С 1 июля 2020 года вступают новые правила обеспечения гарантийных обязательств по государственным контрактам

Обеспечение исполнения контракта.

Законом № 124-ФЗ в ст. 96 Закона № 44-ФЗ внесены последние изменения в 44 фз 2020, которые вступят в силу 01.07.2020.

Как и прежде, заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Но с 01.07.2020 не надо будет указывать в этой документации в обязательном порядке обеспечение гарантийных обязательств в соответствии с п. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Теперь это право заказчика. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10 % начальной (максимальной) цены контракта (п. 1 в новой редакции, новый п. 2.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

В связи с этим п. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ изложен в новой редакции и введены новые пп. 6.1, 6.2, 6.3.

Если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, его размер может составлять от 1/2 до 30 % начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных п. 6.1 и 6.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. При этом если (п. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ):

1) контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в сумме аванса, за исключением случая, предусмотренного пп. 3 п. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ;

2) аванс превышает 30 % начальной (максимальной) цены контракта, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в сумме аванса;

3) в соответствии с законодательством РФ расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном п. 6.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ), уменьшенной на размер такого аванса.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом п. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.

Пунктом 6.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ определено, что если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, то заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в сумме до 10 % начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта в случае, предусмотренном п. 6.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Согласно п. 6.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в силу пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с п. 6 и 6.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ от цены, по которой заключается контракт.

В пункте 6.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ закреплено: если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на 25 % и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта по 44 фз с учетом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, в которой установлены антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.

Положения п. 1, 2.2, 6 – 6.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в редакции Закона № 124-ФЗ по соглашению сторон применяются к отношениям по исполнению контракта, заключенного до 01.07.2020, либо контракта, извещения о котором размещены, приглашения направлены до 01.07.2020 (п. 4 ст. 5 Закона № 124-ФЗ).

Авансовые платежи.

Постановлением № 630 внесено несколько дополнений в Постановление № 1803. В частности, одним из них установлено право главных распорядителей средств федерального бюджета как получателей средств федерального бюджета и подведомственных им получателей предусматривать в заключаемых ими в 2020 году договорах (государственных контрактах) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) авансовые платежи в размере, не превышающем 50 % суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них на указанные цели на соответствующий финансовый год, если иные предельные размеры авансовых платежей, превышающие указанный размер, для таких договоров (государственных контрактов) не установлены федеральными законами, указами Президента РФ или другим нормативным правовым актом Правительства РФ (п. 5(1) Постановления № 1803).

Кроме того, Постановлением № 630 приостановлено по 31 декабря 2020 года включительно действие некоторых норм Постановления № 1496, которыми установлены авансовые платежи в размере, не превышающем 30 % суммы договора (государственного контракта):

  • о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а» п. 18);

  • о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, заключаемого на сумму, превышающую 600 млн руб., при включении в договор (государственный контракт) условия о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70 % суммы договора (государственного контракта)) (пп. «б» п. 18).

Также приостановлено действие п. 20 Постановления № 1496 на 2020 год. Теперь в течение этого года получатели средств федерального бюджета могут предусматривать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

«О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

«Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 443».

Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Какие еще изменения в правилах обеспечения контракта вступили в силу 1 июля 2019 года

Суть изменения

Норма Закона № 44-ФЗ

Поставщик вправе изменить способ обеспечения контракта, в т. ч. отозвать платеж и предоставить банковскую гарантию

Уточнено, что заказчик может досрочно вернуть часть обеспечения контракта за выполненные и оплаченные этапы поставки

Если у банка-гаранта отозвали лицензию, поставщик обязан предоставить заказчику новое обеспечение контракта. Сделать это нужно в течение месяца после того, как заказчик направит поставщику соответствующее уведомление. В противном случае поставщик заплатит пени

Важно: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам)

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Срок предоставления обеспечения исполнения контракта 44 ap

Контрактом может быть предусмотрена возможность использования денежных средств из суммы обеспечения (если избрано обеспечение в виде денежного залога), например, на погашение неустойки, вызванной пропуском сроков исполнения обязательств по контракту. Срок возврата обеспечения Согласно часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, условие о сроках возврата заказчиком обеспечения, должно содержаться в контракте. Закон не предусматривает жестких требований к сроку возврата обеспечения, в связи, с чем многие заказчики ошибочно полагают, что к срокам возврата обеспечения можно применить положения части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в которой устанавливается срок предоставления банковской гарантии.

Главная | Для ЗАКАЗЧИКА по 44-ФЗ | Контракт

Новшества по обеспечению гарантийных обязательств

Планирование по 44-ФЗ

Каждая государственная организация составляет планы и графики закупок: на основании Федерального Закона «О Бюджете» планы составляются на 3 года, графики формируются на 1 финансовый год.

При планировании в закупках по 44-ФЗ указываются данные:

  • идентификационный код;
  • цели и обоснования закупки;
  • сроки реализации закупки;
  • техническое задание.

План закупок по 44-ФЗ служит основанием для составления плана графика по 44-ФЗ. Данный документ содержит более расширенную информацию к приобретению товаров, услуг или работ бюджетной организацией, а именно:

  • наименование закупки, идентификационный номер и основные требования по 44-ФЗ к поставщикам;
  • способ закупки;
  • начальная максимальная цена контракта по 44-ФЗ;
  • дополнительные условия участия в тендере для тех или иных поставщиков, в случае их наличия;
  • сроки по 44-ФЗ объявления закупки;
  • банковское сопровождение договора;
  • критерии оценки закупки.

В каждом отдельном случае государственной закупки по 44-ФЗ информация может быть дополнена или расширена.

Между планами и планами-графиками существует ряд различий. Так, например, план график по 44-ФЗ можно менять в сроки до 10 рабочих дней до публикации заявки либо до отправления приглашения к участию в случае закрытого тендера.

План закупок по 44-ФЗ разрешается публиковать на любых площадках, начиная от ЕИС и заканчивая любыми печатными изданиями, за исключением тендеров, являющихся государственной тайной.

Планы-графики по 44-ФЗ публикуются исключительно на площадках ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, здесь необходимо обосновать начальную максимальную цену и способ определения подрядчика.

Расторжение контрактов по 44-ФЗ

Расторжение по 44-ФЗ возможно на основании федерального закона является наиболее выгодным для сторон вариантом решения спорных вопросов. Регулируется это ст. 95 данного нормативного акта и возможно в трех случаях:

  • по соглашению сторон;
  • по постановлению суда;
  • в одностороннем порядке на основании ГК РФ.

Порядок действий для расторжения контакта следующий:

  1. Составляется соглашение о расторжении соответствующего контракта.
  2. Отправляется стороне договора на подпись. С момента подписания соглашения о расторжении контракт считается расторгнутым.
  3. Стороны обязаны внести сведения о расторжении договора в реестр сроком не позднее 3 дней. Сюда вносится дата расторжения договора, основание, название договора, а также дату и порядковый номер сделки.

Бюджетные организации имеют возможность производить закупки двумя способами:

  • закупки по 44-ФЗ, при условии, что на закупку выделяются деньги из бюджета;
  • закупки по 223 фз, если организация имеет положение о закупках и тратит собственные средства.

Что же касается 44-ФЗ, то любой современный тендер осуществляется по регламентируемой законом схеме:

  1. Составление планов и планов графиков закупок по 44-ФЗ с изменениями 2018.
  2. Определение начальной цены контракта по 44-ФЗ.
  3. Определение способа закупки: электронный аукцион, закупка у единственного поставщика, открытая заявка и т.д.
  4. Публикация тендера в ЭТП: составление техзадания и описания закупки.
  5. Заключение договора с выбранным поставщиком.
  6. Прием выполненных услуг, товаров, работ.
  7. Отчет по выполненным работам.

Каждый этап проведения государственной закупки имеет огромное количество особенностей и нюансов.

Последние изменения

28.09.2020 на сайте проектов нормативных актов Минстрой опубликовал законопроект, который предполагает изменение градостроительного кодекса. Планируют снизить финансовую нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, которая связана с членством в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Подрядчики из СРО не будут обеспечивать контракт на выполнение проектных или изыскательских работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если его цена не превышает 25 млн рублей. А для контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства верхняя планка для освобождения от обеспечения установлена на уровне 60 млн рублей.

Особые случаи применения антидемпинговых мер

Статья 37 не применяется в случае проведения тендера на закупку жизненно важных препаратов, медицинских товаров и лекарств.

В данном случае предельная цена на товары определяется государственными органами, а не конкретным заказчиком, поэтому снижение 25% учитывается не от начальной максимальной цены, а от предельной стоимости.

В указанной ситуации потенциальному исполнителю контракта требуется предоставить такой комплект сведений:

  1. Гарантийные письма от производителей.
  2. Документы, которые подтверждают факт наличия медицинской продукции в текущий момент (например, контракты с производителем, накладные и пр.).
  3. Документы, которые подтверждают факты возможности поставки по указанной цене в текущий момент.

Помимо поставок медицинской продукции, исключение составляют специальные закупки, которые включают конкурсы на научно-исследовательские работы, консультирование и различные технологические решения и пр. В этом случае при заключении контракта может учитываться не только низкая цена, но и другие критерии, которые заказчик сочтет важными.

При участии в спецзакупке и снижении стоимости на 25% и более применяется следующая антидемпинговая схема: значимость критерия «цена» считается равной 10% от суммы значимости всех критериев (согласно ч. 8 ст. 37).

Пожаловаться на демпинг вправе любой участник госзакупок. Если участник не аффилирован с заказчиком, то разбирательство инициируется именно организатором закупок.

В случае если обвинения участника в демпинге будут признаны обоснованными, то его могут внести в реестр госзакупок. Это практически полностью закроет ему доступ на работу с госконтрактами.

Таким образом, статья 37 ФЗ-44 содержит перечень мер по противодействию демпингу при проведении государственных закупок. Статья предполагает следующие способы противодействия искусственному занижению стоимости: предоставление участником дополнительных документов, указывающих на его благонадежность (при цене контракта до 15 млн. р.) и внесение повышенного обеспечения (при стоимости контракта свыше 15 млн. р.).

Документы для подтверждения благонадежности поставщика

В качестве документов, которые могли бы указать на благонадежность поставщика, могут выступать:

  1. Информация из реестра контрактов, которая указывает на добросовестное исполнение им своих обязательств в предыдущих госзакупках (учитывается период в 1-3 года до заключения контракта).
  2. Сведения об отсутствии применения штрафных санкций и пени в отношении поставщика.

В ч. 3 ст. 37 ФЗ-44 указаны условия для удостоверения надежности компании. Она должна предоставить сведения из соответствующего реестра:

  • 3 и более договора за последний год до подачи заявки (без пени и штрафов);
  • 4 и более договора за последние 2 года (75% из них не должны предполагать штрафные санкции) или 3 и более безукоризненно выполненных контракта за последние 3 года.

При этом цена каждого контракта не должна быть менее 20% от стоимости заключаемого.

Таким образом, если компания является новичком на рынке государственных закупок, то обосновать, почему она пошла на столь существенное повышение цены, будет весьма непросто и поэтому ей, вероятно, откажут в заключении контракта (только если она не обладает существенными финансовыми ресурсами для внесения повышенного размера обеспечения).

Шанс реабилитироваться и доказать свою благонадежность есть только у давно работающих на рынке госзакупок поставщиков, которые за последние 1-3 года имеют успешно реализованные контракты.

При участии компании в аукционе дополнительные документы о благонадежности запрашиваются у нее уже после объявления победителя.

Если же компания-поставщик участвует в конкурсе, то документы включаются в общий состав конкурсной документации. Когда цена снижена на 25%, а документы не предоставлены, то такая заявка на участие автоматически отклоняется. При этом составляется протокол о причинах отклонения заявки, с которым дают ознакомиться участнику.

Статья 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

текст в предыдущей )

5. Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору). Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства.

6. По заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности исполнения исполнительных документов, направленных ликвидатору, в порядке, установленном частями 8 и 9 статьи 47 настоящего Федерального закона.

7. Положения настоящей статьи применяются также при обращении взыскания на имущество должника — крестьянского (фермерского) хозяйства в случае исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом, другим органом или должностным лицом в связи с деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Как работает обеспечение гарантийных обязательств по контракту?

Поставщик дополнительно обеспечивает исполнение гарантийных обязательств, если такое требование есть в контракте. Форма обеспечения — денежной суммой или банковской гарантией по выбору поставщика. Поставщик может предоставить единую БГ или отдельно две банковские гарантии: одна будет обеспечивать исполнение контракта, вторая — действовать отдельно в части гарантийных обязательств.

Обеспечение гарантийных обязательств

Вебинар в Контур.Школе. Практика применения, ответы на вопросы
Посмотреть видео

Срок БГ должен превышать срок действия гарантийных обязательств не менее чем на месяц. Если платеж внесен денежными средствами, то поставщик имеет право на своевременный возврат той части обеспечения, которая закрывает именно исполнение контракта. Часть, которая закрывает исполнение гарантийных обязательств, будет находиться у заказчика до истечения гарантийного срока.

Специальное условие для банковских гарантий на гарантийные обязательства:

установлено право заказчика потребовать от банка уплатить сумму по гарантии при нарушении гарантийных обязательств. У банка при этом нет полномочий исследовать этот вопрос: что было нарушено, при каких условиях, почему заказчик так решил. Если гарантию предъявят банку, то у него самые короткие сроки для того, чтобы ее погасить.

Структура ФЗ-44 о Госзакупках

Как и любой другой закон, ФЗ 44 о контрактной системе постоянно дополняется новыми положениями, что существенно осложняет его понимание людьми, не имеющими юридического образования.

Однако, лица, регулярно участвующие в тендерах по 44-ФЗ должны ориентироваться в данном нормативном акте.

  1. Статья 1 44-ФЗ и далее до 15 статьи описывают общие положения, регулирующие сферу применения данного закона, основную терминологию и понятия, здесь же содержится информация о принципах заключения госконтрактов с физическими, юридическими лицами.
  2. 16-23 статьи 44-ФЗ о Госзакупках регулируют правила планирования государственных закупок.
  3. 24-96 статьи закона 44-ФЗ о закупках очерчивают рамки государственного регулирования об участниках государственных тендеров, каким требованиям должны соответствовать поставщики товаров, исполнители работ и подрядчики по услугам.
  4. 97-98 статьи описывают принципы мониторинга госзакупок и аспекты контроля обеспечения контракта по 44-ФЗ в данной отрасли.
  5. 99-104 статьи посвящены контролю в сфере 44-ФЗ госзакупок. Данный раздел федерального закона наиболее часто подвергается изменениям и дополнениям.
  6. 105-107 статьи 44-ФЗ регламентируют порядок разрешения споров между участниками госконтрактов.
  7. 108-111 статьи описывают особенности заключения договоров и их исполнения при отдельных видах государственных закупок согласно требования федерального закона 44-ФЗ.
  8. 112-114 статьи – это заключительная часть закона 44-ФЗ о закупках.

Когда не применяются положения статьи

Статья 96 применяется не во всех случаях заключения государственных и муниципальных контрактов. Так, не распространяется действие ее положений в случаях:

  • проведения закупок, в которых победителями признаются государственные или муниципальные казенные учреждения;
  • целью проведения закупки является получение кредита;
  • закупка проводилась на получение банковской гарантии бюджетной организацией либо государственным или муниципальным унитарным предприятием.

В этих случаях требование о внесении обеспечения исключается из документации и проекта контракта, который будет в последующем подписан.

Возможные изменения

Собрали в таблицу нововведения.

Что меняется Содержание изменений
Дополнили ст. 96 частями 3.1 и 3.2

Поставщик предоставляет обеспечение исполнения госконтракта по отдельным этапам, если обеспечивает его исполнение банковской гарантией. Срок действия банковской гарантии превышает не менее чем на один месяц срок выполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом по выполнению его отдельного этапа.

Подрядчик вправе предоставить обеспечение исполнения гарантийных обязательств контракта по годам их исполнения, если обеспечивает их банковской гарантией.

Изложили ч. 4 ст. 96 в новой редакции
Дополнили ст. 96 частью 6.1
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий