Федеральный закон «о статусе члена совета федерации и статусе депутата государственной думы федерального собрания российской федерации» от 08.05.1994 n 3-фз ст 40 (ред. от 24.04.2020)

Содержание

💡 Правовые нормы

Описание ФЗ «О статусе депутата Государственной Думы и Совета Федерации»

Настоящий ФЗ-3 перечисляет обязанности, права и ответственность участника Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Если они осуществляют выданные им полномочия, члены власти должны придерживаться условиям предоставления социальных и правовых гарантий. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят 8 мая 1994 года. 7 июня 2017 года при последней редакции были внесены изменения. Содержит 4 главы и 45 статей.

Краткое содержание Федерального закона №3:

  • Глава 1 — описывает общие положения о статусе уполномоченного лица;
  • Глава 2 — перечисляет гарантии деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации;
  • Глава 3 — предусматривает ответственность в случае нарушения действующего Федерального закона;
  • Глава 4 — Описывает заключительные положения статуса.

Скачать ФЗ «О статусе члена Совета»

Член Совета Федерации — представитель, отправленный от субъекта РФ. Уполномочен осуществлять законодательные и другие полномочия действующего статуса. Они прописываются в Конституции РФ и в настоящем Федеральном законе.

Депутат Государственной Думы — представитель народа, который был избран в соответствии с федеральным законом «О выборах в Государственную Думу». Если человек наделен гражданством иностранного государства, видом на жительство или другим документом, по действующему статусу он не может стать участником Думы.

Статья 25. Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

1. Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в стаж федеральной государственной службы.

2. Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

3. Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.

4. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов прокуратуры, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, избранные (назначенные) членами Совета Федерации, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока их полномочий вправе продолжить военную службу (службу в указанных органах) или досрочно уволиться с военной службы (службы в указанных органах). По окончании срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо с их согласия по иному месту службы.

5. Супругу члена Совета Федерации, супругу депутата Государственной Думы, уволенным в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если эти лица на момент переезда занимали должность, работали по специальности либо работали (служили) в местности, которые предусматривают предоставление соответствующей льготы.

Статья 39. Права и обязанности помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

1. Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы:

а) ведет запись на прием к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и проводит предварительный прием;

б) готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;

в) получает по поручению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, в том числе получает вне очереди проездные документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;

г) организует встречи члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями;

д) ведет делопроизводство;

е) выполняет иные поручения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, предусмотренные срочным служебным контрактом или срочным трудовым договором.

2. Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы имеет право:

а) пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории, определяемой в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона;

б) получать адресованные члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы почтовые и телеграфные отправления;

в) на бесплатный проезд в поездах и автобусах междугородных сообщений: для помощника члена Совета Федерации — в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации, для помощника депутата Государственной Думы — в пределах территории, определенной депутату Государственной Думы в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона (за исключением помощников, работающих на общественных началах). Проезд в поездах и автобусах междугородных сообщений в случае, если продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому по предъявлении удостоверения помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в билетных кассах железнодорожных вокзалов, автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в поезд или автобус;

г) пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов в случае выезда в служебные командировки вместе с членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы (за исключением помощников, работающих на общественных началах);

д) по поручению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы беспрепятственно проходить в здания органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций.

Кто может быть депутатом

В соответствии с законодательством, которое в настоящее время действует на территории РФ, депутатом может стать лицо, которое на момент присвоения мандата достигло 21-летнего возраста. Это лицо обязательно должно иметь российское гражданство, а также обладать правом участия в выборах.

В законодательстве указано также и то, что одно и то же лицо может одновременно быть депутатом и Совета Федераций, и Государственной Думы. Однако правовой статус депутата Государственной Думы не допускает одновременное обладание депутатским мандатом и занятие должности в органах самоуправление на местах, а также участие в представительстве государственной власти.

Деятельность депутата — это работа на постоянной и профессиональной основе, за которую полагается оплата труда.

Статья 19. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:

а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

3. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

4. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

6. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Социальное и материальное обеспечение

Гарантии деятельности

Мандат депутата

Статья 32. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на транспортное обслуживание

1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы на территории Российской Федерации имеют право на внеочередное получение проездных документов на воздушный, железнодорожный, водный транспорт, а также на автобусы междугородных сообщений с последующим возмещением их стоимости соответствующим организациям за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в порядке, установленном статьей 35 настоящего Федерального закона.

2. По предъявлении удостоверения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы агентства гражданской авиации или аэропорты, билетные кассы (как суточной, так и предварительной продажи) железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов), речных вокзалов и пристаней обязаны вне очереди предоставить члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы бесплатный билет на одно место в самолете или вертолете, спальном или купейном вагоне поезда, в каюте первого или второго класса судов всех категорий.

3. Проезд члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в автобусах междугородных сообщений в случае, если продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому вне очереди в кассах автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в автобус.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

5. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов с последующим возмещением соответствующим организациям стоимости оказанных услуг за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в порядке, установленном статьей 35 настоящего Федерального закона.

6. Установленные частями первой — пятой настоящей статьи права члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, являющихся инвалидами I группы, распространяются также на лицо, его сопровождающее.

7. Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для поездок в связи с осуществлением ими своих полномочий по территории Российской Федерации служебный автотранспорт предоставляется по вызову члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а для поездок по городу Москве и Московской области — соответствующими федеральными органами государственной власти. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в связи с осуществлением ими своих полномочий могут пользоваться также личным автотранспортом.

7.1. Расходы органов государственной власти, связанные с предоставлением члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы автотранспорта, а также расходы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанные с использованием личного автотранспорта для осуществления ими своих полномочий, возмещаются соответственно органам государственной власти, члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в порядке и размере, устанавливаемых соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.

8. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.01.2007 N 8-ФЗ.

Приобретение и прекращение статуса депутата Государственной Думы РФ

В соответствии со ст. 1 ФЗ №20 от 22.02.2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты ГД РФ избираются на основе равного, всеобщего и прямого избирательного права при использовании норм тайного голосования. Право на участие в избрании имеет каждый гражданин РФ, достигший 18 лет и имеющий право принимать участие в выборах согласно действующему законодательству. Прекращение полномочий депутата может быть связано с началом работы Госдумы РФ нового созыва либо досрочно по следующим основаниям: 

  • добровольное сложение своих полномочий – оформляется письменным заявлением;
  • утрата гражданства РФ/приобретение гражданства иного государства;
  • ограничение дееспособности;
  • избрание должностным лицом иного законодательного органа;
  • наличие обвинительного приговора суда в отношении депутата, вступившего в законную силу;
  • признание депутата безвестно отсутствующим либо умершим по решению суда, вступившего в законную силу.

Основные права

Следует отметить то, что статус депутата наделяет всех обладателей мандатов определенным спектром прав. В соответствии с указанными выше нормативными актами, любой депутат имеет полное право на подачу законопроектов в Государственную Думу. Кроме этого, им предоставляется возможность совершать как парламентские, так и депутатские запросы.

Депутаты имеют право на принятие участия в заседаниях и слушаниях, а также в специальных и парламентских комиссиях. В ходе представленных заседаний, а также вне периода их протекания обладатели мандатов имеют право на осуществление обращений к членам Правительства для разъяснения конкретных вопросов. Также они имеют право на осуществление аналогичных обращений к высокопоставленным должностным лицам, что на практике нередко делается для внесения требований относительно принятия различных мер принудительного характера к нарушителям прав и законных интересов граждан. Обращение в средства массовой информации — это также одно из преимущественных прав депутатов.

Мандат депутата Государственной думы РФ

Депутатский мандат — это официальный документ, который удостоверяет законные полномочия депутата. Однако также, этот термин имеет еще два традиционных значения, признанных в отечественной науке: 

  • это совокупность прав и обязанностей, а также привилегий и иных элементов правового статуса депутата;
  • это форма взаимоотношений между депутатом и избирателем, в основе которой определение политико-правовой природы деятельности депутата.

Виды мандатов:

  1. Для депутатов Государственной Думы Российской Федерации в большей степени характерно наличие свободного мандата, который подразумевает, что его обладатель является представителем всего народа, не может быть связан наказами свих избирателей и не может быть отозван ими, если не оправдал их доверия.
  2. Для депутатов-представителей органов муниципальных образований также характерен императивный мандат, который подразумевает представительство избирателей своего избирательного округа и ответственность перед избирателями.

Общие сведения

Федеральный закон №3 «О статусе члена совета федерации и статусе депутата Государственной Думы федерального собрания Российской Федерации» был принят 8 мая 1994 года. Благодаря ФЗ, член Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут осуществлять определенную деятельность:

  • Участвовать в различных заданиях;
  • Принимать участие в деятельности комиссий палат и комитетов Федерального собрания. Чтобы принимать участие в работе таких структур, требуется соблюдать четкий регламент;
  • Выполнять поручения Государственной Думы или Совета Федерации, и других органов, соответственно;
  • Участвовать в парламентских слушаниях;
  • Вносить законопроект в Государственную Думу и т.д.

Полезная информация об изменениях в ФЗ о референдуме здесь:

Краткое содержание Федерального закона № 3:

  • Глава 1 — раскрывает понятия, употребляемые в ФЗ 3;
  • Гл 2 — определяет гарантии деятельности депутата Гос Думы и Совета Федерации;
  • Глава 3 — перечисляет меры ответственности должностных лиц за нарушение положений закона;
  • Гл 4 — определяет заключительные положения ФЗ 3.

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 29 июня 2016 года.

Гарантии депутатов

С момента избрания на должность, депутаты обладают неприкосновенностью. Неприкосновенность имеет свое распространение только на той территории, где депутат был выбран, то есть на территории конкретного муниципалитета.

Выезжая за его пределы, депутат несет ответственность на равных основаниях вместе с гражданами.

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета.

Депутат местного уровня не может одновременно быть избранным на должности регионального или федерального уровня.

Гарантии депутатов распространяются на случаи привлечения их к юридической ответственности. Согласно действующему законодательству действую специальные правила привлечения их к уголовной или административной ответственности.

Комментарий эксперта
Росляков Олег Владимирович
Юрист, специализация гражданское право. Опыт работы более 19 лет.

Член представительного органа не несет ответственности за свои высказывания, суждения, политику, за исключением случаев клеветы или оскорблений высказываемых публично в отношении граждан.

Местные депутаты: особенности статуса

Что отличает гарантии местных депутатов от правового статуса Совета депутатов или иного местного политического образования? Основная особенность состоит в отсутствии полной неприкосновенности. Связано это с тем, что каждый депутат определенного территориального общества, в качестве которого может выступать поселок, село, отдельный город и т. п., представляет интересы его населения, а также несет перед общественностью полную ответственность за проделанную или несделанную работу. Такие депутаты избираются на определенный срок — пять лет.

Статус депутата Совета депутатов предполагает возможность отзыва мандата у лица в том случае, если оно вызывает недоверие. Отзыв могут выполнить сами граждане.

Основные элементы правового статуса депутата ГД РФ

В соответствии с мнениями экспертов-правоведов, важным составляющим элементом, входящим в состав правового статуса должностного лица, является его компетенция, то есть его права и обязанности, которые могут быть определены его служебным положением. Кроме того, в число элементов правового статуса входят: цели и задачи, поставленные перед депутатом ГД РФ, функции и ответственность. 

Права депутата Государственной Думы РФ:

  • внесение законопроектов в ГД РФ, а также парламентского и депутатского запроса;
  • участие депутата в заседаниях, в парламентских, специальных и иных комиссиях, а также парламентских слушаниях;
  • обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты ФС РФ;
  • обращение к должностным лицам с требованием принять меры по пресечению нарушений прав гражданина, при их обнаружении.
  • обращение в средства массовой информации.

Обязанности депутата Государственной Думы:

  • соблюдение правил депутатской этики, правил, установленных Госдумой РФ;
  • отчитываться перед избирателями;
  • выполнять поручения Государственной думы и комиссий, членами которых они являются, а также посещать заседания фракции, с целью совместной деятельности, выражения единой позиции и создания единой программы по вопросам, рассматриваемым ГД РФ;
  • представлять декларацию о доходах на имущество.

Еще одним немаловажным элементом правового статуса являются гарантии деятельности депутата ГД РФ, используя которые должностное лицо может беспрепятственно и эффективно осуществлять деятельность. Среди основных гарантий деятельности можно выделить: 

  1. Депутатский иммунитет – особый вид привилегий, как совокупность особых правовых преимуществ.
  2. Депутатский индемнитет – совокупность социальных гарантий, которые обеспечивают независимость депутата, способствуют утверждению депутата, как личности, и одновременно являются вознаграждением за его труд.

Досрочное прекращение полномочий

Рассматривая особенности правового статуса депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, следует отметить и те условия, при которых возможно досрочное прекращение их полномочий. Одним из них является добровольное желание, которое должно быть выражено в письменной форме. В том случае, если депутат избирается на аналогичную должность в иной законодательный орган, он также обязан сложить свои полномочия на прежнем месте.

Причиной досрочного прекращения депутатских полномочий также является и ряд юридических обстоятельств. К их числу относятся случаи ограничения или полного лишения дееспособности, вступление в действие обвинительного приговора суда, а также утрата по какой-либо причине гражданства Российской Федерации, например, получение гражданства иной страны.

Особенности статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания и Совета Федераций

Главная особенность статуса рассматриваемой группы лиц заключается в том, что он предполагает некую неприкосновенность депутата. Прежде всего, она выражается в том, что в отношении депутатов Думы запрещено проведение каких-либо личных досмотров, задержаний, арестов и даже заключения под стражу.

Кроме того, в отношении рассматриваемой группы сотрудники специализированных органов не имеют права проводить административно- и уголовно-процессуальные меры, ярким примером которых является обыск. Какие-либо меры принуждения могут быть применены лишь в том случае, если лицо было задержано прямо на месте преступления, а также если того требует соблюдение безопасности всего государства или отдельных граждан.

В том случае, если требуется привлечение депутата к ответственности, Генеральный прокурор РФ должен запросить на то разрешение у соответствующей палаты, к которой относится мандат лица. В том случае если палата даст отказ в предоставлении разрешения, он будет являться весомым основанием для снятия с депутата каких-либо обвинений и не привлечения его к уголовной или административной ответственности.

Все полномочия, которыми наделяет статус депутата Совета Федераций или Думы, являются действительными с момента присвоения мандата и до периода окончания срока его действия. В период его действия лица, имеющие мандат, не имеют права заниматься какой-либо трудовой деятельностью или бизнесом. Этой категории лиц разрешены занятия наукой и преподавание в высших учебных заведениях страны. В том случае, если будет установлено нарушение такого требования, по данному факту может быть произведен отзыв депутатского мандата.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий