Свобода совести

Сущность понятия «свобода вероисповедания»

Определение 1

Вероисповедание — это официальная принадлежность того или иного лица к определенной религии или же конфессии.

Определение 2

Свобода вероисповедания — это составляющая свободы совести, представляющая собой право человека исповедовать и практиковать определенную религию либо отказаться от нее и впоследствии пропагандировать данный отказ.

Свобода вероисповедания содержит следующие элементы:

  • право исповедовать религию;
  • право совершать религиозные ритуалы и обряды;
  • право изменять религиозные взгляды;
  • право пропагандировать религиозное течение;
  • право на занятия благотворительной деятельностью;
  • право на религиозное образование.

Законодательство преследует определенные религиозные объединения, деятельность которых направлена на причинение вреда здоровью граждан, с призывом к отказу от выполнения обязанностей граждан или к совершению противоправных действий. Религия для человека определяется обрядами и стилем жизненного поведения, становится историческим объектом внимания политики и правовых определений. Религиозная свобода и свобода вероисповедания являются важнейшими гражданскими и общечеловеческими правами, с которыми формировалось понятие о свободе.

В историческом развитии общества исповедание общепринятой религии является обязательной функцией гражданского права. В большинстве случаев проявление другого вероучения расценивалось как святотатство и влекло за собой уголовное наказание.

Доводы свободы вероисповедания проявляются в полном объеме в том случае, когда возникают отношения между разными религиозными объединениями, между этими объединениями и государством. Свобода выбора веры, выбора конфессии и свобода отправления обрядов не выделяются предоставлением определенных прав. Они защищены от вмешательства и превышения власти со стороны государства. В качестве основных элементов объективного демократического государства выступают религиозный и мировоззренческий нейтралитет государства, требование паритетности и терпимости.

Свобода вероисповедания в ее повседневном понимании не существовала в средневековье. Общая ответственность церкви и государства, сохранение христианских ценностей, компетенция государства, не подвергающаяся сомнению, поддерживали единое вероисповедание и вытесняли любую ересь. Христианская религия длительное время занимала по отношению к идее права личности двухстороннюю позицию.

Человечеству предстоит беречь принцип свободы совести, отстаивать идеи невозможности насилия над совестью, навязывания иной религии в качестве обязательной, право человека жить вне каких-либо религиозных систем. Необходимо противостоять любым проявлениям религиозной диктатуры, от попыток принуждения людей к единомыслию и единоверию, формировать идеи гуманизма в различные страны.

Свобода вероисповедания включает в себя составляющую свободы совести и формируется как свобода выбора религии, отправление религиозного культа. Она выделяет себя как способность личности к религиозному самоутверждению и самореализации. Понятие “свобода церкви” характеризует социально-правовые возможности деятельности церкви, религиозных объединений, общин верующих. Это понятие связано с понятием свободы совести, но не является составным ее элементом.

Понятие «свобода совести»

Замечание 1

Свобода совести — это естественное право человека формировать свои убеждения. Совесть относится к категории этики. Она определяет способность личности проявлять нравственную выдержку, самостоятельно организовывать для себя моральные обязательства, требовать от себя их исполнения и производить самооценку уже совершенных поступков.

В Конституции свобода совести трактуется как отношение человека к религии и вероисповеданию. Свобода совести подразумевает свободу убеждений и отношения к Богу. Но свободу совести нельзя воспринимать так же как свободу выбора между религией и атеизмом.

Понятие «свобода совести» вводится для обозначения равных прав объекта на индивидуально определенное действие и поведение. В смысле права эти термины являются однозначными. В процессе всего исторического развития человечества изменялись не только содержание и смысл понятия «свобода совести», но и правовой механизм ее реализации и регулирования. В зависимости от исторического хода событий изменялось и понятие воли совести.

Нарушение свободы совести может привести к:

  • переходу к безальтернативной политической схеме;
  • массовым нарушениям прав человека;
  • росту ксенофобии;
  • насилию и дискриминации.

Различные источники указывают, что свобода совести обладает объемным характером (в философском, юридическом и социальном смысле).

Категория «свобода совести» является основной, центральной при характеристике преступлений в сфере охраны свободы совести. Несмотря на разработанность и кажущуюся простоту данного понятия, остается много дискуссионных вопросов, требующих дополнительного изучения

Важно разграничивать понятия: «свобода совести», «свобода вероисповедания» и «религиозная свобода»

Источники, обеспечивающие законодательное регулирование свободы совести

В современной России право свободы совести регулируется следующими источниками:

  • Конституция РФ, устанавливающая основные положения свободы совести;
  • Федеральные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере установления религиозных свобод и прав верующих;
  • общепризнанные нормы и принципы международного права, закрепляющие свободу совести в различных ее интерпретациях;
  • Конституции, уставы и другие нормативно-правовые акты субъектов Федерации, направленные на дополнительное регламентирование свободы совести для ее защиты в пределах юрисдикции субъектов РФ;
  • нормативные акты муниципальных органов, касающиеся свободы совести;
  • положения международных договоров РФ, обеспечивающие свободу совести;
  • положения договоров между органами разных субъектов, затрагивающих вопросы регулирования свободы совести;
  • нормы прецедентного права судебных решений, касающихся вопросов свободы совести (международные суды по правам человека, органы судебной системы РФ).

Во всей системе источников права о свободе совести особое место занимает Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой, применяемая на территории всего государства. Конституция устанавливает принципы права, в соответствии с которыми устанавливается светский характер государства, отделение от государства религии, равенство религиозных объединений и др.

Международные договоры и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ (п. 4 ст. 15 Конституция). Это позволяет регулировать и защищать права и свободы человека применительно к проблемам свободы совести, веры, убеждений и религий. Отдельные законы, регламентирующие порядок и соблюдение прав верующих в организациях, наделяет (ограничивает) субъекты правоотношений в отдельных правах и свободах. Например, УК РФ гарантирует осужденным свободу совести, предоставляет право исповедовать любую религию (или не исповедовать никакой), иметь, выбирать, распространять определенные религиозные убеждения.

Самостоятельную группу правовых актов представляют законы, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства о свободе совести. К таким законодательным актам относятся Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Федеральный закон «О свободе совести…» регулирует правоотношения в сфере прав человека на свободу совести, определяет правовое положение религиозных объединений, включая особенности их гражданско-правового положения.

Религиозные объединения — это добровольные объединения граждан РФ, иных лиц, постоянно проживающих на территории России (на законных основаниях), образованные для совместного исповедания и распространения веры. Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных организаций или групп. В отличие от религиозной группы, религиозная организация должна зарегистрироваться в качестве юридического лица.

Особенности объединений религиозного характера

Представленный закон о свободе совести содержит в себе нормы, которые регулируют деятельность определенных социальных групп. Таковыми являются религиозные объединения. Подобные формации представляют собой группы, существующие на добровольной основе. При этом участники объединений должны постоянно проживать на территории РФ и использовать свою формацию для общего проповедования определенной веры. Помимо того, религиозное объединение считается таковым, если оно существует для следующих целей, а именно:

— совершение обрядов и церемоний;

— религиозное обучение;

— исповедание веры и т. п.

При этом деятельность религиозных объединений может быть остановлена по решению соответствующих органов государственной власти, если она противоречит действующему законодательству России или же нарушает права и свободы граждан.

Факторы возникновения

Термин введен в XVII веке английским философом А. Коллинзом, когда в Европе происходила борьба с религиозной терпимостью, авторитаризмом и догматизмом церкви. Другие факторы появления и развития:

  • Критическое отношение к религиозной картине мира и мировоззрению.
  • Расширение знаний человека о мире, природе.
  • Совершенствований орудий труда.
  • Научный и технический прогресс.
  • Развитие промышленности, образования и науки.
  • Накопление знаний, что способствовало появлению новым методам познания мира, действительности, понимания мира и природы.
  • Усложнение общественной и политической жизни.

Вследствие этих факторов происходили духовные и религиозные революции, например, разрыв между светской властью и церковью, появились понятия о правах человека, политической системе государства, сформировалось критическое мышление, разрушались многовековые стереотипы о церкви, религии, месте человека в обществе.

Наказание и ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий


В рамках КоАП РФ виновному назначается штраф, размер которого зависит от степени общественной опасности совершенного деяния и категории субъекта. Когда происходит воспрепятствование осуществлению свободы вероисповедания или совести, то злоумышленнику грозит штраф от 10 до 30 тысяч рублей. Если деяние совершит должностное лицо — от 50 до 100 тысяч, организация отвечает в пределах от 100 тысяч до 1 миллиона рублей.

При осквернении религиозных знаков, эмблем, литературы гражданину назначается штраф от 30 до 50 тысяч или работы обязательного характера сроком до 120 часов. Должностному лицу — штраф от 100 до 200 тысяч.

Если религиозная организация осуществляет деятельность, не указывая своего полного наименования — штраф равен от 30 до 50 тысяч.

Уголовным кодексом предусмотрен больший спектр наказаний. За оскорбление чувств верующих предусматриваются штрафные санкции до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 240 часов. Виновный может быть лишен свободы или приговорен к принудительным работам, максимальный срок — 1 год.

Если указанное деяние совершено в местах, которые отведены для религиозных обрядов, то сумма штрафа увеличивается до 500 тысяч, обязательные работы применяются на срок до 480 часов. Лишение свободы или работы принудительного характера назначаются до 3 лет.

При противоправном воспрепятствовании деятельности организаций религиозной направленности применяется штраф в размере до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 360 часов, исправительные работы до 12 месяцев. Также может быть назначен арест на 3 месяца. Если данное преступление совершается должностным лицом или виновным применяется насилие, либо угрожает его применить, судья назначает штраф до 200 тысяч рублей, обязательные работы до 480 часов, исправительные работы до 24 месяцев. Преступник может быть лишен свободы на 12 месяцев, либо ему назначаются работы принудительного характера на этот же срок.

Литература

  • «Свобода совести». Литературно-философский сборник. //Издательство И. Д. Сытина, 1906
  • В. Э. Орландо «Принципы конституционного права»//Издательство В. М. Саблина, 1907
  • Н. М. Коркунов. «Русское государственное право».//Москва, 1908
  • Н. А. Бердяев «Опыт парадоксальной этики»//из-во АСТ, 2003, стр.13
  • П. Б. Струве. «Избранные сочинения».//Москва, Росспен, 1999, стр. 25-34
  • В. Н. Иванов «Основные права и обязанности граждан СССР».//государственное издательство юридической литературы, 1953
  • В. Г. Фуров «Буржуазные конституции и свобода совести». //Издательство политической литературы, 1983
  • М. Г. Кириченко «Свобода совести в СССР».//из-во Юридическая литература, 1985
  • А. Л. Адамишин «СССР и международное сотрудничество в области прав человека»//из-во Международные отношения, 1989
  • В. Н. Савельев. «Свобода совести: история и теория»//Издательство: Высш. шк., 1991. ISBN 5-06-001989-6
  • И. П. Зуев, Л. А. Баширов, Е. Г. Балагушкин. «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России»//Российская академия государственной службы при президенте РФ, 1996

Формы свободомыслия

Свободомыслие имеет разные проявления. Они бывают явными, скрытыми, стихийными, осмысленными, безрелигиозными или, наоборот, с ярко выраженным религиозным контекстом.

Богоборчество – наиболее ранняя и непоследовательная форма свободомыслия, которая отрицательно относится к сверхъестественным силам, при этом признавая их существование. Характерно чувство протеста против Бога.

Скептицизм – сомнение в истинности религии. Основывается на антидогматизме, антиавторитаризме и рационализме. Знания о религии в скептицизме фрагментарны, церковь и религия критикуются непоследовательно.

Агностицизм – человек не имеет права претендовать на знания о любых основаниях реальности, поскольку наука не способна подтвердить на 100% их существование. Из-за этого при решении земных проблем не нужно апеллировать к Богу.

Религиозный нигилизм – отрицание религии, пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, своеобразный бунт против религии.

Антиклерикализм – идейно-социальное движение, которое направлено против церкви как общественного института, претензий церкви на главенство в политической, общественной, духовной жизни.

Религиозный индифферентизм – безразличие к религии, ее идеям, игнорирование религии и церкви, когда надо решить важные вопросы. Иногда безразличие означает бездуховность, протест против религиозной концепции мира и мировоззрения.

Натурализм – последовательная оппозиция религии, утверждающая, что все бытие охватывает природа. В ней нет ничего сверхъестественного, общество и человек являются частью такого бытия.

Светский гуманизм – защищает достоинства личности, ее права на счастливую жизнь, свободное развитие творчества, сил, способностей. Гуманизм был направлен против идеи того, что человек был греховен с самого начала.

Атеизм – признает самодостаточность природы и человеческого происхождения религии. Наиболее последовательная форма критики религии. Бывает стихийным, теоретическим, догматическим, естественнонаучным, вульгарным.

Свободное понимание религии с точки зрения философии – признает существование религии, в которую вплетаются социальная и духовная жизнь человека, их творения, общество, дающее возможность проникнуть глубоко во внутренний мир.

Особенности понятия «свобода совести»

Свобода совести подразумевает право гражданина на:

  • свободу мыслей;
  • свободу вероисповедания;
  • свободу не исповедовать никакой религии и придерживаться атеизма.

Свобода совести — это разновидность свободы демократии, существующая, как обязательная и незаменимая часть демократического общества. Она содержит право на свободу религии, как предоставление права выбора любой религии и свободного вероисповедания верующими гражданами. Запрещено ущемление религий и вероисповеданий в политической, экономической и юридической системах, что утверждено соответствующим законом.

Существуют определенные ограничения, установленные законом, оберегающие безопасность общества и личную безопасность, здоровье, порядок, мораль, человеческую деятельность. Право любого человека исповедовать религию или не исповедовать ничего, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения, отправлять религиозные культы или вести пропаганду атеиста — это право личности и гражданина.

Россия — это светское государство, в котором церковь независима от государства, религия не может формироваться в качестве государственной, а все религиозные объединения одинаковые перед законом. Каждому человеку гарантированы свобода слова и свобода вероисповедания, право распространять религиозные или другие убеждения и работать с ними.

Препятствия для реализации права на свободу слова и вероисповедания наказывается по закону. Наказуемо причинение вреда здоровью людей при выполнении религиозных обрядов. Если человек считает, что убеждения других людей неправильные, то с ними допускается спорить, обсуждать, доказывать свою правоту. Предусматривается, что мировоззренческие разногласия должны решаться цивилизованным, мирным путем, а не при помощи насилия, запугивания или принуждения. Формирующие нормы свободы совести призваны гарантировать данное положение дел.

Нельзя предполагать, что человек не нарушает право на свободу совести и вероисповедания, если он следует правилу «верить в душе»

Очень важно, что право свободы совести и вероисповедания основывается на праве исповедовать похожие взгляды, объединять их основу, распространять в соответствии с ними свои действия. Все это позволяют гражданину оказывать правомерное воздействие на деятельность общества и органов государственной власти

Наличие этих прав отличает демократию от других политических систем, таких как монархия и диктатура.

Реализация перечисленных выше прав позволяет людям чувствовать себя частью государства, быть причастными к деятельности государственного аппарата управления, и к принятию важнейших решений. Это повышает уровень равноправия в стране, является официальным способом снижения различных напряжений, возникающих в жизни общества. Политические права и свободы обеспечивают защиту граждан, принимающих участие в политической деятельности, без нанесения вреда государству. Эти права дают возможность обществу приходить к общему мнению и поддерживать его безопасное существование.

Оскорбление чувств верующих — это нарушение права на свободу совести

Много шума поднял вопрос о картинках в интернете, которые насмешливо преподносят другие религиозные традиции.

Чаще всего закон трактуют не правильно, а так, как удобно.

В действительности нарушением правомерно признать те действия, которые попадают под следующее описание:

ФЗ 125, статья 6, пункт 3 на сайте «Консультант-Плюс»

Как видно, необходимо соблюдение важного условия: нарушить права верующих можно только вблизи объектов религиозного почитания (храм, священное место, реликвия). Однако Статья 148 УК РФ расширяет этот перечень, вводя понятие «публичных действий»:

Однако Статья 148 УК РФ расширяет этот перечень, вводя понятие «публичных действий»:

УК РФ Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий на сайте «Консультант-Плюс»

Явное неуважение — это такое, которое нельзя интерпретировать двояко (скажем, человек мог не преследовать цель оскорбить, а просто пошутить на религиозную тему). В противном случае оно неявное и не попадает под пункт оскорбления.

Также справедливо заметить, что публичное место — это трибуна, официально зарегистрированное СМИ и т.д. В эту категорию никак не попадают:

  • Материал с частной страницы в социальной сети;
  • Устное или письменное личное мнение;
  • Шутки и анекдоты на религиозную тему;
  • Религиозная полемика;
  • Проповедь внутри своей религиозной традиции;
  • Исповедование взглядов, альтернативных чьим-то религиозным догмам.

Ересь не преследуется государством. Например, Бог-Отец у секты катаров считается злым, и закон даёт право высказывать любые мнения (фреска во Владимирском соборе в Киеве)

Скажем, катары — это еретическая секта. Они убеждены, что Бог из Ветхого Завета — это злое и жестокое существо по имени Ялдаваоф. Православная церковь не имеет права запрещать их тексты, хотя христианам такие взгляды неприятны.

Но это различие религиозных догм, убеждений. А право на свободу совести позволяет катарам негативно высказываться о Ялдаваофе и придерживаться собственного толкования Ветхого Завета.

То же самое и сатанисты, противопоставляющие себя христианской традиции. Это их право. И если бы государство принялось защищать права православной Церкви, борясь с теми, кто критикует её догмы, это было бы нарушением прав сатанистов.

А что же тогда нарушение прав? Это, например:

  • Прийти в чужой храм и разрисовать граффити иконы;
  • Сорвать чужой религиозный обряд;
  • Препятствовать крестному ходу христиан или харинаме индуистов;
  • Объявить через СМИ (допустим, по телевизору), что, скажем, зороастрийцы заблудшие язычники.

Но в то же время нарушением не будет:

  • полемика с православным священником на сайте РПЦ;
  • озвучивание взглядов, альтернативных догматическим (например, у Христа была жена, Иуда не был предателем, Иисус не был Мессией и т.д.).

Шествие сатанистов в США. Такие религиозные организации имеют право существовать, если их деятельность не нарушает закон

Важно только одно — чтобы деятельность человека не мешала другим исповедовать свою веру, не пересекала грань их частной жизни (в том то и ответственность СМИ, что они пересекают эту грань). Если некто перегородил вход в храм — это реальное препятствие, а если он на своей частной странице кроет матом священников — это уже его личное дело, никто не обязывает туда заходить

Увы, у нас всё перевёрнуто с ног на голову, а потому законы часто истолковывают в пользу более влиятельной стороны, минуя логику, что нарушает 3 пункт 3 статьи 125 Федерального закона.

Право личности на свободу совести

Формирование права личности на свободу совести исторически связано с развитием человеческого общества. Вместе с правовыми нормами важную роль в правовом институте и вероисповедании играют нормы Конституции, именно они обладают значительной юридической силой.

Современное общество не решило полностью данного вопроса. Действия религиозных фанатиков могут рассматриваться как оскорбление чувств верующих. Это приводит к догматизму и консерватизму мышления общества.

Проблема свободы совести востребована в современных условиях, не потеряет своей важности и в будущем, когда станет необходимым избавиться от догматизма, повысить уровень образования и самостоятельности личности, проводить правовые реформы социального характера. Свобода совести и вероисповедания — это конституционное право каждого гражданина, которое формируется благодаря морально-нравственным убеждениям, возникновением вопросов, касающихся отношения к религиозным и иным ценностям, не нарушая прав, гарантированных государством

Свобода совести и вероисповедания — это конституционное право каждого гражданина, которое формируется благодаря морально-нравственным убеждениям, возникновением вопросов, касающихся отношения к религиозным и иным ценностям, не нарушая прав, гарантированных государством.

История становления принципов

Развитие свободы вероисповедания и совести происходило на протяжении долгого времени. Последний принцип зародился во времена европейской Реформации. Идеологи данного движения утверждали, что католическая церковь с её убеждениями и иерархией совершенно не нужна обществу. Далее положение о свободе совести находит свое отражение в английской Билле о правах и Декларации прав человека, которая была изобретена во Франции. Безусловно, ключевое значение в этом перечне имеет Всеобщая декларация прав человека ООН. Именно она является основным международным правовым актом, который закрепляет представленный принцип. Что касается свободы вероисповедания, то долгое время это положение развивалось как часть возможности иметь свои убеждения. Однако ученые выяснили, что уже в Древнем Риме существовали задатки принципа свободы вероисповедания. Помимо этого, его становлению также способствовал английский Акт о веротерпимости, положения Варшавской конференции, российский указ «Об укреплении начал веротерпимости», отмена в Российской империи черты оседлости и т. п.

Современность

Франция

Во Франции действует принцип «светскости», то есть отделения политической и государственной власти от религиозных организаций и непризнания государством ни одной из религий. Государство и все его институты призваны оставаться одинаково нейтральными ко всем конфессиям и верованиям при одновременной гарантии полной свободы совести, культа и вероисповеданий вплоть до отказа от религии. Республика через секуляризацию общества не ведет борьбы с религиями или убеждениями, но сознательно вытесняет их из области осуществления политической и административной власти.

Все религиозные, духовные и философские идеи оставляются во Франции в исключительной области индивидуального сознания и частного выбора отдельных граждан.

Религиозные организации обязаны обеспечивать соблюдение общественного порядка. Ни одно вероисповедание или убеждение не может быть выше других (религия, атеизм, агностицизм или свободомыслие). На этом строится республиканский принцип «Свобода, равенство, братство».

Свобода совести начинается с признания права на «внутренние убеждения»: никого нельзя обязать обнародовать свои религиозные или философские убеждения. Например, упоминание о религиозной принадлежности при переписи населения является запрещённым. С другой стороны, никому не запрещено делать это по собственному желанию. В то же время закон защищает государственных чиновников: во всех административных документах запрещены ссылки на их религиозные или философские убеждения.

История

Реформация

Вопрос о свободе совести возник с началом Реформации в Европе. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще. Одним из первых вопрос о свободе совести поставил Себастьян Кастеллио в опубликованном под псевдонимом памфлете «De haereticis, an sint persequendi» («Следует ли преследовать еретиков», 1554).

Билль о правах

Британский Билль о правах 1689 года признавал за личностью права иметь свои собственные мнения и убеждения, следовать своим убеждениям, что бы ни советовали окружающие, и т. д.

Декларация прав человека и гражданина

Во Франции принцип свободы совести был впервые провозглашён в статье 10 Декларации прав человека и гражданина ( г.), в которой речь идёт о том, что «никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку». В Конституции была провозглашена «свобода религиозных культов» (сентябрь г.). Французский гражданский кодекс 1804 года — кодекс Наполеона вообще не касается религиозных вопросов, демонстрируя таким образом, что государство в своих фундаментальных основах является светским.

Конституция США

Первая Конституция США 1787 года не содержала перечня неотчуждаемых прав, поскольку отцы-основатели исходили из того, что естественно принадлежащие человеку права не нуждаются в подтверждении в тексте Основного закона. Их перечисление могло быть воспринято как исчерпывающий перечень прав и свобод, что могло привести к ущемлению прав, не вошедших в перечень. Отсутствие в Конституции перечня федерально закреплённых прав и свобод вызвало критику этого документа. Вновь избранному Конгрессу США в 1789 году были предложены проекты поправок, содержащих положения о политических и личных правах. Десять первых поправок к Конституции США, составивших федеральный Билль о правах, были ратифицированы к концу 1791 года. Были приняты поправки, предусматривавшие свободу вероисповеданий, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и другие права.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года и определила базовые права человека. В статье 18 Декларации указано:

«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий