Судебная система россии

Общая экстерриториальная юрисдикция

Понятие экстерриториальности предполагает, что обретенный статус лиц или учреждений выводится из законодательства государства, гражданами которого они являются. Наиболее части подобными юрисдикциями считают дипломатии и консульства, распространение на них принципа неприкосновенности и иммунитета.

Принцип государственной суверенности, в соответствии с ним официальные лица одного государства не подлежат юрисдикции другого государства.

Понятие иммунитета государства предполагает неприкосновенность официальных лиц одного государства юрисдикциям иного государства.

Понятие иммунитета для дипломатов обозначает защищенность такого лица от уголовно-правового преследования другим государством. Такие лица также освобождены от досмотра на таможне, не уплачивают налоги.

Все помещения дипломатического характера, их документы обладают статусом неприкосновенности, в соответствии с Венской конвенции о дипломатических отношениях, образованной в 1961 году и Венской конвенции о консульских сношениях, которые были основаны в 1963 году.

Экстерриториальность также относится и к военным базам, которые расположены в другом государстве. Также места расположения учреждений ООН применяют эту юрисдикцию. Морские суда, когда находятся в границах иностранного государства, также применяют экстерриториальную юрисдикцию.

Военные воздушные суда, пересекающие территорию другой страны, также являются неприкосновенными. Они принадлежат государству, чьи опознавательные знаки содержатся на борту такого судна.

Структурные элементы Верховного суда Российской Федерации

Верховный суд РФ, ввиду обозначенной роли в отечественной судебной системе, а также исходя из разнообразия возложенных на него юрисдикционных обязанностей, отличается сложностью внутренней организации и многообразием составных элементов

При этом следует обратить внимание на то, что каждому из таких структурных элементов соответствует собственная сфера осуществляемых юрисдикционных полномочий. В том числе:

  • Пленум ВС РФ подготавливается и издает фактически обязательные для применения нижестоящими судебными инстанциями разъяснения по судебной практике и практике применения юрисдикционными органами положений действующего российского законодательства;
  • Президиум ВС РФ – рассматривает в пределах полномочий дела в порядке надзора, либо (по уже рассмотренным надзорным делам) по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам, а также анализирует данные судебной практики и судебной статистики, вопросы организации работы коллегий и аппарата ВС РФ, и т.д.;
  • Апелляционная коллегия ВС РФ – является второй (апелляционной) инстанцией по отношению к профильным коллегиям ВС РФ, пересматривая не вступившие в законную силу дела различных категорий, либо уже рассмотренные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Однако следует обратить внимание на то, что основная деятельность по юрисдикции Верховного суда осуществляется его коллегиями, специализированными в зависимости от категории рассматриваемых споров на гражданские, административные, уголовные, экономические и коллегию по делам военнослужащих. Именно обозначенные коллегии рассматривают в качестве всех инстанций (от первой до пересмотра по новым и вновь открывшимся обстоятельствам) различные категории судебных споров в рамках подсудности, предусмотренной действующим процессуальным законодательством и законодательством о судопроизводстве в РФ

Кроме того, в пределах законодательно установленной компетенции судебные коллегии также анализируют и обобщают судебную практику, статистику, и т.д

Именно обозначенные коллегии рассматривают в качестве всех инстанций (от первой до пересмотра по новым и вновь открывшимся обстоятельствам) различные категории судебных споров в рамках подсудности, предусмотренной действующим процессуальным законодательством и законодательством о судопроизводстве в РФ. Кроме того, в пределах законодательно установленной компетенции судебные коллегии также анализируют и обобщают судебную практику, статистику, и т.д.

Еще одной особенностью организации и деятельности ВС РФ выступает то, что по первой инстанции дела рассматриваются коллегией из трех судей или судьей единолично (при рассмотрении гражданских дел), либо профессиональным судьей и коллегией присяжных (при рассмотрении уголовных дел). В свою очередь дела об административных правонарушениях во всех случаях рассматриваются судьей ВС РФ единолично.

В свою очередь, при рассмотрении дел по кассационным жалобам и представлениям, а также в отношении судебных актов, не вступивших в законную силу, рассматриваются коллегией из трех судей ВС РФ.

Международный суд ООН как субъект надгосударственной юрисдикции

Как было отмечено выше, одним из ключевых юрисдикционных органов Организации Объединенных Наций, призванным обеспечивать рассмотрение и разрешение надгосударственных юридических конфликтов, выступает Международный суд ООН.

Определение 1

Международный суд ООН – элемент внутренней структуры Организации Объединенных Наций, целью формирования которого выступает обеспечение мирными средствами, с опорой на принципы справедливости и действующего международного права, рассмотрения и разрешения международных споров, а равно иных ситуаций, способных привести к нарушению мира.

Собственно юрисдикция Международного суда отличается определенной степенью двойственности, поскольку она одновременно связывается с разрешением спорных дел и вынесением консультативных решений, о чем подробнее будет сказано ниже.

Так, юрисдикция Международного суда ООН по вынесению консультативных заключений в наиболее общем виде определена в п.1 ст. 96 Устава ООН, и заключается в праве вынесения консультативных решений по любому юридическому вопросу, в случае поступления запроса о его необходимости со стороны Генеральной Ассамблеи ООН или Совета Безопасности ООН.

Более того, право запроса консультативных заключений, в силу прямого указания Генеральной Ассамблеи может быть предоставлено и другим органам ООН или специализированным учреждениям, в пределах их сферы деятельности.

Сущность арбитражной юрисдикции

Арбитражная юрисдикция определена по разным признакам:

  • характер и вид разрешаемых дел;
  • их территориальная принадлежность;
  • участвующие в деле субъекты;
  • подведомственная территория конкретного властного органа;
  • отправление правосудия, а также другая деятельность органов государства по рассмотрению споров, дел о правовых нарушениях и применению санкций.

Юрисдикция арбитражного суда (или же подведомственность) является кругом дел, подлежащих рассмотрению уполномоченным органом, подсудность.

Замечание 1

Значительное число дел в настоящий момент в арбитражных судах рассматривается по искам предпринимателей-граждан и индивидуальных предпринимателей за правовые нарушения.

Оспоренные или нарушенные гражданские права подлежат защите. Данную защиту необходимо осуществлять согласно подведомственности дел, которая установлена процессуальным законодательством, судом, третейским судом или арбитражным судом (11 статья ГК РФ). Подведомственность является институтом гражданского процессуального права, нормы которого дают возможность относить споры к компетенции какого-то суда — общей юрисдикции, конституционного или арбитражного.

Общая юрисдикция компаний и оффшорная юрисдикция

В мировой практике под юрисдикцией понимаются разнообразные государственные полномочия по оценке правовых фактов, решению разнообразных вопросов правовой значимости.

В настоящее момент можно анализировать большое множество рекомендаций по юрисдикции, которая подходит к какой-либо деятельности предприятия или компании. К примеру, Коста-Рика известна своими выгодными условиями для регистрации на территории ее разнообразных проектов в сети Интернет (лотерея, казино и иные). Сюда же относят и Мальту.

Если планируется зарегистрировать компанию по конкретному направлению деятельности, можно произвести ее регистрацию в оффшоре, то есть на территории, где осуществляется деятельность компаний иностранного происхождения.

Для произведения расчетных операций с иностранными поставщиками и поставщиками, чаще остальных для регистрации оффшоров выбирают Британские или Сейшельские острова.

Замечание 2

Существуют и такие оффшорные зоны, с которыми у государств подписаны соглашения с целью недопущения двойного налогообложения. Это, к примеру, Кипр, Австрия и Великобритания.

Перед тем, как произвести регистрацию компании в каком-либо государстве, важно изучить условия регистрации, необходимые для уплаты налоги, престиж территории, конфиденциальность и иные. В особенности важным является налогообложение, так как конкретно это воздействует на сумму чистой прибыли компании

Полномочия судов общей юрисдикции

К их числу относятся следующие. Рассмотрение документов, связанных напрямую или частично с гражданским, уголовным, административным правом. Например, проблемы, охватывающие нарушения Трудового кодекса, который так или иначе соприкасается с гражданскими правами, будут обсуждаться судами общей юрисдикции. Учет дел, касающихся нарушений в военной сфере. Как говорилось выше, для этой цели существуют специальные военные суды, которые и отвечают за такие процессы. В систему и полномочия судов общей юрисдикции входит анализирование всего процесса судопроизводства, что помогает создать особую систему обработки уже похожих дел в будущем. Это необходимо для того, чтобы дополнительно пройтись по основным моментам дела, изучить его. Суды также рассматривают процессуальные акты, а затем разрабатывают специальные решения. Они помогают в дальнейшем изменить закон, чтобы он был понятным и эффективным.

Полномочия судей и судов общей юрисдикции охватывают большой спектр дел и правонарушений, поэтому являются крайне значимыми для государства.

Состав кассационного суда общей юрисдикции

Состав кассационного суда общей юрисдикции установлен ст. 23.3 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Кассационный суд общей юрисдикции действует в составе:

  1. президиума суда;
  2. судебной коллегии по гражданским делам;
  3. судебной коллегии по административным делам;
  4. судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум кассационного суда общей юрисдикции

Президиум кассационного суда общей юрисдикции образуется в составе:

  1. председателя;
  2. заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности;
  3. других судей соответствующего суда.

Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда.

Председатель кассационного суда общей юрисдикции назначается на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

По истечении срока полномочий председатель кассационного суда общей юрисдикции может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Полномочия Президиума кассационного суда общей юрисдикции:

  • утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
  • рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  • рассматривает вопросы работы аппарата суда;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Заседания президиума суда созываются председателем суда по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствуют более половины членов президиума суда.

Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции

Судебные коллегии (по гражданским, административным и уголовным делам) кассационного суда общей юрисдикции формируются из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда, однако председатель кассационного суда общей юрисдикции вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии возглавляют председатели коллегий.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции рассматривают дела:

  1. по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;2. по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу судебных актов, принятых соответствующей судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции изучают и обобщают судебную практику, а также анализируют судебную статистику. 

Компетенция апелляционного суда общей юрисдикции

Апелляционный суд общей юрисдикции:

  1. рассматривает в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью:
    • дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты нижестоящих судов (см. выше), принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также
    • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  2. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами;
  3. обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Состав апелляционного суда общей юрисдикции

Состав апелляционного суда общей юрисдикции установлен ст. 23.11 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Апелляционный суд общей юрисдикции действует в составе:

  1. президиума суда;
  2. судебной коллегии по гражданским делам;
  3. судебной коллегии по административным делам;
  4. судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум апелляционного суда общей юрисдикции

Президиум апелляционного суда общей юрисдикции образуется в составе:

  1. председателя суда;
  2. заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности;
  3. других судей соответствующего суда.

Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя соответствующего суда.

Полномочия Президиума суда апелляционного суда общей юрисдикции:

  1. утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам, судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
  2. рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  3. рассматривает вопросы работы аппарата суда;
  4. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Заседания президиума суда созываются председателем суда по мере необходимости и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума суда. Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Судебные коллегии апелляционного суда общей юрисдикции

Судебные коллегии (по гражданским делам, по административным делам и по уголовным делам) апелляционного суда общей юрисдикции формируются из числа судей этого суда по представлению председателя суда.

Судебные коллегии возглавляют председатели коллегий.

Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда, однако председатель апелляционного суда общей юрисдикции в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии апелляционного суда общей юрисдикции рассматривают:

  1. дела по апелляционным жалобам, представлениям на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу;
  2. дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией апелляционного суда общей юрисдикции.

Судебные коллегии апелляционного суда общей юрисдикции изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

Районные суды

Районный суд представляет собой базисное звено в системе судов общей юрисдикции, рассмотрению в нем подлежат дела первой инстанции и инстанции апелляции по отношению к мировым судьям, которые действуют на территории соответственного судебного района.

Такие суды рассматривают более трудные дела по сравнению с мировыми судьями. Районные (городские, межрайонные) суды формируются согласно федеральным законами в судебном районе, состоящем из нескольких административных образований или в судебном районе, образуемом одним административным районом, городским районом (в больших городах), а также городом (в этом случае они именуются городским судом).

Замечание 2

Районный суд включает в свой состав судей-профессионалов, численность которых должна определяться нагрузкой на судей по рассмотрению дел.

Так как пока не в любом судебном районе мировые судьи реализуют свою деятельность, суды районов рассматривают дела, которые подсудны в первой инстанции мировым судьям, что предусматривается Законом о введении в действие ГПК РФ. В таких случаях постановления суда по вышеозначенным делам не могут обжаловаться в апелляционной инстанции, а должны быть обжалованы в порядке кассации в судах на уровне субъектов РФ.

В ведении районного суда включены решения по множеству вопросов как производства досудебного (избрание меры пресечения в виде домашнего ареста, заключения под стражу и его продления, залога; рассмотрение ходатайства по производству следственных отдельных действий — выемки, обыска, ареста на телеграфные и почтовые отправления, записи и контроля переговоров), так разбирательства дел после вынесения решения (проверка обоснованности, законности и справедливости приговоров и т. п.).

Объём исполняемых ими действий судебного характера свидетельствует, что на самом деле, районные суды являются судами основного звена. Подсудными им являются все гражданские дела, которые подведомственны судам общей юрисдикции, вне зависимости от суммы иска и иных критериев (исключая дела, которые предусмотрены ст. 23, 25- 27 ГПК РФ как подсудные военным судам и другим специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду).

Обычно гражданские дела подлежат рассмотрению по месту жительства ответчика либо местонахождению имущества юридических лиц. В некоторых ситуациях подсудность находится в зависимости от выбора истца, к примеру, дела по взысканию алиментов. Подсудность районным судам гражданских дел за последний десяток лет значительным образом расширилась. Они стали разбирать до девяноста восьми процентов от пяти миллионов гражданских дел, каждый год подлежащих рассмотрению всеми судами общей юрисдикции.

Замечание 3

Помимо традиционных гражданских споров (споров, которые возникают из жилищных, семейных, земельных, трудовых правоотношений), районным судам подсудными являются дела, которые возникают из административных правовых отношений, дела по жалобам на бездействие или действия и решения, которые нарушают гражданские права и свободы, дела особого производства.

Понятие и субъекты морской юрисдикции

Деятельность, связанная с организацией и осуществлением перевозок морским транспортом, промысловым и туристическим судоходством, проходом военных судов, и т.д., выступает одной из сфер, в отношении которых не в полной мере действуют традиционные правила о признании и определении национальной юрисдикции соответствующих субъектов.

Разрешать обозначенную проблему применительно к морской юрисдикции призван ряд действующих в настоящее время международно-правовых соглашений, а также основы национального законодательства в обозначенной сфере (в тех случаях, когда упорядочению вопросов, связанных с морской юрисдикцией уделена достаточное внимание законодателя). При этом, говоря о понятии морской юрисдикции можно отметить, что чаще всего оно отождествляется с понятием международного публичного права и представляется следующим образом:

При этом, говоря о понятии морской юрисдикции можно отметить, что чаще всего оно отождествляется с понятием международного публичного права и представляется следующим образом:

Определение 1

Международное морское право – совокупностью юридических принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств, а также регламентирующих особенности правовых отношений между государствами и иными субъектами, в части упорядочения вопросов использования Мирового океана.

Говоря о субъектах морской юрисдикции, следует отметить, что соответствующий субъектный состав совпадает полностью с кругом субъектов международного морского права и представлен государствами и международными межправительственными организациями.

При этом важной отличительной чертой субъектов морской юрисдикции выступает их юридическая способность к самостоятельным юрисдикционным действиям, в том числе направленным на согласование международно-правовых норм и независимое осуществление прав и обязанностей, устанавливаемых соответствующими нормами. Кроме того, анализ специальной литературы позволяет выделить следующие признаки субъектов морской юрисдикции:

Кроме того, анализ специальной литературы позволяет выделить следующие признаки субъектов морской юрисдикции:

  1. Рассматриваемые субъекты вправе самостоятельно и автономно совершать юридически значимые действия, в числе которых, наиболее значимыми обоснованно признаются действия, направленные на участие в совместной разработке и принятии международно-правовых норм в сфере регулирования морских отношений;
  2. Субъекты морского права правомочны независимо осуществлять принимаемые на основе присоединения к существующим и вновь создаваемым международно-правовым соглашениям права и обязанности в сфере морского права;
  3. Помимо права участвовать в принятии, а также непосредственной реализации прав и обязанностей в сфере морской юрисдикции, рассматриваемые субъекты могут привлекаться к установленным формам и видам международной ответственности за нарушение обязанностей в соответствующей сфере.

Понятие и общая характеристика государственной юрисдикции

На самом высоком международном уровне правового регулирования гарантируется право каждого государства на использование и реализацию прав, соответствующих полному суверенитету, а также устанавливается обязанность всех государств уважать суверенные права всех иных стран, в том числе, посредством воздержания от любого рода вмешательства в их осуществление.

Пример 1

Так, например, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно обращала внимание стран-участников мирового сообщества на необходимость отмены законов, экстерриториальный характер действия которых противоречит суверенитету зарубежных стран. При этом следует обратить внимание на то, что проводя характеристику суверенных государственных прав, важная роль принадлежит понятию государственной юрисдикции, как проявлению суверенитета, характеризующего государственную власть во всей полноте ее объема и широте сферы действия

При этом следует обратить внимание на то, что проводя характеристику суверенных государственных прав, важная роль принадлежит понятию государственной юрисдикции, как проявлению суверенитета, характеризующего государственную власть во всей полноте ее объема и широте сферы действия. В наиболее общем виде, определение рассматриваемой категории в специальной литературе формулируется следующим образом:

В наиболее общем виде, определение рассматриваемой категории в специальной литературе формулируется следующим образом:

Определение 1

Государственная юрисдикция – нормативно установленная совокупность прав и обязанностей соответствующих органов государственной власти по:

  • рассмотрению и разрешению правовых споров,
  • осуществлению правоприменительных действий,
  • решению вопросов о привлечении к юридической ответственности,
  • реализации законодательных, судебных и исполнительных аспектов общей правовой компетенции государства, и т. д.

Важнейшим признаком государственной юрисдикции выступает ее территориальный характер, поскольку ее предмет находится в непосредственной взаимосвязи с пространственным местонахождением территории ее реализации, а также разумности интересов той юрисдикции, к осуществлению которой стремится государство.

Замечание 1

Обозначенный признак ярче всего проявляется при характеристике уголовной государственной юрисдикции, в рамках которой общепризнанным является принцип принадлежности юрисдикции правоохранительным и судебным органам того государства, на территории которого совершено соответствующее общественно опасное деяние.

Говоря о субъектах конечной реализации начал государственной юрисдикции следует отметить, что соответствующие начала в строгом соответствии с порядком и условиями, предусматриваемыми действующим национальным законодательством, отправляются разного рода органами государственной власти, местного самоуправления, а в отдельных случаях – также элементами гражданского общества (общественными объединениями, политическими партиями, ассоциациями, и т.д.). В свою очередь, попытки принятия юрисдикционных решений субъектами, на которых в силу прямого указания закона не возложены такие обязанности, автоматически признаются недействительными и не порождают каких-либо правовых последствий.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий