Содержание
- 1 Как организована контрактная система
- 2 Контракт
- 3 1.1.1 Понятие и основные принципы контрактной системы
- 4 Стимулирование инноваций
- 5 Принципы контрактной системы
- 6 Единая информационная система
- 7 Какими способами осуществляются госзакупки
- 8 Национальный режим
- 9 Относятся ли информационное обеспечение и правила, содержащиеся в законе № 223-ФЗ, к принципам контрактной системы в сфере закупок?
- 10 Единство и ответственность за результаты
- 11 Документы, которые готовит заказчик
- 12 Какие правила закон о контрактной системе госзакупок признает в качестве ее принципов?
- 13 Сфера действия
- 14 Кто принимает участие в государственных закупках
- 15 Открытость и прозрачность закупок
- 16 Общая характеристика контракта в системе государственных закупок
- 17 Понятие заказчика
- 18 Принцип поощрения новшеств
- 19 Способы определения поставщика и исполнителя и роль электронной торговой площадки (ЭТП)
- 20 Контрактная система в соответствии с положениями 44-го Федерального закона
- 21 Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок
- 22 Принципы контрактной системы
Как организована контрактная система
Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.
В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.
По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.
Контракт
На основании проведенных закупок по 44-ФЗ заказчик подписывает государственный или муниципальный контракт с победителем. В рамках 44-ФЗ используется категория «контракт», а не «договор». Сущность данных документов единая, но особенностью контракта является то, что его подписывают государственные и муниципальные заказчики.
Контракт подписывается в бумажной форме при стандартных закупках или в электронном виде посредством функционала ЭЦП. При подписании контракта с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс. р. допускаются разные формы подписания документа, в том числе без письменного договора.
Для того чтобы контракт можно было считать заключенным, он должен содержать ряд существенных условий, которые могут варьироваться в зависимости от предмета контракта. В их числе:
- Предмет контракта.
- Сведения о цене.
- Информация об ответственности сторон.
- Данные о сроках, порядке оплаты и приемки работы (они составляют не более 30 дней в стандартных случаях или 15 дней – при подписании договора с СМП).
- Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам.
- Гарантийные обязательства.
- Сроки поставки.
- Требования к состоянию товара (новый).
- График выполнения работ.
- Требование о привлечении подрядчиков из числа СМП.
- Право на односторонний отказ от контракта.
- Срок действия контракта.
- Сведения о сумме и требованиях к обеспечению исполнения контракта, а также порядке его возврата.
В контакте также прописываются обязанности сторон и ответственность заказчика и поставщика за их неисполнение. Такая ответственность может иметь форму штрафов за неисполнение требований и пени за просрочку в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.
В ЕИС представлены шаблоны типовых контрактов по разным товарам, работам и услугам, которые следует применять заказчикам в закупочной деятельности.
Заказчик обязан потребовать внесения обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ. Его размер устанавливается, как 5-30% от НМЦК, или в сумме предусмотренного авансирования. Участник закупки может внести его в виде банковской гарантии или в денежном виде (в последнем случае средства перечисляются на спецсчет).
Обеспечение вносится до подписания контракта поставщиком. Если он не уложится в отведенные ему сроки, то сведения о поставщике направляются в РНП, так как отсутствие обеспечения приравнивается к уклонению от подписания контракта.
Если контракт содержит ошибки или противоречит тому документу, который входил в состав закупочной документации, то поставщик вправе направить в адрес заказчика протокол разногласий. Заказчик может учесть замечания или направить мотивированный отказ от подписания контракта.
Заказчик всегда подписывает контракт вторым – после того, как это сделает поставщик, и после проверки предоставленного обеспечения.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.
1.1.1 Понятие и основные принципы контрактной системы
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд- это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на следующих принципах:
1. Принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок означают свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе, что обеспечивается путем размещения полной и достоверной информации в единой информационной системе.
2. Принцип обеспечения конкуренции направлен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и означает, что любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок
3. Принцип профессионализма заказчиков предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
4. Принцип стимулирования инноваций является важнейшим принципом, который означает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок играет немаловажную роль в реализации контрактной системы в сфере закупок и основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, а также обеспечивает взаимосогласованное правовое регулирования всей закупочной деятельности, осуществляемой различными отраслями законодательства.
6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок подразумевает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Стимулирование инноваций
Данный принцип указан в статье 10 закона — заказчик в ходе планирования, оформления закупки и ее размещения должен выбирать модернизированную продукцию, с улучшенными качественными и функциональными характеристиками.
Критерии, по которым продукцию и услугу можно отнести к категории «инновационная», регламентируются нормативными документами федеральных органов. К примеру, Приказом министерства образования и науки от 1 ноября 2012 года №881. Так, инновационными считаются объекты, соответствующие в совокупности следующим критериям: новизна, экономическая эффективность и критерий внедрения товара (работы/услуги), также продукция должна быть наукоемкой.
Высокотехнологичной же считается продукция, которая разработана в соответствии с направлениями развития науки и технологий России, а также если она изготовлена по новым технологиям с участием профессиональных кадров.
Также принцип инноваций применяется для закупок по научно-исследовательским работам. Для них наиболее важными критериями являются качество и квалификация сотрудников (до 80 % значимости критериев оценки), а не стоимость контракта.
Принципы контрактной системы
Контрактная система основывается на ряде важных принципов, в числе которых следующие:
Принцип открытости и прозрачности контрактной системы в сфере госзаказа.
Данный принцип основан на обеспечении свободного доступа к полному спектру достоверных сведений о контрактной системе в области госзаказа.
Принцип обеспечения конкуренции.
Принцип состоит в том, что контрактная система предполагает конкурентную процедуру отбора поставщиков. Именно через конкурентную борьбу у заказчика появляется возможность получить наилучшие условия реализации контракта как по ценовым, так и по иным значимым для него параметрам. Принцип конкуренции реализуется через обеспечение свободного доступа всем желающим к закупочным мероприятиям, отсутствие необоснованных барьеров для участников, отсутствие предпочтений в пользу определенных участников.
Заказчику запрещено ограничивать конкуренцию и число участников, иначе он будет привлечен к ответственности.
Принцип обеспечения конкуренции также должен быть основан на 135-ФЗ от 2006 года. Если действия заказчика привели к незаконному ограничению конкуренции, то участник может обратиться в ФАС. Примерами нарушений подобного рода может стать незаконное отклонение заявок, вмешательство в регулирование деятельности поставщиков или раскрытие конфиденциальной информации. Ответственность за нарушение принципов конкурентной борьбы прописана в ст. 7.29-7.32 КоАП.
Принцип обеспечения профессионального уровня заказчиков.
Указанный принцип состоит в том, что деятельность заказчика должна основываться на высоком профессиональном уровне специалистов, отвечающих за закупки.
Заказчики должны отдавать приоритет высокотехнологичной и инновационной продукции. Критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационным устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, которые регулируют функции в установленной сфере.
Принцип единства контрактной системы в сфере госзаказа.
Указанный принцип предполагает, что контрактная система в сфере закупок работает на единых принципах и подходах, которые указаны в 44-ФЗ. Принцип единства позволяет обеспечить государственные и муниципальные нужды через планирование закупок, их мониторинг, аудит, а также контроль. Для реализации данного принципа ведется реестр инновационной продукции, сведения о которой рекомендовано применять в практике закупок.
Принцип ответственности за государственные и муниципальные нужды, эффективность закупок.
Указанный принцип состоит в том, что государственные и муниципальные заказчики в лице специалистов контрактной службы и управляющих несут персональную ответственность за соблюдение требований 44-ФЗ.
Виновные в нарушении принципов контрактной системы несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность на основании ст. 107 44-ФЗ.
Единая информационная система
Единая информационная система или ЕИС – это официальный ресурс, которые содержит полный спектр информации по сфере государственных и муниципальных закупок. Он состоит из открытого раздела с данными, доступными для всех заинтересованных лиц, и закрытой части, где информация предоставляется только заказчикам и иным лицам, которые наделены правом доступа (это, например, реестр банковских гарантий, открытый только для заказчиков по 44-ФЗ).
ЕИС на текущий момент содержит данные по закупкам, их этапам и предоставляет возможность поиска по заданным параметрам, а также следующие сведения:
- Шаблоны контрактов, которые заказчики могут или обязаны использовать при подписании.
- Правила нормирования сведений.
- Данные по рыночной стоимости товаров, работ и услуг.
- Планирование закупок (планы-графики по 44-ФЗ).
- Отчетность заказчиков по 44-ФЗ.
- Реестр недобросовестных поставщиков.
- Регистрация и реестр участников закупок.
- Единый каталог товаров, работ и услуг (используется заказчиками в процессе написания технического задания).
С 2020 года все участники контрактной системы обязаны зарегистрироваться в ЕИС. На основании регистрации им будет предоставлена аккредитация на все 8 федеральных торговых площадок.
Заказчик обязан публиковать в ЕИС все важнейшие сведения о закупках: извещения, протоколы оценки заявок и определения победителя и пр.
Какими способами осуществляются госзакупки
Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:
- Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
- Единая электронная торговая площадка;
- Российский аукционный дом;
- ТЭК — Торг;
- Электронные торговые системы;
- Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
- РТС — тендер;
- Электронная торговая площадка ГПБ.
Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.
Электронный аукцион
До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.
До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.
В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
Открытый конкурс
Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
Запрос котировок
Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.
Закупка у единственного поставщика
Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).
Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.
Национальный режим
В рамках 44-ФЗ действует национальный режим в отрасли закупок. Применение национального режима в сфере госзаказа действует на основании ст. 14 44-ФЗ. При осуществлении закупок товаров, работ и услуг для поставщиков российской продукции и товаров некоторых других государств предусмотрены преференции.
Законодательство предусматривает три основных механизма, которые позволяют соблюдать условия применения национального режима:
- Это преференции при обеспечении доступа при госзакупках товаров, работ и услуг.
- Ограничение или запрет на доступ иностранным поставщикам.
- Особые меры национального режима по отношению к странам с антироссийскими санкциями.
Условия допуска товаров до участия в закупках прописаны в Приказе Минфина от 2018 года №126н. При закупках товаров из утвержденного перечня заказчики должны обеспечивать поддержку для продукции государств ЕАЭС, а в отношении иностранных товаров вводится запрет или ограничение допуска. При проведении закупки заказчик не вправе включать в один лот товары из перечня от Минфина и товары, которые в него не вошли.
При проведении закупки в форме конкурса, запроса предложений, запроса котировок преимущества оказываются поставщикам с товарами стран ЕАЭС. Предложения таких участников по критерию цены должны быть рассмотрены с учетом понижающего коэффициента – 15%. При наличии в заявке одного иностранного товара участник не получает никаких преимуществ.
Когда закупка проводится в виде аукциона, то цена победителя изменяется на стадии подписания контракта. Цена победившего участника должна быть снижена на 15% при наличии в заявке хотя бы одного иностранного товара. Если всеми участниками были предложены иностранные товары, то преимущества участникам не полагаются.
Таким образом, порядок предоставления допуска зависит от способа закупки. В рамках конкурса и запроса котировок преимущество предоставляется при оценке заявок на участие, в аукционе – на этапе подписания контракта.
Ограничения допуска товаров в закупочной деятельности применяются при закупках медицинских изделий, лекарств, пищевой промышленности и радиоэлектроники. На каждую разновидность таких товаров действует соответствующий нормативно-правовой акт, разработанный Правительством. Так, в сферах медицинской продукции, лекарств и пищевой продукции действует правило «третий лишний». Оно подразумевает, что при поступлении как минимум двух заявок, содержащих товары российского производства, заказчик должен отклонить заявку с иностранной продукцией.
В отношении товаров из группы мебельной и деревообрабатывающей промышленности, товаров легкой промышленности, ПО, машиностроения установлен запрет на закупку иностранной продукции. Исключением являются случаи, когда Минпромторг подтвердил отсутствие российских аналогов закупаемой продукции.
Относятся ли информационное обеспечение и правила, содержащиеся в законе № 223-ФЗ, к принципам контрактной системы в сфере закупок?
Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ также устанавливает ряд основных правил совершения закупок, предполагающих:
- открытость информации о закупке;
- паритет участников, отсутствие дискриминации или беспричинного ограничения дискриминации по отношению к ним;
- эффективность использования средств заказчиком и сокращение расходов;
- неизменность требований к участникам.
При этом важно понимать, что указанные принципы не могут быть применены для обеспечения нужд государства или муниципальных органов, поскольку закон № 223-ФЗ, хотя и регулирует сходную отрасль, т. е
также устанавливает порядок обеспечения публичных потребностей, отличается процедурой оформления отношений с победителем аукциона, запроса котировок цен или иного способа определения исполнителя. Различается также субъект-заказчик: закон № 223-ФЗ регулирует обеспечение интересов отдельных организаций, к примеру, государственных корпораций.
Информационное же обеспечение, предусмотренное ст. 4 закона № 223-ФЗ, можно применить и к отношениям по обеспечению государственных и муниципальных нужд с помощью закупок. Согласно нормам указанной статьи, информационное обеспечение предполагает раскрытие информации о будущих закупках с помощью размещения в ЕИС, объединяющей приобретение товаров, услуг и работ по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, сведений о планируемых приобретениях. Аналогичное положение содержится в ст. 17 закона № 44-ФЗ.
Итак, контрактный порядок закупок построен на 7 принципах: единстве системы, ответственности заказчиков и их служащих, профессионализме контролирующих органов, специализированных организаций и заказчика, открытости и прозрачности данных, конкуренции исполнителей, стимулировании инноваций, эффективности осуществления закупок. К рассматриваемым отношениям по закупке можно применить предусмотренное ст. 4 закона № 223-ФЗ требование об информационном обеспечении.
Единство и ответственность за результаты
44 ФЗ предусмотрен ряд этапов, позволяющих наиболее эффективно обеспечить государственные нужды:
- планирование;
- определение победителя;
- мониторинг;
- аудит;
- контроль проведенных заказов.
Основной задачей законодателя является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько поиск предложения, которое будет максимально эффективно использовать финансирование. При этом виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность (ст. 107 44-ФЗ).
Документы, которые готовит заказчик
Информация о закупке в форме открытого конкурса становится доступной всем желающим и размещается в ЕИС. Заказчику следует подготовить и публиковать в ЕИС конкурсную документацию, извещение о проведении конкурса, привести описание объекта заказа (обычно для этого готовится техзадание), рассчитать НМЦК, а также определиться и описать критерии оценки заявки.
Заказчики вправе не ограничиваться ЕИС при размещении извещения о закупке и могут опубликовать его на других ресурсах (но это не является их обязанностью). При этом за неразмещение обязательных сведений в ЕИС или их размещение с нарушением сроков заказчику грозит административная ответственность.
Извещение о проведении конкурса в открытой форме размещается в ЕИС и должно содержать некоторые обязательные сведения по нормам ст. 42 44-ФЗ. В их числе следующая информация:
- Сведения о заказчике, его ответственном должностном лице и специализированной компании, которая была привлечена для проведения закупки.
- Краткое изложение условий госконтракта.
- ИКЗ.
- Ограничение участия при определении поставщика или исполнителя.
- Способ определения поставщика.
- Сроки и порядок подачи заявок на участие в закупке.
- Размер и порядок перечисления денежных средств для обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии.
- Размер обеспечения исполнения контракта.
Требования к участникам открытого конкурса и состав конкурсной документации предъявляются в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ. К таким требованиям относят: наличие разрешений, допусков и лицензий на проведение работ и требование об отсутствии сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ. Последнее требование устанавливается по усмотрению заказчика и не является обязательным.
При необходимости в дальнейшем заказчик вправе корректировать закупочную документацию, но коррективы не могут затрагивать размер обеспечения заявки на участие или объект закупки.
Конкурсная документация размещается заказчиком одновременно с размещением извещения об открытом конкурсе. Она должна быть доступна для ознакомления в ЕИС бесплатно. В состав конкурсной документации наряду со сведениями в извещении о проведении закупки необходимо включить информацию следующего содержания:
- Наименование и описание объекта закупки, условий реализации контракта по правилам ст. 33 44-ФЗ.
- Сведения о валюте контракта.
- Порядок применения курса валюты.
- Требования к содержанию конкурсной документации.
- Сведения о возможности изменения условий контракта.
- Информация о возможности подписания контракта с несколькими участниками конкурса.
- Порядок и сроки отзыва заявки на участие в конкурсе.
- Порядок предоставления разъяснений закупочной документации.
- Критерии оценки заявок на участие в закупке.
- Размер и условия обеспечения исполнения контракта и заявки на участие.
- Сведения о контрактной службе заказчика.
- Информация о праве на односторонний отказ от исполнения контракта.
В состав конкурсной документации в обязательном порядке включают проект контракта. При подписании контракта он остается неизменным, в него только вносятся реквизиты победителя. Проект контракта выступает неотъемлемой частью конкурсной документации.
При отсутствии у заказчика специалиста с нужной квалификацией для разработки конкурсной документации он может привлечь для этого специализированные организации: это не противоречит законодательным нормам. Но такая специализированная организация не сможет в дальнейшем принять участие в открытом конкурсе.
Какие правила закон о контрактной системе госзакупок признает в качестве ее принципов?
На основании положений ст. 6–13 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ контрактная система, трактуемая как совокупность государственных/муниципальных заказчиков, поставщиков и производимых ими в целях обеспечения потребностей заказчиков действий, основана на 7 принципах:
- Открытость и прозрачность сведений о закупках, осуществляемых в рамках контрактной системы. Реализация принципа обеспечивается путем предоставления свободного и бесплатного доступа к полной и достоверной информации о системе закупок, размещенной в единой информационной системе (ЕИС).
- Обеспечение конкуренции между потенциальными исполнителями по контракту с государственным органом или муниципалитетом.
- Привлечение специалистов для работы в Федеральной антимонопольной службе как контролирующем органе, специализированной организации и у заказчика.
- Приоритет покупки инновационной продукции и товаров более высокого уровня сложности.
- Единство контрактной системы, выраженном в едином регулировании и порядке реализации планирования закупок, их осуществления и аудита, контроля и мониторинга в этой сфере.
- Ответственность заказчиков (их должностных лиц) за покрытие нужд, которые нужно было обеспечить.
- Эффективность работы в области планирования и подготовки контрактов и иных этапов осуществления закупок.
Принципы контрактной системы в сфере закупок в большинстве своем понятны и не требуют специальных пояснений, за исключением приоритета покупки высокотехнологичной инновационной продукции (поощрения новшеств), о котором стоит рассказать подробнее.
Сфера действия
В отрасли государственных закупок все участники должны действовать согласно принципам контрактной системы закупок. Это относится и заказчику, и поставщику/подрядчику, и оператору электронной площадки, на которой проходят торги. Также это касается и федеральных контролирующих органов и организаций, которые предоставляют услуги заказчикам по закупкам — помощь в составлении документации и ее размещению.
Данные принципы сопровождают участников закупочных процессов во всех этапах — от формирования и планирования до контроля за исполнением договора, заключенного с поставщиком по результатам закупки. Если данные принципы не соблюдаются, то действия участников будут считаться неправомерными.
Кто принимает участие в государственных закупках
Участниками сферы применения государственного заказа по 44-ФЗ выступают:
- Заказчики в лице государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Это, например, школы, больницы, муниципальные органы власти, научные институты и пр.
- Поставщики в виде физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Физическое или юридическое лицо не должно иметь налоговых задолженностей, иметь аффилированных лиц с заказчиком (находиться в конфликте интересов), не должно принадлежать к оффшорам, находиться в стадии банкротства, ликвидации, а также состоять в реестре недобросовестных поставщиков (при наличии подобного требования заказчика) и соответствовать иным единым требованиям по ст. 31 44-ФЗ. 15% от всех закупок заказчика должно приходиться на субъекты малого предпринимательства.
- Электронные торговые площадки. С учетом постепенного перевода всех закупок в электронный формат электронные торговые площадки теперь выступают важным участником контрактной системы. Заказчик по 44-ФЗ может выбрать одну из площадок, прошедших отбор Правительства. Сегодня таких площадок 8 – Сбербанк АСТ, ТЭК-Торг, ЭПБ ГПБ, Российский аукционный дом, РТС-тендер и пр. Отдельная площадка предусмотрена для проведения торгов в закрытой форме.
- Федеральные органы власти, которые наделены функциями нормативно-правового регулирования, а также контроля. Это, в частности, Минфин, ФАС, Росатом, Роскосмос и Рособоронзаказ.
44-ФЗ обладает приоритетным статусом в рамках государственных и муниципальных закупок. Он также опирается на нормы Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов РФ.
Открытость и прозрачность закупок
Контрактная система основывается на принципе открытости и прозрачности. Это один из основных, базовых правил отрасли закупок.
Данный принцип означает, что сведения о государственных контрактах в пределах Российской Федерации должны быть открыты для всех граждан страны и находиться в публичном доступе. Информация о договорах для государственных нужд не должна утаиваться, кроме случаев, если речь идет о государственной тайне, закупках для обороны страны и других предусмотренных законов обстоятельств.
Инструментами для выполнения прозрачности закупок является банковское сопровождение контрактов: это предоставление помощи в проведении закупок — от поиска подрядчиков до контроля за распределением средств заказчиками по назначению.
Также к таким способам относят Единую информационную систему — главный портал закупок по адресу zakupki.gov.ru. В заглавной странице сразу можно произвести некий анализ закупочных процессов по России.
Например, с 2017 года совокупный объем всех закупок составил около 7,1 триллионов, а за 2016 год — примерно 6,4 триллиона. Относительно заказчиков, наибольший объем закупок приходится на Министерство внутренних дел России — 13,8 млрд руб., а также на предприятие «Черноморнефтегаз» (11,5 млрд руб.). По стоимости проведенных закупок среди электронных площадок наибольший процент у РТС-тендера и ЗАО «Сбербанк-АСТ» — 28,8 % и 31,39 %.
Общая характеристика контракта в системе государственных закупок
Контракт в системе государственных закупок подразумевает его заключение в соответствии с условиями, которые предусмотрены извещением относительно осуществления закупки или приглашения принять участие в закупочной процедуре.
Контракт на осуществление государственных закупок подразумевает указание следующих важных условий: количественные характеристики контракта, описание товара, услуги или работы, их объема в соответствии с заявками заказчика.
Заключение контракта на государственную закупку подразумевает твердое установление цены на весь период исполнения контракта.
Требования к заключению контракта на государственную закупку установлены федеральным законодательством.
Понятие заказчика
С точки зрения 44-ФЗ государственные заказчики – это те или иные государственные органы, которые используют для осуществления своих нужд денежные средства, получаемые из бюджета Российской Федерации. При этом, в соответствии с пунктом 7 статьи 3, государственным или муниципальным заказчиком может быть любой государственный или муниципальный орган независимо от того, откуда именно он получает свои денежные средства, а также какую организационную форму имеет.
Заказчик, который функционирует в соответствии с положениями данного федерального закона, обязан в полной мере соблюдать бюджетное законодательство, а также своевременно предоставлять отчеты о том, каким образом происходит использование бюджетных средств при осуществлении того или иного вида государственных закупок.
Всю свою деятельность по осуществлению государственных закупок заказчик отражает в Единой информационной системе осуществления закупок.
Принцип поощрения новшеств
Положениями ст. 33 закона № 44-ФЗ предусмотрено, что объект закупки определяется в документации подробно, чтобы предлагаемые к приобретению объекты соответствовали всем установленным заказчиком требованиям. Существует мнение, что данная норма является коллизионной и противоречит принципу стимулирования инноваций.
Минэкономразвития пояснило, что заказчик правомочен устанавливать в документации необходимые качественные, технические и функциональные характеристики материалов и товаров исходя из своих потребностей. Потребности заказчика при этом играют определяющую роль. Однако для результативного использования средств бюджета закупаться должны более высокотехнологичные и инновационные товары (письмо «О формировании заказчиком объекта закупки…» от 07.11.2016 № ОГ-Д28-12643). Предполагается, что данный принцип означает, что заказчик должен не выбирать самый высокотехнологичный товар из предложенных исполнителями, а изначально при перечислении требований к товару учитывать принцип стимулирования технологических новшеств.
ВАЖНО! Разъяснения Минэкономразвития не являются императивными, поскольку министерство не наделено полномочиями по разъяснению законов России
Способы определения поставщика и исполнителя и роль электронной торговой площадки (ЭТП)
Контрактная система в соответствии с положениями 44-го Федерального закона
Контрактная система является основным понятием, вокруг которого строится работа данного нормативного акта, так как данная система представляет собой объединенную совокупность всех участников процесса обеспечения нужд государства в лице его федеральных, региональных и муниципальных органов. Подробное определение этого термина содержится в пункте 1 статьи 3 указанного закона.
В контрактную систему на основании положений данного нормативного акта включены не только собственно заказчик и исполнитель, а также и контролирующие органы всех уровней власти, государственные корпорации и представители естественных монополий, а также операторы электронных торговых площадок, на которых происходит определение поставщика или исполнителя по тому или иному контракту.
Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок
Данный принцип заключается в том, что все государственные органы, учреждения и юрлица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 44-ФЗ.
Вот мы с вами и рассмотрели принципы, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Однако на практике не все так гладко, как это выглядит на бумаге. Те поставщики, которые регулярно участвуют в закупках, об этом знают не понаслышке, а те, кто только планирует начать участвовать в торгах, в скором времени сами в этом убедятся.
На этом все. До встречи в следующих статьях. Желаю вам удачи и новых побед!
Рекомендуем к прочтению: Как проверить больничный лист
Принципы контрактной системы
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о принципах, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Данные принципы отражены в статьях 6-12 44-ФЗ.
И так, контрактная система в сфере закупок основывается на:
— принципе открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (статья 7 44-ФЗ);
— принципе обеспечения конкуренции (статья 8 44-ФЗ);
— принципе профессионализма заказчиков (статья 9 44-ФЗ);
— принципе стимулирования инноваций (статья 10 44-ФЗ);
— принципе единства контрактной системы в сфере закупок (статья 11 44-ФЗ);
— принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 12 44-ФЗ).
Давайте теперь более подробно рассмотрим с вами каждый из перечисленных принципов.