Порядок прохождения государственной службы

Содержание

Организация и проведение конкурса при поступлении на государственную гражданскую службу

Для оценки профессионального уровня и знаний соискателя при поступлении на государственную службу проводится конкурс. Конкурсы на государственную службу организуются и проводятся на основании статьи 22 упомянутого выше закона и Положения о конкурсе, утвержденного указом Президента РФ.

Для исполнения конкурсных процедур организуется конкурсная комиссия, состоящая из специалистов необходимых направлений деятельности и знаний. Конкурсная комиссия на 1/4 должна состоять из независимых экспертов. Если работа госслужащего при прохождении государственной службы будет связана с гостайной, то конкурсная комиссия образовывается с учетом положений законодательства о гостайне.

Подпишитесь на рассылку

На первом (подготовительном) этапе конкурса в печатных средствах массовой информации размещается объявление о приеме документов и квалификационных требованиях к кандидату. Основной этап конкурса проводится, если на вакантную должность претендует не менее 2 кандидатов. Соискателей отбирают как по предоставленным ими документам, так и на основании специальных конкурсных процедур, позволяющих оценить  профессиональные качества кандидата. Как правило, это собеседование с кандидатом.

После окончания конкурса кандидатов ставят в известность о его результатах в течение месяца. 

Основные этапы прохождения государственной гражданской службы.

1) Поступление на гражданскую службу,
конкурс, назначение на должность либо
избрание. (вправе поступать граждане
РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие
государственным языком РФ и соответствующие
квалификационным требованиям,
установленным ФЗ. Предельный возраст
пребывания на гражданской службе – 65
лет. Поступление гражданина на службу
осуществляется по результатам конкурса.
Конкурс заключается в оценке
профессионального уровня претендентов
на замещение должности гражданской
службы, их соответствия установленным
квалификационным требованиям для
замещения должности гражданской службы.
Гражданин, поступающий на гражданскую
службу, заключает служебный контракт
о прохождении гражданской службы или
замещении должности, и обязуются
исполнять должностные обязанности в
соответствии с должностным регламентом
и соблюдать служебный распорядок
государственного органа. Служебным
контрактом устанавливаются права и
обязанности сторон. Содержание и форма
служебного контракта устанавливаются
правовым нормативным актом государственного
органа).

2) Аттестация, квалификационные экзамены
(аттестация гражданского служащего
проводится в целях определения его
соответствия замещаемой должности
гражданской службы. Аттестации не
подлежат гражданские служащие, замещающие
должности гражданской службы категорий
«руководители» и «помощники
(советники)». Аттестация гражданского
служащего проводится один раз в три
года, может проводится внеочередная
аттестация. Для проведения аттестации
гражданских служащих правовым актом
государственного органа формируется
аттестационная комиссия. В состав
аттестационной комиссии включаются
представитель нанимателя, представитель
соответствующего органа по управлению
государственной службой (кадровый
служащий), представители научных и
образовательных организаций. По
результатам аттестации гражданского
служащего аттестационной комиссией
принимается одно из следующих решений:
1) соответствует замещаемой должности
гражданской службы; 2) соответствует и
рекомендуется к включению в установленном
порядке в кадровый резерв для замещения
вакантной должности гражданской службы
в порядке должностного роста; 3)
соответствует при условии успешного
прохождения профессиональной
переподготовки или повышения квалификации;
4) не соответствует. Квалификационный
экзаменсдают гражданские служащие,
замещающие без ограничения срока
полномочий должности гражданской службы
категорий «специалисты» и
«обеспечивающие специалисты», а в
случаях, определяемых Президентом
Российской Федерации, – должности
гражданской службы категории
«руководители». Квалификационный
экзамен проводится при решении вопроса
о присвоении классного чина гражданской
службы по инициативе гражданского
служащего не позднее чем через 3 месяца
после дня подачи им письменного заявления
о присвоении классного чина гражданской
службы. Квалификационный экзамен
проводится по установленной форме в
целях оценки знаний, навыков и умений
(профессионального уровня) гражданского
служащего конкурсной или аттестационной
комиссией).

3) Прекращение гражданской службы
(прекращение служебного контракта,
освобождение от замещаемой должности
гражданской службы и увольнение с
гражданской службы).

Кого не примут на государственную службу

Виды государственной гражданской службы

Гражданская работа в рамках ГС РФ представлена в более широком понятии, так как она охватывает федеральные и региональные уровни власти. Существует:

  • федеральная – реализуется служащими на территории всей страны. Исполнители имеют одинаковые полномочия, исполняют одинаковые функции, подчиняют федеральным законам;
  • по субъектам РФ – реализуется на уровне региональной власти. Исполнители имеют полномочия, действительные только в конкретном регионе, упор происходит на региональное законодательство.

Отдельно можно вынести специальную гражданскую службу. Это комплекс организаций и учреждений, исполняющих определённые функции. Сюда можно отнести таможню, налоговые и дипломатические организации, прочее.

Кто является чиновником

Госслужащий – это лицо, имеющее гражданство РФ, занимающее государственную должность, исполняющее служебные обязанности, предусмотренные соответствующим законом, и получающий заработную плату из средств бюджета.

Законодательством даются следующие характеристики госслужащего:

  1. Является профессионалом, то есть получает денежное вознаграждение за свой труд.
  2. Подчиняется старшему по званию.
  3. Его труд – это деятельность. В результате ее осуществления появляется продукт – управление или услуга.
  4. Должен быть гражданином РФ.
  5. Целью чиновников является обеспечение полномочий государства.

Полномочия государства определяются его основными функциями. К ним относятся:

  • регулирующая;
  • охранная;
  • организаторская;
  • хозяйственная;
  • законодательная;
  • контролирующая.

Все функции связаны друг с другом, совместно они создают работоспособный государственный организм. Целью его деятельности является обеспечение хороших условий для жизни граждан. Исполнительными механизмами в этой системе являются госслужащие.

В первую очередь своей деятельностью они обеспечивают целостность государства и главенство закона, следят за соблюдением всех прав и свобод граждан. В обязанности госслужащих входит активное взаимодействие с населением, быстрая конструктивная реакция на поступившие запросы. Они должны постоянно сохранять свой уровень профессионального мастерства, а также повышать квалификацию, изучать новую информацию. Неукоснительное подчинение своему начальству – один из главных принципов в этой сфере.

К госслужащим относятся:

  • сотрудники всех военных и правоохранительных ведомств;
  • аппарат правительства, служба администрации Президента, суды.
  • члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы;
  • работники различных госструктур, финансируемых из бюджета.

Как попасть на государственную службу

Прекращение государственной службы

Прекращение государственной службы – это фактическое завершение действия служебного контракта. Как и обычный трудовой договор, служебный контракт может закончить свое действие:

  • по желанию работника (госслужащего);
  • по инициативе работодателя;
  • по соглашению сторон;
  • по независящим от сторон обстоятельствам;
  • в связи с окончанием срока действия.

В случае прекращения служебного контракта по желанию гражданского госслужащего он обязан предупредить о своем увольнении письменно за 2 недели до предполагаемой даты. Такое же положение есть и в трудовом законодательстве.

Но есть и нетипичные для трудовых отношений ситуации, влекущие за собой окончание действия служебного контракта. Это выход госслужащего из гражданства РФ; несоблюдение запретов, связанных с госслужбой; отступление от  положений действующего законодательства о госслужбе.

По инициативе нанимателя служебный контракт может быть расторгнут, в частности, из-за утраты доверия к госслужащему. Трудовое законодательство такого основания прекращения трудового договора не предусматривает.

***

Еще больше материалов по теме в рубрике «Государственная служба». 

Порядок проведения отбора

Шаг 1: объявление в СМИ

Размещение на сайте учреждения и государственных интернет-ресурсах информации о вакансии и приеме заявлений на участие в отборе кандидатов. В объявлении указываются следующие данные:

  • название должности и госоргана;
  • требования к квалификации;
  • адрес приема заявлений и время работы;
  • дата окончания сбора документов;
  • предварительное место, время и правила проведения отбора;
  • сопутствующая информация.

Любой гражданин РФ имеет право принять участие в конкурсном отборе. Все предоставленные им личные данные будут проверены.

Шаг 2: испытания

Для отбора желающих создается комиссия. Она производит оценку предоставленных претендентами сведений об образовании, общем служебном и трудовом стаже. Далее проводятся конкурсные процедуры. К ним относятся:

  • личное интервью;
  • заполнение анкет;
  • собеседование в группах;
  • написание развернутого письменного задания;
  • проведение тестирования по квалификационным знаниям.

По итогам комиссия выносит решение, которое основывается на требованиях к выбранной должности. Оно служит основанием для поступления конкурсанта или отказа.

Комиссия может дать рекомендацию о занесении кандидата в кадровый резерв при его соответствии профессиональным требованиям, но не прошедшего отбор. На основании вердикта комиссии выпускается акт работодателя о назначении победившего конкурсанта. Результатом всей процедуры является подписание служебного контракта.

Шаг 3: назначение на должность

Не всегда единственный способ стать чиновником прохождение конкурса, законом определены случаи, когда поступление на службу производится назначением без проведения конкурса:

  1. При вступлении в должность, состоящей в группе «руководители» и «советники», на ограниченный срок.
  2. Если должность группы «руководители» предусматривает назначение на нее указом Президента.
  3. В случае подписания служебного контракта с ограниченным сроком;
  4. При выходе на службу лица, помещенного в кадровый резерв.
  5. В случаях, предусмотренных ст. 28, 31, 60.1 закона No 79-ФЗ.

Если должность предусматривает доступ к материалам, содержащим государственную тайну, то назначение может осуществляться без конкурса. По решению работодателя, поступление на службу возможно на неконкурсной основе, если она относится к категории «младших».

Кто такой госслужащий

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что государственный служащий это человек, удовлетворяющий одновременно всем следующим условиям: 

  • имеющий гражданство РФ;
  • совершеннолетний;
  • дееспособный;
  • занимающий какую-либо должность в системе государственной службы;
  • получающий за свою работу вознаграждение.

Государственные служащие делятся на федеральных госслужащих и госслужащих субъектов федерации.

Действующее законодательство налагает на гражданина ограничения для прохождения госслужбы; запреты, связанные с госслужбой; а также требования к служебному поведению.

К ограничениям, перечисленным в статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», среди прочих относится невозможность занимать  должности госслужащего в случае:

  • наличия определенных заболеваний, перечень которых установлен Правительством РФ;
  • возникновения должностной подчиненности в госслужбе между родственниками;
  • наличия гражданства другого государства, а также выхода из гражданства России;
  • предоставления не соответствующих действительности сведений о доходах, имуществе, предоставление при поступлении на службу подложных документов. 

Увольнение

Прежде всего должна быть веская причина для увольнения. Законом установлен перечень оснований, считающихся уважительными для прекращения нахождения на государственной службе.

С другой стороны, сотрудник может изъявить желание покинуть госорган. Для этого ему потребуется подать заявление и расторгнуть контракт.

Основными причинами являются:

  • расторжение контракта по желанию служащего;
  • истечение сроков контракта;
  • профнепригодность (отрицательный результат аттестации);
  • смена гражданства;
  • ограничения по здоровью;
  • смена места жительства;
  • ликвидация госоргана или сокращение штата;
  • нарушение установленных правил.

Среди нарушения правил можно выделить:

  • частые необоснованные прогулы;
  • выход в нетрезвом состоянии;
  • нарушение правил деятельности, создающее опасность для окружающих;
  • раскрытие тайной государственной информации;
  • хищения.

Регламент увольнения чиновников прописан в следующих документах:

Запреты для служащих на гражданской государственной службе

Дополнительная информация

Для улучшения качества работы государственной системы проводятся регулярные проверки на профпригодность служащих. Аттестация дает возможность оценить уровень мастерства сотрудников и их ответственность. На ее основе проводятся повышения и понижения в системе госслужбы

Большое внимание в деятельности сотрудником является соблюдение дисциплины. За нарушения предусмотрены серьезные меры воздействия вплоть до увольнения

Сотрудники госсистемы имеют ряд преимуществ. Государство предоставляет различные социальные выплаты и льготы. Отдельные должности предусматривают выход на пенсию не по возрасту, а согласно стажу.

Госслужащие в процессе своей деятельности часто соприкасаются с информацией, являющейся государственной тайной, разглашать которую они не имеют права ни при каких обстоятельствах.

Вашему вниманию дополнительная информация о прохождении государственной гражданской службы.

Виды государственной службы

Принципы государственной службы

Принципы государственной гражданской службы

Сюда можно отнести:

  • права и свободы первостепенны, защищаются законами на всех уровнях власти;
  • все виды ГГС РФ должны работать вместе;
  • все граждане РФ имеют одинаковый доступ, при условии, что они соответствуют требованиям, нет установленных ограничений;
  • компетентность и профессионализм каждого служащего, что подтверждает документами, дипломами;
  • ГГС РФ взаимодействует с общественными организациями, объединениями и людьми;
  • открытость доступа. Информация о ГГС доступна вся всех желающих;
  • стабильность;
  • каждый госслужащий в ГГС защищён от вмешательства посторонних людей, если на то нет уважительных причин.

Существует тесная связь между гражданской и муниципальной службой, что обеспечивается едиными требованиями к кадрам, едиными ограничениями и обязанностями.

Порядок прохождения государственной гражданской службы

Если соискатель прошел конкурс на замещение вакансии, то издается документ о зачислении на службу и с гражданином заключается служебный контракт. В контракте может быть предусмотрено испытание при поступлении на государственную гражданскую службу.

Испытание – это аналог испытательного срока в трудовом праве, когда профессиональные умения и навыки работника проверяются на практике. Для госслужащих предусмотрен более длительный, чем для обычных работников, срок испытания – от 3 до 12 месяцев. Если в контракте условие об испытании отсутствует, то  госслужащий был принят на должность без испытательного срока.

Прохождение государственной службы связано с исполнением должностного регламента, а также проведением аттестации и сдачей госслужащим квалификационного экзамена. 

5.3. Прохождение государственной службы

Право поступления на
государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет,
владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и
отвечающие требованиям, установленным для государственных служащих.

При поступлении на
государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление
каких бы то ни был прямых или косвенных ограничений или преимуществ в
зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства
субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией
Российской Федерации и федеральным законом.

Гражданин не может быть принят на
государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

— 
признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда,
вступившим в законную силу;

— 
лишения его права занимать государственные должности государственной
службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

— 
наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания,
препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

— 
отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим
государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных
обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую
претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

— 
близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры,
сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с
государственным служащим, если их государственная служба связана с
непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— 
наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев,
если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе
межгосударственными соглашениями;

— 
отказа от представления сведений.

При поступлении на
государственную службу гражданин представляет:             

— 
личное заявление;

— 
документ, удостоверяющий личность;

— 
трудовую книжку;

— 
документы, подтверждающие профессиональное образование;

— 
справку из органов государственной налоговой службы о представлении
сведений об имущественном положении;

— 
медицинское заключение о состоянии здоровья;

— 
другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.

Гражданин поступает на
государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на
неопределенны и срок или на срок не более пяти лет.

Поступление гражданина на
государственную службу оформляется приказом по государственному органу о
назначении его на государственную должность государственной службы.

Для определения уровня
профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего
занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения
вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда
проводится его аттестация. Порядок и условия проведения аттестации
устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации.

Основания для прекращения государственной
службы :

— 
при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом
на пенсию;

— 
по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом;

— 
увольнение государственного служащего может быть осуществлено по
инициативе руководителя государственного органа в случаях:

1) достижения им предельного
возраста, установленного для замещения государственной должности
государственной службы;

2) прекращения гражданства
Российской Федерации;

3) несоблюдения обязанностей и
ограничений, установленных для государственного служащего федеральным законом;

4) разглашения сведений,
составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

5) возникновения других
обстоятельств, предусмотренных законодательством.

Продление нахождения на
государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет,
не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу
в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

При прекращении государственной
службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся
в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой
книжке производится запись о последней государственной должности
государственной службы с указанием «в отставке».

Предыдущая

Особенности государственной гражданской службы

Прохождение государственной службы

Прохождение государственной службы включает несколько этапов.

Поступление на госслужбу. Законодательством установлен принцип равного доступа к государственной службе. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18лет, владеющие государственным языком. Определенные требования предъявляются к уровню подготовки, стажу, возрасту, здоровью. Предусматривается перечень ситуаций, когда гражданин не может быть призван на государственную службу: недееспособность, ограниченная дееспособность; решение суда, запрещающее занимать определенные должности; наличие заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; близкое родство или свойство с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому; наличие гражданства иностранного государства и др.

Способом замещения государственной должности государственной службы является назначение, т. е. юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего прав и обязанностей, соответствующих занимаемой должности. В ряде ситуаций акт назначения может состояться только в случае успешного прохождения конкурса на замещение вакантной должности либо в форме конкурса документов, когда конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы, другой трудовой деятельности и др., либо в форме конкурса-испытания на соответствующую государственную должность.

После назначения на должность гражданин заключает трудовой договор на неопределенный срок либо на срок не более пяти лет.

Прохождение госслужбы. При прохождении государственной службы на гражданина распространяются нормы трудового права с особенностями, установленными Федеральным законом о госслужбе. Так, закон устанавливает в качестве обязательного требования прохождение госслужащим аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Прекращение госслужбы. Законодательство предусматривает расширенный по сравнению с трудовым законодательством перечень оснований для увольнения госслужащего по инициативе руководителя государственного органа. Так, кроме оснований, предусмотренных ТК РФ, руководитель может уволить госслужащего в следующих случаях:

  1. достижение госслужащим предельного возраста нахождения на госслужбе (он установлен в 60 лет);
  2. прекращение гражданства Российской Федерации;
  3. несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для госслужащего;
  4. разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны;
  5. возникновение обстоятельств, препятствующих поступлению на госслужбу.

Административно-правовой статус общественных объединений, их виды.

Каждый имеет право на объединение,
включая право создавать профессиональные
союзы для защиты своих интересов. Свобода
деятельности общественных объединений
гарантируется. Никто не может быть
принужден к вступлению в какое-либо
объединение или пребыванию в нем (ст.
30 Конституции).

Под общественным объединением понимается
добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое формирование, созданное
по инициативе граждан, объединившихся
на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных в
уставе объединения.

Основные черты общественных
объединений:

1) являются видом некоммерческой
организации, так как не преследуют цели
извлечения прибыли;

2) образуются как физическими, так и
юридическими лицами;

3) формируются на добровольной основе,
принуждения к вступлению преследуются
по закону;

4) не наделены государственно-властными
полномочиями, но могут их получить от
государственных органов и органов
местного самоуправления;

5) действуют от своего имени.

В зависимости от организационно-правовой
формы общественные объединения
делятся: на общественные организации,
общественные движения, общественные
фонды, общественные учреждения, органы
общественной самодеятельности, союзы
(ассоциации) общественных объединений.

По условиям членства общественные
объединения бывают с фиксированным
(документальным) членством – члены
общественных объединений (организаций)
имеют членские документы с порядковым
номером; с недокументальным (свободным)
членством – члены общественного
объединения не имеют документального
подтверждения своей принадлежности к
общественному объединению.

В зависимости от территории
деятельности существуют объединения:
общероссийские, которые осуществляют
свою деятельность в соответствии с
провозглашенными уставными целями на
территории более половины субъектов
РФ, имеют там свои структурные
подразделения; межрегиональные –
объединения, которые осуществляют свою
деятельность в соответствии с
провозглашенными уставными целями на
территории менее половины субъектов
РФ, имеют там свои структурные
подразделения; региональные – объединения,
которые осуществляют свою деятельность
в соответствии с провозглашенными
уставными целями на территории одного
субъекта РФ; местные – объединения,
которые осуществляют уставную деятельность
в пределах муниципального образования.

В зависимости от структуры общественные
объединения разделяют на централизованные,
в которых органы управления строятся
на основе подчинения нижестоящих
структурных подразделений вышестоящим,
и нецентрализованные – не имеющие
специальных органов управления, строящие
свою деятельность на основе координации
деятельности.

В зависимости от способа легализации есть
объединения, получившие государственную
регистрацию, т. е. прошедшие регистрацию
в учреждениях юстиции и получившие
права юридического лица, и не имеющие
государственной регистрации, т. е. не
прошедшие регистрацию в учреждениях
юстиции и не получившие прав юридического
лица.

В зависимости от сферы деятельности существуют
политические, экономические, экологические,
культурные и др. общественные объединения.

По социальному значению объединения
могут быть прогрессивными, консервативными
или реакционными.

Функции государственной службы

Система государственной службы

Государственная служба регламентируется Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»  от 27.05.2003 N 58-ФЗ и Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Говоря бытовым языком, госслужба – это применение гражданами своих профессиональных навыков в сфере осуществления полномочий федеральных и региональных государственных органов.

В систему госслужбы входит государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба  (статья 2 закона «О системе госслужбы РФ»).

Государственная служба делится на федеральную госслужбу и госслужбу субъектов федерации.

Важная особенность: работа на некоторых государственных должностях не является государственной службой. К таким государственным должностям относятся: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министры, депутаты, судьи и т. д. А вот работа в аппарате Президента или в министерстве – это уже государственная гражданская служба. 

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Система госслужбы

Гражданская госслужба подразделяется на федеральную и региональную, куда входят губернаторы, региональные правительства, депутаты и так далее. Отдельно в гражданской выделяют систему правоохранительных органов, которая существует только на федеральном уровне.

Военная госслужба имеет только федеральный уровень. Военнослужащих субъектов РФ нет. Муниципальный уровень в госслужбу не входит.

Она построена на нескольких основных принципах:

  • поддержание единой системы и обеспечение законного разделения полномочий внутри ее;
  • законность;
  • неприкосновенность прав и свобод человека;
  • одинаковые условия доступа для всех граждан;
  • единый законный подход к госслужбе;
  • взаимная связь с муниципальной службой;
  • открытый доступ для систем общественного контроля;
  • компетентность госслужащих;
  • защита сотрудников от незаконного вторжения в частную жизнь.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий