Содержание
- 1 Характеристика на школьника-прогульщика
- 2 Исследование класса по методу №3
- 3 Принцип комплексности
- 4 Готовая характеристика на ученика со средними способностями
- 5 Педагогическая характеристика на ученика старших классов
- 6 Характеристика на ученика из неблагоприятной семьи с плохим поведением
- 7 Педагогическая характеристика на ученика начальных классов
- 8 Характеристика на трудного подростка для полиции или в суд
- 9 Пример психолого-педагогической характеристики класса
- 10 Психолого-педагогическая характеристика 6 «Е» класса
- 11 Исследовательский метод №3
- 12 Педагогическая характеристика на ученика средней школы
- 13 Основные моменты, которые должны быть отражены в характеристике класса
- 14 Характеристика для военкомата для положительного ученика
- 15 Организационная структура класса.
Характеристика на школьника-прогульщика
Иногда школе приходится выдавать такой документ на прогульщика. Характеристика на ученика, который не посещает школу, имеет похожую структуру, но отличается по содержанию, что вполне оправданно.
Характеристика на ученицу 8-Б класса МОУ «Школа № 131» г. Москвы
Сидоренко Людмилу Глебовну, проживающую по адресу: г. Москва, ул. Героев Сталинграда, д. 14, кв. 5.
Учащаяся школа № 131 Сидоренко Людмила Глебовна обучается в данном общеобразовательном учреждении с 1 сентября 2003 года. Воспитывается в полноценной семье, но не считает своих родителей авторитетами, в связи с чем отношения в семье сложные
Родители стараются уделять максимальное внимание дочери, но все попытки вмешаться в ее личную и школьную жизнь воспринимаются в штыки
Интеллектуальные способности ученицы на достаточном уровне, проявляет интерес к химии и биологии, географии и истории. Одновременно показывает неудовлетворительный результат по математике, русскому языку и литературе. Умственные и мыслительные способности у Людмилы имеются, но в силу лени проявляет она их неохотно. Часто высказывает на уроках личное мнение, обосновывает его, но в довольно резкой форме. Не терпит компромиссов.
Уроки прогуливает часто и без причины, аргументируя это отсутствием интереса к учебе.
К положительным особенностям характера относятся: коммуникабельность, открытость, честность, повышенное понимание справедливости. Среди негативных черт характера упрямство, безответственность, лень, самоуверенность, граничащая с самолюбованием.
К творчеству интереса не проявляет. Показывает высокие результаты в спорте, занимается активно восточными единоборствами.
Отношения в коллективе напряженные. Умеет найти компромисс с одноклассниками, только если это выгодно, в противном случае предпочитает отмалчиваться, не вступая в открытые конфликты.
Вредных привычек нет.
Учится хорошо только по тем предметам, к которым проявляет интерес. Уровень знаний по русскому языку и литературе, алгебре и геометрии ниже среднего ввиду регулярных прогулов. Имеет склонность списывать, но потенциально способна показывать более высокие результаты.
Исследование класса по методу №3
Диагностика «Краски»
У учащихся должны быть цветные карандаши, а также листы для диагностики. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет.
Если ребёнок окрашивает предметы в тёмные цвета, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Цвет и настроение
Красный – восторженное, работоспособное, творческое.
Синий – грустное, печальное.
Оранжевый – радостное.
Жёлтый, зелёный – спокойное, уравновешенное.
Фиолетовый – тревожное.
Чёрный – мрачное, крайне неудовлетворённое.
Судя по данной диагностике ребята в основном выбрали яркие цвета, что говорит о позитивном настроении. Раскраска некоторых слов в диаграммах.
Принцип комплексности
Педагогу-психологу, равно как и классному руководителю школьного коллектива, в силу своих профессиональных обязанностей приходится писать немалое количество различных характеристик. Постепенно вырабатывается определенный штамп написания и, как следствие, документы получаются безликими и шаблонными.
В этом ничего хорошего нет, и от штампованных текстов следует избавляться как от вредной привычки. Потому что педагогическая характеристика на учащихся должна давать подлинную оценку ученикам, выявлять их сильные и слабые стороны. Тогда следующий педагог, прочитав такой документ, будет иметь достаточно полное и верное представление о том или ином учащемся и о классе в целом.
Прочтя же пресную безвкусную схоластику, новый учитель ничего толком не сможет понять, и ему придется заново открывать для себя личность каждого из учеников. На это может уйти немало времени, которое можно было с пользой потратить на что-нибудь более полезное и приятное для всех.
Информация в характеристике должна быть логичной и подаваться в определенной последовательности. Сведения о каждом из учеников должны в итоге создавать общую психологическую картину класса в целом.
Готовая характеристика на ученика со средними способностями
Рябчиков Владислав учится в ГУ «ОСОШ №5» г. Орла с 7-го класса. Отмечены средние способности при освоении им учебной программы.
На уроках малоактивен. Не проявляет должного интереса к обучению, раскрывает свои навыки лишь под постоянным контролем со стороны педагогов.
Задания на дом выполняет периодически. Предпочтение отдаёт изучению истории. Трудно даются предметы естественно-математического цикла. Мало читает, потому обладает недостаточным словарным запасом. Часто отвлекается, неспособен сосредоточится на поставленной перед ним задаче.
Обладает основными трудовыми навыками, но неактивен, а потому редко их применяет. В культурно-массовых мероприятиях практически не принимает участия, ссылаясь на свою занятость.
Не всегда честен. Доверием среди сверстников и взрослых не пользуется. Может подвести.
Физическое развитие Владислава хорошее. Занимается велосипедным спортом. Становился бронзовым призером Чемпионата области. Увлекается футболом.
В диалоге с одноклассниками и педагогами Владислав сдержан и вежлив. Во время спора может быть импульсивным, эмоциональным и проявлять упрямство. Склонен к независимости.
Является дружелюбным мальчиком, а потому поддерживает товарищеские отношения с большинством одноклассников.
Родители Владислава активно воспитывают ребенка и способствуют его развитию, стараясь изменить ситуацию с успеваемостью сына. Всегда идут на контакт с руководителем класса, посещают школу.
Педагогическая характеристика на ученика старших классов
Это документ, который является итоговым за весь период обучения в общеобразовательном учреждении. Он должен помочь ребенку в выборе более подходящей профессии для обучения в высшем учебном заведении.
Какие данные содержит этот документ?
- Насколько ученик склонен к тем или иным наукам, например, больше гуманитарий или математик, участвует ли в олимпиадах, какие места занимает и какие призы получает.
- Возможно ли ребенку самостоятельно определиться с выбором будущей профессии, при этом адекватно оценивать свои способности как в физическом, так и в умственном плане.
- Умеет ли ребенок рассуждать, анализировать и принимать самостоятельные решения, а также нести ответственность за возможные последствия.
Характеристика на ученика из неблагоприятной семьи с плохим поведением
Ключевский Илья учится в ГУ «ЛСОШ №4» г. Липецка с 1-го класса. Учебный процесс не вызывает у мальчика интереса, но стоит отметить абсолютную посещаемость. Способен осваивать учебный материал в больших объемах, но общая пассивность во время обучения приводит к низкому уровню знаний.
К себе не требовательный. Память можно охарактеризовать как произвольную смешанную. Если удаётся его заинтересовать, то лучше всего проявляет себя в точных науках. Стабильности результатов мешает отсутствие трудолюбия и прилежания. К происходящему в классе безразличен, неактивен. Домашние работы не готовит. Речь развитая.
Имеет все необходимые трудовые навыки, но старается избегать личных поручений и общественных мероприятий.
Имеет хорошую физическую форму. На любительском уровне занимается футболом и большим теннисом.
Во время контактов с одноклассниками и педагогами может проявить агрессивность, упрямство, часто его действия импульсивные и слишком эмоциональные. Не дисциплинирован, склонен к независимости, умеет отстоять личную точку зрения. Честен.
Систематически нарушает правила поведения, стоит на учете у социального педагога, неоднократно имел беседы со школьным психологом.
Не имеет должного уважения со стороны одноклассников. Дружит с учащимися, младшими по возрасту, среди них является лидером.
Замечен за курением.
Проживает с матерью и сестрой. Мать не занимается воспитанием детей, ссылаясь на рабочую занятость. Школу не посещает, общения с классным руководителем избегает.
Педагогическая характеристика на ученика начальных классов
Педагогическая характеристика из школы, которая составляется на ученика начальной школы, должна носить информацию, которая рассказывает о личностных и психологических особенностях. При этом учитель не должен предвзято давать оценку ученику.
Очень важно правильно составить характеристику на данном этапе, ведь именно в четвёртом классе ребёнок переходит из начальной школы в среднюю. И по характеристике педагоги средней школы будут понимать, как лучше выйти на контакт с ребенком
Характеристика на четвероклашку должна быть подробной.
План
- Наименование документа. Характеристика из школы.
- В шапке указываются сведения о ребенке. Это инициалы, его возраст, национальность, класс обучения, информация о семье.
- Указываются особенности его физического развития. Соответствует ли он своему возрасту, каково состояние здоровья ребёнка.
- Указывается информация о родителях и иных членах семьи, с которыми проживает четвероклассник.
- Умения и навыки, которые ребёнок приобрёл, обучаясь в школе. Устанавливается, по каким предметам он испытывает трудности, а какие просты в освоении. Устанавливается уровень интеллектуального развития, способность к обобщению и анализу, переработке и классификации информации, полученной в ходе уроков. Делается вывод о внимательности ученика и возможности его сконцентрироваться.
- Делается анализ эмоционального развития ученика, по мнению психолога.
- Устанавливается его роль в классе. Как он взаимодействует с другими одноклассниками, насколько их понимает, как уживается в классной среде, и может ли принимать самостоятельные решения и брать инициативу.
- Уровень интеллигентности и воспитанности.
- Учитель делает вывод о том, насколько учащийся готов к переходу в среднюю школу, и какие могут возникнуть проблемы.
Характеристика на трудного подростка для полиции или в суд
Пример психолого-педагогической характеристики класса
Для большего понимания, как составлять психолого-педагогическую характеристику, приведем пример составления такого документа.
В 10 классе 28 учащихся: 15 девчонок и 13 мальчишек.
Из них 1 ученик ХХХХ года рождения, 1 ученик- ХХХХ года, остальные учащиеся – ХХХХ года рождения.
18 школьников класса проживают в полноценных семьях. Все ученики проживают в дружелюбном семейном климате.
Социальный статус коллектива невысок: 10 детей из неполноценных семей, имеют семьи, у которых родители со вторым браком, а один из родителей проживает в гражданском браке.
Имеются дети из малообеспеченных семей (указать фамилии), у одного учащегося (фамилия) оба родителя инвалиды.
Восемь детей занимаются классе из соседнего микрорайона.
Социальный статус родителей:
- Служащих — 11.
- Рабочих — 21.
- Бизнесменов — 4.
- Домохозяек — 12.
Образование родителей:
- Высшее — 15.
- Средне техническое — 23.
- Среднее — 10.
- Неполное — 1.
При общении с родителями и школьниками, и изучения их на протяжении последнего года учебы выявлено, что в классе имеются ученики с ярко выявленным темпераментом холерика, такие учащиеся нуждаются в постоянном наблюдении со стороны педагогов за их поведением (фамилии детей). В тоже время немало флегматиков (фамилии учащихся).
Наличие 2-х типов в одном классе при небольшом числе учащихся спокойного темперамента, вырабатывает определенные проблемы в деятельности преподавателей.
Необходимо заметить, что у 50-55% учеников класса средняя степень интеллектуального уровня.
Трое учеников обладают довольно низкой степенью познавательной и учебной заинтересованностью (фамилии учащихся).
Лишь небольшое число учеников обладает ярко выявленной индивидуальностью, острым мышлением (фамилии детей). Большая часть школьников класса посещают разные кружки и секции.
- Учащийся 1- посещает школу художников, иностранный язык.
- Учащийся 2 – посещает группу обучения при ДС «Пионер».
- Учащийся 3 – занимается самбо.
- Учащийся 4 – посещает ДЮСШ.
- Учащийся 5 – в школе музыки.
- Учащийся 6 – волейбол, гимнастика.
- Учащийся 7, 8, 9, 10 – являются волонтерами
Часть учеников посещают спортивные секции, участвуют в состязаниях, добивается призовых мест.
Учащийся 11 – завоевал 1-е место по физкультуре в олимпиаде города.
Большинство детей легко контачат с одноклассниками и преподавателями. Имеются ученики, отличающиеся вздорным, драчливым характером, часто конфликтуют – это (фамилии ребят).
- Учащийся 12 – находится на учете у психиатра. У него неустойчивая психика. Тем не менее он безобиден, в последнее время отличается спокойным характером, не конфликтует.
- Учащийся 13 – отличается беспокойным нравом, но в последнее время ни с кем не конфликтует, помогает товарищам по классу.
Сверстники игнорируют не всегда адекватное поведение проблемных учеников, стараются с ними находить «общий язык» и заботиться о них. В классе существуют лидеры (как формальные, так и неформальные) – (имена учеников), которых ребята уважают. В классе существует актив, являющийся организатором всех мероприятий: (фамилии учеников). Необходимо отметить, что есть ребята, занимающие пассивную жизнь, с нежеланием принимают участие в мероприятиях школы – (фамилии учеников).
После диагностики степени воспитанности, было определено, что у 16-ти детей хорошая степень воспитанности, у 2-х – высокая, у 11-ти – средняя. Исследование мотивации участия детей в деятельности школы выявило, что только:
- Учащийся 14 обладает коллективистской мотивацией.
- Учащийся 15 – обладает престижной, прочие учащиеся обладают личностной мотивацией.
Немаловажную помощь в воспитании детей осуществляют родители: (их имена). В классе существуют часто болеющие дети, пропускающие уроки: (имена детей). Одиннадцать учащихся класса с плохим зрением, пять – с сердечными заболеваниями, два аллергика, два астматика, есть ученики с желудочными болезнями.
Основываясь на характеристике класса, необходимо установить приоритетные задания на 2020-2021 учебные годы:
- Обеспечивать учащимся обширный выбор деятельности для осуществления процесса самоопределения, самореализации и самоутверждения.
- Стимулировать у учеников тягу к самосовершенствованию.
- Поощрять процедуру самоуправления в классе.
Психолого-педагогическая характеристика 6 «Е» класса
В 6 «Е» классе 26 человек: 15 мальчиков и 11 девочек. Состав класса по возрасту в основном одинаков учащиеся 2003-го года рождения. В течение трех лет работы с классом налажен постоянный контакт с родителями. Родители учащихся по составу — представители интеллигенции, почти все имеют высшее образование. Образованы инициативные группы родителей, которые оказывают большую помощь в воспитательной работе, принимают активное участие в подготовке и проведении классных дел, оказывают спонсорскую помощь в организации экскурсионной работы, ремонте и оборудовании классной комнаты. В тесной связи с классным руководителем находится родительский комитет.
В результате трех лет совместной работы учащихся, учителей, родителей и классного руководителя прослеживается динамика развития коллектива. В коллективе воспитанников сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению. Особого внимания заслуживают слабоуспевающие учащиеся. Им необходима постоянная помощь в организации дополнительных занятий по ряду предметов. Постоянного контроля со стороны классного руководителя требуют учащиеся с отклонениями в поведении.
У ребят привито бережное отношение к труду. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели. Учащиеся проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных дел, часто сами выступают инициаторами в их проведении.
Коллектив 6 «Е» нельзя назвать единым целым. Он состоит из отдельных групп по симпатиям, которые активно взаимодействуют. Дети в основном доброжелательны друг к другу, по-доброму относятся к новым ученикам, недавно влившимся в коллектив, помогли им освоиться и прижиться.
Критические замечания со стороны старших и сверстников класс принимает не всегда доброжелательно, но стремится их осмыслить и исправить недостатки.
В повседневном настроении ребят чаще преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон. Наряду с положительными чертами коллектива существует много проблем, над которыми необходимо работать.
Ребята не научены полностью преодолевать трудности в учебе, правильно и рационально расходовать учебное время.
Во время проведения классных дел бросаются в глаза незнание норм поведения в общественных местах, невысокий уровень культуры отдельных учащихся. Не всегда порученное дело доводится до конца.
Исходя из вышеизложенного, я определила следующие воспитательные задачи по формированию образа жизни, достойного человека, на 2015/16 учебный год:
1. Продолжить воспитательную работу по сплочению и развитию коллектива: воспитанию чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу, воспитанию культуры человеческого общения.
2. Систематически проводить работу по формированию у воспитанников любви к Казахстану, ее традициям, нравам, обычаям, культурным ценностям.
3. Воспитывать способность ребят корректировать собственную жизнедеятельность в процессе изменения социальных условий.
4. Воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей, умение видеть красоту и создавать красоту в школе, -классе, семье, своем доме, городе.
5. Продолжить работу по воспитанию ответственного отношения к учебе. Помочь учащимся успешно закончить 9-й класс и определиться в выборе дальнейшего пути: продолжить обучение в гимназии или поступить в средние учебные заведения.
| | следующая лекция ==> | |
Перечень литературы для подготовки к зачёту | | | Особые замечания и предложения руководителя практики ________________________________ |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Исследовательский метод №3
Методика определения сплоченности класса «Лесенка»
Цель: Выявить уровень сплоченности коллектива.
Психолог предложила ребятам поставить класс на определенную ступеньку:
«Песчаная россыпь» – означает, что каждый ребенок из класса беспокоиться сам за себя.
«Мягкая глина» – объединение происходит только тогда, когда того требует учитель.
«Мерцающий маяк» – все дети в классах объединяются в свои микро группы по интересам, и что происходит за их границей никого не интересует.
«Алый парус» – указывает на то, что класс представляет собой одну команду, которая села на один корабль.
«Горящий факел» – указывает на то, что ребята готовы достигать целей вместе не только в своем классе, но и за его пределами.
Анализируя опыт, использовалось мнение ребят. Детям было предложено написать, какие мероприятия в классе им помогают достичь большей дружбы между собой. На первое место все выдвинули коллективные формы работы, в основном она касалась проектной деятельности, подготовка праздников и мероприятия с родителями.
Результат такой работы, указывает на то, что коллектив действительно дружный, несмотря на мелкие разногласия, которые возникают в любом обществе, но они легко решаются. Каждый, кто является участником данного коллектива, чувствует себя значимым. Учитывая то, что ребятам придется еще долго учится в одном классе, можно говорить о том, что обучение будет проходить легко и приятно, как для учителей, так и для родителей.
Педагогическая характеристика на ученика средней школы
Рассмотрим как составляется характеристика на ученика 7 класса, характеристика ученика 5 класса, а также характеристика на ученицу 7 класса, характеристика на ученицу 5 класса.
Учащиеся средней школы, а это с 5 по 9 класс, имеют намного больше учебных предметов, взаимодействуют с большим числом преподавателей. Также, учителя могут меняться в зависимости от перехода из класса в класс. Если характеристика на ученика 5 класса от классного руководителя была составлена грамотная, то это очень поможет преподавателям наладить контакт с ребенком. Преподаватель будет иметь представление о личностных качествах ученика, сможет правильно их развить.
И в пятом, и в девятом классе составляется общая педагогическая характеристика обучающегося с планом, пункты которого идентичны:
- Сведения об ученике. Инициалы, состав семьи, возраст, дата рождения, информация о родителях.
- Физическое состояние. В этом же пункте описываются особенности здоровья, например, наличие хронических заболеваний.
- Указывается среда, в которой воспитывается ребёнок. Это социальное положение семьи, сведения о родителях, их образование и место работы. Указывается, какой именно тип воспитания преобладает на данный момент в семье.
- Указываются основные интересы ребёнка. Это касается не только школьной программы, но и секций, которые находятся за пределами учебного учреждения.
- Уровень общего развития. Здесь прописываются особенности мышления, памяти, логики, умение анализировать и рассуждать.
- Сопоставляется возможность общего развития ребенка с его возрастом.
- Указывается эмоциональность ученика. Насколько устойчив, какой эмоциональный фон, насколько он может контролировать свое поведение и реакции на стрессовые или внешние раздражители.
- Взаимодействие с одноклассниками и сверстниками.
- Как класс относится к ребёнку.
- Саморазвитие. Здесь указывается, может ли ребёнок поставить перед собой цель и идти к ней, может ли принимать какие-либо решения, делать выводы самостоятельно и оценивать свои возможности.
- Указывается уровень воспитанности в сфере гражданского патриотизма, этики и морали.
- Делается вывод и заключение.
Основные моменты, которые должны быть отражены в характеристике класса
Как видно из предыдущего раздела, характеристика класса обязана отображать всеобъемлющую информацию о классе. Какие же главные моменты нужно отображать в таком документе?
- В документе необходимо отобразить главные даты истории образования класса.
- Важным фактором документа считается отображение мотивации и стремления класса, отображение роли школы и класса в деятельности школьников, их желания участвовать в коллективной деятельности и, как они относятся к таким нагрузкам.
- Еще один важный момент в оформлении документа – это проведение метода социометрии, позволяющий определить лидеров в классе, выявить активных учеников, понять специфику взаимоотношений сверстников, различие формального и неформального звена класса, и роль активистов класса.
- Нужно описать ответственность учеников к учебе и труду. Заинтересованы ли дети в общественном труде? Отобразить выражение профессиональной целеустремленности учащихся.
- В документе обязательно должны быть описаны сведения о дружбе одноклассников. Имеются ли в классе неформальные группы и что их объединяет?
- Нужно обязательно оценить психологическую атмосферу в классе. Как формируются взаимоотношения между учениками, с родителями, с педагогами и прочими сотрудниками учебного заведения? Описывается климат, царящий в школе и общения между сверстниками. Необходимо отобразить неформальных лидеров, «притягивающих» учеников.
- При описании климата в классе оценить, обладают ли школьники одинаковым мнением по различным вопросам? Отношение в коллективе к критике и самокритике.
Характеристика класса разных звеньев школы обязана различаться индивидуальными особенностями, выявление которых имеет большое значение для формирования максимально реальной картины коллектива класса. Документ обязан содержать информацию об индивидуально-возрастных качествах каждого учащегося, его поведении и проблемах, появляющихся в период обучения. Характеристика класса обязана отображать данные об активе коллектива и ролей, выполняемых лидерами.
Характеристика для военкомата для положительного ученика
Шишкин Игорь учится в ГУ РФ «ПСОШ №17» г. Пскова с 1 класса. В течение всех лет обучения в школе выполняет правила внутреннего распорядка, на уроках дисциплины не нарушает. Учится преимущественно на оценку «4». Имеет математический склад ума.
Интеллектуально развит, начитан, имеет богатый словарный запас. Умеет выстроить материал в логической последовательности, анализировать и делать выводы.
Постоянно совершенствуется, при подготовке к урокам использует дополнительную литературу, расширяя багаж собственных знаний за рамками школьной программы.
Исполнителен, ответственно подходит к выполнению поставленной задачи. Отличается смекалкой, эрудирован, не поддаётся чужому влиянию, самостоятелен.
Имеет задатки лидера, является примером для одноклассников, никогда не отказывает им в помощи. Коммуникабелен, тактичен в общении. Адекватен к критике.
Имеет хороший уровень физической подготовки. Участник многих школьных и внешкольных спортивных соревнований. Вредных привычек нет.
Игорь проживает с отцом, матерью и старшим братом. Положительный микроклимат семьи благоприятно сказывается на мальчике. Родителям небезразлична судьба Игоря, они постоянно интересуются его успехами.
Характеристика дана для предъявления в военкомат.
Организационная структура класса.
Характеристика органов самоуправления в классе.
Закрепление обязанностей и ролей в классе.
Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация).
Стиль классного руководства:
- авторитарный: «общение – дистанция», «общение – устрашение»;
- демократический – «общение на основе общей увлеченности», «Общение на основе дружеского расположения»;
- либеральный – непоследовательный: «общение – заигрывание».
Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.
Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.
Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.
Методы исследования:
- беседа с классным руководителем, активом;
- наблюдения на и вне уроков;
- анкетирование;
- методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина.