Расшифровка и комментарии к ст. № 60 фз о банкротстве: подача и рассмотрение жалоб между участниками процедуры

Важные пункты закона

Основные нормы Закона о несостоятельности (банкротстве) отражены в статьях 213.1-213.32. В них обозначены:

  • принципы регулирование процессуальных отношений;
  • применяемые процедуры;
  • правила возбуждения производства по делу;
  • нормы подачи заявления гражданина и конкурсного кредитора и особенности рассмотрения их обоснованности;
  • возможность проведения собраний кредиторов;
  • выдвигаемые правовые требования к гражданскому лицу, по отношению к которому планируется проводиться реструктуризация;
  • механизм решения суда о признании банкротом физическое лицо.

Пошаговые инструкции процедуры даны в ст. 213.2. Она включает в себя принцип изменения структуры капитала, реализации имущества и мировое соглашение.

В ст. 213.9 описаны определения и суть работы финансового управляющего. Он должен быть назначен обязательно.

В ст. 213.11 обозначены последствия введения реструктуризации долгов и предоставления плана по его выполнению. Его содержание указано в ст. 213.14.

Все последствия признания физического лица банкротом прописаны в статье 213.30.

Следующая
ДругоеСт 213 30 закона о банкротстве: редакция 2020 года

Структура законопроекта

Федеральный правовой документ включает в себя 233 статьи закона о несостоятельности (банкротстве). Также он состоит из 12 глав, в которых раскрываются:

  • общие понятия закона, указаны определения должников и кредиторов;
  • ответственность лиц в процессе;
  • меры предупреждения банкротства;
  • процесс оспаривания сделок должника;
  • особенности рассмотрения дела о несостоятельности в арбитражном суде.

Во всех последующих разделах указаны особенности процедур:

  • внешнего управления;
  • конкурсного производства;
  • наблюдения;
  • финансового оздоровления.

Также в отдельную главу вынесены особенности проведения мировой договоренности и несостоятельности отдельных категорий субъектов, которые имеют задолженность.

Порядок обжалования определений, вынесенных арбитражным судом

В случае, если спорное определение связано с установлением размера финансовых требований кредиторов, арбитражный суд должен будет направить документы, необходимые для вынесения соответствующего решения, в вышестоящую инстанцию. При этом порядок обжалования таких определений, установленный статьей 60 ФЗ № 127 от 22 октября 2006 года “О несостоятельности (банкротстве)”, требует изучения статьи 61 указанного нормативно-правого акта. Так, пункт 2 этой статьи особо подчеркивает, что иные документы, не связанные напрямую с рассматриваемым вопросом, не подлежат предоставлению в вышестоящий суд. При этом следует иметь в виду, что пункт 3 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требует, чтобы такая апелляция была рассмотрена вышестоящей инстанцией в течение временного периода, не превышающего 10 дней с момента вынесения соответствующего решения арбитражным судом, осуществляющим рассмотрение дела о банкротстве.

Вместе с тем, определения арбитражного суда, касающиеся других вопросов, которые могут возникнуть у участников в ходе реализации процедуры признания коммерческой компании несостоятельной, также могут быть обжалованы несогласными участниками, однако процедура их обжалования будет несколько иной.

В частности, сроки рассмотрения таких жалоб, ходатайств и заявлений будут более длительными и составят 14 дней. При этом необходимо помнить, что фактически возможность добиться пересмотра решения арбитражного суда по тому или иному спорному вопросу дается участнику процесса лишь один раз. Это ограничение связано с требованиями пункта 3 статьи 61 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года “О несостоятельности (банкротстве)”, который устанавливает, что постановление, которое будет принято апелляционной судебной инстанцией, является окончательным и не подлежит дальнейшему пересмотру.

Кроме того, участнику процесса о признании коммерческой компании несостоятельной в отношении взятых на себя финансовых обязательств или иному заинтересованному лицу, подающему ходатайство о пересмотре определения, вынесенного арбитражным судом, следует помнить о дополнительном условии, прописанном в пункте 3 статьи 61 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года “О несостоятельности (банкротстве)”.

В частности, это условие устанавливает, что подача заявления о пересмотре определения арбитражного суда в вышестоящую инстанцию не влечет за собой приостановления действий и процедур, осуществляемых в рамках банкротства юридического лица. Иначе говоря, в период, пока будет рассматриваться апелляционное заявление, все действия, которые действующее законодательство предписывает осуществлять арбитражному управляющему и другим участникам процесса, подлежат осуществлению, а их приостановление возможно лишь в случае вынесения соответствующего решения апелляционной инстанцией.

Список наиболее значимых пунктов статьи 60 Федерального закона

В статье 60 ФЗ №127 разбирается вопрос о том, каким образом
при возникающих разногласиях рассматриваются заявления граждан и жалобы,
подаваемые в рамках дела о банкротстве. Ниже будут перечислены наиболее важные
моменты указанного фрагмента нормативного акта:

  • Во время проведения процедуры признания должника
    финансово несостоятельным и в ходе заседаний суда участники дела (и судебного
    процесса) могут не прийти к единому мнению. Речь идет о спорных ситуациях,
    возникающих между арбитражным управляющим и другими участниками.
    Подразумеваются кредиторы, сам должник, учредитель признаваемого банкротом
    предприятия, представляющее интересы работников лицо, представитель владельца
    используемого должником имущества, а также граждане, понесшие ущерб здоровью в
    результате деятельности должника. Указанные лица вправе подавать заявления и
    жалобы, которые будут рассматриваться судом в срок, не превышающий одного
    месяца с момента подачи документа. Итогом рассмотрения становится судебное
    определение. Его можно обжаловать в случае несогласия.
  • Жалобы могут подаваться не только на действия
    или бездействие управляющего, но и на принятые собранием кредиторов решения,
    если таковые нарушают прописанные в законе права участников спора.
  • В случае подачи заявления или жалобы не имеющими
    на то право гражданами суд возвращает их обращающимся без рассмотрения. Возврат
    письменно оформленных обращений предполагается и в том случае, если при их
    подаче был нарушен порядок и сроки.
  • Право обжалования судебного определения
    предполагается законом. Нюансы проведения процедур обжалования зависят от того,
    предусмотрено ли выносимое определение процессуальным законодательством, или
    нет. В последнем случае руководствоваться следует положениями ФЗ «О
    несостоятельности».

Порядок рассмотрения разногласий между арбитражным управляющим и гражданами, в пользу которых вынесен судебный акт

В п. 2 данной статьи указано, что в аналогичном порядке и в те же месячные сроки должны рассматриваться разногласия между управляющим в деле о признании гражданина или компании несостоятельными и физическими лицами, в пользу которых судом было вынесено решение о взыскании ущерба.

Такое определение может быть предварительно выдано судом при рассмотрении дела о причинении вреда жизни и здоровью.

Также в указанном порядке рассматриваются жалобы от работников юридического лица, предпринимателя или физлица, которое прекратило деятельность в качестве ИП, перед которыми у него есть задолженность по зарплате, выходным пособиям и прочим выплатам, предусмотренным по трудовому праву.

Таким образом, в п. 2 ст. 60 127-ФЗ приведен перечень граждан, которые могут направлять заявления и ходатайства в деле о несостоятельности, помимо его основных сторон: кредиторов, уполномоченных органов, должника и управляющего.

Другие категории граждан и учреждений не могут выступать заявителями в процедуре банкротства.

Порядок реализации имущества

Комментарии к статье 60 закона о банкротстве, судебная практика применения

Разъяснения Пленума ВАС РФ, ВС РФ:

В п. 14, 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53) содержатся, в частности, следующие разъяснения:

Обособленные споры в деле о банкротстве

Судам необходимо учитывать, что рассмотрение дела о банкротстве (в судах всех инстанций) включает в том числе разрешение отдельных относительно обособленных споров (далее — обособленный спор), в каждом из которых непосредственно участвуют только отдельные участвующие в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве лица (далее — непосредственные участники обособленного спора).

К основным участвующим в деле о банкротстве лицам (далее — основные участники дела о банкротстве), которые также признаются непосредственными участниками всех обособленных споров в судах всех инстанций, относятся: должник (в процедурах наблюдения и финансового оздоровления, а гражданин-должник — во всех процедурах банкротства), арбитражный управляющий, представитель собрания (комитета) кредиторов (при наличии у суда информации о его избрании), представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия или представитель учредителей (участников) должника (в процедурах внешнего управления и конкурсного производства) (при наличии у суда информации о его избрании).

Участники обособленного спора

Непосредственными участниками обособленного спора помимо основных участников дела о банкротстве являются, в частности, при рассмотрении:

6) вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих — саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве (абзац второй пункта 2 статьи 35 Закона о банкротстве), а также орган по контролю (надзору) (абзац третий пункта 2 статьи 35 Закона);

Подробнее разъяснения, касающиеся рассмотрения обособленных споров в делах о банкротстве см. пп. 14-19 указанного Постановления.

В п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» содержатся следующие разъяснения:

Отстранение или освобождение управляющего не препятствуют рассмотрению жалобы на его действия. Исковая давность

При рассмотрении жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего (статья 60 Закона о банкротстве) судам следует учитывать, что отстранение или освобождение управляющего, действия (бездействие) которого обжалуются, как и введение новой процедуры банкротства с утверждением того же или другого лица управляющим в новой процедуре, сами по себе не препятствуют рассмотрению этой жалобы, а также пересмотру принятых по ней судебных актов в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. В рассмотрении упомянутой жалобы с правами участвующего в деле лица участвуют как прежний, так и новый арбитражные управляющие.

Однако необходимо иметь в виду, что жалоба на действия (бездействие) арбитражного управляющего может быть подана в арбитражный суд в течение общего срока исковой давности (статья 196 ГК РФ) до завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу.

В п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» содержатся следующие разъяснения:

Обеспечение баланса между интересами кредиторов и личными правами должника. Ходатайства о доступе в жилое помещение должника, о доступе к почте должника

При рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).

Указанное обстоятельство подлежит учету судом, рассматривающим дело о банкротстве, при рассмотрении ходатайства финансового управляющего о предоставлении ему доступа в принадлежащие должнику жилые помещения, к адресам и содержимому электронной и обычной почты гражданина и т.п., а также при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном размере на оплату личных нужд. Названные ходатайства рассматриваются судом в порядке статьи 60 Закона о банкротстве.

Сравнение процедуры несостоятельности физических и юридических лиц

Первое отличие, с которым придется столкнуться должникам в статусе юридического и физического лица – это размер госпошлины. До 2017 года он был единым для всех категорий, но затем законодательно госпошлина для граждан была снижена до 300 р. Для юрлиц она осталась на прежнем уровне – 6 000 р.

Законодательно установлены разные размеры оплаты труда управляющего в деле о банкротстве юридического и физического лица. Это существенно влияет на стоимость прохождения процедуры. Так, фиксированная оплата труда управляющего (внешнего или конкурсного) в отношении юрлиц составляет 30 тыс. р. ежемесячно. Тогда как в отношении физлица плата управляющему устанавливается в размере 25 тыс. р. не за месяц, а за всю процедуру (например, реализации имущества).

Процессуально процесс признания банкротом физлица и юрлица отличается. Так, для граждан предусмотрена только одна реабилитационная процедура – это реструктуризация задолженности. Тогда как для юрлиц возможностей для реабилитации больше: в отношении них может быть введено внешнее управление или финансовое оздоровление.

Последний этап процедуры признания финансовой несостоятельности имеет различные названия (реализация имущества для граждан и конкурсное производство для компаний), но сущность их одинакова: сформировать конкурсную массу и реализовать имущество на торгах.

Процедура признания банкротами физических лиц и предпринимателей происходит по одному алгоритму.

Банкротство ИП имеет отдельные нюансы при прохождении процедуры: например, способ уведомления кредиторов о финансовой несостоятельности (предприниматели размещают уведомление о банкротстве в открытом доступе, граждане должны направить всем кредиторам копии заявления о финансовой несостоятельности), а также последствия – предприниматели не вправе открывать новое ИП в течение 3 лет после признания банкротом.

После введения процедуры банкротства в отношении компаний и граждан:

  1. Процесс погашения требований кредиторов по обязательствам прекращается, кредиторы обязаны обращаться по своим требованиям через суд.
  2. Перестают начисляться неустойки и проценты по текущим платежам.
  3. Действие исполнительных листов по взысканию долгов приостанавливается.

Последствия финансовой несостоятельности для компаний и граждан различаются. Так, после введения процедуры банкротства для физлиц наступают следующие последствия:

  1. В отношении них судом может быть введен запрет на выезд за границу.
  2. Им запрещено распоряжаться деньгами на счетах: все карты передаются в ведение управляющего.
  3. Им не допускается совершать сделки купли-продажи имущества, по передаче его в залог, по выдаче поручительств.

После признания гражданина банкротом в отношении него вводится запрет на занятие руководящих должностей в юрлицах на три года. Также банкрот обязан указывать на наличие подобного статуса при получении новых кредитов в течение 5 лет.

Признание юрлица банкротом имеет последствие в виде увольнения всего персонала по причине ликвидации компании и прекращения ее существования.

Еще одна особенность банкротства юрлиц – возможность пройти процедуру в упрощенном варианте без затрат времени и денег на дополнительные этапы. Тогда как упрощенное банкротство для физлиц не предусмотрено, хотя такой законопроект был разработан.

Общим для юридических и физических лиц является списание задолженности по результатам прохождения процедуры, даже если фактически обязательства перед всеми кредиторами не были погашены. Но судом также может быть принято решение о сохранении долга за гражданином или привлечении руководства юрлица к субсидиарной ответственности. Это возможно при выявлении признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Также по результатам признания банкротом физлица с него не списывают личные долги: по алиментам, компенсации причиненного вреда и пр. У юрлиц таких личных долгов быть не может.

Компания после получения статуса банкрота исключается из реестра юрлиц и перестает существовать. Гражданин же не может перестать существовать после банкротства, он не утрачивает свое гражданство, а также всего перечня конституционных прав и свобод.

Последствия процедуры

Рассмотрение разногласий между участниками процедуры банкротства или другими заинтересованными лицами

Определение всех этих условий и параметров является неотъемлемой частью процедуры признания коммерческой компании несостоятельной в отношении взятых на себя финансовых обязательств.

В этой связи действующее законодательство достаточно подробно устанавливает порядок рассмотрения таких споров, разногласий и конфликтов, которые могут возникнуть между арбитражным управляющим и кредиторами, арбитражным управляющим и должником, а также жалоб, которые могут возникнуть в ходе процедуры у кредиторов, должника и других заинтересованных лиц.

Характеристики такого порядка и условия его реализации зафиксированы в статье 60 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года “О несостоятельности (банкротстве)”

При этом следует принимать во внимание, что, помимо трех категорий участников процедуры, которые имеют право инициировать банкротство юридического лица, то есть самого должника, уполномоченных органов и конкурсных кредиторов, указанный раздел данного нормативно-правового акта предоставляет возможность другим категориям заинтересованных лиц отстаивать свои права в ходе реализации процедуры банкротства. В частности, к таким категориям относятся граждане, перед которыми компания-должник имеет непогашенные обязательства, связанные с причинением вреда их жизни или здоровью, представители учредителей компании или ее участников и некоторые другие категории физических и юридических лиц

Как применяется закон о банкротстве физических лиц

Банкротство, или финансовая несостоятельность представляет законную возможность гражданам раз и навсегда избавиться от проблемной задолженности. По сути, это реабилитационная процедура для граждан, оказавшихся в сложной финансовой ситуации и имеющих большие долги.

Законодательно установлены следующие основания для признания лица банкротом:

  1. Наличие задолженности в размере 500 тыс. р.
  2. Просрочка по кредитным обязательствам от 90 дней.

Указанные причины являются условными: за гражданами закреплено право на инициацию собственного банкротства, если у них есть основания полагать, что они не смогут более погашать свои долговые обязательства. Конкретные обстоятельства законом не указаны, суды принимают решение об обоснованности инициации процедуры несостоятельности гражданином самостоятельно.

Стоит отметить, что во многих источниках требования к гражданам-банкротам по 127-ФЗ трактуются не совсем верно: здесь говорится, что для подачи заявления на банкротство долг должен превысить 500 тыс. р.

Но из ст. 213.6 127-ФЗ можно сделать вывод, что присутствуют и другие предпосылки признания физлица несостоятельным:

  1. Если заемщик прекратил расчеты с кредиторами.
  2. Если суммарная стоимость принадлежащего имущества должнику меньше суммы задолженности.
  3. Более 10% от всех обязательств и обязанностей должника не было исполнено им в период более месяца с предполагаемой даты для погашения долга.
  4. У должника вовсе отсутствует какое-либо ценное имущество в собственности.

Процедура признания гражданина банкротом предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Должник или его кредиторы подают заявление о признании лица банкротом в Арбитражный суд по месту своего жительства. К заявлению прилагаются подтверждающие документы по сумме долга, причинах ухудшения материального состояния физлица, принадлежащей ему собственности, размеру доходов и пр.
  2. Назначается дата первого судебного заседания.
  3. Выбирается финансовый управляющий. В своем заявлении физлицо может указать на кандидатуру управляющего или же указать на СРО, членом которого тот будет. Без финансового управляющего процедура банкротства невозможна. Это не должно быть заинтересованное лицо в отношении кредиторов или самого банкрота.
  4. Суд вводит в отношении должника одну из процедур: реструктуризации или реализации имущества. При наличии у банкрота стабильных источников дохода, которые имеют документальное подтверждение, суд может назначить процедуру реструктуризации, и дальнейшая процедура будет опираться на нормы ст. 213.11-23 127-ФЗ. Реструктуризация предполагает разработку и утверждение в отношении должника комфортного графика погашения задолженности сроком до 3 лет. Если гражданин добросовестно перечислит все платежи по графику и закроет долги, то до этапа реализации дело не дойдет, и он не получит статус банкрота и все связанные с ним негативные последствия. Но указанный этап может быть пропущен, и суд вправе сразу перейти к реализации имущества.
  5. По результатам продажи принадлежащего должнику имущества формируется денежная масса, которая идет на погашение задолженности перед кредиторами. Средства распределяются финансовым управляющим с учетом установленной законом очередности.
  6. После прохождения процедуры реализации имущества физлицо признается банкротом, а остаток задолженности с него списывается. Процедура может завершиться полным или частичным погашением обязательств перед кредиторами.

Основополагающие нормы

Основополагающие нормы в отношении банкротства граждан приводятся в главе 10 закона в ст. 213.1-213.32.

ФЗ-127 имеет обширную область регулирования. Рассмотрим наиболее важные положения закона о банкротстве:

  1. Физлицо может быть признано банкротом только по решению арбитражного суда (обычные мировые и районные суды этими делами не занимаются). Юрисдикция определена в ст. 6 ФЗ-127.
  2. Закон определяет порядок банкротства: лицо может быть признано финансово несостоятельным исключительно в судебном порядке. Банки, налоговые инспекции, МФО и различные юрлица не имеют полномочий о признании лица несостоятельным.
  3. В ст. 8 указаны случаи, когда физлицо наделено правом на подачу заявления о признании собственной финансовой несостоятельности, а также когда это является его непосредственной обязанностью.
  4. Ст. 33 закрепляет права кредитора по инициации процедуры банкротства, но условия для его обращения жестко регламентированы, а перечень возможных оснований – исчерпывающий.
  5. В ст. 158 прописана возможность заключения мирового соглашения между сторонами.
  6. Законом установлены признаки банкротства. К ним относят задолженность в размере от 500 тыс. р., наличие просрочки продолжительностью от 90 дней.
  7. Отдельные положения указывают на случаи, когда вводится процедура реструктуризации долга, а когда – реализации имущества (законом установлены только две возможные процедуры в отношении физлиц). После того как вырученные суммы покрывают задолженность, то физлицо более не считается должником перед кредиторами (ст. 213).
  8. Закон содержит перечень последствий признания физлица банкротом и последствия для гражданина с момента прохождения первого заседания по делу.
  9. В ст. 213.30 предусмотрена обязанность физлица об уведомлении финансовых учреждений о своем банкротстве. Также законодательно введен запрет на инициацию нового дела о несостоятельности от того же лица по его заявлению.
  10. Закон определяет обязанности и полномочия финансовых управляющих в ходе процедуры банкротства. Они вправе подавать ходатайства, управлять финансовыми активами, проверять должников на добросовестность и фиктивность, собирать кредиторов и подводить итоги.

Порядок рассмотрения заявлений и ходатайств

В первой части определен порядок и сроки рассмотрения заявлений и ходатайств от управляющего, а также жалоб от кредиторов на нарушение их прав и законных интересов. Речь может идти о конфликтах и разногласиях между управляющим и кредитором, между управляющим и должником (по случаям, которые предусмотрены законодательством).

Согласно информационному письму Президиума ВАС №108, в аналогичном порядке подлежит рассматривать и заявления от управляющего о его освобождении от должности.

В п. 1 ст. 60 127-ФЗ указано, что заявления и ходатайства от управляющего подлежат рассмотрению в арбитражном суде не позднее установленных в законе сроков. В предыдущей версии законодательства о банкротстве они были установлены как 2 недели с момента их поступления в суд. Теперь указанные сроки продлены до 1 месяца. Законом могут быть установлены и иные сроки и порядок рассмотрения ходатайств, жалоб и заявлений.

По результатам рассмотрения поступивших жалоб и ходатайств арбитражным судом выносится определение. Законодательно допускается возможность его обжалования в сроки, установленные 127-ФЗ. Закон делает отсылку к положениям п. 3 ст. 61 127-ФЗ. Здесь прописана возможность обжалования судебных определений в течение 14 дней со дня их принятия.

Структура и сфера регулирования ст. 60 127-ФЗ

Интересы участников процесса признания лица банкротом могут вступать в противоречие, так как должник и кредиторы имеют противоположные интересы. Нередко участники сталкиваются с недобросовестным выполнением управляющим своих обязанностей или его бездействием.

Поэтому законодательство наделяет стороны правом на заявление ходатайств и обжалование действий управляющего при возникновении споров, разногласий и конфликтов. Именно порядку такого обжалования и посвящена ст. 60 127-ФЗ.

Ст. 60 ФЗ-127 состоит из 5 частей. В них регулируются следующие аспекты:

  1. Порядок рассмотрения заявлений и ходатайств.
  2. Порядок рассмотрения разногласий между арбитражным управляющим и гражданами, в пользу которых вынесен судебный акт.
  3. Жалобы на действия арбитражного управляющего или собрания кредиторов.

С полным текстом ст. 60 127-ФЗ можно ознакомиться здесь.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий