом РФ может быть избран
гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно
проживающий в Российской Федерации не
менее 10 лет.

Вопрос о полномочиях
Российского Президента и Парламента,
а следовательно, о виде формы правления
нашего государства неоднозначно
трактуется в юридической литературе.
Первое мнение исследователей относительно
российского президентства – Россия
является полупрезидентской республикой24.
Л.Я. Полуян
отмечает приоритет полномочий Президента
по отношению к Парламенту25.
М.В. Баглай
считает, что в России действует единоличная
республиканская власть президентского
типа. Глава государств не делит свою
власть с другими лицами и в силу принципа
разделения властей действует независимо
от законодательной и судебной власти26.

Внесение правок в Конституцию РФ

Выше мы уже рассмотрели, чем отличается поправка от пересмотра Конституции по своей юридической сути, кто осуществляет пересмотр Конституции РФ и как. Теперь настало время разобраться в процедуре внесения правок в главный закон страны и сравнить ее с регламентом пересмотра Конституции.

Этап 1. Инициатива

Право вносить предложения по правкам в Конституцию РФ имеют те же субъекты, которым предоставлено правомочие предлагать ее пересмотр (ст. 134 КРФ). Мы уже упоминали их выше.

На рассмотрение Федсобранию предлагаемые изменения передаются в форме проекта закона о внесении правок. Предложение может быть сформулировано:

  • как текст новой статьи (или ее части) в КРФ;
  • как текст новой редакции уже существующей статьи (или ее части) КРФ;
  • как положение об исключении определенной статьи КРФ или ее части.

Этап 2. Принятие правок Федсобранием

Правки к главам 3–8 КРФ принимаются по правилам, предусмотренным для принятия ФКЗ. То есть эти новшества считаются одобренными Федеральным собранием, если за них проголосовало не менее ¾ от общего числа членов Совфеда и не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.

Сначала их рассматривает Госдума в трех чтениях. Если нововведения были поддержаны, в течение 5 дней они передаются далее — Совету Федерации.

После этого принятые Федсобранием правки должны быть рассмотрены законодательными органами каждого субъекта РФ в срок не более 1 года (ст. 9 закона «О порядке принятия и вступления в силу правок к КРФ» от 04.03.1998 № 33-ФЗ, далее — закон № 33).

Этап 3. Вступление правок в силу

Закон о внесении правок в Конституцию РФ вступает в силу после одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ. Этот закон обретает юридическую силу в момент его опубликования, если им же не установлена другая дата.

Этап 4. Внесение правок в текст

Принятые правки в текст КРФ вносит сам Президент (ст. 14 закона № 33). Обновленный текст КРФ должен быть опубликован в течение месяца после изменений.

Рекомендуем! Изучить процесс прохождения правок от стадии законопроекта до опубликования закона на всех этапах гораздо удобнее на конкретных примерах. Найти их можно в т. ч. в базе законопроектов Госдумы. Предлагаем для наглядности закон РФ о поправке к КРФ «О контрольных полномочиях Госдумы в отношении Правительства РФ» от 30.12.2008 № 7-ФКЗ. По этой ссылке можно проследить историю рождения закона о правках в Конституцию РФ.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий