Изменения в статье 99 федерального закона от 05.04.2013 n 44-фз «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Минимальная доля закупок

Изменения касающиеся национального режима в части доли закупок.

С 11.08.2020 г.:

  • ст.14 44-ФЗ – предусмотрено установление минимальной доли закупок у отечественных производителей
  • ст.30.1 44-ФЗ – при установлении минимальной доли закупок заказчик обязан осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок и Перечня товаров, определенных Правительством

По итогам года заказчик до 1 апреля года, следующего за отчетным годом:

  1. Составляет отчет об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях соблюдения минимальной доли закупок.
  2. Размещает отчет в ЕИС или направляет его в Минпромторг России, если отчет не подлежит размещению (по закупкам, неподлежащим размещению в ЕИС.)

Если объем закупок не соответствует минимальной доле, заказчик вместе с отчетом готовит обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок и размещает обоснование в ЕИС или направляет его в Минпромторг.

Правительство РФ определяет:

Функции и полномочия контролирующих инстанций

Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:

  1. Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
  2. Проведением согласования по закрытым процедурам.
  3. Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
  4. Общественным и финансовым контролем.

Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:

  1. Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
  2. Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.

В случае поступления жалобы на заказчика ФАС может приостановить заключение госконтракта (по ч. 7 ст. 106).

В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:

  1. Составить протокол об административном правонарушении.
  2. Выдать предписание об устранении правонарушения.
  3. Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.

ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.

Полномочия прочих контролирующих инстанций содержатся в их внутреннем регламенте. В частности, они осуществляют надзор за корректным определением идентификационных кодов в рамках госзакупок, составление плана-графика и корректного оформления извещения и пр.

Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране. Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений. При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.

Контроль законодательных органов

Парламентский контроль как правовой институт в РФ не предусмотрен Конституцией РФ.

Тем не менее в силу своей первичности законодательная власть имеет возможность существенно влиять на организацию и деятельность органов исполнительной власти, поскольку они действуют на началах под законности.

В чем проявляются контрольные полномочия представительных органов государственной власти?

На федеральном уровне они могут быть обнаружены во взаимоотношениях между Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. В процессе их обсуждения Дума и осуществляет контроль за работой Правительства. Вторичной стадией такого контроля является рассмотрение федерального закона о бюджете Советом Федерации. В принципе можно признать, что контроль осуществляется при рассмотрении Государственной Думой любых законопроектов, вносимых в нее Правительством в порядке законодательной инициативы. Особо следует подчеркнуть, что порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Проявлением контроля является обязательное согласование с Государственной Думой вопроса о назначении Председателя Правительства, отнесение к ведению Думы решения вопроса о доверии Правительству (Дума может выразить недоверие либо отказать в таковом).

Предусмотрена обязанность членов Правительства присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания по их приглашению и отвечать на поставленные вопросы. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы направляют Правительству запросы по различным аспектам его деятельности, а комиссии и комитеты палат Федерального Собрания – письменные обращения. В качестве неофициального проявления контроля за деятельностью субъектов федеральной исполнительной власти можно рассматривать также парламентские слушания.

Проявлением контрольных полномочий Федерального Собрания является деятельность Счетной палаты РФ – постоянно действующего органа государственного финансового контроля. Палата осуществляет контрольно-ревизионную и экспортно-аналитическую деятельность, по организации и проведению оперативного контроле за исполнением федерального бюджета, по финансовой экспертизе проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и т.д. Должностными лицами Палаты являются аудиторы, которые проводят комплексные ревизии и проверки.

По результатам контрольной деятельности Палата направляет исполнительным органам, руководителям проверяемых предприятий и учреждений представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных должностных лиц. Проверяемым объектам (предприятий, учреждений), наносящим прямой непосредственный ущерб, даются обязательные для исполнения предписания. Неоднократность неисполнения или ненадлежащее исполнение предписаний может повлечь приостановление всех видов финансовых операций по их счетам. Таким образом, Счетная палата контролирует финансовую деятельность не только органов исполнительной власти, но и функционирующих в сфере государственного управления юридических лиц.

Аналогично изложенному регламентированы контрольные функции и полномочия органов представительной власти субъектов РФ. В некоторых случаях они в определенной степени даже шире, чем на федеральном уровне. Это характерно, например, для Республики Дагестан, где Государственный Совет является не только высшим законодательным, но и исполнительным органом власти.

Московская городская Дума осуществляет контроль за исполнением законов города. Органы исполнительной власти обязаны в двухнедельный срок по обращению Думы, депутатской комиссии, рабочей группы или фракции, а также депутата предоставлять запрашиваемую информацию и незамедлительно принимать меры для устранения нарушений и привлечения виновных к ответственности (ст. 48 Устава).

Особенности применения ИКЗ.

Необходимо также обратить внимание на следующий момент. Согласно требованиям Закона о контрактной системе ИКЗ должен указываться в документации о закупке и контракте

Здесь возникает вопрос (пусть и формальный), нужно ли указывать ИКЗ в проекте контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. Нередко можно видеть, что ИКЗ прописывается в начальной части документации, а в проекте для него отводится только соответствующая «пустая» позиция в «шапке» контракта для последующего заполнения при заключении контракта. Для полного соблюдения требований закона все же рекомендуется полностью указывать ИКЗ в проекте контракта как части документации о закупке.

Кроме того, нельзя забывать о том, что ИКЗ необходимо прописывать в контракте, заключаемом с ЕП. Но когда в соответствии с Законом о контрактной системе такой контракт заключается в устной форме (например, при закупках малого объема), ИКЗ указывать негде – как документ контракт отсутствует в природе. Однако в данной ситуации во избежание возможных претензий со стороны контрольных органов все же рекомендуется стремиться к тому, чтобы соответствующий ИКЗ указывался в других документах, которые являются документальным подтверждением заключения контракта в устной форме (например, в счете на оплату, счете-фактуре, товарном чеке).

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Здесь ИКЗ должен указываться в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ч. 2 ст. 25 Закона о контрактной системе.

Часть 2 ст. 114 Закона о контрактной системе.

Например, Решение ФАС РФ от 15.02.2016 по делу № КГОЗ-026/16.

Письмо Минэкономразвития РФ от 11.03.2016 № ОГ-Д28-3732.

Часть 3 ст. 23 Закона о контрактной системе, Порядок формирования ИКЗ, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 № 422.

Порядок присвоения, применения, а также изменения идентификационных кодов банков и заказчиков в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, и реестра банковских гарантий, утв. Приказом Минфина РФ от 18.12.2013 № 127н.

ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Письма Минэкономразвития РФ от 21.02.2017 № Д28и-656, от 17.02.2017 № Д28и-653.

Статья 21 БК РФ, Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Сайт zakupki.gov.ru, закупка № 0173100017117000004.

Пункт 5(1).2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ.

Сайт zakupki.gov.ru, закупка № 0552600007217000014.

Приказ Минэкономразвития РФ от 29.11.2016 № 768, вносящий изменения в Порядок формирования ИКЗ.

Часть 15 ст. 34, п. 4 и 5 ст. 93 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 21.10.2016 № Д28и-2803 (о случаях заключения контракта в устной форме).

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

журнал «Руководитель бюджетной организации»  № 7, июль, 2017 года

Конкурс на стройку

С 01.09.2020 г. строительные закупки исключаются из обязательного аукционного перечня (249-ФЗ от 31.07.2020 г.)

Заказчики смогут проводить строительные закупки как аукционом, так и конкурсом.

Из аукционного перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р, исключены:

  • здания и работы по возведению зданий
  • сооружения и строительные работы в области гражданского строительства
  • работы строительные специализированные (кроме кода 43.13)

Внесены В рамках статьи 112 возможно проведение конкурса при следующих условияхЕсли проводится:

открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и в описание объекта закупки включена проектная документация (п.8 ч.1 ст.ЗЗ 44-ФЗ)то в период с 1 сентября 2020 года до 1 января 2024 года заказчик вправе проводить конкурс

Особенности конкурса на стройку

  • В извещении и документации не указывается дата и время рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок, дата подачи окончательных предложений (процедура направления не проводится)
  • Заказчик не устанавливает критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки
  • В первой части заявки достаточно представить только согласие с использованием программно аппаратных средств ЭП.

Из этого следует- когда есть документация о закупке в которой отражена проектная документация, то заказчик лишь получает согласие от участника закупки. Других документов в составе первых частей предоставлять не требуется.

Рассмотрение заявок

Не оформляется протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок

Заказчик не позднее следующего рабочего дня после окончания срока подачи заявок получает от ОЭП одновременно:

  • первые и вторые части заявок
  • предложения о цене контракта
  • аккредитационные документы участника

(ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ)

Окончательные предложения о цене контракта не подаются.

Далее, не позднее 5 рабочих дней со дня получения документов и информации комиссия заказчика:

  • рассматривает и оценивает заявки по критериям оценки, установленным в документации
  • оформляет протокол рассмотрения вторых частей заявок (по общим правилам)
  • не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения протокола рассмотрения и оценки вторых частей, оформляет итоговый протокол (по общим правилам)

Контроль казначейства в реестре контрактов

Реестр контрактов контролируется казначейством на основании постановления правительства №1084 от 28.11.2013. У заказчика есть 5 рабочих дней на публикацию заключенного контракта, его изменения, исполнения, расторжения или наступления гарантийного случая.

Если контролер посчитает, что информация соответствует предъявляемым требованиям, он формирует реестровую запись, которая незамедлительно размещается в ЕИС.

При отрицательном результате проверки подписанный контракт не проходит контроль казначейства, информация и документы заказчика не включаются в реестр контрактов. Контрольный орган направляет в электронном виде заказчику протокол с перечнем несоответствий. Заказчик в течение 1 рабочего дня с момента получения протокола дорабатывает необходимую информацию и повторно направляет документы на проверку.

В п. 3 ч. 5.1 ст. 99 44-ФЗ указано, что должно контролировать казначейство в реестре контрактов, вот список:

  • наличие всех документов по контракту, включая его изменение (расторжение и исполнение — для федеральных заказчиков);
  • соответствие ИКЗ и непревышение финансирования закупки в контракте;
  • соответствие информации о товаре, его количестве и единицах измерения, стране происхождения, коде КТРУ;
  • наименование объекта закупки, дата и номер контракта, срок исполнения, источник финансирования;
  • соответствие наименования заказчика и поставщика, его ИНН;
  • международное непатентованное наименование, номер и наименование держателя регистрационного удостоверения, наименование производителя, лекарственная форма, дозировка и количество лекарственных форм во вторичной упаковке — для лекарственных препаратов;
  • непротиворечивость всех документов друг другу.

П. 13 правил регламентирует, в течение какого срока казначейство проверяет контракт по 44-ФЗ со дня получения информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов. Этот срок составляет три рабочих дня для всех категорий госзаказчиков.

Перед направлением любого документа в ЕИС внимательно проверьте, все ли вы указали согласно требованиям закона

Простая предосторожность убережет вас от нарушения сроков публикации документов из-за повторяющихся ошибок, которые блокируют размещение документов в ЕИС

Государственные и муниципальные заказчики, для которых использование Постановления №102 является обязательным

Действие Постановления Правительства №102 от 5 февраля 2015 года распространяется на достаточно широкий круг государственных и муниципальных заказчиков. В первую очередь, использование данного федерального нормативного акта должно осуществляться теми государственными и муниципальными заказчиками, которые закупают различные медицинские изделия для осуществления своей деятельности.

К числу заказчиков, которые должны использовать данное Постановление при проведении закупок для удовлетворения своих нужд при обеспечении бесперебойного функционирования и решения задач и целей своего создания, относятся:

  • государственные учреждения здравоохранения, которые оказывают медицинскую помощь населению Российской Федерации с использованием тех медицинских изделий, которые перечислены в перечнях данного федерального подзаконного нормативного акта;
  • муниципальные учреждения здравоохранения, осуществляющие закупки самостоятельно или с использованием услуг специальных централизованных органов осуществления закупочной деятельности, для осуществления профессиональной деятельности которых необходимо осуществлять закупки различных медицинских изделий, в том числе тех, которые изготовлены из ПВХ-материалов;
  • государственные, муниципальные учреждения здравоохранения, а также коммерческие учреждения, которые оказывают помощь различным категориям населения государства, в том числе на основании использования услуг Фонда социального страхования (по полисам ОМС), получая за такое оказание услуг помощь в виде перечисления средств из различных уровней бюджетов государства (от муниципального до федерального).

В отношении коммерческих организаций здравоохранения использование указанного Постановления Правительства РФ №102 происходит, в первую очередь, на усмотрение руководства такой организации.

Необходимость использования данного Постановления определяется долей государственного участия в такой организации в части ее финансирования.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий