Подача апелляционной жалобы

Содержание

Где посмотреть решение о взыскании по номеру

Нередко возникают ситуации, когда человек осведомлен о вынесении в отношении его распоряжения, но на руки по каким-то причинам его не получает. Должник заинтересован в своевременном исполнении сего приказа (чтобы не получить дополнительный штраф) или же обжаловании его (при наличии доказательств своей правоты).

На сайте ФНС работает сервис, позволяющий третьим лицам получить информацию об организациях, которые более года не сдают налоговую отчетность, там же можно посмотреть задолженность по налогам свыше 1000 рублей, направленную на взыскание судебным приставам. Для этого достаточно указать ИНН интересуемой организации.

Какие нарушения ФНС при проверке и оформлении решений существенны?

Как составить возражение

Процедура обжалования решения налоговой включает в себя несколько этапов, первым из которых является составление возражения на претензии налоговой, указанные в акте проверки. Отправить в ФНС их необходимо в срок до 1 месяца с даты получения акта от налоговой. Возражения могут быть составлены как по акту в целом, так и по отдельным положениям акта. Ответ ФНС на возражения должен включать в себя информацию об их рассмотрении. При этом на рассмотрении возражений может присутствовать сам налогоплательщик, давать пояснения и представлять необходимые подтверждающие документы.

В ответ на возражение налогоплательщику должны сообщить, где и когда они будут рассматриваться. Он может присутствовать при рассмотрении возражений, давать свои пояснения и представлять подтверждающие документы инспектору.

По итогам рассмотрения возражений возможны следующие результаты:

  • привлечение к ответственности налогоплательщика;
  • отказ от привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • дополнительный контроль.

Как должно выглядеть заявление в суд о признании решения налогового органа по проведенной проверке недействительным

В процессе оформления заявления в суд о признании решения налоговой службы недействительным:

Определите форму его подачи. Заявление можно подать как на бумажном носителе, так и воспользовавшись средствами электронной связи (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ, пп. 1, 8, 9 ст. 125, п. 1 ст. 220 КАС РФ).
Проконтролируйте исполнение формальных требований к содержанию заявления (они указаны в ч. 1 ст. 199 АПК РФ, п. 2 ст

125 КАС РФ).
Уделите внимание основной части заявления. Она должна содержать аргументы налогоплательщика о том, по каким причинам он считает доводы налоговой службы не соответствующими действительности или нормам законодательства

Налогоплательщику нужно привести достаточно весомые аргументы, в том числе и ссылки на документы и конкретные обстоятельства, чтобы убедить суд в своей правоте.
Проанализируйте и включите в заявление все нарушения, допущенные налоговиками в процессе досудебного урегулирования спора.

Так, если налогоплательщик не участвовал в рассмотрении материалов налоговой проверки или ему не дали возможности объяснить какие-либо обстоятельства, то об этом нужно упомянуть в заявлении

Суд обязательно должен принять такие факты во внимание и не оставить их без рассмотрения

Бывает, что у налогоплательщика есть сведения, доказывающие, что в ходе налоговой проверки, а также при составлении решения о привлечении к ответственности и акта проверки налоговиками были допущены серьезные нарушения. Тогда в заявлении необходимо привести имеющиеся сведения. Кроме того, можно указать и на нарушения сроков проверки, если таковые имелись.

Таким образом, все собранные факты, указывающие на нарушения налоговиков, помогут склонить судью на сторону налогоплательщика.

Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», 

Составляем текст заявления

Основа заявления — возражения, которые вы подавали на акт проверки, и апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. Необходимо только откорректировать текст по числу оставленных в силе претензий и проверить наличие новой положительной судебной практики.

Шаг 1. Оформите шапку заявления так:

--------------------------------------------------------------------------¬¦                                                Арбитражный суд г. Москвы¦¦                                   115225, г. Москва, ул. Б. Тульская, 17¦¦                                                                         ¦¦                                              Заявитель: ООО "Несогласие"¦¦                            127474, г. Москва, Бескудниковский пер., д. 5¦¦                                                 телефон: (495) 223-45-46¦¦                                                                         ¦¦                         Ответчик: Инспекция ФНС России N 13 по г. Москв妦                                105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 9¦¦                                                                         ¦¦                                Заявление                                ¦¦         о признании недействительным решения налогового органа          ¦¦                о привлечении к налоговой ответственности                ¦L--------------------------------------------------------------------------

Во вводной части описывайте ситуацию в общем: кем и когда была проведена проверка, какие налоги и периоды проверялись, какие документы выносились по результатам и так далее.

Шаг 2. Если налоговый орган допустил существенные нарушения, которые сами по себе могут являться причиной отмены решения, начните текст заявления с указания на эти нарушения. Далее излагайте доводы так же, как и в возражениях на акт проверки.

--------------------------------------------------------------------------¬¦    Налоговый  орган в нарушение п. 2 ст. 101 НК РФ не известил о месте 覦времени   рассмотрения   материалов   проверки,  в  результате  чего  ООО¦¦"Несогласие"  лишилось  возможности  участвовать  в процессе рассмотрения¦¦материалов  проверки.  Данный факт, в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ,¦¦относится  к  существенным  нарушениям  процедуры рассмотрения материало⦦налоговой  проверки  и  является основанием для отмены решения налоговогоргана   о   привлечении   к  ответственности  за  совершение  налоговогправонарушения.                                                          ¦L--------------------------------------------------------------------------

К сведению

Какие нарушения суд может признать существенными и отменить на этом основании решение налоговой? Читайте об этом: журнал «Главная книга», 2012, N 11, с. 68.

Шаг 3. При упоминании в тексте каких-либо документов, которые служат доказательством вашей правоты, делайте ссылки на них, приложив их к заявлению. Список приложений нужно указать после просительной части. Сами документы желательно прикладывать в соответствии с эпизодами и логикой изложения внутри каждого эпизода. Прикладывать тексты судебной практики не нужно.

--------------------------------------------------------------------------¬¦    В  соответствии  с требованием налогового органа (приложение N 5) ООО¦¦"Несогласие" представило все необходимые документы.                      ¦L--------------------------------------------------------------------------

Шаг 4. Составьте просительную часть. Если вы обжалуете решение налогового органа лишь частично, обязательно укажите, в какой именно части обжалуется решение. Обычно перечисляются отдельные эпизоды с суммами доначислений по ним, а также с соответствующими пенями и штрафами. При этом желательно указывать абзацы и страницы из резолютивной и мотивировочной частей обжалуемого решения.

--------------------------------------------------------------------------¬¦    На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 137, 171, 172 НК¦¦РФ, ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса просим:   ¦¦    1.  Решение  Инспекции  ФНС  России N 13 по г. Москве о привлечении ꦦналоговой   ответственности   за   совершение  налогового  правонарушения¦¦N 15-127/122 от 20.06.2012 признать недействительным полностью.          ¦L--------------------------------------------------------------------------

Заявление должно быть подписано руководителем или лицом, уполномоченным на это доверенностью. Печать ставить не нужно. Один экземпляр заявления с приложением тех доказательств, которые отсутствуют у налогового органа, отправляете в инспекцию.

Решение о взыскании где посмотреть по номеру

Ничего сложного в использовании этого сервиса нет. Он может свободно применяться всеми, кого интересует, как найти исполнительный лист по фамилии, узнать об имеющихся долгах. Напомним, что в базу вносятся сведения о должнике, исполнительном документе, возбужденном производстве. Поэтому, зная одну лишь фамилию должника, можно получить полное представление о том, с кого, в каком объеме и по каким основаниям производится взыскание.

Ознакомиться с данными также возможно через социальные сети с помощью специальных приложений. Подписавшись на эти приложения можно постоянно получать сведения о возбуждении новых ИП. Аналогичную возможность предоставляют и приложения на мобильных устройствах. Но их сначала нужно найти, установить, пройти регистрацию. Далеко не всем хочется тратить время на установку различных приложений.

4-й образец: жалоба на налоговую инспекцию в прокуратуру

Прокуратура надзирает за правильностью применения законодательства, в том числе налогового. Поэтому туда можно обращаться при любых нарушениях прав налогоплательщиков со стороны ИФНС. Нюансы таких обращений урегулированы ст. 10 Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45.

Жаловаться нужно в прокуратуру по месту нахождения ИФНС.

Структурно претензия включает три элемента:

  1. Заголовок, где первоначально указывают данные о прокуратуре (полное название с адресом, а также Ф.И.О. и чин руководителя). Следующими будет персональная информация заявителя (его Ф.И.О., адрес регистрации, контакты для обратной связи). Финальными будут данные налоговой — нарушителя ваших прав.
  2. Информативный блок: максимально кратко и точно нужно изложить суть проблемы, описав события, которые привели к спору, нарушения, которые были допущены, а также вашу просьбу к органу прокуратуры.
  3. Заключение. Тут перечисляют прилагаемые к обращению доказательства. Это могут быть свидетельствующие о нарушении аудио- и видеозаписи, документы и т. д. Здесь же обращение датируют и подписывают.

Составляя жалобу в прокуратуру, следует придерживаться делового стиля и четких формулировок, без оскорблений и ненормативной лексики, с указанием только правдивых фактов.

Для подачи претензии существует несколько способов:

  • по почте — заказным или ценным письмом с уведомлением о вручении или описью вложения соответственно;
  • через установленный в прокуратуре ящик «для обращений и заявлений граждан»;
  • в канцелярию прокуратуры. Здесь на первом и втором экземплярах жалобы проставляют печать, а также отметку и подпись о принятии с присвоением документу входящего номера;
  • через интернет-приемную Генпрокуратуры.

Прокуратура рассматривает поступающие претензии в порядке и сроки, которые установлены Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45. Обычный срок разбора претензии — 30 дней после ее регистрации. Если не требуется дополнительная проверка и изучение поступивших материалов, их разберут за 15 дней. При необходимости обозначенное время продлевается на аналогичное. Подавший жалобу извещается о продлении.

Для заявителя возможны два итога разбора его обращения: позитивный и негативный. Последний означает, что, с точки зрения прокуратуры, ИФНС права. Соглашаться с таким вариантом или нет, решает сам налогоплательщик, его несогласие означает дальнейший поход в суд. Позитивный сценарий означает, что прокуроры выявили нарушение закона и будут принуждать налоговиков к его соблюдению, о чем обратившегося также известят.

Как составить исковое заявление

На результат рассмотрения искового заявления судебными органами зависит в первую очередь от того, насколько точно оно будет отражать указанные сведения. Поэтому к составлению заявления нужно подойти основательно.

Разберем подробно какую информацию должно содержать исковое заявление:

  • Наименование арбитражного суда, куда организация подает иск;
  • Полное наименование организации, которая подает заявление. Здесь указываются все реквизиты юрлица, данные руководителя, адрес организации;
  • В тексте заявления указывается наименование ИФНС, а также номер и результат вынесенного им решения, для обжалования которого организация обратилась в суд. Кроме того необходимо указать наименование регионального управления ФНС, в которое организация обращалась с жалобой, а также номер и результат вынесенного им решения;
  • Организации следует выразить свое несогласие с решением налоговых органов, а также привести доказательства по этому поводу;
  • Перечень прикладываемых документов.

Подписывает заявление руководитель организации. К исковому заявлению также прикладываются документы, необходимые для рассмотрения жалобы. К таким документам относят следующие:

  • Платежное поручение на уплату госпошлины;
  • Уведомление о вручении копии искового заявления и приложенных к нему документов инспекции, на которую организация подает жалобу;
  • Копию свидетельства о государственной регистрации организации;
  • Выписка из ЕГРЮЛ, либо из ЕРГИП;
  • Копию решения налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности;
  • Копию жалобы в региональное УФНС;
  • Копию решения УФНС об отказе в удовлетворении жалобы;
  • Копии документов, подтверждающих основательность жалобы организации.

В заявлении организация вправе приводить ссылки на законодательные акты, в этом случае можно также приложить копии таких актов.

О государственной пошлине

При подаче искового заявления о признании решения по результатам проверки недействительным организации следует уплатить государственную пошлину в размере 2000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Для индивидуального предпринимателя данная сумма составит 200 руб. (категория физических лиц).
Порядок уплаты государственной пошлины установлен ст. 333.18 НК РФ. Согласно п. 2 данной нормы при предъявлении несколькими истцами совместного искового заявления, содержащего единое требование, государственная пошлина уплачивается ими совместно в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования. Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов, государственная пошлина уплачивается каждым из них исходя из размера заявляемого требования (Письмо Минфина России от 30.07.2009 N 03-05-06-03/34).
Аналогичной позиции придерживается Президиум ВАС (п. 16 Информационного письма от 13.03.2007 N 117).
Следует отметить, что, по мнению контролирующих органов, плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно (от своего имени) уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах (Письмо Минфина России от 06.06.2006 N 03-06-03-04/60). Уплата государственной пошлины иным лицом за заявителя, в отношении которого совершается юридически значимое действие, законодательством РФ не предусмотрена.
Другими словами, чиновники считают, что налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Уплата государственной пошлины через третьих лиц с указанием в назначении платежа плательщика сбора, за которого осуществляется платеж, противоречит положениям гл. 25.3 НК РФ.
Однако в данном случае есть, что возразить. Глава 25.3 НК РФ предусматривает право налогоплательщиков-организаций уплатить государственную пошлину в наличной или безналичной форме (п. 1 ст. 333.17, п. 3 ст. 333.18 НК РФ). То есть организация может самостоятельно выбрать удобный ей вариант: уплатить госпошлину за подачу искового заявления по безналу (через расчетный счет в банке) или наличными (сотрудником организации от ее имени). К тому же часть первая НК РФ признает обязанность по уплате данного сбора исполненной со дня внесения физическим лицом денег в банк для данных целей, из чего не следует, что указанное физическое лицо не может при этом действовать от имени и за счет представляемой организации (пп. 3 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ).
При рассмотрении споров по данному вопросу суды не так категоричны, как контролеры. Как правило, арбитры придерживаются мнения, что указание в квитанции на уплату госпошлины в качестве плательщика руководителя организации само по себе не означает, что платеж произведен от его имени. Госпошлина может быть уплачена физическим лицом, действующим от имени представляемого им юридического лица — организации в силу предоставленных ему полномочий, при представлении доказательств того, что денежные средства, предназначенные для уплаты сбора, принадлежат непосредственно юридическому лицу — организации (Постановления ФАС ЗСО от 19.04.2007 N Ф04-1531/2007(32609-А03-10), ФАС ВСО от 21.11.2006 N А58-2444/06-Ф02-6164/06-С1).
Если в квитанции указать наименование юридического лица, реквизиты налогового органа (код ОКАТО, номер счета получателя платежа, БИК), наименование платежа (госпошлина), код бюджетной классификации, то, по мнению арбитров, на основании этих данных можно персонифицировать налогоплательщика и идентифицировать остальные необходимые реквизиты. При таком подходе уплата госпошлины представителем фирмы (директором организации) будет правомерна (Постановления ФАС ВСО от 20.03.2006 N А19-26219/05-43-Ф02-1152/06-С1, ФАС ЦО от 28.11.2006 N А08-10273/05-20). В приведенных судебных решениях рассматривался вопрос о правомерности уплаты штрафных санкций, однако, по мнению автора, подход, изложенный в данных Постановлениях, может быть применен и в отношении уплаты государственной пошлины.

Каков порядок обжалования действий ФНС?

Общие положения

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в порядке реализации своих дискреционных полномочий, определенных ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», 30 июля 2013 г. Постановлением N 57 (далее — Постановление N 57) разъяснил некоторые вопросы, возникающие при применении части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Согласно п. 61.9 Регламента арбитражных судов, утв. Постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 N 7, со дня размещения Постановления N 57 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (с 27.08.2013 <1>) Постановление N 57 обязательно к применению при рассмотрении споров в арбитражных судах РФ.

<1> http://www.arbitr.ru/as/decision/postanovlenija_plenuma_vas_rf/

Необходимость выхода новых разъяснений давно назрела, поскольку с момента выхода такого комплексного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, как N 5 от 28.02.2001 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», прошло более 10 лет. За это время в НК РФ внесены ряд существенных изменений, произошли изменения и в судебной практике.

Постановление N 57 содержит достаточно много разъяснений, касающихся порядка обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, что требует отдельного рассмотрения.

Сразу обратим внимание на четыре момента:

  1. п. 83 Постановления N 57 признаны утратившими силу следующие Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ:
  • от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;
  • от 22.06.2006 N 30 «О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций»;
  • от 26.07.2007 N 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование».

В связи с этим указанные Постановления со дня опубликования Постановления N 57 не подлежат применению;

  1. Постановление N 57 построено так, как соответствующие главы и статьи изложены в НК РФ;
  2. Постановление N 57 не затрагивает вопросы, связанные с соотношением положений НК РФ с Законом о банкротстве. Соответственно, по этим вопросам действуют ранее принятые разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ (к примеру, Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 N 439/11 и др.);
  3. Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены ряд существенных изменений и пополнений, в частности с 01.01.2013 установлено обязательное досудебное урегулирование споров с налоговыми органами, в то время как в Постановлении N 57 некоторые эти моменты не учтены.

Порядок рассмотрения

Сроки рассмотрения дела ограничены 6 месяцами. В этот период включена подготовка к разбирательству и собственно принятие решения. При необходимости срок может быть продлен. Основанием для продления является особая сложность вопроса и дела, в котором много участников и заинтересованных лиц.

Если в суде принимают заявление к рассмотрению, то заявителю сообщают время и место, где будут проходить слушания. Истец имеет право посетить заседание, но его неявка – это не основание для переноса заседания.

В процессе рассмотрения дела суд:

  • проверяет оспариваемый акт или его отдельные части на соответствие действующим законодательным нормам;
  • устанавливает законность полномочий лиц, которые составили и подписали оспариваемый документ;
  • проверяет, нарушает ли предмет спора законные права и интересы заявителя.

В судебной практике судьи полноценно проверяют законность решений и действий работников контролирующих органов, а не только изучают доводы, приведенные в заявлении. Если будет установлено, что действия или бездействие служащих не соответствуют закону, то решением суда будут отменены все правовые последствия, которые наступили в результате.

Копии решения суда направляются всем участникам процесса. Срок направления копий решения арбитражного суда – 5 рабочих дней. При обращении в суд общей юрисдикции этот срок сокращается до 3 дней.

Заявление о признании Решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным

С 13 июня 2005 г. по 8 июля 2005 г. Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Санкт-Петербурга (далее по тексту — ИФНС России) была проведена выездная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и уплаты мною налога на добавленную стоимость в период с 1 июля 2004 г. по 30 июня 2005 г.

По результатам проверки ИФНС России составлен Акт выездной налоговой проверки от 12 июля 2005 г. N 134 (далее по тексту — Акт проверки) (Приложение N 1). На основании вышеуказанного Акта принято Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 20 июля 2005 г. N 158 (далее по тексту — Решение) (Приложение N 2).

Согласно Решению был дополнительно начислен налог на добавленную стоимость в сумме 155 000 руб., пени в размере 35 000 руб., а также применен штраф в соответствии со ст. 122 Налогового кодекса РФ в размере 31 000 руб. (указываются общие суммы дополнительно начисленных сумм).

Вместе с тем считаю, что выводы ответчика по результатам проверки и дополнительное начисление налога, начисление пени и привлечение меня к налоговой ответственности не соответствуют действующему законодательству о налогах и сборах и нарушают мои законные права и интересы.

В обоснование своей позиции считаю необходимым указать следующее…

(далее по аналогии с возражениями и жалобой)

В заключении заявления указывается:

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 138 Налогового кодекса РФ и ст. ст. 29, 197 — 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ прошу признать Решение от 20 июля 2005 г. N 158 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным.

Приложения:

  1. Копия Акта выездной налоговой проверки от 12 июля 2005 г. N 134 на 5 л. в 1 экз.
  2. Копия Решения от 20 июля 2005 г. N 158 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на 6 л. в 1 экз.

3 — 6. … (перечисляются иные прилагаемые документы, подтверждающие позицию налогоплательщика).

  1. Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя от 20 января 2002 г. N АК-584259.
  2. Платежное поручение об уплате суммы государственной пошлины в бюджет от 3 августа 2005 г. N 124.
  3. Почтовая квитанция об отправке копии жалобы ответчику от 4 августа 2005 г.
    Индивидуальный предприниматель      Семенова     Е.П. Семенова

Кроме того, налогоплательщику необходимо учитывать, что в заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.

В случае если указанные выше требования к заявлению не будут налогоплательщиком выполнены, то заявление в соответствии со ст. 128 АПК РФ может быть оставлено судом без движения (не будет принято к производству) до устранения обстоятельств в порядке, установленном определением суда.

После принятия заявления к производству судом осуществляется подготовка дела к судебному разбирательству в соответствии с нормами гл. 14 АПК РФ. После подготовки дела судом назначается судебное заседание (гл. 19 АПК РФ).

В.В.Брызгалин

Директор

Агентства правовой безопасности

«Налоговый щит»

г. Москва

В какие сроки нужно предоставлять документы по запросу ФНС?

Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции

Заявления налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, рассматриваются в судах общей юрисдикции (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 24 ГПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, чч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

Согласно п. 2 ст. 138 НК РФ до обращения в суд налогоплательщик обязан пройти процедуру досудебного урегулирования спора.

Как правильно оформить документы и куда их нужно сдать, пошагово разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ и бесплатно переходите в готовое решение. 

Рассмотрение заявлений происходит в соответствии с нормами искового производства и особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.

Судья единолично рассматривает дело не более 3 месяцев, включая срок на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения. Данный срок может быть продлен, если дело окажется достаточно сложным или в процессе будет задействовано большое количество участников (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Если решение арбитражного суда не устроит налогоплательщика, то он может обжаловать его в судах вышестоящих инстанций.

Повторно обратиться в арбитражный суд по одному и тому же решению налогового органа уже не удастся, даже если позднее будут приведены новые доводы в обоснование позиции заявителя. При повторном обращении по тому же делу арбитражный суд должен прекратить производство по делу со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. В возобновлении того же самого дела налогоплательщику будет отказано (ч. 3 ст. 151 АПК РФ).

Пример

В арбитражный суд поступило заявление налогоплательщика о признании решения по итогам налоговой проверки незаконным в связи с нарушениями налоговой инспекции, допущенными в ходе проверки. Других доводов заявлено не было. Суд не удовлетворил требование заявителя.

Позднее налогоплательщик повторно обратился в арбитраж с заявлением о признании того же решения недействительным, в котором указал, что доначисления по налогу на прибыль были произведены неправомерно. Хотя в заявлении были приведены новые доводы, суд обязан прекратить производство по данному делу.

См. также «Порядок обжалования решения налогового органа в суде».

Подаем заявление

Подать заявление вы можете одним из следующих способов.

Способ 1. Подача заявления через канцелярию суда

Суд сразу получает ваше заявление и все необходимые приложения, а вы — свой экземпляр с отметкой суда о принятии. Но в этом случае для подачи заявления необходимо выстоять очередь, порой огромную.

Способ 2. Отправка заявления по почте или с курьерской службой

Стоять в очереди не придется, однако такой способ доставки приводит к увеличению срока на принятие заявления и может оказаться весьма затратным, если объем приложений значительный.

Способ 3. Подача заявления через Интернет

Сделать это можно через систему my.arbitr.ru. Файлы передаются через систему электронного документооборота. При таком способе суд сразу получает заявление и все необходимые приложения, вы — свой экземпляр с отметкой суда о принятии, и для этого не придется стоять в очереди. Но чтобы воспользоваться этим вариантом, необходимо отсканировать обязательные и специфичные приложения, а также подписанное заявление, а перед этим заверить каждый лист. Остальные приложения (доказательства по существу), а также оригиналы обязательных документов можно подать через канцелярию, когда делу будет присвоен номер.

Совет

Если одновременно с заявлением вы хотите подать ходатайство об обеспечительных мерах, то придется отвезти документы в суд лично. Подать ходатайство через Интернет не получится.

Как сведения о замораживании счета доводят до налогоплательщика

НК РФ (п. 4 ст. 76) предписывает налоговому органу информировать налогоплательщика о замораживании счета не позднее первого рабочего дня, наступающего за днем принятия такого решения. Делается это путем направления ему копии документа, отражающего принятие решения о блокировке, способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения.

При этом сроки направления решения о приостановлении операций по счету в банк в НК РФ не указаны. Регламентированы только (ст. 76):

  • способ отправки этого документа — электронный (п. 4);
  • момент осуществления самой блокировки — он совпадает с моментом получения банком решения налогового органа (п. 7).

Очевидно, что налоговый орган не заинтересован в задержке отправки решения о блокировке на исполнение, и оно направляется в банк сразу после принятия. В то же время на уведомление о применении этой процедуры налогоплательщика отводится дополнительный день. Поэтому чаще всего о замораживании счета он узнает от банка, получившего информацию раньше.

Вместе с тем существует способ, дающий возможность самостоятельно проверить наличие блокировки счета налоговой инспекцией и узнать о ней как минимум одновременно с банком.

Каковы законные основания для принятия ФНС обеспечительных мер?

Может ли налогоплательщик отказаться от участия в рассмотрении документов?

Порядок обжалования

Если представители ФНС допустили нарушения, то обратиться потребуется в вышестоящий орган (138 НК РФ), которым является региональное управление. Если лицо проживает в области, то с жалобой можно обратиться в региональный центр области.

Жалоба составляется в письменном виде. Направить ее можно по почте, либо через курьерскую службу, указав адрес и индекс управления. Подавать жалобу необходимо в том районе, в котором зарегистрирован налогоплательщик. В иные управления ФНС других регионов подавать жалобу не следует, так как это повлечет за собой дополнительные затраты времени и средств.

Если обращение в вышестоящий орган не привело к ожидаемому результату, то обратиться с жалобой можно уже в прокуратуру.Прокуратура занимается рассмотрением жалобы в течение 30 дней, после чего будет подготовлено решение с обоснованием и комментариями.

Если налогоплательщик для решения вопроса планирует обращение в суд, то возможно это только после подачи жалобы в налоговое управление. В этом случае жалобу будут рассматривать в течение 45 дней. Даже если судом будет вынесено положительное решение, это не будет означать, что оно немедленно будет исполнено. Судебное решение также подлежит обжалованию, а его исполнение может быть приостановлено.

Важной особенностью обращения в суд является то, что повторного права подачи жалобы при отозванном обращении, отсутствует. Обратившись к статистике судебных решений по этим вопросам можно сделать вывод, что в большей части случаев решение выносится в пользу пострадавшего

Кроме того, большая часть претензий решается обычно на первых стадиях, то есть в досудебном порядке.

Подача жалобы

ФНС разработала новый формат подачи жалоб, который вступил в действие с 30.04.2020. Если документ подается в ином формате, его не примут к рассмотрению. Согласно новому приказу, жалобы могут направляться в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи либо на бумаге. Приказом от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645 (там же можно скачать образцы документов) установлена форма, формат, порядок заполнения и представления жалоб, а также порядок направления решений по рассмотренной жалобе.

В жалобе необходимо указать следующие сведения:

  • наименование органа, который будет рассматривать подаваемую жалобу;
  • полные сведения о лице, направляющем жалобу: наименование, адрес, ИНН организации или ИП;
  • предмет жалобы – решение налогового органа, уведомление о начислении штрафа и пр.;
  • код (1 – для простой или 2 – для апелляционной жалобы);
  • номер и дата выдачи документа, который обжалуется;
  • код и наименование органа, выдавшего документ, который обжалуется;
  • основания, которые дают налогоплательщику право считать, что его права были нарушены;
  • опись приложенных документов;
  • подпись заявителя и дата, когда составлен документ.

Обязательно нужно указать, в каком виде заявитель хочет получить ответ – в электронном через личный кабинет или на бумаге (лично, по почте).

Жалоба, подаваемая в электронном виде, должна быть подписана усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписью (УКЭЦП). При подаче документа в электронном виде дублировать его на бумаге не требуется. Днем подачи жалобы в электронном виде является дата, указанная в подтверждении отправки, которое присылает оператор электронного документооборота.

Поступление квитанции о приемке документа, подписанной УКЭЦП налогового органа, является подтверждением того, что документ принят.

Жалобу не примут в следующих случаях:

  • документы отправлены в налоговый орган, который не выносил обжалуемых постановлений и актов;
  • жалоба не соответствует утвержденному формату;
  • электронный документ не заверен УКЭЦП заявителя либо электронная подпись не совпадает с подписью заявителя;
  • жалобу направляет представитель привлекаемого к ответственности лица, не имеющий полномочий.

После подачи документов в электронном виде в течение 1 дня должна прийти квитанция о приеме либо уведомление об отказе, обоснованное перечнем допущенных ошибок. Получив отказ, заявитель вправе вновь направить жалобу, предварительно исправив все указанные недочеты. После приема жалобы налоговая должна в течение 3 суток направить ее в вышестоящий орган на рассмотрение.

Выводы

Разногласия с представителями налоговых органов – обычное дело для людей, ведущих экономическую и хозяйственную деятельность. Обусловлено это спецификой работы и неизбежным участием любой коммерческой организации в налоговых отношениях.

Если претензии налоговых органов необоснованны, не следует с ними мириться. Налогоплательщики имеют полное право отстаивать свои интересы. Действовать нужно последовательно и уверенно, подкрепляя свои слова документами. Нередко спор удается разрешить уже на первой ступени, то есть при представлении возражений в орган, вынесший незаконное, по мнению налогоплательщика, постановление.

Если же местный налоговый орган не признает свою неправоту, можно обратиться в вышестоящую инстанцию. Крайней мерой решения налоговых споров является арбитражный суд.

Чтобы повысить шансы на успешное решение проблемы, предприниматели и руководители компаний обращаются к юристам, чья специализация – налоговые споры. Адвокат собирает полный пакет документов, составляет возражения или жалобу и представляет интересы нанимателя в суде. Обращение к юристу поможет избежать ошибок и повысит шансы на разрешение спора в пользу налогоплательщика.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий