Профессиональная переподготовка в сфере закупок — программы 2020 года

Мифический заказчик

Мошенническая схема. Поставщик выигрывает тендер, получает протокол и предложение подписать контракт. Иногда поступает просьба оперативно отправить товар и уже на месте получить контракт, подписанный второй стороной. Поставщик высылает партию товара, а в ответ — тишина. Телефоны не работают, почта заблокирована, по адресу склада — пустырь. Компания теряет не только сумму обеспечения заявки, но и стоимость партии товара.

Такая ситуация может возникнуть, когда мошенники получают доступ к документам и печати реальной организации. Под видом уполномоченного лица заказчика они публикуют заявки на торги, заключают контракты на поставку, арендуют склад, указывая свои личные данные для переписки с поставщиками.

Как не попасть в такую ситуацию. На стадии заключения договора соблюдайте несколько рекомендаций:

  1. Не делайте ничего, пока не получите подписанный оригинал контракта.
  2. Перед поставкой свяжитесь с руководством компании-заказчика и убедитесь, что оно в курсе заключенной сделки.
  3. Изучите данные заказчика — можете ли вы доверять компании?
  4. Если заказ очень крупный, посетите место поставки и удостоверьтесь в правдивости информации.

Изменение условий и стоимости контракта

Мошенническая схема. Закон № 223-ФЗ более лоялен к соблюдению некоторых процедур закупки. И этим часто пользуются жулики. В период между протоколом о победе и подписанием контракта они начинают давить на поставщика: предлагают увеличить стоимость контракта или уменьшить объем поставки, а разницу вернуть деньгами. Еще один вариант — увеличение цены и (или) объема услуг в период между выбором подрядчика и подписанием контракта. Заказчик будет подводить эту ситуацию под изменения предмета контракта, порядка участия основного персонала, цены единицы продукции или общие условия контракта (ОУК).

Что делать. Не вносите никаких изменений без консультации с юристом или тендерным специалистом. Если вы планируете много и часто участвовать в госзакупках, наймите такого сотрудника в штат.

Вы вправе отказаться, если предлагаемые заказчиком изменения вам не подходят. Рискованные отступления от правил проведения закупок могут обернуться уголовной ответственностью.

В конце статьи вы найдете обзор наиболее показательных судебных разбирательств по случаям мошенничества в госзакупках.

В конце статьи есть

Статистика рынка труда в сфере госзакупок

На сайте hh.ru опубликовано 844 вакансии специалиста по закупкам. Больше ста работодателей ищут именно специалистов по тендерам и тендерной документации. Средняя заработная плата такого специалиста — 80 000 руб. Максимальная вилка доходит до 250 000 руб. 

Большинство работодателей ищут сотрудников с опытом от 1 года до 3 лет, но лучшие условия и большая зарплата предлагаются специалистам, отработавшим в сфере закупок более пяти лет. 

Что касается требований к кандидату, то они стандартны: 

  • высшее образование;
  • опыт работы с тендерами;
  • знание 44-ФЗ, 223-ФЗ;
  • умение работать с документами, вести деловую переписку;
  • устная и письменная грамотность;
  • способность работать в режиме многозадачности;
  • умение анализировать информацию.

Для кандидата на должность руководителя тендерного отдела еще требуются:

  • высокий коммуникативный навык, умение убеждать, продавать, гибкость, настойчивость, отличные навыки переговорщика;
  • большой опыт успешного проведения тендеров.

Должность специалиста по тендерам предполагает следующие обязанности: 

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

  • мониторинг коммерческих и государственных закупок;
  • подготовка, формирование и подача заявок для участия в закупках по 44-ФЗ, 223-ФЗ и иных коммерческих закупках;
  • анализ тендерной документации, выявление соответствий/несоответствий требованиям заказчика, принятие мер по устранению несоответствий;
  • взаимодействие с заказчиком/организатором торгов — запрос разъяснений положений документации;
  • взаимодействие с третьими лицами — запрос необходимых документов в государственные и надзорные органы;
  • контроль сроков проведения, отслеживание итогов тендеров;
  • прохождение регистрации и аккредитации на ЭТП;
  • заказ, оформление ЭЦП и ее сопровождение;
  • документооборот;
  • деловая переписка с заказчиками;
  • контроль и учет результатов участия в закупках и ведение отчетности.

Для кандидата на должность руководителя тендерного отдела еще:

  • оценка экономической целесообразности участия в торгах;
  • подготовка по результатам оценки информации и материалов для принятия решения об участии в торгах;
  • другие требования, заточенные под конкретные компании.

Таким образом, большинство работодателей хотят видеть на должности специалиста по тендерам специалиста с опытом. Однако не стоит отчаиваться, если у вас этого опыта нет. Некоторые фирмы целенаправленно ищут сотрудников без опыта. Директор одной из таких компаний рассказал, почему они предпочитают нанимать специалистов без опыта:

Владислав Тарарыков, директор и соучредитель компании ООО МФО «Рустендер»:

При поиске тендерного специалиста к себе в штат я часто встречался с такой ситуацией: приходит специалист с опытом на собеседование, выглядит хорошо, говорит хорошо. Спрашиваешь про основные понятия — клянется, что все знает и тысячу раз готовил заявки. Мы принимаем человека на стажировку, даем заявки на подготовку. Он ошибается, но вроде как незначительно. Я думаю «ну ничего, подучим». Но проходит месяц, другой, а надежды, возложенные на сотрудника, не оправдываются, и в итоге он уходит. 

Проанализировав ряд неудач с поиском сотрудника, я пришел к выводу, что самое главное — это внимательность и умение сконцентрироваться. Даже если тебя немного отвлекли, вернуться к тому, на чем остановился, и делать дальше. Нужно было придумать, как выявить тех самых внимательных сотрудников. В результате мы остановились на решении проводить собеседования в два этапа, на протяжении которых тестировали соискателей на внимательность и оценивали их профессиональные способности. Результат порадовал: 80% из людей, прошедших на второй этап, остались у нас в штате. Я стал меньше времени тратить на собеседования, и мы перестали учить людей впустую!

Теперь у нас в штате работают бывшие экономисты, логисты, юристы и даже продавцы спорттоваров. Все они полностью соответствуют нужным требованиям к настоящему тендерному специалисту и не боятся нагрузок.

Топ очных курсов

Мониторинг предлагаемых центрами ДПО курсов переподготовки по госзакупкам выявил несколько учебных заведений, где можно получить качественное обучение в очном формате:

Название учебного заведения Характеристика программ Стоимость
РАНХиГС при Президенте РФ (Москва)

В Академии имеется 2 основные программы:

  • «Управление закупочной деятельностью» дает квалификацию «эксперт»;
  • «Мастер по закупочной деятельности» дает международную квалификацию Master Speciality of the Procurement.

Первая рассчитана на 3 месяца обучения (264 академических часа). Учебный план предусматривает переподготовку по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Вторая знакомит слушателей с системой проведения закупок на международном уровне и рассчитана на 832 академический часа.

70 000 рублей и 200 000 рублей соответственно
Российский экономический университет им. Плеханова (Москва) Программа называется «Специалист в сфере закупок», ориентирована на профстандарт № 625н. Объем учебного плана – 504 академических часа. Принимаются все желающие с дипломами вузов или колледжей. Занятия 2 раза в неделю в дневное время. 72 000 рублей
Образовательный центр «Гарант» (Москва)

Реализует 2 программы:

  • «Управление закупками» (на 260 часов);
  • «Управление закупками. Антимонопольный комплаенс» (260 часов).

Первая рассчитана на широкий круг слушателей, вторая предназначена для углубленной подготовки руководителей организаций, осуществляющих закупки. Обучение очно-заочное, можно приезжать на занятия в аудиторию или просматривать онлайн-трансляции лекций.

Для занятий в аудитории – 25 000 рублей.

Для онлайн-трансляций – 22 500 рублей.

Калининградский институт государственных закупок

Предлагает 2 программы:

  • «Управление закупочной деятельностью» (260 часов);
  • «Поставщик для государственных и муниципальных нужд» (260 часов).

Оба курса переподготовки предполагают обучение по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ и разработаны с учетом методических рекомендаций по реализации программ ДПО в этой области. Обучение очно-заочное.

18 100 рублей

После окончания курсов выпускники получают на руки дипломы о профпереподготовке, дающие право трудоустраиваться на государственные предприятия в соответствующие подразделения.

В программе рассматриваются:

Особенности освоение тендерного канала продаж, развития и организацию тендерного отдела продаж, общие принципы участия в торгах с участием государственных, муниципальных, а так же отдельных видов юридических лиц в контексте социальных, политических и экономических процессов юридического лица; основные способы закупок, нормативно-правовая база участия в тендерах, структура государственных, муниципальных контрактов (договоров), договоров в зависимости от вида закупаемой продукции – товары, работы, услуги. Программа знакомит с организацией и практикой контроля за размещением государственных, муниципальных закупок, закупок отдельных видов юридических лиц и так же обжалование действия (бездействия) заказчика.

Программа предусматривает проведение практикума, который формирует ключевые компетенции руководителей и специалистов в области управления, участия, исполнения и обеспечения государственных и муниципальных закупок, закупок отдельных видов юридических лиц, позволяющих эффективно принимать участия в тендерах, для развития тендерного канала продаж, организации и развития тендерного отдела продаж.

Реализация указанных целей достигается решением следующих основных задач:

  • обновление и систематизация знаний обучающихся в области нормативной правовой базы государственных и муниципальных закупок;
  • рассмотрение тендерных каналов продаж, изучение видов продаж в тендерном канале;
  • рассмотрение общих принципов размещения государственных и муниципальных закупок в контексте социальных, политических и экономических процессов Российской Федерации;
  • рассмотрение вопросов планировании закупочной деятельности Заказчиками;
  • изучения способов работы поставщика с заказчиком на этапе обоснования начальной (максимальной) цены контракта (договора);
  • ознакомление со структурой государственных и муниципальных контрактов в зависимости от вида закупаемой продукции – товары, работы, услуги;
  • закрепление у обучающихся знаний, связанных с организацией участия в тендерах;
  • совершенствование умений в области документационного обеспечения участия в тендерах;
  • формирование устойчивой мотивации личностного развития обучающихся;
  • дать навыки практического применения норм законодательства.

Продолжительность:

Повышение квалификации:

108 академических часов (1 академический час — 45 минут, 1 учебный день — 8 академических часов обучения).

Очная форма обучения — 11 учебных дней очного обучения, 3 учебных дня самостоятельной работы.

Очно-заочная форма обучения — 3 учебных дня очного обучения, 11 учебных дней самостоятельной работы.

Заочная форма обучения — 11 учебных дней самостоятельной работы.

Профессиональная переподготовка:

260 академических часов (1 академический час – 45 минут, 1 учебный день – 8 академических часов обучения).

Очно-заочная форма обучения – 3 учебных дня очного обучения, 25 учебных дней самостоятельной работы, 5 учебных дней разработка итоговой работы.

Заочная форма обучения – 28 учебных дней самостоятельной работы, 5 учебных дней разработка итоговой работы.

Форма аттестации: тестирование (итоговая работа) по тематике курса.

Форма итогового документа: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке

Методические материалы:

  • книга В.Н. Ишутина, А.Н.Долгих «Создание, управление и развитие тендерных отделов продаж»;
  • методические рекомендации по закупкам;
  • рабочая тетрадь Заказчика;
  • набор слайдов;
  • флешка-визитка с набором форм и шаблонов документов;
  • 3 месяца консультационного сопровождения.

 Спикеры курса:

,

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ:

Повышение квалификации:

Очно-заочная форма обучения – 16100 рублей.

Заочная форма обучения – 6000 рублей.

Профессиональная переподготовка:

Очно-заочная форма обучения – 18100 рублей.

Заочная форма обучения – 12000 рублей.

  • При повторном обращении до 10%
  • При одновременном обучении 2 и более человек до 10%
  • Скидки не распространяются на заочное обучение!

Несуществующие торги

Мошенническая схема. На сайте zakupki.gov.ru заказчик публикует извещение о торгах. Потенциальный исполнитель оформляет заявку и высылает денежное обеспечение по всем правилам. Узкое место здесь в том, что в некоторых закупках по 223-ФЗ обеспечение можно перечислять не на спецсчет, а напрямую заказчику. Участник торгов переводит деньги, а когда приходит время подвести итоги торгов, заказчик пропадает. Телефоны молчат, почта заблокирована.

Такая закупка может висеть на сайте несколько лет, и у нее все время будет статус «Подача заявки». Поскольку объявления о подписании контракта с победителем процедуры нет, вернуть обеспечение заявки невозможно.

Чтобы знать, что делать в такой ситуации, посмотрите видеосовет от эксперта по тендерам, специалиста в области госзакупок Олега Бирули. Он подробно разъясняет, по каким признакам можно вычислить несуществующую закупку.

Структура дистанционных курсов 2019 по госзакупкам

Дистанционное обучение по госзакупкам у многих вызывает недоверие, и это не случайно: зачастую онлайн-курсы на рынке образовательных услуг представляют собой только доступ к нормативным актам, неактуальным и примитивным задачам и тестам, решение которых не даёт знаний и навыков. При выборе дистанционного курса по госзакупкам необходимо внимательно изучить программу, которую Вам предлагают пройти: она должна включать теоретическую и нормативную основу, решение практико-ориентированных заданий и кейсов, итоговую аттестацию. Хороший вариант обучения госзакупкам онлайн включает также интерактивные задания, видео-уроки, подборки разъяснений, решений, примеров документов по изучаемым вопросам.

Варианты профильного обучения в Контур.Школе

Подойду тем, кто не имеет профильного образования по закупкам, но хочет работать в этой сфере или должен выполнять обязанности, связанные с закупками в компании. А также тем, кто раньше занимался закупками, но хочет устроиться на новую работу и ожидает более высокую оплату труда.

Например, курс «Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ» или «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками».

По итогу слушатели курсов получают диплом о профпереподготовке.

Курсы повышения квалификации в сфере гозакупок

Подойдут тем, кто уже занимался закупками, но хочет усовершенствовать навыки и получить новые знания. Например, специалист занимался электронными аукционами, но теперь ему предстоит готовить заявки для участия в конкурсах либо если у специалиста был большой перерыв в работе и нужно обновить знания, ведь изменения в госзакупках принимаются каждый месяц.

Например, курс «Участие в государственных и муниципальных закупках. Контрактная система по 44-ФЗ», «Управление государственными и муниципальными закупками по 44‑ФЗ» или  «Управление государственными и муниципальными закупками по 44‑ФЗ» для руководителей контрактной службы.

По итогу слушатели курсов получают удостоверение о повышении квалификации.

Вебинары по торгам

Подойдут практикующим специалистам по тендерам, которые хотят оставаться в курсе последних изменений законодательства и арбитражной практики, всем, у кого возникают сложные ситуации в процессе участия в закупках, и всем, чья задача — подтянуть знания на каком-то участке работы. Каждую пятницу Контур.Школа проводит вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ, которые будут интересны именно вам!

Особенности программы обучения Эксперт в сфере закупок

Объем знаний, которым должен обладать профессионал, определяется рядом нормативных документов. Основными среди них считаются принятые 12 марта 2015 года рекомендации Минэкономразвития РФ и Министерства образования и науки РФ. Указанными ведомствами разработан целый перечень дисциплин, обязательных к изучению при получении дополнительного профессионального образования. Их освоение помогает сформировать умения, которыми должен обладать Эксперт в сфере закупок для полноценного выполнения трудовых обязанностей в дальнейшем.

При прохождении курса Эксперт в сфере закупок изучают:

  • контрактную систему, ее сущность, цели и основы функционирования;
  • категории участников конкурсов, предъявляемые к ним требования;
  • особенности планирования и обоснования закупок;
  • специфику проведения конкурсов, особенности выбора поставщиков;
  • порядок заключения договоров и контрактов о приобретении продукции, их изменения и аннулирования;
  • особенности проведения экспертизы результатов контракта;
  • основы законодательства;
  • ответственность государственных и муниципальных заказчиков в соответствии с нормативными актами РФ.

Самостоятельно получить необходимые знания по перечисленным темам по-настоящему сложно. К тому же заказчикам требуется привлекать к работе именно специалистов, прошедших аттестацию и получивших подтверждающий наличие профобразования документ. Нарушивших указанное условие госзаказчиков ждут неприятные последствия – привлечение к ответственности за нарушение законодательных норм.

Как бесплатно смотреть записи вебинаров

В месяц в Контур.Школе проходит минимум четыре новых вебинара про госзакупки. Теперь вы знаете, что один из них можно послушать бесплатно в прямом эфире.

Несколько записей вебинаров на сайте мы открываем бесплатно: для поставщиков и заказчиков, для начинающих и практиков. Смотрите видео и получайте новые знания в любое удобное время без привязки к конкретной дате и времени.

Какие видеозаписи можно посмотреть прямо сейчас

  1. Как участвовать в торгах по 44-ФЗ. Инструктаж для начинающего поставщика. Ведущий Юрий Майский, эксперт по государственным и муниципальным закупкам по 44-ФЗ. Из видео вы узнаете, как включиться в борьбу за госконтракты, какие риски и выгоды ожидают участника и с чего начать участие в торгах по 44-ФЗ.
  2. Как начать участвовать в закупках по 223-ФЗ. Эксперт Олег Бируля рассказывает, где и как найти тендеры по 223-ФЗ, про их виды, что нужно знать о положении о закупках и как подать заявку на участие.
  3. Обзор за III квартал 2020 года. Изменения законодательства в сфере закупок. Лектор Петр Воронцов рассказывает, что изменилось в законодательстве. Видео будет интересно для опытных участников госзакупок. Начинающие поставщики и заказчики также могут посмотреть видеозапись, если хотят быть в курсе, что изменилось в госзакупках. Смотрите бесплатно до 1 ноября 2020 года.

Также в Контур.Школе открыты видео про демпинг, мошенничество в закупках по 223-ФЗ и пр.

  • Особенность: можно посмотреть все бесплатные видеозаписи, скачать к ним методические материалы, пройти онлайн-тесты и получить электронные сертификаты Контур.Школы.
  • Совет: чтобы получить электронный сертификат по теме вебинара, вам надо правильно ответить на 80% вопросов теста. Обычно в тесте к вебинару 3-5 вопросов, 3 попытки — ответить несложно, если вы слушали видео. Ответили верно — на указанную вами электронную почту придет электронный сертификат. В нем будут ФИО, которые вы указали при регистрации в Школе. Лучше заранее проверьте, актуальны ли данные.

Какие профстандарты действуют в сфере государственных закупок

С июля 2016 года действуют положения ст. 195.3 Трудового кодекса о порядке применения профессиональных стандартов.

В специализированных формах закупок могут применяться профессиональные требования, но данный аспект в настоящий момент не регламентирован по 44-ФЗ и 223-ФЗ. На сегодняшний день были утверждены два профессиональных стандарта в сфере государственных и муниципальных закупок: это Приказы Минтруда и Минсоцзащиты от 2015 года №625н и 626н соответственно. В Приказе №625н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок», а в Приказе №626н утвержден стандарт «Эксперт в сфере закупок».

На основании профессиональных стандартов специалист в сфере государственных закупок должен иметь среднее профильное образование и дополнительное профобразование по программе повышения квалификации и профессиональной подготовки в сфере государственных закупок.

Эксперт должен иметь высшее образование (уровня специалиста или магистра), а также дополнительное профессиональное образование в части повышения квалификации. Эксперты, помимо профильного образования, также должны обладать определенным опытом работы. В частности, не менее 5 лет в сфере закупок и не менее 3 лет на руководящих должностях.

При этом заказчик не обязан соблюдать профессиональные стандарты в сфере государственных закупок. Обязанность применения профессиональных стандартов предусмотрена в следующих ситуациях:

  1. Если в связи с выполнением работ по должности, профессии и специальности в ФЗ установлены льготы, компенсации или ограничения. В этом случае наименование квалификационных требований и профессий в трудовом договоре должно соответствовать профессиональным стандартам (на основании абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК). Применение прочих профессиональных стандартов в отношении квалификации участников имеет добровольный характер.
  2. С июля 2016 года профессиональные стандарты являются обязательными при предъявлении требований к квалификации работника, которые прописаны в ФЗ или иных нормативных актах по ст. 195.3 ТК. Применение прочих положений профессиональных стандартов в части квалификации сотрудников имеет добровольный характер. Соответственно, заказчикам достаточно соблюдения требований к образованию сотрудников контрактной службы или управляющих.

Указанные выводы можно сделать из пояснения по пп. 6, 8 Письма Минтруда от 2016 года №14-0/10/В-2253. Это значит, что заказчик не обязан применять профессиональные стандарты. Они имеют рекомендательный характер и могут использоваться для разработки должностных инструкций сотрудников контрактной службы.

Требование предоставить сертификат СТО

Мошенническая схема. СТО — это сертификат, который говорит о статусе поставщика, о его соответствии СТО 03.080.02033720.1-2020 «Квалификация участников закупки». Это необязательный документ для участия в госзакупках, но дает дополнительные баллы в торгах по 223-ФЗ, если организатор внес такое требование в условия закупки.

До 1 марта 2020 года действовал аналогичный сертификат — РПО, который подтверждал соответствие поставщика ГОСТ РПО 2016:2019.

Чаще всего мошенники организуют закупку от лица фиктивной компании, иногда с громким названием, созвучным имени крупной корпорации, например «Газпром-пром». Они сообщают исполнителю, что он почти победил, но не хватает только сертификата СТО. Далее «заказчик» предлагает помощь в его оформлении за определенную сумму. Жертва переводит деньги и либо не получает ничего, либо липовую бумагу.

Что делать. Проверьте информацию о заказчике, если на этапе отбора победителя появляются требования, не обозначенные в исходных условиях закупки. Если все же организатор кажется вам надежным и вы хотите побороться за выгодный контракт, обратитесь за сертификатом в независимую организацию.

Итоги прохождения курса эксперт в сфере закупок

Главная цель программы обучения – это не просто присвоение прошедшему курсы звания «эксперт в сфере закупок», подтвержденного соответствующим дипломом. Основная задача подготовки – создание профессиональных кадров, которые знают действующее законодательство, умеют работать с контрактной системой.

С их помощью бюджетные организации смогут решить целый ряд задач:

  • получить всесторонний анализ о ситуации в конкретном сегменте рынка товаров или услуг;
  • организовать план закупок, выстроить график их проведения;
  • заключить контракт с наиболее рентабельным претендентом на выполнение заказа;
  • получить контроль над ситуацией при совершении сделки;
  • произвести полный анализ расходов.

И, в конечном итоге – удовлетворить нужды в товарах и услугах в полном объеме.

Законодательство изменчиво. Постоянно появляются новые правила проведения конкурсов, уточняются нюансы поиска поставщиков. Поэтому даже опытные эксперты обязаны периодически проходить специальные курсы повышения квалификации.

В 9 статье ФЗ №44 устанавливает, что обучение сотрудников организуется не менее одного раза в три года. На срок не влияет тот факт, что работник постоянно обучается самостоятельно и справляется с должностными обязанностями. Эксперт, не прошедший курс повышения квалификации, по установленным нормам не может заниматься своими прямыми обязанностями.

Однако обучение – это не только навязанная законами обязанность госзаказчиков, но и необходимость. Непрерывное совершенствование служащих, работающих в государственных и муниципальных организациях – залог прозрачности проводимых сделок и их соответствия установленным законами нормами.

А в редких исключениях проведения практических семинаров, заказчики с опытом получают информацию, которая давно им известна и успешно применяется.

В чем же отличие этого курса?

Главное для Эксперта в сфере закупок это практика, которая включает в себя:

  1. деловые игры
  2. практические задания
  3. работа в группе
  4. интерактивный формат обучения
  5. разбор судебной и административной практики (разбираем ошибки коллег)
  6. алгоритмы исключения распространенных ошибок и нарушений

Вся вводная информация для начинающих специалистов исключена из данного курсы с целью максимального насыщения практической работой и освоением новых навыков и приемов, позволяющим сделать работу заказчика легче и безопасней

Мы получили огромное количество благодарных отзывов и обратной связи позволяющим вести непрерывное совершенствование учебного процесса. Это говорит нам о повышенном спросе и давно назревшей потребности со стороны заказчиков в реальном, интересном, практическом и эффективном курсе для заказчиков с опытом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий