Что такое собрание кредиторов, каковы его компетенция и функции по статье 12 фз №127 о банкротстве?

Изменения в законе

За время действия ФЗ-217 в него неоднократно вносились изменения, но никакие кардинальные правки зафиксированы не были.

Так, когда закон о банкротстве физлиц вступил в силу, то размер вознаграждения для финансовых управляющих составлял 10 тыс. р., но в июне 2016 года он был пересмотрен для повышения заинтересованности профессиональных управляющих в процедуре признания несостоятельности физических лиц (ранее от них поступали жалобы о том, что размер вознаграждения не соответствует возложенной ответственности).

Теперь вознаграждение для финансовых управляющих установлен в размере 25 тыс. р. за одну процедуру. Также размер премиальных при реализации имущества для управляющего составляет не 2%, а 7%. При этом начиная с 2017 года, в Налоговый кодекс были внесены поправки: госпошлина для физлиц была уменьшена в 20 раз: с 6000 р. до 300 р. (ранее размер госпошлины для физических и юридических лиц был единым).

Достаточно ожидаемым изменением в процедуру признания несостоятельности является введение упрощенного банкротства для граждан с относительно небольшими долгами. Но такие изменения в ФЗ-127 пока имеют статус законопроекта. Согласно ему, упрощенное банкротство будет доступно для граждан при задолженностях до 700 тыс. р. и при количестве кредиторов не более 10.

Сроки для упрощенной процедуры составят до 120 дней. К участию в банкротстве можно будет не привлекать управляющего. Инициатива о старте процедуры сможет исходить только от самого должника.

Еще одна предложенная инновация законодателями – возложить функции по юридическому консультированию и подготовке заявлений для начала процедуры банкротства на специалистов МФЦ.

Таким образом, существенных изменений в 127-ФЗ не вносилось.

Участники собрания кредиторов с правом и без права голоса

На всех этапах процедуры банкротства участниками кредиторского собрания с правом голоса выступают конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы. Кредиторы из привилегированных групп, которые не входят в число конкурсных, не выступают участниками такого собрания с правом голоса, но вправе выступать по повестке дня. Речь идет о кредиторах, требования которых были подтверждены и обеспечены залогом.

Привилегированные конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества, обладают правом голоса на собраниях:

  • в ходе процедуры наблюдения;
  • в ходе финансового оздоровления и внешнего управления, но только при отказе от реализации предмета залога;
  • по выбору управляющего или СРО;
  • по обращению в арбитражный суд с ходатайством об отстранении управляющего;
  • о прекращении конкурсного производства;
  • при реструктуризации задолженности должника-физлица;
  • при реализации имущества физлица.

В предыдущей версии Закона о банкротстве уполномоченные органы могли стать участниками кредиторского собрания только при первом таком собрании, которое проводилось в период наблюдения.

Теперь, согласно Закону о банкротстве по п. 1 ст. 12, уполномоченные органы с требованиями в области обязательных платежей являются полноправными участниками собрания с правом голоса.

Представитель работников должников и учредителей должника и собственника имущества также является участником кредиторского собрания и может выступать по повестке дня, но без права голоса.

Участник собрания кредиторов без права голоса — это также и арбитражный управляющий. Причем это не зависит от того, на каком этапе банкротства находится должник: это касается временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего. Арбитражный управляющий лишен права голоса, так как он должен находить баланс между интересами должника и кредиторов.

На управляющего возложен целый ряд важных полномочий в деле о банкротстве:

  1. Созыв собрания (в частности, уведомление кредиторов о дате и месте его проведения).
  2. Подготовка материалов и обеспечение права на ознакомление с ними участников.
  3. Реализация решений собрания кредиторов и представление их на утверждение в арбитражный суд.

Ранее в судебно-арбитражной практике часто возникали проблемы, которые связаны с участием в деле о банкротстве единственного кредитора или уполномоченной инстанции. Теперь аналогичные проблемы решаются с учетом законодательно установленного права такого кредитора на единоличное разрешение вопросов, относящихся к компетенции собрания.

Особенности рассмотрения обращений дольщиков о признании права собственности

В параграфе 7 рассматривается отдельная группа требований, которая также подлежит рассмотрению арбитражным судом.

В ст. 201.8 127-ФЗ указано, что в рамках дела о банкротстве застройщика к компетенции арбитражного суда переходит рассмотрение заявлений от дольщиков о признании права собственности на объект строительства и о государственной регистрации перехода права собственности.

Также через арбитражный суд рассматривают заявления об истребовании недвижимого имущества и объектов незавершенного строительства из чужого пользования, о сносе незаконных построек, о переходе права собственности на недвижимость.

Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве застройщика

По статье 201.9 127-ФЗ при банкротстве застройщика применяется несколько иной порядок погашения требований кредиторов. Согласно данной правовой норме, дольщикам при погашении требований принадлежит приоритет перед иными кредиторами. Ст. 201.9 127-ФЗ предусматривает 4 очереди кредиторов (вместо трех в стандартном случае).

По п. 1 ст. 201.9 127-ФЗ требования кредиторов погашаются в следующей последовательности:

  • Первая очередь предполагает погашение требований граждан, перед которыми должник имеет обязательства по выплате компенсации за причиненный вред жизни и здоровью.
  • Вторая очередь предполагает расчеты по выплате выходных пособий и оплату труда работников.
  • Третья очередь включает денежные требования граждан-участников строительства, требования Фонда, требования дольщиков по возмещению убытков.
  • Четвертая очередь предполагает расчеты с прочими кредиторами.

Порядок предъявления требований участниками строительства

В ст. 201.4 приведены особенности предъявления требований участниками строительства. Данная статья регламентирует предъявление следующих категорий требований:

  1. О передаче жилых помещений.
  2. О передаче нежилых помещений и машино-мест.
  3. Денежные требования участников строительства.

Здесь сказано, что после введения этапов конкурсного производства или внешнего управления требования передаются только в рамках процесса банкротства и по правилам, которые прописаны в 127-ФЗ.

Исходя из положений ст. 201.4 127-ФЗ, процедура банкротства застройщика может включать только два этапа: конкурсное производство (при отсутствии шансов на восстановление платежеспособности) или внешнее управление (если есть шансы восстановить платежный баланс). Тогда как стандартный процесс признания несостоятельным юрлица может включать этапы наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. Таким образом, банкротство застройщика происходит в ускоренном упрощенном порядке и в большинстве случаев сводится к этапу конкурсного производства. По результатам его прохождения компания ликвидируется.

В ст. 201.4 127-ФЗ также сказано, что после введения в отношении должника этапа конкурсного производства действие исполнительных документов автоматически прекращается.

Положения п. 2 ст. 201.4 127-ФЗ обязывают руководителя компании-застройщика передать конкурсному управляющему сведения обо всех участниках строительства в течение 10 дней после утверждения арбитражным судом кандидатуры управляющего. Управляющий, в свою очередь, уведомляет участников строительства об открытии конкурсного производства и возможностях предъявления участниками застройки требований о передаче жилых помещений или денежных требований. В уведомлении управляющий указывает порядок и сроки предъявления требований и включения их в реестр. Все расходы по уведомлению кредиторов перекладываются на должника.

В  п. 3 ст. 201.4 127-ФЗ указано еще на одну особенность предъявления требований в процессе банкротства застройщика. В стандартном случае перед включением в реестр требования должны найти подтверждение у арбитражного суда. По параграфу 7 требования передаются конкурсному управляющему, и тот самостоятельно включает их в реестр без участия арбитражного суда.

На основании п. 4 ст. 201.4 127-ФЗ реестр требований кредиторов в рамках конкурсного производства закрывается в течение 3 месяцев. Этот срок отсчитывается с даты открытия конкурсного производства (при стандартной процедуре банкротства юрлица реестр требований кредиторов закрывается в течение 2 месяцев после введения процедуры конкурсного производства). При этом требования участников строительства включаются в реестр, если они были поданы не позднее, чем через 2 месяца после получения уведомления независимо от даты закрытия реестра. Но сроки подлежат восстановлению при наличии уважительной причины.

Лица, которые участвуют в деле о банкротстве, наделены правом ознакомления с реестром требований участников строительства. Возражения от участников строительства заявляются в течение 15 дней после закрытия требований кредиторов.

Согласно изменениям в законодательстве о долевом строительстве, застройщики и дольщики теперь взаимодействуют при применении счетов эскроу. В связи с этим в 127-ФЗ теперь предусмотрена еще одна группа возможных требований дольщиков, помимо денежных и имущественных: участники строительства могут получить деньги со счета эскроу по ст. 201.12-1, 201.12-2.

Обеспечение временным управляющим наступления предусмотренных законом последствий

В п. 2 ст. 63 127-ФЗ устанавливается, что для обеспечения исполнения требований по п. 1 управляющий не только обязан опубликовать определение арбитражного суда о введении наблюдения для открытого ознакомления в периодическом издании, но и направить его в следующие инстанции и учреждения:

  • в кредитные организации, с которыми у должника подписан договор об обслуживании расчетного счета (РКО);
  • в суды общей юрисдикции;
  • главному приставу в ФССП по местонахождению должника, его филиалов и представительств;
  • в уполномоченные инстанции (согласно Постановлению Правительства №100 от 2003 года такой инстанцией является Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству).

Также управляющему следует уведомить федеральные и муниципальные органы власти, имеющие интересы в местных бюджетах.

Банковское учреждение дополнительно получает предписание о том, что оно не вправе проводить операции, противоречащие положениям 127-ФЗ.

Прочие последствия

В п. 6 ст. 63 127-ФЗ установлены последствия для недобросовестных компаний, которые инициировали свое фиктивное банкротство и имели целью получение финансовой выгоды от признания компании несостоятельной.

Если суд установит, что должник или кредитор, являющиеся заинтересованными лицами, подали заявление о признании банкротом юрлица, которое фактически оставалось платежеспособным, то ему грозят санкции. Они также должны будут выплатить проценты на образовавшуюся задолженность по правилам законодательства за весь период процедуры банкротства.

Таким образом, введение наблюдения и введение некоторых ограничительных мер позволяют определить уровень платежеспособности компании и сохранить принадлежащее ей имущество. Последствия введения процедуры наблюдения на предприятии в ходе процесса признания юрлица несостоятельным прописаны в ст. 63 127-ФЗ. В числе таких выделяется невозможность предъявления индивидуальных требований от кредиторов непосредственно юрлицу, приостановка исполнения ряда исполнительных документов, запрет на некоторые операции и платежи, не отвечающие интересам кредиторов и целям компании, которая находится в затруднительном финансовом положении. За весь период банкротства на сумму задолженности перед кредиторами будут начисляться проценты по действующей на дату введения наблюдения ставки рефинансирования.

Компетентная юридическая помощь в делах о банкротстве

«Юридическое бюро № 1» более 10 лет специализируется на делах о банкротстве, и данное направление деятельности является приоритетным в нашей практике

Благодаря узкой специализации, мы знаем о финансовой несостоятельности все, что представляет важность для участников процесса. Наши клиенты — организации разного профиля, масштабные предприятия и структуры малого бизнеса

Мы беремся только за те дела, где высоки шансы на успех. Стоимость услуг рассчитывается заранее и не меняется в ходе выполнения.

В процедуре банкротства очень важно заручиться помощью компетентных специалистов в целях собственной безопасности и для получения наиболее благоприятного решения

Последствия процедуры

После того как было пройдено первое заседание по делу о банкротстве, и заявление физлица было признано обоснованным, то наступают такие последствия (по ст. 213.35):

  1. Для кредиторов вводится запрет на передачу требований должнику. Все взаимодействие с ним должно происходить только при посредничестве суда.
  2. Требования кредиторов по внесению обязательных платежей, кроме текущих, более не удовлетворяются.
  3. Сумма задолженности замораживается, проценты и штрафы перестают начисляться.
  4. Все взаимодействие с коллекторами прекращается.
  5. Исполнительное производство по вынесенным судебным постановлениям приостанавливается (кроме случаев, перечисленных в п. 2 ст. 213.11).

Выше приведены положительные для должника аспекты прохождения процедуры банкротства. Но не лишена она и целого спектра отрицательных сторон для него:

  1. Должник ограничивается при заключении отдельных сделок по приобретению и отчуждению имущества, передаче его в залог, получении и выдаче кредитов.
  2. Он не сможет выступать поручителем или гарантом, уступать права требования (согласно п. 5 ст. 213.11).
  3. При признании гражданина банкротом он лишается прав в отношении имущества, вошедшего в конкурсную массу. Все оно должно быть реализовано для дальнейших расчетов с кредиторами.
  4. Должник лишается права распоряжения своими деньгами, он передает финансовому управляющему все принадлежащие ему банковские карты (даже если на них зачисляется зарплата).

В перечень последствий для гражданина по результатам прохождения процедуры банкротства входит (согласно ст. 213.30):

  1. Суд может ввести запрет на выезд должника за пределы страны (временной промежуток устанавливается судом индивидуально).
  2. О факте своей финансовой несостоятельности лицо обязано сообщать при попытке получения нового кредита или займа в течение 5 лет (фактически это означает закрытие доступа к заемным деньгам).
  3. Подать заявление на повторное банкротство в течение 5 лет гражданин не вправе, даже если на это будут основания.
  4. Запрет на занятие руководящих должностей юридических лиц, запрет на учреждение своего бизнеса и открытие индивидуального предприятия на три года.

Порядок реализации имущества

Нужно учитывать, что дела о банкротстве не сводятся только к прохождению процедуры реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами. Суд может ввести этап реструктуризации задолженности, или стороны могут подписать мировое соглашение.

Реализация имущества гражданина выступает крайней мерой процедуры финансовой несостоятельности. Она вводится в отношении должника в следующих случаях:

  • У него отсутствуют постоянные доходы или их размер настолько мал, что он не позволяет вносить ежемесячные платежи (после них у должника остаются на проживание деньги в размере менее прожиточного минимума).
  • Никто из сторон не предоставил план реструктуризации в установленные сроки.
  • Гражданином были допущены неоднократные нарушения графика реструктуризации.
  • Судом не был утвержден предложенный график (он был необоснованным, содержал ошибки и пр.).
  • Собрание кредиторов приняло отрицательное решение по результатам голосования за план реструктуризации.
  • По результатам исполнения плана не удалось погасить все долги.
  • Лицо нарушило условия мирового соглашения, и дело о банкротстве было возобновлено.

Стадия реализации имущества физлица предполагает прохождение таких этапов:

Формирование конкурсной массы.

Все имущество должника, которое образовалось на дату принятия судебного решения, подлежит включению в конкурсную массу. Исключение составляет имущество, которое по закону не подлежит взысканию. На данном этапе управляющий проводит опись всего имущества  должника.

Корректировка конкурсной массы.

Прохождение процедуры банкротства должником совсем не означает, что он лишится всего принадлежащего ему имущества. Связано это с тем, что далеко не все имущество подходит для конкурсной массы. Перечень имущества, на которое прямо запрещено обращать взыскание по ст.446 ГПК, включает:

  • единственное жилье (включая жилое помещение и земельные участки под ним). Данное требование не распространяется на недвижимость, которая находится в залоге;
  • предметы обихода и домашней обстановки;
  • вещи индивидуального пользования;
  • деньги в размере прожиточного минимума самого должника и его иждивенцев.

Также суд может исключить из конкурсной массы иное имущество со стоимостью менее 10 тыс. р., если доход от его реализации не сможет существенно повлиять на удовлетворение требований кредиторов по п. 2 ст.2 13.25 ФЗ-127.

Оценка имущества.

Оценка имущества также является обязанностью управляющего. Оценка необходима для определения начальной цены имущества в ходе торгов. В отношении технически сложного имущества к оценке могут привлечь внешних экспертов. Экспертиза потребуется и в случае, если сам должник потребовал ее проведения.

Непосредственная реализация имущества.

Имущество должника, которое было описано и оценено финансовым управляющим, продается на специальных торгах. Это прописано в п. 3 ст. 213.26 (если только иной порядок не предусмотрело собрание кредиторов).

Драгоценности, предметы роскоши, движимое и недвижимое имущество со стоимостью от 100 тыс. р. подлежат продаже на открытых торгах. Правила продажи залогового имущества прописаны отдельно. Они установлены в ст. 110, в п. 3 ст. 111 и ст. 134.

Дело в том, что за счет продажи такого имущества преимущественно удовлетворяются требования залоговых кредиторов.

Погашение задолженности перед кредиторами.

Обязательства перед кредиторами погашаются в определенной очередности пропорционально предъявленным ими требованиям.

Если в ходе процедуры было реализовано имущество, которое совместно принадлежало супругам, то 50% от вырученной суммы подлежит возврату супругу, а между кредиторами распределяется вторая половина.

Возврат имущества должнику.

Согласно действующему порядку, то имущество, которое управляющему реализовать не удалось, и которое кредиторы отказались принять в счет погашения задолженности, возвращается банкроту через подписание акта приема-передачи (согласно п. 5 ст. 213.26). То есть он восстанавливается в своих правах собственности.

Отчетность управляющего.

По итогам прохождения этапов описи, оценки и реализации имущества управляющий отчитывается перед кредиторами. По результатам продажи имущества отчетность предоставляется в Арбитражный суд. Если судья ее удовлетворит, то на этом процесс считается завершенным, и физлицо может начать новую жизнь без догов.

Определение размера требований кредиторов третьей очереди

По новым нормам законодательства о банкротстве выделяется три очереди кредиторов.

Первоначально, минуя очередность, подлежат удовлетворению требования в части текущих платежей, а также расходы по проведению определенных мероприятий для недопущения техногенных и экологических катастроф. Не погашенные должником обязательные платежи до поступления заявления о банкротстве в суд также погашаются вне очереди по п. 1 ст. 134 127-ФЗ.

В указанные в ст. 134 три очереди входят:

  1. Требования граждан, перед которыми у должника возникла материальная ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, компенсация морального вреда по решению суда.
  2. Выходные пособия и оплата труда лиц, трудоустроенных по трудовому договору, а также вознаграждения по авторским договорам.
  3. Требования прочих участников.

К числу кредиторов третьей очереди по п. 1 ст. 137 127-ФЗ относят конкурсных кредиторов и уполномоченные органы.

Стоит отметить, что предыдущая версия законодательства о банкротстве содержала указание на 5 очередей, и требования уполномоченных органов в части обязательных налоговых и прочих платежей удовлетворялись в приоритетном порядке перед требованиями конкурсных кредиторов.

Уполномоченные органы располагались на 4 ступени в очереди, а конкурсные кредиторы – на пятой. Новое законодательство уравняло две указанные группы в правах: требования государства и частных структур теперь удовлетворяются в рамках одной ступени.

Величина денежных требований кредиторов, налоговых и иных уполномоченных инстанций, перед которыми у должника образовалась задолженность, должны быть установленными. Это значит, что они должны иметь документальное подтверждение: необходимо наличие судебного решения, которое свидетельствует о признании задолженности или подтверждение данного факта самим должником. Требования, вытекающие из положений финансовых договоров, определяются ст. 4.1 127-ФЗ.

После того как арбитражным судом было принято заявление о признании должника банкротом, это влечет погашение долгов по обязательным платежам, которые образовались в ходе делопроизводства о банкротстве по ст. 63 127-ФЗ, но начало указанной процедуры не освобождает должника от выполнения обязанности по уплате обязательных платежей со сроками исполнения после поступления заявления в суд.

При определении величины требований конкурсных кредиторов в части задолженности по обязательным платежам учитывается задолженность, которая была образована у должника на момент принятия заявления о банкротстве.

Задолженность должника перед бюджетом, которая образовалась перед принятием судом заявления о банкротстве, подлежит учету в составе третьей очереди.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий