Общий порядок привлечения к административной ответственности

Содержание

Обозначение основных терминов

Для начало необходимо обозначить, что такое административное правонарушение. Прежде всего стоит заметить, что в правовом поле это не является преступлением, поскольку не влечет за собой существенного вреда конкретным людям или обществу, связанного с жизнью или здоровьем, а также серьезными имущественными хищениями. Эти нарушения не представляют собой опасности в том смысле, который подразумевает уголовный кодекс. При этом ряд правонарушений, таких как хищение или нарушение авторских прав, может находиться в обеих плоскостях ответственности – и уголовной, и административной.

Таким образом, административная ответственность – это обязательство нарушителя понести взыскания, налагаемые соответствующим органом власти. Помимо этого, к санкциям относится также административный арест. Распространяется он как на физические, так и на юридические лица. Возраст административной ответственности для физлиц наступает с 16 лет.

Кого можно привлечь

Нормы КоАП РФ содержат несколько признаков классификации лиц, которые могут признаваться нарушителями по административному делу. Если для юридического лица не важна организационно-правовая форма (наказание в равной степени назначается ООО, ПАО или государственному учреждению), то для рассмотрения дел с участием граждан будет устанавливаться их статус:

  • частные лица;
  • должностные лица, наделенные организационно-распорядительными функциями (руководитель, главный бухгалтер и иные субъекты);
  • гражданин, зарегистрированный в качестве ИП – в большинстве случаев, ИП приравнен к юридическим лицам, однако могут устанавливаться и специальные санкции (например, за нарушения в сфере трудового права, для должностных лиц, ИП и организаций штраф будет отличаться).

Кроме того, дополнительное разграничение для граждан может зависеть от их принадлежности к определенному ведомству – действуют отдельные статьи и правила в отношении военнослужащих, сотрудников МВД и т.д.

Некоторые меры воздействия могут применяться только при наличии специального права. Типичные примеры таких составов содержатся в главе 12 КоАП РФ за нарушение в сфере дорожного движения. Если виновный автовладелец имеет специальное право управления транспорта, он будет его лишен на срок до 3 лет. При отсутствии указанного права, будут применены санкции по другим пунктам статьи КоАП РФ,  а наказание будет заменено на арест или штраф.

Повторное привлечение к административной ответственности

Административное наказание применяют, чтобы побудить гражданина соблюдать закон и пресечь совершение повторных нарушений. На практике повторные нарушения допускают довольно часто. В этом случае наказание более суровое. Если лицо в течение года после привлечения к ответственности совершит такое же или похожее нарушение, это отягчающее обстоятельство, которое увеличит наказание. Кроме того, в некоторых статьях КоАП РФ предусмотрена более суровая ответственность за повторные нарушения. А некоторые повторные административные правонарушения переходят в сферу уголовного права. Например, повторное управление машиной в пьяном виде — это уже уголовное преступление.

***

Таким образом, общий порядок привлечения к административной ответственности строго регламентирован. Все правила закрепляет КоАП РФ. Существенные нарушения процедуры могут стать основанием для освобождения вас от административной ответственности.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Административные правонарушения и ответственность».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Разница между протоколом и постановлением

Для того чтобы грамотно обжаловать вынесенное решение, необходимо разбираться, чем отличается протокол о правонарушении от постановления.

Протокол только является причиной для возбуждения дела.

Иначе говоря, протокол – изложение словами полицейских произошедшего события и оценка ваших действий с точки зрения закона.

Словом, протокол – простое доказательство.

В большинстве случаев протокол оформляется сразу после того, как вас задержали и доставили в участок.

С правовой точки зрения предметом обжалования сам протокол об административном правонарушении быть не может, потому как он не нарушает прав человека и не возлагает на него никаких обязанностей.

Если вы не согласны с заявлением о том, что совершили нарушение, это должно быть указано в протоколе.

А вот постановление о правонарушении уже является предлогом для привлечения к ответственности.

Проще говоря, постановление – документ, заключающий о вашей виновности или невиновности.

По сути, обвинительное постановление является санкцией, носящей настоятельный характер, исполнение которой обеспечивается государственным принуждением.

Однако законодательно установлено, что любое постановление о привлечении лица (как юридического, так и физического) к административной ответственности может быть обжаловано в установленном порядке.

Исчисление сроков давности по КоАП РФ

Срок давности начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. То есть совершения деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Исключения касаются длящегося административного правонарушения. В таких случаях значение имеет факт обнаружения правонарушения. Дополнительные нюансы исчисления срока устанавливает ч. 5.1, 6, 6.1, 7 ст. 4.5. КоАП РФ. Это специальные составы нарушений. Например, ограничение конкуренции. Или правонарушение, совершенное в Антарктике и т.п. 

Долгое время юристы вели споры, когда начинать считать срок давности в случае, если сначала начато уголовное расследование. К примеру, поступил материал и полиция приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Или дело было прекращено. А в деянии есть признаки состава административного правонарушения. В 2010 г. Конституционным судом положен конец в спорах. Срок давности течет по общим правилам. Со дня совершения административного правонарушения, а для длящегося – со дня его обнаружения. И это правило прямо закрепляет ч. 4 ст. 4.5. КоАП РФ.

Истечение срока давности исключает производство по делу. Этот срок прерывается в единственном случае – когда поступило ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства правонарушителя. Срок приостанавливается с того момента, когда уполномоченный орган удовлетворит соответствующее ходатайство. И до поступления материалов дела на рассмотрение по месту жительства правонарушителя.

Суть административной ответственности

Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной КоАП РФ

В КонсультантПлюс есть множество готовых решений, в том числе большая статья об административной ответственности различных субъектов – должностных лиц, ИП, руководителей компаний.  Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете оформить пробный онлайн-доступ бесплатно! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+. 

Порядок и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности общие, каких-либо специальных процедур нет. Аналогичны и сроки давности для назначения наказаний (ст. 4.5 КоАП РФ).

Пошаговая процедура выглядит следующим образом:

  1. Возбуждение производства. Перечень поводов для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП РФ. По общему правилу, при возбуждении дела оформляется протокол (исключения составляют случаи, когда дело возбуждает прокурор, проводится автоматическая съемка нарушения, и в некоторых других случаях).
  2. Протокол передается на рассмотрение в суд или тому человеку, который вправе это делать, согласно КоАП РФ.
  3. Дело рассматривается, и по результатам разбирательства выносится постановление о привлечении к ответственности, либо о прекращении производства.

Об общем порядке привлечения к административной ответственности, применяемом ко всем нарушителям вне зависимости от их статуса, можно прочесть здесь.

Признаки административного правонарушения

Нюансы разбирательства административных дел подростков

При рассмотрении дела, уполномоченный на это орган должен проделать следующие действия:

изначально устанавливается, имело ли место само правонарушение, а также его характер;
устанавливается личность правонарушителя;
выясняется его личностная характеристика, имущественное положение и другие обстоятельства, которые могут выступать как отягчением, так и облегчением ответственности;
внимание уделяется тому, насколько о нем заботятся родители, как они обеспечивают его образование и медицинское обслуживание: получен ли СНИЛС (что это такое, можно узнать здесь) и страховой полис, совершаются ли визиты к врачам и т.д.;
для дел с несовершеннолетними, особенно рассматриваемыми комиссиями по их делам, почти всегда привлекают родителей или других законных представителей ребенка.

Обстоятельства дела предварительно должны быть изучены председателем комиссии, в крайнем случае — его заместителем. Если нужно, то проводится дополнительная проверка. С материалами дела также должны быть ознакомлены сам подросток и его представители.

Так же прочтите: Cтатья 15 УК РФ простыми словами с комментариями

Срок рассмотрения дела комиссией — не позднее 15 дней с момента поучения всех материалов. На заседании присутствие подростка всегда обязательно, в отличии от взрослого нарушителя. Вынесенное решение может быть обжаловано в десятидневный промежуток времени.

Административная ответственность в РФ

Повторное привлечение к административной ответственности

3.1 Принципы назначения административных наказаний

Ст.
4.1 КоАП РФ содержит материально-правовые
нормы, определяющие общие правила
(принципы) наложения административных
наказаний, а не процессуальные нормы.

Общие
правила наложения административных
наказаний основываются на принципах
равенства перед законом, презумпции
невиновности, законности, индивидуализации
наказания.

Принцип
равенства перед законом
 означает,
что лица, совершившие административные
правонарушения, равны перед законом.
Физические лица подлежат административной
ответственности независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Юридические лица подлежат административной
ответственности независимо от места
нахождения, организационно-правовых
форм, подчиненности, а также других
обстоятельств.

Из
принципа презумпции
невиновности
 следует,
что лицо подлежит административной
ответственности только за те
административные правонарушения, в
отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется
производство по делу об административному
правонарушении, считается невиновным,
пока его вина не будет доказана в порядке,
предусмотренном КоАП, и установлена
вступившим в законную силу постановлением
судьи, органа, должностного лица,
рассмотревших дело. Лицо не обязано
доказывать свою невиновность.9

Законность применительно
к назначению административных наказаний
заключается в том, что виновному может
быть назначено только то наказание,
которое установлено законодательным
актом и только в пределах их компетенции
и санкции конкретной правовой нормы,
предусматривающей административную
ответственность. При этом законность
назначения административного наказания
обеспечивается рядом правовых гарантий:

  • в
    КоАП закреплена система административных
    наказаний, за пределы которой не может
    выйти ни один правоприменитель;

  • в
    каждой правовой норме закреплены вид
    и размеры наказаний;

  • за
    административное правонарушение может
    быть наложено только одно основное
    административное наказание.

Индивидуализация административного
наказания

выражается в том, что при его назначении
учитывается характер правонарушения,
личность нарушителя, степень его вины,
имущественное положение, обстоятельства,
смягчающие и отягчающие административную
ответственность.

Индивидуализация
наказания предполагает смягчение или
усиление его на основе оценки всех
обстоятельств дела и личности виновного.10

Какими правовыми нормами регулируется привлечение должностных лиц к ответственности

Должностное лицо по своему статусу является физическим лицом, поэтому при привлечении его к ответственности нужно учитывать положения:

  • ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, которая содержит указание на то, что можно рассматривать в качестве административного правонарушения;
  • ст. 2.2 – содержащая указание на формы вины при совершении проступка;
  • ст. 2.8 – исключающая ответственность должностных лиц, которые совершили проступок в невменяемом состоянии.

Также привлечение должностных лиц к ответственности регулируется:

  • положениями ст. 2.5 КоАП об особенностях административной ответственности должностных лиц;
  • положениями ст. 2.1 КоАП о том, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает от нее саму организацию;
  • ст. 2.9 о возможности должностного лица получить освобождение от административной ответственности, если правонарушение было незначительным.

Понятие административной ответственности юридических лиц

Замечание 1

Административная ответственность юридических лиц — это разновидность правовой ответственности, специфическая форма государственного реагирования в лице компетентных органов на противоправные действия юридических лиц.

Административная ответственность юридических лиц — это особый правовой институт, предназначенный для того, чтобы принудить юридические лица к исполнению предписанных правил и ограничений их деятельности. Юридические лица являются особым субъектом административной ответственности.

Административной ответственности подлежат хозяйствующие субъекты (непосредственно юридические лица), субъекты публичного права (имеют статус юридического лица). К субъектам публичного права относятся различные публично-правовые образования, созданные для решения общественных задач, а не для осуществления предпринимательской деятельности или участия в гражданско-правовом обороте.

К публично-правовым образованиям относятся две группы субъектов:

  • профсоюзы, политические партии (прямо указываются в ГК в качестве юридических лиц);
  • органы местного самоуправления, Счетная палата — организации, приобретающие статус юридического лица, исходя из положений различных нормативно-правовых актов.

Юридические лица публичного права — это саморегулируемые организации, осуществляющие государственные функции относительно оказания государственных услуг.

Куда обжалуется незаконное привлечение к административной ответственности?

Незаконное привлечение к административной ответственности можно обжаловать:

  • в административном порядке вышестоящему лицу по подчиненности;
  • в административном порядке в вышестоящий орган по подчиненности;
  • в суд в зависимости от подсудности и подведомственности

Решения по жалобам принятым в административном порядке вышестоящему лицу или органу могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения данной жалобы и далее в вышестоящий суд. Жалобы, поданные в суд, могут быть обжалованы по восходящей линии вплоть до Верховного Суда РФ.

Всегда незаконное административное преследование карается по закону, если вы сумели доказать свою правоту. Уже после прекращения производства дела можно требовать компенсировать свой моральный и материальный ущерб в полной мере.

Однако, если государственные органы осуществляют привлечение ООО к административной ответственности моральный вред взыскать не удастся. Суды первой и второй инстанции не являются «конечными». За обжалованием и компенсацией можно обратиться в Верховный Суд, где и будет вынесено решение по вашему делу. Заручившись поддержкой нашего юриста с богатым опытом решения подобных вопросов, можно рассчитывать на положительный исход.

Какие категории граждан считаются должностными лицами

В примечании к ст. 2.4 КоАП приводится понятие термина должностное лицо.

Согласно ему, под должностным лицом понимается лицо, которое наделено правом давать распоряжения людям, не находящимся в прямой служебной зависимости от него. С учетом данного определения можно сделать вывод, что под такими лицами законодатель понимал государственных служащих, которые имеют определенный объем полномочий.

Указания и приказы должностного лица обязательны к исполнению другими гражданами, которые не находятся от него в служебной зависимости. Такие функции могут быть наложены на него законодательством: например, законом о госслужбе, ФСБ и пр.

Согласно другому определению, должностное лицо – это гражданин, который обладает определенными организационными, распорядительными, административными и хозяйственными полномочиями в государственных инстанциях, органах местного самоуправления или в Вооруженных силах.

В примечании к указанной статье КоАП приведен перечень граждан, которых допускается отнести к категории должностных лиц. В их числе такие:

  1. Руководители и работники компаний, которые нарушили выполнение организационных, распорядительных, хозяйственных и административных полномочий.
  2. Арбитражные управляющие (в делах о финансовой несостоятельности).
  3. Члены совета директоров организаций, счетных комиссий, ревизионных подразделений, созданных комиссий для ликвидации юрлица, учредители компаний (только по отдельным составам преступлений, например, по ст. 19.7.12 КоАП).
  4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, а также контрактные управляющие (например, по ст. 19.7.2 КоАП).
  5. Организаторы государственных закупок и лица, которые занимаются закупочной деятельностью (например, по ст. 7.32.3 КоАП).
  6. Члены комиссий в области лицензирования деятельности (исключительно по ст. 19.6.2 КоАП).
  7. Индивидуальные предприниматели, которые привлекают в своей деятельности наемный персонал либо работают без него (если иное не установлено в КоАП).
  8. Работники предпринимателей, которые совершили деяния из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей.
  9. Организаторы торгов и лица, которые занимаются проведением торгов (по ст. 7.32.4 КоАП).

К должностным лицам не приравниваются частные нотариусы, охранники и детективы (хотя по нормам ст. 11 НК эти лица по статусу приравниваются к предпринимателям).

Свои полномочия должностное лицо может осуществлять постоянно или временно (например, на время нахождения руководителя в отпуске), а также в соответствии со спецполномочиями (например, по доверенности, специальному удостоверению, приказу, учредительному документу и пр.).

Как обжаловать решение квалификационной коллегии судей

Решение квалификационной коллегии судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано в судебном порядке либо в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации (пункт 1 статьи 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»).

Примеры дисциплинарных взысканий

  1. Не уведомление судом ответчика по делу привело, что ККС привлек судью к ответственности в виде предупреждения.
  2. Подписание постановления прошлым периодом по решению принятому другим судьей, привело, что ККС наложила на Власову взыскание в виде предупреждения.
  3. Затягивание сроков подготовки мотивированных решений и  систематическое нарушение сроков сдачи дела в архив, привело к ответственности судьи в виде замечания.
  4. За волокиту выразившуюся в истечении сроков исковой давности по уголовным делам, на судью наложили замечание.
  5. Решения судьи несколько раз отменялись вышестоящей инстанцией, а в его адрес выносились частные определения. ККС ограничилась предупреждением.

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности

Процессуальный порядок и сроки для привлечения должностных лиц к административной ответственности являются общими и специальных процедур в отношении них по закону не предусмотрено. Аналогичными являются и сроки давности для назначения должностным лицам наказания по ст. 4.5 КоАП.

Пошагово процедуру привлечения должностных лиц к ответственности можно представить следующим образом:

  1. Возбуждается делопроизводство по административному делу. Перечень оснований для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП. Согласно правилам, при возбуждении дела оформляется протокол об административном правонарушении (кроме ситуаций, когда дело возбуждается прокурором или при автоматической съемке нарушения). Согласно ст. 28.5 КоАП, протокол составляется незамедлительно после совершения должностным лицом проступка. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств происшествия, то протокол составляется в течение 2 суток после выявления правонарушения. В случае проведения расследования он готовится по факту его завершения.
  2. Должностному лицу разъясняются его права и возможность обжалования протокола и в обязательном порядке дают с ним ознакомиться.
  3. Протокол передается на рассмотрение в суд.
  4. По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении лица к ответственности или о прекращении делопроизводства.

Если должностное лицо получило наказание в виде административного штрафа, то он подлежит уплате должностным лицом в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Также по ходатайству лица суд может предоставить ему отсрочку или рассрочку платежа.

В случае невыполнения указанной обязанности по уплате штрафа в отношении должностного лица составляется новый протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП.

За неуплату административного штрафа в установленные сроки на нарушителя налагается ответственность в виде неуплаченного штрафа в двукратном размере. Минимальное значение такого штрафа составляет 1000 р. Также к лицу может быть применено наказание в виде обязательных работ до 50 часов или административного ареста на 15 суток.

Согласно ст. 30.2 КоАП, должностное лицо вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Такая жалоба передается в течение 10 дней после вынесения постановления в суд, который рассматривал дело. При пропуске указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству должностного лица.

Постановления об административных проступках, которые не приобрели юридической силы, могут быть обжалованы в органах прокуратуры.

Основания и порядок привлечения юридических лиц к административной ответственности

К основаниям административной ответственности юридических лиц относится то, вследствие чего к лицу применяются определенные правоограничения и санкции. Институт административно ответственности является центральным инструментом для реализации охранительной функции административного права. Ответственность в административном праве включает множество мер принудительного воздействия, может быть использована с потребностью в адекватной реакции государства на неправомерные действия со стороны юридических лиц.

Основанием для привлечения к административной ответственности выступает совокупность юридических фактов (или один факт), связанных с нарушением правовых норм.

Основания административной ответственности юридических лиц:

  • общие положения КоАП, раскрывающие в целом понятие административного правонарушения и его конкретного вида;
  • юридический факт совершения административного правонарушения, содержащего признаки, изложенные в Особенной части КоАП.

О виновности юридического лица указывают следующие обстоятельства: возможность соблюдения юридическим лицом установленных административных правил и норм, непринятие всех необходимых мер по их соблюдению. Нормы, предусматривающие ответственность юридических лиц, эффективно реализуются лишь при соблюдении административно-юрисдикционной процедуры.

Порядок привлечения к ответственности юридических лиц такой же, как и физических вне зависимости от степени тяжести совершенного деяния. За малые административные проступки предусмотрены незначительные взыскания в виде «небольшого» штрафа или взыскания. За серьезные административные проступки налагаются более серьезные санкции: приостановление деятельности организации или предприятия, административный арест, «крупный» штраф и др.

В действующем КоАП не предусмотрены дифференциация процедур возбуждения и рассмотрения администрпативных дел юридических лиц, а также особенности пересмотра постановлений, вынесенных по делу.

К административной ответственности могут привлекаться только юридические лица с гражданской правосубъектностью. Не каждая организация, обладающая административной и гражданской правосубъектностью, может выступать субъектом административной ответственности (общественное объединение, не зарегистрированное в статусе юридического лица, представительство или филиал какой-либо международной организации, действующей на территории России, представительства и филиалы российских юридических лиц).

Есть ли статья за преследование человека в России?

Административное правонарушение и его состав

Как происходит привлечение к административной ответственности – пошагово

Главные пять признаков

Противоправность предполагает совершение деяний, которые нарушают действующие нормы (в данном случае административного права). Это также актуально и для других отраслей права. Стоит отметить, что не всякое противоправное действие следует называть правонарушением, в то время как абсолютно любое правонарушение обязательно носит противоправный характер.

Крайне важным признаком является и общественная опасность. В действующем праве есть разные системы взглядов на данный вопрос. Одни, опираясь на то, что аспект административного правонарушения, выраженный в посягательстве на общественный или государственный порядок, несет в себе угрозу, считают общественную опасность важным признаком, хотя прямого указания на нее в определении деяния нет. Другие же полагают, что данный признак свойственен только преступлениям.

Виновность также является непосредственным элементом состава административного правонарушения

Действия могут квалифицироваться как совершенные умышленно или по неосторожности. К первому относятся мелкое хулиганство, хищения и прочее, ко второму – нарушение правил строительства, дорожного движения и другие

Наказуемость характеризуется тем, что деяние или проступок может быть признан административным правонарушением, если их совершение предусматривает привлечение лица к административной ответственности. Из этого следует, что деяние может быть признано правонарушением только в том случае, если есть решение о привлечении к ответственности. Совокупность этих признаков – главные основания привлечения к административной ответственности.

Подводим итоги по теме административных правонарушений:

  1. Административная ответственность ‒ вид юридической ответственности, которая состоит в применении уполномоченным органом административного взыскания к лицу, которое совершило административное правонарушение.
  2. Основанием для привлечения лица к административной ответственности является совершения административного правонарушения.
  3. Для того чтобы совершенное деяние считалось административно наказуемым, необходимо установить юридический состав административного правонарушения.
  4. Основными процессуальными документами в делах об административных правонарушениях являются протокол и постановление. Первый, по общему правилу, фиксирует факт совершенного деяния, а второй ‒ результат рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным органом.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий