Статья 93. истребование документов при проведении налоговой проверки

Статья 93.1 Налогового кодекса РФ: что изменилось в регулировании

Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.

7. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Предусмотренный настоящей статьей порядок истребования документов (информации) также применяется при истребовании документов (информации), касающихся (касающейся) участников консолидированной группы налогоплательщиков .

Часть 2 НК РФ: изменения с 1 апреля 2020 года

Среди прошлогодних поправок в часть 2 Налогового кодекса РФ обратите внимание на поправки, внесенные в статью 165 и касающуюся подтверждения нулевой ставки по НДС. К «особо опасным» их не отнесешь, но помнить о них точно нужно

  1. Если товары пересылаются в международных почтовых отправлениях, в инспекцию нужно представить сведения из деклараций на товары либо из таможенных деклараций CN 23 в виде реестра в электронной форме. Представлять сами декларации и подтверждать оплату товара покупателем не требуется.
  2. Если это экспресс-грузы, в инспекцию представляются сведения из декларации в виде реестра в электронной форме, содержащие сведения из индивидуальной накладной и документа, составленного налогоплательщиком для иностранного физлица о стоимости реализованного товара.

На организации почтовой связи возложена обязанность передавать ФТС сведения о вывозе товаров в международных почтовых отправлениях.

ВАС пришел на помощь

Налоговый орган в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ, направил территориальному органу Росстата требование о представлении документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика. Сославшись на то, что согласно ст. 9 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» (далее — Закон N 282-ФЗ) запрашиваемая информация относится к сведениям ограниченного доступа, не подлежит разглашению и распространению, может использоваться только в целях формирования официальной статистической отчетности, а не для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, Росстат отказался представлять налоговикам документы. В результате инспекция привлекла его к налоговой ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. Организация не согласилась с контролерами и обжаловала решение ИФНС в судебном порядке.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований заявителя, придя к следующим выводам. Инспекция, запросив у организации необходимые для осуществления налогового контроля документы о деятельности проверяемого лица, действовала в рамках, установленных ст. ст. 31, 82, 93.1 НК РФ. При этом отсутствие в действующем законодательстве порядка представления в налоговые органы первичных статистических данных не может служить достаточным основанием для отказа в исполнении требования инспекции о представлении документов (информации).

Арбитры согласились с заявителем, что в силу ст. 9 Закона N 282-ФЗ первичные статистические данные относятся к сведениям ограниченного доступа. Однако указанная норма права не содержит положений, устанавливающих, что соответствующие государственные органы не могут истребовать такую информацию в рамках контрольных мероприятий. Кроме того, ст. 102 НК РФ предусмотрен режим налоговой тайны в отношении сведений, полученных проверяющими в ходе проверки.

В итоге ФАС ДВО Постановлением от 06.06.2012 N Ф03-2062/2012 признал отказ территориального органа Росстата представить истребованные документы неправомерным, а решение ИФНС о привлечении организации к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ, — соответствующим закону.

Как видим, арбитры в ходе судебного разбирательства не ставили под сомнение правовую квалификацию совершенного плательщиком правонарушения. Не оспаривал ее и сам Росстат. Тем не менее он не смог смириться с решением судей и обратился за помощью к высшим арбитрам. И, как оказалось, не зря.

Хотя Президиум ВАС РФ и согласился с приведенными выводами нижестоящих судов, но в Постановлении от 05.02.2013 N 11890/12 отметил обстоятельства, которые они не учли

Принимая во внимание прямое указание, содержащееся в п. 6 ст

93.1 НК РФ, о наступлении ответственности за неисполнение требования налогового органа о представлении документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, по ст. 129.1, Президиум счел, что в действиях заявителя состав правонарушения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 126 НК РФ, отсутствовал. Таким образом, по мнению высших арбитров, налоговое правонарушение было квалифицировано неправильно, что является основанием для признания решения инспекции недействительным в части привлечения к ответственности.

<3> Данный судебный акт размещен на официальном сайте ВАС 07.05.2013.

Примечание. Если лицо, располагающее сведениями о проверяемом налогоплательщике, отказалось исполнить требование о представлении документов (сведений), к нему применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 129.1 НК РФ.

Важно, что рассматриваемое Постановление содержит указание на возможность пересмотра по новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами. К сведению

В соответствии со ст. 312 АПК РФ заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, лицами, участвующими в деле, в срок, не превышающий трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием пересмотра судебного акта

К сведению. В соответствии со ст. 312 АПК РФ заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, лицами, участвующими в деле, в срок, не превышающий трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием пересмотра судебного акта.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий