Права и обязанности родителей в сфере образования ребёнка

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. При этом дети рассматриваются как самостоятельные участники отношений с отцом и матерью, другими родственниками. Здесь все положения приведены в соответствии в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, участником которой является Россия.

Основные права ребенка по СК РФ:

право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)

Это право включает:

право знать своих родителей (ст. 7 Конвенции о правах ребенка);

права на заботу со стороны своих родителей, предполагающее удовлетворение родителями жизненно важных интересов и потребностей ребенка, уважение его человеческого достоинства;

право на совместное проживание с родителями другого государства (п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка);

право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право на общение с родителями вытекает из права жить и воспитываться в семье. а право общаться с другими родственниками (в основном проживающими отдельно) является важнейшим правом, обеспечивающим полноценное развитие ребенка, приобретением им навыков общения с другими членами общества и адекватного восприятия окружающих;

право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). Защита прав и интересов может осуществляться самим ребенком или его представителями. Несовершеннолетний, признанный в установленном порядке полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право сам защищать свои права и интересы, а несовершеннолетний, не обладающий полной дееспособностью до достижения совершеннолетия, также может самостоятельно защищать свои права в случае невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, а равно в случае их жестокого обращения с ним или иного злоупотребления родительскими правами. Во всех иных случаях защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних осуществляют родители, усыновители, приемные родители, опекуны, попечители, а предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки, попечительства и прокуратура;

право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что ребенок является личностью и его мнением надо считаться. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Поэтому ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы. Закон не указывает возраста, по достижении которого ребенок обладает этим правом, а только указывает, что обязан учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, если это не противоречит его интересам. В ст

12 Конвенции о правах ребенкаговориться, что взглядам ребенка уделяется внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. При такой трактовке судья может быть нарушено органом государственной власти, которой призван это право защищать;

право на имя, отчество и фамилию (ст

58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, а при отсутствии такого соглашения – по указанию органа опеки и попечительства, данного непосредственно органу загса. Отчество присваивается по имени отца, если иное присвоение отчества не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилиями родителей, ему по соглашению родителей присваивается фамилия одного из них, а при отсутствии соглашения разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Имущественные права детей установлены ст. 60 СК РФ, при этом следует помнить, что права собственности на имущество своих родителей ребенок не имеет, как и родители – на имущество ребенка. СК РФ впервые законодательно закрепил положение, согласно которому несовершеннолетние дети могут сами заиметь своих детей и принимать участие в их воспитании, а по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права в отношении своих детей. После появления ребенка связи со своими родителями не утрачивают и в праве рассчитывать на их поддержку как законных представителей их интересов. До достижения несовершеннолетними родителями 16-летнего возраста рожденному ими ребенку органом опеки и попечительства может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка, не являться этих родителей (п. 2 ст.62 СК РФ).

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Что делать родителям ребенка, права которого нарушены

Как действовать, если педагогами или администрацией школы нарушаются права ребенка?

Ни в коем случае нельзя игнорировать нанесенную обиду: любое из перечисленных нарушений способно травмировать неокрепшую детскую психику, и последствия этой травмы негативно скажутся в будущем. Родителям ребенка, права которого нарушены, необходимо:

  1. Направить письменную жалобу директору школы. В документе укажите фамилию, имя и отчество заявителя, изложить суть нарушения и потребуйте устранить проблему.
  2. Если жалоба дирекции не принесла результатов, направьте аналогичное заявление в отдел образования.
  3. Если нарушение прав вопиющее и противоречит законодательству (к примеру, бесконечные денежные поборы), надо направить жалобу в прокуратуру.

Так обязаны ли родители делать домашнее задание с детьми?

Но, для того, чтобы ответить на вопрос, является ли обязанностью родителя выполнение совместно с ребенком домашнего задания, необходимо понять следующее.

Нарушает ли родитель право ребенка на получение образования, отказываясь выполнять с ребенком домашнее задание?

Обеспечением получения образования можно считать действия родителей, направленные на:

  • беспрепятственное посещение учебного заведения
  • обеспечение ребенка материально-техническими принадлежностями
  • решение иных вопросов, препятствующих образованию

В тоже время, нарушением права ребенка на получение образования будут именно умышленные действия, препятствующие обучению.

Время на домашнее задание

Существует  приказ Министерства образования Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015, касающийся порядка образовательной деятельности.  Документом установлен объем домашних заданий — из выполнение не должно превышать по времени (в астрономических часах):

  • во 2 — 3 классах — 1,5 часа,
  • 4 — 5 классы — 2 часа,
  • 6 — 8 классы — 2,5 часа,
  • в 9 -11 классах — до 3,5 часа.

Учебные предметы, требующие больших затрат времени на выполнение домашнего задания, не должны группироваться в один день. Данный приказ обязателен для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Кстати, согласно с этим приказом, в первом классе обучение проводится без оценок. Домашние же задания могут быть заданы учащимся лишь со второго класса.

Контроль успеваемости

Освоение общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Форма, периодичность и порядок проведения контроля определяются образовательной организацией самостоятельно.

Итоговая аттестация

Можно сделать следующий вывод. Именно показатели итоговой аттестации демонстрируют, осваивает ли ребенок программу общего образования. В свою очередь, итоговая аттестация определяет, переведут ли ребенка в следующий класс.

Не секрет, что результаты итоговой аттестации учитывают те отметки, которые школьник получает в ходе образовательного процесса. Ну а поскольку домашнее задание также оценивается, то его невыполнение в состоянии привести к ситуации, когда школьник может быть не аттестован.

Отсутствие аттестации в свою очередь может привести к оставлению «на второй год», выдаче справки об обучении, не являющейся аттестатом. Справка может свидетельствовать о неисполнении родителями обязанности по обеспечению детей средним образованием.

При этом, для лиц с ограниченными возможностями к обучению установлены особые правила.

Заключение

Таким образом, речь идет именно об обязанности родителей обеспечить получение детьми общего образования, в которое включается выполнение «домашки». Ещё по теме «Обязаны ли родители делать домашнее задание с детьми?»:

  • Школьников научат быть пенсионерами
  • Отсрочка от армии для совершеннолетних школьников
  • Культура для школьников станет доступнее
  • Школьники на митинге Алексея Навального
  • Происшествие в школе — должен ли учитель извещать родителей?

Глава 12 — другие статьи

  • Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей
  • Статья 62. Права несовершеннолетних родителей
  • Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
  • Статья 65. Осуществление родительских прав
  • Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
  • Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников
  • Статья 68. Защита родительских прав
  • Статья 69. Лишение родительских прав
  • Статья 70. Порядок лишения родительских прав
  • Статья 71. Последствия лишения родительских прав
  • Статья 72. Восстановление в родительских правах
  • Статья 73. Ограничение родительских прав
  • Статья 74. Последствия ограничения родительских прав
  • Статья 75. Контакты ребенка с родителем, родительские права которого ограничены судом
  • Статья 76. Отмена ограничения родительских прав
  • Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью
  • Статья 78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей
  • Статья 79. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей

Комментарий к Статье 61 СК РФ

1. Сам факт рождения ребенка является основанием для возникновения комплекса имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей родителей. При этом закон особо подчеркивает, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

Хотя об этом прямо в п. 1 комментируемой статьи не говорится, отец и мать имеют равные родительские права независимо от того, состоят ли они в браке, живут вместе или раздельно и т.п

Важно только одно: отцовство и материнство должно быть зарегистрировано в органах загса

2. Родительские права возникают с момента рождения ребенка и прекращаются при достижении им совершеннолетия, т.е. возраста 18 лет. В отдельных случаях родительские права прекращаются раньше: при вступлении детей в брак или их эмансипации (обретения детьми, имеющими постоянный доход или осуществляющими предпринимательскую деятельность с письменного согласия родителей, полной дееспособности), так как дети при этом приобретают полную дееспособность.

Комментарий к статье 63 СК РФ

1. Закон признает за каждым ребенком право на всестороннее обеспечение его интересов родителями (п.2 ст. 54 СК). В силу этого родители не только вправе, но и обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, психическом и физическом здоровье. Эта право-обязанность не уменьшается и в том случае, когда родители живут раздельно, временно оставляют ребенка другим лицам (бабушке, няне и др.), отдают его в детский сад и т.д.

Родители, которые не заботятся о потомстве, прибегают в процессе «воспитания» к психическому или физическому насилию, злоупотребляют своими правами, могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной (ст. 156 УК), а Семейный кодекс предусматривает такие специфические меры, как лишение, ограничение родительских прав (см. коммент. к ст. 69, 73).

2. Комментируемая статья говорит о преимущественном праве родителей на воспитание ребенка. Исходя из этого они могут требовать его возврата от любого лица, удерживающего ребенка у себя не по закону или решению суда (см. коммент. к ст. 68).

3. Пункт 2 ст. 63 воспроизводит конституционную норму (ч.2 ст. 43 Конституции РФ) о том, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование (9 классов общеобразовательной школы).

Авторский комментарий
(актуален на 2009 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
В то же время СК определяет права родителей в этой сфере несколько иначе, чем Закон РФ «Об образовании» в ред. Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ* (действует как специальный). Согласно ст. 10 этого Закона родители (с учетом мнения детей) могут выбрать:
_________________________
* СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 150.

образовательное учреждение;
форму обучения в нем и вне его (семейное образование; самообразование; экстернат). Затраты на образование ребенка в семье компенсируются родителям по соответствующим нормативам.

Положения пункта 2 комментируемой статьи конкретизируются нормами Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (вступает в силу с 1 сентября 2013 года).

Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (п.4 ст. 63 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Связь Семейного кодекса с другими нормативными актами

ФЗ №223 относится к той категории документов, которые могут быть реализованы только при условии тесного взаимодействия с другими федеральными законами. Такая возможность декларируется статьёй 4 СК РФ. Однако применение гражданского законодательства для регулирования взаимоотношений, возникших вследствие заключения официального брака, допускается только при условии, если это не идёт в разрез с основными принципами формирования института семьи.

Закон № 223 является частью гражданского законодательства. Это означает, что он тесно связан с Гражданским кодексом. Например, наследственное право, раскрываемое в ГК РФ, особенно в части наследования по закону, однозначно касается семейных отношений. Вещные права подробно раскрываются в ГК, но они же имеют продолжение в Семейном кодексе в качестве договорного и законного режимов имущества супругов.

Недвижимость обычно находится в собственности одного или нескольких членов семьи. При этом она часто являясь совместно нажитым имуществом. Этот факт соединяет в одну логическую цепочку Гражданский, Семейный и Жилищный кодексы.

Особенно широкий спектр нормативных актов обеспечивает реализацию права на алименты. Это явление регулируется:

Из этих логических связей различных нормативных актов следует вывод о том, что семейное право, представленное преимущественно СК РФ, реализуется в той или иной степени разными законами. Нормы, содержащиеся в федеральных законах, дополняются и развиваются в нормативах регионального и местного уровней.

Судебная практика по статье 63 СК РФ:

Решение Верховного суда: Определение N 57-КГ14-7 от 28.10.2014 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 46-КГ15-14 от 01.09.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ13-810 от 18.10.2013 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Решение Верховного суда: Определение N 35-КГ14-2 от 13.08.2014 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 5-КГ15-17 от 31.03.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 26-КГ15-39 от 04.08.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 77-КГ14-11 от 24.02.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 5-КГ16-20 от 22.03.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ15-517 от 09.06.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Решение Верховного суда: Определение N 5Н-108/09 от 14.07.2009 Судебная коллегия по делам военнослужащих, надзор

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий