Статья 18. закона о полиции рф. право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Цели внесения поправок в Федеральный закон «О полиции»

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»» эти изменения продиктованы, в первую очередь, необходимостью уточнить те права и полномочия, которые имеются у сотрудников полиции в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.

Также в рамках подготовленных и вносимых изменений планируется значительным образом усовершенствовать те механизмы, с помощью которых сотрудники полиции осуществляют свои обязанности по предупреждению, возможному пресечению, а в случае уже совершенного деяния – раскрытию тех преступлений, которые либо уже были зафиксированы, либо только совершены, но еще не зафиксированы.

Подготовка изменений в Федеральный закон «О полиции» также проводилась и с точки зрения уточнения существующих правовых механизмов. Так, в частности, в качестве еще одной цели внесения изменений в данный закон является назревшая необходимость исключить те правовые нормы, которые носят неопределенный характер, что затрудняет в настоящее время полноценное применение самого закона.

Что положено человеку, если он несколько лет провел в следственном изоляторе незаконно

Оперуполномоченный: кто это и какие у него полномочия

Необходимая оборона

Как устанавливает 18 статья ФЗ № 3, служащий подразделения ОВД вправе применить физическую силу в порядке и случаях, закрепленных законодательством. В состоянии необходимой обороны служащий при отсутствии у него оружия или спецсредств может использовать любой подручный предмет.

При применении силы особое значение имеют уголовно-правовые нормы. Однако на практике многие служащие руководствуются исключительно ФЗ № 3, а также локальными актами, изданными структурами МВД.

При пресечении преступлений служащие действуют в условиях, исключающих преступность поведения. Профессиональная деятельность полицейских далеко не всегда может быть спланирована, поскольку обстановка может измениться в любой момент. Следовательно, всегда существует вероятность возникновения нежелательных последствий.

Учитывая это, в уголовном законе должны закрепляться четкие пределы реализации служащими ОВД их полномочий. Эти рамки позволяют существенно минимизировать риск совершения полицейскими противоправных действий. Для этого, в свою очередь, необходимо привести в соответствие отдельные положения ФЗ № 3, локальные правовые документы, изданные структурами МВД, с уголовно-правовыми нормами.

Какие изменения в полномочиях сотрудников полиции стали наиболее заметными

Изменения в Федеральный закон «О полиции» предполагают следующее.

Полномочия полицейских Было до внесения изменений Предусмотрено законопроектом
Применение оружия Регламентировалось положениями . В случае применения оружия сотрудник полиции должен был объяснять, почему он принял решение о необходимости применения (на основании указанного федерального нормативного акта) Перечень случаев, когда происходит применение оружия, не изменился. Добавлена возможность применять огнестрельное оружие, если на сотрудника полиции совершено нападение с использованием предметов, которые неотличимы внешне от настоящего оружия (например, если речь идет о нападении с использованием точной копии настоящего оружия).

В соответствии с частью 1(1) статьи 30 сотрудник полиции не будет подлежать ответственности за применение огнестрельного оружия, если в своих действиях он руководствовался действующими нормативными актами в рамках обеспечения безопасности людей и всего государства, а также если он в рамках применения оружия осуществлял свою профессиональную деятельность в силу возложенных на него профессиональных обязанностей

Вскрытие автомобиля Ранее данное положение могло быть реализовано только в присутствии собственника транспортного средства. Любые действия с автомобилем могли быть совершены только на основании реализации положений указанного федерального закона Законопроектом предусмотрено введение статьи 15(1), в соответствии с которой автомобиль может быть вскрыт (то есть может быть осуществлено проникновение в него) в целях спасения жизни людей, обеспечения безопасности их жизни, а также если это отвечает цели пресечения преступления или задержания лица, которое уже совершило или в данный момент совершает преступление.

Если при вскрытии присутствует собственник, или в автомобиле кто-то есть, сотрудник полиции обязан ему представиться и объяснить, зачем он это делает. Если автомобиль был вскрыт без присутствия собственника, а также если никто не присутствует при вскрытии или проникновении в автомобиль, то собственника необходимо в течение 24 часов известить о том, что вскрытие было осуществлено, а также обеспечить защиту транспортного средства от проникновения в него посторонних лиц.

Если автомобиль был вскрыт на основании применения сотрудником полиции действующих норм права, он не несет ответственности за повреждения, которые автомобиль получил

Право на оцепление и блокирование жилых домов, строений, земельных участков Существовало и ранее. Регламентация проводится с помощью положений . Предусматривается блокирование некоторых участков местности.

предусматривает блокирование или оцепление в тех случаях, когда иными способами безопасность лиц, проживающих или находящихся на такой территории, обеспечена быть не может

На основании законопроекта теперь речь идет об оцеплении и блокировании не участков местности, а территорий, что позволяет говорить о более широком распространении оцепления.

Кроме того, по проекту (часть 4 статьи 16) сотрудники полиции, если на территории действует оцепление, имеют право осуществлять личный досмотр физических лиц и транспорта, которые осуществляют перемещение по оцепленной или блокированной территории. В случае отказа от досмотра запрещаются перемещение, вход и выход на такие территории

Обращение физического лица к полицейскому и полицейского к физическому лицу На сотрудника полиции была наложена обязанность о необходимости представиться, назвать свою должность, а также предъявить по требованию свое служебное удостоверение Представление сотрудника полиции при обращении к нему физического лица или в случае его обращения к физическому лицу теперь – один из механизмов взаимодействия (слово «обязан» исключено из положений статьи, что подразумевает необходимость сообщать свое имя, а также звание – как само собой разумеющееся). Кроме того, добавлена часть 5(1) в , направленная на защиту интересов различных физических лиц в том случае, если на момент их взаимодействия с сотрудником полиции есть какие-то обстоятельства, которые представляют собой угрозу жизни таких физлиц или жизни нескольких лиц. Как только такие обстоятельства прекратили свое действие, сотрудник полиции должен полностью представиться, как это предусмотрено и

Вы поддерживаете изменения в закон «О полиции»?

ПоддерживаюПоддерживаю частичноМне все равно

Таким образом, изменения в закон «О полиции» назрели достаточно давно. Делать выводы о том, насколько действенны эти изменения, можно будет на основе анализа сложившейся правоприменительной практики.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Ответственность сотрудника полиции

Как правило, решение о применении силы служащий принимает самостоятельно. Соответственно, он в полной мере отвечает за возможные последствия своих действий.

В случае превышения своих полномочий при применении силы служащий может быть привлечен к ответственности, предусмотренной в законодательстве. В зависимости от характера действий и тяжести последствий ему могут вменяться дисциплинарные, гражданско-правовые, материальные или уголовные санкции.

Противоправное применение силы служащим при исполнении им своих обязанностей квалифицируется как превышение полномочий только в тех случаях, когда его действия не были вызваны крайней необходимостью или необходимой обороной, и не было предпосылок для принудительного задержания преступника.

Кроме уголовного наказания, в отношении служащего может быть возбуждено исковое производство и предъявлены требования о компенсации имущественного и морального вреда гражданину, получившему телесные повреждения.

За нарушения предписаний, закрепленных в федеральном законе, локальных актах ОВД, служащий несет дисциплинарную ответственность. Самой строгой санкцией является увольнение из ОВД.

Судебная практика

21 апреля Верховный суд РФ опубликовал обзор судебной практики по привлечению к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ. В частности, в нем говорится о том, что действия гражданина, нарушающие пункты региональных нормативных правовых актов (указов, постановлений, распоряжений региональных органов власти) о введении режима повышенной готовности (например, указ главы Республики Башкортостан №УГ-111) квалифицируются по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ. Указаний на то, что ограничения на передвижения противоречат Конституции, данный обзор не содержит.

Вместе с тем, соответствие Конституции региональных нормативных актов по содержанию устанавливает Конституционный суд РФ. Осуществление мер по борьбе с эпидемиями находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке актов по таким вопросам могут президент, Совет Федерации, Государственная дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, региональные органы законодательной и исполнительной власти.

Осуществление мер по борьбе с эпидемиями находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Фото Ильи Репина

На данный момент иски о признании недействительными отдельных пунктов постановлений регионов о «самоизоляции» подаются в суды общей юрисдикции. В удовлетворении одного из исков, в Брянской области, уже отказано. Запросов же о проверке конституционности актов о режиме «самоизоляции» в Конституционный суд не поступало.

Этапы снятия ограничений

На совещании с президентом Владимиром Путиным глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что разработан проект методических рекомендаций для определений показателей, которые являются основанием поэтапного снятия ограничительных мероприятий.

Если проект утвердят, то снятие ограничений будет проводиться в три этапа.

На первом этапе будут разрешены занятия физкультурой и спортом на открытых пространствах, прогулки с детьми, работа предприятий торговли и услуг определенной площади с соблюдением социальной дистанции. На втором — разрешат прогулки с членами семьи, открытие объектов сферы торговли и услуг большей площади, но с ограничением одновременно обслуживаемых посетителей, начнут работу образовательные учреждения. На третьем — откроют места отдыха (парки, скверы) с соблюдением социальной дистанции, работа предприятий сферы торговли и услуг будет без ограничений, будут работать все образовательные организации и гостиницы, общепит.

Решения о снятии ограничений будут приниматься главами регионов по предложению главных санитарных врачей субъектов. Снятие ограничений будет проводиться после оценки текущего эпидемиологического положения, на которую могут понадобиться 1-2 недели.

Решения о снятии ограничений будут приниматься главами регионов по предложению главных санитарных врачей субъектов. Фото Максима Платонова

Проект снятия ограничений предлагает вполне логичную схему выводу страны из режима «самоизоляции». Его утверждение позволит не только сохранить здоровье граждан страны, но и мягко запустить экономику, снизить напряженность в регионах. Однако если Роспотребнадзор утвердит этот проект, сам процесс снятия ограничений будет зависеть от развития эпидемиологической обстановки в конкретных регионах, а также от слаженности и продуманности действий региональных чиновников, ответственных за ее состояние на местах. Кроме того, этот проект оставляет возможность главам субъектов возобновлять ограничения при осложнении ситуации.

Карина Горбачева

ОбществоВласть БашкортостанТатарстан

Ограничения

Законодательство предусматривает ряд случаев, при которых физическая сила применяться не может. Соответствующие действия запрещены в отношении женщин, имеющих явные признаки беременности, граждан-инвалидов, а также малолетних. Исключение составляют ситуации, когда указанные субъекты оказывают вооруженное сопротивление, совершают групповое или иное нападение, угрожающее здоровью/жизни окружающих или непосредственно сотрудников полиции.

Не допускается использовать силу при пресечении незаконных митингов, собраний, демонстраций, пикетирования, шествий ненасильственного характера, не нарушающих общественный порядок, нормальное функционирование транспортной инфраструктуры, предприятий и средств связи.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;

15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам — в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Вину не признаю, правонарушение не совершал

Как же снизить вероятность получения штрафа при нахождении вне дома в новых условиях?

Первое, что следует понимать — это то, что ни один сотрудник полиции, МЧС и другое уполномоченное лицо не может выписать человеку штраф. В сознании граждан укоренилось ошибочное представление, что составление протокола об административном правонарушении обязательно подразумевает наложение штрафа. К счастью, это не так: полицейский может составить лишь протокол о возможном правонарушении, а вот было ли оно действительно совершено, будет решать суд. Praesumptio innocentiae (презумпция невиновности) в Российской Федерации действует не только в уголовном, но и в административном праве.

А значит, каждый, на кого составлен протокол, считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом. Об этом и о том, что никто не обязать доказывать свою невиновность, прямо сообщает ст. 1.5 административного кодекса.

Важно отметить, что ст. 5 Федерального закона №3 «Закон о полиции» обязывает сотрудника полиции при обращении к гражданину назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию свое служебное удостоверение

Кроме того, в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции должен разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. Также стоит иметь в виду, что, согласно ст. 8 «Закона о полиции», граждане имеют право вести видеосъемку происходящего вокруг них события, которая может быть использована в судебном разбирательстве в случае нарушения их прав.

Юристы напоминают, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ не обязательно свидетельствовать против себя, поэтому можно указать в протоколе «вину не признаю, правонарушение не совершал». Также не стоит заполнять и подписывать пустой бланк протокола. Можно заявить ходатайства о вступлении в производство свидетеля, защитника, о рассмотрении дела по месту жительства. Если гражданина не ознакомили до оформления протокола с конституционными и процессуальными правами в соответствии со ст. 25.1. КоАП РФ, об этом также стоит заявить в графе «объяснение». Там же гражданин указывает, куда направлялся, осуществляя свое право на передвижение (за хлебом, в аптеку, к адвокату и т. д.).

Гражданин указывает, куда направлялся, осуществляя свое право на передвижение (за хлебом, в аптеку, к адвокату и т. д.). Фото Рината Назметдинова

Таким образом, встреча с полицией не всегда сулит составление протокола, а составление протокола не всегда приводит к признанию вины гражданина. Следует также учесть, что при рассмотрении дела всегда происходит проверка законности протокола, и если он незаконен, составлен с существенными изъянами, то такой протокол возвращается заявителю. Постановление по итогу судебного разбирательства бывает двух видов: о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу. В первом случае, если речь идет о нарушении статьи 20.6.1 КоАП РФ, минимальное наказание — это предупреждение или штраф в размере 1 000 рублей. Принятое постановление можно обжаловать в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящую судебную инстанцию.

При любом развитии ситуации гражданам чрезвычайно важно знать свои права. Часто разговор с человеком, разбирающимся в законе, оказывается на удивление коротким и благожелательным

А если дело доходит до протокола, ему легче отстоять права в суде. Также стоит помнить о вежливом тоне и обязанности выполнять законные распоряжения сотрудников правопорядка.

Крайняя необходимость

Под ней следует понимать ситуацию, когда полицейский причиняет ущерб интересам другого лица с целью устранения угрожающей ему или иным гражданам опасности. Применение силы при крайней необходимости допускается в случае, когда иными способами устранить угрозу не представляется возможным.

При совершении действий в таких ситуациях служащий должен адекватно оценивать обстановку. Применение силы должно соответствовать характеру и степени угрозы, исходящей от другого субъекта. Превышение пределов необходимости квалифицируется как уголовное деяние, если было совершено умышленно.

Стоит сказать, что в отличие от состояния необходимой обороны, в которой служащий может нанести больший вред, при крайней необходимости не допускается даже равный ущерб. В противном случае действия полицейского могут быть расценены как умышленные.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий