Статья 4.1. коап рф. общие правила назначения административного наказания

Комментарий к Ст. 3.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Предупреждение устанавливается как КоАП РФ, так и законами (кодексами) субъектов РФ об административных правонарушениях и применяется только в качестве основного административного наказания.

2. Предупреждение, легальное определение которого содержится в ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ, выражается в официальном порицании физического или юридического лица, выносится в письменной форме и применяется только в качестве основного административного наказания.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

С учетом положений ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, закрепившей цели административного наказания, предупреждение является вынесенным в письменной форме официальным предостережением физического или юридического лица от возможности совершения ими противоправного действия (бездействия).

3. Предупреждение рассматривается как наименее строгий вид административного наказания и, как правило, предусматривается в санкции статьи как альтернатива административному наказанию в виде административного штрафа.

4. Назначение предупреждения, как и любого другого вида административного наказания, образует состояние административной наказанности физического или юридического лица, длящееся до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания.

5. По замыслу законодателя, выраженному в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается при условии сочетания двух обстоятельств:

— за впервые совершенные административные правонарушения;

— при отсутствии: причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства; угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущественного ущерба.

6. С учетом того, что административное наказание должно быть соразмерно совершенному административному правонарушению, положения ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ надлежит понимать таким образом, что предупреждение не может быть назначено лицу, находящемуся в состоянии административной наказанности, т.е. до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания, либо в случае грубого и систематического нарушения законодательства об административных правонарушениях, либо если субъективная сторона административного правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется умышленной формой вины, а также при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

7. Предупреждение назначается судьей, органом, должностным лицом, рассмотревшими дело об административном правонарушении.

Наряду с этим в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 28.6 КоАП РФ допускается назначение административного наказания в виде предупреждения без составления протокола об административном правонарушении, но с вынесением уполномоченным на то лицом постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания при условии, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.

8. Предупреждение как вид административного наказания следует отличать от:

— устных замечаний, выносимых судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными решить дело об административном правонарушении и освободившими лицо от административной ответственности в случае совершения им малозначительного административного правонарушения (см. комментарий к ст. 2.9 КоАП РФ);

— предупреждений (предписаний), выносимых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими функции по контролю и надзору, их должностными лицами об устранении допущенных нарушений и (или) их последствий. Подобные предупреждения (предписания) могут выноситься наряду с назначением административного наказания, предусмотренного санкцией статьи КоАП РФ либо закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

По каким статьям КоАП РФ вы можете рассчитывать на предупреждение?

За нарушения, в результате которых на окружающую среду не оказывается негативное воздействие на ОС или не возникает угроза такого воздействия — вы получите предупреждение. Для примера это — несвоевременная сдача отчета МСП, или ошибки в отчете МСП, отсутствие паспортов на отходы, неведение данных учета в области обращения с отходами, неведение учета источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Речь идет о нарушениях, которые совершены «на бумаге» — всевозможная отчетность.

Если нарушение связано с выбросами в АВ, сбросами в водоемы, то будучи даже субъектом МСП маловероятно что вы получите предупреждение. Но это зависит и от точки зрения вашего надзорного органа на этот вопрос.

Правила назначения наказания

Назначение определенных видов санкций происходит путем вынесения постановления. Этому предшествует составление процессуального протокола, в котором фиксируются все обстоятельства проступка. Перечень должностных лиц и уполномоченных ведомств, имеющих право составлять протоколы, указан в КоАП РФ.

На основании протокола дело будет рассматривать суд, либо иной уполномоченный орган. Выделим ключевые правила назначения мер воздействия по итогам административного дела:

  • полномочия каждого органа по рассмотрению дел указаны в КоАП РФ;
  • если в состав санкций входит арест, лишение права или административное выдворение, рассматривать дело может только судебное учреждение;
  • в содержании каждой статьи КоАП РФ указана одна или несколько санкций, которые могут применяться к нарушителю – выбор между альтернативными санкциями будет зависеть от характера проступка, наступивших последствий, а также статуса нарушителя;
  • не допускается применение санкций, не включенных в состав конкретной статьи КоАП РФ (в кодексе предусмотрен ряд исключений из этого правила – например, замена штрафа на предупреждение для предприятий малого бизнеса или ИП).

Например, если в статье КоАП РФ допускается возможность назначить штраф или арест, суд должен учесть запреты и ограничения в отношении отдельных категорий граждан. Арест не может применяться в отношении юридических лиц, беременных женщин, несовершеннолетних граждан, а также ряда иных категорий лиц.

Обоснование вида и размера наказания является обязанностью должностного лица или органа, рассмотревшего дела. Каждое постановление может быть оспорено в административном или судебном порядке, а при рассмотрении жалобы будет проверяться обоснованность и справедливость применения наказания.

Нужно учитывать и предельные сроки привлечения к ответственности, после истечения которых санкции не назначаются, даже если все обстоятельства проступка доказаны.

В большинстве случаев, такой срок не превышает 3 месяцев, а по отдельным составам может достигать одного года с момента обнаружения проступка.

Комментарий к статье 3.1. КоАП РФ:

1. Административное наказание — это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. Комментируемая статья ввела новый термин «административные наказания» взамен ранее существовавшего «административные взыскания». Теперь наименованием «административные наказания» охватываются все установленные настоящим Кодексом меры административной ответственности. Смена терминов была обусловлена тем, что любая мера ответственности обязательно содержит в себе какие-то ограничения или лишение прав и свобод субъекта, привлекаемого к ответственности. Эти ограничения прав составляют содержание наказания как адекватной реакции государства на совершенное правонарушение.

2. В комментируемой статье подчеркивается государственный характер принудительных мер, являющихся мерами административной ответственности. Именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения. Эти меры могут быть установлены только законом — актом высшей юридической силы, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти.

3. Предписания статьи обращены как к законодателю, так и к правоприменителю. Устанавливая ответственность за конкретное административное правонарушение, законодатель обязан исходить из определенных КоАП РФ целей административного наказания. В свою очередь судья, орган, должностное лицо, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях и обращать к исполнению наложенные наказания, при назначении и исполнении административных наказаний должны руководствоваться установками Кодекса о природе административного наказания и его целях.

4. По своей правовой природе административными наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусмотрены в ст. ст. 3.2 — 3.12 гл. 3 разд. I настоящего Кодекса. Зафиксированные в гл. 27 Кодекса меры административного принуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями, административными наказаниями не являются (например, административное задержание (ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещей и документов (ст. 27.10), отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13) и другие меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях).

5. Содержанием целей административных наказаний по данной статье является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц. С помощью административных наказаний осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений (общая и частная превенция).

Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретному правонарушителю назначается также и для того, чтобы другие лица не совершали правонарушений. Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего меру административной ответственности за возможное нарушение установленных государством правил.

Специальное предупреждение характеризуется тем, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений.

6. В ч. 2 данной статьи находит свое проявление принцип гуманизма законодательства об административных правонарушениях. Административное наказание к физическому лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий. Эти установки соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Административное наказание, применяемое в отношении юридического лица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации.

Комментарий к статье 3.4 КоАП РФ

1. Предупреждение как мера административного наказания выносится только в письменной форме. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, например в области дорожного движения (см., например, КоАП РФ ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, 12.3 и др.), или к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет.

Единственная установленная форма предупреждения — письменная. Никакие устные замечания правонарушителю, например предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного проступка, не относятся к мерам административного наказания.

Вынесение предупреждения в письменной форме является своего рода напоминанием правонарушителю, что совершение однородного административного правонарушения повторно, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок один год, предусмотренный КоАП РФ (ст. 4.6), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено.

Как назначается предупреждение

Ключевым условием для вынесения предупреждения статья 3.4 КоАП РФ указывает отсутствие любого вреда или угрозы его причинения, в том числе:

  • жизни и здоровья граждан;
  • окружающей среде, объектам природного и растительного мира;
  • объектам культурного наследия;
  • интересам безопасности страны;
  • угрозы ситуаций чрезвычайного характера (природные, техногенные и иные ситуации);
  • любые формы имущественного вреда.

Проверка этих обстоятельств осуществляется при составлении процессуального протокола и в процессе рассмотрения дела. Если будет выявлено причинение любого вида вреда, правонарушитель не сможет рассчитывать на столь мягкую меру воздействия.

Процедура привлечения к ответственности с возможным вынесением предупреждения выглядит следующим образом:

  • по факту выявленного нарушения составляется процессуальный протокол – в нем фиксируются все обстоятельства проступка, в том числе наступившие негативные последствия и угроза причинения вреда;
  • если должностное лицо, выявившее нарушение, обладает полномочиями по рассмотрению дела, предупреждение может быть назначено без передачи материалов в суд – в этом случае санкция фиксируется в тексте постановления, которое выдается на руки правонарушителю;
  • если полномочиями по рассмотрению дела обладает суд, будет проводиться разбирательство на основании процессуального материала – о месте и времени заседания правонарушитель извещается в письменной форме;
  • судебный процесс может проводиться без участия нарушителя, если он уведомлен о месте и времени заседания;
  • если обстоятельства дела допускают возможность ограничиться предупреждением, санкция фиксируется в форме судебного постановления – копия этого документа направляется по адресу правонарушителя или выдается ему на руки.

Обратите внимание! Гражданин или предприятие могут возражать против привлечения к административной ответственности. Поэтому постановление о наложении предупреждения может быть оспорено по общим основаниям – в течение 7 суток с момента получения судебного или иного акта.
Если правонарушитель ранее привлекался к ответственности, предупреждение не применяется

При этом нужно учитывать, что по истечении года с момента предыдущего проступка лицо считается не привлекавшимся к ответственности по КоАП РФ.

Если по итогам надзорной или контрольной проверки назначен штраф с ИП, предприятия, либо их сотрудников, правонарушитель может обратиться  с ходатайством об изменении санкции на предупреждение. Для этого нужно учитывать следующие нюансы:

  • подать ходатайство могут ИП или организации, отнесенные к субъектам малого и среднего бизнеса – с максимальной численностью до 100 человек (малые предприятия) или 250 сотрудников (предприятия среднего бизнеса, а также при максимальной выручке до 800 млн. руб. (МП) или 2 млрд. руб. (СП);
  • замена штрафа допускается только в случае, если предупреждение изначально отсутствовало в виде санкций по статье Особенной части КоАП РФ – в ином случае решение о выборе вида наказания принимается непосредственно при рассмотрении дела;
  • при замене штрафа на предупреждение суд, либо иное уполномоченное лицо, должны проверить отсутствие вреда или угрозы его причинения от выявленного нарушения.

Для подтверждения статуса малого и среднего бизнеса ИП или предприятие должны представить отчетность о среднесписочной численности штата, а также о выручке за предыдущий календарный год. Рассматриваться будут только официальные документы, поданные в ИФНС и иные контрольные органы.

Замена штрафа на предупреждением происходит путем издания официального акта суда или иного органа, который вручается правонарушителю. Если на момент замены было возбуждено исполнительное производство для принудительного удержания штрафа, оно подлежит прекращению. Также при замене аннулируются иные виды дополнительных наказаний, ранее назначенных за совершение проступка.

Порядок назначения санкции в виде ареста

Согласно статье 3.9 КоАП РФ  арест, как мера наказания, устанавливается только по отдельным составам административных правонарушений:

  • оставление водителем места ДТП в нарушение Правил дорожного движения (наказание не последует, если водитель действовал в рамках закона – например, доставлял пострадавшего в больницу);
  • отказ подчиниться законному требованию или распоряжению представителя власти (сотрудника МВД, УИК или ВС РФ);
  • мелкое хулиганство;
  • невыполнение обязанностей, предусмотренных законом для граждан, освобожденных от отбывания тюремного заключения;
  • нарушение правил организации и проведения митингов или иных публичных мероприятий;
  • нарушение режима ЧС, введенного государственными властями;
  • самовольное оставление места отбывания административного ареста, либо неуплата ранее назначенного штрафа (арест за неуплату штрафа применяется только в случае, если правонарушитель уклонялся от внесения денежных средств без уважительных причин)..

Каждый из перечисленных составов КоАП РФ содержит предельный срок ареста. Конкретную продолжительность наказания определит суд при рассмотрении дела. Для этого учитывается характер выявленного нарушения, личные характеристики нарушителя, общественная опасность проступка и иные факторы.

Порядок назначения санкции выглядит следующим образом:

  • по факту выявленного правонарушения составляется протокол – полномочия по составлению протокола принадлежат должностным лицам, указанным в КоАП РФ;
  • если на период рассмотрения дела применяется задержание, этот факт также оформляется в виде протокола – срок задержания исчисляется с момента доставления в дежурную часть МВД или иное государственное учреждения;

Скачать образец протокола об административном задержании

  • на период задержания гражданин помещается в специзолятор МВД, где за ним устанавливает надзор до момента рассмотрения дела по существу;
  • административный материал направляется в суд, а рассмотрение дела происходит в течение суток с момента поступления протокола;
  • рассмотрение дел, по которым может назначаться арест, происходит только с участием правонарушителя – в 2012 году Верховный суд РФ установил запрет на заочное назначение административного ареста;
  • после вынесения судебного постановления правонарушитель незамедлительно направляется к месту отбывания наказания – срок ареста начинается немедленно после оглашения постановления, даже если оно не вступило в силу.

Обратите внимание! При рассмотрении дела обязательно присутствие лица, которого грозит наказание в виде ареста – это связано с немедленным исполнением данного вида санкций. Одновременное применение санкций в виде штрафа и ареста не допускается.. Если статья КоАП РФ, по которой составлен протокол, содержит санкцию в виде временного ограничения свободы, материалы направляются в суд немедленно, т.е

в тот же день. Суд обязан рассмотреть дело в день получения процессуальных документов, а если потенциальный нарушитель был задержан – не позднее 48 часов с момента начала задержания

Если статья КоАП РФ, по которой составлен протокол, содержит санкцию в виде временного ограничения свободы, материалы направляются в суд немедленно, т.е. в тот же день. Суд обязан рассмотреть дело в день получения процессуальных документов, а если потенциальный нарушитель был задержан – не позднее 48 часов с момента начала задержания.

При рассмотрении дела и назначении наказания суд вправе выбрать одну из предусмотренных санкций. В каждой статье КоАП РФ, допускающей назначение ареста, предусмотрена альтернативная санкция – денежный штраф. Если правонарушитель подпадает под категорию лиц, которым не может назначаться арест, суд выносит постановление о наложении штрафа. Не допускается временное ограничение свободы, если такой вид санкций отсутствует в статье КоАП РФ.

Обжалование судебных актов с назначенным арестом проходит по общим правилам КоАП РФ. Подать жалобу можно в пределах 7 суток после вручения нарушителю постановления суда. Если для рассмотрения жалобы необходимо личное участие арестованного гражданина, его доставку обеспечивают сотрудники МВД.

На весь период обжалования нарушитель содержится под арестом. Поэтому может сложиться ситуация, когда к моменту рассмотрения жалобы по существу срок ареста уже будет завершен. При отмене постановления и полном оправдании, гражданин сможет взыскать денежную компенсацию за неправомерное ограничение свободы.

Другой комментарий к статье 3.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья определяет воспитательные и превентивные (предупреждающие) цели административного наказания, представляющего собой меру государственного принуждения к нарушителю. Административное наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, и заключается в предусмотренном КоАП ограничении прав и свобод физического лица либо правомочий юридического лица — нарушителя.

Применение уголовных наказаний также предусматривает достижение превентивных целей государственного принуждения: согласно ч. 2 ст. 43 УК наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. В отличие от КоАП, УК предусматривает достижение корригирующих целей наказания: по смыслу ч. 2 ст. 43 УК предназначение карательных санкций заключено в устранении асоциальных мотивов в действиях осужденного.

Меры административного принуждения применяются не только при исполнении административных наказаний, но и при осуществлении предусмотренных КоАП отдельных процессуальных действий; исчерпывающий перечень мер административного пресечения определен ч. 1 ст. 27.1 КоАП. Комментируемая статья определяет цели административного наказания, о предназначении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (мер административного пресечения) см. комментарий к ст. 27.1.

2. Об особенностях истолкования понятия «государство» применительно к ч. 1 рассматриваемой статьи см. п. 2 комментария к ст. 1.2.

3. Основным субъективным фактором предотвращения повторного совершения лицом правонарушения является осознание им неотвратимости применения карательных санкций, предусмотренных законом. Превентивная цель применения административных санкций заключена в предотвращении совершения не только административного проступка, но и других правонарушений — дисциплинарных проступков, преступлений и т.п., в том числе и их рецидивов (от лат. recidivus — возвращающийся). Российским имперским уголовным законодательством не были определены цели применения уголовных наказаний: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривало фиксацию правовых последствий применения двух разновидностей содержащихся в нем санкций — уголовных и исправительных наказаний.

Уложение не разграничивало административные и уголовные наказания. Статьей 30 Устава была предусмотрена единственная разновидность взыскания, а именно денежное взыскание, относимое к исправительным наказаниям. Данное наказание не было определено Уголовным уложением 1903 г.; среди восьми видов наказаний лишь одно предусматривало имущественные ограничения — денежная пеня.

4. Недопущение назначения административных и других наказаний в противоправных целях определено Конституцией РФ: согласно ч. 2 ст. 21 никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию

При этом необходимо также принимать во внимание, что Российской Федерацией ратифицирована Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. и протоколы 1 и 2 к ней от 4 ноября 1993 г., подписанные от имени Российской Федерации в г

Страсбурге 28 февраля 1996 г. (см. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 44-ФЗ).

5. Правила защиты деловой репутации гражданина и юридического лица определены ст. 152 ГК. При истолковании ч

2 комментируемой статьи КоАП следует принимать во внимание Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (в ред

Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 11 и от 25 апреля 1995 г. N 6), согласно которому под распространением сведений, порочащих деловую репутацию граждан и юридических лиц, на которое указывается в ст. 152 ГК, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким лицам или хотя бы одному лицу.

Подведомственность арбитражным судам дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности установлена п. 5 ч. 1 ст. 33 АПК.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий