Закупка у единственного поставщика: порядок проведения и рекомендации

Согласование заключения контракта и содержание обращения

Согласование проводится в следующих органах:

  1. В целях обеспечения федеральных нужд — в ФАС России.
  2. В целях обеспечения нужд субъекта РФ — в органе исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
  3. В целях обеспечения муниципальных нужд — в органе местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

Какие документы нужны для согласования?

  1. Дата и номер извещения об осуществлении закупок, размещенного в ЕИС.
  2. Копии протоколов, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие изменения или разъяснения были сделаны заказчиком).
  4. Копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.

Порядок согласования установлен в Приложении № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189. Для того чтобы согласовать заключение контракта, заказчику нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение. 

Процедура обращения:

Направление обращения (≤ 10 дней с даты протокола). Заказчик признал соответствующей одну заявку или подана только одна заявка

Здесь важно в течение 10 дней направить пакет документов в контролирующий орган.
Прием обращения (возврат ≤ 5 рабочих дней). Если какой-то документ отсутствует или есть какие-то ошибки, то обращение возвращается не позднее 5 рабочих дней

Обращение направляется повторно после устранения ошибок.
Рассмотрение обращения (≤ 10 рабочих дней с даты поступления). Если обращение соответствует требованиям закона, то ему присваивается номер, начинается рассмотрение.
Заключение контракта (≤ 20 дней с даты согласования). Минимального срока нет, указан только максимальный. Согласование получено, контракт может быть подписан и заключен по факту быстрее, если в этом есть необходимость.

Возврат обращения осуществляется:

  • в случае непредставления документов и (или) информации, предусмотренных Приказом №189;
  • в случае направления обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа.

Решение о согласовании принимается, если нет ошибок в заявке и закупка проведена по требованиям закона. Могут быть незначительные нарушения: к примеру, не указаны сведения о контрактной службе заказчика. Такое нарушение не влияет на результат. Если нарушения повлияли на результат, то это влечет за собой отказ в заключении контракта и возбуждение дела об административном правонарушении. Иные основания не предусмотрены!

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».

Сложности могут возникнуть с определением срока направления обращения. Закон № 44-ФЗ указывает на то, что обращение о согласовании единственного поставщика (тот самый комплект документов) направляется не позднее 10 рабочих дней с даты публикации протокола о подведении итогов процедуры. Возврат обращения возможен, если не предоставлен полный пакет документов. Отказ в согласовании возможен, если выявлены нарушения, повлиявшие на исход процедуры. Если обращение направлено по истечении 10 дней со дня публикации протокола, то возвратить заявку не могут, так как нарушений нет и предоставлен полный пакет. 

Ввиду того, что электронный аукцион и запрос котировок предполагают выбор победителя только по одному критерию — цене, дополнительная проверка и согласование не требуются.

По итогам рассмотрения, если все в порядке, то в пределах 10 рабочих дней контролирующий орган может принять одно из трех решений:

  1. Решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (с указанием выявленных нарушений, которые не повлияли на результат).
  2. Решение об отказе о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения, которые повлияли на результат.
  3. Решение о согласовании, но могут быть зафиксированы факты нарушения в действиях заказчика и материалы будут передаваться на административное производство в отношении должностных лиц, которые эти нарушения допустили.

❗ Мнение эксперта. Законодательное регулирование

Мнение эксперта
Илья Тарасов
Инвестор

Мы живем в условиях рыночной экономики. Одна из важнейших задач государства – обеспечение и защита конкуренции. Вот почему почти во всех странах есть антимонопольное законодательство и органы для регулирования монополий.

В антимонопольном законодательстве четко прописываются правила функционирования монополий на рынке. Это сделано для защиты прав потребителей и большей экономической эффективности. В России таким органом является ФАС – Федеральная антимонопольная служба. Законодательная основа – Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ.

Антимонопольные службы следят за уровнем конкуренции на рынке, запретом на согласование цен между хозяйствующими субъектами, вводят контроль за слиянием компаний и помогают предотвратить зависимость мелких производителей от более крупных. Естественные монополии традиционно тяжелее всего поддаются регулированию.

Кто регулирует естественные монополии

Естественная монополия как объект государственного регулирования — это сфера контроля федеральных и региональных органов власти.

На общегосударственном уровне до 21 июля 2015 года было две уполномоченные организации, но после упразднения Федеральной службы России по тарифам (ФСТ), осталась одна – Федеральная антимонопольная служба.

Практически в каждом регионе действует собственный межотраслевой совет по вопросам деятельности естественных монополий (обычно при губернаторах).

Регулирование естественных транспортных монополий

Под транспортной монополией в данном аспекте подразумевается хозяйственная деятельность в области эксплуатации железной дороги со всей ее инфраструктурой, а также морских и авиационных портов и терминалов. Этот сектор экономики специфичен, так как в ряде случаев его трудно ограничить региональными рамками.

Регулирование деятельности естественных монополий на транспорте производится с учетом индивидуальных характеристик субъектов. Как правило, крупные компании этой специализации принадлежат государству.

Усилия контролирующих органов направлены на поддержание доступных населению тарифов и одновременно соблюдение интересов инвестиционных финансовых структур. Если прибыльность вложений в транспортную отрасль России будет ниже нормативной, их никто не будет осуществлять.

Ответственность естественных монополий

Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основании 147-ФЗ. В зависимости от статьи закона, ответственность за нарушения может нестись в гражданско-правовом или административном порядке.

Гражданско-правовая форма ответственности применяется в случаях, когда естественные монополии наносят ущерб другим хозяйствующим субъектам. Решение о возмещении убытка имеет право принимать непосредственно регулирующий орган на основании решения арбитражного суда.

Административное наказание может выражаться предупреждением или штрафом. Их применяют только органы регулирования деятельности естественных монополий в следующих случаях:

  • завышение установленных тарифов и цен – в сумме до 15 тысяч МРОТ;
  • неисполнение предписания или решения органа регулирования – до 10 тысяч МРОТ;
  • представление неправдивой информации о показателях деятельности естественной монополии органу регулирования – до 1000 МРОТ;
  • непредставление документации по требованию органа регулирования – от 500 МРОТ.

В административном порядке за различные нарушения может быть оштрафован лично руководитель предприятия, занимающего на рынке естественно-монопольное положение – на сумму до 50 МРОТ.

Процедура банкротства естественной монополии

Особенности банкротства субъектов естественных монополий описаны в статье 197 Федерального закона 127-ФЗ («О банкротстве»). Согласно положениям этого документа, субъект естественной монополии признается несостоятельным по совокупности следующих признаков:

  • Обязательства по уплате обязательных платежей просрочены более чем на полгода.
  • Сумма указанных просроченных обязательств составляет 1 млн руб. или более.

Информация о просроченных обязательствах документально подтверждается на основании исполнительного листа (ФЗ-197 «Об исполнительном производстве»).

В слушаниях по делу о банкротстве естественной монополии помимо непосредственно заинтересованных лиц может участвовать представитель федерального регулирующего органа (ФАС) на основании ст. 198 закона 127-ФЗ.

В процессе принудительного отчуждения имущества банкрота и его продажи, покупатель заключает с ФАС специальное соглашение об исполнении условий аукционных торгов. При их невыполнении покупателем сделка может быть признана недействительной по иску Федеральной антимонопольной службы.

Участие представителей ФАС в слушаниях дел о банкротстве возможно (по требованию суда или ходатайству заинтересованного лица) но обязательным не является.

Реализация имущества обанкротившегося естественного монополиста может быть приостановлена на срок до трех месяцев, если есть обоснованные предложения по восстановлению его платежеспособности.

Процедура постановления делопроизводства о банкротстве субъекта естественной монополии по закону может быть инициирована в случае, если он подал иск на органы власти об установленных ими неоправданно низких расценках, приведших к его несостоятельности. На время рассмотрения заявления предприятие пользуется правом на мораторий выплаты кредиторам (привилегия банкрота).

Опубликовано:

Добавить комментарий

Вам понравится

Какой перечень использовать в закупках

На web-ресурсе реестра содержится список естественных монополий России, однако он не имеет никакого отношения к процедуре осуществления государственных закупок. В п. 1 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ сказано, что приобретение товара у единственного поставщика осуществляется со стороны заказчика, если он покупает позиции, относящиеся к области деятельности СЕМ в рамках ФЗ №147.

В ст. 4 дан список направлений деятельности. Что касается перечня самих естественных монополий, он упоминается в ст. 10. Заказчики не получают от этой информации никакой пользы. То есть, если организация в списке присутствует, и заказчик покупает у нее то, что не относится к данной сфере, п. 1. Ч. 1 ст. 93 не сработает. Действует и обратная закономерность: если компания в данном перечне отсутствует, но она задействована в сфере, которая указана в ст. 4 данного закона, использовать ее в качестве единственного поставщика можно.

Сроки рассмотрения

Если в предоставленной информации с заявлением о включении, изменении или прекращении регулирования содержатся неполные, искаженные или недостоверные сведения, специалисты ФАС возвращают документы организации-заявителю в течение 10 рабочих дней после даты их принятия (п. 15 Порядка).

Если все поданные сведения корректны и непосредственно относятся к вопросу о введении, изменении или прекращении деятельности субъекта ЕМ, то на их рассмотрение и согласование ФАС отводит до 6 месяцев с момента поступления (п. 19 Порядка).

По итогам изучения и анализа документальной базы принимается одно из двух решений (п. 6 Порядка):

  • приказ о введении, изменении, прекращении госрегулирования деятельности;
  • отсутствие оснований для введения, изменения, прекращения госрегулирования деятельности.

goscontract.info

Что еще скачать по теме «Минэкономики»:

  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договорТрудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займаВзятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора арендыНи для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставкиВ процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.
  • Все договоры
  • Все бланки
  • Авторский договор, авторский заказ
  • Агентский, субагентский договор и соглашение
  • Договор аренды, субаренды: недвижимости, имущества
  • Договор банковского счета, вклада-депозита, обслуживания
  • Брачный договор, контракт, семья
  • Договор безвозмездного пользования, оказания услуг
  • Договор возмездного оказания услуг
  • Договор гарантии и гарантийного обслуживания
  • Договор дарения, пожертвования
  • Договор доверительного управления
  • Договор займа, беспроцентного займа
  • Договор задатка, аванса
  • Договор залога недвижимости, имущества, прав
  • Договор комиссии, субкомиссии на покупку, продажу
  • Договор концессии, франчайзинга
  • Договор купли-продажи товара, имущества, акций
  • Договор лизинга, сублизинга, финансовой аренды
  • Лицензионный, сублицензионный договор
  • Договор мены, бартера, обмена
  • Договор найма, поднайма жилого помещения
  • Договор на выполнение работ, оказание услуг
  • Договор обучения, стажировки, переподготовки
  • Договор перевода долга
  • Договор подряда, субподряда
  • Договор поручения, договор поручительства
  • Договор поставки товара, продукции, оборудования
  • Договор представительства: юридического, коммерческого
  • Договор о совместной деятельности
  • Договор страхования, перестрахования
  • Договор уступки требований, договор цессии
  • Договор хранения товара, имущества
  • Трудовой договор, контракт, соглашение
  • Удостоверительная надпись
  • Прочие договора
  • Акт
  • Анкета
  • Аренда
  • Белстат
  • Бухучет
  • Бюджет
  • Ведомость
  • Госкомимущество
  • Доверенность
  • Должностная инструкция
  • Жалоба
  • ЖКХ
  • Журнал
  • Зарплата
  • Заявление
  • Здравоохранение
  • Инструкция
  • Исковое заявление
  • Контракт
  • Минздрав
  • Минтранс
  • Минюст
  • МЧС
  • Отчет
  • Отчетность
  • Положение
  • Приказ
  • Протокол
  • Рабочая инструкция
  • Расписка
  • Совмин
  • Соглашение
  • Справка
  • Труд
  • Уведомление
  • Устав
  • Форма
  • Ходатайство
  • Экономика
  • Юрлицо

Можно ли закупать услуги монополистов по иным основаниям, помимо п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

  1. У заказчиков с невысокими объемами потребления услуг монополистов существует возможность заключать договоры на приобретение таких услуг по п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ («закупка до 100 тысяч», «закупка до 400 тысяч»). Эти пункты намного удобнее для заказчика, чем п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ: не нужно публиковать извещение о закупке, вносить в реестр контрактов сведения о заключении и исполнении контракта и т.д.

Ответ таков: законодатель не определил перечень товаров, работ и услуг, которые можно закупать на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, как и перечень товаров, работ и услуг, которые нельзя закупать по указанным основаниям. Следовательно, соблюдая ограничения, содержащиеся непосредственно в п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ограничение по максимальной сумме договора, ограничение по годовому объему таких закупок), заказчик вправе приобретать с использованием этих пунктов любые товары, работы и услуги, в т.ч. услуги монополистов.

Тот факт, что для закупки услуг монополистов существует специальный пункт — п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не означает обязанности заказчиков пользоваться исключительно этим пунктом. В силу ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе пользоваться любым способом закупки, использование которого допускается нормами гл. 3 Закона N 44-ФЗ. Да и в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ сказано, что «закупка может осуществляться», например, по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а не «закупка должна осуществляться» <16>.

<16> Такого же мнения придерживалось в свое время Минэкономразвития России (см. письмо от 08.07.2015 N Д28и-2036).

  1. В ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрены специальные основания для закупки некоторых услуг, упомянутых в ч. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ. Например, услуги по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам) могут быть закуплены по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Однако применительно к услугам по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям <17> ФАС России указывала, что они не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка и должны закупать на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (услуги по передаче электрической энергии — деятельность, осуществляемая в условиях естественной монополии), а не на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ <18>.

<17> Согласно Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.<18> Аналогично в представлении Счетной палаты РФ от 02.06.2017 N ПР 02-133/02/2-05 был сделан вывод, что услуги водоснабжения и водоотведения должны закупаться исключительно по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а не по п. 1 (хотя указанные услуги относятся к сфере деятельности естественных монополий).

Впрочем, прецедентов привлечения к административной ответственности тех заказчиков, которые закупали спорные услуги по п. 8, а не по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, авторам встретить не удалось.

Картель и монополия: в чем разница

Картели же представляет собой форму монополистической договоренности между фирмами-конкурентами, которые производят, продают или закупают схожие товары и услуги. При этом каждый участник такой сделки сохраняет юридическую независимость. Их цель — получение преимущественного положения на рынке. Так они достигают контроля над ценообразованием, объемами производства, условиями продаж и т. п.

Помимо картелей, существуют и другие формы подобных союзов. При этом многие из них могут быть вполне законными:

  1. Концерн (конгломерат). Создать его могут предприятия из разных отраслей, но с общим капиталом (например, ЗАО «Газметалл»).
  2. Чистая монополия. Возникает, если фирма является единственным производителем уникального продукта.
  3. Синдикат. Такое объединение организовывают с целью централизованного сбыта продукции (например, «Единая торговая компания»).

Стоит рассмотреть и такой термин, как картельный сговор — соглашение конкурентов в отношении какой-либо сферы деятельности. Например, поддержание, снижение или завышение цен в сфере закупок, которое достигается следующими действиями:

  • чередование заявок — участники сговора подают заявки с наиболее выгодными ценовыми предложениями;
  • проигрышные заявки — поставщики подают заведомо невыгодные для заказчика предложения, чтобы победителем стал конкретный участник;
  • отказ от участия — конкуренты специально не подают предложений, чтобы победила определенная компания.

Через 10 минут после начала торгов участники 1 и 2 снизили цену до 8 400 000,00 руб., (на 54 %). Поставщик № 4, не состоявший в сговоре, не стал подавать более низкое предложение, т. к. для него оно было бы нерентабельным. Вместо этого он заявил адекватную цену 15 450 000,00 руб. Похожим образом поступил и поставщик № 3 (цена 15 217 309,65 руб.).

При рассмотрении вторых частей заявок участникам 1 и 2 отказали в допуске, т. к. они не предоставили копии допусков СРО. Так, победителем стал третий участник сговора с ценой 15 217 309,65 руб.

В ходе расследования данного дела судом было установлено, что участники 1, 2 и 3 находились в картельном сговоре, чем ввели в заблуждение 4-го поставщика, и, как следствие, ограничили конкуренцию.

Реестр монополистов по 44 фз ростелеком

Menu ГлавнаяНовости— Новости госзакупок— Мероприятия— Новости ЕИС— Вестник Института госзакупок— Аукционный вестник— Авторские статьи— Юмор в госзаказе44-ФЗ— Нормативно-правовые акты— Письма и разъяснения— Руководства и документация— Шаблоны документов— Судебная практика— Решения контролирующих органов223-ФЗ— Письма и разъяснения— Нормативно-правовые актыВидео— Вебинары— СеминарыВопросыЗаказчику— Консультация по 44-ФЗУчастнику— Электронная подпись— Банковская гарантия— Консультация по 44-ФЗ— Свидетельство СРО, ЛицензияСсылки— Учебные центры— Сервисы и справочники— Специализированные организации— Эксперты— Торговые площадки— Общественные организации

A+ A A- Наше бюджетное учреждение проводит акцию «Посылка солдату».

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Пример закупок естественной монополии

Речь пойдет о российской компании-гиганте ОАО «РЖД». В ее ведении находятся все грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Даже те локомотивы, которые принадлежат сторонним компаниям, должны пользоваться путями РЖД, а значит, и подчиняться существующим там правилам.

Эта монополия в России имеет множество дочерних организаций, которые делают ее деятельность практически автономной. К ней относятся институты, в которых разрабатывают конструкторские решения; заводы, где ремонтируют составы и другую необходимую технику, торговые предприятия и т. д.

Конкуренция в данной отрасли полностью отсутствует, т. к. вход в эту нишу рынка практически невозможен. Причина — колоссальные и неоправданные затраты на строительство новой ж/д сети.

При этом услуги, предлагаемые РЖД, нельзя назвать уникальными. Альтернативой ж/д перевозкам может служить воздушный, водный и автомобильный транспорт. Тем не менее покупатели часто делают выбор в пользу железных дорог, т. к. там у них есть возможность перевезти большой объем груза надежно и безопасно.

Учредитель и единственный акционер гиганта — государство. Оно же полностью контролирует руководителей компании, а также охраняет положение ее, как монополия.

Цены на перевозки РЖД устанавливает самостоятельно, мало ориентируясь в этих вопросах на спрос.

Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» можно смело назвать монополистом в своей отрасли. При этом для конечных потребителей такое положение дел также наиболее выгодно.

Как заказчик ОАО «РЖД» имеет собственную электронную торгово-закупочную площадку (с 01.10.2018 — http://rzd.rts-tender.ru).

СКРИН ПЛОЩАДКА

Помимо проведения торгов, здесь настроен юридически значимый электронный документооборот, а также организовано хранение и актуализация нормативных и справочных материалов.

Для работы на площадке поставщики должны получить сертификат ключа проверки ЭЦП в конкретном месте — удостоверяющем центре АО «НИИАС» (дочерняя компания РЖД). Далее необходимо зарегистрироваться на самой ЭТЗП и только после этого подать электронную часть заявки.

Реестр субъектов естественных монополий

К сожалению, не могу разобраться, «отправка посылок» – это заключение контракта с единственным поставщиком–монополистом, или отправку нужно выставлять на запрос котировок (28 посылок – это 14 тыс. руб.)? Какой метод обоснования НМЦК в таком случае использовать? Наша организация попадает под действие закона № 44-ФЗ, нам необходимо заключить договор на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации твердых бытовых отходов. В нашем регионе ТБО вывозит организация, в собственности которой находится полигон ТБО, т.е. она являются единственным поставщиком комплексной услуги по вывозу и размещению ТБО.

Роль естественных монополий в экономике России

Естественные монополии в России существуют, как и во многих других странах. В 2020 году список отраслей, отвечающих перечисленным критериям, включает ряд важнейших для экономики страны позиций.

Виды естественных монополий в РФ:

  • Транспортировка нефти и газа. Углеводороды занимают значительную долю экспорта, их роль в экономике РФ высока, к тому же средства доставки стоят очень дорого.
  • Железнодорожный транспорт. Единственное предприятие, выполняющее рельсовые перевозки в России – компания РЖД. Ему же принадлежит все путевое хозяйство.
  • Транспортные терминалы. Представить частный ж/д вокзал или аэропорт, конкурирующий с другим, стоящим рядом, людям с небогатой фантазией – проблема.
  • Транспортирование электроэнергии. Особенности функционирования единой энергосистемы не позволяют разделить ее между отдельными собственниками.
  • Теплоснабжение. Монополизация этой отрасли оправдана теми же причинами.
  • Водоснабжение и коммунальные сети. Эти отрасли естественной монополии критически важны в социальном плане. Цена на услуги ЖКХ устанавливается особым образом, в связи с чем возникает дилемма ее регулирования (выбор между эффективным и справедливым уровнем). Усилия власти по контролю деятельности естественных монополий направлены на то, чтобы не допустить увеличение темпов роста тарифов, нарушающих баланс доходов и расходов населения.
  • Услуги почты. В сфере доставки посылок, бандеролей и корреспонденции ФГУП «Почта России» пользуется преференциями со стороны федеральных органов власти.

💰 Роль монополий на рынке и их эффективность

Если говорить об эффективности монополий и их выгоде для общества, то здесь ситуация двоякая.

С одной стороны, монополист всегда хочет получить максимальную прибыль. Для этого он может поднимать цену на свой товар, при этом оставляя объем произведенного товара на прежнем уровне. В таком случае складывается ситуация, когда выпускается значительно меньше товара, чем необходимо для достижения равновесия на рынке, как если бы тот был конкурентным. Таким образом, монополист может искусственно провоцировать дефицит продукции. Компенсация издержек производства так же ложится на потребителей из-за увеличения отпускной цены.

Из-за того, что монополия занимает главенствующее положение в определенном сегменте рынка, ее экономическая эффективность снижается: монополии нет нужды вследствие здоровой конкуренции минимизировать производственные издержки, применять последние технические достижения, использовать все возможные производственные ресурсы и т. д.

С другой стороны, монополия – это обычно представитель крупного бизнеса. А значит, крупный налогоплательщик и создатель новых рабочих мест. Монополии помогают наполнять государственный бюджет и решают важную социальную задачу – трудоустройство населения. Это особенно заметно в регионах, где монополист является еще и градообразующим предприятием.

Монополии традиционно более стабильны при экономических кризисах.

Если интересы монополиста простираются чуть дальше извлечения максимальной прибыли, он может обернуть свое положение на рынке на пользу обществу. Например, у монополиста достаточно денежных средств, чтобы модернизировать производство, повысив его эффективность и качество выпускаемой продукции.

Однако минусов у монополий – о чем было сказано выше – все же больше, чем плюсов.

Облигации. Как работают и чем отличаются от акций
Читать

Копейки. Зачем они нужны и почему их не отменяют
Подробнее

Дефолт. Причины и последствия для граждан и страны
Смотреть

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Естественная монополия — это понятие, которое дошло до нас из античных времен. Тогда несколько продавцов могли объединиться, чтобы получить полный контроль над отраслью, что давало им возможность устанавливать любые цены на свои товары или услуги.

Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.

Рассмотрим ситуации, при которых имеет смысл создать естественную монополию:

  1. Большой объем выпускаемой продукции позволяет продавцу снизить затраты на ее производство и, как следствие, стоимость. Это значит, что и итоговая цена будет приемлемой для потребителя. Например, если бы в Санкт-Петербурге работало два метрополитена с одинаковыми направлениями, то их доходы были бы вдвое ниже, что, в свою очередь, привело бы к двукратному повышению стоимости жетона.
  2. Нецелесообразность входа на рынок новой фирме с похожей продукцией. Например, чтобы составить конкуренцию ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, фирме-конкуренту придется проложить свою водопроводную сеть. Это влечет большие затраты, которые даже в отдаленном будущем вряд ли окупятся.
  3. Низкий спрос. Это касается специфичной продукции, такой как ледоколы. Заказчиком здесь выступает только государство, поэтому наличие нескольких производителей экономически неоправданно.

Стоит добавить, что монополия более стабильна, по сравнению с искусственным аналогом. Последний может раздробиться на несколько компаний-конкурентов. А естественная монополия будет существовать до тех пор, пока не появятся принципиально новые технологии либо пока резко не изменится спрос.

Добавим также, что ограничивают конкуренцию с целью:

  • снижения издержек производства за счет увеличения его масштаба;
  • гарантий бесперебойной работы отраслей за счет отсутствия слабых и недобросовестных компаний;
  • государственного регулирования жизненно важных отраслей экономики.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий