Методика определения стоимости соразмерной платы за сервитут

На каких основаниях прекращается действие сервитута

Главным образом обременение снимается тогда, когда завершился срок действия договора. Или когда работы, требующие использования участка, окончены. При завершении срока действия одна из сторон должна послать второй стороне уведомление. Если вторая сторона не препятствует этому, никаких дополнительных действий не требуется.

В случае досрочного завершения работ ситуация обстоит иначе. Если срок действия договора не закончился, то его положения в гражданском законодательстве считаются приоритетными. Незавершённый по сроку договор может расторгаться только по взаимному соглашению или по решению суда. Поэтому пользователь должен обратиться с официальным уведомлением о завершении работ и предложением о прекращении сервитута. Далее:

  1. Если собственник согласен, составляется соглашение о прекращении договора, которое удостоверяется подписями сторон.
  2. Если собственник отказывается, пользователь может сохранить обременение до окончания срока действия договора или расторгнуть договор в одностороннем порядке через суд.

Ещё одна причина, по которой допускается одностороннее расторжение договора — это нарушение установленных в нём положений, в первую очередь тех, что касаются ответственности пользователя. В их числе могут быть следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты или её полное отсутствие;
  • нарушение границ, установленных для выделенной в пользование доли;
  • нецелевое использование земли;
  • нарушение правил землепользования: порча верхнего плодородного слоя почвы, пожар или заводнение участка;
  • загрязнение окружающей среды;
  • нарушение противопожарной безопасности.

Советую обратить внимание на то, что перечисленные и иные нарушения положений договора, если они привели к порче почвы или имущества, нужно компенсировать дополнительным иском о возмещении вреда. Деньги за его подачу не требуются, а получить компенсацию с недобросовестного лица можно

Ведь каждый собственник участка радеет за своё земельное имущество и обязан защищать его от посягательств недобросовестных граждан.

Сервитут может иметь форму публичного или частного обременения. В частном порядке он устанавливается по согласию сторон — договором и допускает оплату. Без согласия собственника — через суд. Вопрос публичного сервитута решается на общественных слушаниях. По завершении срока договор утрачивает силу. При переходе прав на землю сервитут переходит новому собственнику.

Какие документы должны быть подготовлены для оформления?

Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.

В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:

  • Обоснование целей установления сервитута, в котором оформление таких целей должно происходить в строгом соответствии требованиями закона;
  • Документ, в котором будет содержаться информация о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
  • Протокол ведения публичных слушаний с подробным описанием всех тех вопросов, которые на них были подняты, а также с предложенными вариантами решения возникших вопросов;
  • Итоговый нормативный акт об установлении публичного сервитута с расшифровкой целей такого обременения, сроками его действия и возможными последствиями.

В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:

  • Заявление об установлении сервитута в публичной форме, направленное заинтересованными лицами в уполномоченные органы государственной власти;
  • Кадастровый паспорт обременяемого участка и выписка из кадастрового плана той местности, где расположен такой участок;
  • Обоснование целей установления публичного сервитута и доказательство того, что иными способами достичь необходимых целей развития других участков невозможно;
  • Расчет приблизительной стоимости установленного сервитута и тех размеров финансового обременения, которые в результате будут установлены для владельца земельного участка;
  • Документы, подтверждающие факт объявления публичных слушаний об установлении публичного сервитута на земельный участок, а также протоколы проведения таких слушаний;
  • Нормативные, изданные уполномоченными органами государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, который будет свидетельствовать о законности установления публичного сервитута, а также содержать все сведения о налагаемым обременении.

В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.

Заявление об установлении публичного сервитута, на основании которого может быть установлен участок, является ключевым документом в этом списке.

Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.

В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.

Текст заявления, направляемого в уполномоченные органы по распоряжению имуществом государства, состоит из трёх основных частей. К таким частям относятся:

  • Преамбула заявления, в которой содержится информация о тех землевладельцах, в интересах которых совершается установление сервитута на земельный участок, а также наименование того органа государственной власти, в которой направляется соответствующее заявление;
  • Основная часть заявлением. В этой части содержится требование об установлении сервитута, в рамках которого указывается цель установления, сроки, а также примерный расчет стоимости наложенного обременения. Кроме того, в этой части заявления содержатся сведения о том участке, на который необходимо установить обременение;
  • Третий этап содержит перечисление тех приложений, которые определены для данного заявления, а также информацию о дате заявления и месте его составления.

В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.

Можно ли установить сервитут на часть (долю) земельного участка?

Часто возникают ситуации, когда план размещения коммуникаций затрагивает только часть соседнего землевладения. В этом случае совершенно резонно будет ограничиться обременением территории в пределах необходимого метража.

В порядке осуществления действий отличий практически нет – так же заключается соглашение, оговаривается стоимость, сроки, уплачивается полноразмерная пошлина.

Однако именно в случае долевого (частичного) сервитута необходимо предоставить кадастровый паспорт или выписку в регистрационный орган. План должен содержать отметку, определяющую границы обременяемой части.

Также рекомендуется в соглашении указать план землевладения с обозначениями границ доли, подлежащей сервитуту.

Общие и отличительные признаки

Несмотря на то, что аренда и сервитут являются абсолютно разными правами на земельные участки, они имеют и определенные признаки сходства.

Например, основным из них выступает тот факт, что права на участок в обоих случаях

Также аренда и сервитут обязательно должны официально оформляться и закрепляться при помощи специальных документов. Однако на самом деле данные признаки весьма незначительны, поскольку в основных моментах эти два понятия существенно отличаются.

Это можно увидеть при помощи таблицы, в которой проведен их сравнительный анализ:

Критерий для сравнения Аренда Сервитут
Сущность сделки Арендатор получает участок в свое распоряжение на определенный срок и может использовать его в различных целях (которые соответствуют его виду разрешенного использования) Обладатель сервитута имеет лишь ограниченное право использования чужого участка и только в тех целях, что определены законодательно
Кто получает основную часть прав на участок Арендатор (то есть не собственник земли) Основные права остаются у собственника, обладатель сервитута может лишь изредка его использовать
Документальное оформление При помощи письменного договора аренды, который подписывается сторонами и в некоторых случаях (если сделка носит долгосрочный характер) регистрируется в Россреестре Сервитут устанавливается на основании судебного решения, соглашения между сторонами или определенного нормативно-правового акта
Плата за использование земли Обязательно вносится, поскольку сделка имеет возмездный характер. Собственник участка может самостоятельно устанавливать цену аренды, а также периодичность и способ ее внесения Может как вноситься, так и нет. Устанавливается собственником участка в размере, соизмеримом использованию недвижимости (чаще всего это небольшая сумма, призванная компенсировать причиняемые ему неудобства)
Лицо, принимающее решение о предоставлении земли Собственник земельного участка или его арендатор (но только при согласии на это собственника) Государственный или муниципальный орган, суд, собственник земли
Добровольность заключения сделки Аренда возможна только при условии обязательного согласия на это обеих сторон Установление сервитута возможно по желанию или требованию только одной из сторон, в частности, в принудительном порядке
Возможность извлечения прибыли Допускается и часто даже является основной целью для аренды земли Не допускается
Характер отношений (срочный, бессрочный) Сделка чаще всего носит срочный характер и может быть расторгнута после истечения установленного срока Чаще всего является бессрочным, причем ни одна из сторон не имеет права устанавливать требований относительно его длительности
Возможность расторжения Допускается при наличии для этого оснований, предусмотренных в договоре аренды (в частности, это возможно как по согласию сторон, так и по инициативе только одной из них) Может быть прекращен только на основаниях, которые предусмотрены ГК РФ (стороны на это повлиять никак не могут)

Однако в этом случае могут нарушаться права арендатора, что дает ему право на оспаривание сделки или даже на ее расторжение.

Как установить ограничение?

  1. Во-первых, необходимо выяснить, имеются ли у вас основания для этого.О том с чего начать и какие основания для установления нужны читайте здесь!
  2. Далее, необходимо договориться по сделке в соглашении. Если добровольное соглашение между двумя сторонами была достигнуто, то сделку необходимо зарегистрировать надлежащим образом в государственном органе.

    Для этого вы должны собрать пакет документов, который отвечает требованиям государства. В него должны входить заявление о регистрации, копии паспортов участников, копия свидетельства о праве собственности надела и так далее.

  3. Не забудьте о предоставлении кадастрового плана участков. Проведите процедуру межевания и приобщите к пакету документов акт о проведенном межевании. После этого все документы вместе подаются в отделение Росреестра.

    Помните о том, что на рассмотрение сотрудника Росреестра может понадобиться от 10 до 14 рабочих дней. По факту рассмотрении ваша сделка может быть зарегистрирована, а также может быть отклонена ввиду допущенных ошибок.

  4. Если вами были допущены какие-либо ошибки, то вам могут дать время на их исправление.

    На этом процедура завершена!

Понятие и основные особенности

Прежде всего, необходимо определиться с тем, что же именно представляют собой эти понятия и в чем заключается сущность данных сделок:

1. Аренда представляет собой способ получения земли, при котором она предоставляется от собственника заинтересованному лицу во временное пользование (может быть как бессрочным, так и с установленным сроком). Обязательным условием ее является платный характер отношений, возникающий между сторонами — за использование земли арендатор должен периодически платить собственнику определенную сумму денежных средств.

Сделка аренды носит гражданский характер и может быть заключена как между физическими, так и между юридическими лицами.

При этом ее объектом могут выступать не только земельные участки, но и любое другое движимое и недвижимое имущество: здания, сооружения, квартиры, оборудование, техника, автомобили и т. п.


Сервитут

Примером может быть разрешение третьему лицу (чаще всего собственнику соседнего участка) проходить или проезжать через земельный надел, прогонять через него скот, проводить коммуникации к своему участку и т. п.

Совершать эти действия можно периодически, в случае необходимости, при этом основную часть времени земля продолжает использоваться ее собственником.

Расчёт стоимости

Для того, чтобы произвести расчёты, в первую очередь необходимо вычислить базовую величину понесённых владельцем убытков. Она заключается в сопоставлении:

  • рыночной стоимости 1 кв.м земли;
  • общего объёма земли, отчуждённой от собственника, установлением сервитута, и измеряемой в процентном соотношении к общему объёму участка.

Высчитав рыночную стоимость участка, подлежащего обременению сервитутом, определяют её полную стоимость по праву постоянного (бессрочного) пользования, но учитывают предел пользования сроком в 49 лет.

Затем, из стоимости обременённого участка, высчитывают срок установленного обременения:

  • 49 лет = 100 % стоимости;
  • срок установления сервитута = х % стоимости.

Решив уравнение, можно получить базовую стоимость убытков, понесённых собственником. Далее, по методикам Росземкадастра, добавляются другие ставки расчёта стоимости.

К ним относится упущенная выгода и реальный ущерб. Упущенная выгода высчитывается как среднестатистическая единица получаемой от участка выгоды (пользы) – путём дисконтирования денежного потока.

Для этого проводится анализ притока и оттока денежных средств, путём сравнения разных статусов участка: при отсутствии обременения и с обременением сервитутом.

Реальный ущерб определяется разницей рыночной стоимости земель без обременения и с обременением сервитутом.

Общая оценка стоимости составляет сумму следующих величин:

  • размер реального ущерба, которого не могло быть, при условии отсутствия обременения и который возник исключительно на его основе;
  • сумма утраченной выгоды, которая могла быть получена без установления сервитута;
  • реально понесённые убытки в результате ограничения пользованием (по приведённому выше расчёту).

После определения общей стоимости сервитута, стороны договариваются (следуют решению суда) о способах оплаты. По договорённости сторон, собственник может получить всю сумму положенных выплат:

  • за один раз;
  • несколькими частями в оговорённый срок;
  • в качестве помесячной или поквартальной оплаты.

Но при условии получения всей суммы задолго до завершения сроков действия обременения, могут возникнуть некоторые проблемы.

Если работы будут закончены досрочно, то отмена сервитута будет затруднена из-за проведённых взаиморасчётов и может быть чревата новыми судебными разбирательствами. Если же размер ущерба превысит сумму выплат на определённый срок – могут возникнуть аналогичные, проблемы.

Поэтому предусмотрена возможность изменения оплаты и переоценка стоимости сервитута, как по согласию сторон, так и по решению суда.

Порядок установления оплаты

Размер платы за сервитут зависит от характера и интенсивности использования земельного надела лицом, в чьих интересах он был установлен.

Помимо платы за само право проезда или прохода через чужой земельный участок, в зависимости от определенных обстоятельств в состав платы разрешается вовлекать траты собственника обремененного объекта на формирование оптимальных условий для реализации сервитутного права пользования чужой недвижимостью, в том числе расходы по обеспечению охранно-пропускного режима, проведению дорожного покрытия в надлежащее техническое состояние и прочие затраты.

В отношении публичного сервитута потребовать соразмерную плату можно только, если установление сервитута приведет к существенным сложностям в использовании земельного надела, что закреплено пунктом 7 статьи 23 Земельного кодекса РФ.

Плата за сервитут рассчитывается как общий объем потерь, причиненных собственнику обремененного земельного участка или другого объекта недвижимости. При этом следующие показатели складываются:

  • Размер реального ущерба. Рассчитывается без учета реального ущерба, причиненного собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ими лицами;
  • Упущенной выгоды. Рассчитывается без учета упущенной выгоды, причиненной собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ми лицами;
  • Убытков. Рассчитывается без учета убытков, причиненных собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ми лицами.

Эти и другие особенности платы за сервитут установлены Методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра от 17.03.2004 года.

Далее согласно пунктам 1.6 и 1.7 вышеназванных рекомендаций выплата за сервитут может быть:

  • единовременной, когда оплата производится один раз и в полном объеме за весь срок действия договора о сервитуте;
  • периодической, когда оплата осуществляется многократно в определенных долях на протяжении всего периода, на который установлено соглашение о действии сервитута.

Способ выплаты определяется непосредственно договором о сервитуте, судебным решением или нормативно-правовым актом органов государственной, региональной, муниципальной власти. Также стороны могут определить размер платы путем договоренностей.

В соответствии с Гражданским и Земельным кодексами размер платы может быть изменен в течение срока действия сервитутного ограничения.

На это может повлиять множество причин:

  • существенно изменились обстоятельства, согласно которым следовали стороны во время заключения договора о сервитуте;
  • увеличились или уменьшились ограничения прав собственника земли, обремененной сервитутом, по окончании конкретного срока после его установления;
  • стороны пришли к общему соглашению об изменении размера соразмерной платы за сервитут (частный сервитут);
  • увеличилась или уменьшилась сфера действия сервитута;
  • орган государственной власти или орган местного самоуправления принял нормативно-правовой акт, изменивший акт, которым был сервитут установлен, в отношении размера стоимости (публичный сервитут);
  • суд вынес решение об изменении размера стоимости частного или публичного сервитута путем корректировки договора о сервитуте или нормативно-правового акта администрации.

Таким образом, размер платы за сервитут должен быть соразмерен той выгоде, которую собственник обремененного участка мог получить, если бы на землю не налагалось никаких ограничений.

Цели

На каком основании возникает сервитут? Возникновение публичного сервитута в отношении чужого участка допускается только в ситуациях, прописанных законом. К ним относят:

  1. Обеспечение возможности прохода/проезда к водным объектам и местам общего пользования (водоемы, культурные сооружения, жилые объекты и т.д.).
  2. Размещение объектов транспортной инфраструктуры (строительство дорог и транспортных узлов).
  3. Сооружение подземных коммуникаций (тепло-, газо-, водоснабжение, канализация и т.п.), инженерных сетей и объектов электрификации.
  4. Установка межевых и геодезических знаков.
  5. Проведение дренажных работ.
  6. Сенокошения, выпаса и перемещения сельскохозяйственного скота к местам кормления.
  7. Охоты, рыболовства, разведения рыбы.
  8. Временного проведения – при необходимости – проектных, изыскательских, исследовательских работ.

Цели частного сервитута определяются по аналогии с публичным, и связаны с необходимостью использования ресурсов дополнительной – как правило, соседней – территории для обеспечения:

  1. Перемещения к своему объекту недвижимости.
  2. Прокладки коммуникаций.
  3. Установки оборудования связи.
  4. Строительных работ.
  5. И других обоснованных нужд, обеспечение которых не влечет за собой ощутимых проблем для хозяина участка.

Исторические формы сервитута

Сервитут как форма использования чужого имущества в своих целях зародился ещё в Древнем Риме и имел классическое закрепление в римском праве. В соответствии с положениями этой правовой системы вещный сервитут мог распространяться не только на земельный участок, но и на любую чужую вещь, т.е. также практиковалось право пользования чужой вещью. При этом платы за пользование такой вещью предусмотрено не было.

Установление сервитута в римском праве могло происходить в соответствии с необходимостью такого обременения (например, более крупный землевладелец накладывал обременение на часть владений более мелкого, чтобы обеспечить себе проезд к своим угодьям).

После того как римское право вместе с Империей перестало существовать, понятие сервитута не прекратило своё действие, а перешло в более поздние правовые системы Франции и Германии, где получило закрепление.

В соответствии с Кодексом Наполеона сервитутом принято было считать особую коммунальную повинность недвижимого имущества с целью обеспечения возможности надлежащего использования другого недвижимого имущества его собственником. При этом разделение, которое было установлено в видах сервитутов, осуществлялось по трём основаниям — месту его наложения (городские и сельские), наличию внешних признаков (явные и неявные), сроку действия (постоянные или непрерывные и непостоянные, то есть установленные на срок выполнения человеком каких-либо действий).

Первый отрицательный подразумевает невозможность осуществления собственником участка каких-либо действий, которые он мог бы осуществлять в отсутствие обременения. Второй отрицательный сервитут возникает тогда, когда у собственника обременённого земельного участка отбирается возможность как-либо влиять на состояние того участка, в пользу которого установлено обременение.

В истории российского права установление сервитута не было предусмотрено ввиду особенностей исторического развития. Так, в период дореволюционной России уровень развития земельных правоотношений был настолько низок, что ни о каком сервитуте в его полной мере говорить не приходится. Что же касается советского периода, то при государственной собственности на земли в сервитуте отпала какая-либо необходимость.

Исторические виды

Сервитут относится к одним из наиболее древних вещных прав, которые использовались на протяжении всей истории развития человечества. Поэтому помимо станадратных классификаций, рассмотренных выше, существует также несколько его форм, которые сложились исторически. Их можно разделить на две группы:

Личные сервитуты

  • узуфрукт — в этом случае обладатель сервитута мог пользоваться как вещью, так и плодами, которые она приносит (например, собирать урожай с земельного участка);
  • узус — такой вид обременения не дает права извлекать из имущества никаких плодов (то есть обладать сервитута может проходить через участок или прогонять по нему скот, но не может собирать плоды).

Вещные сервитуты

Они устанавливаются в отношении конкретной вещи или имущества. В этом случае существует два вида имущества:

  • господствующий;
  • служащий.

При этом последний вид имущества существует и используется фактически в интересах первого. Данные виды сервитутов также делятся на несколько групп:

  • сельские — устанавливаются в пользу полевых и незастроенных участков, предназначенных для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • дорожные — связаны с правом проезда, прохода или прогона через участок скота;
  • водные — связаны с использованием чужого водоема для водопоя скота, возможностью провоза через чужой участок воды или прокладывания водопровода;
  • пастбищные — заключаются в возможности выпаса на чужом участке скота;
  • городские — устанавливаются в пользу застроенных участков (могут быть связаны с правом на постройку зданий, сток воды и т. п.).

В современных условиях данные виды являются несколько устаревшими, однако некоторые их формы или их характеристики встречаются и сейчас. Разнообразие этих видов и форм порождает множество спорных моментов, связанных с установлением сервитута и его использованием, которые зачастую могут решаться только в судебном порядке.

Виды сервитута и их отличия

В зависимости от статуса сторон устанавливаются те или иные виды сервитута. Сторонами процедуры являются:

  1. Обладатель сервитута — лицо, получившее в пользование часть ЗУ. В договоре определяется как Пользователь.
  2. Держатель сервитута — лицо, участком которого уполномочен пользоваться обладатель сервитута. Определяется как Собственник.

Вид обременения зависит от того, кем является обладатель сервитута. Он может действовать:

  • в собственных имущественных интересах как физическое или юридическое лицо;
  • в интересах граждан населённого пункта как должностное лицо, представитель администрации.

Принято выделять две основных его разновидности: частный и публичный. Каждая разновидность может различаться по формам образования.

Частный сервитут

Частный сервитут устанавливается в индивидуальном порядке путём соглашения между частными лицами либо между владельцем ЗУ и организацией, проводящей специальные работы или установившей на участке свой объект. В отдельных случаях назначается решением суда.

Такое взаимодействие напоминает совместное владение участком или аренду его части. Но эти формы права нельзя путать, по сути они совершенно различны. В случае обременения всегда выявляется причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворения другим.

В остальном сервитут может иметь особенности, связанные с сопутствующими обстоятельствами, а также различаться по форме:

  • в соответствии с категорией земель и их целевым назначением, например, промышленным и сельскохозяйственным;
  • по виду обременения. Например, устанавливается ли сервитут на какой-либо срок или является бессрочным;
  • получает ли собственник за него оплату или нет.

Может возникнуть вопрос, связанный со смыслом добровольного безвозмездного обременения. На первый взгляд это кажется невыгодным для собственника ЗУ. Но ответ прост: зачастую при обработке земель симбиоз интересов собственников может привести к взаимовыгодному сотрудничеству. Например, один владелец участка установил на своей земле водоём. Но чтобы не занимать слишком большую территорию своего надела, он может договориться о том, что его соседи предоставляют ему в пользование часть своих земель безвозмездно, взамен чего получают право пользоваться водоёмом. Таких примеров можно привести достаточно много. Главное, чтобы такие действия и договорённости оформлялись официально, тогда впоследствии не возникнет споров и разногласий, если сменится владелец участка или появятся новые непредусмотренные обстоятельства.

Публичный сервитут

Публичный сервитут отличается тем, что устанавливается по инициативе граждан населённого пункта, обратившихся в местную администрацию с соответствующим ходатайством. Или по усмотрению самой администрации. В отличие от частного обременения, публичная форма может устанавливаться только специальной административной комиссией на открытых публичных слушаниях. По результатам этих слушаний, оформленных протоколом, принимается решение об обременении.

Различается публичный сервитут по следующим формам:

  1. Когда установлен на землях поселений, он называется городским (поселковым).
  2. Если устанавливается в земельных массивах сельхозназначения для прогона скота, прохода к воде и по идентичным причинам, которые невозможно решить без обременения, называется предиальным.

По преимуществу публичный вид пользования участком не предусматривает оплату. Так как он не устанавливается без нужды, и здесь задействованы интересы населения, которому требуется пользоваться частью территории собственника. Например, если территория завода огорожена забором, что лишает граждан тропинки вдоль него, или тротуара возле проезжей части. Такая ситуация может возникнуть и при приватизации рекреационных зон за счёт их перевода в другую категорию, что может лишить население зон отдыха, сквера или парка.

Решение вопроса по публичному сервитуту проходит на слушаниях

Однако по требованию землевладельца оплата может предоставляться в том случае, если после назначения обременения существенно усложнилось пользование землёй. Оплата может поступать от администрации по её решению, принятому на публичных слушаниях. Но п. 7 статьи 23 ЗК РФ, который регулировал установление такой оплаты, утратил силу с 1.04.2015. Поэтому администрация может отказать в оплате. В этом случае оплата может устанавливаться, если собственник выдвинул исковое требование и его удовлетворил суд.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий