Участники земельных правоотношений

Классификация земельных правоотношений

Характер земельных правоотношений зависит от степени взаимной обязанности их участников. По этому критерию они подразделяются на равноправные и императивные.

Равноправные земельные отношения возникают, как правило, между собственниками или арендаторами участков. Например, хозяйствующие субъекты, чьи владения расположены по соседству, вправе согласовать между собой порядок использования смежных территорий. Партнерские отношения также складываются между арендатором и арендодателем, колхозом, совхозом и трудовым коллективом, работающим на условиях внутрихозяйственного подряда. Все участники этих правоотношений обязаны уважать законные интересы друг друга и добиваться взаимного согласия.

Императивные земельные отношения основаны на подчиненности одного субъекта властным полномочиям другого. Так, уполномоченные органы управления могут давать указания землепользователю, контролировать его действия. Должностное лицо землеустроительной службы вправе требовать от хозяйствующего субъекта прекращения работ, наносящих вред сельскохозяйственным угодьям. А собственник или арендатор должен подчиняться таким требованиям.

По функциональному назначению земельные правоотношения подразделяются на регулятивные и правоохранительные. Первые выражаются в совершении субъектами позитивных действий и основаны исключительно на нормах земельного законодательства.

Правоохранительные отношения, в свою очередь, несут в себе элементы административного права. Они возникают в случае различных нарушений, допущенных хозяйствующими субъектами, собственниками или арендаторами участков. Обязанность юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства лежит на властных структурах. А органы землеустроительной службы, осуществляющие государственный контроль и надзор за использованием и охраной земель, например, вправе принять предупредительные меры, чтобы не допустить назревающего правонарушения.

Земельные отношения также можно подразделять на имущественные или неимущественные – по критерию содержания.

Таким образом, среди разнообразных земельных отношений специалисты выделяют:

  1. равноправные;
  2. императивные;
  3. регулятивные;
  4. правоохранительные;
  5. имущественные;
  6. неимущественные.

Лекция 1 Земля как триединый объект. Правовое регулирование земельных отношений с учетом триединой сущности земли.

Данный принцип
закреплен в п.1.1 ст.1 ЗК РФ

Земля
одновременно понимается в трех значениях
– как объект природы, собственности и
хозяйствования (пользования)

В соответствии
с п.1 ст.9 К РФ земля и иные природные
ресурсы используется и охраняется в
РФ, как основа жизни и деятельности
народа, проживающего на данной территории.

Правовой
режим земель прежде всего определяется
особенностью земли, как объекта природы.

Земля это
важнейшая часть окружающей среды,
характеризуется пространством,
рельефно-почвенным покровом,
растительностью, недрами и водами.

Земля выступает
основным компонентом природной среды,
все иные природные объекты можно назвать
лишь принадлежностью к земле, имеющими
с ней тесную экологическую связь.

Земля выступает
в качестве средства производства в
сельском и лесном хозяйстве и
пространственным базисом для размещения
населенных пунктов и иных объектов.

В соответствии
с гражданским законодательством земля
выступает объектом имущественных
отношений и относится к группе недвижимого
имущества (ст. 130 ГК РФ)

Для того
чтобы земельный участок был признан
недвижимым имуществом он должен быть
индивидуализирован, т.е. определены его
границы, размер, местоположение. В идеале
он должен пройти государственный
КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ. Там ему присваивается
определенный кадастровый номер. –
осуществляет РосРеестр. Единого кадастра
сейчас НЕТ.

В соответствии
со ст.11.1 ЗК РФ Земельный участок – это
часть земной поверхности, границы
которой определены (в соответствии с
Фед. Законами).

Земля выступает
объектом права собственности, в
соответствии с частью 2, ст.9 К РФ земля
и иные природные объекты могут находиться
в государственной, муниципальной,
частной и иных формах собственности.

*Субъектами
выступает РФ.

Земельный
участок обладает свойством
оборотоспособности
, т.е. может быть
объектом сделок, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ земель
изъятых из оборота (ст.27, п.4 ЗК РФ) –
парки, воене, кладбища и т.д.

Земельные
участки также могут выступать объектами
пользования. В ЗК РФ закреплено право
постоянного (бессрочного) пользования
ст 20 ЗК РФ, право пожизненного
наследуемого владения (ст. 21), аренда
(ст. 22), право ограниченного пользования
чужим земельным участком (сервитут
– ст.23). Право безвозмездного срочного
пользования (ст.24)

«Непереводимый
поток слов, трудный для восприятия.»

Правовой
режим земель должен учитывать все
перечисленные признаки земельного
участка.

При использовании
земельных участков устанавливаются
обязанности участников земельных
правоотношений по целевому рациональному
использованию земель, их охраны, приоритет
отдается значению земли, как объекта
природы, что обуславливает особенности
её правового режима. Целевое использование
земельного участка определяется исходя
из отнесения земель к определенной
категории. Ст. 7. ЗК РФ закрепляет 7
категорий земель (посмотреть).

Объекты права собственности на землю

Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла в собственность определенного субъекта (находится в его владении, пользовании и распоряжении).

    1. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно  ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Обязательные характеристики объекта права собственности на землю:

    • индивидуализация (кадастровый номер, определенные границы и месторасположение, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования);
    • качественные характеристики земельного участка (доли земли);
    • кадастровая оценка;
    • оборотоспособность;
    • делимость (соответствующий размер).

Объекты государственной собственности на землю

Объекты государственной собственности на землю

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    • федеральной собственности;
    • собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта права государственной собственности называются не земельные участки, а земли. Таким образом, признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования (разграничения) земельных участков

В федеральной собственности находятся земельные участки (ст. 17):

    1. которые признаны таковыми федеральными законами;
    2. право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки (ст. 18):

    • которые признаны таковыми федеральными законами;
    • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Объекты муниципальной собственности на землю

Объекты муниципальной собственности на землю

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

    1. которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
    2. право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    3. которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
    4. которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Понятие земельного правоотношения

Земельные правоотношения складываются между органами государственной и муниципальной власти, юридическими и физическими лицами по поводу распределения участков, распоряжения объектами недвижимости и их экологической защиты.

Замечание 1

Особенностью земельных правоотношений является то, что различные властные структуры могут одновременно выступать и как регулирующие организации, и как владельцы данных объектов недвижимости.

Полномочия субъекта земельных отношений зависят от того, является он собственником участка или нет. Однако все владельцы, землепользователи и арендаторы обладают схожими правами и обязанностями. К ним относятся:

  1. право самостоятельно хозяйствовать на земле;
  2. право на проведение оросительных, осушительных и иных мелиоративных работ;
  3. обязанность не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц;
  4. обязанность не наносить ущерба окружающей среде.

Кроме общих прав и обязанностей каждый собственник, землепользователь или арендатор имеет специальные полномочия и сферу ответственности, которые определяются на основании индивидуального административного акта о предоставлении земельного участка, его особенностей и т.д.

Права субъектов земельных правоотношений

Определение 1

Права субъекта правоотношения – мера его возможного или должного поведения.

Выделяется две группы прав субъектов земельных правоотношений:

  • права на определенное поведение;
  • права на требования определенного поведения от других лиц.

Определенное поведение субъекта земельных правоотношений может выражаться как в действии, так и в бездействии.

Право собственника самостоятельно распоряжаться своим земельным участком, вести свое хозяйство – право действия. Право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну, о результатах такого хозяйствования – право бездействия.
Законодательством регламентируются виды и способы действий, входящих в состав прав субъекта земельных правоотношений.

Земельное законодательство предоставляет субъекту различные права на совершение действий с земельными участками. Это может быть строительство недвижимости на земельном участке, заключение сделок по отчуждению собственности на земельный участок и тому подобное.

Одновременно определяются способы правомерной реализации присущего субъекту комплекса прав. Например, возведение на земельном участке объекта недвижимости должно быть проведено с соблюдением требований земельного законодательства, а также смежных отраслей права, регулирующих земельные правоотношения.

Право субъекта на бездействие может быть классифицировано на полное и частичное, ограниченное определенными сроками или условиями.

Право на требование реализуется в двух формах:

  • требование, выдвигаемое в судебном порядке;
  • требование в административном порядке.

Субъект земельных правоотношений может потребовать защиты своих прав в судебном порядке. Требование от других субъектов определенного поведения, может быть реализовано путем обращения к властным органам, то есть во внесудебном или административном порядке.

Характерной чертой совокупности прав субъектов земельных правоотношений является их субъективность. Пользоваться или нет принадлежащими ему правами решает сам субъект земельных правоотношений. Нежелание пользоваться принадлежащими субъекту земельных правоотношений правами, не может повлечь за собой какой-либо ответственности или умаления указанных прав.

Замечание 1

Исключение составляет неиспользование прав, прямо указанное в законе. Например, к прекращению прав собственности может привести неиспользование субъектом земельного участка в соответствии с его целевым предназначением.

Видео по теме

Субъекты земельных правоотношений — это носители прав и обязанностей в этих отношениях, согласно законодательству: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных отношений, физические и юридические лица, а также иные субъекты права.

Юридические лица могут обладать земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

У юридических лиц правовой статус субъектов земельных правоотношений возникает с момента государственной регистрации их уставов и внесения их в единый государственный реестр юридических лиц.

Правосубъектность юридических лиц является специальной, так как ее объем и содержание определяются не только законом, но и целями деятельности юридических лиц, сформулированных в их учредительных документах. Причем необходимо отметить, что в отличие от несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, правоспособность которых имеет многоцелевой характер и не всегда реализуется, сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации всегда реализуют свою земельную правоспособность, поскольку земля в сельском хозяйстве представляет собой незаменимое средство производства, и без нее их деятельность лишена смысла.

Понятие субъекта земельных правоотношений имеет второй аспект, когда речь идет о реальных участниках фактически имеющих место земельных правоотношений. В этом случае недостаточно обладать только потенциальным правом участвовать в земельных правоотношениях. Каждый потенциальный субъект должен дополнительно отвечать определенным требованиям, предъявляемым к его субъективным качествам. Здесь возникает понятие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности, а также нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Дееспособность юридических лиц возникает с момента их образования (государственной регистрации). Организационная форма юридического лица, хозяйственная или профессиональная ориентация, цели и задачи деятельности учитываются в качестве дополнительных условий для участия в земельных правоотношениях. К примеру, субъектами правоотношений пользования землями обороны могут быть организации, обеспечивающие деятельность Вооруженных Сил РФ, а субъектами правоотношений постоянного (бессрочного) пользования – государственные и муниципальные органы и учреждения, а также казенные предприятия.

Прежнее законодательство не предусматривало условий, ограничивающих дееспособность юридических лиц. Сейчас таковые имеются. Например, в порядке признания предприятия несостоятельным (банкротом) оно, оставаясь определенное время юридическим лицом, теряет право отчуждать принадлежащий ему земельный участок и совершать иные сделки.

Понятие и виды объектов земельных отношений

Одним из элементов правоотношений, возникающих в сфере использования земли, является их объект. В соответствии со статьей 6 ЗК РФ, к этой категории относятся:

  1. Земля как природный объект (ресурс). Может выступить в качестве объекта отношений в целом. В качестве природного объекта она выступает в правоотношениях, связанных с соблюдением требований по охране и рациональному использованию.
  2. Наделы земли. Земельный участок как объект земельных отношений признается недвижимостью, которая является частью поверхности земли, имеющей определенные характеристики. Законодательство Российской Федерации предусматривает требования по оформлению наделов. Участок в обязательном порядке должен иметь установленные границы, определенные и закрепленные в соответствии с требованиями законодательства в правоустанавливающих документах. Правовой статус земельного участка включает в себя такие важные понятия, как целевое назначение, форму разрешенного использования и способ владения. Вся эта информация вносится в его кадастровый паспорт.
  3. Части земельных участков. Законодательством РФ предусмотрено, что наделы могут быть делимыми и неделимыми. К первой категории относятся участки, которые могут быть разделены на самостоятельные наделы, используемые без предварительного перевода земли в другую категорию. Понятие неделимости разъясняется в статье 133 . В соответствии с этой нормой неделимой признается вещь, разделение которой невозможно без изменения назначения.

То, что земля может выступать в качестве объекта соответствующих отношений, закреплено в ЗК РФ. В данном законодательном акте описываются правоотношения, связанные с разделением земли на категории, ее охраной и использованием.

Субъекты и объекты земельных правоотношений

26.04.2016 16:40

Кропоткинский отдел

Субъекты земельных правоотношений. Субъекты земельных правоотношений, т.е. носители прав и обязанностей в этих отношениях, согласно законодательству: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных отношений, физические и юридические лица, а также иные субъекты права.

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ.

Земли могут находиться в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных.

Что касается органов государственной власти, то они являются субъектами правоотношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и в частной собственности, а также в сфере охранительных земельных правоотношений.

Юридические лица могут обладать земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю.
 

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида его организационно-правовой формы.
 

Субъекты земельных отношений — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 6 февраля 1995 г.). Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ, а лицом без гражданства — тот, кто не принадлежит к гражданству РФ и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России.
 

Объекты земельных правоотношений. Общим объектом земельных правоотношений является земля как определенная часть земной поверхности. Это определенная территория — пространственная сфера деятельности использующего ее лица. На ней могут возводиться здания, строения и сооружения. Земля может также использоваться как средство производства для выращивания плодовых деревьев, кустарников, леса и других растений.
 

В зависимости от вида земельных правоотношений их объектом могут быть определенная категория земель, их часть. Например, объектами земельных правоотношений могут быть земли лесного фонда и земли водного фонда. Лесное и водное законодательство предусматривает право общего лесопользования и право общего водопользования, т.е. право граждан свободно пребывать в лесах и общедоступно, открыто пользоваться водными объектами для купания, рыбной ловли и т.п. целей. Таким образом, земли этих категорий могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений.    
 

Непосредственным объектом земельных правоотношений является земельный участок. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных правоотношений, он должен быть  индивидуализирован, т.е. должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Процедура регулирования правоотношений, возникающих в процессе использования земли

Земельные, как и любые другие правоотношения, контролируются и регулируются государством. Для выполнения этой ответственной задачи им принимаются экономические и правовые меры, используются различные методики. Под методами земельного права подразумевают комплекс приемов и способов воздействия на поведение участников отношений.

Специалисты в области профильного права выделяют основные методы правового регулирования:

  1. Императивный. Он выражается в установлении обязанностей и запретов, которые обязаны учитывать субъекты правоотношения.
  2. Диспозитивный. Это особенный метод, определяющий пределы поведения субъектов земельных юридических отношений и предоставляющий им возможность самостоятельно регулировать свои действия, не выходя при этом за установленные рамки. Существует три вида диспозитивного метода регулирования земельный отношений:
    • рекомендательный,
    • санкционирующий,
    • делегирующий.

Регулирование земельных отношений находится в ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это предусмотрено статьей 72 . Процесс контролируется федеральными органами законодательной и исполнительной власти и их подразделениями на местах.

На государственном уровне регулирование осуществляют органы такой компетенции:

  1. Общей. К этой категории относится правительство РФ и соответствующие подразделения исполнительной власти на местах. Органы, осуществляющие административно правовое регулирование земельных отношений, выполняют функции в пределах своей компетенции. Они управляют земельными фондами на подведомственной территории, независимо от того, в чьей собственности или пользовании находится земля.
  2. Специальной. Они подразделяются на:
    • функциональные: Госкомзем Российской Федерации, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
    • отраслевые, представителями которых являются министерства и ведомства, контролирующие использование земель целевого назначения: Министерства природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, а также Федеральные службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, лесного хозяйства.

Существуют определенные особенности государственного регулирования режима пользования землей, в зависимости от региона, где она расположена. Поэтому реальные и потенциальные собственники должны предварительно узнавать о своих правах и обязанностях у представителей местных органов власти: администраций городов, районов, поселков или сел.

Органы местного самоуправления наделены рядом полномочий. При администрациях городов, районов, поселков и сел создаются специальные комиссии, регулирующие отношения, которые возникают при распределении и использовании земли. Основанием для их деятельности является постановление о создании комиссии по земельным отношениям.

Постановлением утверждается состав комиссии и Положение, на основании которого она будет функционировать. Данным структурным подразделением осуществляется контроль за исполнением земельного законодательства на местах.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий