Разрешение на строительство

Пошаговая инструкция по оформлению

Для получения допуска необходимо:

  1. Подготовить проект будущего здания по всем нормам и требованиям.
  2. Собрать пакет требуемой документации.
  3. Подать документы в уполномоченный и выдающий разрешение орган, согласно установленному регламенту.
  4. Получить Разрешение. Документ получает заказчик самостоятельно, либо подрядчик объекта.

Порядок получения допуска на постройку жилых и садовых домов, вспомогательных строений

Порядок подачи уведомления о начале стройки или реконструкции:

  • застройщик направляет в соответствующую администрацию уведомление о будущем строительстве или реконструкции;
  • в течение семи рабочих дней проводится проверка указанных параметров ИЖС и выдается уведомление о возможности размещения строения;
  • получив уведомление можно начинать стройку в течение 10 лет с момента подачи уведомления.

Что еще нужно знать о порядке получения разрешения читайте тут.

Дальнейшие действия:

  • в течение одного месяца после завершения работ необходимо уведомить администрацию;
  • в течение семи рабочих дней представитель администрации проводит проверку на соответствие здания заявленным параметрам и нормативам, и выдает положительное уведомление;
  • получив документ о соответствии, собственник заказывает у кадастрового инженера техплан и оплачивает госпошлину;
  • администрация самостоятельно с помощью вневедомственного обмена проводит постановку на учет и регистрацию права собственности на построенный либо прошедший реконструкцию объект в Росреестре.

Уведомительный порядок допускается при возведении зданий и реконструкции:

  • жилого и садового дома;
  • бани или гаража, имеющих признаки капитального строения, т. е. фундамент и конструктив;
  • капитальной пристройки к уже имеющемуся строению.

Сооружение в приаэродромной зоне

Если будущее строение попадает в приаэродромную территорию, о чем можно узнать из градплана, согласие берется в  Росавиации.

Срок исполнения заявки — 30 дней. При положительном заключении, действие которого распространяется на пять лет с момента выдачи, застройщику разрешено начинать стройку. При отрицательном заключении заявитель получает запрет на любые работы, связанные с возведением здания.

Все, что нужно знать о получении разрешения от Росавиации в этой статье.

Описание статьи 51 «Разрешение на строительство»

Статья о градостроении в новой редакции определяет порядок выдачи разрешительной документации на начало строительных работ и прописывает условия для получения данных документов.

Важно! Самовольная застройка согласно ст. 222 ГК Российской Федерации без соответствующих, установленных законом документов, дающих право на возведение жилого дома или иного строения, является административным нарушением

В данной ситуации может быть принято решение о принудительном сносе строения.

Что представляет собой разрешение

Без получения разрешения на осуществление застройки не могут быть начаты никакие градостроительные работы, так как подобные действия будут признаны незаконными. Документ, разрешающий проведение градостроения, представляет собой итоговое заключение, которое свидетельствует о соблюдении застройщиком следующих условий:

  1. Соответствие проектной документации градостроительным требованиям.
  2. В предоставленном проекте учтены правила расположения объекта по отношению к строениям на соседнем участке, то есть не нарушено расстояние от границ расположенной поблизости частной территории.
  3. Установлено законное право застройщика на владение участком.

Получение разрешения обеспечивает законность осуществления проекта и позволяет избежать впоследствии проблем, связанных с посещением объекта проверочными комиссиями. Строение, возведение которого было одобрено на уровне местной администрации, не может быть признано незаконным даже в судебном порядке.

Кто выдает разрешение на строительство

Оно готовится муниципалитетом в адресе нахождения надела, исключая ситуации, когда объект возводится на:

  1. Территориях, занимающих свыше двух государственных правовых образований РФ или закрытого административного округа, не совпадающего с пределами субъектов государства — представляется соответствующим федеральным учреждением.
  2. Участке, располагающемся в 2 и больше муниципальных районов – оформляется органом власти краевого или областного уровня.
  3. Площади более одного поселения или между селениями в пределах образования – готовится местной администрацией.
  4. Территории, используемой для проведения деятельности по пользованию недр – соответствующим государственным фондом.

Возведение инфраструктуры для использования атомной энергии сопровождается контролем учреждения, выполняющего управление в данной сфере. Космические проекты реализуются под наблюдением государственной корпорации «Роскосмос».

Постройка иных сооружений сопровождается соответствующими уполномоченными службами.

О чем ст. 51 Градостроительного кодекса

Если Вам так удобнее, напишите онлайн-консультанту!

Все консультации бесплатны.

Нормы устанавливают понятие и правила предоставления разрешительного документа.

Он согласовывает проектную документацию с учетом требований, предусмотренных градостроительным законодательством и различными схемами планировки и разграничения земли при осуществлении строительного процесса либо реконструкции здания, а также возможность возведения имущественного объекта на участке, сообразуясь с видом его разрешенного использования и учитывая ограничения, предусмотренные законом.

Наличие согласованных бумаг дает возможность осуществлять строительные процедуры.

Случаи выдачи строительного разрешения

Разрешения на капитальное строительство выдаются в следующих случаях:

  1. Если объект строительства будет возводиться на участке земли, который предоставлен пользователю земельных недр для осуществления работ по использованию этих недр (разрешение предоставляется федеральным управленческим органом, отвечающим за государственный фонд недр).
  2. Если объект является средством использования энергии атомного типа (разрешение представляется организацией, которая занимается использованием энергии атомного типа, а также государственным управлением деятельностью по разработке, изготовлению и утилизации оружия и установок ядерного типа, используемого в военных целях).
  3. Если объект относится к космической инфраструктуре (по ст. 51 ГрК РФ, разрешение предоставляет Государственная корпорация по деятельности космической организации «Роскосмос»).
  4. Если объект относится к гидротехническим сооружениям второго или первого классов, аэропортам, авиационным объектам, железнодорожным объектам, консульствам, посольствам, российским представительствам за границей, оборонным объектам, объектам безопасности, обеспечивающим безопасность российской границы, объектам приграничного назначения и иным, которые предполагается построить на территории российского континентального шельфа, морских внутренних вод или территориального моря (разрешение предоставляют уполномоченные федеральные исполнительные органы власти).
  5. Если объект строительства или реконструкции будет расположен в пределах границ природной охраняемой территории (по ст. 51 ГрК РФ, разрешение предоставляет исполнительный орган власти на федеральном или муниципальном уровне или уровне субъекта).

Внесение изменений в разрешение

Действующее законодательство устанавливает возможность проведения строительных работ на основании согласованных документов, а субъект, возводящий дом, должен ориентироваться на проектные и другие бумаги, предусмотренные положениями градкодекса.

Но иногда возникают ситуации, когда застройщику необходимо изменить какие-либо параметры строящегося объекта, например, площадь или этажность дома. Для этого существует часть 7 ст.52 ГрК РФ, предусматривающая такие корректировки.

Однако Обзор ВС РФ от 23.12.2015г. №4, утвержденный Президиумом ВС РФ, содержит одно из ключевых положений, указывающее, что изменения в выданное согласование не могут быть внесены при отсутствии выявленной при проведении работ объективной надобности отклонения характеристик объекта от проекта и соблюдения правил внесения корректировки.

Отказать в этом могут по следующим причинам:

  1. Отсутствие данных о правоопределяющих документах в заявке о передаче прав на землю.
  2. Недостоверность информации, представленной в извещении о переходе правомочий на землю, разработки недр, создания надела.
  3. Несоответствие запланированного размещения строения строительным стандартам и его переустройства, действующих при выдаче градостроительного регламента, а также ограничений, предусмотренных иными нормами права.

Ст. 51

Данная часть Градостроительного кодекса поясняет, каким образом и где возможно получить разрешение необходимое для строительства – документ, который предоставляет право застройщику выполнять указанные работы на заданной территории. Проектная документация проходит процесс анализа на соответствие нормам действующего законодательства.

Получив разрешение, застройщик вправе проводить не только строительство, но и реконструкцию, работы по капитальному ремонту или выполнять перепланировку объекта. Также в Кодексе прописаны случаи, когда разрешение вовсе не обязательно.

В соответствии с законом, нормами ГрК и Гражданского кодекса, застройщик обязан выполнять все требования относящиеся к строительству.

О чем говорят комментарии к ст. 51 ГрК РФ

На каких условиях проводится рассмотрение заявления от собственника участка

Рассмотрение возможности проведения каких-либо работ на участке может проходить по одному из двух вариантов:

  • с определением места расположения сооружения;
  • без указания места возведения строения.

Также может понадобиться предоставление подтверждения того, что будут соблюдены санитарно-гигиенические нормы.

Комментарии по отдельным пунктам ст.51

  • п. 3. Разрешение не может быть выдано в том случае, если отсутствуют правила землепользования, а также застройки. Исключением являются объекты федерального либо местного значения. Их строительство и реконструкция не требуют выдачи указанного документа. Также это право распространяется на сооружения капитального строительства, расположенные на участках, для которых нет градостроительных регламентов.
  • п. 4. Разрешение на проведение реконструкции и строительных работ в обязательном порядке выдается органами местного самоуправления, которые располагаются по месту нахождения предоставленного под застройку земельного участка. Исключением являются объекты, определенные ч. 5 и ч.6 данной статьи, а также иными федеральными законами.
  • п. 7. Документы либо их копии, оговоренные в пунктах 1, 2, а также 5 ч.7 статьи, запрашиваются по требованию государственных органов, органов местного самоуправления, в компетенции которых находится рассмотрение данного вопроса в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента подачи заявления о предоставлении разрешения на ведение строительства.

Судебная практика по статье 51 с примерами

Наиболее часто в судебной практике рассматриваются дела, регламентируемые ст.51 ГкРФ, о самовольной застройке. Нередко в суде оспаривается отказ в принятии комиссией или местной администрацией построенного или отреставрированного объекта. В случае если речь идет о подаче заявления на выдачу разрешения после возведения сооружения, то такие судебные дела завершаются признанием правильности действий администрации.

Важно! Документ, дающий право на настройку или осуществление реконструкционного проекта, по закону может быть выдан только до начала проведения работ. Если возведение сооружения завершено, то получить указанную правовую бумагу будет невозможно

Пример 1. В 2017 году в арбитражный суд Москвы было подано заявление от компании, имеющей статус ОАО, по поводу признания проведенной ими реконструкции здания законной со стороны местной администрации. Данная компания настаивала на выдаче разрешения на реконструкцию после того, как та уже была выполнена.

Ответчик аргументировал свой отказ тем, что помимо возникших вопросов по проекту, присутствовало нарушение правил подачи заявления по срокам, так как оно было предоставлено на момент окончания работ по проекту.

Рассмотрев причины отказа, суд признал его правомерность на основании следующих фактов:

  • были нарушены правила предоставления проектной документации со стороны ОАО;
  • срок подачи заявления соответствовал периоду, когда реконструкция уже была завершена.

В результате действия администрации были признаны законными.

Пример 2. В процессе планирования строительно-реконструкционных работ подрядчиком было подано заявление в районную администрацию на получение соответствующего разрешения. Компания получила отказ по причине того, что ею не было предоставлено согласие на проведение работ всех правообладателей на помещения, расположенные в пристройке к нежилому зданию.

Глава администрации руководствовался положениями, прописанными в части 7 ст. 51 Градкодекса. В правовом акте говорится, что при подаче заявления требуется документальное подтверждение о получении согласия со стороны всех собственников объекта.

При внимательном рассмотрении дела выяснилось, что компания, планировавшая осуществление проекта, на деле являлась единственным его законным правообладателем. В соответствии с данным фактом было принято решение о незаконности действий администрации района.

Важно! Если застройщик является единственным правообладателем реконструируемого или возводимого здания, то документ о согласии собственников на проведение работ не является обязательным в предоставляемом пакете правовых бумаг. При рассмотрении дел в судебной практике, касающихся ст

51, последнее решение может быть принято апелляционным судом. При этом будут учтены все нюансы рассматриваемого дела

При рассмотрении дел в судебной практике, касающихся ст. 51, последнее решение может быть принято апелляционным судом. При этом будут учтены все нюансы рассматриваемого дела.

Что такое временный допуск и как его получить?

Подготовка площадки для работ занимает немалое время, поэтому для сокращения общего срока строительства предусмотрено получение временного разрешения, предоставляющего законное право на предварительное оборудование вышеуказанной площадки, пока идет согласование основного Разрешительного документа.

Выигрыш по времени составляет примерно месяц. Для начала подготовительных работ необходим градплан участка (действителен 3 года).

Получив временное разрешение на подготовку площадки можно сделать:

  • демонтаж существующих построек;
  • очистку площадки от мусора;
  • геодезические работы;
  • разбивку дорог и инженерных сетей.

Что можно строить без него: перечень объектов, не требующих согласования

Рассмотрим объекты, на которые документ получать не нужно:

  1. Объекты вспомогательного назначения, расположенные на участке, принадлежащем гражданину. Хозяйственные постройки: гаражи, бани, сараи, возведенные для личных целей.
  2. Объекты вспомогательного назначения, используемые в коммерческих целях. Например, к ТЦ пристраиваются ангары, склады, помещения выставочного назначения.
  3. Объекты, не относящиеся к категории сооружений капитального назначения. В категорию входят ангары по каркасной технологии, павильоны небольшой площади, временные постройки, не имеющие фундамента с возможностью оперативного монтажа и сбора, транспортировки.

В 2018 году были введены поправки в Градостроительный Кодекс РФ N 340-ФЗ. Для строительства частного дома под ИЖС не требуется получать разрешение.

Поправки призваны упростить юридическую процедуру начала и окончания строительных работ: вместо разрешения достаточно уведомления. Застройщик отправляет документ в местные органы власти. Всего это делается дважды: перед началом и по завершению строительства.

Вспомогательные объекты, указанные в перечне, имеют критерии своего назначения:

  • минимальная функциональная нагрузка по сравнению с капитальными сооружениями;
  • сооружение не функционирует без головного объекта;
  • конструктивные детали вспомогательного объекта существенно не влияют на работу основного сооружения;
  • обособленность вспомогательного объекта;
  • наличие отдельного входа.

Право собственности на такие объекты в Росреестре проходит упрощенную регистрацию на основании поданной собственником декларации. В этом документе уполномоченный орган оценивает факт создания вспомогательного объекта, изучает его технические характеристики, без требований к наличию на него разрешения.

Отсутствие требований на получение разрешения на такие объекты, как хозяйственный блок, склад, сарай, пристройку, баню определено признаками объектов вспомогательного назначения. Пояснения содержатся на законодательном уровне, закреплены положениями судебной практики.

В частности:

  1. Градостроительный Кодекс, ст. 51, п. 17.
  2. N384-ФЗ от 2009, ст. 4, п. 10: устанавливает критерии отнесения сооружений к вспомогательным, поясняет факт отсутствия требований одобрения на строительство.
  3. Письмо, составленное Министерством регионального развития (06.2009 №19669-ИП/08). Документ устанавливает алгоритм проведения государственной экспертизы объектов, отнесенных к капитальному строительству.

    В письме установлено, что объекты вспомогательного назначения не подпадают под государственную экспертизу, следовательно, их возведение не требует одобрения.

Среди перечня НПА, регулирующих порядок оформления строительства капитальных объектов, интерес представляют положения, содержащиеся в определении ВАС РФ 2012 №ВАС-15260/12 от 2012 года.

Вспомогательные объекты не признаются недвижимостью, рассматриваются как улучшение земельного надела, на котором они построены, либо в качестве улучшающих функциональность основного объекта. Поэтому они следуют правовой судьбе капитального сооружения.

Следуя логике ВАС, становится понятным, что при строительстве объектов вспомогательного назначения (заборы, пристройки, хозпостройки (сараи, хозблоки), склады) не нужно получать разрешения, так одобрение уполномоченных органов касается возведения недвижимости. А вспомогательные постройки к недвижимости не относятся. Критерии определения недвижимого имущества установлены в ст. 130 ГК РФ.

Судебная практика Верховного Суда РФ

Разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре практики 2014 г.

Ряд разъяснений спорых вопросов, касающихся «самовольных построек» содержится в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством»; утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 года (опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ», N 6, 2014 года).

Разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре практики 2015 г.

Предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими, но причины должны быть объективными. Данная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ N 301-ПЭК15; «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2015)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года. В частности, указано следующее (извлечение):

«Изменения в выданное разрешение на строительство не могут быть внесены в отсутствие выявленной в процессе строительства объективной необходимости отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации и соблюдения порядка изменения проектной документации.

Изменения в выданное разрешение на строительство не могут быть внесены в отсутствие выявленной в процессе строительства объективной необходимости отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации и соблюдения порядка изменения проектной документации.

…Частями 21.5 — 21.7, 21.9 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном чч. 21.10, 21.14 названной статьи.

Между тем в силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.

С учетом приведенной нормы следует признать, что предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.

Вместе с тем в силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ причины, повлекшие необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, должны быть объективными, не зависящими от воли застройщика.

В данном споре общество просило внести в выданные разрешения на строительство изменения, вызванные намерением названного лица увеличить этажность и количество секций жилых домов.

В материалах дела не имеется доказательств того, что в процессе строительства выявлена объективная необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации.

В связи с этим, отказав в переоформлении разрешений на строительство при изложенных обстоятельствах, уполномоченный орган не нарушил положения действующего законодательства.

Кроме того, в представленных обществом положительных заключениях негосударственной экспертизы не отражено, что экспертами учитывалось возведение застройщиком части объектов и что проводилась проверка соответствия уже возведенной части измененному проекту. Между тем изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности как объектов капитального строительства в целом, так и уже возведенной части.

Удовлетворение заявленных обществом требований в отсутствие доказательств соответствия уже построенной части объектов условиям измененной проектной документации и требованиям градостроительных и строительных норм и правил, предъявляемым к надежности и безопасности зданий, а также соблюдения этим лицом положений ч. 5 ст. 52 ГрК РФ (извещение органов строительного надзора о начале строительства) нельзя признать правомерным».

Разрешение на строительство линейного объекта

Согласование необходимо получать при возведении либо реконструкции инфраструктуры.

Такими функциями обладают государственные службы, властные структуры административных образований или органы управления на местах.

Для выдачи согласованного одобрения потребуется:

  1. Подготовить обращение и передать в уполномоченную структуру. Это можно сделать лично либо через МФЦ.
  2. Собрать установленный список бумаг. В него входят:
  • свидетельство, устанавливающее право владения наделом;
  • градостроительный план;
  • плановые материалы – схемы и пояснительная записка;
  • строительная экспертиза Гостройнадзора;
  • согласование правообладателей земли на осуществление мероприятий.

В отдельных ситуациях могут требоваться дополнительные документы, такие как, свидетельство об аккредитации субъекта, постановление общего собрания и другое.

Специалисты советуют: в каждом индивидуальном случае перечень нужно уточнять в службе, выполняющей на подготовку разрешительных бумаг, чтобы избежать возврата документации и отказа в одобрении и дальнейшего оформления имущества.

Административный регламент выдачи

Приказом Минстроя утверждены общие правила получения допуска и административный регламент получения муниципальной услуги.

Основные положения:

  • Разрешение — госуслуга, предоставляемая Минстроем;
  • заявитель — собственник земельного участка.

Итог услуги:

  • выдача или отказ в выдаче;
  • продление срока действия или отказ;
  • внесение изменений или отказ;
  • выдача дубликата.

Причина для отказа в приеме пакета документов отсутствует.

Отказ о внесении изменений:

  • отсутствие заявления, документа, подтверждающего право собственности, градплана;
  • неполная информация о переходе права на земельный участок;
  • несоответствие объекта градплану;
  • приостановка не предусмотрена.

Кто дает документ и где его брать?

Согласно ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ местного самоуправления, согласуют и выдают допуск с учетом назначения участка и планируемого объекта, в следующем порядке:

  • многоквартирные жилые дома, нежилые помещения и здания согласовывает администрация города;
  • ИЖС согласовывает администрация муниципального района города;
  • постройка жилых домов и нежилых строений, расположенных в сельской местности (деревня, село, хутор), регулируется администрацией поселения, где будет расположен объект.

Услуга оказывается по месторасположению земельного участка.

Необходимые документы

Бумаги, необходимые для получения разрешения на строительные работы, перечислены в пункте 7 рассматриваемой нами статьи.

Вот этот перечень:

  • правоустанавливающие документы на участок;
  • градостроительный план надела (он должен быть выдан, как минимум, за три года до момента написания заявления на получение разрешения);
  • материалы проектной документации: пояснительная записка;
  • схема планировочной организации участка;
  • архитектурные решения;
  • информация об инженерных сетях;
  • проекты работ по сносу, демонтажу, застройке;
  • перечень работ для организации доступа инвалидов к объектам инфраструктуры;
  • описание объекта ИЖС, если строительные или реконструкционные работы ведутся в пределах исторического поселения. В описании должна быть графическая и текстовая часть;
  • положительный результат проверки проектной документации;
  • разрешение, позволяющее застройщику отклониться от граничных параметров строительства;
  • согласие всех прочих владельцев объекта капстроительства при выполнении реконструкционных работ;
  • копия документа об аккредитации негосударственной компании, которая выдавала положительное заключение о состоянии проектной документации (если экспертизу проводила именно эта фирма);
  • документация об объектах, относящихся к культурному наследию РФ, в том случае если при выполнении соответствующих работ будут затрагиваться их конструктивные особенности.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий