Статья 105.1. взаимозависимые лица

Сложные случаи взаимозависимости

Письмо ФНС России от 02.07.2013 N ОА-4-13/11912 «О направлении письма Минфина России» (вместе с Письмом Минфина России от 21.06.2013 N 03-01-18/23476) разъясняет порядок определения доли владения в таких ситуациях, как:

1) наличие собственных акций (долей), принадлежащих организации

2) «перекрестное» участие организаций в капитале друг друга — ситуация, когда одна организация (первая) напрямую участвует в другой организации, а последняя организация участвует в первой организации

3) «кольцевое» владение — ситуация, когда при определении косвенного участия одна организация через последовательности участия в других организациях косвенно участвует в собственном капитале (в себе).

Взаимозависимость по закону (п. 2 ст. 105.1. НК РФ):

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

Пример

Организация А владеет долей 35% в Организации Б.

Организации А и Б взаимозависимые лица.

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

Пример

Петров владеет долей 45% в Организации А.

Петров и Организация А взаимозависимые лица.

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

Пример

Петров владеет долей 30% в Организации А.

Петров владеет долей 30% в Организации Б.

У организаций А и Б нет доли участия друг в друге.

В этой ситуации Организации А и Б взаимозависимые лица.

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

Пример

Петров является генеральным директором Организации А.

Петров и Организация А взаимозависимые лица.

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

Пример

Петров является генеральным директором Организации А.

Петров является генеральным директором Организации Б.

Организации А и Б взаимозависимые лица.

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи (прим. — близкие родственники), в указанной организации (п. 3 ст. 105.1. НК РФ).

Пример

Мать владеет долей 20% в ООО.

Сын владеет долей 10% в том же ООО.

Считается, что доля участия матери в ООО 30% (учитывается доля сына).

Так же считается, что доля участия сына в ООО 30% (учитывается доля матери).

Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 4 ст. 105.1. НК РФ).

Участие государства и муниципальных образований

Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми (п. 5 ст. 105.1. НК РФ).

Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

Пример

Российская Федерация владеет 50% акций АО1.

Российская Федерация владеет 70% акций АО2.

АО1 и АО2 не признаются взаимозависимыми лицами (если нет иных признаков взаимозависимости, кроме владения акциями государством).

Комментарий к статье 105.27 НК РФ:

Комментируемая статья устанавливает последовательность действий для того, чтобы проведение налогового мониторинга состоялось.

Налоговый мониторинг предполагает, что налогоплательщик вне рамок подачи налоговой декларации и вне рамок налоговой проверки вправе обратиться в налоговый орган с просьбой проверить правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты (перечисления).

Раздел 5.2 НК РФ устанавливает порядок проведения налогового мониторинга в отношении организации как налогоплательщика целиком.

Норм, предоставляющих возможность проведения самостоятельного налогового мониторинга в отношении конкретного (или конкретных) филиала (представительства) организации, раздел 5.2 НК РФ не содержит.

В частности, отсутствуют нормы, аналогичные указанным в пункте 7 статьи 89 НК РФ, о том, что налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Таким образом, налоговый орган не вправе проводить самостоятельный налоговый мониторинг в отношении филиала (представительства) организации на основании заявления организации.

Применительно к такой форме налогового контроля — налоговому мониторингу раздел 5.2 НК РФ прямо не содержит положений, предоставляющих организации право обжаловать решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Однако в силу статьи 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Как следует из пункта 1 статьи 138 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Пунктом 2 статьи 138 НК РФ установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.

Следует заключить, что решение об отказе в проведении налогового мониторинга является, по сути, актом налогового органа ненормативного характера, который можно будет обжаловать в вышестоящий налоговый орган и после этого в суд.

Таким образом, организация, по результатам рассмотрения заявления которой о проведении налогового мониторинга налоговым органом будет принято решение об отказе в проведении налогового мониторинга, вправе будет обжаловать в вышестоящий налоговый орган решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий