Содержание
Кто может получить землю в аренду?
В отличие от покупки земельных участков, на получение ее в аренду действующее законодательство практически не накладывает ограничений.
Так, если иностранные граждане в собственность участки приобрести не могут, равно как и иностранные организации или российские компании с максимально возможной долей иностранного уставного капитала, то для осуществления процедуры аренды таких ограничений нет, если речь идет о земельных участках, не относимых к категориям, запрещенным для аренды иностранными гражданами и организациями. Иностранным гражданам разрешено предоставление земельных участков для строительства жилья.
В соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации право аренды земельных участков предоставляется следующим физическим и юридическим лицам:
- Физические лица, относимые к категории граждан, имеющих право на льготные условия договора аренды (например, обладатели капитальных строений, зарегистрированных в Росреестре в качестве жилых домов);
- Физические лица, независимо от принадлежности к гражданству, являющиеся собственниками всех расположенных на Земельном участке капитальных строений независимо от статуса, который эти строения получили после регистрации в Росреестре;
- Юридические лица, владеющие капитальными строениями (например, производственными цехами), расположенными на этом земельном участке;
- Российские и иностранные юридические лица, а также российские компании, имеющие в своем уставном капитале значительную долю иностранных вложений, владеющие недвижимым имуществом на территории России (если такое имущество расположено на рассматриваемом участке, не находящемся в особой зоне, не подлежащей аренде);
- Российские и иностранные компании, чьи налоговые отчисления от деятельности пополняют бюджет Российской Федерации.
Однако, при заключении договора аренды на земельные участки с иностранными гражданами или организациями в тексте соглашения фиксируется невозможность выкупа такого участка, в то время, как на российских арендаторов такое ограничение не распространяется.
Под какие цели можно арендовать землю?
Земельный Кодекс Российской Федерации дает исчерпывающий ответ на этот вопрос применительно к разным категориям арендаторов.
Так, в соответствии с положениями этого нормативного акта, физические лица могут выступать арендаторами земли для таких целей, как:
- Индивидуальное жилищное строительство (земля в аренду под ИЖС);
- Организация личного подсобного хозяйства;
- Индивидуальное дачное строительство;
- Организация крестьянского или фермерского хозяйства;
- Создание садоводческого некоммерческого товарищества (если его деятельность не будет направлена на получение прибыли);
- Ведение предпринимательской деятельности, если после получения земли будет организовано юридическое лицо.
Юридические лица могут арендовать землю для таких действий:
- Строительство жилья (многоквартирные дома или комплексы, рассчитанные на осуществление индивидуального жилищного строительства);
- Возведение социальных и культурно-бытовых учреждений, а также предприятий, направленных на улучшение качества условий жизни населения;
- Создание религиозных памятников, а также религиозных сооружений (если земля арендуется религиозным учреждением);
- Строительство инженерных сооружений, а также прокладка инженерных коммуникаций для обеспечения нужд населения, проживающего в рамках конкретного административного образования;
- Создание полигонов и заводов, предназначенных для утилизации отходов жизнедеятельности населения и существующего производства;
- Создание природных и искусственных парков, направленных на сохранение высокого качества окружающей среды и снижение негативного влияния существующих факторов на животный и растительный мир;
- Организация производства с созданием дополнительных рабочих мест для населения, проживающего в рамках конкретного административного образования;
- Организация сельскохозяйственного производства, в том числе, в виде крупных производственных сельскохозяйственных комплексов;
- Добыча полезных ископаемых, если целесообразность таких действий будет доказана, а наносимый урон окружающей среде будет исправляться сразу после завершения разработки очередного месторождения.
Эти цели являются не исчерпывающими, для которых юридическое лицо может взять в аренду земельный участок. Очень часто дополнительные площади могут понадобиться для того, чтобы обеспечить полноценное функционирование казенным учреждениям, которые в данный момент испытывают сложности из-за недостатка площадей.
Какие земельные участки можно арендовать?
В современном законодательстве есть разграничение тех земельных участков, которые можно арендовать любому желающему, а также тех, аренда которых серьезно ограничена или невозможна. Так как последних гораздо меньше, то следует перечислить этот список, так как свободными для аренды будут все остальные земли.
В соответствии с Земельным Кодексом запрещено арендовать:
- Земли, расположенные вблизи объектов, обеспечивающих безопасность государства;
- Земли, относящиеся к природным паркам, заповедникам и заказникам;
- Участки, расположенные на территории закрытых административных образований;
- Земли, находящиеся в зоне отчуждения при строительстве крупных инженерных сооружений и коммуникаций;
- Земли, которые входят в прилегающие территории к атомным электростанциям, крупным транспортным узлам, а также оборонным предприятиям;
- Земельные участки, расположенные вблизи границ государства нельзя арендовать иностранным гражданам и организациям.
Все остальные земли, если они не находятся уже в собственности или аренде у других физических или юридических лиц (то есть если они свободны для соответствующего соглашения), можно арендовать с соблюдением соответствующего порядка.
Как получить земельный участок в аренду?
Комментарий к Статье 39.22 Земельного кодекса РФ
Как было указано в комментарии к ст. 39.21 ЗК РФ, заключение договора мены, предметом которых являются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеет свои особенности. Однако эти особенности не ограничиваются только условиями, при которых такой договор может быть заключен в принципе, поскольку ЗК РФ устанавливает специальные требования и к условиям самого договора.
К числу особенностей нельзя отнести положения комментируемой статьи, предусматривающие необходимость передачи в государственную или муниципальную собственность зданий и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в частной собственности, поскольку это соответствует одному из основных принципов земельного законодательства, который предусматривает единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Вместе с тем объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, находящемся в частной собственности, могут быть переданы в государственную или муниципальную собственность безвозмездно, что исключает необходимость определения их рыночной стоимости.
В свою очередь, земельные участки, являющиеся предметом договора мены, а также расположенные на них объектов недвижимости, передаваемые в государственную или муниципальную собственность на возмездной основе, должны быть оценены по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
В соответствии со ст. 3 данного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (ст. 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 568 ГК РФ, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. В случае когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.
Земельным кодексом РФ, следуя общим положениям гражданского законодательства о договоре мены, также предусматривает необходимость соблюдения требования о равнозначности цены обмениваемых земельных участков и объектов недвижимости. Вместе с тем следует согласиться с высказанным в литературе мнением о невозможности подбора абсолютно равноценных земельных участков <1>, в связи с чем законодателем предусмотрена возможность мены земельных участков и объектов недвижимости, которые не являются равноценными с возмещением разницы в стоимости обмениваемых объектов лицу, которое получило в собственность менее ценное имущество.
———————————
<1> См.: Тараданов Р.А. Определение размера возмещения собственнику участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд // Закон. 2014. N 2.