Статья 126 фз о банкротстве регулирует этап конкурсного производства

○ Конкурсное управление.

Конкурсное управление – единственная процедура, которая применяется при упрощенном порядке признания ООО банкротом.

«Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов» (абз. 16 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

Кто инициирует?

Конкурсное производство начинается после объявления должника банкротом.

«Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства» (п. 1 ст. 124 Закона № 127-ФЗ).

Последствия начала процедуры:

  • Суд назначает конкурсного управляющего. Руководство предприятия прекращает функционировать, ведение дел передается внешнему специалисту.
  • Наступает срок исполнения денежных обязательств.
  • Прекращают начисляться штрафные санкции.
  • Прекращается исполнительное производство в ФССП, документы передаются конкурсному управляющему.
  • Снимаются аресты с имущества.

Конкурсное производство оканчивается после удовлетворения притязаний кредиторов или вследствие распределения всего имущества между ними.

Если имущества оказалось недостаточно для погашения долгов, банкрот подлежит ликвидации.

Сроки конкурсного производства.

«Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев» (п. 2 ст. 124 Закона № 127-ФЗ).

На практике процедура проходит 4-12 месяцев.

Конкурсный управляющий.

«Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом» (абз. 28 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

Конкурсный управляющий – центральная фигура в конкурсном производстве. Именно он занимается ликвидацией предприятия.

«При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано» (п. 1 ст. 127 Закона № 127).

Определение суда направляется в СРО арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация должна на протяжении 9 дней предоставить информацию в суд, кредиторам или заявителям о соответствии выбранной кандидатуры законным требованиям. На основании этих сведений суд утверждает управляющего или отказывает в утверждении. В последнем случае СРО предлагает свою кандидатуру.

Обязанности конкурсного управляющего:

  • В трехмесячный срок с начала конкурсного производства провести инвентаризацию.
  • Привлечь эксперта по оценке.
  • Принять меры по выявлению иного имущества.
  • Уведомить персонал об увольнении.
  • Принять меры для истребования дебиторской задолженности.
  • Заявлять возражения кредиторам.
  • Включать необходимые сведения в Единый реестр сведений о банкротстве.

В рамках упрощенного производства:

  • Уведомить кредиторов отсутствующего должника о процедуре банкротства.
  • При обнаружении собственности у должника ходатайствовать в суд о переходе к полной процедуре банкротства.

Конкурсная масса.

«Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу» (п. 1 ст. 131 Закона № 127-ФЗ).

Конкурсная масса подлежит реализации на торгах. Вырученные деньги идут на уплату текущих платежей и погашение долгов.

Расчёт с кредиторами.

Расчеты осуществляет конкурсный управляющий в пределах требований, заявленных кредиторами. Распределение средств осуществляется таким образом: сперва оплачиваются текущие расходы (судебные издержки, оплата труда управляющего и оценщика, коммунальные платежи), затем деньги выделяются кредиторам в порядке очереди:

  • В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
  • Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
  • В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам. (п. 4 ст. 134 Закона № 127-ФЗ).

Скачать текст ФЗ 127 в последней редакции, с комментариями

Скачать ФЗ в действующей новой редакции с последними изменениями можно здесь. ⇐

Комментарии к закону можно скачать, кликнув сюда. ⇐

Таким образом, законопроект о банкротстве долгое время разрабатывался. В итоге, ФЗ устанавливает общие обязанности лиц, основания признания несостоятельным, основные правила проведения процедуры.

Текст закона предусматривает порядок судебного разбирательства, первоначальное заявление о необходимости признания банкротом. В законе также закреплено, как получить положенные деньги и осуществлять свои права при данной процедуре, как избрать конкурсного управляющего.

Как применяется закон о банкротстве физических лиц

Банкротство, или финансовая несостоятельность представляет законную возможность гражданам раз и навсегда избавиться от проблемной задолженности. По сути, это реабилитационная процедура для граждан, оказавшихся в сложной финансовой ситуации и имеющих большие долги.

Законодательно установлены следующие основания для признания лица банкротом:

  1. Наличие задолженности в размере 500 тыс. р.
  2. Просрочка по кредитным обязательствам от 90 дней.

Указанные причины являются условными: за гражданами закреплено право на инициацию собственного банкротства, если у них есть основания полагать, что они не смогут более погашать свои долговые обязательства. Конкретные обстоятельства законом не указаны, суды принимают решение об обоснованности инициации процедуры несостоятельности гражданином самостоятельно.

Стоит отметить, что во многих источниках требования к гражданам-банкротам по 127-ФЗ трактуются не совсем верно: здесь говорится, что для подачи заявления на банкротство долг должен превысить 500 тыс. р.

Но из ст. 213.6 127-ФЗ можно сделать вывод, что присутствуют и другие предпосылки признания физлица несостоятельным:

  1. Если заемщик прекратил расчеты с кредиторами.
  2. Если суммарная стоимость принадлежащего имущества должнику меньше суммы задолженности.
  3. Более 10% от всех обязательств и обязанностей должника не было исполнено им в период более месяца с предполагаемой даты для погашения долга.
  4. У должника вовсе отсутствует какое-либо ценное имущество в собственности.

Процедура признания гражданина банкротом предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Должник или его кредиторы подают заявление о признании лица банкротом в Арбитражный суд по месту своего жительства. К заявлению прилагаются подтверждающие документы по сумме долга, причинах ухудшения материального состояния физлица, принадлежащей ему собственности, размеру доходов и пр.
  2. Назначается дата первого судебного заседания.
  3. Выбирается финансовый управляющий. В своем заявлении физлицо может указать на кандидатуру управляющего или же указать на СРО, членом которого тот будет. Без финансового управляющего процедура банкротства невозможна. Это не должно быть заинтересованное лицо в отношении кредиторов или самого банкрота.
  4. Суд вводит в отношении должника одну из процедур: реструктуризации или реализации имущества. При наличии у банкрота стабильных источников дохода, которые имеют документальное подтверждение, суд может назначить процедуру реструктуризации, и дальнейшая процедура будет опираться на нормы ст. 213.11-23 127-ФЗ. Реструктуризация предполагает разработку и утверждение в отношении должника комфортного графика погашения задолженности сроком до 3 лет. Если гражданин добросовестно перечислит все платежи по графику и закроет долги, то до этапа реализации дело не дойдет, и он не получит статус банкрота и все связанные с ним негативные последствия. Но указанный этап может быть пропущен, и суд вправе сразу перейти к реализации имущества.
  5. По результатам продажи принадлежащего должнику имущества формируется денежная масса, которая идет на погашение задолженности перед кредиторами. Средства распределяются финансовым управляющим с учетом установленной законом очередности.
  6. После прохождения процедуры реализации имущества физлицо признается банкротом, а остаток задолженности с него списывается. Процедура может завершиться полным или частичным погашением обязательств перед кредиторами.

Основополагающие нормы

Основополагающие нормы в отношении банкротства граждан приводятся в главе 10 закона в ст. 213.1-213.32.

ФЗ-127 имеет обширную область регулирования. Рассмотрим наиболее важные положения закона о банкротстве:

  1. Физлицо может быть признано банкротом только по решению арбитражного суда (обычные мировые и районные суды этими делами не занимаются). Юрисдикция определена в ст. 6 ФЗ-127.
  2. Закон определяет порядок банкротства: лицо может быть признано финансово несостоятельным исключительно в судебном порядке. Банки, налоговые инспекции, МФО и различные юрлица не имеют полномочий о признании лица несостоятельным.
  3. В ст. 8 указаны случаи, когда физлицо наделено правом на подачу заявления о признании собственной финансовой несостоятельности, а также когда это является его непосредственной обязанностью.
  4. Ст. 33 закрепляет права кредитора по инициации процедуры банкротства, но условия для его обращения жестко регламентированы, а перечень возможных оснований – исчерпывающий.
  5. В ст. 158 прописана возможность заключения мирового соглашения между сторонами.
  6. Законом установлены признаки банкротства. К ним относят задолженность в размере от 500 тыс. р., наличие просрочки продолжительностью от 90 дней.
  7. Отдельные положения указывают на случаи, когда вводится процедура реструктуризации долга, а когда – реализации имущества (законом установлены только две возможные процедуры в отношении физлиц). После того как вырученные суммы покрывают задолженность, то физлицо более не считается должником перед кредиторами (ст. 213).
  8. Закон содержит перечень последствий признания физлица банкротом и последствия для гражданина с момента прохождения первого заседания по делу.
  9. В ст. 213.30 предусмотрена обязанность физлица об уведомлении финансовых учреждений о своем банкротстве. Также законодательно введен запрет на инициацию нового дела о несостоятельности от того же лица по его заявлению.
  10. Закон определяет обязанности и полномочия финансовых управляющих в ходе процедуры банкротства. Они вправе подавать ходатайства, управлять финансовыми активами, проверять должников на добросовестность и фиктивность, собирать кредиторов и подводить итоги.

Последствия банкротства юридического лица

Положительный момент завершения банкротства для должника — освобождение от денежных обязательств. Отрицательные стороны:

  • потеря финансов;
  • утрата репутации надежного бизнес-партнера;
  • пристальный надзор со стороны органов правосудия.

Поскольку фиктивное банкротство, несмотря на серьезное наказание, по-прежнему распространенное явление, руководство организаций-должников тщательно проверяют на предмет возможного мошенничества и финансовых нарушений.

В случае подтверждения фактов, свидетельствующих против должника, предусмотрено административное и уголовное наказание. Кредиторы, не получившие свои деньги, нередко обращаются в суд для обвинения руководства в противоправных действиях, если есть документальные доказательства вины ответственных лиц.

Даже, если банкротство не было умышленным, судебные разбирательства являются стрессом для ответчика, тем более что решения не всегда бывают объективными. В зону ответственности попадают:

  • учредители;
  • генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер;
  • лица, распоряжавшиеся акциями и имуществом предприятия.

Таким образом, объявление организации банкротом далеко не всегда является окончанием судебных тяжб.

Преимущества обращения в юридическое бюро

Обратившись к нам, Вы получаете комплексную поддержку и защиту своих интересов:

  • индивидуальный анализ вашей ситуации;
  • объективная оценка перспектив дела;
  • помощь в выборе СРО арбитражных управляющих;
  • подготовка необходимых документов;
  • направление документации в суд;
  • представление интересов клиента в ходе арбитражного разбирательства.

Мы придерживаемся принципа честности и открытости в работе с каждым клиентом. Вы будете в курсе всех предпринимаемых действий, основной целью которых будет достижение требуемого вам результата. Также мы предлагаем самые выгодные на рынке цены, которые свободны от влияния сторонних факторов. Каждое обращение оценивается в индивидуальном порядке, поэтому если мы взялись за ваше дело, то вероятность достижения озвученного нами результата составляет 99%

Оставьте свою заявку на нашем сайте или позвоните нам – и получите ответы на все оставшиеся вопросы!

Изменения в законе

За время действия ФЗ-217 в него неоднократно вносились изменения, но никакие кардинальные правки зафиксированы не были.

Так, когда закон о банкротстве физлиц вступил в силу, то размер вознаграждения для финансовых управляющих составлял 10 тыс. р., но в июне 2016 года он был пересмотрен для повышения заинтересованности профессиональных управляющих в процедуре признания несостоятельности физических лиц (ранее от них поступали жалобы о том, что размер вознаграждения не соответствует возложенной ответственности).

Теперь вознаграждение для финансовых управляющих установлен в размере 25 тыс. р. за одну процедуру. Также размер премиальных при реализации имущества для управляющего составляет не 2%, а 7%. При этом начиная с 2017 года, в Налоговый кодекс были внесены поправки: госпошлина для физлиц была уменьшена в 20 раз: с 6000 р. до 300 р. (ранее размер госпошлины для физических и юридических лиц был единым).

Достаточно ожидаемым изменением в процедуру признания несостоятельности является введение упрощенного банкротства для граждан с относительно небольшими долгами. Но такие изменения в ФЗ-127 пока имеют статус законопроекта. Согласно ему, упрощенное банкротство будет доступно для граждан при задолженностях до 700 тыс. р. и при количестве кредиторов не более 10.

Сроки для упрощенной процедуры составят до 120 дней. К участию в банкротстве можно будет не привлекать управляющего. Инициатива о старте процедуры сможет исходить только от самого должника.

Еще одна предложенная инновация законодателями – возложить функции по юридическому консультированию и подготовке заявлений для начала процедуры банкротства на специалистов МФЦ.

Таким образом, существенных изменений в 127-ФЗ не вносилось.

ФЗ о банкротстве организация торгов

Данному вопросу посвящена статья 139 ФЗ 127.

Там указано, что после того, как данные об организации были внесены в соответствующий реестр, проводится полная и комплексная оценка всего имущества юридического лица.

После этого организовываются торги. Информация о их проведении должна быть размещена таким образом, чтобы любой желающий смог ознакомиться с ней. Это может происходить с помощью средств массовой информации, с помощью сети интернет и др.

Представить и подать необходимые документы покупатель должен в течение срока, указанного в сообщении о проведении торгов. В данной ситуации торги проводятся в форме аукциона. Это означает, что выбор падет на такого покупателя, который предложит наивысшую цену.

Любой из участников имеет право потребовать признать аукциона недействительным.

Это может происходить по следующим основаниям:

  • участвовало только одно лицо;
  • необоснованный выбор покупателя;
  • проведение торгов раньше положенного срока и др.

На основании проведения аукциона заключается договор купли-продажи.

Последствия банкротства

Последствия процедуры банкротства могут быть как финансовыми, так и правовыми. В зависимости от этапа они прописаны в соответствующих Главах, регулирующих наблюдение, оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство.

К числу финансовых последствий признания юридического лица банкротом можно отметить:

  1. Наступление срока оплаты по денежным обязательствам, которые возникли до введения конкурсного производства, а также по налогам и сборам, заработной плате.
  2. Имущество компании подлежит продаже на аукционе.
  3. Перестают начисляться штрафы, неустойки, проценты.
  4. Сведения о финансовом положении должника более не является коммерческой тайной, а все сведения о ходе процедуры банкротства размещаются в открытом доступе.
  5. Снимается арест с собственности должника.
  6. Любые виды сделок от фирмы-банкрота запрещены к совершению.
  7. Снимается арест с собственности должника.
  8. Распускается персонал, предприятие-банкрот ликвидируется и полностью прекращает свою деятельность.

Таким образом, по результатам банкротства компания ликвидируется и прекращаются все ее обязательства, в том числе долговые. Это может привести к убыткам некоторых кредиторов, которые так и не получат положенные им выплаты.

Когда процедура банкротства завершена, компания ликвидирована, а сведения о ней исключены из ЕГРЮЛ, то ее бухгалтерские документы подшиваются к делу и передаются в архив.

Владельцы компании вместе с завершением ее работы утрачивают долю в уставном капитале, тогда как гендиректор должен получить все положенные средства по Трудовому кодексу: зарплату, выходное пособие и компенсацию неиспользованного отпуска.

В отдельных случаях руководство компании могут привлечь к уголовной ответственности за совершение действий, которые повлекли банкротство. Такие действия должны иметь умышленный характер и предполагать фиктивное или преднамеренное банкротство.

Преднамеренное банкротство преследуется по ст. 196 УК. Сущность заключается в намеренном выведении активов юрлица через подставные компании и дочерние организации, тогда как в самой организации на балансе остаются только неликвиды и долги. Неплатежеспособность создается искусственно, ее цель – избежать возврата средств кредиторам, списать их на финансовую несостоятельность, а затем воспользоваться в личных целях. Способы преднамеренно обанкротить компанию чрезвычайно разнообразны.

Фиктивное банкротство выступает еще одним уголовно наказуемым преступлением. Под фиктивным банкротством понимается умышленное искажение отчетности и финансовых показателей, скрытие активов для того, чтобы убедить суд в неплатежеспособности.

Основаниями для обвинения руководства в преднамеренном или фиктивном банкротстве может стать заявление, которое поступило в суд от кредиторов, управляющего или иных заинтересованных лиц. В этом случае руководство могут привлечь к субсидиарной (личной) ответственности по погашению долга за юридическое лицо.

Процедура банкротства не налагает на собственников каких-либо ограничений в части дальнейшего ведения бизнеса, но суд может вынести решение о дисквалификации недобросовестных участников.

Компетентная юридическая помощь в делах о банкротстве

«Юридическое бюро № 1» более 10 лет специализируется на делах о банкротстве, и данное направление деятельности является приоритетным в нашей практике

Благодаря узкой специализации, мы знаем о финансовой несостоятельности все, что представляет важность для участников процесса. Наши клиенты — организации разного профиля, масштабные предприятия и структуры малого бизнеса

Мы беремся только за те дела, где высоки шансы на успех. Стоимость услуг рассчитывается заранее и не меняется в ходе выполнения.

В процедуре банкротства очень важно заручиться помощью компетентных специалистов в целях собственной безопасности и для получения наиболее благоприятного решения

Иные важные положения

Также 127-ФЗ содержит указание на такие важные сведения о процедуре банкротства, как:

  1. Размер госпошлины за подачу искового заявления в суд (закон не содержит, но здесь приведена отсылка к Налоговому кодексу). Для юрлиц по пп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК пошлина составляет 6 000 р.
  2. Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о признании лица банкротом. Это свидетельства о регистрации, учредительные сведения, бухгалтерская отчетность, штатное расписание, выписки с банковского счета, перечень кредиторов. Пакет документов зависит от того, кто выступил с инициативой банкротства: если должник – по ст. 38, кредитор – по ст. 40, уполномоченные инстанции – по ст. 42.
  3. Полномочия и особенности проведения собрания кредиторов – в ст. 72-73 127-ФЗ, ст. 12-18.
  4. Содержание заявления на признание компании банкротом: описание обстоятельств, которые привели к утрате платежеспособности и пр. – в ст. 37 (если инициатива исходит от должника), в ст. 39 (если заявление подают кредиторы), в ст. 41 (если заявление подают уполномоченные органы).
  5. Полномочия и ответственность арбитражных управляющих, обязанность по обязательному страхованию ответственности содержатся в ст. 20-26.1.

Особенности банкротства отдельных категорий юрлиц перечислены в 9 Главе 127-ФЗ. В частности, здесь приведены правила банкротства застройщиков, кредитных организаций, финансовых учреждений, естественных монополий, сельскохозяйственных организаций, градообразующих предприятий.

Наблюдение

Данная процедура применяется к организации-должнику, ее основная задача – обеспечить сохранность принадлежащего ей имущества, анализ ее финансового положения, формирование полного реестра требований кредиторов, организация и проведение первоначального собрания кредиторов. Наблюдение является обязательной процедурой, которая проводится при банкротстве любых юридических лиц.

Для введения процедуры наблюдения анализируются требования кредиторов, определяется их обоснованность. Исключение составляют ситуации, когда должник самостоятельно подает заявление о признании себя банкротом – при этом условии стадия наблюдения начинается со дня принятия заявления арбитражным судом.

На время проведения процедуры наблюдения назначается временный управляющий, действующий параллельно с основным руководителем компании, который на этом этапе не сохраняет все свои полномочия.

К основным ограничениям и обязанностям, которые вводит процедура наблюдения, относятся следующие:

  • возможность проведения сделок, касающихся приобретения либо отчуждения имущества стоимостью свыше 5% оценки активов компании, только при получении письменного согласия управляющего;
  • аналогичное ограничение на выдачу и получение кредитов/займов, гарантий и поручительств, организацию доверительного управления имуществом компании-должника, перевод задолженности и уступку права требования;
  • запрет на принятие управленческих и организационных решений.

Ожидаемые изменения в 2020 году

Ожидается, что в 2020 году процедура банкротства юридических лиц станет проще и прозрачнее, учитывая огромное количество накопившихся и неразрешенных дел в суде. Возможно, более широкие полномочия получат уволенные работники компаний, признанных несостоятельными, сократятся сроки судебных разбирательств, ужесточится наказание за преднамеренное банкротство.

Усиление роли государственных органов в проведении инвентаризации стратегических и градообразующих предприятий может быть закреплено законодательно. Планируется увеличить порог задолженности стратегических предприятий с 1 до 5 млн рублей, продлить процедуру финансового оздоровления до 5 лет (сейчас 2 года).

Министерство экономического развития предлагает дать полномочия прокурору принимать участие в делах о финансовой несостоятельности, в частности, проводить экспертизы для выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротств. Ожидается, что закон о банкротстве юридических лиц с изменениями будет рассмотрен и утвержден в начале 2020 года.

Стороны и участники процедуры признания несостоятельности

Сторонами дела о банкротстве и инициаторами признания компании финансово несостоятельной могут являться:

  • сама компания-должник, которая имеет долги по своим обязательствам. Фактически инициатива может исходить от ее руководителей, учредителей, основателей;
  • кредиторы компании. Они вправе инициировать процедуру банкротства, даже если должник продолжает вести хозяйственную деятельность. Главное, чтобы должник отвечал признакам банкрота по сумме и срокам;
  • государственные и контролирующие инстанции: прокуратура и налоговые органы;
  • временная администрация и контрольные органы.

В деле о несостоятельности юрлица принимают участие также такие стороны дела:

  • арбитражный суд. После признания юрлица банкротом все претензии о взыскании задолженности и требования кредиторов рассматриваются представителем суда;
  • собрание кредиторов и уполномоченных органов, которое принимает важнейшие решения о ходе банкротства;
  • управляющий в деле о банкротстве, которому принадлежат важные регулирующие и контролирующие функции. До 2014 года право на выбор управляющего принадлежало должникам и кредиторам независимо от того, кто стал инициатором процедуры. По новым правилам такое право сохранили только за кредиторами.

Порядок смены руководства фирмы банкрота

Прекращение полномочий директора должника происходит в следующем порядке:

  1. Арбитражный суд объявляет должника банкротом.
  2. Утверждается конкурсный управляющий.
  3. Директор должника передает конкурсному управляющему всю документацию фирмы.
  4. Конкурсный управляющий принимает дела и вступает в полномочия.

Конкурсный управляющий должен состоять в саморегулируемой некоммерческой структуре арбитражных управляющих.

В течение 3 дней после того, как арбитражный суд утвердит нового управляющего, руководитель фирмы должника должен передать ему:

  • бухгалтерские книги;
  • печати, штампы;
  • материальные ценности;
  • нематериальные активы;
  • иную документацию.

По настоянию сторон передача документации может проходить в присутствии двух свидетелей.

Важно учесть, что при отказе передавать документы фирмы в положенный срок или их передаче с нарушениями у директора фирмы должника наступает административная ответственность в виде штрафа в размере 40 000-50 000 рублей или дисквалификации на срок от 6 до 12 месяцев ().

Если нарушения при передаче документов к конкурсному управляющему привели к значительному ущербу (более 2 250 000 рублей), то директор фирмы должника приговаривается к одному из следующих наказаний, согласно :

  • штраф в сумме до 200 000 рублей или в размере зарплаты за 1,5 года;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • принудительные работы сроком до 3 лет;
  • тюремное заключение сроком до 3 лет.

Если конкурсному производству предшествовала стадия внешнего управления, то документы передаются внешним арбитражным управляющим.

Следует учитывать, что у собрания учредителей фирмы банкрота, передавших руководство конкурсному управляющему, остаются полномочия на заключение договора о получении финансовой помощи на погашение долгов от третьих лиц.

Порядок реализации имущества

Нужно учитывать, что дела о банкротстве не сводятся только к прохождению процедуры реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами. Суд может ввести этап реструктуризации задолженности, или стороны могут подписать мировое соглашение.

Реализация имущества гражданина выступает крайней мерой процедуры финансовой несостоятельности. Она вводится в отношении должника в следующих случаях:

  • У него отсутствуют постоянные доходы или их размер настолько мал, что он не позволяет вносить ежемесячные платежи (после них у должника остаются на проживание деньги в размере менее прожиточного минимума).
  • Никто из сторон не предоставил план реструктуризации в установленные сроки.
  • Гражданином были допущены неоднократные нарушения графика реструктуризации.
  • Судом не был утвержден предложенный график (он был необоснованным, содержал ошибки и пр.).
  • Собрание кредиторов приняло отрицательное решение по результатам голосования за план реструктуризации.
  • По результатам исполнения плана не удалось погасить все долги.
  • Лицо нарушило условия мирового соглашения, и дело о банкротстве было возобновлено.

Стадия реализации имущества физлица предполагает прохождение таких этапов:

Формирование конкурсной массы.

Все имущество должника, которое образовалось на дату принятия судебного решения, подлежит включению в конкурсную массу. Исключение составляет имущество, которое по закону не подлежит взысканию. На данном этапе управляющий проводит опись всего имущества  должника.

Корректировка конкурсной массы.

Прохождение процедуры банкротства должником совсем не означает, что он лишится всего принадлежащего ему имущества. Связано это с тем, что далеко не все имущество подходит для конкурсной массы. Перечень имущества, на которое прямо запрещено обращать взыскание по ст.446 ГПК, включает:

  • единственное жилье (включая жилое помещение и земельные участки под ним). Данное требование не распространяется на недвижимость, которая находится в залоге;
  • предметы обихода и домашней обстановки;
  • вещи индивидуального пользования;
  • деньги в размере прожиточного минимума самого должника и его иждивенцев.

Также суд может исключить из конкурсной массы иное имущество со стоимостью менее 10 тыс. р., если доход от его реализации не сможет существенно повлиять на удовлетворение требований кредиторов по п. 2 ст.2 13.25 ФЗ-127.

Оценка имущества.

Оценка имущества также является обязанностью управляющего. Оценка необходима для определения начальной цены имущества в ходе торгов. В отношении технически сложного имущества к оценке могут привлечь внешних экспертов. Экспертиза потребуется и в случае, если сам должник потребовал ее проведения.

Непосредственная реализация имущества.

Имущество должника, которое было описано и оценено финансовым управляющим, продается на специальных торгах. Это прописано в п. 3 ст. 213.26 (если только иной порядок не предусмотрело собрание кредиторов).

Драгоценности, предметы роскоши, движимое и недвижимое имущество со стоимостью от 100 тыс. р. подлежат продаже на открытых торгах. Правила продажи залогового имущества прописаны отдельно. Они установлены в ст. 110, в п. 3 ст. 111 и ст. 134.

Дело в том, что за счет продажи такого имущества преимущественно удовлетворяются требования залоговых кредиторов.

Погашение задолженности перед кредиторами.

Обязательства перед кредиторами погашаются в определенной очередности пропорционально предъявленным ими требованиям.

Если в ходе процедуры было реализовано имущество, которое совместно принадлежало супругам, то 50% от вырученной суммы подлежит возврату супругу, а между кредиторами распределяется вторая половина.

Возврат имущества должнику.

Согласно действующему порядку, то имущество, которое управляющему реализовать не удалось, и которое кредиторы отказались принять в счет погашения задолженности, возвращается банкроту через подписание акта приема-передачи (согласно п. 5 ст. 213.26). То есть он восстанавливается в своих правах собственности.

Отчетность управляющего.

По итогам прохождения этапов описи, оценки и реализации имущества управляющий отчитывается перед кредиторами. По результатам продажи имущества отчетность предоставляется в Арбитражный суд. Если судья ее удовлетворит, то на этом процесс считается завершенным, и физлицо может начать новую жизнь без догов.

Признаки банкротства (кто может быть признан банкротом?)

Законодательство различает общие признаки банкротства (статья 3 ФЗ), применимые к отдельным категориям организаций или рассматриваемые в рамках сложившихся специфических ситуаций. К общим положениям, включенным в закон о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, относятся:

  • неспособность уплачивать обязательные платежи в течение трех месяцев от утвержденной даты их исполнения (просроченная задолженность перед кредиторами или государством);
  • сумма просроченной задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей.

Ситуация о возможности признания юридического лица банкротом анализируется в индивидуальном порядке с учетом категории организации, для которой установлены отдельные нормы и порядок банкротства.

К таким юридическим лицам относятся кредитные, страховые компании, застройщики, предприятия стратегического значения, градообразующие компании и некоторые другие организации.

Так, сумма долга для сельскохозяйственных предприятий составляет минимум 500 тысяч рублей.

Признак банкротства кредитной компании — просрочка по исполнению обязательств перед кредиторами — 14 дней при недостаточности активов для погашения долга (п. 8 статья 189 ФЗ «О банкротстве).

Стратегические предприятия признаются несостоятельными при полугодовой просрочке исполнения обязательств и сумме задолженности — 1 миллион рублей.

Для финансовых, страховых компаний и застройщиков установлены отдельные правила подачи заявлений в арбитражный суд по делу о банкротстве. В отношении организаций, для которых установлены специальные положения по проведению процедуры банкротства, применяются общие правила, если законом не предусмотрены иные действия.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий