Сущность сервитута в вещном и международном праве

Структура и содержание договора

Договор об установлении сервитута регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, так как сам сервитут может быть установлен только в соответствии с требованиями этого нормативного акта, именно по этой причине он имеет классическую структуру договора о заключении того или иного соглашения:

  • Преамбула, в которой указываются стороны соглашения (а в том случае, если одной или обеих сторон выступают представители по доверенности, то отражается также и эта информация);
  • Предмет договора, в котором прописывается порядок установления сервитута, а также в каких целях это происходит;
  • Размер платы за сервитут (который должен быть рассчитан заранее, до заключения такого договора);
  • Права и обязанности сторон;
  • Обстоятельства непреодолимой силы и порядок действия сторон при их наступлении;
  • Реквизиты и подписи сторон.

Однако, несмотря на подчинение текста договора классической структуре, принятой в гражданском законодательстве, вопрос о том, какие существенные условия должны быть отражены в этом договоре, до настоящего времени остается открытым, а примерный перечень таких условий составляется в каждом конкретном случае индивидуально, с использованием существующих административных актов, которые отражают государственную волю об установлении сервитута.

К таким существенным условиям будут относиться:

  • Кадастровые данные на объект недвижимости (они предоставляются стороной-владельцем для упрощения идентификации участка);
  • Сведения о формируемом обременении с указанием размеров объекта недвижимости или его частей, которых такое обременение коснётся;
  • Информация о том, в каких целях формируется обременение, а также на какой срок оно будет установлено;
  • Порядок расчетов за использование сервитута между сторонами соглашения (если установление такой платы было определено при формировании договоренностей).

К тексту договора могут быть составлены приложения, в которые включаются:

  • Кадастровые документы на участок (они позволяют не только полностью идентифицировать конкретный надел, но и установить тот масштаб обременения, который будет установлен);
  • Схема и описание порядка эксплуатации земельного участка в форме его обременения (то есть указание на плане участка той территории, которая будет использоваться заинтересованным в сервитуте лицом, а также расшифровка того порядка использования, который стороны договорились установить);
  • Расчёт стоимости сервитута (в виде конкретной математической формулы или в виде отчета об оценке сервитута, подготовленного специалистами специально аккредитованных для этого организаций).

Другие условия, которые стороны посчитают существенными, они могут включить в текст договора по своему усмотрению.
Скачать образец договора об установлении сервитута можно здесь.

Предназначение городских сервитутов

Городские сервитуты могут иметь отрицательное или положительное свойство. Первые нужны для того, чтобы не допустить ухудшения качества недвижимости владельца господствующей собственности. Вторые, напротив, необходимы для приобретения благ.

Владелец господствующей недвижимости может выступить в качестве инициатора установления сервитута в следующих случаях, имеющих положительное свойство:

  • Установление или использование опор. Оно означает, что владелец господствующей недвижимости имеет право возводить здания и сооружения на своём участке, опираясь на стену дома собственника служащей недвижимости. Опора может быть сделана в виде балки, или стена владельца господствующей недвижимости может опираться на стену соседского дома.
  • Использование воздушного пространства. В основном оно означает, что владелец господствующей недвижимости может обустраивать выступ на доме или делать крышу, края которой вторгаются в воздушное пространство владельца служащей собственности.
  • Обустройство стоков. Прежде всего, оно нужно для прокладки канализационных труб по участку соседа. Кроме того, это право используется владельцем господствующей недвижимости для обустройства системы отвода дождевой воды.

К отрицательным свойствам относятся следующие случаи:

  • Право на вид из окна. Это означает, что владелец служебной недвижимости не может возвести здание, которое портит вид из окон или ухудшает качество дневного освещения владельца господствующей собственности.
  • Ограничение высоты здания. Владелец господствующей недвижимости может выступить инициатором установления сервитута, если высота здания, строящегося на соседнем участке, каким-либо образом ухудшит качества, блага или свойства его дома.
  • Ограничение на работы, ухудшающие освещение и/или закрывающие обзор. Если владелец служащей недвижимости проводит на своём участки любой тип работ, из-за которых качество дневного освещения становится хуже или закрывается обзор, то владелец господствующей собственности имеет право потребовать установить ограничения.

Договор

Важно! Необходимо уделить особое внимание данному вопросу, ведь неправильно составленный акт соглашения может стать причиной того, что сделка не будет зарегистрирована, а значит не получит законную юридическую силу

Договор включает в себя:

  • описание участка;
  • причина, которая стала основанием для установления сервитута;
  • обозначаются стороны договора;
  • излагаются их права и обязанности;
  • указываются меры ответственности;
  • прописываются основания для изменения или расторжения соглашения;
  • дополнительные моменты и нюансы.

Нюансы составления

  1. Сначала нужно определиться в том, кто является участниками соглашения? Сторонами договора, то есть субъектами, являются пользователи, а также собственник. При этом собственник является владельцем земельного надела, и в соответствии с ГК наделен правами на владение, пользование и распоряжение наделом.

    Пользователь – это лицо, которое намерено использовать участок в строгом соответствии с условиями договора на сервитут.

  2. Следующими пунктами договора является предмет соглашения. Это значит, что должны быть указаны основные особенности, которые присущи конкретно наделу, в отношении которого установлено ограничение.
  3. Дальше необходимо описать порядок ограниченного пользования. Собственник устанавливает возможность использования земельного надела, а также прописывает основные условия для этого. Указываются права и обязанности сторон, а также формируются заключительные условия.

    Договором предусматривается оплата за сервитут, порядок рассмотрения споров в судебной инстанции. Обязательно необходимо оставить контакты и реквизиты сторон.

  • Скачать бланк договора на установление частного сервитута
  • Скачать образец заполнения договора на установление частного сервитута для проезда к участку

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:
8 (800) 350-29-87

Что надо знать о межевании земельных участков?

Факты, сообщающие о наложенном публичном сервитуте обязательно отражаются в кадастровом плане земельного надела. Но чтобы эти факты были зафиксированы, потребуется осуществить межевание, а именно определить границы установленного обременения на этот кусок земли.

При этом нередко встает вопрос о характере границ, определяемых при межевании. Будут ли сохраняться установленные границы, или же их определят заново? И обязательно ли наличие акта органа госвласти для проведения процедуры межевания участка? Для зарегистрированного в кадастровой палате участка процесс достаточно прост.

Владельцу земли потребуется дождаться акта от органа госвласти, после чего провести межевание. А если надел не зарегистрирован в кадастровой палате, придется делать операцию дважды. Сначала заказывать межевание для официального оформления участка, а затем повторить его для наложения сервитута.

Границы зон действия

Указанные границы устанавливаются с помощью межевого проекта. Эта бумага содержит дополнительную информацию к главному межевому плану. В последнем указываются кадастровый номер и факты, взятые из баз кадастровой палаты.

При наложении сервитута на несколько наделов, составляющих комплекс, межевой проект определяется в отношении всех территории, на которую определяется обременение. В оформлении межевого проекта принимают участие инженеры и проектировщики.

Когда муниципальный объект находится на территории надела, находящегося в собственности, межевой проект конструируется с учетом записей кадастровой палаты. На снимок интерактивного плана наносят межевые линии. С помощью последних определяется зона надела, на которой действует сервитут.

Утверждается межевой проект муниципалитетом. Составление документа проводится по установленному образцу.

Какие документы должны быть подготовлены для оформления?

Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.

В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:

  • Обоснование целей установления сервитута, в котором оформление таких целей должно происходить в строгом соответствии требованиями закона;
  • Документ, в котором будет содержаться информация о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
  • Протокол ведения публичных слушаний с подробным описанием всех тех вопросов, которые на них были подняты, а также с предложенными вариантами решения возникших вопросов;
  • Итоговый нормативный акт об установлении публичного сервитута с расшифровкой целей такого обременения, сроками его действия и возможными последствиями.

В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:

  • Заявление об установлении сервитута в публичной форме, направленное заинтересованными лицами в уполномоченные органы государственной власти;
  • Кадастровый паспорт обременяемого участка и выписка из кадастрового плана той местности, где расположен такой участок;
  • Обоснование целей установления публичного сервитута и доказательство того, что иными способами достичь необходимых целей развития других участков невозможно;
  • Расчет приблизительной стоимости установленного сервитута и тех размеров финансового обременения, которые в результате будут установлены для владельца земельного участка;
  • Документы, подтверждающие факт объявления публичных слушаний об установлении публичного сервитута на земельный участок, а также протоколы проведения таких слушаний;
  • Нормативные, изданные уполномоченными органами государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, который будет свидетельствовать о законности установления публичного сервитута, а также содержать все сведения о налагаемым обременении.

В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.

Заявление об установлении публичного сервитута, на основании которого может быть установлен участок, является ключевым документом в этом списке.

Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.

В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.

Текст заявления, направляемого в уполномоченные органы по распоряжению имуществом государства, состоит из трёх основных частей. К таким частям относятся:

  • Преамбула заявления, в которой содержится информация о тех землевладельцах, в интересах которых совершается установление сервитута на земельный участок, а также наименование того органа государственной власти, в которой направляется соответствующее заявление;
  • Основная часть заявлением. В этой части содержится требование об установлении сервитута, в рамках которого указывается цель установления, сроки, а также примерный расчет стоимости наложенного обременения. Кроме того, в этой части заявления содержатся сведения о том участке, на который необходимо установить обременение;
  • Третий этап содержит перечисление тех приложений, которые определены для данного заявления, а также информацию о дате заявления и месте его составления.

В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.

Особенности обременения земельного участка сервитутом

При установлении сервитута его осуществление должно быть как можно менее обременительным для собственника участка.

В противном случае землевладелец может обратиться в суд и ходатайствовать об ущемлении его интересов фактом установки обременений.

При желании оспорить установку публичного сервитута гражданин может указать на следующие причины:

  • постановление местных властей не соответствует законодательству, обладающему большей юридической силой;
  • были нарушены его права и предпринимательские интересы;
  • незаконно возложены какие-либо обязанности или созданы препятствия для экономической деятельности.

Частный сервитут может быть установлен по соглашению сторон или в судебном порядке. Истцом в этом случае будет выступать лицо, требующее установки сервитута.

На судью будет возложена обязанность определить целесообразность установки сервитута и создать условия, чтобы такое обременение наносило минимальный ущерб собственнику. При необходимости суд может назначить проведение независимой экспертизы.

В своем резолютивном решении судья может изменить первоначальные условия сервитута, например, его маршрут.

Если же сторонам удалось договориться, то они заключают соглашение об установке сервитута. Такой документ можно подписать только с собственником участка (не с землепользователем/арендатором). Он имеет простую письменную форму и не подлежит обязательному заверению у нотариуса.

Минэкономразвития указал на следующие обязательные составляющие соглашения:

  • данные сторон;
  • информация об участке, на который устанавливаются обременения (его кадастровый номер, площадь и точное месторасположение);
  • цели и задачи установки сервитута;
  • пределы действия (месторасположения) обременения на участке;
  • величина платы за сервитут, порядок и периодичность ее внесения;
  • права и обязанности сторон.

Какие документы понадобятся сторонам для заключения соглашения? Это паспорта; подтверждение прав собственности владельца; документ, определяющий положение сервитута на земле (кадастровый паспорт или выписка). Таким образом, чтобы обременить землю сервитутом, предварительно необходимо выполнить кадастровые работы для определения конкретных параметров сервитута (его точные пространственные характеристики).

Объектом сервитута земля становится только после получения официального статуса и регистрации ограничений в Росреестре.

Только после прохождения таких регистрационных действий можно приступать к работам на участке и установке там объекта.

Заявление об установке сервитута может подать как инициатор обременений при наличии у него подписанного соглашения, так и собственник участка. После выполнения указанных регистрационных отметка об установке сервитута появляется в ЕГРП.

В законодательстве содержатся основания для прекращения сервитута. Стоит сказать, они отличаются для частных и публичных сервитутов. В последнем случае прекращение сервитута возможно при отсутствии общественного интереса в нем (иначе он так и продолжит свое действие). Отменяется он через принятие соответствующего акта.

Таким образом, установка сервитута является своего рода компромиссом между возможностью и необходимостью. Публичный сервитут исходит из преобладания нужд населения перед интересами собственника. Частный сервитут устанавливается по согласию сторон или при невозможности решить определенные задачи без установки сервитута.

Условно все сервитуты разделяются на сервитуты прохода, дающие право на проведение определенных работ, необходимые для размещения публичных объектов.

При установке сервитута четко определяются его границы и правила пользования. Собственник участка вправе рассчитывать на компенсацию или защиту своих интересов в суде.

С какого момента вступает в действие сервитут?

Начинается процесс установки сервитута с подписания соглашения между сторонами.

договор

При недостижении согласия субъект вправе обратиться в суд для получения судебного решения о необходимости установки обременений. Судом будет учитываться наличие обстоятельств непреодолимой силы и рассматриваться возможность решения задач истца без ограничения в правах собственника. При необходимости будет привлекаться независимый эксперт для такой оценки.

При установке публичного сервитута достаточно решения местной администрации, которое принимается по итогам общественных слушаний.

Согласно действующему законодательству сервитут начинает свое действие только с момента его официальной регистрации в Росреестре. Отметка об этом обременении появляется в ЕГРП и становится доступна всем заинтересованным лицам.

Так, в случае продажи земли собственником потенциальный покупатель сможет увидеть о наличии сервитута на определенную часть участка.

При его согласии приобрести землю с обременением, он получит ее вместе с обременением. При смене собственника сервитут с участка не снимается, так как он не привязан к конкретной личности.

Для официальной регистрации сервитута в Росреестр потребуется предоставить:

  • заявление на установку сервитута;
  • паспорт/правоустанавливающие документы для юрлиц;
  • документ, подтверждающий право на установку обременений: решение суда, постановление администрации, договор/соглашение с собственником;
  • кадастровый паспорт с выделенными границами сервитута — только если ограничение касается не всего участка целиком.

Документы подаются лично через региональное отделение Росреестра, МФЦ или в электронном виде на сайте Госуслуги. Обработка полученных сведений занимает не более 10 дней, после чего обременение приобретает законную силу.

Обычно установкой сервитута занимается ее инициатор, он и берет на себя все расходы. Установка обременения является платной. Госпошлина для физических лиц составляет 1500 руб., для юрлиц — 6000 руб.

К затратам субъекта добавляются также расходы на кадастрового инженера, который выделит границы сервитута. С учетом этого нужно получить новый кадастровый паспорт участка.

Инициатор должен уведомить собственника о регистрации обременения.

Оформлением межевого плана занимается квалифицированный специалист — кадастровый инженер. При каких условиях право постоянного бессрочного пользования земельным участком может прекратиться? Узнайте об этом, прочитав нашу статью. Перед покупкой земельного участка нужно проверить как личность продавца, так и документы на землю. подробную информацию по данному вопросу вы найдете здесь.

Регламент заключения соглашения об установлении сервитута


по решению государственных органов

В первом случае с собственником заключается определенный договор, в соответствии с которым он может требовать за использование своего участка определенной платы.

Если владельцем является частное лицо, то стороны вправе урегулировать данный вопрос относительно в свободной форме.

Если же земля находится в государственной или муниципальной собственности, обращаться за этим необходимо в администрацию того населенного пункта, в котором расположен надел (например, городской или сельский совет).

Для этого заинтересованному лицу необходимо действовать в соответствии со следующим алгоритмом:

  • подготовить необходимые документы (перечень зависит от особенностей конкретной ситуации);
  • обратиться в уполномоченный орган с заявлением;дождаться решения.

После подачи заявления и документов они будут рассмотрены в течение установленного срока, который составляет обычно от 30 до 60 дней (в зависимости от законодательных особенностей конкретного субъекта РФ).

В случае положительного решения администрация города или поселка подготовит специальный документ — соглашение об установлении сервитута в отношении конкретного земельного участка.

Именно на основании данного документа и будет осуществляться дальнейшее использование земли заявителем.

Программа ипотеки для молодой семьи поможет молодым людям приобрести собственный дом.

Мечтаете о земельном участке в Крыму? Узнайте, кто и на каких условиях имеет право на бесплатное получение. Читайте нашу статью.

Некоторые категории владельцев земельного участка имеют право выкупить землю без торгов. Подробнее здесь.  

Виды

В зависимости от заинтересованной аудитории

Прежде всего, стоит рассмотреть виды сервитута, установленные официально, на законодательном уровне. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть:

Частным

Основным отличием между данными видами обременений является основание, на котором они устанавливаются. Так, частный сервитут возникает на основании следующих документов:

  • соглашение между собственником участка и третьим лицом — заключается в том случае, если решение об его установлении является добровольным;
  • соответствующее решение суда — является основанием в том случае, когда добровольно соглашение не было заключено и понадобилось обращение в суд.

В каждом из этих документов оговариваются условия, на которых будет установлено обременение: его срок, наличие и величина оплаты, цели, в которых может использоваться участок и т. п.

Применяется он, чаще всего, в отношении земельных наделов, которые находятся в собственности частных лиц — физических или юридических, однако не исключено его установление и на государственную или муниципальную собственность.

Однако это всегда происходит только в частных интересах — то есть для какого-то гражданина или юридического лица. Это является еще одной особенностью данного вида обременения.

Публичным

Данный вид сервитута устанавливается на основании закона или какого-то другого нормативно-правового акта РФ, субъекта РФ или же органа местного самоуправления. В отличие от частного, его применение всегда вызвано заботой о публичных интересах — государственных, органов местного самоуправления или же населения города (другого населенного пункта).

В зависимости от срока действия

Также в зависимости от срока, на который данный вид обременения устанавливается, он может быть:

  • Срочным. В этом случае установление сервитута происходит только на какой-то период, в течение которого его обладателю будет необходимо пользоваться участком. Данный срок может определяться сторонами в добровольном порядке или же устанавливаться принудительно исходя из поставленных целей.
  • Бессрочным. Этот вид обременения устанавливается без конкретного срока, поэтому право пользования участком будет у его обладателя до тех пор, пока это необходимо или он сам не решит отказаться от него. Сторонами могут быть дополнительно предусмотрены различные ситуации и основания для прекращения действия сервитута.

В зависимости от целей использования

В зависимости от целей, для которых предоставляется право ограниченного использования земли, сервитут делится на:

Городской

Он устанавливается в пользу застроенных участков и может иметь целью как не допустить в отношении них каких-то действий, так и, наоборот, обеспечить возможность их совершения. Например:

  • право использовать стену чужого строения в качестве подпорки для своего здания;
  • возможность обеспечивать через чужой участок сток воды;
  • запрет возводить строения больше определенной высоты, чтобы не загораживать здание соседа и т. п.

Как правило, устанавливается такой сервитут для участков, которые расположены в пределах городской местности, однако не исключено и обратное.

Сельский

Он применяется в отношении незастроенных и полевых участков. Цели его установления обычно связаны с ведением сельскохозяйственной деятельности:

  • прогон скота через участок;
  • проведение канализации;
  • возможность проезда через надел и т. п.

Другие

Еще одна классификация предусматривает разделение сервитута на такие виды:

Водный

Как следует из названия, он заключается в предоставлении третьему лица права использовать водные объекты, расположенные на чужом участке, например:

  • водить к водоему скот на водопой;
  • проводить через надел систему водоснабжения;
  • купаться в водоеме;
  • ловить рыбу и т. п.

Лесной

Соответственно, в данном случае обладателю сервитута предоставляется право использовать лесной фонд для различных целей, установленных законодательно. Чаще всего здесь подразумевается возможность свободно пребывать в лесу, собирать различные плоды (грибы, ягоды) и т. п.

Стоит учесть, что принадлежность обременения к одному из вышеперечисленных видов не исключает возможности того, что он имеет характеристики и другого вида. Например, частный сервитут может быть одновременно еще и срочным и водным, точно так же, как и публичный.

Как установить ограничение?

  1. Во-первых, необходимо выяснить, имеются ли у вас основания для этого.О том с чего начать и какие основания для установления нужны читайте здесь!
  2. Далее, необходимо договориться по сделке в соглашении. Если добровольное соглашение между двумя сторонами была достигнуто, то сделку необходимо зарегистрировать надлежащим образом в государственном органе.

    Для этого вы должны собрать пакет документов, который отвечает требованиям государства. В него должны входить заявление о регистрации, копии паспортов участников, копия свидетельства о праве собственности надела и так далее.

  3. Не забудьте о предоставлении кадастрового плана участков. Проведите процедуру межевания и приобщите к пакету документов акт о проведенном межевании. После этого все документы вместе подаются в отделение Росреестра.

    Помните о том, что на рассмотрение сотрудника Росреестра может понадобиться от 10 до 14 рабочих дней. По факту рассмотрении ваша сделка может быть зарегистрирована, а также может быть отклонена ввиду допущенных ошибок.

  4. Если вами были допущены какие-либо ошибки, то вам могут дать время на их исправление.

    На этом процедура завершена!

Законодательные акты, на которые опираются данные обременения

Сведения о правах, ограничивающих использование земли, содержатся в Гражданском и Земельном кодексах.

В статье 274 ГК введены основные характеристики сервитута, когда и при каких условиях он устанавливается. Статья 275 ГК гласит, что права по ограничениям при смене собственника участка остаются за этой землей. Рассматриваются основания для прекращения действия сервитута в статье 276 ГК.

В статье 23 ЗК перечисляются ситуации, при которых применяется публичное обременение. Рассматриваются виды ограничений: срочные и постоянные. Также оговариваются условия по требованию соответствующей платы за предоставление неудобств на земельном участке.

В этой же статье п.9 фиксируется условие необходимости регистрации сервитута в государственном органе.

Статья 39.25 ЗК указывает на пункты, которые вносятся в заключаемый договор:

  • номер участка в кадастровой палате;
  • персональная информация о сторонах, заключающих данный документ;
  • цели и условия для установления обременения;
  • срок сервитута;
  • права и обязанности лица, в интересах которого назначаются ограничения.

Порядок оформления документа об установлении сервитута расписан в статье 39.26 ЗК.

Какие трудности могут возникнуть и как их избежать

Так как установление сервитута относится к юридически значимым действиям, так как в результате такого обременения существенно уменьшается возможность полноценного использования обремененного участка его владельцем, с установлением сервитута могут возникнуть определённые трудности.

В целом, их можно разделить на две большие группы:

  • Сложности в установлении сервитута;
  • Проблемы с регистрацией такого обременения.

К первой группе сложностей, которые могут возникнуть, будут относиться именно сложности, которые характерны для формирования права обременения, а также для заключения договора об установлении сервитута.

Это такие сложности, как:

  • Невозможность прийти к общим договоренностям по вопросу заключения соглашения из-за несогласия владельца обремененного участка заключить такой договор;
  • Неадекватная оценка стоимости установления сервитута ввиду желания владельца участка получить как можно большую прибыль от заключаемого соглашения.

Единственным вариантом в этом случае будет обращение в суд, где вынесенное решение обяжет владельца участка, на которое должно быть наложено обременение, заключить соглашение с лицом, инициирующим установление сервитута.

В том случае, если дело касается неоправданно завышенной стоимости, по решению суда может быть проведена независимая оценка установленного сервитута, и на основе итогового отчёта уже будет устанавливаться плата за пользование участком в его обремененной части, сведения о которой будут отражены в тексте договора.

Если речь идёт о трудностях в регистрации установленного сервитута, то причины возникновения такой ситуации, как правило, носят классический характер и бывают связаны с:

  • Неправильным или неполным оформлением документов. В этом случае специалисты Росреестра возвращают весь пакет заявителю для исправления ошибок в оформлении представленных материалов.
  • Незаконностью требований о регистрации сервитута. Установить это можно только при детальной правовой экспертизе всех представленных документов. В этом случае ожидается отказ, а также в случаях, предусмотренных законодательством, может последовать возбуждение административного или уголовного дела. В целях избежания такого развития событий необходимо тщательно проверить при подаче в Росреестр наличие всех документов, подтверждающих законность установления сервитута.

Установление сервитута должно происходить в соответствии с действующим законодательством.

Устанавливаться он может только в том случае, если иное достижение целей полноценного функционирования других земельных участков невозможно. Для того, чтобы регистрация такого права обременения прошла без каких-либо трудностей, должен быть соблюден в полном объеме весь порядок установления сервитута, а также подготовлены в полном объеме все необходимые для этого документы.

Виды лесного сервитута

Существует два вида лесного сервитута:

  • Частный;
  • Публичный.

Частный лесной сервитут устанавливается путём соглашения между собственником лесного участка (органом власти) и пользователем (физическим или юридическим лицом) для конкретных целей, указанных в таком соглашении.

Необходимо помнить, что соглашение о частном лесном сервитуте подлежит обязательной регистрации в реестре прав (ЕГРП) и регулируется ст. 274 Гражданского кодекса РФ.

За установление лесного сервитута частного вида собственник леса может потребовать плату, которая зависит от типа использования лесного участка и объёма такого использования.

Соглашение о частном лесном сервитуте может быть заключено для следующих целей:

  • Осуществления прохода и/или проезда через обременённый сервитутом участок леса;
  • Эксплуатация лесных ресурсов юридическими и физическими лицами в коммерческих целях;
  • Регулярного доступа к линейным объектам, расположенным на данном лесном участке;
  • Занятий пчеловодством (бортничеством).

Для пчелиного хозяйства лесной участок может быть обременён сервитутом в пользу физических и юридических лиц на определённый срок за плату, согласно п. 3.1 ст. 38 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ).

Государственный собственник лесных участков устанавливает плату лицам, использующим сервитут в целях изъятия древесины согласно специальным актам, учитывающим стоимость изымаемой породы дерева, её объем в кубометрах и площадь участка леса, с которого происходит такое изъятие.

Публичный лесной сервитут отличается от частного тем, что устанавливается без соглашения с конкретным физическим или юридическим лицом, а для всех лиц путём принятия законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка, согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

Публичные лесные сервитуты, согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться для следующих целей:

  • Осуществление прохода/проезда через лесной участок, в том числе для доступа к водоёму;
  • Ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций, расположенных на лесном участке;
  • Размещение на лесном участке межевых точек, а также гравиметрических и нивелирных пунктов;
  • Проведение дренажных работ;
  • Прогонка домашнего скота через лесной участок;
  • Осуществление охоты;
  • Сбор дикорастущих плодов и растений;
  • Проведение научно-исследовательских работ.

Право свободного прохода через лесные участки, а также сбора дикорастущих плодов предоставляется гражданам бесплатно, в соответствии с п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ.

При установлении межевых точек или знаков, а также проведении дренажных работ, лесной сервитут предоставляется на срок проведения соответствующих работ, причём в соглашении об обременении сервитутом участка леса должны быть указаны сроки окончания таких работ, либо их прекращение устанавливается в качестве обстоятельства прекращения лесного сервитута.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий