Зачем проводят тренинги для специалистов?

Упражнения для тренинга по формированию команды

Когда тренинг проводится для всех сотрудников компании или отдельного подразделения (т.е. команде в будущем предстоит работать вместе длительное время), чтобы сформировать командный дух и так называемый командный стиль работы, упражнения должны отвечать следующим задачам:

  • повышение лояльности сотрудников к самой организации,
  • усиление авторитета начальства,
  • создание между сотрудников полезных для компании неформальных отношений,
  • получение опыта высокоэффективного командного взаимодействия,
  • увеличение мотивации на выполнение совместной работы,
  • понимание личностных особенностей друг друга, принятие друг друга, установление доверительных отношений между персоналом,
  • наличие общей яркой истории, которая усилит осознание и принятие философии компании.

При создании проектной группы тренер должен продумывать упражнения так, чтобы они соответствовали этапам групповой динамики:

Сначала участники группы испытывают напряжение из-за того, что перед ними незнакомые люди. Соответственно упражнения должны быть направлены на создание дружественной, доверительной и комфортной атмосферы. Также на данном этапе необходимо сформулировать общую цель, правила работы группы и методы контроля над их соблюдением. Роль неформального лидера в это время играет сам тренер.
Дальнейшая работа должна служить для того, чтобы группа могла продолжать эффективно работать и после тренинга. Для этого используют методы создания доверия внутри группы. На этом этапе применяют упражнения на распределение групповых ролей, выявление неформального лидера внутри коллектива, установление групповой иерархии. Важным является понимание того, что для выполнения каждой конкретной задачи лидерство должно переходить к наиболее компетентному в данном вопросе человеку.
На следующих этапах работы необходимо давать упражнения на преодоление конфликтных ситуаций, проявление своих эмоций, отстаивание собственной позиции. Разрабатываются упражнения на совместную деятельность, при которой участники учатся анализировать сложные ситуации и находить способы выхода из них.

Итогом работы станет команда, умеющая действовать в повседневных и сложных ситуациях, умело разрешать возникающие противоречия и адекватно выражать собственные эмоции

На последнем этапе важно дать участникам «материальное воплощение» своей работы: красиво оформленные ими рекомендации для совместной работы, правила работы в группе и поведения в конфликтах и т.д.

Тренинги по востребованным навыкам

Мы сделали подборку тренингов на TeachMePlease по наиболее популярным профессиональным навыкам.

Это уникальный авторский тренинг, входящий в комплекс для подготовки специалистов по презентациям. В основе курса лежат лучшие наработки мировой и отечественной ораторской практики.

В рамках тренинга слушатели узнают о способах эффективного настроя на тeлeфонную беседу, основах управления лояльностью клиента в тeлeфонном разговоре, правилах тeлeфонного этикета.

На тренинге вы овладеете нормами и правилами литературного произношения, научитесь грамотно выстраивать общение в соотествии с ситуацией.

В результате обучения участники научатся составлять деловые письма разного содержания с учётом норм делового этикета и клиентоориентированности; начнут уверенно редактировать текст, опираясь на правила современного русского языка; составят шаблоны для наиболее типичных писем в своей сфере деятельности.

Курс‑тренинг посвящен тайм‑менеджменту, то есть искусству управления временем. С помощью тайм‑менеджмента менеджер может эффективнее использовать своё рабочее время, добиваясь больших результатов за короткий срок.

Вы получите навык создания и виртуозного использования майнд‑карт, полный цикл навыков от постановки цели обучения до получения знаний в любой области до нужного уровня глубины, навык быстрой обработки информации любого типа.

С чего начинать обучение персонала?

Результативность тренинга, эффективное выполнение всех поставленных перед ним задач зависит от четкого планирования, грамотного выбора целей, на которые тренинг будет ориентирован, обусловленных потребностями компании.

Для планирования обучения необходимо учесть все уровни рабочего коллектива, которые будут принимать участие в тренинге, заранее согласовать время обучения, форму и тематику с членами тренинга и их непосредственными руководителями. Важен и правильный выбор самого тренера.

http:

Исследования показывают, что большая доля успеха проведенного обучения зависит от составления грамотного плана: за 80% отличных результатов отвечают верный выбор формы обучения, личность тренера, который поможет создать необходимую мотивацию на успех. Момент создания мотивации, направленности на результат проведения обучения, очень важен. Ведь, если сотрудники отнесутся к тренингу как к наказанию или очередным каникулам, проделанная работа не принесет необходимого эффекта и не позволит добиться поставленных целей.

Выбирая тренера, важно обратить внимание на следующие факторы:

для тренера необходимы навыки самопрезентации и «языка тела»;
тренер должен уметь установить доверительные отношения в группе, для того чтобы быть услышанным аудиторией;
важно легко и ловко управлять процессом проведения тренинга (высокий уровень умения вести дискуссию, следить за динамикой коллективных мыслительных процессов, быстро реагировать на любые изменения в групповой активности);
уметь использовать и комбинировать формы обучения, сочетая их таким образом, чтобы добиться наибольшей эффективности тренинга;
тренер должен поощрять энтузиазм участников, вызывать у них желание активно применять свои знания.

В ходе тренинга для персонала используются различные методики:

  1. Метод кейса – выделение конкретной проблемной ситуации с последующим нахождением оптимальных путей ее решения.
  2. Деловая игра – тренер моделирует возможные ситуации, на которые необходимо найти несколько подходящих вариантов возможного развития событий.
  3. Ролевая игра – участники берут на себя разные роли и проигрывают определенные ситуации, которые могут возникать в трудовом процессе.
  4. Групповая дискуссия, или консилиум, групповое обсуждение проблем, задач, вопросов для того, чтобы найти верное решение сообща.
  5. Мозговой штурм – стимулирование развития креативности, творческого начала у членов группы.

Также используются контрольные упражнения, позволяющие определить уровень овладения необходимыми навыками и знаниями. Оценить, насколько результативно прошло обучение персонала, можно с помощью наблюдения непосредственного руководства «в поле», то есть за исполнением сотрудником своих трудовых обязанностей.

http:

Проведение тренингов для персонала – выгодное капиталовложение, ведь высокий уровень квалификации сотрудников, их блестящие профессиональные знания и умения являются одной из основных составляющих успешной деятельности всей организации.

Упражнения на сплочение коллектива

Цель тренингов на командообразование для всех сотрудников заключается в объединении участников, получении позитивных навыков взаимодействия в команде, ориентировании на общий результат, улучшении коммуникации и взаимоотношений. Как правило, семинар проходит в несколько этапов:

  1. Представление тренера, приветствие команды.
  2. Упражнения на знакомство участников и создание благоприятной атмосферы.
  3. Введение в правила.
  4. Стимуляция творческой активности.
  5. Теоретический блок.
  6. Упражнения на повышение производительности и эффективности путём командного воздействия.
  7. Мозговой штурм.
  8. Доверительный подъём для снятия тактильных барьеров.
  9. Мотивирующие курсы.
  10. Подведение итогов.

В результате группа получит позитивный опыт общения, изучит основы эффективного взаимодействия в команде, осознает значимость общей работы.

Читайте далее:

Тренинги по командообразованию и их эффективность

Эффективность тренинги для персонала. Как укрепить команду?

Тренинг эффективного взаимодействия. Как превратить команду в одно целое?

Призвание тренинг-менеджера – помогать людям самосовершенствоваться

Развиваем коммуникативные навыки с помощью тренинга

Программа управленческих тренингов для руководителей

Программы управленческих тренингов могут быть разными. Каждая из них отличается определенным набором знаний, получаемых участниками. Так, программа управленческих тренингов для руководителей отделов компаний не похожа по своим особенностям на тренинг, который предназначен для руководителей высшего звена. В свою очередь, есть различия в программах в зависимости от задач, которые требуется решить.

К примеру, тренинг «Эффективное руководство» ставит перед собой цель развить у обучающихся навыки эффективной организации, как своей собственной деятельности, так и деятельности подчиняющихся им сотрудников. Такой тренинг полезен опытным управленцам, желающим обновить, расширить свои знания, а также молодым руководителям, которые заинтересованы в освоении инструментов оперативного руководства.

В тренинг «Эффективное производство» входит изучение:

  • Составляющих управленческой деятельности;
  • Планирования времени, работ;
  • Понятия и компонентов ситуационного лидерства;
  • Принципов и методов делегирования полномочий;
  • Инструментов мотивации и их выбора.

В результате тренинг «Эффективное производство» позволяет:

  • Повысить продуктивность деятельности подчиненных;
  • Укрепить авторитет руководителя;
  • Приобрести навыки рационального использования и распределения трудовых ресурсов;
  • Научиться расставлять приоритеты, определять цели, планировать, ставить задачи, контролировать, мотивировать сотрудников, а также делегировать полномочия;
  • Повысить уровень управления сотрудниками компании.
Список программ тренингов для руководителей
  1. Комплексная программа обучения руководителей
  2. Анализ проблем. Принятие решений
  3. Управление проектами (2 дня)
  4. Управление проектами (3 дня)
  5. Управление изменениями
  6. Управление изменениями в формате стратегической сессии
  7. Системное мышление
  8. Личная эффективность руководителя: арсенал инструментов
  9. Эффективное руководство
  10. Коммуникативная компетентность руководителя
  11. Управление сотрудниками на производстве
  12. Основы бережливого производства
  13. Нематериальная мотивация персонала
  14. Бизнес-команда. Формирование и управление
  15. От руководителя к лидеру
  16. Эффективное совещание
  17. Управление временем (Тайм менеджмент)
  18. Интервью по компетенциям
  19. Постановка целей и определение KPI
  20. Управление по целям и оценка деятельности персонала
  21. Эффективный наставник на производстве
  22. Делегирование полномочий и постановка задач
  23. Эффективное взаимодействие в команде руководителей
  24. Командное взаимодействие (в формате стратегической сессии)
  25. Эмоциональный интеллект.  Управление конфликтами и стрессами
  26. Управление конфликтами
  27. Менеджмент по Адизесу
  28. Формирование вовлеченности персонала
  29. Управление коммуникацией в организации
  30. Сильная бизнес команда
  31. Инструменты лидера
  32. Наставничество в бизнесе
  33. Руководитель как наставник
  34. Психология общения в бизнесе

Классификация корпоративных тренингов

Сами специалисты выделяют четыре основные группы тренингов: занятия по самоорганизации, подготовка к командной работе, обучение организации сотрудников в коллективе и обучение ориентации на клиента.

Тренинги по самоорганизации направлены на развитие способностей, улучшающих деятельность специалиста. В рамках этих программ людей учат эффективно распоряжаться своим временем, правильно расставлять приоритеты, легко принимать самостоятельные решения.

Тренинги командной работы учат специалистов координировать свои действия с деятельностью коллег. Основной упор направлен на обучение принципам построения команд, эффективному командному взаимодействию, позитивному восприятию руководства.

Тренинги по организации сотрудников в коллективе предназначены главным образом для топ-менеджеров. Руководители компаний или подразделений обучаются эффективной мотивации подчиненных, делегированию полномочий, технологиям лидерства и контроля.

Тренинги ориентации на клиента направлены на развитие у сотрудников компаний способностей по взаимодействию с так называемыми внешними агентами, включая клиентов, деловых партнеров, представителей средств массовой информации и органов власти. Эти занятия формируют правильную психологическую установку по отношению к клиенту, обучают работе на выставках, искусству проведения презентаций и переговоров.

Существует еще одна классификация тренингов на типы: в зависимости от статуса (уровня) сотрудников по служебной лестнице.

Для рядовых сотрудников наиболее популярны тренинги по продажам. Они неизменно держат пальму первенства у обучающих компаний и призваны обучить следующим навыкам: организации первого разговора с клиентом, анализу деловой ситуации, преодолению психологического барьера между продавцом и покупателем и множеству других необходимых вещей

Особое внимание уделяется искусству убеждения, навыкам презентации товара (услуги)

Для руководителей среднего звена актуальны тренинги, направленные на обучение искусству проведения совещаний, переговоров и разрешению конфликтов, искусству влияния и убеждения.

Топ-менеджмент обычно выбирает программы по построению команды, сотрудничеству с партнерами или акционерами, VIP-имиджу, корпоративной культуре и имиджу компании.

Однако некоторые тренинги не имеют четкой должностной ориентации, поскольку полезны всем категориям сотрудников (например, большинство тренингов по самоорганизации).

Классификация тренингов по форме организации выделяет открытые (доступные для всех желающих) и корпоративные (только для сотрудников конкретной фирмы). Открытые тренинги полезны для приобретения новых связей и знакомство с конкурентами, их образом мыслей и действий. Часто это хорошая проверка качества обучения компании, которой вы планируете доверить корпоративный тренинг. Корпоративные тренинги более адресные, учитывают специфику компании, особенности конкретных проблем. Они сплачивают сотрудников, унифицируют корпоративный язык, что способствует закреплению и распространению новых знаний. Корпоративный тренинг помогает также построению корпоративной культуры в компании.

Какие программы выбрать?

В ассортименте нашего супермаркета семинаров, курсов и тренингов по управлению персоналом – необходимые технологии для HR-менеджера, от выбора наилучшего кандидата на вакантную должность на тренинге Подбор персонала. Основные компетенции рекрутерадо разработки собственных электронных курсов для обучения сотрудников на семинарах Разработка Story-курсов с элементами геймификации в CourseLab 3.1: технологии, меняющие поведение и Articulate Storyline 2: создаем электронные курсы.

Обращаем внимание на авторов наших программ для hr менеджеров. Каждый из них – профессионал-практик, готовый поделиться проверенными инструментами и технологиями

Все их программы обучения для hr специалистов являются авторскими.

Ведущий автор курсов по управлению сотрудниками – Марина Снежкова20 лет в HR-менеджменте, ведет тренинги и семинары с 1998 года. Ее семинар Оценка персонала: методы изучения сотрудников или ассесмент-центр своими силами занимает особое место среди курсов для hr-менеджеров.

  • Тренинг по методикам отбора сотрудников;
  • Обучение технологиям углубленной оценки кандидатов;
  • Семинары по современным подходам к мотивации персонала и системе оплаты труда;
  • Практические программы обучения для менеджера по корпоративной культуре и менеджера по развитию кадров.

Кроме курсов для hr-менеджеров, Марина Снежкова для HR-директоров и руководителей Марина Снежкова проводит курс по управлению сотрудниками – это семинары тренера из цикла «Навыки эффективного руководства: как добиться от сотрудников максимального результата»:

  1. «Управление и организация деятельности подчиненных: планирование, контроль, обучение».
  2. «Поощрять, наказывать, вдохновлять или мотивировать – как выбрать оптимальные методы управления подчиненными».
  3. «Как работать с «трудными» подчиненными: инструменты управления в проблемных ситуациях».
  4. «ПОДЧИНЕННЫЙ, КОЛЛЕГА, НАЧАЛЬНИК – как понимать и прогнозировать поведение людей».

Отдельный раздел в расписании семинаров и тренингов по управлению сотрудниками – курсы для бизнес-тренеров. В SRC эту тему «закрывают»:

  • Марина Снежкова с «Практическим курсом для внутрифирменного тренера (тренинг для тренеров)»
  • и Наталья Самоукина с авторским Тренингом тренеров. Помимо обучения для менеджеров по персоналу, HR-директоров и бизнес-тренеров, компания SRC предлагает семинары и курсы для руководителей по управлению сотрудниками, их развитию и повышению квалификации.

Участники семинара Ирины Ткачевой «Навыки эффективного руководителя» не только получают информацию об искусстве управления людьми, но и видят собственные сильные и слабые стороны как менеджеров во время ролевых «управленческих бесед». Другой тренинг для менеджеров по персоналу бизнес-тренера «Технологии обучения сотрудников и наставничество в компании» посвящен технологиям введения в должность новичков, обучению опытных работников и кадрового резерва.

В нашем расписании есть и программы обучения для кадровиков. Например, семинар Елены Коптенко Профстандарты: инструкция по применению. Что получит каждый участник этого курса для кадровиков?

  • Пошаговые алгоритмы для введения профстандартов;
  • механизмы проверки сотрудника на соответствие профстандартам, перевода, аттестации, обучения, увольнения;
  • план по повышению квалификации сотрудников;
  • рекомендации, как выстроить документооборот и актуализировать локальную базу;
  • ответы эксперта на сложные вопросы, пути разрешения спорных ситуаций.

Как видите, в нашем ассортименте достаточный выбор курсов менеджерам по персоналу и по руководству подчиненными, тренингов тренеров – вам просто нужно определиться с вашей задачей и выбрать необходимый курс для hr в расписании.

Расписание семинаров, тренингов, курсов для hr менеджеров в Москве постоянно обновляется.

Как проводить тренинги по продажам

Тренинги по технике продаж чаще всего разрабатываются для продающих сотрудников. Но существуют программы и для руководителей. Грамотно управляет работой менеджеров тот начальник отдела сбыта, который четко понимает систему продаж.

Увеличение продаж

Тренинги эффективных продаж учат:

  • установке контакта с клиентом;
  • грамотной презентации товара;
  • ведению переговоров о стоимости продукта;
  • выходу из конфликтных ситуаций
    и т. д.

Чтобы узнать, как проводить тренинги по продажам, не нужно читать «волшебные» книги. Достаточно присмотреться к реальному опыту реальных людей. Хороший тренинг продаж — это в первую очередь исследование. Тренер должен изучать отчеты, просматривать видеозаписи, прослушивать записи разговоров или даже воочию наблюдать за работой учеников.

Далее на основе наблюдений составляется основной сценарий, определяются принципы тренинга. Затем прописывается пошаговый алгоритм действий продавца, подбираются примеры из исследования. В результате у преподавателя есть этапы продаж, взятые не из книг, а из реальной жизни. Уже это позволяет провести учебное занятие даже слабому тренеру.

Почему тренинги важны для работников

Не только работодатели недооценивают важность психологических тренингов, сами работники тоже весьма часто их игнорируют. Причины разные, многие плохо относятся к тренингам из-за подозрения, что психологи «промывают им мозг»

В мировой практике принято при возникновении проблем обращаться к психотерапевту, но россияне предпочитают поговорить с друзьями или просто «пережить» проблему. Правда, из-за таких решений у людей остаются «рубцы», ведь реальные проблемы так не решаются.

Работникам также важно понять, что их эмоциональное состояние сказывается на рабочем процессе. Если человек приходит на работу в раздраженном состоянии, он начинает грубо общаться с коллегами, и тем самым создает напряжение в офисе

Справиться с эмоциональным стрессом помогают психологические тренинги.

Еще одним плюсом участия в психологических тренингах является то, что для работников они бесплатны (то есть, оплачивает их работодатель). Так почему же не воспользоваться тем, что предлагают безвозмездно?

Кроме этого, психологические тренинги направлены не только на рабочие моменты, но и на решение личных проблем. Любые приемы, которые можно использовать в работе, можно использовать и в жизненных ситуациях.

Есть еще один тип работников, которые как бы ни старались, у них не получается добиться повышения по карьерной лестнице. Здесь возможно несколько причин:

  • неумение преподносить информацию;
  • скованность в переговорах;
  • страх карьерного роста или увеличения уровня ответственности;
  • приуменьшение своих профессиональных качеств;
  • неуверенность в себе.

Психологические тренинги позволяют людям раскрыться, выговориться и избавиться от своих страхов.

Программа тренинга

Тренинг проводится в течение двух-трех часов с группой наполняемостью 10–15 человек.

Группа подбирается из состава сотрудников, у которых проявляются симптомы стресса или эмоционального выгорания, либо менеджерами по персоналу, либо по рекомендации руководителя подразделения.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Помещение, оборудование и материалы:

– аудитория вмещающая 15 человек с пространством для активных действий, оборудованная ПК, проектором, колонками; – стулья по количеству участников тренинга; – парты, по количеству подгрупп участников (2-3 шт.); – ручки, фломастеры; – карточки из бумаги форматом А5; – фотоаппарат.

Цели тренинга: 1. Профилактика психологического здоровья сотрудников.

2. Ознакомление сотрудников с приемами борьбы со стрессом и прокрастинацией.

3. Сбор информации для проведения корпоративных мероприятий, улучшению микроклимата компании, созданию условий для благоприятной рабочей среды.

Задачи тренинга: 1. Снижение уровня эмоционального выгорания сотрудников.

2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.

3. Повышение уровня сплоченности коллектива.

Тренинг состоит из трёх частей.

Первая (вводная) направлена на знакомство, создание атмосферы доверия, добро-желательности и принятия участниками тренинга друг друга.

Вторая (основная) направлена на поиск возможностей, индивидуальных мотиваторов и мероприятий в работе коллектива для снижения эмоционального напряжения, создания комфортной рабочей среды.

Третья (заключительная) – на знакомство с методами быстрого снятия стресса, эмоционального и физического напряжения, дыхательной и звуковой гимнастикой.

Слабые стороны корпоративного образования

Необходимость постоянного повышения квалификации очевидна, но на практике периодически возникают сложности с его проведением. Образование – это инвестиция в будущее, но ресурсы на него нужно выделить уже сейчас. Иногда текущая, рутинная работа имеет более высокий приоритет, чем корпоративное обучение сотрудников. С какими еще сложностями сталкиваются организации?

1. Предубеждения руководителя. Частое опасение – сотрудник после повышения квалификации может уйти к конкурентам, и вложения не оправдаются. В некоторых случаях, если работодатель оплачивает образование работника, тот взамен обязуется отработать определенное время, в противном случае он должен возместить расходы на учебу. Для защиты прав работодателя целесообразно заключить с сотрудником соглашение, в котором будут отражены все нюансы.

2. Скептическое отношение сотрудников. Человек должен быть мотивирован на учебу. Стимулом может выступить возможный карьерный рост, увеличение доходов, облегчение текущей работы. Обучение ради обучения мало кому интересно.

3. Избыток корпоративного образования также вреден как его недостаток.В организации должен соблюдаться баланс между изучением новых методов работы и их внедрением. Если сотрудники постоянно совершенствуются на тренингах, но у них нет времени на практическое применение навыков, целесообразность образования сомнительна. Отказываться от обучения также вредно – не используя передовых знаний, компания может проиграть в конкурентной борьбе.

Осознавая эти риски, собственник бизнеса предпочитает вкладывать средства в свое образование. Это имеет свои преимущества: чем выше квалификация у руководителя, тем грамотней он сможет выстроить рабочие процессы, подобрать нужную команду и поднять продажи. Также собственник вряд ли покинет свою фирму ради должности у конкурентов.

Согласно исследованию бизнес-школы Сколково 42% опрошенных руководителей и собственников бизнесы в регионах и 37% в Москве получили дополнительное образование в 2018 году. БОльшая часть из них прошла тренинги для руководителей или курсы менеджмента. По данным того же исследования самые популярные направления обучения у бизнесменов:

  • лидерство (развитие лидерского потенциала, личный коучинг, управление людьми и командами);
  • маркетинг;
  • стратегия (управление инновациями и цифровизация бизнеса);
  • операционное управление (эффективные бизнес-процессы, финансовая грамотность, управление изменениями, принятие решений, операционная эффективность);
  • коммуникации (ведение переговоров; искусство публичных выступлений; построение личного бренда, личный стиль коммуникации);
  • управление проектами.

Обзор рынка корпоративного образования ассоциации ATD показывает, что в 2015 году, бОльшая часть учебных программ приходилась на долю программ для руководителей. Около половины специалистов по обучению персонала считают повышение квалификации руководителей приоритетным. По данным исследования «Аналитики РШУ» в 2018 году 45,7% организаций планируют предоставить обучение персонала топ-менеджменту, а в 2017 таких организаций было только 35,6%.

Однако, не стоит забывать, что работа организации зависит от каждого сотрудника, поэтому, вкладывая средства в корпоративное обучение персонала и повышая эффективность работы, можно добиться бОльшего результата.

Насколько эффективно обучение?

Результативность тренинга зависит от правильности планирования, выбора целей и задач мероприятия. При проработке программы учитываются все уровни рабочего коллектива, которые станут участниками процесса. Как показывает практика, эффективность учебного занятия на 80% зависит от преподавателя. Ведь именно он подбирает подходящую форму обучения и мотивирует учеников на успех.

Тренер знает, как проводить тренинги с персоналом

Он понимает, насколько важно создать мотивацию и направить сотрудников фирмы на результат прохождения обучения. Если участники отнесутся к занятию как к празднику или как к наказанию, значит желаемый эффект не будет получен

Окончательная цель курса останется недостигнутой.

Задача тренинга — научить работников эффективно действовать на занятиях и после завершения обучения. Но зачастую люди, которые прошли курс личностного роста, теряют «форму». После окончания обучения их активность постепенно идет на спад. Без личной мотивации невозможно добиться высоких результатов, даже когда преподает опытный и умелый тренер.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий