Fca франко-перевозчик: как работает регламент

Содержание

Условия поставки CFR Инкотермс

Условия поставки CFR Инкотермс — расшифровывается «Cost and Freight» named port of destination (перевод «Стоимость и фрахт» указанный порт назначения) означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен на борту судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, а риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, переходят от продавца на покупателя после размещения товара на борту судна в порту отгрузки.При размещении товара в контейнере типичным для продавца является передача товара перевозчику на терминале, а не путем размещения на борту судна, в таких случаях следует использовать условия поставки CPT.Согласно условиям поставки CFR покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара продавцом перевозчику, а не когда товар достигнет места назначения. Термин CFR содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах.

Что такое условия поставки CFR (расшифровка, перевод)?

Условия поставки CFR Инкотермс 2020 – это торговый термин международных правил Инкотермс 2020, расшифровывается «Cost and Freight» named port of destination переводится «Стоимость и фрахт» указанный порт назначения — означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке тогда, когда товар размещен на борту судна зафрахтованным продавцом для доставки в порт назначения.

Правило поставки CFR может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

Условия поставки CFR Инкотермс 2020 определяют права и обязанности сторон по международному контракту купли-продажи, указывают необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие риски и расходы несет каждая из сторон. Международная торговая палата (ICC) с 2020 года не обязывает применять новые правила Инкотермс 2020, а лишь рекомендует их к использованию, поэтому в международных контрактах можно ссылаться на правила Инкотермс 2010 , а также на правила Инкотермс 2000 или даже на более ранние версии Инкотермс.

Условия поставки CFR Инкотермс 2010 и CFR Инкотермс 2020 по своему содержанию в основном идентичны. Правило CFR является одним из наиболее часто используемых торговых терминов после термина FOB, и берет свое начало еще со времен парусных судов. Поэтому это правило было включено в в 1936 году как , а в редакции было переименовано в условия поставки CFR.

Один из самых сложных торговых терминов Инкотермс

По сравнению с другими базисами Инкотермс, торговый термин CIP является очень сложным и содержит в себе множество нюансов и подводных камней, которые в конечном результате могут стоить и продавцу, и покупателю дополнительных расходов. Условия CIP содержат в себе не только юридические, но и технические сложности, связанные с тем, что кроме прямых субъектов международного коммерческого договора – поставщика и получателя, в процессе перевозки груза участвует перевозчик, а также страховая компания

Поэтому и для продавца, и для покупателя очень важно составить как можно более четкий и развернутый контракт, в котором прописываются все условия, формальности и издержки, направленные на снижение рисков для обеих сторон

Страхование груза – один из основных «подводных камней» в условиях поставки CIP. По умолчанию Инкотермс предусматривается минимальный размер страховки товара, покрывающий его фактурную стоимость с 10% надбавкой. Если одна из сторон желает защитить свои интересы в случае утраты или повреждения груза дополнительно, то необходимо искать компромисс с контрагентом или заключать дополнительный договор страхования за свой счет.

Обязанности по базисным условиям поставки DAP (ДАП)

Согласно базисным условиям поставки DAP в правилах Инкотермс 2020 продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный пункт назначения, выполнить экспортное таможенное оформление для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. При намерении сторон возложить на продавца все риски и расходы по выполнению импортных таможенных формальностей для ввоза товара целесообразно использовать правило DDP Инкотермс 2020.

Термин DAP может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Также продавец может самостоятельно, собственным транспортом доставить товар покупателю, без заключения договора перевозки.

Условия поставки DAP Инкотермс 2020 требуют, чтобы продавец доставил товар в место, указанное покупателем, как правило, это помещение покупателя, а покупатель — разгрузил товар с транспортного средства. Продавец должен выполнить экспортное таможенное оформление, а покупатель должен выполнить импортное таможенное оформление. Правила DAP требуют, чтобы продавец взял на себя почти максимальную ответственность за предоставление товара в распоряжение покупателя в согласованном пункте назначения или в пределах этого пункта, но не выгруженного из прибывшего транспортного средства. При намерении сторон возложить на продавца все риски и расходы по выполнению разгрузки транспортного средства целесообразно использовать правило DPU Инкотермс 2020.

Если доставка в пункт назначения должна произойти после того, как покупатель выполнит необходимую импортную таможенную очистку, и возникнет задержка при выполнении таможенного оформления, то тогда стоимость хранения товара на таможенном складе будет за счет покупателя, всегда предполагая, что продавец предоставил покупателю необходимые документы вовремя.

Продавец должен на свой риск и за свой счет выполнять все формальности по оформлению экспорта, требуемые страной экспорта, такие как лицензии или разрешения, оформление безопасности на экспорт, осмотр перед отправкой, и любые другие разрешения или одобрения. Кроме того, поскольку пункт доставки в базисе поставки DAP находится в стране-импортере, продавец также должен выполнить и оплатить все формальности, требуемые любой страной транзита, до того, как эта поставка произойдет.

Переход рисков согласно условиям FCA Инкотермс-2010 требует особого внимания

На практике при покупке сложного и дорогостоящего оборудования, которое еще предстоит долго везти до места, где оно будет использоваться, важнейшее значение имеет точное определение в договоре момента перехода риска. В пп. A5 и Б5 правил предлагаются следующие варианты:

«А5. Переход рисков

Продавец несет все риски утраты или повреждения товара до момента его поставки в соответствии с пунктом А4, за исключением рисков утраты или повреждения при обстоятельствах, указанных в пункте Б5.

Б5. Переход рисков

Покупатель несет все риски утраты или повреждения товара с момента его поставки в соответствии с пунктом А4.

Если:

  • покупатель не сообщит, как это предусмотрено в пункте Б7, о номинировании перевозчика или иного лица, как это предусмотрено в пункте А4, или не направит такое извещение; 
  • перевозчик или лицо, номинированное покупателем, как это предусмотрено в пункте А4, не примет товар на свою ответственность,тогда покупатель несет все риски утраты или повреждения товара:
    • с согласованной даты либо при отсутствии такой согласованной даты,
    • с даты в рамках согласованного периода, сообщенной продавцу, как это предусмотрено в пункте Б7, или если такая дата не сообщена,
    • с истечения даты в рамках согласованного периода поставки, при условии, что товар был явным образом индивидуализирован как товар, являющийся предметом договора». 

Что такое условия поставки EXW (расшифровка, перевод)?

Условия поставки EXW Инкотермс 2020 – это торговый термин международных правил Инкотермс 2020, расшифровывается «Ex Works» named place, переводится «Франко завод» (Франко склад) указанное название места (дословный перевод «Самовывоз») — означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке тогда, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (например: на заводе, фабрике, складе, магазине и т.п.) или в другом указанном месте.

Условия поставки EXW Инкотермс 2020 определяют права и обязанности сторон по международному контракту купли-продажи, указывают необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие риски и расходы несет каждая из сторон.

Условия поставки EXW Инкотермс 2010 и EXW Инкотермс 2020 по своему содержанию в основном идентичны. Международная торговая палата (ICC) с 2020 года не обязывает применять новые правила Инкотермс 2020, а лишь рекомендует их к использованию, поэтому в международных контрактах можно ссылаться на правила Инкотермс 2010 , а также на правила Инкотермс 2000 или даже на более ранние версии Инкотермс.

Что такое условия поставки CPT (расшифровка, перевод)?

Условия поставки CPT Инкотермс 2020 – это торговый термин международных правил Инкотермс 2020, расшифровывается «Carriage Paid To» named place of destination переводится «Фрахт/перевозка оплачены до» указанное название места назначения — означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке тогда, когда он передал товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, своему перевозчику для перевозки до места назначения.

Условия поставки CPT Инкотермс 2020 определяют права и обязанности сторон по международному контракту купли-продажи, указывают необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие риски и расходы несет каждая из сторон.

Условия поставки CPT Инкотермс 2010 и CPT Инкотермс 2020 по своему содержанию в основном идентичны. Международная торговая палата (ICC) с 2020 года не обязывает применять новые правила Инкотермс 2020, а лишь рекомендует их к использованию, поэтому в международных контрактах можно ссылаться на правила Инкотермс 2010 , а также на правила Инкотермс 2000 или даже на более ранние версии Инкотермс. Ранее вместо термина CPT использовался базис поставки . Первое упоминание об условиях поставки DCP было в года, и было изменено в на существующий базис CPT.

Условия и значение термина FCA по ИНКОТЕРМС 2010

  1. Дословный перевод понятия. Free Carrier — «свободный перевозчик».
  2. Чаще употребляемый в документации перевод — франко перевозчик. Франко представляет собой непосредственно место, в которое доставляется товар. После доставки товара и его передачи перевозчику вся ответственность за его сохранность и дальнейшую транспортировку с продавца перекладывается на покупателя.

Иными словами, этот термин обозначает, что все обязанности перекладываются с продавца на покупателя после того момента, как продавец передаст товар перевозчикам, выбранным покупателем. Он может выбрать в качестве перевозчика любую логистическую организацию.

Существует и устаревшее название этого термина — FRC. Его и до сих пор можно встретить в обиходе. Но согласно новой редакции правил ИНКОТЕРМС 2010, этот термин неприемлем для использования в официальной переписке или ведения документации.

После указания условий поставки груза обязательно необходимо указать и адрес пункта его передачи.

Перевозчиком является то лицо, которое по договору берёт на себя всю ответственность за поставку и перевозку товара. По FCA могут использоваться, как одно любое транспортное средство, так и их различные комбинации.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Возможность дополнения термина FCA уточняющими терминами

В официальном комментарии ICC, включенном в публикуемый текст Инкотермс-2010, предлагается при поставке не из места дислокации поставщика использовать базис FCA, дополняя его уточняющими терминами: «…таких, например, как в случае перевозки груза, объемом кратным одной или нескольким транспортным единицам (вагонов, автомашин, барж и т. д.):

FOT ( free on truck)

FIW ( free in wagon)

FIB (free into barge)

Если товара недостаточно для полной загрузки того или иного транспортного средства и, например, для перевозки до конечного места назначения покупателю потребуется организовать консолидацию груза, то можно согласовать доставку с продавцом товара до любого терминала, склад, порта, указанного покупателем:

  • (FT — free terminal),
  • станции (FOR — free on rail),
  • причала парома (FFB — free ferry berth) и т. д.

Покупатель может назначить лицо иное, чем перевозчик, для получения товара.

Условия поставки FCA могут использоваться вне зависимости от вида транспорта, при этом ответы на вопросы:

  • “каким образом продавец должен выполнять свои обязанности по отгрузке товаров перевозчику?”
  • “каковы обязанности перевозчика по транспортировке груза до передачи его покупателю?”
  • границы ответственности перевозчика и т. д.,

следует искать не в ИНКОТЕРМС, а в договоре международной перевозки грузов, международных транспортных конвенциях, применяемом национальном праве».

***

Все сказанное позволяет сформулировать вывод и практическую рекомендацию одновременно: для покупателя термин FCA становится чрезвычайно удобным и рекомендуется к применению тогда, когда погрузка товара в транспорт для основной перевозки представляет собой техническую проблему. Он позволяет полностью переложить ее решение на продавца, который во время такой погрузки все еще несет риск утраты или повреждения предмета договора.

Условия поставки FRC Инкотермс 1980

В связи с увеличением различных способов доставки международных грузов: автоперевозки, авиаперевозки, железнодорожный транспорт, контейнерные, паромные, трубопроводные перевозки, в 1980 году был введен торговый термин FRC (Free Carrier), который предусматривал переход товара не на борту транспорта, а на суше (например: в порту, в контейнерном терминале). Условие поставки FRC фактически заменил термины FOT, FOR и FOB Airport, так как разрешает использование любого вида транспорта.

Условия поставки FRC Инкотермс — расшифровка «Free Carrier» (перевод «Франко перевозчик» дословно «Свободный перевозчик» указанное название места) означает, что продавец передаст товар, указанному перевозчику в названном месте. Название термина «Free Carrier», впервые введенного в версии 1980 года, стало с аббревиатурой FRC, который позже будет переименован в базис поставки FCA (Free Carrier).

Все изменения правил Инкотермс с 1953 года по 1980 год были лишь поправками в виде добавления новых терминов к существующим правилам Инкотермс, и только в конце 1980-х годов Международная торговая палата пересмотрела Инкотермс, и адаптировала их к современной коммерческой практике.

Когда уместно использовать торговый термин FOB?

Есть также ряд случаев, где использование «франко борт» является уместным. Например, для покупателя термин FOB при импорте можно будет использовать при отправке сыпучих товаров, например, зерна, железной руды, угля и других массовых насыпных грузов, которые попадают на борт конвейерным способом. Дело в том, что такой способ погрузки товара предполагает, что в трюме судна образуется конусообразная насыпь, которая смещает центр тяжести судна. Из-за этого отправка будет невозможна технически. Поэтому для поставки насыпных грузов в документах указывается торговый термин FOB, к которому приписывается уточнение «stowed & trimmed», т.е. «укладка и разравнивание». Последняя почти всегда осуществляется вручную силами экипажа или докеров, и во избежание разногласий желательно уточнить, кто будет ее оплачивать.

Следует помнить, что не во всех странах термин FOB Инкотермс 2010 предусматривает оплату услуг погрузки продавцом. Например, в портах США, Японии, Ирана, а также в Новороссийском порту и порту Оля (Астраханская область, Россия) услуги погрузки товара и другие манипуляции с грузом на борту прописываются отдельно, и часто становятся причиной споров между сторонами договора. Поэтому использование термина FOB с укладкой и разравниванием будет уместным.

Цена DAP, условия оплаты и переход права собственности

Цена DAP (DAP price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов и стоимости доставки (фрахта) до указанного пункта назначения.

Условия поставки DAP Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин DAP указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.

Обязанности по базисным условиям поставки CIP (СИП)

Согласно базисным условиям поставки CIP в правилах Инкотермс 2020, продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для страхования и доставки товара в указанное место назначения, выполнить экспортное таможенное оформление для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. При намерении сторон возложить на покупателя расходы по доставке товара до места назначения целесообразно использовать правило FCA Инкотермс 2020.

Базис CIP может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Также продавец может самостоятельно, собственным транспортом доставить товар покупателю, без заключения договора перевозки.

Условия поставки CIP Инкотермс 2020 требуют, чтобы продавец отгрузил товар своему перевозчику. Продавец должен выполнить экспортное таможенное оформление, а покупатель должен выполнить импортное таможенное оформление. Правила CIP требуют, чтобы продавец взял на себя ответственность за заключение договора на перевозку до согласованного места назначения, без выгрузки товара с транспортного средства.

Если доставка в пункт назначения должна произойти после того, как покупатель выполнит необходимую импортную таможенную очистку, и возникнет задержка при выполнении таможенного оформления, то тогда стоимость хранения товара на таможенном складе будет за счет покупателя, всегда предполагая, что продавец предоставил покупателю необходимые документы вовремя.

Продавец должен на свой риск и за свой счет выполнять все формальности по оформлению экспорта, требуемые страной экспорта, такие как лицензии или разрешения, оформление безопасности на экспорт, осмотр перед отправкой, и любые другие разрешения или одобрения. Кроме того, поскольку пункт доставки в базисе поставки CIP находится в стране-импортере, продавец также должен выполнить и оплатить все формальности, требуемые любой страной транзита, до того, как эта поставка произойдет.

Цена CIF, условия оплаты и переход права собственности

Цена CIF (CIF price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, стоимости доставки (фрахта) до порта назначения, без разгрузки в порту и стоимости страхования товара в пользу покупателя..

Базисные условия поставки CIF Инкотермс 2020 не указывают цену за товар и способ оплаты (предоплата, частичная предоплата, постоплата или после представления документов в банк по аккредитиву), не определяют, когда должна быть произведена оплата (до отгрузки, сразу после отгрузки, через месяц после отгрузки или еще как либо), не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи.

Цена CFR, условия оплаты и переход права собственности

Цена CFR (CFR price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, а также стоимости доставки (фрахта) до порта назначения, без разгрузки в порту.

Условия поставки CFR Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин CFR указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.

Условия поставки DAP Инкотермс

Условия поставки DAP Инкотермс — расшифровывается «Delivered At Point» named point of destination (перевод «Поставка в пункте» указанное название точки назначения) означает, что продавец выполнил свое обязательство по поставке, когда он предоставил покупателю товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта и готовый к разгрузке с транспортного средства, прибывшего в указанное место назначения. Условия поставки DAP возлагают на продавца обязанности нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара в место назначения, включая (где это потребуется) любые сборы для экспорта из страны назначения.

Преимущества и недостатки применения правила CIP

Условия поставки CIP очень похоже на правило CPT Инкотермс 2020 с одним очень важным отличием. Базис поставки CIP требует, чтобы продавец застраховал за свой счет товар в пользу покупателя с максимальным покрытием от всех рисков потери и повреждения, что является гдавным преимуществом для покупателя использования торгового термина CIP.

Условия поставки CIP имеют два важных момента. Поставка товара происходит, когда продавец передает товар своему перевозчику (т.е. после полной погрузки товара на транспорт) по договору перевозки, чтобы доставить его в этот пункт назначения. Именно в этом месте отгрузки товара в стране продавца риски утраты или повреждения переходят от продавца к покупателю. В месте назначения страны покупателя переходят лишь расходы по транспортировке товара

Важно не путать — риски и расходы переходят от продавца к покупателю в двух разных местах

Правило CIP не дает определения того, где может быть место отгрузки, оно будет полностью зависеть от того, о чем договорились продавец и покупатель. Для перевозки автомобильным транспортом это может быть помещение покупателя, по железной дороге это может быть железнодорожная станция, для авиаперевозок — либо грузовой терминал аэропорта, либо терминал экспедитора, а для морских контейнеров — контейнерная площадка или контейнерная грузовая станция. Недостатком для покупателя является то, что он берет на себя риски, когда товар находится у перевозчика продавца.

Несмотря на то, что МТП (ICC) для контейнерных морских перевозок рекомендуют вместо базиса поставки CIF Инкотермс 2020 применять термин CIP, на практике это правило для данного вида перевозки практически не используется. Это связано с тем, что при поставках CIP покупатель не хочет брать на себя риск повреждения или утраты товара в стране экспортера, а брать только тогда, когда товар был фактически экспортирован, т.е. после погрузки контейнера на борт судна. Ведь изначально, покупатель не только не знает, когда и где произошла отгрузка товара, но и кому, поскольку это перевозчик продавца.

Если продавец ежедневно или регулярно отгружает большое количество товаров, то при использовании условий поставки CIP он выбирает своего собственного перевозчика и может легко координировать загрузку грузового транспорта на своем складе. Тогда как при применении базиса поставки FCA Инкотермс 2020 покупатель организует сам свою перевозку, что обычно приводит к простою транспорта на погрузке.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий