У будущего тоже есть права, или правовой статус ребенка в современной россии

Документы о правах и обязанностях ребенка

Исторической вехой, оказавшей влияние на развитие законодательства о правах детей, стала Женевская декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 24 сентября 1924 года. Она конкретно определила стратегическое направление – «человечество обязано дать ребенку все лучшее, что у него есть».

В 1948 году был принят первый международный документ по правам человека – Всеобщая декларация прав человека. Она провозгласила, что все дети имеют право на особую заботу и защиту своих прав, независимо от различия по полу, языку, происхождению, национальности, вероисповеданию и другим критериям.

Отдельная Декларация прав ребёнка 1959 года утвердила, что дети нуждаются в соответствующей правовой защите, и призвала представителей власти и общественных организаций к соблюдению прав ребенка и разработке мер по их защите. Всемирно признанной стала принятая Организацией Объединенных Наций в 1979 году Конвенция о правах ребенка. Она представила ряд социально-правовых основ, главными из которых являются: признание ребенка самостоятельной и полноправной личностью, а также ценность его интересов перед нуждами страны, отечества, семьи, религии.

В перечисленных документах провозглашаются ключевые права детей: на фамилию, гражданство, образование, отдых, материальное обеспечение и другие. Особое место занимает вопрос о поддержке и охране прав ребенка, его защите от жестокого обращения и эксплуатации.

После этого в Нью-Йорке в 1990 году была принята Всемирная декларация о обеспечении выживания, защиты и развития детей. Государства-участники объявили о собственной готовности взять на себя ответственность по обеспечению наилучших условий жизнедеятельности каждого ребенка.

Европейская конвенция об осуществлении прав детей, принятая в масштабах Совета Европы 25 января 1996 года, стала дополнением к Конвенции о правах ребенка и утвердила меры, призванные обеспечить соблюдение прав детей, особо в судебном процессе и административной практике.

На пороге нового тысячелетия Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 25 мая 2000 года приняла 2 факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка:

  1. протокол, касающийся торговли детьми, и детской проституции;
  2. протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Страны – соучастники дали обещания приложить все усилия к тому, чтобы дети, находящиеся в обстановке стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и прочих чрезвычайных ситуаций, получали всестороннюю поддержку и охрану с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни.

10 мая 2002 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций обратилась ко всем членам сообщества с призывом сформировать совместно глобальное движение «Мир, подходящий для жизни детей», целью которого будет, прежде всего, обеспечение детской безопасности и благосостояния.

Сегодня права ребенка оберегают органы государственной власти, родители или лица их заменяющие, педагогические, медицинские и социальные работники, общественные организации.

Основные обязанности детей в школе

Государственные и общественные интересы – растить грамотное, воспитанное поколение. Для обучения, получения среднего образования не нужно платить денег. Каждый ребёнок обязан, получит школьное образование. Закон гласит – прохождение школьной программы это обязанность детей.

Дальнейшее образование, получение специальности возможно в ВУЗах, техникумах и т.д. Но прежде необходимо сдать государственные экзамены в общеобразовательной школе. ЕГЭ дает возможность выявить качество полученных знаний.

Право ребенка в школе получить полноценное образование. Недопустимо унижение ученика учителем. Доброжелательная, спокойная обстановка должна быть создана в классе, школе.

Объективность педагога – обязательна. Школьник имеет право высказывать свое мнение. Педагог должен выслушать ученика.

Если ученику будет необходим психолог, он должен оказать ему психологическую помощь.

Помимо прав у ученика есть обязанности, которые должны выполняться. Ребенка необходимо ознакомить с его обязанностями. Главное это уважение к старшим, к ровесникам, как в школе, так и дома. Обязанности ребенка в России:

ученик должен первым здороваться со старшими; уважительное отношение к труду — важный аспект воспитания

Уважение проявлять необходимо к педагогам, а так же к обслуживающему персоналу (уборщицам, вахтерам и т.д.); соблюдение режима обязательно для школьника; добросовестное выполнение своих обязанностей важно для воспитания личности; недопустимо прогуливать занятия без уважительной причины (которая подтверждается справкой из поликлиники либо запиской родителей); соблюдение устава школы – норма для ученика. Это значит носить школьную форму, содержать одежду, школьные принадлежности чистыми , всегда опрятно выглядеть, быть аккуратным по отношению к своим и общим вещам; следует соблюдать технику безопасности, если ученик обнаружит подозрительный незнакомый предмет стоит оповестить об этом взрослых; соблюдение порядка в школе, на пришкольной территории обязательно для ученика.;

Есть общие нормы поведения в школе, а есть обязанности, которые обязательно нужно выполнять, присутствуя на уроке. Какие есть у ребенка обязанности? Все правила обозначены в уставе, с которым должен ознакомиться каждый школьник. Ниже приведены выдержки из этого документа:

  • необходимо добросовестно выполнять данное учителем на дом задание;
  • на уроке необходимо внимательно слушать педагога;
  • заранее готовиться к уроку, иметь все нужное для учебного процесса (школьные принадлежности);
  • посторонние предметы, которые отвлекают ученика (учеников) не разрешено приносить в школу;
  • школьник не должен пререкаться с преподавателем. Должен обязательно отвечать на вопросы учителя;
  • по требования учителя необходимо ответить усвоенный пройденный материал;
  • нельзя опаздывать на занятия;
  • поручения старших, должны безукоризненно выполняться;
  • следует правильно рассчитывать время, являться в школу за 15-20 минут до начала занятий, чтобы подготовиться к занятиям;
  • ученикам необходимо приветствовать учителя, стоя, когда он входит в класс;
  • нельзя есть на уроке, пользоваться мобильным телефоном;
  • во время перемены нельзя нарушать дисциплину бегать, громко кричать. Можно спокойно перемещаться по школе, беседовать с ровесниками, читать и т.д.;
  • недопустимо неудовлетворительное поведение (порча имущества, курение, хамство). Если это происходит, последствия бываю самыми неприятными. Школьник получает выговор на первый раз. Далее вызывают родителей к директору, за серьезные нарушения устава учебного заведения могут отчислить.

Воспитание непростой процесс, оно включает себя многие аспекты жизни

Важно родителям осознавать, какая большая ответственность лежит на них. Конечно, и педагоги играю весомую роль в воспитательном процессе

Права несовершеннолетних согласно Конституции РФ

В Конституции Российской Федерации закреплены основные полномочия малыша, дарованные ему от рождения. Маленький ребенок имеет право на:

  • жизнь;
  • самовыражение и развитие личностных качеств;
    присвоение имени, фамилии и отчества, выбранных родителями при государственной регистрации рождения малыша;
  • гражданство России при рождении, даже если родители ребенка приезжие;
  • знание своих биологических родителей, жить и воспитываться в их семье;
  • развитие способностей и уважение человеческого достоинства;
  • защиту своих интересов родителями, опекунами, органами опеки и попечительства, правоохранительными органами, прокурором или судом;
  • пользование, принятие во владение, наследование имущества родителей и других родственников;
  • пользование наиболее усовершенствованными государственными услугами медицинского здравоохранения, лекарственных средств, оказание медицинской помощи бесплатно;
  • отдых и досуг (лагеря, санаторно-курортные учреждения и тп.), участие в культурных мероприятиях и проявление творческих амбиций;
  • защиту от экономической эксплуатации;
  • защиту от насилия и причинение время здоровью (принуждение к занятию проституцией, приему наркотических или психотропных средств, рабство, похищение, контрабанда).

Поэтому, государство наделяет несовершеннолетних различными обязательствами, соответствующими способностям ребенка.

Ранжируются в законодательстве о правах детишек полномочия и обязательства несовершеннолетних в зависимости от количества полных лет:

  • с полутора лет малыш может посещать ясельную группу детского сада;
  • с трех – посещать дошкольное учреждение муниципального или частного владения;
  • с шести лет – получать общее среднее образование в школе государственного или частного владения, самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, не требующие государственной регистрации или нотариального удостоверения, а также распоряжаться карманными средствами с разрешения законных представителей;
  • с восьми лет – быть членом или участвовать в детском общественном объединении;
  • с десяти лет – имеет право давать согласие на восстановление родителей в родительских правах, согласие на смену своих данных (имени, фамилии, отчества), изъявление желания остаться с каким-то из родителей после развода, согласие на усыновление или передачу в приемную в семью;
  • с четырнадцати лет ребенок становится уже более осознанным, начинается новый этап его взросления, поэтому он наделяется такими полномочиями, как отмена усыновления, согласие на изменение своего гражданства, может требовать установление отцовства в судебном порядке, распоряжаться заработанными денежными средствами самостоятельно без согласия родителей, совершать мелкие сделки и нести ответственность по ним, без согласия законных представителей осуществлять права автора интеллектуальной собственности, самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов, работать не более 24 часов в неделю, быть официально трудоустроенным на время, свободное от учебной деятельности и получать поощрение за свой труд, ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью 31 день, имеет право объединяться в профессиональные союзы, иметь документ, удостоверяющий личность – паспорт, более того, четырнадцатилетний подросток обязан его получить;
  • с пятнадцати лет ребенок приобретает право высказывать свое решение на медицинское вмешательство, быть принятым на работу с неполным рабочим графиком, если имеется документ об окончании общего среднего образования;
  • с шестнадцати лет – человек имеет право трудиться по договору 35 часов в неделю, являться членом кооператива, вступать в брак при наличии существенных на это причин (беременность, угроза жизни), осуществлять родительские права своих отпрысков.

С момента шестнадцатилетия до совершеннолетия сохраняются все вышеперечисленные полномочия. По достижению возраста 18 лет, совершеннолетний гражданин приобретает полную дееспособность, которая позволяет осуществлять все права и обязанности, закрепленные кодексами государства.

Момент наступления ответственности

Помимо обязанностей и прав, в Конституции РФ прописаны нормы, с какого именно момента наступает ответственность детей.

С 6 лет малыша могут направить в специально созданные учебные учреждения, имеющие воспитательный уклон, если он бродяжничал, совершал действия, опасные для общества, употреблял алкогольсодержащие напитки или уклонялся от учебы. Родителей в этом случае в основном лишают прав.

В этой ситуации его вправе отправить в специнтернат или иное учреждение, в котором перевоспитывают детей (федеральный закон о правах ребенка).

С 14 лет возникает ответственность за различные нарушения норм, принятых в школе или за совершение правонарушений. В этом случае подростка имеют право исключить из школы.

Также дети ответственны за заключенные ими сделки, нарушение дисциплины трудового характера и должны возмещать причиненный ими вред.

С 16 лет дети должны отвечать за совершение всех разновидностей преступных деяний, а, кроме того, за нарушения административного характера, в том порядке, который был установлен нормами права детей по конституции рф и законодательства РФ.

Начиная с восемнадцатилетнего возраста у человека появляется полная дееспособность. Это означает, что он целиком будет нести ответственность за все совершенные действия.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Права ребёнка в России

Российский закон постулирует, что права и свободы человека и гражданина принадлежат ребенку от рождения и гарантируются государством. Запрещается ограничение прав ребенка при обучении в семье, детском саду или в школе. Дети старше 8 лет могут беспрепятственно создавать общественные объединения, кроме партийных и религиозных.

Закон называет несколько прав ребенка, описывая порядок их обеспечения:

  • право на охрану здоровья — предусматривает оказание детям бесплатной медицинской помощи, включая оздоровление, профилактику, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями;
  • право в сфере профессионального обучения и занятости — предполагает трудовые гарантии для детей от 15 лет (вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск) и разные льготы, для детей от 14 лет обеспечивается профессиональное обучение;
  • право на отдых — включает государственный контроль за обеспечением безопасного, качественного и доступного детского отдыха.

Федеральный закон предполагает также несколько мер по защите детей:

  • защита от информации, наносящей вред здоровью и нравственному развитию, в том числе от пропаганды неравенства, нетерпимости, насилия и антиобщественного поведения, порнографии, нетрадиционных сексуальных отношений, алкоголя, табака и наркомании, в частности предполагается экспертиза игр и игрушек.
  • защита социальной инфраструктуры для детей, в частности ликвидация таких объектов только с согласия специальной комиссии;
  • противодействие эксплуатации детей и торговле детьми, в том числе поддержка жертв и их родителей;
  • защита прав детей, находящихся в трудной ситуации — сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, жертв насилия, вооруженных конфликтов и катастроф, детей из малоимущих семей или семей беженцев, детей из воспитательных колоний.

Имущественные права ребенка регламентируются статьей 60 Семейного кодекса РФ.

Профильные ведомства

Федеральные власти принимают концептуальные документы, например национальную стратегию действий в интересах детей, и проводят федеральные целевые программы защиты прав ребенка и поддержки детства, следят за исполнением международных обязательств в этой сфере.

Региональные власти ответственны за социальную поддержку сирот и детей-инвалидов, обеспечение отдыха и оздоровления детей.

Закон предполагает назначение специального федерального уполномоченного по правам ребенка и детских омбудсменов на региональном уровне.

Права несовершеннолетних детей

До 18 лет ребёнок имеет право пользования на недвижимое имущество родителей. Это означает, что его пребывание на жилой площади не может ущемляться: ему должно быть отведено отдельное место, где он будет проводить большую часть своего времени, в том числе с обустроенным местом для игр или для выполнения уроков, если он школьник.

Площадь, принадлежащая ребёнку, рассчитывается исходя из общего метража и количества членов семьи. Из расчётов извлекаются места общего пользования. Если семья выделила общую комнату для совместного времяпровождения, то она также не участвует в расчётах. Оставшаяся жилплощадь разделяется поровну: каждому члену семьи выделяется его собственная зона.

Например, если супруги заняли одну комнату под совместную спальню, то вторая комната должна оформляться как детская. Такие нормы расчётов применяются органами опеки и попечительства при проверках семей, состоящих у них на контроле. Они рекомендованы к использованию и прочим гражданам. Естественно, в малогабаритных квартирах используют тот же принцип, но исходя из возможностей семьи. При этом обязательно должны выделяться:

  • место под кровать;
  • под прикроватную тумбочку;
  • письменный стол или место для игр.

Пункт 4 статьи 60 указывает на то, что дети имеют только право пользования жильём до достижения ими 18 лет. Права собственности на недвижимость родителей они не приобретают, если супруги покупали и оформляли объект в собственность только на себя.

Или, если они получили имущество:

  • в дар;
  • в наследство.

На подаренное или унаследованное имущество прав не имеют не только дети, но и второй супруг. Это касается не только жилья, но и остального имущества.

Если семья проживает в муниципальной квартире, дети приобретают права собственности в равных с родителями долях при её приватизации. Эти нормы установлены Законом о приватизации. Их нарушение может привести к тому, что приватизация будет признана оспоримой или заведомо недействительной.

На этом основании право собственности устанавливается на всех членов семьи солидарно, с выделом равных долей, о чём говорят положения пункта 5 статьи 60 СК РФ. Принадлежащим несовершеннолетнему имуществом, в том числе долей в праве на квартиру, управляют его родители.

По достижении 14 лет ребенок может совершать сделки со своей долей согласно нормам гражданского законодательства при удостоверении его подписи законным представителем.

До достижения совершеннолетия дети могут получать имущество и выступать собственниками. Например, если им были подарены или переданы по завещанию ценные вещи или недвижимость. Родители тоже не имеют права на собственность детей и не могут распоряжаться ею произвольно, что отражается в положениях пункта 3 статьи 60 СК РФ. Но, будучи законными представителями, они обязаны управлять имуществом детей и действовать только в интересах несовершеннолетних собственников соответственно статье 37 ГК РФ.

Нарушения прав ребенка в примерах

Как ни странно, чаще всего права детей нарушаются в семьях. И это касается не только маргинальных слоев населения. Многие взрослые считают, что воспитание методом кнута — хорошая идея. Поэтому физические наказания в современных семьях до сих пор являются чем-то вроде нормы.

Не стоит забывать, что не только физические издевательства калечат детей и их психику, а значит, и ущемляют их права, но моральное давление не меньше. Угрозы и унижение ребенка тоже являются нарушением его прав.

Кроме физического и психологического насилия в семье, родитель может оставить малолетнего ребенка одного в квартире, не осуществлять должный уход за его здоровьем, не снабжать необходимым сбалансированным питанием, одеждой по погоде — все это квалифицируется как нарушение прав несовершеннолетнего.

В последнее время в РФ участились случаи незаконного обналичивания материнского капитала, что тоже является нарушением детских прав.

Если ребенок не посещает школу — это нарушение его права на образование, хотя и в стенах учебного заведения его иные права могут быть нарушены, например, физическим наказанием или моральным подавлением со стороны педагога.

Право ребенка может быть нарушено, если ему отказывают в медицинском обслуживании, например, если он не имеет страхового полиса.

Несовершеннолетний в силу своего возраста не всегда может пожаловаться или бороться за соблюдение своих прав и свобод. Поэтому все взрослые люди должны внимательно относиться к проблемам детей, помогать им. Ведь не зря практически все государства в мире сошлись на том, что интересы детей должны быть первоочередными, поскольку всем известно, что дети — это будущее человечества.

Примеры

В определённом возрасте ребёнок начинает полноценно участвовать в общественной жизни: ходит в детский сад, далее в школу и становится школьником. Не так давно под любыми действиями, совершаемыми воспитателями или учителями, понимался воспитательный метод, теперь появилась тенденция защищать права ребенка для обеспечения психологического комфорта в обществе.

Например, в детском саду правами ребёнка являются:

  • безопасность, неприкосновенность и уважение — воспитатели не должны повышать на детей голос, силой заставлять сделать что-либо или оскорблять, высмеивать возможные недостатки;
  • развитие талантов — воспитателями и работниками дополнительного образования должны проводиться занятия, направленные на развитие речи, творческие и физические занятия;
  • медицинское обслуживание — воспитанникам детских садов должна быть оказана необходимая медицинская помощь.

В школьных учреждениях ребёнок имеет право:

  • обучаться по общей или индивидуальной программе;
  • пользоваться библиотекой, столовой;
  • обучаться в комфортных и безопасных условиях — в помещениях, соответствующим санитарным нормам, не несущим опасности здоровью;
  • посещать дополнительные занятия (платные или бесплатные);
  • иметь возможность обратиться за помощью к психологам или учителям;
  • получить медицинскую помощь в случае необходимости.

На улице права детей предусматривают:

  • свободное перемещение;
  • безопасность;
  • использование детских площадок, парков, аттракционов и т. п.

В семье дети имеют право:

  • выражать своё мнение, мысли, даже противоречащие мнению взрослых;
  • на личную жизнь;
  • на ведение личных переписок, телефонных звонков, возможность сохранять их в тайне ото всех;
  • получать медицинскую помощь при возникновении ситуаций, требующих врачебного вмешательства.

У любого ребёнка, наравне со всеми гражданами РФ, есть свои законные права. Под защитой понимается восстановление прав, которые были нарушены, создание условий для полноценной жизни, устранение обстоятельств, мешающих полноценной жизни в социуме.

Социальные права несовершеннолетнего являются совокупностью определённых правил, записанных в Конституции и позволяющих гарантированно получить от государства определённые блага.

Для чего нужны экономические права ребенку, примеры их реализации

С момента появления рождения на свет ребенок, проживающий в семье, по закону должен проживать с родителями или с одним из них. При разводе подобные ситуации решаются в судебном порядке.

При разводе второму родителю назначаются алименты на содержание. Размер выплат устанавливается согласно доходам – определяется доля от дохода или фиксированная сумма выплат. Эта обязанность по отношению к несовершеннолетним регулируется ст. 17 и 16 Семейного Кодекса Российской Федерации, а ст. 117 говорит о том, что твердая сумма выплат не подлежит уменьшению.

При этом на трех и более детей размер доли может составлять около половины доходов, а максимально может удерживаться до 70% заработной платы. Эти случаи наступают при возможных осложнениях – приобретения инвалидности несовершеннолетним или его официальным представителем в случае, если алименты выплачиваются лицу, которое находится в декретном отпуске.

По достижению 18 лет алименты могут выплачиваться, если ребенок будет признан нетрудоспособным.

Имущество и дети

В случае если несовершеннолетний ребенок является собственником каких-либо ценностей, то распорядиться им могут родители или опекуны только в пользу ребенка.

Например, если дети наследуют имущество в виде жилья, то официальные представители могут лишь им пользоваться, а все остальные операции проводить только при участии местных органов опеки и попечительства, согласно Семейному кодексу.

Реализация социально-экономических прав

Дети с 14 лет могут устраиваться на работу при условии согласия одного из родителей, при этом должны быть соблюдены условия трудовой деятельности для несовершеннолетних. Распорядиться заработанными средствами ребенок может по своему усмотрению.

Дети являются самыми незащищенной категорией граждан и остро нуждаются в защите и охране своих экономических прав. В рамках действующего законодательства на территории РФ предусмотрены меры пресечения за несоблюдение любых законных прав несовершеннолетних со стороны семьи и третьих лиц.

Может ли ребенок нести ответственность за неисполнение своих обязательств

Согласно части 2 статьи 38 Конституции РФ, родители обязаны обеспечить своих детей заботой и воспитанием. В Семейном кодексе присутствует указание на ответственность родителей за нравственное, физическое, духовное, психическое развитие несовершеннолетнего, а также получение им общего образования.

У детей также есть своя ответственность. За любое серьезное нарушение предусмотрено наказание. Пока не достигший совершеннолетия находится под опекой родителей, они самостоятельно определяют меру ответственности, соблюдая его права и действуя исключительно в рамках действующего законодательства.

Обязанности школьников состоят в определенной степени ответственности перед учителями и административными сотрудниками образовательного учреждения. Среди грубых проступков можно отметить:

  • прогулы;
  • употребление алкоголя;
  • применение физической силы при решении конфликтов.

Такие действия наказуемы. По решению комиссии по делам несовершеннолетних школьника могут направить в исправительное учреждение, либо исключить из школы.

Ответственность, касаемо имущества детей до 14 лет и вреда, который они могут нанести чужому имуществу, несут родители. Самостоятельную имущественную ответственность несовершеннолетний приобретает в 14 лет. Работающие граждане также ответственны за нарушение трудовой дисциплины.

Четырнадцатилетние подростки начинают нести уголовную ответственность лишь в случае совершения особо тяжких преступлений, к которым относятся:

  • убийство;
  • кража;
  • грабеж;
  • разбой;
  • вымогательство;
  • теракт;
  • насилие;
  • вандализм.

Рассматривая уголовное дело в отношении гражданского лица, возраст которого от 14 лет, суд может избрать меру пресечения в виде штрафа. Родителям необязательно оплачивать штраф за несовершеннолетнего, но они могут сделать это по собственному желанию. Если предусмотрена выплата за административное нарушение, то в таком случае, обязанность погашения задолженности возлагается на родителей.

Шестнадцатилетние подростки считаются уже достаточно взрослыми, чтобы нести уголовное и административное наказание наравне с другими гражданами государства. Привлечение к ответственности детей подразумевает особый порядок.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий