Понятие и порядок разграничения государственной собственности на землю

Для чего необходимо?

Как узнать, установлены ли границы?

Все просто, даже если вы не являетесь владельцем участка. Необходимо заказать выписку «Об объекте недвижимости». Для этого нужно знать его кадастровый номер и обратиться с заявлением в МФЦ или Росреестр. Для оформления электронной выписки можно оформить заявку на официальном сайте Росреестра.  В ответном письме должно быть точные координаты поворотных точек земельного участка, если межевание проводилось, или отсутствие подобных данных, если не было процедуры межевания.

Случаи отсутствия сведений о земельном участке в Росреестре возможны. Когда менялось законодательство (принятие Земельного кодекса РФ, федеральных законов №221 (24 июня 2007 года) и №122 (принятый 21 июня 1997 года)), кадастровые сведения о конкретной земле могли просто потеряться либо эта земля не была предметом заключения земельных сделок и у нее нет иного владельца, кроме государства.

Последствия отсутствия границ

Без знания координат крайних точек возможны территориальные споры с владельцами соседних участков. Сосед может расширить свои границы за счет вашей земли или, наоборот, при расширении своей территории вы можете затронуть чужую. Такие споры часто доходят до суда, а без межевания земли окончательное решение по суду невозможно.

Когда человек решается на покупку участка без определенных границ, он должен принимать все риски. Участки без четких границ часто становятся объектом мошенничества при продаже.

Если есть кадастровый номер без межевания, то может оказаться, что фактически занятая земля меньше, чем та, что указана в выписке из ЕГРН. Земельный налог после межевания может стать выше, т. к. участок оказался больше, чем фактически занимает владелец. Обратная ситуация – владелец занял больше территории, чем ему принадлежит по праву собственности.

Участки с неустановленной границей в соответствии с требованиями

В федеральном законе №221, принятом в 2007 году 24 июня, подобным образом говорится о земельных участках, которые не прошли процедуру межевания. Когда земля ставилась на учет, по определенным причинам не оказалось в Росреестре точных координат границ, ее описания и схемы участка. В этом случае Росреестр снимает с себя ответственность за сделки с подобным земельным объектом.

В федеральном законе №221 говорится о допустимости уточнения местоположения границ участка на местности в случаях:

  • Отсутствия в Росреестре сведений о координатах характерных точек границы участка.
  • Точность координат характерных точек ниже, чем нужно по нормативу. Для земель сельхозназначения она составляет 2,5 метра, для земли населенного пункта – 0,1 метра. При переводе земли из сельхозназначения в состав земель населенного пункта требуется повторное межевание с более высокой точностью измерений.
  • Наличие в Росреестре двух координат определенной характерной точки земельного участка. Чтобы исправить ошибку в Росреестре, требуется проведение процедуры межевания.

Процедура установления границ

Установления границ осуществляется непосредственно кадастровым инженером, который проводит необходимые измерения и расчёты. Для подачи заявления об установлении границ надела земли в кадастровую службу понадобятся следующие документы:

  • Кадастровый паспорт на данный надел;
  • Документ, на основании которого возникает право пользования наделом;
  • План застройки (если имеется);
  • Проект межевания;
  • Копия паспорта заявителя.

Документом, на основании которого используется надел, может являться свидетельство о праве собственности, договор аренды и т.д.

Порядок действий

Порядок действий при установлении границ надела следующий:

  1. Сбор всех необходимых документов;
  2. Подача заявления в кадастровую службу об установлении границ;
  3. Заключение договора на предоставление услуги по установлению границ;
  4. Определение сроков визита и порядка работы кадастрового инженера;
  5. Извещение соседей о предстоящих процедурах;
  6. Визит кадастрового инженера и проведение им необходимых измерительных геодезических работ;
  7. Обработка результатов измерений и проектирование нового межевого плана кадастровым инженером;
  8. Согласование проекта межевого плана с заказчиком и заинтересованными третьими лицами (соседями);
  9. Согласование проекта межевого плана в кадастровой службе;
  10. Внесение необходимых корректировок и утверждение нового межевого плана с изменёнными границами.

Длительность проведения геодезических работ кадастрового инженера на земельном наделе не превышают пятнадцати суток.

через решение суда

В договоре об оказании услуг необходимо перечислить весь перечень работ, которые будут выполнять кадастровые специалисты

Важно указать стоимость всего комплекса работ, результатом которых будет получение нового межевого плана

В ходе обработки результатов измерений, проведённых на участке кадастровым инженером, необходимо проводить предварительное согласование будущих границ с заказчиком услуг по межеванию и соседями до подачи нового межевого плана на утверждение в кадастровую палату.

В противном случае, соседние землепользователи, не согласные с новым межевым планом, могут написать исковое заявление в суд, и тогда все работы по уточнению придётся проводить заново за счёт ответчика.

Все вычислительные и измерительные работы проводятся кадастровым инженером и при необходимости корректируются в допустимых пределах.

Требования к проведению работ

Важно помнить, что устанавливать границы можно только для надела земли, состоящего на учёте в органах кадастра, иначе, если у надела нет кадастрового паспорта, необходимо проводить не установление, а первичное определение границ такого надела

Необходимо понимать, что кадастровому инженеру нужно предоставить всю документацию (кадастровую) на земельный надел, границы которого подлежат уточнению, и сообщить достоверные сведения о данном наделе. В противном случае кадастровый инженер имеет право отказаться от проведения геодезических работ на любой стадии процесса, согласно ч. 2 п. 1 ст. 29.1 Федерального закона № 221.

Женщины, которые являются владельцами квартиры, часто интересуются, как выписать бывшего мужа из квартиры. Хотите купить землю с домом? Узнайте, какие документы потребуются для этого. Подробнее здесь. При рождении третьего ребенка семья имеет право на бесплатное получение земельного участка. Подробности в нашей статье.

Каким образом земля, находящаяся во владении государства и муниципальных образований переходит в личное владение граждан?

Когда человек получает земельный участок в личную собственность, то он получает ряд преимуществ. Он может её использовать по личному усмотрению: дарить, продавать, менять, сдавать в аренду и так далее.

Передача земли, находящейся во владении государства или муниципалитета проходит в несколько этапов:

  1. составление заявления в муниципалитет;
  2. оформление кадастрового паспорта;
  3. регистрация участка в кадастровой палате;
  4. межевание земельного участка специалистом;
  5. составление плана дома (если он стоит на участке);
  6. выдача технической документации;
  7. обращение в Фонд единого учёта земли;
  8. постановка заявки на учёт;
  9. выдача кадастрового паспорта на землю;
  10. обращение в администрацию района.

Для оформления кадастрового паспорта нужно написать заявление в фонде, занимающемся единым учётом кадастра, картографии и земельных участков. В заявлении указывается просьба о посещении кадастрового инженера. Иногда ожидание затягивается до полугода.

Это может происходить из-за того, что кадастровых инженеров, имеющих полномочия заниматься межеванием и оформлять отдельные документы технического характера, не так уж и много. Но многие граждане могут одновременно пожелать оформить землю в личную собственность.

Если кадастровый инженер сделал свою работу, а будущий собственник подал все нужные документы и получил кадастровый паспорт, ему нужно взять выписку из паспорта и копию домового плана (если на участке стоит дом). Теперь нужно обратиться в районную администрацию. В законе сказано, что земельный участок, взятый в аренду, можно передавать гражданам как бесплатно, так и за денежную сумму (по кадастровой стоимости).

Что делать дальше? Взяв квитанцию, постановление, выписку и дубликат кадастрового плана, гражданину необходимо написать заявление специального образца в органы федерального или муниципального управления земельными ресурсами. Теперь нужно ждать свидетельство о регистрации, которое оформляется не более тридцати дней.

Можно ли получить земельный участок в собственность на бесплатной основе?

В две тысячи первом году был принят отредактированный Земельный кодекс. В нём сказано, что многие граждане имеют право на переоформление своего надела земли из срочной или бессрочной аренды в собственность.

Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в районную администрацию и взять соответствующее постановление. Затем нужно действовать так, как описано выше.

Категории лиц, могущих претендовать на то, чтобы получить участок земли :

  • граждане уже пользуются землёй;
  • гражданам принадлежит дом, построенный на участке, который был выделен до вступления в силу советского закона «О собственности в СССР»;
  • граждане, у которых есть право на пожизненное пользование участка или его постоянное владение;
  • гражданин-владелец сооружений на участке;
  • инвалиды;
  • военнослужащие, проработавшие более десяти лет по контракту (для того, чтобы вести хозяйство);
  • ветераны ВОВ (в целях личного строительства);
  • сотрудники органов внутренних дел, со стажем не менее пятнадцати лет (для того чтобы построить жильё);
  • дети-сироты.

Налоговые льготы по земельному налогу для юридических лиц обычно выше чем для физических лиц. Налог на землю нужно уплатить в определенный срок. Подробнее об этом рассказано в нашей статье. Родители или опекуны ребенка-инвалида могут получиь землю бесплатно. Подробности вы найдете здесь.

Как определить границы ЗУ без межевания

Установить координаты участка земли можно различными способами – воспользоваться услугами инженера, через Интернет, согласовать свой надел с соседями.

Обращение к специалисту

За услуги инженера придется заплатить, но результат будет более точным. Чтобы установить границы с его помощью потребуется:

  • подать запрос в палату по адресу объекта недвижимости;
  • инженер на основании документации, полученной из кадастра, выполнит размежевание и разметит точки;
  • границы надела выделяются колышками (допустимое расхождение 20 см).

Выполнять межевание могут только организации, у которых имеется действующая лицензия на осуществление подобных видов работ.

С помощью Интернета

Если земельный участок зарегистрирован в Росреестре, сведения будут размещены на официальном сайте организации. Для получения информации необходимо зайти на портал учреждения, заполнить необходимые поля и запросить данные.

Подробнее об этой процедуре читайте в нашей отдельной статье.

Согласование с соседями

Для определения рубежей надела потребуется согласие владельцев смежных участков.

Чтобы провести процедуру необходимо:

  • собрать собрание (разослать письменные уведомления);
  • пригласить геодезистов для межевания;
  • оформить акт согласования.

Документы

Согласно п. 7,8 ст. 38 закона 221-ФЗ пределы земельного участка уточняются при помощи точек и координат. Сведения можно получить из правоустанавливающей документации.

Если они отсутствуют, то информацию легко проверить по бумагам с описанием местоположения надела в которых они обозначены:

  • техпаспорт;
  • соглашение купли-продажи, обмена;
  • дарственная;
  • свидетельства.

Если свидетельств нет, границами участка будут являться объекты, расположенные на местности более 15 лет.

Обращение в суд

Если мирным путем урегулировать вопрос не удалось, необходимо решать спор через суд. Иск необходимо подавать в суд по местонахождения участка.

Документы

Перед подачей иска нужно подготовить следующие документы:

  • Копия гражданского паспорта заявителя (истца);
  • Документы, на основании которых собственник владеет землей: акт купли-продажи, свидетельство о вступлении в наследство;
  • Свидетельство собственника земельного участка;
  • Паспорт надела;
  • Актуальный межевой план;
  • План, составленный при уточнении границ (если таковое имело место) и итоговое заключение кадастрового инженера эксперта;
  • Кадастровая выписка из ЕГРН об установленных границах (даже в том случае, если в ней содержатся неверные сведения);
  • Справки и документы, подтверждающие, что собственник пытался урегулировать вопрос без судебного вмешательства: квитанция на оплату услуг независимой экспертизы и заключение этой же экспертизы, письменный отказ собственника смежного участка от согласования границ и т.д.;
  • Любые иные документы, которые могут помочь в расследовании дела.

Исковое заявление

Как уже указано выше, иск необходимо подавать в суд, а раз так, особенности его составления регламентируются 125 статьей АПК РФ.

Общий принцип составления иска следующий:

  • Наименования суда, куда подается заявление;
  • Данные об истце;
  • Данные об ответчике;
  • Номер свидетельства собственника земельного надела;
  • Время владения землей;
  • Основная суть разногласий (обстоятельства дела);
  • Информация о попытках досудебного урегулирования;
  • Перечень претензий и требований к ответчику с отсылкой на конкретные нормативно-правовые акты;
  • Список прилагаемых документов.

Судебное разбирательство

Если иск составлен в соответствии с требованиями 125 статьи АПК РФ, то в течение 5 дней с момента получения заявления судом выносится решение о возбуждении дела.

Срок подготовки к разбирательству, а также срок ведения дела определяется ответственным судьей в зависимости от обстоятельств спора.

При рассмотрении дела в суде решение может быть принято на основе предоставленных документом истцом и документов, запрошенных лично судом.

Вынесение решения

Решение суда является обязательным для исполнения всем заинтересованным лицам.

Так, в случае удовлетворения иска происходит следующее:

  • Ответчика обязуют перенести забор на установленное расстояние. Если этому мешают какие-либо здания или коммуникации, они должны быть снесены.
  • Ответчика обязуют покрыть судебные издержки, в том числе и оплату услуг независимой землеустроительной экспертизы.
  • Сведения по вновь установленным границам передаются в Росреестр, который должен внести изменения в ЕГРН, если хранящиеся там данные не соответствуют действительности.
  • Если будет доказана вина ответчика в самовольном захвате земли, он может быть привлечен к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.

Если у истца нет на руках межевого плана, где установлены реальные границы надела, он должен заказать его изготовление в геодезической фирме. После этого ему необходимо передать межевой план в Росреестр для постановки участка на учет и внесения изменений в кадастровый паспорт.

Составление заявления

Заявление должно составляться истцом в соответствии с правилами, указанными в ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В заявлении должны быть приведены:

  • Сведения об истце и ответчике;
  • Номер свидетельства о регистрации права на участок;
  • Время владения данным участком;
  • Обстоятельства возникновения разногласий;
  • Последствия спора для сторон;
  • Попытки досудебного решения вопроса;
  • Перечень требований к ответчику.

К сведениям о сторонах относится ФИО, адрес проживания, дата рождения, а также все контактные данные.

В качестве ответчика могут выступать как соседние землепользователи, так и сотрудники кадастровой службы или геодезической компании, отказавшиеся исправлять ошибки в документах.

После представления сторон необходимо подробно перечислить условия, при которых возник факт наложения границ

Важно указать, к каким последствиям для истца привело нарушение его прав, перечислить возникшие убытки

Затем нужно подробно описать процедуру досудебных действий в хронологическом порядке, каждое действие желательно подкреплять справкой.

После этого следует перечисление статей законов и локальных нормативных актов, которые были нарушены ответчиком, и требований к ответчику, среди которых могут быть:

  • Исправление ошибок в кадастровых документах;
  • Восстановление натуральных границ в соответствии с межевым планом;
  • Возмещение понесённых убытков и судебных расходов;
  • Проведение дополнительной землеустроительной экспертизы.

Если истец подозревает соседнего землепользователя в сговоре с кадастровым работником в целях незаконного присвоения земель истца, то необходимо требовать наказания по ст. 170.2 УК РФ, предусматривающей ответственность за внесение в межевой план заведомо ложных сведений вплоть до крупных штрафов, исправительных работ и лишения лицензии на геодезическую деятельность.

Скачать образец искового заявления при наложении границ земельного участка можно здесь.

Важно помнить, что чем больше справок и доказательств досудебных действий истца будет представлено суду и чем убедительнее они будут, тем больше вероятность, что суд удовлетворит требования такого истца без назначения дополнительных земельных экспертиз и повторных судебных заседаний. Итак, чтобы устранить наложение границ смежных наделов, необходимо в первую очередь установить причину возникновения такого наложения, после чего предпринимать действия по её устранению

В первую очередь необходимо попытаться мирно решить вопрос, и в случаи неудачи обращаться в суд, собрав как можно больше доказательств своей правоты

Итак, чтобы устранить наложение границ смежных наделов, необходимо в первую очередь установить причину возникновения такого наложения, после чего предпринимать действия по её устранению. В первую очередь необходимо попытаться мирно решить вопрос, и в случаи неудачи обращаться в суд, собрав как можно больше доказательств своей правоты.

Зачем государству собственность?

Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:. Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:

  1. ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
  2. Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
  3. Приобретение земли государством согласно принятым законам.

Государственной собственностью являются земли:

  • лесные ресурсы;
  • обороны и безопасности;
  • территории, подлежащие особой охране;
  • водный фонд;
  • территории сельскохозяйственного использования;
  • населенные пункты;
  • территории, имеющие культурную, историческую ценность;
  • зоны рекреации;
  • земли промышленности, связи, транспорта и др.

Существуют следующие виды государственной собственности на землю:

  • федеральная;
  • региональная;
  • муниципальная.

Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.

На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.

Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.

Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:

  1. Вступление в силу законодательных актов.
  2. Разграничение территорий.
  3. Приобретение земли согласно действующему порядку.
  4. Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.

Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.

Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.

Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.

Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.

Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.

Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.

Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.

Заключение

  1. Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
  2. В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
  3. Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
  4. Земля не может иметь нескольких собственников.
  5. Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
  6. Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
  7. Земля распределяется по определенным категориям.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Начало разграничению государственной собственности положил Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 “О федеральных природных ресурсах” .

Этот Указ установил правило, в соответствии с которым разграничение государственной собственности на природные ресурсы определяется в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира, федеральных природных ресурсов исходя из принципа их общегосударственного значения.

В соответствии с названным Указом к федеральным природным ресурсам, например, относились земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых территорий федерального значения.

Вопрос о разграничении государственной собственности на землю в настоящее время регулируется Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” .

Этим законом был признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю” .

В настоящее время вопросы разграничения государственной собственности на землю регулируются п. 10 ст.3 и ст.3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” .

В соответствии с названным законом распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Следует также обратить внимание на то, что порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю также несколько изменился. Так, в соответствии со ст.30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г

N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством РФ.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 года № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» .

Таким образом, при разграничении государственной собственности на землю законодатель выделяет собственность Российской Федерации, собственность субъекта Российской Федерации, а также собственность муниципального образования. Законодательство по данному вопросу за последнее время претерпело значительные изменения.

Когда необходима установка границ?

Кто занимается подготовкой

Администрация

В общем случае подготовка схемы границ ЗУ выполняется исполнительным органом государственной власти или административным органом муниципального образования.

Соответствующую заявку можно подать на сайте Росреестра (заявителю предварительно следует на нем зарегистрироваться).

Самостоятельная подготовка

Если необходимо подготовить схему земельного участка, который предстоит образовать путем его выделения из муниципальной земли, а проведение торгов при этом не планируется, организацией соответствующих работ может заняться сам гражданин.

Допускается также самостоятельная подготовка схемы в случае проведения аукциона по продаже или выделения в аренду образуемого участка.

Исключение составляют земли, которые располагаются на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

При выделении ЗУ, располагающегося на территории, принадлежащей государству или муниципалитету, схему расположения может подготовить лицо, которому эта земля выделяется. Для граждан такой порядок допускается при получении земли в безвозмездное пользование или оформлении аренды.

Если участок подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд, схему вправе подготовить лицо, в пользу которого он изымается.

В случае, когда образование нового земельного участка происходит в результате перераспределения наделов, принадлежащих гражданам, которые предназначены для ведения личного хозяйства или строительства частного жилья, соответствующие схемы могут подготовить владельцы таких угодий. Это относится также к землям, являющимся собственностью РФ или населенных пунктов.

Несмотря на то, что в этих ситуациях допускается самостоятельное изготовление плана границ, для многих граждан эта процедура может оказаться достаточно сложной. Не каждый человек имеет навыки составления топографических карт и работы с графическими редакторами.

Кадастровый инженер

Согласно требованиям законодательства схема границ земельного участка должна быть привязана к кадастровому плану территории.

С выездом

Если в кадастре отсутствуют необходимые сведения для составления документа либо их недостаточно, для его составления инженер может выехать к местоположению участка.

Там он проведет все нужные для составления чертежа измерения и определит точные координаты объекта.

Заказывать проведение работ с выездом кадастрового инженера имеет смысл, когда точно известно, что администрация муниципалитета одобрит выделение надела гражданину.

В противном случае расходы будут неоправданными.

Без выезда

В ситуации, когда в кадастре содержатся все данные, требующиеся для составления схемы, выезд инженера на участок не обязателен. Ведь всю нужную информацию он может получить камерально (с помощью кадастровой карты).

Финансовые затраты в таком случае будут меньше, чем при выезде специалиста.

Особенности

В процессе подготовки схемы расположения земельного участка необходимо учитывать:

требования законодательства, определяющие правила пользования землей и застройки;
положения утвержденной документации, касающиеся территориального планирования;
требования документации по землеустройству;
проект планировки территории;
расположение территорий, находящихся в общем пользовании;
«красные линии»;
фактическое расположение границ землевладений;
местонахождение построек на местности (включая те, возведение которых еще не завершено);
в определенных законодательством случаях необходимо принимать во внимание положение об особо охраняемой природной территории и расположение зон для территорий с особыми условиями использования.

Гражданину, не обладающему достаточной компетенцией, не всегда легко во всем этом разобраться. Поэтому для составления схемы при наличии каких-либо неразрешенных сомнений лучше обратиться к специалисту.

Краткая пошаговая инструкция

Обратившись в кадастровую фирму, собственник должен написать оставить заявку на проведение работ и приложить к ней все необходимые документы на участок:

  • свидетельство, подтверждающее право собственности;
  • кадастровый паспорт земельного надела;
  • паспорт гражданина РФ;
  • нотариально заверенная доверенность (если документы подает представитель заявителя).

Если с документами не возникло никаких проблем, заказчик и кадастровая фирма заключают договор на оказание соответствующих услуг.

Далее, после изучения специалистом кадастровой выписки, а также ранее выданного межевого дела (если изменить границы нужно в связи с кадастровой ошибкой) назначается время и дата проведения межевых работ.

Проводятся, непосредственно, работы группой геодезистов по составленному заранее техническому заданию.

После завершения полевых работ, кадастровый инженер окончательно подготавливает межевое дело, затем передает заказчику межевой план с измененными границами земельного объекта. По желанию заказчика, он может получить все межевое дело, заверенное печатью кадастровой фирмы и подписью инженера.


межевой план

С момента официального внесения новых данных в Росреестр, процесс изменения границ участка считаются завершенными.

Что необходимо усвоить из всего вышесказанного:

  • Изменение границ земельного надела – это процедура, которая может быть вынужденной (при большой погрешности границ участка фактических и официальных) либо по инициативе самого собственника (при выделе доли, разделении, объединении).
  • Изменять границы можно с изменением площади земли или без изменения таковой.
  • Межевание – вид кадастровых работ, который применяется для изменения границ земельного участка. Осуществляется кадастровым инженером.

Заключение

Составление схемы расположения границ земельного участка требуется при образовании нового земельного угодья или изменении существующего. На ней изображены границы надела на кадастровом плане и показано его местоположение. По сути это план участка, утвержденный административными органами.

Полномочиями по изготовлению данного документа прежде всего наделены органы муниципальной или государственной власти.

В ряде случаев, предусмотренных законом, допускается его самостоятельное изготовление самим заинтересованным гражданином. Однако это требует от него определенных навыков работы по составлению топографических карт.

Также необходимо учитывать многие нюансы отечественного законодательства, ведь при несоблюдении требований нормативных актов в утверждении схемы могут отказать.

Чтобы получить качественно выполненную схему, полностью соответствующую требованиям закона, лучше обратиться к специалистам. Заказав изготовление документа у кадастрового инженера, можно сэкономить немало времени и сил, а также свести к минимуму финансовые затраты.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий