Что такое обоснование закупок по закону 44-фз, согласно статье 18. общие положения обоснования закупки у единственного поставщика

Способы определения поставщика и исполнителя и роль электронной торговой площадки (ЭТП)

Когда утверждается

Новый план?график закупки товаров, работ, услуг формируется государственным заказчиком и утверждается в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем:

  • доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие или исполнение обязательств по бюджетному законодательству;
  • утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения или плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • доведения объема прав в денежном выражении на принятие или исполнение обязательств по бюджетному законодательству на лицевой счет, который предназначен для учета операций по полномочиям, переданным получателю бюджетных средств.

По контрактному законодательству срок размещения плана графика по 44-ФЗ на 2020 год равен сроку его утверждения, т. е. разместить его необходимо в течение 10 рабочих дней с даты подтверждения финансирования.

Внимательно и досконально

Все заявки, пришедшие в ограниченные конкурсом временные рамки, должны быть проанализированы участниками закупочной комиссии. Относительно каждого из вариантов формулируется общее решение: принимать предложение, назначать потенциальное лицо подрядчиком либо отклонить вариант. Определяясь в пользу конкретного исхода, нужно свериться с условиями конкурса, проанализировать особенности всех поступивших предложений. Идеальный исход процедуры – заключение договоренности по минимальной возможной цене при соблюдении всех требований и условий заказчика. Беспристрастность, открытость, прозрачность – основные преимущества такой процедуры.

Стратегия победы

Итак, поставщик сосредоточился на аукционах и запросах котировок по 44-ФЗ, а это значит, он может победить только за счет снижения цены. Для этого есть 2 пути:

  • уменьшать себестоимость товаров или услуг;
  • уменьшать норму своей прибыли.

Главная цель участия в закупках для коммерческих компаний — получить прибыль. Но иногда ею приходится поступиться ради того, чтобы заполучить выгодный контракт. Для начинающих это может быть полезно в том плане, что даст опыт, который может понадобиться в более дорогих закупках. Тем не менее участие в госторгах должно принести владельцу бизнеса ощутимую прибыль, из-за которой оно все это затеял. Поэтому снижать цену следует за счет уменьшения себестоимости.

В первую очередь нужно определиться с организационно-правовой формой. Даже если у вас уже есть компания, для участия в закупках лучше зарегистрироваться в качестве ИП. Это позволит сократить затраты на вывод прибыли из бизнеса, а значит, уменьшить себестоимость продукции. Учредитель организации не может просто так расходовать заработанные денежные средства. У него есть 2 варианта:

  • наняться свою же фирму на работу (например, директором) и получать заработную плату. В этом случае он будет уплачивать в виде обязательных отчислений (НДФЛ и страховых взносов) сумму в размере 40% от заработной платы.
  • получать дивиденды ежеквартально или реже (в зависимости от того, что записано в уставе). С них нужно будет платить налог по ставке 13%.

Выбор системы налогообложения

Для участия в закупках целесообразно применять какой-либо льготный налоговый спецрежим. Универсальным вариантом является упрощенная система — она может применяться вне зависимости от того, чем занимается бизнесмен. Чтобы применять ЕНВД или патент, нужны определенные виды деятельности. Также есть ограничения по региональной принадлежности. Например, в Москве ЕНВД нет.

Для участия в закупках по оказанию услуг целесообразно выбирать УСН с объектом «доходы». При оказании услуг не так много расходов, поэтому их можно не учитывать. В этом случае налог платится со всей суммы дохода по ставке 6%. Если же реализуются товары, то выбор делается в пользу УСН с объектом «доходы минус расходы» и ставкой налога 15%.То есть нужно будет платить налог с разницы между тем, что заработано, и тем, что потрачено.

Не стоит выбирать в качестве системы налогообложения основную, поскольку тогда придется уплачивать НДС. Отсутствие этого налога на спецрежимах — большое преимущество для участия в госзакупках, ведь благодаря этому поставщик может сильнее снизить цену.

Поиск альтернативных товаров

Заказчики по закону 44-ФЗ не могут по своему желанию закупить товар определенного бренда. Они должны ориентироваться на его характеристики. Например, бюджетному учреждению нужен принтер. Закупщик подбирает модель, которая обладает нужными характеристиками. Он может прописать в документации марку и модель этого принтера, но обязан добавить фразу «или эквивалент». Это значит, что поставщик может предложить не только эту модель, но и аналог с такими же характеристиками.

О возможности поставки эквивалентного товара знают не все поставщики. Если в документации есть название производителя, бренд или модель, большинство будет искать именно этот товар. Тогда как на рынке, вполне возможно, существуют более дешевые модели с аналогичными характеристиками, которые выпускают какие-то менее известные бренды. В рамках торгов по закону 44-ФЗ вполне можно такой товар предложить заказчику. И если он действительно эквивалентен по указанным в закупке характеристикам, заказчик его купит.

Это универсальные инструменты для снижения цены предлагаемых товаров. В рамках своего бизнеса каждый владелец должен искать собственные пути снижения себестоимости.

План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

Помимо плана закупки на текущий финансовый год заказчики обязаны размещать в ЕИС на срок от 5 до 7 лет планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. Критерии отнесения к инновационной, высокотехнологичной продукции определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности, а также Госкорпорацией «Росатом». Если заказчик планирует закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, сведения о них следует включить в оба плана.

В настоящее время ряд органов исполнительной власти утвердил такие критерии для использования при планировании закупок, связанных с деятельностью в регулируемых ими сферах (образование, наука, здравоохранение, транспорт и т.д.).

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗАКУПАЕМЫХ ТМЦ

Многие группы товаров не приходуются без проверки качества. Например, для промышленных предприятий к таким ТМЦ могут относиться большинство видов сырья (руда, химические вещества), электроды, подшипники, запорная арматура.

Для некоторых видов ТМЦ проверка качества проводится непосредственно в момент приемки (разгрузки), а иногда требует проведения ряда анализов и измерений, что требует дополнительного времени. Кроме того, такая проверка качества может проводиться как особым внутренним подразделением предприятия, имеющим на то лицензию (например, лабораторией отдела технического контроля), а может и внешней организацией.

Как и все прочие этапы, этап проверки качества (сертификации) требует контроля. Иначе крайне необходимые для производства материалы могут неделями лежать на складе недоступные для выдачи по причине незавершенного контроля качества.

Если же замахнуться на тотальный контроль запасов, постараться в любой момент времени владеть информацией, для чего и почему какие-либо ТМЦ лежат на складе, то организация учета ТМЦ а время проверки качества становится обязательной частью общей схемы учета ТМЦ на предприятии.

Кроме описанных преимущество, на этапе контроля качества при доскональной методической проработке схемы процесса можно в значительной степени упростить актирование выявленных проблем качества.

Порядок проведения закупок

Федеральный закон «О контрактной системе» №44-ФЗ является тем законом, который в полном объеме отрегулировал проведение различного вида закупок путем использования тех или иных процедур от конкурсных торгов до закупок у единственного поставщика без использования таких процедур.

Общий вид проведения той или иной закупки, независимо от того, каким образом она будет осуществляться, выглядит следующим образом:

  1. Объявление необходимости проведения закупки на основании внесения соответствующих сведений в план-график. Внесенные изменения следует опубликовать в Единой информационной системе. Только после внесения таких сведений может быть осуществлено проведение той или иной процедуры.
  2. Подготовка всей необходимой технической и закупочной документации для разъяснения потенциальным исполнителям контракта условий, на которых контракт должен быть исполнен и по итогам оплачен. В такую документацию входят: техническое задание на осуществление контракта, обоснование начальной максимальной цены контракта, проект подписываемого контракта. Все документы должны быть в доступе для потенциальных исполнителей для возможностей свободного ознакомления.
  3. Выбор потенциальной формы проведения закупки на основании имеющихся требований к приобретаемым товарам, работам или услугам. Выбранная форма также должна быть отображена в документации о потенциальной закупке. При этом обоснование выбранной формы потребуется только в том случае, если речь идет о закупке у единственного поставщика на основании статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ.
  4. Собственно проведение процедуры определения исполнителя в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ на основании порядка, который предусмотрен для той или иной процедуры самим законом.
  5. Заключение контракта по результатам проведенной процедуры с тем исполнителем, который признан победителем такой процедуры.

Сроки, в течение которых должны быть заключены все предусмотренные законом контракты, зафиксированы в соответствующих статьях Главы 3 Федерального закона №44-ФЗ.

В том случае, если какая-либо из сторон заключаемого контракта не исполняет по необъективным причинам сроки подписания контракта, на нее могут быть наложены меры ответственности, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (так как данные нарушения относятся именно к сфере действия КоАП РФ).

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» под номером 44-ФЗ действует на территории Российской Федерации более четырех лет. Однако на сегодняшний день его действие уже показывает, что поставленные перед законом цели достигнуты практически в полном объеме. В частности, данный закон поставил главной целью сделать проводимые закупки максимально прозрачными, а для участников, которые собираются побороться за исполнение того или иного контракта, созданы условия максимального обеспечения условий конкурентной борьбы. За нарушение правил, которые сформулированы в данном законе, со стороны государственных и муниципальных заказчиков на таких нарушителей может быть наложена ответственность специальными контролирующими органами, в том числе ФАС.

Сколько нужно?

Один из методов планирования закупок – оценка объемов продукции, которую необходимо произвести, на основании потребности клиента в ней. Зная, насколько значим в текущий момент спрос на товар, можно обоснованно рассчитать, как много сырья понадобится. Для упрощения вычислений формируют списки с продуктами, материалами, учитывают время, необходимое на поставку разных позиций, длительность хранения. Если некий расходный материал можно изготовить своими силами, нужно заранее рассчитать, как велики на это временные затраты.

Зная временные промежутки, оценивают брутто-потребность позиций, получаемых от поставщика, изготавливаемых своими силами. На ее основании определяют чистую потребность, анализируя уже существующие запасы, сделанные заказы и запланированные производственные объемы. Среди заказов могут быть те, что сделаны ранее для предыдущей серии товара. При планировании нового производственного цикла их учитывать не нужно.

Особенности планирования государственных закупок

Порядок планирования закупок для государства регулируется статьей 16 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Основы планирования государственных закупок составляет формирование, утверждение и ведение плана-графика. Осуществление закупок, не включенных в план-график, невозможно.

План-график включает в себя следующую информацию:

  • идентификационный код каждой закупки;
  • наименования товаров, услуг и работ, которые выступают в качестве объекта закупки;
  • размер финансовых средств, направляемых на обеспечение закупки;
  • периодичность или сроки осуществления закупки;
  • сведения относительно обязательности общественного обсуждения закупки товаров, услуг или работ;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством.

Российское правительство устанавливает следующие аспекты планирования государственных закупок:

  • во-первых, состав требований к форме плана-графика;
  • во-вторых, порядок составления и утверждения плана-графика, его изменения;
  • в-третьих, порядок информирования населения и заинтересованных лиц относительно содержания плана-графика посредством размещения в единой информационной системе.

Также российское правительство наделено правом установления особенностей включения сведений в план-график относительно централизованных закупок, совместных аукционов и конкурсов, закупок, в отношении которых применяются закрытые способы выбора поставщиков, отдельных видов закупок.

Составление плана-графика осуществляется на срок, который соответствует сроку действия бюджетов различных уровней на финансовый год и плановый период. Включению в план-график подлежит также информация относительно закупок, осуществление которые планируется по истечении планового периода.

Формировании плана-графика государственных закупок осуществляется государственным заказчиком согласно требованиям, установленным законодательством, при осуществлении составления и рассмотрения проекта определенного бюджета. Утверждение плана-графика осуществляется в десятидневный срок, исчисляемый в рабочих днях, после информирования государственного заказчика относительно финансовых средств, выделяемых на государственные закупки из бюджета соответствующего уровня.

Изменение плана-графика допускается в следующих случаях:

  1. при необходимости приведения плана-графика в соответствие с измененными требованиями к закупкам, установленным законодательством;
  2. при необходимости приведения плана-графика в соответствие с измененными условиями закупки, в части их денежного финансирования, исполнения обязательств, изменения условий функционирования государственных учреждений и предприятий, соглашений о предоставлении субсидий;
  3. при необходимости реализации решений, принятых в соответствии с итогами обсуждения закупок обществом;
  4. при использовании экономии, которая получена вследствие осуществления закупок;
  5. в других случаях, предусмотренных законодательством.

Изменение плана-графика допускается в срок, не позднее чем за один день до момента размещения извещения относительно осуществление какой-либо закупки в единой информационной системе. Аналогичный срок устанавливается по направлению приглашений к участию в закрытых закупках поставщикам, или при заключении контракта с поставщиком в единственном числе.

При отсутствии соответствующей информации в плане-графике не допускается размещать в рамках единой информационной системы и извещения об осуществлении каких-либо закупок.

Замечание 1

Для государственных закупок в сфере обороны существуют особые условия планирования, которые предусмотрены Федеральным законом «О государственном оборонном заказе».

Пример обоснования закупок при формировании плана закупок в ЕИС: пошаговая инструкция

1. Необходимо зайти в ЛК во вкладку «Реестр ПЗ», выбрать формируемый план и на панели вкладок зайти в диалоговое окно «Цели и обоснование закупок».

2. В открывшемся окне заполнить все строки в соответствии с имеющимися НПА и заранее составленным документом. Если нормативно-правовой акт в учреждении отсутствует, то это необходимо отразить в нужной строке. Если же нормативная документация есть, то нажмите на «Поиск в ЕИС», откроется гиперссылка и появится диалоговое окно «Поиск правил нормирования».

3. В «Поиске правил» вбиваются все надлежащие параметры и запускается непосредственный поиск в ЕИС. Выбирается искомый нормативный акт подтверждением действия. В том случае, если правила нормирования не были найдены, устанавливается соответствующая отметка в ячейке «Не найдены в ЕИС».

4. При ручном вводе правил нормирования необходимо заполнить все нужные строки и кликнуть на кнопку «Добавить».

5. Как только все требуемые строки будут сформированы, необходимо нажать гиперссылку «Завершить». Система автоматически переведет пользователя на вкладку «Позиции ПЗ». Вновь созданная позиция отобразится в таблице ПЗ.

6. Необходимо создать нужное количество позиций ПЗ, нажать «Далее» и заполнить каждую строку аналогичным способом.

Основания для изменения плана-графика

  1. изменение объема и (или) стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленное в результате подготовки к осуществлению закупки, вследствие чего поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком закупок, становится невозможной;
  2. изменение планируемой даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), этапов оплаты и (или) размера аванса, срока исполнения контракта;
  3. отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком закупок;
  4. образовавшаяся экономия от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований;
  5. выдача предписания органами контроля, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  6. реализация решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;
  7. возникновение обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика закупок было невозможно;
  8. иные случаи, установленные в порядке формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок.

Закупочная логистика

Чтобы планирование закупок (электронный бюджет, ведомый посредством современных программных продуктов, оказывает существенную помощь специалистам) было максимально эффективным, организовывать вести мероприятия, учитывая требования логистики. При составлении плана нужно ориентироваться в потребностях предприятия, издержках, связанных с рабочими процессами, складских пространствах, доступных для использования. Играют роль и количество материала, необходимое для производственного процесса, сроки, в которых оно должно быть поставлено. Чтобы добиться успеха, нужно учитывать ресурсы поставщиков, возможности организовать собственное производство некоторых расходных материалов, применимых для изготовления конечного продукта, оказания услуги.

Формирование с учетом всего указанного плана закупок в бюджетном планировании применительно к государственным, частным компаниям позволяет наладить рабочий процесс без простоев и финансовых потерь, обусловленных излишками приобретения, порчей расходного сырья. Чтобы выявить, как много материалов нужно (а именно этот показатель является базовым для вычисления большинства прочих), необходимо освоить несколько типовых методов вычислений. Для применения их к конкретной компании предварительно нужно собрать максимально полную информационную базу о применении сходного сырья в промышленности ранее.

Закупки у СМП по 223-ФЗ

В отношении заказчиков, поименованных в Распоряжениях Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р и от 19.04.2016 № 717-р, соблюдение требований к закупкам у СМСП контролируется Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, а также органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими для этих целей организациями. В отношении таких заказчиков подлежат оценке соответствия проекты планов закупок, планов закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, а также проекты вносимых в такие планы изменений.

Мониторинг соответствия проводится в отношении утверждённых планов, внесённых в такие планы изменений, и в отношении годовых отчётов отдельных заказчиков в части закупки у СМСП.

Только те заказчики, которые подпадают под процедуры оценки и мониторинга формируют в планах закупок раздел об участии в закупках СМСП.

Утверждение и размещение плана закупок

Итак, обратимся к вопросу о том, кто утверждает план закупок по 44 ФЗ. Следует отметить, что утверждение происходит путем издания руководителем организации приказа «Об утверждении плана закупок товаров, работ, услуг». Образец приказа вы можете увидеть ниже.

Как разместить план закупок в ЕИС? В первую очередь, необходимо войти в личный кабинет заказчика и далее перейти в раздел «Планирование закупок». После выбора вкладки «Планы закупок» необходимо нажать на кнопку «Создать». Далее следует внести всю информацию, о которой уже говорилось выше.

План закупок в структурированном виде (44 ФЗ) выглядит следующим образом.

Управление поставками и закупками

За это отвечает документ «Нормативы распределения». Также используются сезонные коэффициенты, предназначенные для улавливания колебаний спроса в зависимости от времени года. Это относится к так называемым сезонным товарам, спрос на которые возрастает в определённое время года.

На основе продаж по категориям формируется таковой по номенклатурам. Планирование составляется на основе продаж. Берётся в расчёт множество параметров: сумма, количество, время, другое. Программа тонко настраивается под каждый параметр, это долгий процесс, но затем у вас будет точный план ведения бизнеса на месяц или год.

Формирование заказов по планам в 1С

Порядок утверждения и публикации

Порядок утверждения плана-графика отрегулирован положениями части 10 статьи 21 Федерального закона «О контрактной системе». Как уже говорилось выше, на основании положений данной части на утверждение плана-графика заказчику независимо от уровня его финансирования дается не более десяти дней с момента получения всех объемов финансирования.

Что касается публикации данного документа, то ее порядок и сроки регламентируются частью 15 той же статьи 21.

На основании положений статьи 21 Федерального закона «О контрактной системе» следует определить, что публикация плана-графика в Единой информационной системе должна происходить в течение трех рабочих дней после подписания приказа об утверждении этого документа.

Не подлежат публикации только те сведения, которые относятся к государственной тайне.

СРОКИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЛАН-ГРАФИК[7]

Конкурентные способы

Не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика закрытым способом

Единственный поставщик (кроме п.9 ч.1 ст.93)

Не позднее чем за 1 день до дня заключения контракта

Единственный поставщик (п.9 ч.1 ст.93)

Не позднее дня заключения контракта

Закупка по ст.82 (запрос котировок при ЧС)

Не позднее дня направления запроса о предоставлении котировок участникам закупок

При отмене определения поставщика 

Не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЗАКУПКИ ТОВАРОВ

Чаще всего эти этапы процесса закупки выполняются последовательно. Но на любом из них может быть откат назад. Например, при проблемах поставки может понадобиться заново искать поставщика. Кроме того, в любой момент может возникнуть что-то, что невозможно было предугадать, например, аварийная ситуация. А значит необходимо быть готовым к срочному внесению изменений во все планы (обеспечения, поставок/закупок), срочному подбору поставщика и осуществления внеплановой закупки ТМЦ.

Каждый из этих этапов крайне важен в общей схеме и имеет свою специфику. Каждый этап должен быть автоматизирован так, чтобы весь процесс закупки работал как единое целое.

Именно такие цели и мысли мы пытались учесть каждый раз, когда меняли схему обеспечения на предприятиях и в торговых организациях. Набили множество шишек, нашли много интересных решений, которые могут быть интересны другим предприятиям, организациям или коллективам внедренцев, работающих на поприще ERP-систем. Идеи, которыми мы можем поделиться, не уместно смешивать в одной статье. Уж больно их много..

Поэтому каждому из этапов мы уделили отдельное внимание, описали свой взгляд в отдельных статьях по более узкой тематике: планированию потребности, тендерным процедурам, поставке и т.д

ПОДБОР ПОСТАВЩИКОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ

Вне зависимости от того, кто отвечает за подбор поставщика, будь то сам экономист по снабжению или представитель отдельного подразделения или организации, ответственный за проведение тендера на закупку, крайне важно контролировать сроки подбора поставщиков

Отсутствие контроля сроков подбора поставщиков может привести к тому, что обоснование задержки поставки ТМЦ будет постоянно списываться именно на проблемы в поиске поставщика. Поэтому желательно иметь четкие и эффективные механизмы анализа задержек при подборе поставщиков.

На практике мы применяем графический вариант аналитики, который видится достаточно удобным и наиболее наглядным – график, одновременно отображающий количество позиций, по которым мы ожидаем получить решения о выбранных поставщиках, а также количество позиций, по которым фактически имеем такие решения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий