Основные этапы медицинской реабилитации

Виды реабилитации детей-инвалидов

Существует несколько видов реабилитации для тех лиц, которые по состоянию здоровья ограничены в своих возможностях. А именно:

  • медицинская;
  • социальная;
  • психологическая;
  • профессиональная;
  • физическая.

Медицинская

Весь комплекс мероприятий, реализуемый с целью уменьшения воздействия на организм той патологии, которая и вызвала ограничения, называется медицинской реабилитацией детей инвалидов. Поскольку медицинская помощь представляет собой один из пунктов адаптационной политики государства, она оказывается бесплатно и в полном соответствии с законодательством. Главное, что дает медицинская реабилитация – это улучшение физического состояния ребенка. Впоследствии на этой основе становится легче проводить развивающие мероприятия, к примеру, обучение.

Социальная

Социальная реабилитация детей инвалидов предполагает длительную работу в направлении как можно более полной адаптации ребенка в обществе. Предполагаются следующие шаги:

  • подготовка к получению образования и зачислению в учебное заведение особого типа;
  • развитие физических и духовных задатков;
  • создание условий, позволяющих наиболее полно принимать участие в жизни социума;
  • улучшение условий проживания;
  • формирование оптимального и комфортного контакта с окружающим миром;
  • организация досуга;
  • проведение мероприятий развлекательного характера;
  • полноценное подключение к процессу реабилитации родных и близких.

Проблема адаптационной политики в нашей стране заключается в том, что она выстраивает себя на модели инвалидности, которую можно назвать медицинской. Это ослабляет социальный статус ребенка, формирует барьер между здоровыми и больными детьми, в той или иной степени ведет к изоляции.

https://youtube.com/watch?v=Cr_qB0Xo-zE

Психологическая

Поскольку психологическая составляющая мироощущения ребенка определяется родительским отношением, работу психологов необходимо ориентировать и на взрослых. Первая задача, которую приходится решать в рамках психологической реабилитации, заключается в определении того, как именно родители видят сложившуюся в семье ситуацию. Вполне вероятно, что позиция матерей и отцов по этому вопросу потребует корректировки.

Доверительные отношения, адекватная родительская точка зрения на происходящее послужат адекватному становлению ребенка. Психология взаимоотношений в семье с инвалидом – сложная тема, исследования которой ведутся до сих пор. Имеющиеся наработки позволяют правильно организовать реабилитационные мероприятия, которые могут проводиться в различной форме:

  • точечная психологическая помощь;
  • консультации;
  • беседы;
  • психологические тренинги;
  • ролевые игры.

Осведомленность родителей увеличивает шансы на успешную адаптацию и социализацию ребенка-инвалида.

Комплексная

Сочетание всех вариантов реабилитации воплощается благодаря комплексному подходу. Он относится к числу наиболее адекватных подходов, когда речь заходит о ребенке и его социализации. Последовательность мероприятий и тесный контакт родителей, врачей, педагогов, логопедов и иных специалистов позволяют добиться весомых результатов.

Составляемая по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) индивидуальная программа реабилитации должна быть комплексной. Только благодаря сочетанию психологических, медикаментозных и физических методов удается добиться многофакторного восстановления несовершеннолетнего инвалида.

Если речь идет о семейной реабилитации (проводится в домашних условиях), то в рамках комплексного подхода в нашей стране реализуется практика домашнего визитирования. Родители постоянно получают поддержку врачей, психологов и соцработников, которые при посещении каждой семьи наблюдают и при необходимости корректируют работу по восстановлению ребенка. Такая программа позволяет преодолеть социальный вакуум, который часто становится неизбежным следствием инвалидности человека.

Основные виды реабилитации

Когда говорят о восстановлении, то подразумевают целый комплекс мер, используемые для полноценного возращения человека в общество. Не секрет, что многие болезни вызывают не только повреждения физического характера. Психическое здоровье также требует внимания. Не секрет, что многие тяжелые заболевания начинаются от сильного стресса или нервного напряжения. Потому восстановительные мероприятия включают разные виды реабилитации используемые часто вместе:

  • Медицинское восстановление. Основа всего процесса по возвращению человеку возможности самостоятельного выполнения действий. Результативность проведения мероприятий по возвращению медицинских показателей в норму зависит, зависит использование других средств в ходе восстановительного периода. В первую очередь достигается нормализация состояния здоровья, устранения, провоцирующей ухудшение, патологии, предотвращение развития осложнений, возвращение утраченных функций, недопущение инвалидности;
  • Реабилитация социального и бытового вида. Восстановление связано с помощью от государства. Если человек остался инвалидом, то со стороны социальных служб оказывается всяческое содействие в трудоустройстве рабочих групп, материальная помощь. Если у пациента тяжелое заболевание, то создаются условия для возможности самостоятельного обслуживания. На этом этапе с пациентом работают узконаправленные специалисты: психолог, реабилитолог, специалист по трудотерапии. Для таких больных были разработаны специальные устройства и создано оборудование, способствующее самообслуживанию;
  • Восстановление профессиональных и производственных навыков – один из основных видов реабилитации. В этом случае больного подготавливают к выполнению трудовых обязанностей. Смотрят на состояние здоровья, возможность выполнять определенные действия. Также смотрят на предыдущий трудовой опыт. Тогда подбирается оптимальная профессия и производится обучение.

Принципы медицинской реабилитации

  • Раннее начало. Комплекс мероприятий должен быть начат как можно раньше. Это поможет добиться наилучших результатов и снизить вероятность осложнений.
  • Непрерывность. Не должно быть перерывов в работе по восстановлению функций.
  • Этапность. Человек должен пройти следующие этапы: стационарный, поликлинический, санаторно-курортный.

Стационарный этап включает этап  болезни и берет начало в медицинских учреждениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь. Главной целью является своевременная диагностика и лечение. Задачи данного этапа: определение состояния организма, проведение лабораторных и инструментальных исследований, создание программы восстановления, начиная от начала болезни до перехода на поликлинический этап.

Целью поликлинического этапа является восстановления способностей к  самообслуживанию и возвращению к трудовой деятельности.

Санаторно-курортный этап помогает постепенно увеличивать физическую нагрузку. Главным методом данного этапа является кинезотерапия. Обычно проводят групповые занятия лечебной физической культурой. Часто используются специальные тренажеры. Также эффективно себя зарекомендовало плавание, спортивные игры, туризм, пешеходные экскурсии.

  • Преемственность. Все данные о пациенте должны быть переданы следующему звену (стационар передаёт информацию поликлинике, поликлиника санаторно-курортным учреждениям).
  • Комплексный характер.  Необходимо заботиться не только о восстановлении функций органов человека, но и его социальных и профессиональных сферах.
  • Индивидуальный подход. Каждый человек должен рассматриваться как уникальный организм. Нельзя применять одну и ту же схему ко всем больным, с каждой личностью необходимо работать отдельно.

Индивидуальную программу реабилитации и абилитации создает бюро медико-социальной экспертизы для каждого человека, учитывая особенности его заболевания.

Общее понятие о реабилитации

Медицинская реабилитация, по определению комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения), — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально, оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в общество.

Согласно международной классификации Всемирной организации здравоохранения, которая была принята в 1980 году, выделяют следующие уровни медико-биологических и психо-социальных последствий болезни или травмы, которые должны учитываться при проведении реабилитации: повреждение — любая аномалия или утрата анатомических, физиологических, психологических структур или функций; нарушение жизнедеятельности — возникает в результате повреждения и означает потерю или ограничение возможности осуществлять повседневную деятельность в пределах, которые считаются нормальными для человеческого общества; социальные ограничения возникают в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности и называют ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, которая считается нормальной для этого индивидуума. В последние годы в реабилитацию введено понятие «качество жизни», связанной со здоровьем; при этом качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую необходимо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных (понятие впервые появилось в Index Medicus в 1977 году). Организационными основами реабилитации считают: осуществление комплексной исходной оценки состояния больного с формулировкой реабилитационного диагноза перед началом реабилитации; проведения реабилитации по определенной программе, заключенное на основе оценки состояния больного; осуществления оценки эффективности реабилитационных мероприятий в динамике и после завершения курса реабилитации; составление рекомендаций по лечебных и социальных мероприятий, которые необходимы на последующих этапах реабилитации.

По данным международных организаций, каждый 10 житель Земли является инвалид, почти 30000000 человек ежегодно получают увечья и различные поражения. Учитывая увеличение на планете количества людей с врожденными пороками, технократизация общества, ожидался рост количества инвалидов в начале XXI в. до одного миллиарда

Итак, инвалидность — это всемирное социальное явление, к которому должно быть приковано постоянное внимание каждой страны, органов ее государственной власти и управления, научных и медиков, психологов и педагогов, специалистов по физической культуре и спорту

Реабилитация — это процесс, который имеет целью обеспечить инвалидам достижение и поддержание их оптимальных физического, чувственного, интеллектуального, психического, а также социального уровней деятельности, которые способствовали достижению высшего уровня самостоятельности. Реабилитация может включать меры по поддержанию и / или восстановления функций, или же компенсации потери или отсутствия функции или функционального ограничения. Реабилитационный процесс начинается буквально от первой медицинской помощи. Он охватывает широкий круг мероприятий и видов деятельности, начиная от основной и общей реабилитации и к действиям, направленным на достижение конечной цели, например, профессиональной реабилитации.

Виды реабилитации инвалидов

Реабилитационные услуги для инвалидов, состоят из нескольких взаимосвязанных между собой методов, каждый из которых направлен на оздоровление и полную адаптацию в социуме.

  1. Медицинский.
  2. Социальный.
  3. Педагогический.
  4. Психологический.
  5. Комплексный.

Медицинский

Медицинская реабилитация инвалидов, предусматривает все возможные меры для полного, или частичного восстановления функций организма, утраченных в результате болезни, травмы. Сюда входят следующие направления: санитарно-курортное лечение, протезирование, реконструктивная хирургия, ортезирование (использование специальных конструкций фиксирующих, корректирующих и активизирующих работу конечностей).

Чтобы метод приносил результаты, его дополняют:

лечебной физкультурой, позволяющей с осторожностью разрабатывать суставы и мышцы, развивать двигательную активность и координацию движений на специальных тренажерах;
физиотерапией, включающей – прогревания, водолечение, лечение электричеством и ультразвуком. Помогает снимать отеки, обезболивать, быстрее регенерировать поврежденные ткани;
лечебным массажем, способным предотвратить пролежни, улучшить кровообращение и процесс обмена веществ;
эрготерапией, одно из направлений ЛФК, направленное на создание алгоритма, для возобновления навыков самообслуживания.. НАДО ЗНАТЬ: Лечение должно быть длительным, краткая реабилитация не даст должного эффекта.

НАДО ЗНАТЬ: Лечение должно быть длительным, краткая реабилитация не даст должного эффекта.

Социальный

Этот метод помогает инвалидам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, утратившим способности самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, восстановить себя, как личность. Содержание программы социальной реабилитации инвалидов, состоит из двух частей:

  1. Абилитация в быту – очень важна, для слепых, неговорящих, детей страдающих ДЦП и взрослых инвалидов с детства. Она не только натренирует новые навыки, а поможет, семье найти лучший вариант совместного проживания. Также социально-бытовая абилитация предусматривает подготовление жилья для больного.
  2. Ориентация в социальной среде – служит, для помощи людям с ограниченными возможностями, в адаптации к условиям жизни, с учетом их вновь обретенных навыков. Дает возможность получить работу, обучаться, поможет быть полезным членом общества, а не находиться на содержании и довольствоваться пособием от государства.

Большое значение имеет профессиональная реабилитация, когда на предприятиях переоборудуются рабочие места, создаются новые, людей переквалифицируют на другие специальности с учетом их физических особенностей.

Педагогический

Педагогическая реабилитация, понятие, включающее в себя, развитие и поддержание творческих способностей для взрослых, и обучающий, коррекционно-развивающий процесс для детей-инвалидов. Основой для этого вида восстановления, должна быть постоянная мотивация и поддержание интереса во время занятий

Лучше всего проводить обучение в небольших группах, где каждому уделяется внимание, и будет заметней прогресс развития

ВНИМАНИЕ: Достичь результатов, можно при, непосредственном участии семьи лиц с ограниченными возможностями, выполнении всех рекомендаций специалистов и развивающими занятиями в домашнем кругу.

Психологический

Психологическая коррекция, относится к одному из действенных методов, она способна активировать внутренние резервы больных людей. В случае некоторых психических болезней, неговорящим инвалидам, лицам не желающим смириться со своим состоянием, допускается внушение для указания соответствующих действий и норм поведения.

Суть психотерапии заключается в убеждении лечиться, бороться с болезнью, научиться с ней жить и решать социальные проблемы. Подавлять, отрицательные реакций, и реагировать только на положительные эмоций.

Комплексный

Комплексная реабилитация, сочетает пять видов, к которым относятся:

  • медицинская;
  • психологическая;
  • социальная;
  • социально-культурная;
  • профессиональная реабилитация.

Значение комплексной реабилитации неоценимо, хотя ИПР всего лишь рекомендация, а воспользоваться ею полностью, частично, решать только больному или его опекунам. Благодаря индивидуальным программам, лица с ограниченными возможностями, могут интегрироваться в социальные группы и структуры, решать от бытовых до политических вопросов.

ГЛАВНОЕ: Бюджетные средства, выделяемые на реабилитационные мероприятия, не могут быть заменены денежным эквивалентом.

Бумажный занавес

Опрошенные Vademecum представители федеральных ведомств в один голос заявляют, что к сегодняшним масштабным переменам отрасль пришла эволюционно. До 2012 года понятие медицинской реабилитации в России отсутствовало, и для относящихся к ней мероприятий использовались термины «восстановительная медицина» и «долечивание». В 2011-2012 годах были приняты первые, важные для развития сегмента документы. Сначала ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дал медицинской реабилитации определение: согласно ст. 40, это «психологические и медицинские мероприятия, направленные на сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество». При этом уточнялось, что пациент может иметь разную степень нарушений здоровья, вплоть до инвалидности.

За рамочным законом последовал приказ Минздрава от 29 декабря 2012 года №1705н, описывающий порядок оказания помощи по соответствующему профилю: реабилитация, говорится в документе, должна осуществляться в три этапа, в зависимости от состояния пациента. На первом этапе, во время острого периода течения заболевания или травмы, реабилитация проводится в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Второй этап проходит в реабилитационных отделениях и центрах. Третий – осуществляется в отделениях (кабинетах) реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, мануальной терапии, психотерапии, кабинетах логопеда, а также выездными бригадами на дому.

Эти документы, конечно же, систематизировали реабилитационную практику, но коренным образом систему не обновили. В ряде нормативных документов все еще используются термины «восстановительная медицина» и «долечивание», а сама реабилитация  как целостная дисциплина и неотъемлемая часть процесса выздоровления по-прежнему не представлена. Отдельно существует медицинская реабилитация, отдельно – реабилитация в учреждениях социальной защиты, особняком стоит паллиативная помощь. При этом в системе координат здравоохранения реабилитация в качестве вида медпомощи не фигурирует. Согласно приказу МЗ №555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи», реабилитация отнесена к первичной медико-санитарной и специализированной помощи, которую пациенты могут получать амбулаторно или в стационаре – круглосуточном и дневном. До сих пор неясным оставалось участие в процессе реабилитации отдельных типов медучреждений. Например, как именно должна проводиться реабилитация в санаторно-курортных организациях, ни один документ не разъяснял, поскольку не разграничивал понятия медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Размытый статус и невнятная практика реабилитационных мероприятий в России явно спорили с тем, как организовано возвращение больных к нормальной жизни в большинстве стран Запада, где реабилитация является отдельной медицинской специальностью со своими протоколами лечения и образовательными стандартами. ВОЗ, например, подразумевает под реабилитацией использование всех средств, направленных на снижение влияния инвалидности и тех факторов, которые к ней приводят, для достижения социальной интеграции. То есть за рубежом социальная и медицинская составляющие реабилитации действуют неразрывно.

Тем же идеям в большинстве развитых стран служит отрасль разработки и производства профильных медизделий. «В Европе есть не только рынок технических средств для реабилитации, но и целая индустрия производства комплектующих для них. Эффективную модель выпуска технических средств для реабилитации создали в Китае: в ней задействованы и местные производители, и локализованные западные компании. Россия, конечно, отстает здесь на много лет», – говорит Игорь Гундеров, заместитель директора компании – производителя инвалидных колясок «Катаржина».

Периферийный статус реабилитации в национальной системе здравоохранения подчеркивают тарифы ОМС, в большинстве регионов и близко не покрывающие затрат медучреждений, оказывающих такие услуги. «У нас стоимость программы кардиореабилитации составляет от 200 тысяч рублей за 14 дней и от 300 тысяч за 21 день, – рассказывает  завотделением кардиореабилитации клинического санатория «Барвиха» Роман Бузунов. – Средняя стоимость суток при проведении кардиореабилитации в Германии доходит до тысячи евро, а во многих российских регионах тариф на один койко-день по профилю «медицинская реабилитация» не превышает 2 тысяч рублей».

Экономический эффект для общества

Инвалидизация населения представляет собой достаточно большую проблему для современного общества. Дело в том, что люди с ограниченными способностями в большинстве своём выпадают из трудовых ресурсов государства. Также для того, чтобы они могли достойно жить, общество поддерживает их с экономической точки зрения. В результате неполученная прибыль и дотации инвалидам, по мере увеличения их количества, становятся достаточно серьёзной проблемой даже для достаточно обеспеченных государств. Решить ее хотя бы частично сейчас призвана медицинская реабилитация больных теми заболеваниями, которые можно компенсировать или пребыванием в специализированном центре, или же при помощи сложных технических устройств.

Даже если 1 из 10 инвалидов после проведения реабилитационных мероприятий удастся вернуться к трудовой деятельности, то это уже будет достаточно хорошим достижением. Благодаря этому общество сможет сэкономить немалое количество денежных средств и направить их на решение прочих проблем.

Индивидуальные программы

Для каждого ребенка подбирается определенный набор методик согласно его возможностям, интересам и физическим данным. Систематизирование процесса сокращает время на реабилитацию психики. Время нахождения в клинике определяется после учета мнения родителей. Реабилитационный центр может принять малыша в стационар при необходимости.

Обучаться должны и близкие люди ребенка-инвалида, чтобы каждый мог помочь ему в случае необходимости. Осваивать придется методы пользования техническими средствами, а также оказания экстренной помощи при ухудшении самочувствия пострадавшего. Медикаментозная помощь нужна для снижения напряжения в нервной системе из-за травмированного участка тела. Облегчение самочувствия могут осуществлять путем использования обезболивающих средств, антидепрессантов.

Общие сведения

Проводится при некоторых заболеваниях внутренних органов, врожденных и приобретенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, последствиях тяжёлых травм, психических болезнях и т. д. Имеет особое значение реабилитация у детей с умственной отсталостью, с дефектами слуха, речи, зрения и др.

Реабилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде.

О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности.

Реабилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы в отношении детей старшего возраста и взрослых.
Есть ряд патологических факторов, которые инвалидизируют больного и ставят вопрос о необходимости проведения абилитации или реабилитации. Среди таких факторов — различные внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы.
У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесённых энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее частой причиной инвалидизирующих состояний являются сосудистые заболевания с нарушением мозгового кровообращения.

На всех этапах применяется комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. В Западной Европе, и в частности в Германии, важным элементом комплексного подхода к реабилитации является применение аппаратных средств, которые облегчают работу и расширяют возможности специалистов в области лечебной физкультуры и физиотерапии, что позволяет улучшить итоговый результат реабилитации. Это аппараты, разработанные для тренировки хождения или восстановления функции руки и кисти

Важное значение имеет проведение активной коррекционно-воспитательной работы и оказание необходимой логопедической помощи, оказываемой специалистом логопедом (под контролем и при участии врача) в учреждениях здравоохранения и просвещения лицам (главным образом детям), имеющим расстройства речи, с целью исправления последних. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счёт правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий

Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) мер. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным. Детальное неврологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с тяжёлыми поражениями нервной системы, настойчивая и кропотливая работа специалистов по реабилитации, направленная на восстановление нарушенных функций, нейромоторное перевоспитание позволяют произвести частичную или полную адаптацию инвалидов как детей, так и взрослых в обществе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий