Изменения в конституцию рф

Будет закреплен приоритет международных договоров перед законом страны

СЕЙЧАС В КОНСТИТУЦИИ ТАК (СТАТЬЯ 8):

Ранее в статье обозначалась приоритетность Конституции перед международными договорами: “Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции”.

ВЛАСТИ ХОТЯТ ИЗМЕНИТЬ НА:

В статье 8 предлагаются правки, которые закрепят приоритетность международных договоров. В новой редакции, статья 8 гласит “Международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ СЧИТАЕТ, ЧТО ЛЮБЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДОЛЖНЫ ГАРАНТИРОВАТЬ СОБЛЮДЕНИЕ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ:

  • сменяемость власти, включая ограничение на нахождения президента у власти в течение не более двух сроков;
  • разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти;
  • проведение свободных и демократических выборов;
  • неприкосновенность независимости и территориальной целостности Республики Беларусь.

Позиция КС остается неизменной – сначала исполнение основных требований беларуского народа, затем новая Конституция. Под основными требованиями имеются в виду:

  • Прекращение политического преследования граждан Республики Беларусь со стороны властей, возбуждение уголовных дел по фактам насилия, привлечение виновных к ответственности.
  • Освобождение всех политических заключенных, отмена неправомерных судебных постановлений, выплата компенсаций всем пострадавшим.
  • Проведение новых выборов по международным стандартам с новым составом всех комиссий по выборам, включая Центральную комиссию.

Федеративное устройство

В статью 67 вводится специальный термин – «федеральные территории». Создаваться такие зоны будут на основании закона. Этим же документом определят структуру публичной власти. Особенностью станет прямое подчинение центральному аппарату. Предполагается, что территории создадут в местах расположения стратегических объектов, заповедников, военных баз. Местные и региональные власти окончательно утратят контроль в отношении этих территорий.

Кроме того, в норме появится прямой запрет действий, направленных на отчуждение российских земель. Исключение сделано для следующих случаев:

  1. Делимитация – установление границы со смежным государством в результате переговоров.
  2. Демаркация – формирование границ с установкой специальных знаков на основании международных документов.
  3. Редемаркация – уточнение или восстановление пограничных столбов и меток.

В Конституции РФ должна появиться новая статья 67.1 об историческом наследии. Россия признается  правопреемником советского государства. Это касается активов за пределами страны, членства в международных объединениях, участия в договорах.

В основном законе будет указано на основные ценности. К таковым отнесли государственное единство, веру в Бога, сохранение памяти предков, почтение к защитникам Отечества, историческую правду. Приоритетом признаны дети, а именно их всестороннее развитие, воспитание и образование

Особое внимание уделено взращиванию в несовершеннолетних гражданах патриотических чувств и уважения к старшему поколению

В статью 68 предлагают включить положение о защите уникальной многонациональной культуры РФ. Уточнению подверглись и нормы о коренных народах. Государство гарантирует сохранение самобытности, а также оказание поддержки соотечественникам за рубежом. Поправки в ст. 70 позволят переносить места постоянного пребывания органов власти из Москвы в другие города.

Уточнению подвергся и объем полномочий Российской Федерации. В норме появились упоминания об информационных технологиях, электронной безопасности. На федеральном уровне будут устанавливать ограничения для региональных и муниципальных служащих. Централизация власти усилится. Одновременно скорректировали требования к чиновникам:

Уровень

Минимальный возраст

Гражданство и место жительства

Имущество

Глава субъекта РФ

30 лет

На должность назначаются только россияне. Наличие иностранного гражданства делает невозможным занятие поста.

Запрещено открывать вклады или хранить ценности в иностранных учреждениях за рубежом

Руководитель федерального органа власти

Вопросы совместного ведения РФ и регионов практически не изменились. Список пополнился молодежной политикой.

В статье 72 особо выделили определение брака. Таковым признан союз мужчины и женщины. Акцент сделали на необходимости поддержания здорового образа жизни, создании благоприятных условий воспитания детей. Этими проблемами власти будут заниматься совместно.

В статью 75 Конституции РФ ввели положения о минимальной оплате труда на уровне прожиточного минимума. Здесь же закреплено обязательство о ежегодной индексации пенсий, актуализации социальных пособий, адресной поддержке граждан. Основной закон страны дополняется ст. 75.1. Норма признает обязанностью государства создание условий экономического роста и улучшение благосостояния населения.

В статье 79 устанавливается приоритет российского права над международным. Если решения, например, Европейского суда будут противоречить Конституции РФ, исполнять их откажутся. Одновременно в основной закон страны вводится норма о принятии мер к укреплению и обеспечению мира на планете. Действовать Россия обязана с учетом принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Местное самоуправление

Статьей 77 Конституции РФ установлены требования к человеку, который претендует на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Это может быть:

  • гражданин РФ;
  • в возрасте старше 30 лет;
  • постоянно проживающий в Российской Федерации;
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.

После занятия высшей должности в субъекте РФ гражданину запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России. Дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) могут быть установлены федеральным законодательством.

Аналогичные требования и ограничения предусмотрены новой редакцией статьи 78 Конституции РФ по отношению к руководителям федеральных государственных органов.

Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления.

1. Курс на социальность

А вот и, пожалуй, самые интересные для простых россиян поправки в Конституцию, предложенные в 2020 году.

Предлагается в статье 75 добавить, что государство уважает труд граждан и желает защитить их права, введя привязку «минимальная оплата труда» равно «прожиточный минимум».
Второе важное изменение – регулярная (не реже чем раз в год) индексация социальных пособий и выплат, включая пенсии.
А правки к статьям 72 и 132 обещают улучшение качества медицинской помощи на всей территории России, включая самые удаленные ее уголки. И речь идет не только о доступности, но и о качестве медицинских услуг.. Неудивительно, что именно эти правки (а также правки о суверенитете, неотчуждаемости территорий и запрете на иностранное гражданство для госслужащих) вызвали наибольший интерес у общества

Неудивительно, что именно эти правки (а также правки о суверенитете, неотчуждаемости территорий и запрете на иностранное гражданство для госслужащих) вызвали наибольший интерес у общества.

Работа над списком изменений в Конституцию все еще продолжается. Как сообщил спикер Госдумы, на настоящий момент принято около 200 правок, а 177 отправятся в политическую корзину. Возможно, на процесс работы над главным документом страны повлияют еще и недавние события на финансовом фронте. Как-никак, обвал рубля и повышение цен на товары прямо влияют на благополучие граждан, а недовольный и злой гражданин не склонен принимать решения, удобные для власти.

День голосования за поправки в Конституцию – выходной или нет?

22 апреля 2020 года пройдет общероссийское голосование по поправкам в Конституцию, закрепленных в федеральном законе с длинным названием «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

Среда 22 апреля 2020 года объявлена нерабочим днем. За этот день оплата работающим гражданам будет начисляться в соответствии с положениями, установленными Трудовым кодексом РФ, которые применяются к оплате труда в нерабочие (праздничные) дни. Если кратко, то оплата за этот день будет начислена в двойном размере.

Интересно, что традиционно все общенародные голосования в России проходят в воскресенье. Есть даже предположение, что правительство приурочило голосование к 150-летию со дня рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина), который родился 22 апреля 1870 года. Впрочем, власти утверждают, что подобное совпадение – чистая случайность. А выбор дня голосования за поправки в Конституцию объясняют удачным расположением 22 апреля – между Пасхой и началом Рамадана.

Федеральное собрание

Поправки меняют состав палат высшего законодательного органа. В Совет Федерации предложено включать:

  • двух представителей от каждого субъекта РФ;
  • президента, ушедшего в отставку по истечении срока либо добровольно;
  • до 30 представителей действующего главы государства.

Пост сенатора отставному президенту предоставляется пожизненно. На постоянной основе в состав верхней палаты парламента вводится также до 7 представителей действующего гаранта Конституции РФ.  Такие лица должны иметь особые заслуги перед страной.

Члены Совета Федерации не могут быть младше 30 лет или иметь иностранное гражданство. На них также распространяется запрет хранения денег и ценностей за рубежом. Общий срок полномочий не должен выходить за рамки 6 лет. Исключение сделано для лиц, назначенных на пост пожизненно.

Отказ от зарубежных активов и отсутствие иностранного гражданства будет обязательным и для депутатов Госдумы РФ. Совместно палатам разрешено заслушивать лишь послания Президента России. Положения о выступлении иностранных руководителей и отчетах Конституционного суда из ст. 100 исключили.

Коррекция полномочий обеих палат связана с изменением компетенции главы государства. Правки носят корреспондирующий характер. Новая статья 103.1 Конституции позволяет законодательному собранию осуществлять парламентский контроль. Запросы разрешено направлять руководителям исполнительных органов и муниципалитетов.

Изменения усиливают позиции Президента РФ в законодательной сфере. Поправками дополнено право вето. Если глава государства отказывается подписывать федеральный акт, парламент рассматривает его вновь. Сейчас в случае повторного одобрения препятствовать прохождению документа нельзя. Если изменения вступят в силу, у Президента РФ появится новая возможность блокировки. Спорный закон он подпишет при наличии положительного заключения Конституционного суда. Решение о направлении запроса глава государства принимает самостоятельно.

Основания роспуска Государственной думы РФ дополнены. Принять соответствующее решение Президент России может в случае трехкратного отклонения кандидатур Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров. Основанием также становится недоверие к федеральной исполнительной власти. В этой ситуации роспуску подлежит либо Госдума, либо Правительство.

Не все законы одинаково полезны

Совет Федерации/flickr.com

На последнем заседании Совет Федерации рассмотрит законы, которые в последнее время вызвали общественный резонанс. Это и документ о применении санкций за ограничение доступа россиян к общественно значимой информации в РФ, который в юридическом сообществе уже окрестили попыткой создать нечто вроде «великого китайского Firewall». Кроме того, сенаторам предстоит одобрить введение уголовной ответственности за злостное нарушение физическими лицами, СМИ и незарегистрированными общественными объединениями требований закона о получении статуса иноагента. Как считают эксперты, опрошенные NEWS.ru, таким образом в стране создаются условия для избирательных репрессий.

В повестке заседания Совета Федерации также значится инициатива о запрете возбуждать дела о сбыте наркотиков без доказательства их передачи. Поправка вносится в статью Уголовного кодекса, по которой в прошлом году был задержан известный журналист-расследователь Иван Голунов. Правда, в профессиональном сообществе опасаются, что предлагаемые изменения никак не повлияют на возможность сфабриковать дело. Накануне профильный комитет СФ по конституционному законодательству и госстроительству палате отклонить закон на пленарном заседании.

По мнению главы комитета Андрея Клишаса, обязав следователя проводить полноценное расследование ещё до возбуждения уголовного дела, законодатель никак не решит проблему необоснованного вовлечения граждан в доследственные проверки и расследование уголовных дел. При этом сенатор опасается, что таким образом правоохранительным органам будет дано дополнительное основание, которое позволит им не возбуждать уголовное дело при наличии всех признаков состава преступления.

8. Культурная идентичность

Взяв курс на духовность и защиту культурных ценностей, инициаторы изменения Конституции 2020 года не собираются ограничиваться одним «государствообразующим народом». Наоборот, утверждается, что любой, даже самый малочисленный народ, получит гарантию сохранения своего культурного и языкового наследия. Правда, пока неизвестно, при помощи каких государственных механизмов правительство собирается этого добиваться.

Интересен еще третий пункт правок к 69-й статье: сограждане, намеревающиеся сохранять свою культурную идентичность и при этом проживающие за рубежом, не останутся без поддержки государства.

Станет похоже на Беларусь?

Как видно, благодаря поправкам в России у президента станет больше полномочий в назначении и увольнении премьера и министров, а также роспуске Думы, но хотя бы номинальные ограничения останутся. Сами можете судить о степени сходства в некоторых аспектах конституционных норм Беларуси и России — с поправками.

В Беларуси

В России

Срок полномочий президента 5 лет

Срок полномочий президента 6 лет

Количество сроков не ограничено

Максимум два срока после утверждения поправок

Президент назначает премьер-министра, на что должна дать согласие нижняя палата парламента

Президент назначает главу правительства, которого должна утвердить нижняя палата парламента

Президент сам определяет состав правительства

Президент после консультаций с верхней палатой парламента назначает пять министров: обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, чрезвычайных ситуаций.

Остальных членов правительства президент назначает после утверждения нижней палатой парламента по представлению главы правительства.

Если нижняя палата трижды отклонила кандидатуры членов правительства, представленные главой правительства, президент может назначить их сам без ее утверждения нижней палатой

Президент может отправить в отставку любого члена правительства

Президент может отправить в отставку любого члена правительства

Если нижняя палата два раза отклонила кандидатуру премьер-министра, президент вправе ее распустить и назначить новые выборы и и.о. премьера

Если нижняя палата три раза отклонила кандидатуру главы правительства, президент вправе ее распустить и назначить новые выборы и главу правительства

Президент может распустить нижнюю палату и назначить новые выборы, если она выражает вотум недоверия правительству

Президент может распустить нижнюю палату и назначить новые выборы:

— если она три раза не утвердила более трети кандидатур в правительстве

— если она два раза выражает вотум недоверия правительству по своей инициативе

— если выражает вотум недоверия правительству в ответ на запрос его главы

Президент назначает генерального прокурора с согласия верхней палаты парламента

Президент назначает генерального прокурора и его заместителей после консультаций с верхней палатой парламента

Президентское вето на закон может быть преодолено 2/3 от числа членов обеих палат парламента.

Президентское вето на закон может быть преодолено 2/3 от числа членов обеих палат парламента.

НО: президент может направить в Конституционный суд на проверку законопроект; если там найдут нарушения, закон не вступает в силу

Президент назначает 6 из 12 судей Конституционного суда.

Президент представляет в верхнюю палату на утверждение кандидатуры всех 11 судей Конституционного суда.

Президент может снимать с должности судей Конституционного суда.

Президент может просить верхнюю палату снять с должности судей Конституционного суда за проступки.

Президент назначает в верхнюю палату не более 8 сенаторов из 64.

Президент назначает в верхнюю палату не более 30 сенаторов из 200, из них 7 можно назначить пожизненно.

Президент

Статья 81 Конституции РФ устанавливает требования к лицу, занимающему должность Президента РФ. Это может быть:

  • гражданин Российской Федерации;
  • в возрасте не моложе 35 лет;
  • постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет;
  • не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.

Отдельно отмечено, что:

То есть жители Крыма смогут претендовать на должность главы государства на общих основаниях.

Президенту РФ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков. Но ограничение числа сроков пребывания на посту президента не распространяется на лицо, занимавшее должность Президента РФ до принятия поправок. Для такого лица сохраняется возможность занимать должность Президента РФ в течение еще двух сроков.

Статьей 83 Основного закона регламентировано право президента назначать на должности:

  • председателя Правительства РФ;
  • заместителей главы правительства;
  • федеральных министров.

Их кандидатуры должны быть утверждены Государственной Думой по представлению Президента РФ. Аналогично у главы государства есть право освободить председателя Правительства РФ от должности или принять его отставку.

Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами:

  • обороны,
  • безопасности государства,
  • внутренних дел,
  • юстиции,
  • иностранных дел,
  • предотвращения ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий,
  • общественной безопасности.

Для этого утверждение Госдумой не требуется. Генеральный прокурор РФ, его заместители назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ. Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность:

  • председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей;
  • судей Конституционного Суда РФ;
  • председателя Верховного Суда РФ и его заместителей;
  • судей Верховного Суда РФ;
  • председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.

Он лично имеет право назначать председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Президент РФ формирует Государственный Совет РФ, а также Совет Безопасности РФ. Последний формируется в целях:

  • содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства;
  • для поддержания гражданского мира и согласия в стране;
  • для охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.

Президент возглавляет Совет Безопасности РФ, а его статус определяется федеральным законом.

Новая статья 92.1 Конституции РФ вводит гарантии для президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или по состоянию здоровья. Такой гражданин обладает неприкосновенностью, которой может быть лишен только в порядке, определенном статьей 93 Конституции РФ. Другие гарантии бывшим президентам могут быть установлены федеральным законодательством.

Права в обмен на интересы

Конституционные документы продолжали писать по всему миру. Среди них, например, «Русская правда» XI—XII веков, в которой описывались судебные нормы. Но современная теория и практика конституционного строительства начала складываться только в XVII веке.

Ключевым стал вопрос о том, откуда берется право устанавливать порядок в государстве и почему все должны этому порядку следовать — то есть вопрос о легитимности. В Средние века проблема решалась просто: верховными законами считались библейские, а императоров как ставленников бога на земле короновали римские папы. Дополнительно власть опиралась на традиции — «так было, так есть и так будет всегда». С секуляризацией этот подход начал давать сбои и пришлось находить другие основания. Таким стал общественный договор.

Теоретики современного конституционализма — Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и многие другие — исходили из идеи о том, что у каждого человека есть естественные права. Свобода, справедливость, равенство, защита от насилия, право на труд (список может меняться) принадлежат людям от природы, по факту отношения к человеческому роду. Идея не новая — так думали еще в Античности.

Заключая общественный договор, люди отказываются от некоторых естественных прав или соглашаются на их ограничение, потому что это в их интересах. Например, мы принимаем, что нашу свободу могут ограничить тюремным заключением, если мы совершим кражу — потому что не хотим, чтобы нас самих могли грабить без каких-либо последствий. Главное условие этого обмена — отказ от прав должен использоваться в общих интересах.

Фото: Leon Neal / Getty Images

Детали могут разниться — в рамках этой конструкции можно оправдать как абсолютную монархию, так и радикальную демократию. В любом случае основные законы государства или конституция становятся документом, который фиксирует взаимные обязательства.

Проблема перевода

Слово «конституция» происходит от латинского constituere — учреждать, устанавливать, устраивать. В русском языке мы используем слово в этом значении, когда говорим о конституции человека, имея в виду телосложение. В английском, например, сохраняется значение слова constitution как набора ключевых принципов, прецедентов и процедур, по которым управляется государство. Поэтому говорят о некодифицированных — не записанных в единый документ — конституциях. Такая конституция работает, в частности, в Великобритании.

Совет Федерации и Федеральное собрание

Статьей 95 Конституции РФ узаконено до этого обиходное название членов Совета Федерации — сенаторы РФ. Установлено, что президент, прекративший свои полномочия, получает право на пожизненное звание сенатора РФ, от которого вправе отказаться. В состав Совфеда входит не более 30 сенаторов, назначенных президентов, из которых не более 7 человек могут быть назначены пожизненно. Это должны быть граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

Сенатором РФ может стать человек, который:

  • является гражданином РФ;
  • не младше 30 лет;
  • постоянно проживает в России;
  • не имеет гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.

Сенаторам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Аналогичный запрет распространяется на депутатов Государственной думы.

В число полномочий Федерального собрания включили:

  • лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
  • назначение на должность по представлению главы государства председателя КС РФ и его заместителя, судей КС РФ, председателя ВС РФ и его заместителе, судей ВС РФ;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ и его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур;
  • проведение консультаций по предложенным главой государства кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • заслушивание ежегодных докладов генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране.

Дополнительные обязанности приведены в новой редакции статьи 103 Основного закона РФ. Новая статья 103.1 Конституции РФ гласит, что:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий