Референдум

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Что такое Референдум

Референдум – это процесс прямого волеизъявления народа, который осуществляется непосредственно путем личного голосования, а не через избранного представителя.

Референдумы  в разных формах являются распространенной процедурой для решения местных, региональных или национальных вопросов. Как правило, к данной мере волеизъявления прибегают в тех случаях, когда возникает важный и острый вопрос, требующий непосредственной оценки от населения.

Обычно референдумы организовываются по инициативе правительства, но иногда они могут проводиться по запросу граждан. Это значит, что гражданин или группа граждан имеет право подать петицию с требованием о проведение референдума по поводу того или другого вопроса. Следует отметить, что как проведение самого референдума, так и его порядок, регламентируется законодательством конкретной страны. Существуют страны, в которых вообще отсутствует законодательная возможность проведения любых референдумов. Как правило, возможность проведения референдума свидетельствует о демократичной направленности правительства страны.

Требования к референдуму.

Важным фактором является подход и законные рамки в отношении инициации и проведению референдума. Как правило, подобные способы волеизъявления имеют очень длинный период подготовки. Это сделано специально для того, чтобы все граждане смогли ознакомится, с агитацией и аргументацией сторонников и противников определенного решения. При этом правительство не вмешивается и не ограничивает свободы одной или другой стороны.

Признание результатов референдума регулируется законами государства. Иногда, для того, чтобы считать результат положительным, достаточно просто большинства положительных ответов. Иногда, для этого должен быть конкретный процент. Также, следует отметить такой немаловажный фактор, как явку граждан. Для того чтобы референдум считался состоявшимся, явка должна соответствовать установленным законом нормам.

Все «за» и «против».

Сторонники референдумов утверждают, что сама возможность прямого волеизъявления народа, гарантирует возможность влияния на процессы в государстве. Критики, обычно апеллируют к таким понятиям как компетентность граждан и возможность манипуляций социальными настроениями. Исходя из вышесказанного, можно понять, что референдумы, это полезный инструмент в формировании демократического общества. Но и подводных камней в нем хватает.

Агитация

Как и при перед проведением выборов, перед проведением референдума закон допускает агитацию. Статья 60 Федерального закона «О референдуме» выделяет следующие типы агитации:

  1. Встречи с гражданами. Инициаторы мероприятия вправе проводить собрания, дискуссии, демонстрации и митинги, на которых могут донести до граждан свою позицию.
  2. С помощью выпуска агитационных листовок.
  3. В средствах массовой информации, включая радио, телевидение, периодические издания.
  4. Другими способами, не запрещенными действующим российским законодательством (например, посредством сети Интернет).

Встречи с гражданами в период агитации

Почему не референдум?

В подчеркивается, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа. Но общероссийское голосование по поправкам в Конституцию подпадает под признаки и правила референдума, которые содержатся в российском законодательстве (они указаны в ). Поэтому законодатели делают упор на то, что это будет голосование, а не референдум. При проведении референдума пришлось бы соблюдать массу формальностей: соблюдение правил агитации за и против поправок, их финансирование, порядок голосования и подсчета голосов, участие наблюдателей и пр.

Проект «Порядка подготовки и проведения общероссийского голосования», который предстоит принять ЦИК, содержит усеченные правила голосования в отличие от выборов и референдумов (в частности, по контролю за голосованием на дому).

Также на голосование будет вынесен пакет поправок, которые мало связаны между собой. Гражданам предстоит голосовать или за пакет или против, что также отличается от требований при проведении референдума, когда на голосование необходимо вынести только взаимосвязанные поправки.

Таким образом, за конституционные поправки будет проводиться именно всенародное голосование, а не референдум по той причине, что референдум в данном случае не нужен, когда поправки можно было бы принять без учета мнения народа. Также принятый порядок голосования отличается от нормативных требований к проведению референдумов.

Инициатива проведения

В различных субъектах Российской Федерации условия для проведения местного референдума разные. Если инициатива принадлежит представительному органу, то не менее трети или половины депутатов должны высказаться за его организацию. Но в большинстве случаев проведение референдума провозглашается при квалифицированном большинстве. То есть при 2/3 голосов.

Если проведение референдума требуют местные жители, то должна быть оформлена официальная бумага в представительном органе. В приложении к прошению или заявлению необходимо прикрепить подписи граждан. Их количество не должно составлять менее пяти процентов от числа избирателей субъекта, на территории которого планируется провести местный референдум.

Граждане могут объединиться в инициативную группу либо создать общественное объединение. Если оно хочет провести референдум, это означает, что ему необходимо пройти сложную процедуру регистрации в органах юстиции. Только через полгода после этого объединение сможет обратиться к представительному органу с требованием проведения референдума.

Похожие термины:

  • в международном праве условное подписание международного договора представителем государства, являющееся способом выражения предварительного согласия государства на обязательность для него д

  • документ, содержащий текст нормативного правового акта, вынесенного на референдум. В соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча

  • административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ст. 40-21 КоАП РСФСР. Объектом административного правонарушения являются урегулированные законодательством о

  • см. Референдум.

  • см РЕФЕРЕНДУМ.

  • См. Референдум местный.

  • голосование избирателей, на которое выносятся акты, еще не утвержденные парламентом. См. также Референдум.

  • голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного значения, проводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным зак

  • голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводит

  • предусмотренные федеральным законом вопросы, по которым референдум не может быть проведен. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» запрещает вын

  • См. Несостоявшийся референдум.

  • см. Всенародный опрос.

  • подписание международного договора представителем государства под условием дополнительного выражения согласия на его обязательность уполномоченным органом: ратификация, принятие и т.п. Такое п

  • см. Референдум.

  • народное голосование по требованию определенного числа избирателей или установленного числа административных единиц (иногда устанавливается срок такого требования) с целью отмены уже принятог

  • народное голосование по законопроекту, который требует определенного числа граждан, подписавших петицию о принятии соответствующего закона. Применяется в большинстве штатов США, в Италии — по ин

  • голосование избирателей о судьбе акта, уже принятого парламентом. См. т.ж. РЕФЕРЕНДУМ.

  • референдум по проекту закона после его принятия парламентом, но до вступления в силу, либо по законопроекту, подготовленному исполнительной властью или группой избирателей, который передается на

  • в отличие от консультативных референдумов решающее голосование граждан по поводу закона, проекта международного договора, закона или нормативного правового акта, вопроса государственного (реги

  • см. Референдум.

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Какие вопросы решают на референдуме

Круг вопросов, которые решаются в ходе всенародного голосования, определен ст. 6 Федерального закона «О референдуме». В их число входят следующие:

  • принятие проекта новой Конституции;
  • принятие нормативного акта, которое в соответствии с условиями международного договора должно происходить только на всенародном голосовании.

Кроме того, на референдум могут быть вынесены и некоторые другие вопросы:

  • о прекращении или продлении полномочий должностных лиц, действующих на основании международных нормативно-правовых актов (например, в их число входят работники органов СНГ от российской стороны или союзного государства РФ и Беларуси);
  • о принятии неотложных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение безопасности и сохранности здоровья граждан;
  • любые вопросы, которые действующее законодательство включает в круг вопросов, решаемых органами власти и должностными лицами общефедерального уровня.

Эти вопросы выносят на референдум федерального уровня.

Если он проходит только на территории одного отдельно взятого субъекта федерации или муниципалитета, круг вопросов отличается:

  • отстранение губернатора или продление его полномочий;
  • досрочные выборы губернатора;
  • о составе представительных органов власти (например, такой вопрос ставят, если кого-то не устраивает наличие среди региональных депутатов того или иного лица);
  • об изменениях регионального или местного бюджета;
  • о выборах региональных или местных депутатов;
  • о принятии неотложных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение безопасности и сохранности здоровья граждан.

Как прошло голосование?

Голосование на референдуме 1995 года. Фото: 90s.by

Референдум был назначен на 14 мая 1995 года. Одновременно на эту же дату были назначены выборы в Верховный Совет нового, 13-го созыва.

— Калі сумясціць рэферэндум з выбарамі, то выбаршчыкі будуць цікавіцца не эканамічнымі поглядамі кандыдатаў, а іх адносінамі да сцяга, — говорил Зенон Позняк.

Так в итоге и получилось. Выборы в парламент стали поражением демократических кандидатов. Кроме того, за два тура были избраны лишь 119 депутатов из необходимых 260. Согласно закону, для работы парламента было необходимо избрать 174 депутата. Возник вакуум: старый парламент уже прекратил свою работу, новый еще не был создан. В итоге парламент удалось собрать (были проведены довыборы), но это уже другая история и тема отдельного текста.

Парламентские выборы стоило вспомнить хотя бы для иллюстрации странного подхода при подсчете голосов:

— Явка на референдум чудесным образом совпала с неявкой на выборы, хотя голосовал один и тот же электорат. В 141 округе из 260-ти выборы не состоялись из-за неявки более половины избирателей. Но референдум состоялся и там, — писал Александр Федута.

Официальные результаты

«Согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?» — «за» проголосовало 83,3%.

«Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?» — 75,1% «за»

«Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?» — 83,3% «за».

«Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений в действующую Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции?» — 77,7% «за».

Впрочем, на такие результаты повлияла и общая тональность передач, которые шли на государственных каналах. Так, по предложению Владимира Заметалина — тогда начальника Управления общественно-политической информации Администрации президента — перед референдумом по телевидению был продемонстрирован фильм «Ненависть: Дети лжи». Режиссер Юрий Азарёнок сравнивал коллаборационистов времен Второй мировой войны с депутатами БНФ.

Самые резонансные референдумы

В марте 1991 года состоялся референдум о сохранении Советского Союза (СССР). Он был проведен централизованно не во всех республиках, но жители крупнейших из них — РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана свое мнение высказали. В итоге свыше 76% граждан пожелали и дальше жить в СССР, но он все равно через несколько месяцев распался.

В марте 2014 года прошел референдум в Крыму по вопросу присоединения к РФ. По данным местного избиркома, свыше 96% жителей республики и более 95% севастопольцев одобрили присоединение к России.

Голосование противоположной направленности прошло в сентябре этого же года в Шотландии. Но к разочарованию его организаторов только 44,7% граждан поддержали идею выхода из состава Великобритании.

В августе 1934 года большинство немецких граждан после смерти президента Германии фон Гинденбурга проголосовали за объединение поста главы государства и канцлера. На эту должность был назначен Адольф Гитлер, развязавший через 5 лет Вторую мировую войну.

За всю историю суверенной России было проведено два общегосударственных референдума (на местном и региональном уровне значительно больше).

  1. Первый прошел 25 апреля 1993 года в самый разгар противостояния тогдашнего парламента Верховного Совета с президентом. Граждане должны были ответить на 4 вопроса, связанные с деятельностью этих органов госвласти. В результате большинство участников посчитало необходимым переизбрать парламент и выразила доверие политике главы государства.
  2. 12 декабря этого же года россияне вновь пришли на избирательные участки, чтобы высказать свое мнение о проекте новой Конституции. В итоге его одобрили 58,4% участников голосования.

Понятие и статус референдума

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольны­ми».

Пример

Например, таковыми были в 1970-1980-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одоб­рили перевод транспорта на правостороннее движение, но, не­смотря на это, парламент все же принял такой закон.

Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти. Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

Референдум РФ (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Как и почему оппозиция попыталась предотвратить референдум?

Голодовка депутатов. Фото: БГАКФФД для TUT.BY

Референдум мог назначить лишь Верховный Совет. На его заседаниях развернулась дискуссия.

Представители БНФ апеллировали к «Закону о референдуме», который запрещал выносить на голосование вопрос о языке и государственной символике. Но, как писал историк Александр Курьянович, в ответ Александр Лукашенко процитировал статью 3 Конституции, в которой народ объявлялся единым источником власти. А значит, по его мнению, не было вопроса, который не находился бы в юрисдикции народа.

Голосование в парламенте по каждому из четырех вопросов было назначено на 11 апреля 1995 года. Тогда оппозиция решилась на крайнее средство.

— Вычарпаўшы ўсе магчымасці, у знак пратэсту супраць антызаконнасці і згубнасці вашых дзеянняў мы аб’яўляем галадоўку тут, у цэнтры гэтай залы. Пачынаем яе цяпер, з гэтай хвіліны. Мы патрабуем выканання Канстытуцыі, законаў Рэспублікі Беларусь, свабоды слова і ліквідацыі цэнзуры… спыніць рабаванне народа і Бацькаўшчыны… Шаноўная Інэса Міхайлаўна ! Вы — міністар аховы здароўя. Прашу Вас прыслаць урача і зафіксаваць пачатак галадоўкі, — заявил Зенон Позняк.

Всего в голодовке в зале заседаний парламента приняли участие 19 депутатов фракций БНФ во главе с Позняком и БСДГ во главе с Олегом Трусовым.

— Потым, праз гады, мы абмяркоўвалі той момант з калегамі-дэпутатамі Апазіцыі БНФ і сышліся ў тым, што гатовыя былі ісці на смерць, — вспоминал в своей книге «Дзевяноста пяты» Сергей Наумчик, депутат парламента. — Напэўна, калі чалавек гатовы на смерць, калі ён бачыць канец жыццёвага шляху — гэта адчуваецца. Ва ўсякім разе, мне цяжка патлумачыць іншым, нечым рацыянальным, тое, што здарылася потым. Мы сядзелі тварам да дэпутатаў, глядзелі ім у вочы — а яны глядзелі ў вочы нам.

Шокированные депутаты, которые еще недавно в целом поддерживали президента, стали голосовать совершенно иначе, чем предполагалось. Вопрос о языке собрал 124 голоса «за» (при необходимых 152). О символике — 150. О возможности роспуска Верховного Совета — лишь 86. В итоге депутаты проголосовали лишь за то, чтобы вынести на референдум лишь вопрос об интеграции с Россией — 180 голосов «за».

Депутаты остались в здании парламента и после завершения рабочего дня. Но ночью в зал заседаний был введен ОМОН и сотрудники Службы безопасности президента — всего несколько сотен человек. Они насильно выдворили участников голодовки из здания. По словам депутатов, их сильно избили и высадили из милицейских машин на теперешнем проспекте Независимости. А вот министр обороны Анатолий Костенко и депутат Михаил Тесовец доказывали на следующий день, что депутаты «угрожали кровопролитием». Позже Александр Лукашенко заявил, что он лично отдал приказ об эвакуации депутатов из здания в целях безопасности и оценил все произошедшее как провокацию.

Репортаж о событиях 11−12 апреля 1995 года. Авторы — Александр Старикевич и Светлана Карпекова. Впервые было опубликовано на сайте «Радыё Свабода». Видео: shahtarbelarusi

На следующий день деморализованный парламент утвердил вопросы в том виде, на котором настаивал президент.

Следствие об избиении депутатов так и не назвало виновных, запись этих событий смогли увидеть глава администрации Леонид Синицын и премьер-министр Михаил Чигирь, после чего ее передали идеологу Владимиру Заметалину и о ней больше ничего не было известно.

Апрельский референдум 1993 года. Да-да-нет-да

25 апреля 1993 года был проведен референдум с целью разрешить конфликт между Борисом Ельциным и Верховным Советом — парламентом РСФСР, с которым президент не мог поделить полномочия.

На референдум были вынесены четыре вопроса:

Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?

Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?

Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации?

Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

Сторонники Ельцина призывали голосовать «Да-Да-Нет-Да». Сам Ельцин, однако, говорил, что не против досрочных выборов президента и парламента — он предпочитает «все четыре Да».

В референдуме приняли участие 64,51% избирателей. По всем вопросам большинство избирателей проголосовало за ответ «да».

Еще до референдума возникли споры о том, будет ли итог референдума обязательным и при каком исходе. Конституционный Суд заранее установил, что для проведения досрочных выборов за них должно проголосовать большинство от общего числа избирателей. Эту планку взять не удалось.

Президент Борис Ельцин опускает бюллетень в урну для голосования во время всероссийского референдума 25 апреля 1993 года. Фото: РИА Новости / Дмитрий Донской

В итоге референдум не помог разрешить политический кризис. Внеочередных выборов не проводилось.

21 сентября 1993 года президент Ельцин своим указом №1400 распустил Верховный Совет. Это привело к столкновениям на улицах Москвы между сторонниками президента и оппозицией. Выступления сторонников Верховного Совета было подавлено силой, Белый дом, где укрывались противники Ельцина, 4 октября войска взяли штурмом с применением бронетехники.

РИА Новости / Владимир Вяткин

Каковы были последствия референдума?

Фото: 90s.by

В сфере политики референдум стал победой Александра Лукашенко. Другие два референдума, инициированные президентом, стали логическим продолжением голосования 1995 года.

По результатам второго (1996) была изменена Конституция и окончательно сформирована теперешняя система власти. Третий референдум (2004) позволил действующему президенту участвовать в выборах неограниченное количество раз (до этого — не более двух).

Наиболее отрицательные последствия произошли в языковой сфере. Формально русский язык получил статус второго государственного. Но, как отмечал еще в 1990 году министр образования Михаил Демчук, «как более сильный, русский язык, получив равный с национальным языком статус, окончательно перевесит над белорусским». В итоге так и случилось.

В 1994/1995 учебном году в первые классы с белорусским языком обучения пошло 75% детей. Всего по-белорусски в том году училось 40,6% школьников. Уже к 2002−2003 годам число учащихся, изучающих школьную программу на родном языке, сократилось с 40% (в 1994/1995 году) до 26%. В 2010/2011 их осталось только 19%. К 2018/2019 году — 11,1%. Добавим, что в среднем специальном образовании речь идет о 0,2% учеников, обучающихся по-белорусски, в высшем это 0,1%, в дошкольном — 9,1% (информация по последнему сборнику Белстата).

Референдум 1995 года привел еще к одному последствию. Можно предположить, что в будущем историческая символика имеет шансы вновь стать государственной. В обществе нет по этому вопросу радикального раскола. А вот вернет ли белорусский язык свой прежний статус?

Увы, но голосование 25-летней давности лишило белорусов шансов постепенно решить языковую проблему. Белорусы не против родного языка, но, увы, видят его в лучшем случае в качестве второго родного. Последние избирательные кампании (и президентские выборы 2020 года не исключение) показывают, что подавляющее большинство кандидатов даже не выносят проблемы белорусского языка и его статус в своих программах. Поэтому получится ли белорусскому языку вернуться в большую политику и вернуть свой прежний статус (до 1995 года), пока неизвестно.

Условия проведения референдума

В п.5 ст.6 №5-ФКЗ перечислены остальные вопросы, которые не выносятся на референдум:

  1. об изменении срока полномочий главы государства и депутатов;
  2. об изменении статуса регионов;
  3. о принятии/корректировке госбюджета;
  4. об амнистии (что это?) или помиловании и другие.

Российское законодательство не допускает организацию и проведение референдума в условиях введения чрезвычайного или военного положения, во время проведения избирательной кампании на всей территории РФ, а также в последний год полномочий Президента и Госдумы.

Инициировать организацию референдума могут:

  1. Граждане РФ — не менее 2 млн человек, обладающих правом на участие в голосовании, при этом на территории одного субъекта должно проживать не больше 50 тысяч из них;
  2. Федеральные органы госвласти.

О порядке организации референдума в России можно посмотреть тут:

Причины критики референдума

Критика популистского аспекта референдума

Критики референдума утверждают, что избиратели часто делают выбор интуитивно, а не путем тщательного обдумывания, а также могут быть недостаточно информированы для принятия решений по сложным или техническим вопросам. Кроме того, избиратели могут находиться под влиянием пропаганды, сильных личностей, запугивания и дорогих рекламных кампаний. Джеймс Мэдисон утверждал, что прямая демократия является «тиранией большинства».

Негативное отношение к референдумам возникло в том числе из-за того, что их использовали диктаторы Адольф Гитлер и Бенито Муссолини, которые, как утверждается, использовали плебисцит, чтобы замаскировать репрессивную политику. Диктаторы также использовали референдумы, чтобы узаконить свою власть, как Бенито Муссолини в 1934 году, Адольф Гитлер в 1936 году, Фердинанд Маркос в 1973 году, Пак Чжон Хи в 1972 году и Франсиско Франко в 1947 году. Использование плебисцитов Гитлером — основная причина, по которой со времен Второй мировой войны в Германии существует запрет на их проведение на федеральном уровне.

Критика Паттена

Британский политик Крис Паттен обобщил аргументы «против» референдума в интервью в 2003 году, при обсуждении вопроса о возможности проведения референдума в Соединенном Королевстве по конституции Европейского Союза:

Я думаю, референдумы ужасны. Джулиан Кричли говорил, что они были излюбленной формой плебисцитарной демократии Муссолини и Гитлера. Они подрывают Вестминстер. Мы увидели в последних выборах, что если у вас есть референдум по какому-то вопросу, политики во время избирательной кампании говорят: «О, мы не будем говорить о том, нам не нужно говорить о том, это все для референдума». Так что во время последней избирательной кампании, евро почти не обсуждался. Я думаю, что референдумы в нашей системе абсолютно антидемократичны, и я бы не хотел иметь ничего общего с ними. В целом, только слабые правительства признают их.

Другие аргументы против референдума

Некоторые критикуют использование закрытых вопросов в референдумах. Трудность, с которой можно столкнуться во время проведения референдума по двум и более вопросам называется проблемой разделения. Если один вопрос на голосовании связан с другим, то одновременное голосование по каждому вопросу может привести к искаженному результату, который будет неприятен для большинства.

Некоторые комментаторы отмечают, что использование гражданских инициатив для внесения поправок в конституцию ведет к путанице в правительстве, и в итоге может сделать правительство неработоспособным. «Экономист» рассказал об американском штате Калифорния, который провел огромное количество референдумов, ограничивающих способность правительства штата облагать налогами людей и перераспределять бюджет. Это привело к тому, что штат стал фактически неуправляемым. Делаются призывы к принятию совершенно новой калифорнийской конституции.

Публикации по теме РЕФЕРЕНДУМ

П. Д. Эмерсон в работе Defining Democracy рассматривает оба вида референдума (одно- и многовариантные референдумы) в их историческом контексте, которые являются более точным изъявлением «воли народа».

Питер Эмерсон, в Designing an All-Inclusive Democracy (Springer-Verlag, 2007), описывает Модифицированный счет Борда, а также Систему Квоты Борда и матричное голосование.

Что говорят эксперты

Поправки к Конституции были приняты Госдумой в первом чтении в рекордно сжатые сроки: с момента анонсирования их президентом до голосования в парламенте прошло всего 8 дней. Для сравнения, законопроекты по социальным вопросам (в том числе по материнскому капиталу и новым пособиям) до сих пор не подготовлены, и будут готовиться еще долго.

При этом в Кремле всячески отрицают спешку с этим вопросом – из официальных заявлений следует, что все идет в штатном режиме.

Большинство экспертов называют предложенные президентом поправки не иначе, как способом транзита власти: сроки президентских полномочий Путина истекают в 2024 году, и усиление Государственного совета параллельно с ослаблением правительства – способ создать новый центр влияния под конкретного человека. Другие говорят, что Путин намеренно усилил полномочия Госдумы, чтобы в конечном счете занять пост председателя парламента.

США могут закрыть 2 консульства в России. Которые и так почти не работали из-за дипломатических скандалов

Еще в контексте транзита власти вспоминают Союзное государство России и Белоруссии. Как известно, переговоры между странами о дальнейшей интеграции постепенно заходят в тупик, но в будущем именно Государственный Совет может стать тем наднациональным органом, который будет определять политику единого государства.

При этом изменения в Конституции уже вызвали отставку и переформатирование правительства – многие уверены, что Михаил Мишустин стал лишь переходным премьер-министром.

Но досрочных выборов в Госдуму, как уже заявили, не будет.

Виды референдумов

В соответствии с характером вопроса, способом организации и сферой применения выделяют несколько видов референдума:

  1. конституционный — обеспечивает принятие нового варианта Основного закона или поправок к нему;
  2. законодательный — связан с голосованием граждан по проекту закона.

Если результаты референдума имеют юридическую силу и его итоги поддерживаются большей частью политических сил, то он считается признанным. В противном случае голосование приобретает статус частично признанного или непризнанного.

В отдельных странах проводятся консультативные опросы, которые осуществляются в формах, тождественных референдуму. Они не имеют правовой силы, но точно отражают настроения общества.

Подобный опрос был проведен в Каталонии осенью 2017 года, когда свыше 90% его участников высказались за отделение региона от Испании.

Подведем итоги

Носителем власти в РФ является ее народ. Реализовывать свои властные полномочия он может через выборных представителей или на референдуме. Организовать последний вправе любой совершеннолетний дееспособный гражданин России. Для этого он должен собрать инициативные группы по 100 человек каждая не менее, чем в половине регионов страны и зарегистрировать их. После этого собирают подписи. В каждом регионе, где зарегистрирована группа, нужно собрать не меньше 50 000 подписей и предоставить их в Центризбирком. Если все прошло успешно, Центризбирком направляет результаты сбора Президенту, после чего тот проводит их дополнительную проверку назначает дату голосования. Само голосование проходит точно так же, как выборы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий