Статья 274 гк рф. право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Порядок установления частного сервитута

Первое, что должны сделать владелец земельного участка и заинтересованное лицо — это заключить между собой соглашение (договор) в письменной форме согласно норме 1-го пункта статьи 161 Гражданского кодекса РФ.

В договоре сторонам необходимо указать:

  • Цель установления сервитута;
  • Основания и причины установления сервитута;
  • Адреса местонахождения земельных участков;
  • Срок действия сервитута;
  • Права и обязанности сторон;
  • Порядок пользования ограниченным правом на чужой земельный участок;
  • Заключительные положения;
  • Банковские реквизиты и юридические адреса.

Скачать образец договора об становлении сервитута можно здесь.

В случае отказа собственника обременяемого земельного участка в наложении такого обременения заинтересованное лицо обращается в суд вместе с весомыми основаниями необходимости установления сервитута.

По соглашению можно обязать заинтересованное в обременении лицо вносить в пользу хозяина обременяемого земельного участка соразмерную плату.

После того как подписи в договоре поставлены, в территориальный отдел Госреестра необходимо подать заявление на регистрацию сервитута. Вместе с заявлением об установлении сервитута в отдел предоставляются документы, которые будут приведены ниже в разделе «необходимые документы». Заявление может подать любая из сторон соглашения о сервитуте.

По завершении регистрационной процедуры обладателю сервитута в течение 5 рабочих дней придет уведомление об этом, а владелец обремененного участка, в свою очередь, получит справку, которая подтвердит произведенную государственную регистрацию.

При регистрации сервитута землевладельцам следует уделить внимание определенным моментам:

  • Запрещено самостоятельно отчуждать сервитут без отчуждения самого земельного участка;
  • При обременении всего земельного участка отсутствует необходимость в предоставлении кадастрового плана-схемы;
  • Обременять земельный участок, оформленный в общую совместную собственность, разрешается лишь с согласия каждого из собственников.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Другой комментарий к статье 271 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи имеет в виду случаи, когда собственник земельного участка и собственник объектов недвижимости на этом участке не совпадают в одном лице (см. коммент. к ст. 264).

В этом случае собственник объектов недвижимости в силу закона (см. коммент. к ст. 268) должен стать землепользователем, а не обладателем сервитута, как это предусмотрено договором продажи недвижимости (см. ст. 553), причем той части участка, которая обслуживает здание, строение, сооружение. Ее площадь, необходимая для использования собственником, определяется Земельным кодексом (п. 3 ст. 33, п. 2 ст. 35).

Возможны варианты землепользования: на условиях постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка или безвозмездного срочного пользования участком.

Если из всех вариантов землепользования, которые вытекают из закона или договора (например, аренда земли) или из решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности (ст. 29 Земельного кодекса), не будет выбран определенный вариант, собственнику недвижимости должно быть предоставлено, в силу закона, право постоянного (бессрочного) пользования частью земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости.

Однако эта норма ГК непосредственно не действует и дополняется положением Земельного кодекса (ст. 20), по которому в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, лицо, наделенное правом постоянного (бессрочного) пользования участком, лишено права распоряжения им (см. коммент. к ст. 270), и поэтому подобное решение может быть принято лишь собственником земли. Таким образом, предусмотренная законом гарантия обеспечения интересов собственников недвижимости сужена земельным законодательством и по числу объектов землепользования, и по числу субъектов права собственности на землю, исключена для землепользователя и переадресована собственнику земельного участка. Комментируемая статья является примером возникшей коллизии между гражданским и земельным законами и требует своего законодательного решения в ГК.

Перемена собственников участка или объекта недвижимости не меняет условия использования земельного участка или объекта недвижимости каждым из них (см. ст. 35 Земельного кодекса), кроме указанных случаев. При этом собственник здания, строения и сооружения, если он становится землепользователем, обладает исключительным правом на приватизацию земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, либо на приобретение права аренды участка (ст. 22 Земельного кодекса), которое осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Земельным кодексом, другими федеральными законами (см. п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36 Земельного кодекса).

2. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости — принцип земельного законодательства (ст. 1 Земельного кодекса), п. 2 комментируемой статьи утверждает независимость каждого из собственников относительно каждого объекта в случае принятия ими самостоятельных распорядительных решений (см. коммент. к ст. 209). Законом выделяется распоряжение собственника о сносе здания, сооружения, если это не вступает в противоречие с условиями пользования земельным участком, вытекающими из закона (см. коммент. к ст. 272) или договора.

Субъекты права пользования: какие права и обязанности у них есть?

Сервитуты в гражданском праве: понятие и виды

В самом начале статьи подробно разберем вопрос о том, сервитуты в гражданском праве это что? Право использования ресурсов не своего участка закреплено в следующих нормативных документах.

Гражданском кодексе. Данное явление в этом документе рассматривается как общее проявление вещного права.

Земельном кодексе. Это базовый свод нормативов, регламентирующих порядок осуществления землепользования в различных условиях.

Водном кодексе. Согласно ст. 44 ВК, возможность пользования ресурсами чужой территории распространяются и на водоемы.

Все граждане могут беспрепятственно осуществлять забор воды, поить домашних животных и пользоваться водным транспортом.

Причем, не стоит путать обременение владельца земли по осуществлению допуска к водоему с пользованием водоемами в рамках законодательства, регулирующего водные отношения.

Лесном кодексе. Ст. 21 данного кодекса гарантирует гражданам право свободного пребывания в лесу. Необходимость такой декларации продиктована тем, что лесопользование сочетает в себе использование экологических, биологических и земельных ресурсов.

Частная собственность на лесные территории хоть и разрешена, но не очень развита. Однако большое развитие получила аренда земли с целью проведения рубок древесины.

Активная эксплуатация лесных ресурсов породила разделение земель, отнесенных к лесному фонду, на участки, где проводятся рубки, и на участки, где лес находится на разных стадиях восстановления.

Однако лес – это не только промышленная древесина, но и не древесные, а также рекреационные и экологические ресурсы. Все интересы природопользователей часто сосредоточены на одном и той же территории и не должны при этом противоречить целевому назначению земли.

Еще одной особенностью данного вида обременений является возможность их установления административным актом. Это, однако, не исключает появления сервитута на договорных или судебных основаниях. О том, как написать исковое заявление об установлении сервитута через суд, вы узнаете здесь.

Жилищном кодексе. Статьёй 36 предусматривается возможность и часто необходимость официального оформления права использования благ участка, занятого под жилые строения, теми гражданами, которые не являются владельцами данной недвижимости.

Подобные взаимоотношения устанавливаются по обоюдной договоренности или как результат решения суда. Подробнее об установлении сервитута по договорённости читайте тут.

Такие соглашения особенно популярны, поскольку необходимость использования коммуникаций и иных благ, расположенных на соседних землях, возникает часто.

Градостроительном кодексе. Право на использование чужих участков защищается статьёй 64. Она декларирует допустимость формирования в градостроительстве как частного, так и публичного сервитута.

При формировании публичного варианта инициатива исходит от органов местной власти. Частые обременения формируются в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Градостроительный кодекс представляет список вариантов установления обременений. Он не носит характер исчерпывающих рекомендаций.

Законом федерального уровня «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Статьёй 12 этого закона определяется порядок действий по регистрации обременений в Росреестре.

Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Статьёй 28 регулируется процесс изменения формы собственности земель, который сопряжён с принятием решений о целесообразности установления сервитутов.

Законом «О гидрометеорологической службе». Он определяет приоритеты объектов гидрометеорологической службы.

Собственники и пользователи земли не должны препятствовать действиям по обеспечению работы объектов данного профиля, если по-другому осуществить это невозможно.

Все приведенные выше нормативы дополняют и развивают сервитуты с точки зрения данного раздела права.

Однако у них есть и общие моменты. Сервитут в земельном кодексе может быть установлен в следующих формах: публичный, частный, постоянный и срочный формы. Такое деление содержится во всех документах, где есть необходимость поднимать тему регулирования подобных земельных взаимоотношений.

Предлагаем вашему вниманию видео-консультацию кадастрового инженера о том, что такое земельный сервитут и как происходит установление сервитута на земельный участок.

Если пользоваться участком более 15 лет…

Порядок установления оплаты

Размер платы за сервитут зависит от характера и интенсивности использования земельного надела лицом, в чьих интересах он был установлен.

Помимо платы за само право проезда или прохода через чужой земельный участок, в зависимости от определенных обстоятельств в состав платы разрешается вовлекать траты собственника обремененного объекта на формирование оптимальных условий для реализации сервитутного права пользования чужой недвижимостью, в том числе расходы по обеспечению охранно-пропускного режима, проведению дорожного покрытия в надлежащее техническое состояние и прочие затраты.

В отношении публичного сервитута потребовать соразмерную плату можно только, если установление сервитута приведет к существенным сложностям в использовании земельного надела, что закреплено пунктом 7 статьи 23 Земельного кодекса РФ.

Плата за сервитут рассчитывается как общий объем потерь, причиненных собственнику обремененного земельного участка или другого объекта недвижимости. При этом следующие показатели складываются:

  • Размер реального ущерба. Рассчитывается без учета реального ущерба, причиненного собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ими лицами;
  • Упущенной выгоды. Рассчитывается без учета упущенной выгоды, причиненной собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ми лицами;
  • Убытков. Рассчитывается без учета убытков, причиненных собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ми лицами.

Эти и другие особенности платы за сервитут установлены Методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра от 17.03.2004 года.

Далее согласно пунктам 1.6 и 1.7 вышеназванных рекомендаций выплата за сервитут может быть:

  • единовременной, когда оплата производится один раз и в полном объеме за весь срок действия договора о сервитуте;
  • периодической, когда оплата осуществляется многократно в определенных долях на протяжении всего периода, на который установлено соглашение о действии сервитута.

Способ выплаты определяется непосредственно договором о сервитуте, судебным решением или нормативно-правовым актом органов государственной, региональной, муниципальной власти. Также стороны могут определить размер платы путем договоренностей.

В соответствии с Гражданским и Земельным кодексами размер платы может быть изменен в течение срока действия сервитутного ограничения.

На это может повлиять множество причин:

  • существенно изменились обстоятельства, согласно которым следовали стороны во время заключения договора о сервитуте;
  • увеличились или уменьшились ограничения прав собственника земли, обремененной сервитутом, по окончании конкретного срока после его установления;
  • стороны пришли к общему соглашению об изменении размера соразмерной платы за сервитут (частный сервитут);
  • увеличилась или уменьшилась сфера действия сервитута;
  • орган государственной власти или орган местного самоуправления принял нормативно-правовой акт, изменивший акт, которым был сервитут установлен, в отношении размера стоимости (публичный сервитут);
  • суд вынес решение об изменении размера стоимости частного или публичного сервитута путем корректировки договора о сервитуте или нормативно-правового акта администрации.

Таким образом, размер платы за сервитут должен быть соразмерен той выгоде, которую собственник обремененного участка мог получить, если бы на землю не налагалось никаких ограничений.

Можно ли установить сервитут на часть (долю) земельного участка?

Часто возникают ситуации, когда план размещения коммуникаций затрагивает только часть соседнего землевладения. В этом случае совершенно резонно будет ограничиться обременением территории в пределах необходимого метража.

В порядке осуществления действий отличий практически нет – так же заключается соглашение, оговаривается стоимость, сроки, уплачивается полноразмерная пошлина.

Однако именно в случае долевого (частичного) сервитута необходимо предоставить кадастровый паспорт или выписку в регистрационный орган. План должен содержать отметку, определяющую границы обременяемой части.

Также рекомендуется в соглашении указать план землевладения с обозначениями границ доли, подлежащей сервитуту.

Обязанности и права обладателя сервитута

Права и обязанности сторон сервитута прописываются в соглашении или административном постановлении

Согласно ст.5 ЗК РФ обладатели сервитута – граждане, наделенные правом пользования чужим земельным участком с некоторыми ограничениями. Обычно, права распространяются только частично, реже целиком на всю территорию. Например, необходима только тропинка для прохода.

Получить право пользования возможно обратившись к правообладателю участка. При его отказе ограниченное пользование можно потребовать в судебном порядке. Всё о правах и обязанностях сторон прописывается в соглашении или административном постановлении.

Обладатель сервитутных прав может пользоваться коммуникациями на предоставленной земле и для проведения работ, описанных в соглашении. Владелец не вправе создавать препятствия для решения задачи обладателя. Но стоит учесть, что лицо с ограниченным правом пользования должен совершать действия с минимальными издержками для собственника, не переусердствовать.

Обладатель сервитута должен заплатить все госпошлины в Росреестре за оформление документов. Если же владелец территории сам изъявляет желание на оплату 50%, то такой вариант тоже допускается.

На основании ниже представленного перечня возможно заключение соглашения или договора:

  • можно переходить или проезжать через чужой участок;
  • проводить и использовать линии электропередач, связи или труб через соседский надел;
  • использовать природный источника на земле соседа, а также для водоснабжения;
  • использовать воду без сооружённых технических средств или устройств;
  • для водопоя и прогона домашнего скота;
  • использовать как пути по воде для лодок и иных плав средств;
  • для строительных, ремонтных, реконструкционных работ;
  • при инженерных работах;
  • при проникновении устройств на высоте ну чужой надел, например, подъемный кран;
  • при ремонтных работах общей стены в блоке построек.

Порядок установления

Частный сервитут обычно устанавливается добровольно. Владелец земли и заинтересованное лицо заключают договор, в котором прописываются все детали и условия обременения земельной собственности. Право, возникающее в результате данного соглашения, подлежит государственной регистрации Росреестром.

Для публичного сервитута согласие владельца земли, равно как и его отсутствие, не имеет абсолютно никакого значения – решение принимается в результате общественных слушаний. Условия, порядок и сроки вступления в силу утверждаются нормативным актом федерального или регионального значения.

Однако собственник может обратиться в суд для защиты своих интересов, потребовать компенсационных выплат за использование участка, а в отдельных случаях даже выкупа государством обремененных земель.

Однако стоит заметить, что суд, как правило, удовлетворяет требования истца об оплате публичного сервитута лишь в тех случаях, когда последний сопряжен со значительными трудностями – владелец не может использовать большую часть территории по назначению, вынужден сносить или переносить хозяйственные постройки и др.

Гражданское право и регламентация земельных обременений

В этом разделе поговорим о том, что говорит гражданский кодекс о сервитуте. В Гражданском кодексе России взаимоотношения по регламентации обременений отражены в статьях: 216, 274, 275, 276, 277, 613.

216 статья констатирует тот факт, что вещные права могут принадлежать гражданам, не являющимся владельцами данного имущества. Это и есть суть сервитута.

Сервитут в ст 274 ГК РФ, являющейся базовой в данной категории, рассматривается как различные возможности и допустимости пользования чужим имуществом. Для одного из владельцев земли это принимает форму обременения.

После регистрации такого права оно становится частью участка и включается вместе с ним в оборот земли. Оно не может быть изменено в произвольном порядке.

Обременение может наступить в любой момент при документально зафиксированном согласии сторон или при соответствующем судебном решении. При этом оно не препятствует реализации иных прав собственника.

Любой владелец недвижимости обладает правом требовать от собственника другой недвижимости обеспечения возможности пользоваться благами его земли при условии обоснованности этих требований.

Поскольку собственник участка, обладающего обременением, терпит неудобства, а возможно и убытки, он может требовать от человека, пользующегося благами данного участка, соответствующей платы регулярного характера. О том, как устанавливается и взимается плата за сервитут, можно узнать в нашей статье.

275-й статьёй констатируется неизменность сервитута при переходе имущественных прав к другому человеку. Его нельзя отдельно продать, подарить, обменять или передать по наследству.

Он не может стать залогом, поскольку сам является обременением и неотделимым свойством участка.

Статьёй 276-й определяется порядок и условия ликвидации сервитута, что может произойти в двух случаях. Подробнее об основаниях для прекращения сервитута читайте тут.

Первый – это прекращение его действия по требованию хозяина обремененного участка по причине устранения необходимости в обременении.

Второй случай заключается в возникновении противоречий между категорией земли и её обременительным использованием.

Поскольку владелец земли обязан использовать её только по назначению и разрешению, он не имеет права допускать иного использования её ресурсов.

Если в первом случае хозяин земли может потребовать прекращения сервитута, то во втором случае он ещё и обязан это сделать.

Статья 277 оговаривает распространение использования чужой недвижимости на строения, расположенные на обременённом участке.

Гарантированные данной статьёй права, являются продолжением прав, которые описаны статьях 274, 275 и 276 ГК. Все строения наделяются обременительным пользованием в том случае, если это действительно необходимо, а главное – неизбежно.

613 статья ГК касается регламентации взаимоотношений между арендодателями и арендаторами. Арендодатель обязан информировать арендатора обо всех характеристиках участка, в том числе и об обременениях.

Если арендодатель проигнорировал эти обязанности и ввел арендатора в заблуждение, это может считаться основанием для снижения величины арендной платы, а также для досрочного прекращения арендных отношений с выплатой убытков или недополученной выгоды.

Обязанности лица с ограниченным правом пользования чужим земельным участком

При заключении соглашения на лицо, обладающее сервитутом, возлагаются определенные обязанности, которые оно должно неуклонно выполнять:

  • Не менять целевого назначения земли. Сделать по возможности менее обременительным ограничение прав пользования для собственника согласно п.5 статьи 23 ЗК.
  • Проводить за свой счет кадастровые работы по внесению зон ограничения на территории.
  • Оформлять регистрацию договора в государственных органах и оплатить все расходы, связанные с его оформлением.
  • Не допускать на территории складирования мусора, сохранять санитарную и экологическую обстановку, а также соблюдать противопожарные меры.
  • Компенсировать все расходы владельца земли, которые были связаны с установлением обременения, не позднее определенного срока после их произведения.
  • Вносить оплату за пользование участком в размере установленной суммы. Эта обязанность прописана в любом составленном договоре и в статье 39.25 п.1.8 ЗК. При несоблюдении сроков выплат на данную сторону соглашения налагаются штрафные санкции, которые измеряются в процентном отношении от суммы за использование.
  • Проведение при окончании срока работ на участке для приведения его к виду, пригодному для использования (статья 39.25 п.1.9 ЗК). Также владелец ограничения регистрирует и оплачивает соглашение об отмене ограничения на участке (в каких случаях прекращается обременение сервитутом мы рассказывали тут).

Комментарий к статье 274 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает такой вид вещного права, который не предусматривало законодательство России советского периода, а также ЗК РСФСР. По смыслу данной статьи сервитут может быть установлен только в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, но в интересах как собственника соседнего участка, так и его пользователя или владельца. Указанная статья не предусматривает возможности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании и в пожизненном наследуемом владении.

ЗК (ст. 23) определяет данный сервитут как частный (поскольку он устанавливается в интересах одного лица) и предусматривает наряду с ним также публичный сервитут, устанавливаемый для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом публичный сервитут может быть установлен как в отношении земельных участков, находящихся в собственности, так и в отношении земельных участков, предоставленных соответствующим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения (п. 7 ст. 23)

Концепция публичного сервитута оставляет без ответа вопрос, кто конкретно является субъектом данного вещного права, принимая во внимание весьма расплывчатый круг субъектов, в чьих интересах он устанавливается. А это, в свою очередь, делает затруднительным регистрацию данного права, что предусмотрено ст

131 ГК и п. 9 ст. 23 ЗК.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлено, что обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения. Однако хотя установление сервитута юридически не лишает лицо права пользования земельным участком, но оно может быть практически прекращено применительно к части земельного участка, например по которой проходят дороги и проезды, либо существенно ограничено, например в отношении тех земельных участков, по которым проходят те или иные линии коммуникаций.

3. Установление частного сервитута производится по соглашению, которое должно заключаться с собственником земельного участка. В данном соглашении помимо платности сервитута, устанавливаемой в соответствии с п. 5 комментируемой статьи, целесообразно зафиксировать и иные условия пользования данным участком: конкретный вид сервитута, конкретную часть земельного участка, на которую распространяется сервитут, возможные ограничения использования земельного участка, который обременен сервитутом, ответственность сторон за невыполнение условий данного соглашения.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК).

4. Комментируемая статья и п. 6 ст. 23 ЗК предусматривают возможность установления собственником земельного участка, обремененного частным сервитутом, соразмерности платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законом. При обременении земельного участка собственника публичным сервитутом он вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерной платы только в том случае, если установление такого сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (ч. 2 п. 7 ст. 23 ЗК).

В случае если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе выкупа, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (ч. 1 п. 7 ст. 23 ЗК).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий