Главное финансовое учреждение страны

Охранник довел до слез. Характер Эльвиры Набиуллиной

Кто занимает управляющие посты в ЦБР?

Строго говоря правление ЦБ РФ можно разделить на две ветви: совет директоров и Национальный Финансовый Совет (НФС). В совете директоров находится 15 человек, включая главного председателя. Решение о назначении главы совета директоров принимает Президент, тогда как остальные 14 директоров назначаются в соответствии с указами главного председателя и Государственной Думы.

НФС состоит из 12-ти человек: два представителя назначаются Советом Федерации; Президент, Правительство и Госдума РФ поставляет по три человека. В НФС также входит главный представитель ЦБР.

Этот титульный и по сути руководящий пост в разное время занимали:

  • Георгий Матюхин с 1990 по 1992 гг.;
  • Виктор Геращенко дважды — с 1992 по 1994 и с 1998 по 2002;
  • Сергей Игнатьев с 2003 по 2013 года;
  • Сергей Дубинин с 95-й по 98-й года;
  • Эльвира Набиуллина с 2013-го года по настоящее время.

Зачем нужен совет директоров

Казалось бы, есть глава главного финансового воротилы России, и он и может принимать решения и руководить экономической политикой. Зачем же нужен совет директоров? На самом деле, его функции и задачи регулируются общим для Центробанка федеральным законом и весьма обширны:

  1. Подготовка проекта и окончательного бюджета и кредитной политики, а также контроль их исполнения. Это делается совместно и Правительством России.
  2. Подготовка и утверждение годовой отчетности о деятельности БР, работа с аудиторами и Счетной палатой, подготовка бумаг для Национального банковского совета и Госдумы.
  3. Анализ состояния экономики России.
  4. Отчет о деятельности Банка России.
  5. Подготовка для утверждения на Национальном банковском совете грядущих расходов ЦБ – с подсчетами и обоснованиями.
  6. Работа с процентными ставками, лимитами операций, словом, с тем, с чем сталкиваются рядовые граждане при работе с кредитными организациями. В том числе и выплаты из тех учреждений, что стали банкротами.
  7. Принятие решений о выпуске или изъятии из оборота новых монет и банкнот.
  8. Расчет уставного капитала Банка России для рассмотрения Госдумой.

Совет директоров решает еще множество иных вопросов в рамках ФЗ, регулирующего его деятельность. Они касаются как работы самого учреждения, его структуры, оплаты труда сотрудников, так и общей экономической политики страны. Сам Центробанк не принимает решений в отрыве от Государственной думы, он может лишь рекомендовать некие предложения или решения, и уже после орган власти принимает или отклоняет предложения.

Центробанк — махина, управлять которой непросто

Интересно, что к тем, кто входит в совет директоров, применяются строгие правила. Эти люди не могут быть депутатами Госдумы или других органов власти, не могут занимать посты на государственной службе, быть членами правительства или Совета Федераций. Им нельзя числиться в партиях, работать в общественно-политических или культовых организациях и работать (по совместительству) в иных финансовых организациях. Более того, им даже нельзя приобретать ценные бумаги, если это столкнет интересы Центробанка и члена совета директоров!

Каковы его цели деятельности, функции и полномочия?

В законе определены такие цели (ст. 3 ФЗ № 86-ФЗ):

  • защищать и гарантировать устойчивость российского рубля;
  • обеспечивать беспрерывную и эффективную работу платежной системы РФ;
  • развивать банковскую систему России.

Исходя из целей, можно сформулировать несколько функций Центробанка (ст. 4 ФЗ № 86-ФЗ):

  • выпуск в обращение национальных денежных знаков;
  • проведение расчетов по поручению правительства, кредитование экономических программ государства;
  • хранение ЗВР страны;
  • выполнение функции главного расчетного центра России, посредничество при безналичных перечислениях между всеми банковскими учреждениями РФ;
  • хранение резервов других банков РФ, осуществление контроля деятельности всех российских банковских учреждений, кредитование их;
  • выполнение роли регулятора экономики РФ кредитно-денежными методами, кредитование выдача правительства в случае образования дефицита бюджета.

Вместе с тем, на основании статьи 22 закона о ЦБ, Банку России запрещено выполнять ряд этих функций:

  • кредитовать правительство РФ в целях восполнения дефицитов бюджетов на федеральном уровне, субъектов РФ, внебюджетных фондов, местных бюджетов;
  • скупать ценные бумаги государственного займа при первичном размещении.

В отличие от США, где государство может брать в долг у ФРС, ЦБ РФ не имеет права оказывать помощь российскому правительству посредством кредитования, что прописано в ФЗ № 86-ФЗ. ЦБ РФ может выдавать кредиты только другим государствам, как и Правительство РФ вправе брать займы только в других государствах.

Абсурдные вещи в законе изложены также относительно эмиссии денег в РФ. К примеру, в США эмиссия происходит в тот момент, когда ФРС дает правительству США в долг. То есть, когда ФРС печатает и передает правительству определенную сумму в долларах, происходит вливание этих средств в экономику, то есть эмиссия.

ЦБ РФ тоже печатает деньги, но не по потребностям российского правительства, а в зависимости от наличия валюты в ЗВР. Если в ЗВР не будет долларового обеспечения, то ЦБ РФ не может напечатать и рублей.

Россия продает свои товары за доллары, которые поступают на биржу. Центральный банк России скупает с биржи доллары и кладет их в свой ЗВР. Напечатать рубли и пустить их в оборот ЦБ РФ может в том количестве, в котором есть долларовое обеспечение в ЗВР. То есть, рублевая масса привязана к долларовому обеспечению в золотовалютном резерве ЦБ, но с определенным коэффициентом.

Таким образом, центральный банк страны является всего лишь пунктом по обмену валюты.

Принципиальным здесь является то, что нужды отечественной экономики в денежной массе полностью поставлены в зависимость от экспорта, приносящего на валютную биржу доллары.

Итак, проанализировав ФЗ о ЦБ, можно констатировать, что:

  • Законом установлен его статус как юридического лица, независимого от государства.
  • На распоряжение ЗВР страны государство должно просить разрешения у Банка России.
  • Банку России запрещено законом предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации, но разрешено другим государствам.
  • Выпуск в обращение российских рублей поставлен в зависимость от ЗВР ЦБ и собственно от российского экспорта.
  • Председатель Банка России практически является неприкасаемым лицом, так как его нельзя уволить, пока не истечет срок его полномочий.

Таким образом, определена единственная структура, которая вправе давать указания Центральному банку России, — и это Международный Валютный Фонд. Как видно из перечисленных фактов, основная миссия финансовой системы России — быть региональным отделением ФРС. На примере России продемонстрирована система внешнего валютного управления, которая внедрена не только в России, но и в ряде других стран мира.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 8 (800) 350-14-90

Плохо

Полезно!
2

Кому он принадлежит и кто им управляет?

ЦБ — это самостоятельная, отдельная от государства некоммерческая организация. Формально, это означает, что Центральный Банк — юридическое лицо с неопределенной организационно-правовой формой. В России больше нет организаций с таким устройством, и в этом смысле ЦБ уникален. Поэтому вопрос «кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет» сам по себе некорректен, тем более некорректно спрашивать, кто является его акционером.

Если же смотреть на реальную ситуацию, то фактически полным контролем над Банком обладает так называемая «власть», т.е. Президент, Правительство и Федеральное Собрание РФ. Во всех законодательных и правовых актах, в т.ч. в Гражданском Кодексе, это прямым текстом не указано (за исключением ст. 83 Конституции, где Президенту дано право назначать кого-либо главным председателем ЦБ).

В качестве наиболее важного аргумента в пользу подконтрольности ЦБ государству можно привести следующее: с юридической точки зрения Президент РФ и Правительство РФ могут выпускать Указы и Постановления соответственно, так или иначе касающихся деятельности Центробанка. В результате косвенно над ЦБР установлен контроль

Управление Центробанком осуществляет главный председатель и 14 директоров совета. Главу представительства, как мы уже упоминали выше, назначает Президент соответствующим Указом. Деятельность ЦБ регламентирована отчасти Конституцией, отчасти — отдельными федеральными законами, главным из которых является ФЗ-86.

Формально, Центробанк не принадлежит ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной ветви власти. Единственным органом в России, прямо влияющим на функционирование данного органа, является Федеральное Собрание: представительство ЦБ обязано ежегодно отчитываться перед ФС о проделанной работе.

Подытоживая все вышесказанное, никаких собственников, «состава владельцев» у ЦБ нет и никогда не было. Это юридическое лицо без учредителя, а значит, оно не является ни частной, ни государственной собственностью. А вот сам ЦБ вполне может быть владельцем какой-нибудь компании. Так, например, по состоянию на 2020 год Центробанку принадлежит контрольный пакет акций Сбербанка (52,3%).

Денежно-кредитная политика ЦБ

Методы денежно-кредитной политики Банка России, равно как и инструменты, которые вправе применять регулятор, выписаны в упомянутом 86-ом законе:

  1. установление ключевой ставки и других процентных ставок по операциям Центробанка;
  2. требования к нормативам обязательных резервов банковских организаций;
  3. валютные интервенции;
  4. рефинансирование банков;
  5. операции с государственными ценными бумагами в процессе обслуживания госдолга;
  6. операции на открытом рынке;
  7. кредиты правительству;
  8. эмиссия облигаций Банка России и др.

В ноябре 2014 года регулятор принял довольно неожиданное решение перейти от фиксированного курса российской валюты к менее предсказуемому плавающему. Это означало отказ от валютных интервенций — и уже через месяц рубль пережил крупнейшую с 1998 года девальвацию. Правда, в последующие месяцы курс стабилизировался, а в 2016 году рубль и вовсе пережил самое сильное годовое укрепление к доллару (около 16%) за всю рыночную историю.

Важнейшим показателем денежной политики является не только международный курс национальной валюты, но и значение ключевой (процентной) ставки. Ключевая ставка фактически представляет процент, под который центробанк любой страны кредитует банки-резиденты. Чем ниже базовая ставка, тем меньше проценты по займам физическим и юридическим лицам в кредитных организациях, дешевле ипотечные кредиты. Однако снижение процентных ставок по всем видам кредитов приводит и к падению доходности депозитных вкладов.

15 декабря Банком России ключевая ставка снижена уже шестой раз в течение 2017 года. В начале периода после падения рубля в декабре 2014 года она была резко повышена с 10% до 17% годовых, но теперь уменьшилась до 7,75%. Регулятор допускает дальнейшее снижение и в первой половине 2018-го. Поставленные цели: 4% годовой инфляции при уровне ставки около 6.75%.

«Образцовый советский человек». Биография и юность Эльвиры Набиуллиной

Путь наверх. Карьерный взлет Набиуллиной

Муж, дети и личная жизнь Эльвиры Набиуллиной

Банк России как мегарегулятор

Полномочия мегарегулятора — единого гос. органа, в котором сосредоточены функции надзора и регулирования за всеми организациями и предприятиями финансового сектора страны — Центробанк РФ обрел с принятием 23 июля 2013 года и вступлением в силу закона №251-ФЗ, внесшего изменения в более 40 правовых актов.

Функции ФСФР 1 сентября 2013 перешли к Службе Банка России по финансовым рынкам, руководителем которой стал первый зам. председателя ЦБ Сергей Швецов.

Институт мегарегулятора впервые возник в 1998 году в Великобритании под названием Financial Supervision Authority (Агентство финансового надзора). В настоящее время мегарегуляторы надзирают за всеми участниками финансового сектора в 161 стране, в их число входят Германия, Швейцария, Канада, Саудовская Аравия.

Так что идея видимо пришла оттуда. Как высказывалась председатель Банка России Эльвира Набиуллина, регулирование финансовых институтов по состоянию на сентябрь 2013-го уступало надзору за банковской системой и требовало разработки новых инструментов влияния. Высказывание, требующее конкретизации — скажем, число банкротств фондовых брокеров с 2000 года было в десятки раз меньше, чем банков, а злоупотребления с паевыми фондами никак не сравнить с манипуляцией депозитами и забалансовыми вкладами.

В новой роли мегарегулятора Банк России должен был контролировать финансовые организации на трех уровнях — акционеров, вознаграждений сотрудникам и рисков, обретя право устранять держателей акций из состава совладельцев, корректировать нормативы ЦБ РФ для ненадежных банков и пересматривать неадекватно высокие премиальные банкиров.

Однако на практике получилось плохо. Предыдущие годы были удачными для банковской сферы — за исключением короткого отрезка мирового кризиса цена на нефть держалась на очень высоком уровне, что позволяло российским банкам спокойно рассчитываться по международным обязательствам. Так что возникло ложное ощущение, что так будет «всегда».

Тем не менее в 2014 последовали международные санкции, которые лишили часть банков возможности кредитоваться за рубежом — а после девальвации рубля в конце того же года долговая валютная нагрузка на них резко возросла. Пошла вниз и цена на нефть — все это привело к резкому увеличению числа банкротств банков в 2014-16 годы:

В 2016 году это число и вовсе впервые перевалило за сотню. Очевидно, что мегарегулятор оказался крайне неэффективен в осуществлении глобального надзора, не успевая вовремя реагировать на грубейшие нарушения и противозаконные действия менеджмента банков — а в ряде случаев наоборот отзывал лицензии у кредитных организаций за мелкие проступки.

Примером можно назвать временный отзыв лицензии у компании Finex (единственная, представляющая российские биржевые фонды ETF), о чем я писал здесь. Причиной оказалась то ли неправильная форма отчетности, то ли ошибка в ней — а в результате едва не была запрещена деятельность компании, которая предлагает инвесторам минимальные комиссии на индексные фонды внутри Московской биржи.

При этом наиболее громкие события в банковской сфере случились в уходящем 2017 году, когда Центробанк был вынужден санировать сразу два банка из ТОП-10 — Открытие и Промсвязьбанк. Еще одним крупнейшим представителем, лишь немного недотянувшим до ТОП-10 и подлежащим санации, стал Бинбанк. Причем на санацию только Открытия уйдет не менее 1 трлн. рублей — хотя обладатели стандартных депозитов не пострадали, держатели еврооблигаций банка лишились 1 млрд. долларов.

Более лояльные к власти эксперты утверждали, что в условиях западных санкций Банк России добился существенного уменьшения оттока капитала из страны — более чем на $100 млрд в год по результатам 2014-2015 гг. Они писали, что регулятор закрывал организации, занимавшиеся сомнительными операциями, а параллельно правоохранительные органы выявляли и пресекали преступления в сфере экономики, причиняющие ущерб государству.

Примеры есть: были взяты под стражу либо арестованы заочно глава Банка Москвы Андрей Бородин, руководитель Мастер-банка Борис Булочник, топ-менеджер ВЭБа Ильгиз Валитов, а счета и имущество бежавших за рубеж благодаря властям зарубежных стран были заморожены. Но вряд ли для кого-то секрет избирательное отношение власти к тем, к кому следует применять закон, а к кому нет.

Кто контролирует деятельность Центробанка РФ?

Центральный Банк Российской Федерации наделен большими полномочиями: это и полное регулирование финансовой деятельности кредитных организаций (со всеми полагающими санкциями: предписаниями, ограничениями, отзывом лицензии), эмиссия денежных знаков, контроль над федеральной собственностью золотовалютного резерва. Столь широкие функции и полномочия носят масштабный характер, поэтому многих интересует вопрос, а кто же контролирует деятельность самого Центробанка?

Начнем с того, что Центральный Банк РФ не является частью ни исполнительной, ни законодательной власти. Судебной властью Банк России так же не обладает. Все три ветви государственной власти действуют независимо от Центробанка, а он от них. То есть, в соответствии со статьей 1 Федерального Закона «О Центральном Банке РФ», все возложенные на него функции, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Разумеется, как и любое подразделение, пусть и независимое, Центральный Банк РФ подотчетен другим структурам. Главным образом Федеральному собранию Российской Федерации.

Банк России должен ежегодно отправлять в Государственную Думу свой годовой отчет. По срокам не позднее 15 мая. Данное обязательство прописано в статье № 25 ФЗ-86. Годовой отчет включает в себя следующие сведения:

  1. перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики;
  2. анализ денежного обращения и финансового рынка РФ;
  3. анализ валютного положения и национальной платежной системы РФ;
  4. годовую финансовую отчетность Центробанка;
  5. аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Центробанка;
  6. информацию главного аудитора Центробанка об эффективности использования денежных средств и другие отчеты.

О ежегодном обязательном независимом аудите финансовой отчетности Центробанка принимает решение Национальный Финансовый Совет. Он же выбирает и аудиторскую организацию для проведения данной проверки. В соответствии со статьей 94 ФЗ-86 Центральный Банк РФ обязан предоставлять аудиторской проверке отчетность и прочие необходимые данные.

Что же касается внутреннего аудита, то он осуществляется службой главного аудитора Центробанка.

Интересный факт! Главный аудитор Центрального Банка России находится в непосредственном подчинении у Председателя Банка.

Центробанк РФ каждый месяц публикует и прочие данные о своей деятельности (баланс, данные о динамике денежной массы, сведенья о денежном обращении, информацию о различных операциях).

Кроме того, в соответствии со статьей 26.1 Федерального Закона № 86-ФЗ от 10.07.2002 года, Центральный Банк РФ раскрывает информацию о сделках, совершенных с ценными бумагами на организованных торгах. Состав, порядок и сроки которых устанавливаются Советом директоров.

На пресс-конференции 2017 года Президент России В.В. Путин прокомментировал: «Что касается контроля над соблюдением Законов в Центральном Банке России, этот контроль осуществляется. И Прокуратурой, и другими органами. Хочу ещё раз подчеркнуть, что никаких заметных серьёзных правонарушений, связанных с нарушением действующего Закона, в работе Центробанка выявлено не было».

Кто управляет Центробанком России

Согласно статьи № 15-ФЗ о «Центральном Банке РФ» структура управления ЦБ РФ состоит из главы и членов совета директоров в количестве 14 человек. Члены Совета избираются Государственной думой по предложению председателя Центробанка в согласовании с президентом РФ. Совет директоров избирается на пять лет и работает на регулярной основе.

Предлагаем вам также посмотреть видео о том, кому принадлежит Центральный банк России:

Родилась 29 октября 1963 г. В 1986 г. окончила Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова по специальности «экономист».

1991-1992 гг. — Главный специалист дирекции Постоянного комитета Правления Научно-Промышленного союза СССР по вопросам экономической реформы, г. Москва.

1992-1994 гг. — Главный специалист, консультант дирекции Российского союза промышленников и предпринимателей по вопросам экономической политики

1994-1994 гг. — Советник Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей.

1994-1995 гг. — Заместитель руководителя Департамента экономической реформы-начальник управления государственного регулирования экономики Министерства экономики РФ.

1995-1996 гг. — Заместитель начальника Департамента экономической реформы Министерства экономики РФ.

1996-1997 гг. — Начальник Департамента экономической реформы Министерства экономики РФ, член коллегии Минэкономики России.

1997-1998 гг. — Заместитель Министра экономики РФ.

1998-1999 гг. — Заместитель Председателя правления АК «Промторгбанк».

1999-1999 гг. — Исполнительный директор Евроазиатской рейтинговой службы.

1999-2000 гг. — Вице-президент Фонда «Центр стратегических разработок».

2000-2003 гг. — Первый заместитель Министра экономического развития и торговли РФ.

2003-2005 гг. — Президент Фонда «Центр стратегических разработок».

С октября 2005 г. – Руководитель Экспертного совета Организационного комитета по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в «Группе восьми» в 2006 году, руководитель исследовательской группы Центра стратегических разработок. 24 сентября 2007 г. – назначена Министром экономического развития и торговли РФ.

C 12 мая 2008 г. – Министр экономического развития РФ.

C 21 мая 2012 г. – помощник Президента РФ.

С 24 июня 2013 г. — Председатель Центрального банка РФ.

Публикации в прессе:

Правда Эльвиры Набиуллиной и «крик отчаяния». За что ругают главу ЦБ и что она отвечает

Функции Председателя ЦБ РФ

  1. Является доверенным лицом и представителем ЦБ РФ;
  2. Принимает участие в международных сделках от имени ЦБ РФ;
  3. Взаимодействует с иностранными партнерами;
  4. Проводит заседания Совета директоров;
  5. Наделен решающим голосом;
  6. Визирует нормативно — правовые акты РФ;
  7. Делегирует полномочия заместителю или группе лиц;
  8. Назначает заместителей и доверенных лиц;
  9. Издает приказы для сотрудников ЦБ РФ;
  10. Отвечает за деятельность ЦБ РФ;
  11. Следит за реализацией функции и задач ЦБ РФ.

Исполнительное лицо, наделенное столь обширными функциями, не может быть случайным человеком. В законодательная базе РФ предусмотрен целый комплекс мероприятий по назначению и устранению Председателя ЦБ РФ. Процедура прямого голосования позволяет оценить перспективы предложенной кандидатуры. Рассмотрим процедуру назначения Председателя ЦБ РФ более подробно.

Структура Банка России

Регулятор с приставкой «мега-» обладает довольно сложной и громоздкой структурой, включающей:

  • центральный аппарат с 27 департаментами и управлениями
  • главные управления в столицах федеральных округов и подчиненные им отделения в субъектах федерации
  • Российское объединение инкассации
  • расчетно-кассовые центры
  • подразделения безопасности
  • другие организации и подразделения

С марта 2017 года действует также первое зарубежное представительство Банка России, открывшееся в Китайской Народной Республике.

Количество работников ЦБ РФ, превышающее 50 тысяч, критикам регулятора представляется чрезмерным — особенно если сравнивать с Федеральным резервом США, где трудится менее 20 тыс. лиц. Однако в декабре 2017 года Банк России объявил конкурс по поиску поставщика услуг аутплейсмента в связи с постепенным высвобождением в течение ближайших трех лет более 5 тысяч сотрудников, включая руководителей региональных отделений (аутплейсментом называется помощь уволенным специалистам в трудоустройстве). Упрощенная структура Банка России:

Структура ЦБ

Где зарегистрирован ЦБ? В Москве, центральные органы управления находятся там же, на ул. Неглинной, 12.

Во главе банка стоит председатель. С 2013 года это Эльвира Набиуллина. Кто назначает главу Центробанка России? Кандидатуру на этот пост Государственной Думе представляет президент РФ. Именно Дума рассматривает и утверждает председателя банка на 5-летний срок. Один и тот же человек не может быть им 3 срока подряд.

Управляющим органом является Совет директоров, который состоит из 14 человек. Это люди, которые работают только в Банке России и нигде больше. Они не имеют право состоять в каких-либо партиях или объединениях.

В их обязанности входит:

  • вместе с Правительством РФ разработка направлений денежно-кредитной политики страны,
  • рассмотрение вопросов развития финансовой системы,
  • установление правил поведения в банковской системе и т. д.

Членов Совета директоров также назначает Государственная Дума после представления председателем. Каждая кандидатура согласовывается с президентом.

Еще одним органом в структуре ЦБ является Национальный финансовый совет. В его состав входят председатель ЦБ и представители:

  • Совета Федерации – 2 человека;
  • Государственной Думы – 3 человека;
  • президента РФ – 3 человека;
  • Правительства РФ – 3 человека.

Итого 12 человек. Представители не работают в банке, кроме председателя, и не получают зарплату за участие в ежеквартальных заседаниях совета. Они в основном:

  • рассматривают годовой отчет ЦБ;
  • решают административно-хозяйственные вопросы деятельности банка;
  • рассматривают вопросы развития и совершенствования финансового рынка, банковской системы;
  • обсуждают проект денежно-кредитной политики страны.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий