Выезд на встречную полосу при объезде препятствия: штраф или лишение прав?

Объезд препятствия через сплошную: примеры судебной практики

Во многих ситуациях суды не идут навстречу водителям, сохраняя примененные ранее санкции. Однако ниже будет приведено несколько показательных примеров, когда водителям удается в результате отстоять собственные интересы.

Подспорьем для автолюбителей может стать свежее Постановление Пленума Верховного Суда № 20 от 25.06.2019 г. В нем расписаны особенности привлечения к ответственности за нарушения, прописанные в Главе 12 КоАП

Отдельное внимание уделено процедуре видеофиксации эпизодов на дороге. Ведь часто штраф за объезд препятствий 5000 руб

приходит именно на основании камер.

Вот несколько эпизодов из судебных дел. Все фамилии участников имеют вымышленный характер.

Отсутствие доказательств правонарушения

Мировой судья своим постановлением привлек Филиппова к ответственности за выезд на полосу встречного движения и лишил его прав на 4 месяца. Водитель не согласился с таким положением вещей и подал жалобу в высшую по рангу инстанцию. В ней он утверждал, что совершал объезд препятствия, и его вина при этом не была доказана.

Решением Ворошиловского районного суда Волгограда от 26.02.2019 г. по делу № 12-82/2019 апелляция была удовлетворена. Принимая такое решение, судья сослалась на то, что единственным доказательством вины Филиппова является схема ДТП, составленная инспектором.

Вместе с тем, рисунок является результатом субъективного восприятия событий со стороны работника ДПС. Поэтому он должен быть подкреплен другими средствами доказывания

Кроме того, обращено внимание на то, что схема не содержит подписи понятых. В результате постановление мирового судьи отменено и административное производство закрыто

Переквалификация действий водителя

Постановлением ЦАФАП, которое оставлено без изменений решением районного суда предприятие было оштрафовано по ч. 5 ст. 12.15 КоАП на 5 000 рублей за то, что принадлежащий ему автомобиль повторно выехал на встречную полосу. Нарушение было зафиксировано в автоматическом режиме на камеру.

Со стороны компании на данные постановление и решение была подана жалоба. Она обосновывалась недостаточной шириной дороги, а также наличием препятствия в виде припаркованной другой машины.

Доводы предприятия подтвердил и свидетель – водитель другого транспортного средства. Кроме того, в материалах дела содержались и фотографии спорного участка дороги.

Поэтому Волжский районный суд Саратова решением от 26.11.2018 г. по делу № 12-551/18 переквалифицировал действие нарушителя на ч. 3 ст. 12.15. В результате сумма штрафа уменьшена до одной тысячи рублей.

Вынесение постановления неуполномоченным сотрудником ГИБДД

Пильнинский районный суд Нижегородской области рассмотрел жалобу Данилова на постановление инспектора ДПС о наложении административного штрафа в размере 5000 рублей по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ

Заявитель обращал внимание на то, что он выехал на встречную полосу, объезжая груз, упавший с машины, двигавшейся впереди

Также, по мнению Данилова, сотрудник ГИБДД не имел права составлять постановление на месте. Более того, водителю была сообщена дата рассмотрения его дела, однако оно не состоялось.

В решении от 15.11.2018 г. по делу № 12-10/2018 отмечено, что постановление по ч. 3 ст. 12.15 КоАП вправе выносить начальник отдела ГИБДД или его заместитель. В случае с Даниловым данное требование законодательства не было соблюдено. Поэтому материалы направлены на повторное рассмотрение правоохранителям. Полагаем, дело прекращено за истечением двухмесячного срока, установленно ст. 4.5 КоАП РФ.

Крайняя необходимость

На основании постановления ЦААП, которое оставлено без изменений решением суда, гражданина Грачева привлекли к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП и оштрафовали на 5000 рублей. Грачев обратился с жалобой в вышестоящую инстанцию.

Он указал, что был вынужден выехать встречку для объезда неправильно припаркованных на проезжей части автомобилей. В частности, они стояли не параллельно, а под углом.

Суд комплексно подошел к рассмотрению дела. Были сделаны запросы в необходимые инстанции с целью получения информации о деталях организации движения на спорном участке дороги и возможности стоянки.

В результате судья пришла к выводу о том, что Грачев, выезжая на встречную полосу, действовал по мотивам крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ) с целью избежать столкновения с другим транспортом.

Свою роль сыграло и то обстоятельство, что в момент совершения маневра встречная полоса была свободна. Поэтому решением Куйбышевского районного суда Омска от 09.11.2018 г. по делу № 12-533/2018 Грачев освобожден от ответственности на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Как действовать при обгоне

В ПДД есть такой термин как «обгон» – это своего рода действие с повышением скорости, когда нужно обогнать одну или несколько машин с выездом на другую полосу и возвратом на свою сторону. Маневр нужно выполнять в строгом соответствии с действующими правилами. Это значит, если, соседняя полоса обозначена сплошной линией, то пересекать ее строго запрещается. За это правонарушение предусмотрена ответственность в соответствии с ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Если же соседняя полоса размечена прерывистой разметкой, то совершая маневр нужно соблюдать рекомендации, указанные в подразделах

  • перед началом движения водитель должен проверить, не создаст ли он помех и препятствий другим участникам движения;
  • на полосе достаточно места для совершения действия;
  • после завершения маневра автомобиль без проблем вернется на свою полосу.

При этом водитель должен помнить, что обгонять другие машины запрещается в местах с плохой видимостью (при подъеме в гору, на поворотах), на пешеходных переходах, регулируемых перекрестках и других участках дорог, обозначенных в п. 11.4 ПДД.

Нельзя выполнять маневр в следующих случаях:

  • автомобиль, движущийся впереди, уже начал обгонять или объезжать препятствие;
  • машина, находящаяся на этой же полосе впереди, включила сигнал поворота налево;
  • транспорт, движущийся позади, начало обгон.

Если нарушить эти правила, то при выявлении подобных правонарушений инспекторы ГИБДД составят протокол об административном правонарушении. Водителя могут привлечь к ответственности по ст.12.13 КоАП РФ, если неправильно пересечь перекресток. Если не соблюдать правила маневрирования, то ответственность возникает по ст. 12.14 КоАП РФ. За несоблюдение правил обгона применяются меры воздействия по ст. 12.15 КоАП РФ.

Уважаемый читатель!

В статье представлена базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 577-00-25 доб 152
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 425-66-30 доб 152
  • Все регионы: 8 (800) 350-84-13 доб 132 (Звонок бесплатный)

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

Как правильно объехать препятствие

Как такового понятия «объезд» в правилах дорожного движения не существует. При этом можно сделать вывод, что это маневр автомобиля, когда нужно выехать на соседнюю полосу (даже встречную) для объезда какого-либо препятствия, не позволяющее дальше продвигаться по своей полосе.

В свою очередь препятствие – это любой объект или предмет, который находится на дороге и не движется. 

Это могут быть:

  • столкнувшиеся автомобили в ходе ДТП, которые не могут продолжить свое движение;
  • дефекты дороги, ремонтные работы дорожного полотна;
  • посторонние предметы (громадные булыжники, столбы и прочее), создающие угрозу возникновения аварийной ситуации.

Поэтому, если на дороге возникли неожиданные препятствия, в виде огромной трещины на дороге или упавшего после грозы дерева, а путь на соседнюю полосу отрезан сплошной белой линией, нужно действовать следующим образом:

  • остановиться и оценить сложившуюся ситуацию, убедиться, что затор длительный (вдруг уже вызвали аварийную службу, которая подъедет в ближайшее время и уберет препятствие с дороги);
  • если ждать долго, то можно объехать прегражу по правой стороне (при этом нужно учесть, что нельзя заезжать на тротуар, если это обочина, то можно).

Если водитель не видит никаких законных путей объезда, тогда лучше вызвать автоинспекторов. Они должны прибыть на место и дать разрешение на объезд сплошной разметки с левой стороны. При этом весь процесс лучше зафиксировать на видео регистратор или камеру телефона.

Кроме таких неожиданных преград, на дорогах могут возникнуть плановые мероприятия дорожных или коммунальных служб. При проведении работ устанавливаются временные знаки или мобильные светофоры, регулирующие движение автомобилей на конкретном участке дороги. В этом случае водителю необходимо совершать объезд по направлению стрелки, обозначенной на дорожном знаке. Следовательно, даже проехав сплошную линию, это не будет считаться нарушением.

Напомним, что неправильно припаркованный автомобиль, образовавшаяся пробка на дороге это не препятствие, поэтому, выполняемый маневр будет считаться обгоном, а не объездом. Прежде чем рисковать, нужно оценить ситуацию, и принять правильное решение, как действовать дальше.

ПДД: Обгон, опережение, встречный разъезд

Ловушка при обгоне. Не попадите на лишение!

Объезд и обгон – в чем разница?

С точки зрения законодательства объезд препятствия с нарушением правил менее тяжелый проступок, чем неправильный обгон. Водителям следует различать, что считать препятствием на дороге, а что – участником движения.

Согласно ПДД объездом считается маневр с целью миновать неподвижное препятствие по пути следования

Важно понимать, что препятствием считается неустранимая помеха: яма, нагромождение камней, поваленные деревья, разбитое ТС

Отдельного внимания заслуживает вопрос объезда припаркованного авто. Если машина стоит ближе чем 3 м к разделительной полосе, то правила нарушает ее владелец.

Объезжать припаркованный транспорт с выездом на встречку запрещено:

  • если дорога имеет больше двух полос движения в одну сторону (включая реверсивное движение);
  • если полосы разделены сплошной линией.

Водитель имеет право на любой маневр, если на дороге прерывистая разметка.

Обгон – объезд любого исправного транспортного средства, даже если оно неподвижно в данный момент. Самые распространенные заблуждения по поводу объезд-обгон связаны с маневрами относительно стоящего транспорта. Нарушения возникают при обгоне пассажирских автобусов на остановках, при движении в пробке или за аварийным, медленно движущимся автомобилем.

При обгоне правила предписывают совершать маневр с левой стороны объекта. При объезде двигаться (при возможности) следует с правой стороны.

Наезд на препятствие

Важно! Понятие «наезда на препятствие» означает происшествие при котором то или иное транспортное средство наехало на тот или иной неподвижный предмет. Подобный наезд по праву считается аварией и официально входит в число ДТП

Чаще всего современные водители наезжают на:

  • дорожные столбы;
  • мостовые опоры;
  • деревья у дорог;
  • ограждения;
  • складированные стройматериалы;
  • придорожные здания, постройки, сооружения;
  • припаркованные ТС.

Многие не придают значения опасности наезда. А между тем она сравнима с лобовым столкновением между двумя автомобилями. Наезд может закончиться очень плачевно — тяжкими телесными повреждениями, а то и гибелью водителей и/или пассажиров ТС. И вероятность подобного исхода тем выше, чем выше скорость движущегося транспортного средства, налетевшего на препятствие. Увеличивают риск гибели и непристегнутые ремни безопасности у находящихся в салоне авто людей.

Что значит создать помеху движению другим ТС

Понятие “препятствие” может использоваться не только в значении “какой-либо неподвижный объект, который мешает проехать по полосе, по которой движется водитель”, но и в значении “не уступить дорогу участнику дорожного движения, пользующемуся преимуществом согласно положениям Правил”.

Приведем примеры:

  1. Препятствие обгону.

В п. 11.3. Правил сказано, что под препятствованием обгону понимается осуществление водителем обгоняемого автомобиля:

  • повышения скорости;
  • иных действий.

Под “иными действиями” может рассматриваться, к примеру, “движение зигзагами”, с частичным выездом на обочину или на полосу встречного движения, или же резкое торможение перед тем, как обгоняющий водитель сблизился с обгоняемым и др.

  1. Непредоставление преимущества в движении.

Водитель создаст затор, если не предоставит другому участнику движения приоритет. К примеру, водитель, находящийся на второстепенной дороге, обязан уступать всем тем, кто находится на главной. А водители, для которых горит красный свет, не должны начинать движение, тем самым создавая помеху для движущихся на зеленый.

Кроме этого, препятствием считается и непредоставление приоритета в иных случаях – например, при выезде с обочины, парковки, АЗС, со двора многоквартирного дома, при отъезде с обозначенного места остановки автобуса в населенном пункте и др.

  1. Препятствование движению при выезде на перекресток, если впереди образовался затор.

Не так давно в Правила были внесены поправки, регламентирующие введение новой разметки 1.26. “Вафельница”, применяемой совместно со знаком 1.35.

Данная разметка и знак гласят об одном – на перекресток нельзя выезжать, если впереди “пробка”, и водителю придется остановиться в зоне действия знака или “вафельницы”, таким образом создав препятствие для езды транспортных средств, движущихся в поперечном направлении (п. 13.2. Правил).

Ответственность за данное нарушение регламентируется нормами ч. 1 ст. 12.13. КоАП – штраф 1000 рублей. В соответствии с ч. 1.3. ст. 32.2. КоАП, его можно заплатить с 50-процентным дисконтом.

  1. Препятствие движению при ДТП.

П. 2.6. и 2.6.1. Правил обязывают автомобилиста освободить проезжую часть, если поврежденные в результате ДТП машины будут мешать проезду иных ТС.

  1. Препятствие движению при опасном вождении.

На основании п. 2.7. Правил, водителю запрещается осуществлять опасную езду – многократно перестраиваться при интенсивном движении, несколько раз за короткий промежуток времени не уступить дорогу ТС, пользующемуся преимуществом в движении, резко тормозить, если это действие не выполняется для предотвращения ДТП и др.

Итак, в узком смысле под препятствием понимается некий объект на дороге, из-за которого водитель не может продолжить движение по полосе. В более широком смысле препятствием еще является и непредоставление приоритета в движении.

Штраф за нарушение пункта 11.3 ПДД

Его на 2020 год нет. Нет состав для привлечения водителя за нарушение 11.3 Правил – это значит, что нет соответствующей статьи КоАП, которая бы предусматривала наказание за препятствование обгону.

Ближайшая статья – 12.15 Административного кодекса – предусматривает наказания только для обгоняющего, а также для тихоходов, которые не пропускают следующими за ними ТС. А вот о препятствовании обгону в ней ни слова.

Ещё одна норма – часть 3 статьи 12.14 предусматривает наказание в 500 рублей за невыполнение требования ПДД не создавать помех во всех случаях, кроме проезда перекрёстков. Именно эту норму применяют чаще всего хитрые сотрудники ГИБДД в попытке выписать штраф. Но она здесь неуместна по той простой причине, что предусматривает санкцию именно за создание помех, а у нас в пункте 11.3 прописано требование не препятствовать, а не не создавать помехи, а это разные вещи по букве закона.

Тем не менее, это не значит, что можно нарушать 11.3, когда захочется. Вину в ДТП никто не отменял. В этом случае, если авария произойдёт, к примеру, из-за того, что Вы повысили скорость, когда Вас обгоняли, из-за чего обгоняющий не успел уйти на свою попутную полосу, то в отношении Вас выпишут определение об отказе в возбуждении дела. Но вина будет Ваша

Более того, столкновение с встречным транспортом – очень опасное ДТП, а КоАП для виновного в таковом предусматривает ещё одну статью – 12.24, предусматривающую лишение прав, а иногда возможно привлечение и по уголовной статье (в случае допущения гибели людей по неосторожности)

Допустимо ли объезжать через сплошную

Чтобы правильно трактовать прописанные в ПДД объезды препятствий через сплошные, важно чётко различать понятие объезда по встречной полосе и объезда по встречке, но через сплошную. Причём даже если соответствующая разметка на дорожном полотне отсутствует, но установлены соответствующие знаки, то выполнение объезда будет классифицироваться как нарушение

В этом случае возможно наложение санкций, предписанных КоАП.

При этом стоит вспомнить важный момент, что в правилах под пунктами 9.2, 15.9 нет указаний относительно дорог двухполосных, которые разделены разметкой 1.1. Поэтому выполнение объезда препятствия в таком случае водители ошибочно могут не признать за нарушение. Конечно, на первый взгляд, разрешение на этот манёвр в правилах также нет, но и прямой запрет отсутствует.

Но здесь необходимо вспомнить особенности самой разметки такого рода: её всегда наносят на участках, предусматривающих только по 1 полосе движения в каждую сторону, где изначально недопустимо выезжать на встречку. То есть вроде как прямой запрет отсутствует, но при определённой трактовке правил это вполне может считаться нарушением. Это — неоднозначная ситуация, поэтому по мере возможности от манёвров такого рода лучше отказаться, во избежание неприятных последствий в виде санкций.

Так как же водителю нужно принимать решение, если на его пути появляется препятствие, вынуждающее пересечь сплошную полосу для его объезда? Обычно при движении по двухполосным дорогам выбор делается в пользу обочины, так как движение по встречной полосе и тем более по тротуару крайне опасно. Но на практике могут сложить иные условия. Не исключено, что действовать придётся по ситуации, иногда даже объезд препятствия через две сплошные может быть оправдан.

Если объезд препятствий через сплошную на дороге ещё может трактоваться актуальными правилами по управлению авто двояко, то когда речь идёт об объезде иных объектов, не относящихся к указанной категории, будь то пробка или нечто подобное, однозначно повлечёт за собой наказание. Оно может быть разным, в зависимости от того, какой путь был выбран водителем:

  • объезд по встречной полосе чреват тем, что суд заберёт права на длительный период до полугода;
  • манёвр по тротуарам, дорожкам для пешеходов, велосипедистов карается штрафом в 2 тыс. рублей;
  • движение по обочине во время объезда влечёт за собой наложение санкции в 1500 рублей.

Штрафы во многих случаях налагаются и за неправильное выполнение манёвра по объезду препятствия.

В этой речке утром рано утонули два барана

Случай последний и наиболее сложный: узкий проезд в одну полосу, не обозначенный знаками (арочные въезды во дворы, подъезды к организациям, узкие поселочные дороги и т.п.). Правила данную ситуацию не регламентируют, водители определяют очередность проезда по договоренности.

Если в данной ситуации хотя бы один водитель будет руководствоваться здравым смыслом – автомобили разъедутся быстро и без лишних споров. Хуже всего, когда в такую ситуацию попадают два не совсем адекватных водителя. Споры, выяснение отношений с переходом на личности в этом случае могут затянуться надолго, так что другим водителям, желающим также проехать в данном месте, придется поискать пути объезда.

В заключение стоит отметить, что независимо от того, прав или неправ водитель, при встречном разъезде ему не стоит затевать долгие дрязги и споры. Выяснение отношений парализует движение по узкому участку, создает помехи для движения других автомобилей. Иной раз стоит и уступить, если того требует дорожная обстановка и здравый смысл.

Понятие объезд в ПДД

В действующих правилах дорожного движения вообще отсутствует понятие объезд, поэтому для его расшифровки и понимания правил совершения стоит обратиться к статьей 12.15 из Кодекса административных нарушений. В ней имеются следующие определения:

12.15 Часть 3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Получается, что объезд – это маневр, совершаемый водителем транспортного средства, который происходит с выездом из основной полосы. Он возможен только в том случае, если движение по «своей» полосе продолжать нет возможности.

Простыми словами, если автомобиль совершает смену полосы движения по причине возникшего препятствия (первоначально занимаемая полоса кем-то/чем-то заблокирована), то этот маневр может считаться объездом. А в случае совершение таких же манипуляций при активности транспортных средств (они просто едут), то маневр будет расцениваться как обгон, опережение.

Рекомендуем прочитать о нарушении правил обгона. Из статьи вы узнаете о том, в каких случаях обгон является нарушением правил на перекрестке, по сплошной, под знаком «Обгон запрещен» и других ситуациях.

А здесь подробнее о том, что такое обгон.

Чем отличается обгон от объезда

Многие водители не могут понять, чем отличается обгон от объезда, и происходит это потому, что в действующих ПДД отсутствуют разъяснения. Но нужно лишь запомнить определение обгона – это опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, при этом обязательно совершается выезд на полосу встречного движения и возврат в свою полосу.

За неправильно совершенный обгон по правилам ПДД водитель наказывается гораздо строже, чем за произведенный с нарушениями объезд.

Запреты на маневр

Существует 3 ситуации на дороге, при которых маневр объезда совершать категорически запрещено:

  • Необходимо совершить выезд на полосу встречного движения, если автомобиль перемещается по 4-полосной (и более) трассе.
  • Объезд совершается на трехполосной трассе и водителю необходимо сделать выезд на крайнюю левую полосу.
  • Маневр выполняется перед переездом и требует выезда на полосу встречного движения. Этот запрет действуют на любых трассах, независимо от количества полос движения.

Штрафы за нарушение

Правила дорожного движения четко указывают, что запрещено совершать объезд препятствия только в том случае, если при этом транспортное средство вынуждено перемещаться на полосу встречного движения. Поэтому штраф определен четко в статье 12.15 пункте 3 Кодекса об административных нарушениях:

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Если же инспектор ГИБДД установит, что совершался обгон, то наказание за его неправильность накладывается очень строгое – лишение водительских прав сроком на 4-6 месяцев.

Требования дорожного знака 1.16

Знак «Неровная дорога» предупреждает автомобилистов о возможной опасности столкновения с другими участниками дороги, а также износа или получение повреждений подвески автомобиля.

Первое что требует знак – это держать безопасную скорость. Второе быть готовым объехать препятствие или притормозить.

Частой ошибкой водителей является резкое торможение перед носом сзади едущего автомобиля, что влечет столкновение. Однако в мало известной местности или в темное время суток водитель не может знать наверняка дорожного покрытия дороги. Для чего и предусматривается установка знака 1.16, с тем, чтобы в любой момент среагировать рулевым колесом или тормозным усилием с неровностью на дороге.

Для исправления ситуации с повреждением дорог многотонными фурами, в законодательстве РФ введена плата за километр пути для большегрузов свыше 12 тонн. Это позволит держать дороги в исправном состоянии по смыслу нашего законодателя. Что ж поживем увидим.

Тонкости о ямах на дороге

Часто, когда водитель влетел в открытый люк или яму, а также другие устройства и сооружения, которые располагаются на дороге, водителю вменяют пункт 10.1 ПДД. Ситуацию объясняют так, что водитель не выбрал правильную скорость, поэтому вина лежит на нем. В такой ситуации компенсацию за ущерб автомобилю невозможно получить с дорожной службы.

Но это неправильная трактовка закона – водитель не имел возможности увидеть препятствие. Дорожные службы, в ведении которых этот участок трассы, не соблюдали безопасность на дороге. Яма при этом должна быть больше, чем допустимые размеры по ГОСТу. Поэтому такие определения и решения необходимо обжаловать в суде.

Встреча с патрульным: ваши действия

По стечению обстоятельств после объезда, который был вынужденный и не совсем правильный, можно повстречать стражей порядка на дорогах. Как будут развиваться дальнейшие события, в некоторой степени зависит от ваших действий. Каждый водитель в подобной ситуации должен придерживаться следующей схемы:

  1. Просите удостоверение остановившего вас патрульного. Он должен предоставить его в развёрнутом виде, но из рук при этом не выпускать. Тщательно изучайте документ, запоминайте данные, а лучше записывайте.
  2. Доступно и спокойно разъясните причину ваших вынужденных противоправных действий с указанием препятствия, которое присутствовало на вашем пути. Укажите на отсутствие предупредительных знаков. Поинтересуйтесь, почему не был установлен знак «Объезд препятствия» или своевременно не устранена преграда.
  3. Подробно и внимательно изучите протокол, который был составлен по этому случаю, и схему происшествия. Сотрудник ГИБДД обязан отразить препятствие, которое вынудило вас пойти на крайние меры. В этом документе имеется соответствующая графа «Объяснения лица» для отображения вашего видения этой непростой ситуации.
  4. Самостоятельно сфотографируйте участок дороги, на котором движение машин невозможно. Не будет лишним запечатлеть способы преодоления этого препятствия другими автомобилистами и позицию, которую занимал патрульный.
  5. В течение 10 дней, после того как у вас на руках будет постановление об административном нарушении, обжалуйте его.

Отнеситесь к этому серьёзно и у вас будет реальный шанс доказать присутствие фактора крайней необходимости, который освобождает от ответственности.

В европейских странах штрафы за объезд препятствия не предусмотрены, а ведь Российским правительством была подписана Венская Конвенция о дорожном движении. В этом документе водителям запрещается создавать препятствия на дорогах и преграждать путь другим автомобилистам. Объезжать преграды не запрещается. Будем надеяться, что в России грядут большие изменения, которые будут адекватными и действовать в интересах водителей.

Размеры штрафов

Создание помех при выполнении обгона другими участниками – это одна из разновидностей опасного вождения. В 2020 году штрафа за него не предусмотрено, несмотря на то, что законопроект неоднократно вносился в Государственную Думу.

Сотрудник ГИБДД может составить на нарушителя протокол по другим статьям Кодекса об административных правонарушениях. За игнорирование требования Правил о необходимости уступить дорогу (ст. 12.14) виновнику грозит штраф в 500 рублей или письменное предупреждение. Это требование относится к группе особых транспортных средств.

Никаких других мер ответственности за создание помех не предусмотрено. Но главным наказанием для водителя станет наступление факта ДТП, имущественные потери и возможный физический вред здоровью и жизни. С точки зрения закона, в такой ситуации может быть виноват, как обгоняющий, так и обгоняемый водитель, который умышленно создавал помехи.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Создание помех при обгоне – это нарушение Правил дорожного движения. Несмотря на отсутствие наказания за подобные деяния, ответственность для виновника все же может наступить – в случае ДТП он будет рассматриваться как одна из причин его возникновения.

Что такое препятствие, которые вы собрались объезжать (определение)

 Раз уж мы упомянули  термин – препятствие, то необходимо обратится к ПДД, где как раз и дано для него четкое определение.  Итак, взглянем  на пункт 1.2 ПДД

Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п. ) , не позволяющий продолжить движение по этой полосе.  Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Еще раз то же самое, но своими словами. Все что вы не можете объехать, не меняя полосы движения, является  препятствием, за исключением ТС припаркованного по правилам и затора на дороге. После того, как уже мы вам дважды охарактеризовали, что такое препятствие, можно приступить и к рассмотрению частных случаев, когда это самое препятствие вы хотите объехать. Самый простой и безнаказанный случай, это когда само препятствие находится на полосе движения, при этом вам ничего не мешает перестроиться в соседнюю полосу и совершить объезд или опережение. Под «ничего не мешает» мы подразумеваем безопасность маневра и наличие линии разметки, которая позволяет перестраиваться, то есть совершить этот самый маневр без штрафа и предупреждения.  Однако этот вариант не столь интересен, так как по сути не вызывает прения между водителем и законом, а значит рассказывать о нем особо нечего. Далее же мы разберем случаи объезда препятствия, когда не все так однозначно и просто, то есть когда водителю «светит» штраф.

Способы, затрудняющие обгон

Если водитель увидел, что его автомобиль обгоняет идущее позади транспортное средство, он должен придерживаться той же дистанции с автомобилем, идущим спереди, того же расстояния от полосы встречного движения и, соответственно, той же скорости. Нарушение этих правил не всегда расценивается, как препятствие обгону, и не всегда им является, но их лучше придерживаться, чтобы снизить опасность и без того рискованного маневра.

На самом деле способов препятствовать обгону довольно много, но чаще всего пользуются следующими двумя:

1.     Увеличение скорости

Самое банальное – увеличение скорости. Автомобилист пошел на обгон и рассчитывал закончить маневр через несколько секунд. Однако обгоняемый автомобиль вдруг увеличил скорость, сравняв ее с максимально допустимой на данном участке дороги. В таком случае обгоняющему водителю придется либо нарушить правила, превысив скорость, либо, наоборот, снизить скорость и вернуться на свое место. Наихудшим развитием событий будет ситуация, если обгоняемый автомобиль в этот момент снова подстроится под скорость обгоняющего и не будет давать ему вернуть на свою полосу. Такие действия могут стать причиной серьезной аварии. 

2.     Сокращение расстояния

Не менее опасным может быть сокращение расстояния обгоняемым автомобилем. Под этой фразой может пониматься как сокращение интервала (расстояния между обгоняемым и обгоняющим ТС), так и дистанции (расстояния между обгоняемым ТС и автомобилем спереди него). Оба действия могут быть признаны препятствием совершению обгона. Наиболее опасным является сокращение интервала, когда обгоняемый автомобиль резко приближается к встречной полосе или даже выезжает на нее. В таком случае и обгоняющему автомобилисту приходится уходить влево, а значит он может на большой скорости выехать на обочину или даже вылететь с дороги.

Также препятствовать обгону может и не обгоняемый автомобиль, а едущий перед ним. Например, уменьшением скорости, сокращением дистанции с сзади идущим. Если у него не было оснований уменьшать скорость, то именно он может понести ответственность за созданную аварию.

Спорные ситуации во время нарушений

Не редкость, когда водитель на пути движения которого внезапно возникает препятствие, не успевает сориентироваться и нарушает правила, выезжая для объезда на часть дороги для встречного движения. В этом случае ему потребуется представить убедительные доказательства, что нарушение совершено из-за крайней необходимости. В большинстве случаев это помогает избежать наказания. О том, в каких случаях и как можно обжаловать штраф ГИБДД, узнайте тут.

Выезд на полосу, предназначенную для движения встречных машин и нарушение правил разъезда считаются административным проступком, если дорожные знаки, разметка напрямую запрещают этот маневр (какие штрафы за нарушение правил маневрирования?). Спорные ситуации возникают при отсутствии разметки, если она местами стерлась с дороги – тогда выезд на другую полосу не будет наказываться лишением прав.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий