§ 2. создание, реорганизация и ликвидация юридического лица

Ликвидация

По закону это форма прекращения деятельности юридического лица, но никак не форма его реорганизации. Однако, для целей структурирования бизнеса ликвидация есть ни что иное, как еще одна реорганизационная процедура. Судите сами: завершение ликвидации означает прекращение существования компании с исключением ее из ЕГРЮЛ, однако при этом имущество, оставшееся после процедуры, поступает в собственность участников юридического лица. Более того, иногда такая передача имущества участникам-физическим (или юридическим) лицам является единственной целью ликвидации.

Имеется Компания — «ТД Старый» с большим по величине уставным капиталом, участниками которого являются физическое лицо и ООО «ТД новый». «ТД Старый» владеет имуществом, часть которого необходимо передать в ООО «ТД новый» без налоговых последствий. Другая часть имущества не может использоваться самим «ТД Старый» — это противоречит функциональной структуре группы компаний и вообще, хорошо бы компанию ликвидировать для «очищения истории» бизнеса. 

Процедура ликвидации позволит передать имущество в ООО «ТД новый» с минимальными налоговыми последствиями и избавиться от непрофильного имущества. Начиная с 2019 года ООО «ТД новый» необходимо будет заплатить налог на прибыль по его ставке налога на дивиденды — 0 или 13%. С 2019 года разница между стоимостью получаемого имущества и расходами на приобретение доли в уставном капитале «ТД Старый» приравнивается к дивидендам и облагается по льготной ставке.

Физическое лицо также заплатит НДФЛ по ставке 13%. Далее физическое лицо сможет либо сдавать имущество в аренду (самостоятельно либо через доверительного управляющего), либо внести его в новую компанию (в качестве оплаты доли в уставном капитале либо в качестве вклада в имущество ООО).

Еще несколько важных моментов в отношении всех видов реорганизационных процедур:

  1. Общий срок одной реорганизации составляет в среднем 3,5-4 месяца;

  2. Возможность процедуры необходимо заранее согласовать с кредитующим банком, иными ключевыми кредиторами.

  3. Принятие решения о реорганизации/ликвидации может повлечь назначение выездной налоговой проверки ( НК РФ), поэтому итоговое решение о такой трансформации должно соотноситься с наличием и величиной налоговых рисков организации за прошедшие три года.

Безусловно, практически все из перечисленных процедур имеют дополнительные, не обозначенные еще нюансы, плюсы и минусы. Однако основные принципиальные особенности выделения, разделение, слияния, присоединения, преобразования и ликвидации мы разобрали. Делая выбор между ними, главное правило остается неизменным: а в чем деловая цель вашей реорганизационной процедуры? 

Сноски

1. 27.11.2018 Президентом РФ подписан Федеральный закон №424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», приравнивающий к дивидендам разницу между стоимостью получаемого имущества и расходами на приобретение доли в уставном капитале при выходе участника/акционера из общества или при его ликвидации. Соответственно, для организации, владеющей более года долей не менее 50%, ставка налога в случае выхода/ликвидации составит 0% (п.п. 1 НК РФ);

2. подача документов на государственную регистрацию завершающего этапа — по истечению трех месяцев на обжалование решения о реорганизации, 3-х месячный срок начинает течь с момента регистрации уведомления о начале процедуры реорганизации.

Окончание ликвидации кооператива

Финальным этапом такой процедуры является выплата кредиторам денег ликвидационной комиссией. Согласно законодательству, выплачивают им деньги в порядке очереди. Средства для оплаты берутся из промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ), утвержденного в начале ликвидации.

По окончанию дачи денежных средств кредиторам комиссия производит перерасчет и утверждает окончательный ликвидационный баланс, утвержденный посредством голосования на собрании.

Основываясь на законах, ликвидируемый кооператив производит выплату средств по конкретной схеме. Сначала стоимость пая распределяется между всеми ассоциированными членами. А вот оставшиеся деньги и различное имущество равномерно разделяют между всеми, кто состоит в ликвидируемом кооперативе в соотношении 1:1 (вместе с их паями).

Когда все выплаты были произведены и каждый получил положенную долю, учредители должны обратиться в ЕГРЮЛ, где вносится запись о том, что кооператив полностью ликвидирован. Только после этого кооператив может считаться ликвидированным окончательно. Вся документация передается в госархив, где хранится определенный срок .

Какая из процедур выгоднее и в каком случае?

В случае укрепления и динамичного развития компании при определенных условиях намного выгоднее будет реорганизация. Произведя определенные изменения, компания может получить дополнительный толчок в развитии благодаря:

  • увеличению активов компании;
  • выведению из состава акционеров лиц, которые не способствуют развитию компании;
  • освоение новых видов деятельности или рынков сбыта;
  • изменению векторов развития компании.

Какая процедура признания ЮЛ банкротом? Сама компания или ее кредиторы обращаются в арбитражный суд с иском о признании фирмы — должника банкротом. Иск должен быть подтвержден соответствующими доказательствами неплатежеспособности компании. Судья принимает решение о признании фирмы неплатежеспособной, после чего создается ликвидационная комиссия. Этот орган проводит полную инвентаризацию имущества ликвидированной компании, его оценку и реализацию с целью получения денежных средств на погашение долговых обязательств компании.

Как понимаем, в момент развития фирмы выгоднее будет провести реорганизацию, а в кризисные времена — ликвидировать юридическое лицо.

Процесс ликвидации

При закрытии юридического лица в связи с ликвидацией многие этапы повторяются. К примеру, учредитель или совет директоров должен оповестить соответствующие органы о своём решении. Далее на основе бухгалтерской документации составляется промежуточный баланс, в котором указываются все активы и пассивы компании, а также долговые обязательства перед кредиторами и другие обязательные выплаты.

После погашения всех обязанностей и рассмотрения промежуточного баланса, который подаётся вместе со специальной формой Р15001, составляется ликвидационный баланс, юридическое лицо снимается с учёта в регистрационном органе и внебюджетных фондах. Присутствует и момент с публикацией решения о ликвидации, и обязательное письменное оповещение всех кредиторов компании.

Права и обязанности участников кооператива

Кооператив – одна из самых простых в плане образования организаций. Работники могут объединиться в одну структуру, вкладывая в неё не только финансы, но и труд.

Что может делать член кооператива:

  • голосовать за реализацию конкретных задач;
  • получать доступ к необходимой информации касательно деятельности кооператива;
  • избираться председателем посредством голосования;
  • получать долю от прибыли;
  • распоряжаться паем по своему усмотрению.

Что должен делать участник кооператива:

  • регулярно вносить паевые и прочие взносы, как и подобает каждому члену кооператива;
  • принимать участие в производственной, трудовой и прочих формах деятельности общества.

Теперь о запретах. Самое главное – один человек не может входить в состав нескольких кооперативов сразу, в ином случае он будет исключен из них. Также он может быть исключен из состава по решению остальных членов, если деятельность конкретного человека слишком мала и её вовсе не было.

Законодательство РФ о процедуре ликвидации кооператива

Законы страны не запрещают гражданам самостоятельно создавать объединения коммерческого типа, если они желают заниматься предпринимательской деятельностью и извлекать из этого прибыль. Достаточно всего несколько граждан, выступающих в качестве учредителей, чтобы организацию могли считать кооперативом.

Такая регистрация обладает некоторыми преимуществами. Например, на них практически не оказывается налоговая нагрузка. Причиной этому служит малый размер вознаграждения участников. Поскольку он, как правило, соответствует размеру паевого взноса, эти вознаграждения не облагаются налогами.

На сегодняшний день достаточно соответствия трем условиям для того, чтобы граждане могли создать собственный кооператив.

  1. Количество членов кооператива – не менее пяти человек.
  2. Число людей, не занимающихся любым видом трудовой деятельности, не должно быть больше 25% от общего количества членов кооператива.
  3. Количество наемных работников – не более 30% от числа членов объединения.

Пример. Сельскохозяйственные формирования образовываются членами семьи, желающие заработать на продаже овощей и фруктов совместными усилиями.

Закон не предусматривает ограничений по виду деятельности, а потому существуют самые разные кооперативы:

  • кредитные;
  • потребительские;
  • производственные;
  • газовые.

Кооперативы могут быть ликвидированы или реорганизованы. Как правило, такое наступает при самостоятельно принятом решении учредителей или в результате неблагоприятных обстоятельств. 

Правила и особенности ликвидации кооперативов

Ликвидация организации проходит в соответствии с законами, относящимися к конкретному виду кооператива. Основанием для этого служит, как правило, собственное решение учредителей. По их решению ликвидировать кооператив можно либо по истечении срока службы, установленного для той или иной формы кооператива, либо по достижении установленных им целей.

Также кооператив может быть ликвидирован судом. Это возможно при соблюдении хотя бы одного из условий:

  • нет лицензии или разрешения для проведения деятельности
  • выявлены нарушения закона, которые невозможно устранить;
  • осуществлялась запрещенная законодательно деятельность;
  • организация признала себя банкротом.

В какие сроки надо провести процедуру

На основании принятых решений реорганизация государственных предприятий либо муниципальных унитарных структур должна завершиться к 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не прекратится. Если товарный рынок переходит в состояние конкурентного, антимонопольный орган потребует ликвидировать или реорганизовать учреждение. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе в судебном порядке закрыть организацию. Таким образом, получается, что ликвидация МУПов до 2025 года — только первый этап, после чего работа по стимулированию конкуренции на рынке продолжится.

Порядок ликвидации потребительского кооператива

Сельскохозяйственный кооператив ликвидируется по правилам, установленным в главе 8 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Пунктом 1 статьи 42 предусмотрена невозможность передачи обязанностей другим лицам при прекращении деятельности кооператива. В остальном правила ликвидации примерно такие же, как и при ликвидации производственного кооператива.

Отдельного внимания заслуживает процесс ликвидации по причине банкротства. В первую очередь руководящая часть кооператива должна выявить признаки наступления этапа, когда организация становится несостоятельной. При их выявлении руководство выполняет следующие шаги:

  1. Оформляет запрос на осуществление ревизии.
  2. Направляет его в ревизионный союз.
  3. Знакомит наблюдательный совет кооператива с итогами проведенной ревизионным союзом ревизии.
  4. Вырабатывает ряд мероприятий, направленных на объявление кооператива банкротом.
  5. Созывает общее собрание членов кооператива.

В ходе собрания правление кооператива должно сделать следующее:

  • уведомить участников об итогах ревизии и причинах ликвидации;
  • избрать представителя, который будет защищать интересы кооператива;
  • определиться с планом мероприятий, цель которых – защитить права участников.

После того, как кооператив ликвидирован, а все требования кредиторов удовлетворены, его члены могут распределить между собой оставшееся имущество.

Присоединение

В результате присоединения свою деятельность прекращают одно или несколько обществ с передачей всех их прав и обязанностей той компании, к которой они присоединяются. Все активы и обязательства реорганизуемых обществ оказываются в одном «котле».

При присоединении возможно изменить персональный состав участников присоединяющего общества, ст. 53 ФЗ «Об ООО» никаких специальных правил на этот счет не содержит. Присоединение как форма реорганизации не снижает предпринимательских рисков и не повышает уровень имущественной безопасности.

На практике присоединение часто использовалось как способ «ликвидации» организации или инструмент для корректировки своих налоговых обязательств путем присоединения убыточной компании. В последнем случае правопреемник сначала должен исполнить обязанность своего предшественника и подать налоговую декларацию за последний налоговый период.

Присоединение убыточной компании дает возможность учесть убытки у прибыльного правопреемника, а потому, как и любая реорганизация, должна вписываться в разумную деловую цель своего совершения, в первую очередь в целях исключения каких-либо налоговых претензий.

Что же касается использования «присоединения» в целях исключения компании из реестра, то данный способ прекращения её деятельности налоговыми органами в последнее время активно пресекается в рамках общего ужесточения контроля за законностью регистрационных процедур и, в целом, «чистотой ЕГРЮЛ». 

Ликвидация юридических лиц: понятие, процедура.

Ликвидация
представляет собой прекращение
юридического лица без правопреемства,
т.е. без перехода прав и обязанностей к
другим лицам.

Выделяют
следующие виды
ликвидации

юридических лиц:

1) добровольную;

2) принудительную;

Добровольная
ликвидация осуществляется по решению
учредителей (участников) юридического
лица либо органа юридического лица,
уполномоченного на то учредительными
документами. Решение о ликвидации
государственного или муниципального
унитарного предприятия может принять
собственник имущества — соответствующий
государственный орган или орган местного
самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержит
примерный перечень оснований добровольной
ликвидации, в частности: истечение
срока, на который создана организация;
достижение цели, ради которой она
создана, и др.

Принудительная
ликвидация производится на основании
решения суда в следующих случаях:

— осуществление
деятельности без надлежащего разрешения
(лицензии);

— осуществление
деятельности, запрещенной законом;

— неоднократное или
однократное, но грубое нарушение закона
или иных правовых актов и др

Ликвидационный
процесс проходит несколько этапов,
приведенных ниже.

1. Принятие
уполномоченными органами решения о
ликвидации юридического лица.

2. Учредители
(участники) юридического лица или орган,
принявшие решение о ликвидации
юридического лица, обязаны в трехдневный
срок в письменной форме уведомить об
этом регистрирующий орган по месту
нахождения ликвидируемого юридического
лица с приложением решения о ликвидации
юридического лица.

Регистрирующий
орган вносит в Единый государственный
реестр юридических лиц запись о том,
что юридическое лицо находится в процессе
ликвидации.

3. Назначение
ликвидационной комиссии (ликвидатора)
учредителями (участниками) лица или
органом, принявшим решение о ликвидации,
по согласованию с регистрирующим
органом. С момента назначения ликвидационной
комиссии (ликвидатора) к ней переходят
полномочия по управлению делами
юридического лица, в том числе право
выступать от имени ликвидируемого
юридического лица в суде

4. 
Публикация о ликвидации в органах
печати, в которых обычно публикуются
данные о государственной регистрации
юридических лиц.

5. 
Переоформление банковской карточки с
образцами подписи лиц, имеющих право
распоряжаться находящимися на счету
денежными средствами, на руководителя
и членов ликвидационной комиссии.

6. 
Формирование активов и пассивов
организации. С этой целью ликвидационной
комиссией выявляются кредиторы (последние
обязательно письменно уведомляются о
ликвидации должника), принимаются меры
к получению дебиторской задолженности,

7. 
Выход из состава участников других
юридических лиц.

8. 
Увольнение работников в соответствии
с требованиями, предусмотренными
трудовым законодательством.

9. 
Составление промежуточного ликвидационного
баланса по окончании срока, отведенного
кредиторам для предъявления требований.

10.
Расчеты с кредиторами в порядке
очередности. В первую очередь
удовлетворяются требования граждан,
перед которыми ликвидируемое юридическое
лицо несет ответственность за причинение
вреда жизни или здоровью

11. 
Составление ликвидационного баланса,

12. Представление в
орган, осуществляющий государственную
регистрацию (налоговые органы), следующих
документов:

а) заявления с
подтверждением соблюдения порядка
ликвидации, завершения расчетов и
согласования вопросов ликвидации с
соответствующими государственными
органами;

б) ликвидационного
баланса;

в) документа об
уплате государственной пошлины.

Государственная
регистрация ликвидации осуществляется
по месту нахождения ликвидируемого
юридического лица в срок, не превышающий
пяти рабочих дней.

Реорганизация, или прекращение деятельности

Реорганизация – это прекращение деятельности юридического лица на условиях правопреемства. Исключение составляют случаи выделения, когда юрлицо не прекращает своей деятельности.

По результатам реорганизации хозяйственные права и обязанности продолжают существовать, а имущество сохраняется в сокращенном или укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством или переходом имущественных прав от одного лица к другому. Права собственности на принадлежащее имущество переходит к правопреемникам реорганизованного юрлица по п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса.

Реорганизация юрлица происходит добровольно и принудительно. Добровольная реорганизация происходит по решению собственников либо иного органа юридического лица, который наделен данным правом по учредительным документам.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных госорганов или судебному постановлению. В случаях, которые прописаны законодательно, реорганизация юрлица происходит в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юрлиц по решению уполномоченных инстанций или судебному решению.

Различают несколько форм реорганизации юридического лица. Все они приведены в п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса:

  1. Слияние, при котором участвующие лица в реорганизации прекращают свою деятельность, а взамен создается новая компания.
  2. Присоединение, когда к существующей организации присоединяются одно или несколько юрлиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность.
  3. Разделение, когда вместо одной компании образуется несколько, а разделяемая организация прекращает существование.
  4. Выделение, когда из существующей организации выделяют одну или несколько компаний.
  5. Преобразование, когда компания остается, а изменяется ее организационная форма.

Особенности реорганизации отдельных видов компаний регулируются на основании специальных норм. Например, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества содержится в ст. 15-24 ФЗ-208  от 1995 года. Общества, которые участвуют в слиянии, заключают соответствующий договор, в котором они определяют порядок и условия слияния, порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества.

На основании ст. 15 ФЗ-208 можно сделать вывод относительно того, какие сведения должны быть включены в уведомление о реорганизации акционерного общества. Несоблюдение указанного требования влечет за собой отказ в регистрации.

Реорганизация будет считаться завершенной после внесения записи в ЕГРЮЛ. Реорганизация повлечет за собой ликвидацию юрлица при слиянии, присоединении, выделении.

Таким образом, ликвидация юрлица не предусматривает выбора в отношении судьбы компании. Она в любом случае прекратит свою деятельность и закроется. Тогда как при реорганизации возможны пять вариантов развития событий. Реорганизация может иметь форму преобразования, выделения, разделения, присоединения, слияния. При реорганизации могут быть созданы одна или несколько структур на основе прежней.

Ликвидация компании в общем случае предполагает прохождение следующих этапов: принятие решения о прекращении деятельности, создание ликвидационной комиссии, извещение кредиторов и налоговой службы, публикация сведений о прекращении деятельности, составление предварительного ликвидационного баланса, расчет по долгам, подготовка документов для окончательного завершения процедуры ликвидации.

6.2. Порядок и виды реорганизации юридических лиц

Выделяют следующие виды реорганизации:

— добровольная реорганизация осуществляется
по решению учредителей (участников)
юридического лица либо органа,
уполномоченного на то учредительными
документами;

— принудительная реорганизация
осуществляется по решению уполномоченного
государственного органа или по решению
суда в случаях, прямо указанных в
законодательстве.

Так, в соответствии со ст.
19Закона РСФСР «О конкуренции
и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках»
Федеральная антимонопольная служба РФ
может принять решение о принудительном
разделении или выделении хозяйствующего
субъекта, занимающего доминирующее
положение на товарном рынке и
злоупотребляющего своим положением. В
решении государственного органа должен
быть определен срок реорганизации. Если
учредители (участники), уполномоченный
ими орган самого юридического лица не
осуществят реорганизацию в указанный
срок, суд по иску уполномоченного
государственного органа назначает
внешнего управляющего, которому
поручается проведение реорганизации.
С момента назначения внешнего управляющего
к нему переходят полномочия по управлению
делами юридического лица. Утверждение
судом разделительного баланса и
учредительных документов является
основанием для государственной
регистрации вновь возникших юридических
лиц (ст.
57ГК РФ).

В определенных случаях требуется
согласие государственных органов на
реорганизацию. В соответствии со ст.
17Закона РСФСР «О конкуренции
и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» на
антимонопольные органы возложено
осуществление контроля над реорганизацией
в форме слияния и присоединения
коммерческих организаций, суммарная
балансовая стоимость активов которых
по последнему балансу превышает 30
миллионов установленных федеральным
законом минимальных размеров оплаты
труда.

Орган, принявший решение о реорганизации,
обязан направить кредиторам письменное
уведомление об этом. Кредиторы вправе
потребовать прекращения или досрочного
исполнения обязательства, должником
по которому выступает реорганизуемая
коммерческая организация, а также
возмещения убытков, причиненных досрочным
исполнением или прекращением обязательства.
Кроме того, если разделительный баланс
не дает возможности определить
правопреемника реорганизованного
юридического лица, вновь возникшие
юридические лица несут солидарную
ответственность по обязательствам
реорганизованного юридического лица
перед его кредиторами (ст.
60ГК РФ).

Государственная регистрация юридических
лиц, создаваемых путем реорганизации,
осуществляется в соответствии с ГКРФ и Федеральнымзаконом»О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей». В регистрирующий
орган (налоговые органы) представляются:

1) заявление о регистрации каждого вновь
возникшего юридического лица, создаваемого
путем реорганизации, в котором
подтверждается, что учредительные
документы созданных путем реорганизации
юридических лиц соответствуют
установленным законодательством
Российской Федерации требованиям к
учредительным документам юридического
лица данной организационно-правовой
формы, что сведения, содержащиеся в этих
учредительных документах и заявлении
о государственной регистрации, достоверны,
что передаточный акт или разделительный
баланс содержат положения о правопреемстве
по всем обязательствам вновь возникшего
юридического лица в отношении всех его
кредиторов, что все кредиторы
реорганизуемого лица уведомлены в
письменной форме о реорганизации и в
установленных законом случаях вопросы
реорганизации юридического лица
согласованы с соответствующими
государственными органами и (или)
органами местного самоуправления;

2) учредительные документы каждого вновь
возникающего юридического лица
(подлинники или нотариально удостоверенные
копии);

3) решение о реорганизации юридического
лица;

4) договор о слиянии в предусмотренных
федеральными законами случаях;

5) передаточный акт или разделительный
баланс;

6) документ об уплате государственной
пошлины.

Государственная регистрация осуществляется
по месту нахождения реорганизуемых
юридических лиц. Регистрирующий орган
принимает решение о государственной
регистрации вновь возникшего юридического
лица (лиц) или об отказе в государственной
регистрации в срок не более чем пять
рабочий дней. При положительном решении
данный орган осуществляет соответствующую
запись в реестре, оформляет свидетельство
о регистрации.

Основания для реорганизации или ликвидации

Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности. Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий

Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация

Как объясняли авторы реформы еще до ее принятия, необходимо четко продумать условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, чтобы, с одной стороны, не остаться без хозяйствующего субъекта на рынке, а с другой — дать частному бизнесу развиваться.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий