Права учителя в школе: категории и гарантии

🙋‍♀️ Права и обязанности

Деятельность воспитателя опирается на локальные нормативно-правовые акты:

  • должностная инструкция и трудовой договор;
  • устав дошкольного учреждения, где работает воспитатель.

Также воспитателю в своей деятельности необходимо руководствоваться , , , .

Воспитатель имеет право:

  1. Потребовать осмотра ребенка медработником перед утренним приемом.
  2. Узнать о причинах пропуска ребенком детского сада.
  3. Предоставить рекомендации о проведении дополнительной работы с ребенком.
  4. Отказаться от стирки и глажки одежды ребенка.
  5. Не выходить встречать ребенка лично.
  6. Принимать самостоятельные решения в пределах компетенции.
  7. Требовать от руководства нормальных условий труда, сообщать о выявленных недостатках.

К обязанностям воспитателя относятся:

  • отслеживание состояния здоровья воспитанников и контроль за ними;
  • проведение занятий по установленному плану;
  • коррекционная и развивающая деятельность с воспитанниками;
  • организация досугов и праздников и пр.

Среди профессиональных обязанностей воспитателя:

  • регулярное прохождение медицинских осмотров;
  • подготовка к занятиям;
  • соблюдение распорядка дня;
  • ведение табеля посещаемости;
  • замена сменщика в период его отсутствия;
  • качественное ведение документации и пр.

Ответственность учеников

На основании вердикта органа управления учебного заведения за совершение противоправных деяний, постоянные игнорирования устава учреждения ученика могут исключить из этого заведения (если человек на тот момент достиг возраста 15 лет).

Исключение ученика из данного учреждения используется, когда предварительно были применены воспитательные меры, не давшие эффекта. Следовательно, если оставить этого ученика в школе, он будет негативно влиять на других учеников, нарушать права как детей, так и сотрудников. К тому же такой ученик может отрицательно влиять на работу образовательного учреждения.

В редких случаях возможно исключение обучающегося

Вердикт относительно исключения ученика, у которого нет основного общего образования, выносится при учете мнения его родителей или официальных представителей. Также необходимо согласие со стороны комиссии по делам несовершеннолетних. Когда такое решение необходимо принять относительно сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуется получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних, органа опеки и попечительства.

Если ученик пришел в учебное учреждение в пьяном виде (до 16 лет) – то есть выпивал спиртные напитки, употреблял наркотики или психотропные вещества (без рецепта врача), прочие опьяняющие вещества, то положена административная ответственность (ее наложат на родителей или официальных представителей) размером от трех до пяти МРОТ.

Если ученик пришел в школу в состоянии опьянения, положена административная ответственность, которая относится к его родителям

Если несовершеннолетний не имеет собственного источника доходов, штрафы выплачивают его родители.

Ответственность за нанесение вреда собственности или моральный вред, нанесенный ребенком до 14 лет, возлагается на его родителей или официальных представителей.

Гражданин возрастом от 14 до 18 лет сам отвечает за поступки гражданско-правового плана. Сюда относят и моральный вред – оскорбления, хамство и так далее. Если у него не имеется возможности ответить за свое деяние в полной мере, дополнительную ответственность несут родители, если только они не смогут доказать, что в случившемся нет их вины.

Граждане от 14 до 18 лет сами отвечают за свои поступки

Любое нарушение норм общественного порядка, говорящее об откровенном неуважении к обществу, в сопровождении с матом в общественных местах, уничтожение или нанесение вреда чужой собственности – это мелкое хулиганство. За это деяние существует ответственность административного плана: штраф от 5 до 10 МРОТ или административный арест на 15 суток.

Основные положения

На основании 43 статьи Конституции, действующей в нашей стране, любой человек может получить образование. В обязательном порядке нужно пройти курс основного общего образования. Родители или замещающие их люди должны позаботиться о том, чтобы дети получили основное общее образование.

На основании статьи 63 Семейного кодекса в обязанности родителей входит воспитание детей, также они ответственны за воспитание и развитие своих отпрысков, они должны отслеживать состояние здоровья, степень развития детей.

Когда родители игнорируют данную обязанность, на них накладывается административная ответственность, регламентированная частью первой статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. На родителя будет наложен штраф размером от 100 до 500 рублей. Помимо этого, на основании действующих законов о семье, игнорирование необходимости исполнения родительских обязанностей (в которые включены и те, что касаются образования детей) может выступить в качестве причины для лишения родительских прав.

Родители обязаны предоставить своих детям возможности получить основное общее образование

Федеральный закон от 29 декабря 12-го года номер 273-ФЗ «Об образовании» контролирует права и обязанности граждан, получающих образование, и лиц, являющихся их представителями. Например, ученик имеет право:

  • на выбор учреждения, занимающегося образовательной деятельностью, формы получения образования;
  • на обеспечение необходимых на основании особенностей здоровья и психофизического развития условий;
  • на каникулы для отдыха и прочих целей социального плана;
  • на смену образовательного учреждения, предоставляющего программу необходимой сложности;
  • на использование собственности библиотеки на бесплатных основаниях;
  • на развитие собственного творческого потенциала и интересов – участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, спортивных соревнованиях и тому подобное.

У каждого ученика есть определенные права

Разумеется, помимо прав, у учеников имеются и обязанности. Перечислим их:

  • полноценное освоение обучающей программы, исполнение индивидуальной программы обучения;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка образовательного учреждения и других местных актов;
  • уважительное отношение к чести и достоинству остальных учеников и сотрудников образовательного учреждения;
  • аккуратное обращение с собственностью учреждения.

Когда ученик не выполняет свои обязанности или игнорирует внутренние правила распорядка и иные местные требования, их могут привлечь к ответственности дисциплинарного плана: это замечание, выговор или отчисление. Дисциплинарное наказание не используется относительно учеников, получающих обучение по соответствующим программам дошкольного, начального или общего образования, а еще к ученикам, имеющим ограниченные возможности здоровья (с задержкой психического развития или умственной отсталостью).

Каждый ученик обязан выполнять свои обязанности, соблюдать правила внутреннего распорядка

Граждане, официально представляющие интересы несовершеннолетнего, вправе изучать любую документацию, относящуюся к правам и законным интересам несовершеннолетних учеников, участвовать в управлении данным образовательным учреждением, иметь представление относительно любых форм грядущих обследований (психологических или психолого-педагогических), соглашаться на данные манипуляции или отказываться от участия в них ребенка, также этим гражданам должны давать сведения относительно результатов совершенных обследований ребенка, а еще они имеют право защищать права и законные интересы ученика.

Знания и навыки

Чтобы стать квалифицированным преподавателем права, необходимо обладать некоторыми навыками и отвечать определенным требованиям. Так, данный работник учебных заведений обязательно должен иметь высшее профильное профессиональное образование в зависимости от определенной дисциплины.

Преподаватель в этой области обязательно обязан владеть основами педагогики и психологии. Также работник должен уметь быстро работать с информацией, в том числе оперативно анализировать ее, сопоставлять между собой факты. Иногда требуется и знание иностранного языка. Специалист должен иметь высокий уровень знания структуры преподаваемой дисциплины, а также уметь организовывать учебную программу, применять разнообразные педагогические формы по контролю за процессом обучения студентов. Кроме этого, от таких работников часто требуется умение разрабатывать необходимые для учебного процесса методические пособия для проведения семинарских занятий.

Вопрос №3. Имеет ли учитель право повышать на учеников голос?

Охрана

Должностные обязанности учителя — это не только обучение чему-либо. В них имеется и упоминание об охране детей в учебное время. Вы в обязательном порядке должны обеспечить им безопасность. И отпускать домой только после окончания занятий.

Во время учебного процесса вся ответственность за жизнь и здоровье учеников лежит на плечах учителя

И поэтому важно следить, чтобы поблизости не было никакой опасности. Если во время урока ребенок получит травму, на вас могут пожаловаться родители

Разумеется, уследить за каждым ребенком нельзя, но вы обязаны как-то справляться с этим. За несоблюдение данной обязанности грозит наказание. Вплоть до суда и ареста. Исключение составляют только те случаи, когда вы сможете доказать, что ребенок самостоятельно подверг себя опасности и сделал это намерено.

И еще кое-что. Если ребенок отпрашивается с урока, вы не имеете права отпустить его без сопровождения. Только если при вас ученик позвонит родителям, и они разрешат вам сделать это. Этот пункт тоже относится к обеспечению безопасности. Ведь если по пути домой с учеником что-то случится, то виноваты в этом будете именно вы.

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:

  • направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

                                                  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы. Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального нормативного акта школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия. Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории. Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора. 

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам. На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность. Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно). 

Психическое и физическое воздействие

Какие права имеет учитель в школе

Права ребенка и учителя в школе могут зависеть от условий образовательной программы, возраста воспитанников, требований учебного заведения и иных факторов. Ниже рассмотрим, как реализуются права учителя в школе по наиболее спорным вопросам, возникающим у родителей и учеников.

Имеет ли учитель право задерживать после звонка

Имеет ли учитель право задерживать после звонка и чем регламентируются такие правила? Продолжительность уроков устанавливается федеральными стандартами обучения и зависит от возраста учеников, особенностей предмета, режима работы школы и иных показателей. Как правило, урок длится не более 45 минут, после чего школьникам предоставляется время для отдыха.

Разовая задержка после урока не является существенным нарушением законных прав учеников. Однако систематические задержки свидетельствуют о ненадлежащей организации учебного процесса либо о злоупотреблении педагогом своими правами. По каждому факту нарушений можно подать жалобу на имя директора, а при отсутствии его реакции – в адрес уполномоченных органов.

Имеет ли право учитель бить ученика

Вне зависимости от поведения школьника педагогу запрещено:

  • применять физическую силу, выражать угрозу таких действий;
  • наносить удары любыми предметами или частями тела;
  • поощрять применение насилия со стороны других учеников.

Педагог обязан защищать каждого воспитанника своего класса и школы. Поэтому в обязанности учителей входит предотвращение и пресечение насильственных действий, драк или угроз. Если для предотвращения физического вреда другим ученикам педагог будет вынужден применить силу, обязательно проводится проверка обоснованности его действий. При расследовании будет устанавливаться адекватность и соразмерность действий, наличие реальной угрозы и иные факторы.

Доказанный факт насилия, побоев или иного физического воздействия является основанием для увольнения педагога. Кроме того, в зависимости от степени наступившего вреда будет рассматриваться вопрос о привлечении к уголовной или иной ответственности.

Имеет ли право учитель задерживать после уроков

Имеет ли право учитель задерживать после урока? Для точного ответа на этот вопрос, нужно руководствоваться положениями Устава школы и нормативных актов. Например, оставление после уроков будет правомерным, если это время предоставлено Уставом для дополнительных занятий или отработки отдельных программ. Однако по истечении общей продолжительности учебного дня принудительное оставление детей в школе не допускается.

Имеет ли право учитель отказаться от класса

Прикрепление педагогов к определенным классам носит условный характер и определяется спецификой обучения и руководства образовательным процессом. Имеет ли право учитель отказаться от класса по собственному желанию? В этом случае все зависит от внутренних положений школы. Если такой отказ не предусмотрен, действия педагога будут рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. Руководство образовательного заведения может удовлетворить просьбу об отказе от класса, если это не сорвет образовательный процесс и отвечает интересам учеников и педагога.

Имеет ли право учитель занижать оценки

Оценка знаний должна носить объективный и достоверный характер вне зависимости от отношений учеников и педагога. Имеет ли право учитель занижать оценки, если школьник систематически нарушает дисциплину, мешает проведению уроков? Такие действия являются нарушением стандартов обучения, так как на оценку влияет только уровень знаний ученика и его подготовки к уроку, экзамену или иному виду проверки.

Уставом школы может предусматриваться специальное правило об отсутствии отрицательных отметок ученикам начальных классов. Закону это не противоречит, поэтому при ответе на вопрос, имеет ли право учитель ставить 2, нужно учитывать положения внутренних актов школы. При выявлении необъективности оценок родители вправе обратиться с жалобой к директору, потребовать дополнительную проверку знаний, в том числе с участием других педагогов.

Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников

Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:

  • мирными разговорами;
  • повышением тона для привлечения внимания и т.д.

Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.

В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):

  • прервать занятие ради приглашения директора и передачи ему компетенции по урегулированию данной ситуации;
  • впоследствии пригласить родителей ученика для разрешения данной проблемы;
  • предложить (при необходимости) решить проблемы ученика с помощью школьного психолога.

В этом случае вы максимально эффективно для дела и с минимальным ущербом для себя решите вопрос и постепенно отношения с вашим учеником и его поведение обязательно наладятся.

К слову, в законе об образовании даже значится такая обязанность учителя, как обращение к руководителю образовательного учреждения за помощью в каждой ситуации, которая выходит за рамки обозначенных вам должностной инструкции компетенций.

Учитель — первый друг ученика. Попав в спорную ситуацию, старайтесь помнить об этом

Поведение учеников до начала уроков, во время перемен и по окончании уроков

Перечислим основные правила.

  1. В процессе перемен учение должен делать следующее:
  • привести в порядок свое учебное место;
  • покинуть классное помещение по просьбе учителя;
  • слушаться дежурного учителя на этаже.
  1. Перемена – возможность заняться личными делами. При этом ученик не должен мешать другим отдыхать в этом время.
  2. В процессе перемены ученикам разрешают ходить по зданию учебного заведения, однако некоторые места остаются под запретом – например, чердак, подвал, кухня, лаборатории с реагентами и оборудованием.
  3. Дежурный класс обязан помогать ответственному учителю отслеживать следование правилам поведения в процессе перемен.

  4. Во время перемены нельзя бегать по лестницам, около окон и в коридорах – то есть везде, где играть и бегать небезопасно.
  5. В это время запрещено толкаться, кидаться предметами и использовать в отношении других учеников физическую силу.
  6. Нельзя в процессе отдыха между уроками использовать неприличные выражения и жесты, громко шуметь, нарушать отдых остальных учеников.
  7. Нельзя на перемене выходить из здания образовательного учреждения, если на это нет разрешения ответственного сотрудника.
  8. Курить строго запрещено.
  9. Нельзя по собственной воле открывать окна, сидеть на подоконнике.
  10. Во время перемены ученики имеют право попросить помощи у дежурного учителя или администратора, когда в отношении них происходят действия, нарушающие их права.

Ученики всегда имеют право обратиться к учителю за помощью

Донесения

В обязанности учителя (а также его права) входит возможность написания жалобы на любого члена педагогического состава школы или ученика. Правда, тут есть важный пункт. Вся информация должна быть представлена в письменной форме и в деликатном виде. В устной форме донесения не приветствуются, но имеют место быть.

Кроме того, каждый педагог может составить жалобу и на систему образования, используемую в школе. Никакого наказания бояться не стоит — это нормальное явление. Но, как показывает практика, учителей часто запугивают. Если они напишут на кого-то «донос», то им угрожают увольнением. Это нарушение прав человека. И бояться такого поведения не стоит.

Общие положения

1.1. Учитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность учителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность учителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Учитель должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

— педагогику, психологию, возрастную физиологию;

— школьную гигиену;

— методику преподавания предмета;

— программы и учебники по преподаваемому предмету;

— методику воспитательной работы;

— требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

— средства обучения и их дидактические возможности;

— основы научной организации труда;

— нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы экологии, экономики, социологии;

— трудовое законодательство;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.5. Учителю запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов учителя;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом .

Что еще не имеет права делать учитель относительно учеников

Вопрос №2. Имеет ли учитель право изъять у ученика телефон?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий