Что такое государственные закупки? понятие и особенности, преимущества госзакупок для участников

Необходимые документы для участия

Стоимость участия в закупке по 223-ФЗ

Подготовка программного обеспечения

СХЕМА ПРОЦЕССА ЗАКУПКИ ТОВАРОВ

Классификация закупок

Способы закупки по ФЗ №44 установлены такие:

  • конкурентные – предусматривают наличие нескольких поставщиков продукции или исполнителей услуг;
  • приобретение необходимых для нужд государственных и муниципальных органов товаров или услуг у единственного поставщика или подрядчика.

В свою очередь конкурентные способы разделяются на:

  • конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный);
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Также в зависимости от количества заказчиков различают следующие виды закупок по ФЗ №44:

  • совместные – проводятся, когда необходимо как минимум двум государственным или муниципальным организациям провести покупку одинаковой продукции или осуществить аналогичные работы;
  • индивидуальные – в этом случае заказчиком выступает только один представитель бюджетной сферы.

Понятие конкурса и его разновидности

Виды закупок и их классификация в рамках проведения конкурсов:

  • Открытый к. – это мероприятие предусматривает размещение сообщения о поиске поставщиков в свободном доступе; в конкурсе могут принять участие все заинтересованные лица, если их продукция отвечает требованиям организаторов. Информация о тендере размещается в единой электронной информационной системе, ко всем участникам мероприятия и к их документации выдвигаются одинаковые условия.
  • К. с ограниченным участием – в этом случае информация о предстоящей закупке распространяется среди заинтересованных лиц путем размещения требований к поставщику в единой информационной системе, но к участникам конкурса выдвигаются особые требования.

Этот вид закупок используется, когда необходимо:

  1. провести узкоспециализированные работы или приобрести инновационную высокотехнологическую продукцию, что доступно только компаниям с высоким уровнем квалификации;
  2. выполнить работы по сохранению или реставрации предметов культурного наследия: картин, памятников, объектов архитектуры и т. п., что также требует высокой квалификации и большого опыта.
  3. Двухэтапный – в соответствии с названием предусматривает проведение поиска лучшего предложения в два этапа. Сначала информация о предстоящем конкурсе размещается в свободном доступе и ко всем участникам выдвигаются одинаковые требования. После завершения начального этапа к его победителям предъявляются дополнительные условия, на основании которых и определяется окончательный победитель тендера. Этот способ закупок применяется:
  • для поиска исполнителя научных исследований, экспериментов, автора для литературных произведений, производителей высокотехнологических устройств;
  • когда необходимо уточнить характеристики объекта закупки с потенциальными исполнителями.

Аукцион

Аукцион предусматривает размещение информации о предстоящих торгах в свободном доступе. К потенциальным исполнителям или поставщикам выдвигаются типовые общие для всех требования. Сам аукцион проводится на электронной площадке. Бюджетная организация может проводить такие конкурсы, когда:

  • товар или услугу можно подробно описать, сформировав основные требования к ним;
  • критерии выбора победителя лежат в денежной плоскости.

Закрытые закупки

К этому типу относят все конкурсы и аукционы, которые в названии содержат слово «закрытый». Этот способ закупок предусматривает участие ограниченного количества поставщиков или исполнителей. О проведении такого тендера уведомляются только те предприятия и организации, которые соответствуют требованиям заказчика и могут наилучшим способом выполнить его условия.

Этот способ поиска исполнителей или поставщиков применяется:

  • при выполнении задач, которые являются государственной тайной;
  • при обслуживании музейных коллекций или предметов, которые имеют значительную ценность;
  • для оказания разного рода услуг Государственному фонду драгметаллов и драгоценных камней РФ;
  • при осуществлении закупок услуг по уборке помещений, предоставлении водительских услуг судьям и судебным приставам.

Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции

Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.

Так, например, (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции. При этом в обзоре указано следующее: «Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции».

В (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) рассматривается также ситуация, когда заказчик объединил технологически и функционально не взаимосвязанные между собой работы. В рассмотренном в указанном обзоре деле арбитражный суд указал на неправомерность действий заказчика по объединению в одном лоте работ по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ. Как указал суд, результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Известны также и случаи ограничения заказчиками круга потенциальных участников закупки путем включения требования о допуске к дальнейшему участию в закупке организаций, имеющих опыт оказания услуг организации –заказчику, разместившей извещение о закупке.

Например, из решения Управления ФАС России по Оренбургской области от 25 мая 2016 г. по делу № 07-16-61/2016 следует, что «комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО «Г.» (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с «Концепцией охраны объектов ПАО «Г.» и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО «Г.». Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается». По данному делу УФАС России вынесло решение о выдаче предписания об отмене требования о допуске к участию в закупке только организаций, имеющих опыт оказания услуг заказчику.

В Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017 указано буквально следующее: «Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению строительных работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона № 44-ФЗ, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют».

Таким образом, устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции.

Подготовка документации и публикация извещения о проведении конкурса

На предварительном этапе заказчик принимает решение о необходимости закупки, выбирает оптимальный вариант ее проведения; формирует конкурсную комиссию (при необходимости) и определяет ее состав и должностные обязанности; утверждает положение о комиссии и привлекает экспертов (если это требует закупка).

Далее заказчик может приступать к разработке необходимой документации. Первоначально заказчику необходимо внести объект в план закупок и предусмотреть его в плане-графике, а также обосновать данную закупку. Также определяется НМЦК и приводится ее обоснование.

Затем в ЕИС публикуется извещение о проведении открытого конкурса. Сроки для публикации такого сообщения составляют, как минимум, 20 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Закон ФЗ-44 позволяет заказчику публиковать сведения о заказе в Интернете или СМИ, но это, в отличии от публикации в ЕИС, необязательное условие для размещения заказа.

В техническом задании на поставку необходимо максимально подробно описать предмет заказа: какого вида, класса, марки требуется предмет, какому ГОСТу он должен соответствовать.

Заказчик должен подготовить извещение о проведении контракта и конкурсную документацию. В извещении на проведение контракта необходимо прописать следующие сведения:

  • условия контракта;
  • количество и характеристики объекта госзакупки;
  • НМЦК;
  • место и время получения конкурсной документации;
  • способ подачи заявки на участие в конкурсе;
  • список документов, который запрашивается от участника;
  • сроки окончания подачи заявок;
  • время и место распечатки конвертов с заявками;
  • реквизиты для внесения обеспечения для участия в конкурсе;
  • виды запретов и ограничений для участия в данной закупке;
  • перечень льготных категорий участников и преференции для них;
  • каким образом вносятся изменения в извещения о закупке.

В опубликованное извещение допускается вносить правки. При этом такие параметры опубликованного контракта, как объект госзакупки и размер обеспечения, изменять не разрешается. Правки в извещение могут быть внесены не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок на участие в закупке.

Конкурсная документация на проведение конкурса, которая подлежит размещению в ЕИС, должна включать в свой состав:

  • название, подробная характеристика того, что закупается с обоснованием НМЦК;
  • валюта, в которой определяется цена контракта, и по которой производятся расчеты с победителем;
  • иногда прилагается инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе;
  • информация о том, каким образом будет оцениваться заявка на участие в конкурсе, а также значимость различных критериев;
  • сведения о способах отзыва заявки и порядок внесения в них изменений;
  • размер обеспечения заявки и условия банковской гарантии (последняя имеет ограниченный срок действия);
  • указание на возможность одностороннего отказа от контракта;
  • техническое задание, содержащее все требования к предмету закупки.

Конкурсная документация по закрытым конкурсам не публикуется в открытом доступе и предоставляется по результатам поступления запроса от заинтересованного лица. За предоставление конкурсной документации может быть предусмотрена плата.

В конкурсную документацию также допускается вносить изменения, но не позже, чем за 5 дней до конца подачи заявок. Изменения должны быть опубликованы в ЕИС в течение одного рабочего дня. Также необходимо уведомить всех участников посредством заказных писем или электронной почты в течение 2 рабочих дней.

Планирование и проведение неконкурентных закупок

Проведение неконкурентных закупок с помощью использования 223-ФЗ осуществляется на основании принятого и утвержденного плана закупок. Планирование в данном случае является необходимым мероприятием для того, чтобы определить, когда и при каких обстоятельствах будут проводиться те или иные закупки. Кроме того, при осуществлении планирования проводимых закупок производится также и распределение количества проводимых закупок, которые должны быть осуществлены у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках реализации принятых на федеральном уровне программ поддержки таких субъектов бизнеса.

В рамках Федерального закона №223-ФЗ в качестве неконкурентной закупки может быть рассмотрена только закупка у единственного поставщика.

Этим обусловлен тот факт, что все остальные закупочные процедуры представляют собой такие закупки, в ходе которых происходит борьба различных участников за право заключить договор или контракт. При этом такая борьба может происходить путем участия в электронной процедуре либо путем подачи заявок на заключение контракта или договора с указанием своих предложений по итоговым условиям для того, чтобы предложить заказчику максимально выгодные условия удовлетворения его нужд.

При проведении закупки у единственного поставщика в рамках Положения о закупках должна быть отражена информация о том, в каких случаях такие закупки могут проводиться, каким является максимальный порог для начальной максимальной цены договора при проведении такой закупочной процедуры (потребуется обосновать необходимость проведения закупки ценой до ста тысяч рублей, а для организаций с оборотом, превышающим установленный порог всех проводимых закупок, если такой порог сформирован на основании Постановлений Правительства Российской Федерации, до пятисот тысяч рублей), а также необходимость проведения закупки именно неконкурентным способом.

Если речь идет о мелких закупках, которые проводятся на основании механизма прямых торгов, то для них должны быть сформулированы все правила проведения, в том числе порядок подготовки документов для рассмотрения заказчиком конкретных предложений от потенциальных исполнителей.

Мелкие закупки, которые проводятся в настоящее время на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, должны быть тщательно регламентированы в рамках создаваемого Положения в силу того, что такие закупки производятся по механизму заключения договора или контракта с единственным поставщиком. Проведение мелких закупок с помощью использования механизма прямых торгов предусматривает необходимость для потенциального исполнителя подготовить специальную аналитическую записку, в которой будут отражены все необходимые условия для проведения закупок.

Поданные аналитические записки рассматриваются заказчиком, и итоговый контракт или договор заключается с тем исполнителем, который предложил лучший вариант. Однако такой механизм возможно реализовать только в отношении ограниченного числа закупок, которые осуществляются для заключения договоров и контрактов на получение различного рода финансовых услуг у специально аккредитованных на это финансовых учреждений, а также в отношении закупок, итогом которых становится выбор субподрядчика для выполнения какого-либо вида работ.

Сроки заключения договора по итогам неконкурентной закупочной процедуры также должны быть отражены в Положении о закупках. В частности, в рамках данного документа необходимо указать, в течение какого периода времени должны быть заключены контракты и договоры по итогам определения всех условий для такого соглашения.

Максимальный срок для подписания не может превышать десяти дней с момента окончания самой закупочной процедуры либо размещения извещения о такой закупке в Единой информационной системе.

Рассмотрение заявок, переторжка и выбор победителя

Процедура оценки поступивших заявок варьируется в зависимости от способа закупки.

Рассмотрим, как происходит оценка на примере конкурса. В конкурсе побеждает лицо, которое смогло предложить наилучшие условия исполнения договора.

Вместе с комплектом документов исполнители подают заявки установленной формы одновременно с ценовым предложением и прочими характеристиками товара, услуг и выполненных работ.

Заказчики устанавливают критерии, по которым оцениваются поданные от участников заявки. Для каждого критерия заказчики устанавливают собственные параметры значимости и особенности оценки поданных заявок.

Например, для цены было установлено 40%, опыта работы – 25%, срока выполнения работ – 30%, гарантийных обязательств – 10%. В сумме значимость критериев должна составлять 100%. Победителем становится участник, набравший наибольшее количество баллов по результатам оценки.

При аукционе оценка заявок упрощена: побеждает участник, предложивший наиболее низкую цену.

В некоторых случаях в ходе закупки производится предквалификационный отбор. Обычно он необходим при специфических и высокосложных закупках (например, уникального и технически сложного оборудования). Сущность такого квалификационного отбора состоит в том, что первоначально заказчик выбирает поставщиков нужного ему товара или услуги. Затем он прописывает перечень требований к участникам (например, наличие определенного производственного оборудования, квалифицированного персонала или его численности), а также критерии отбора (это, например, аналогичный опыт выполнения подобных работ).

В предквалификационном отборе могут принять участие все желающие, затем среди участников выберут 3-6 поставщиков, которые наилучшим образом отвечают установленным требованиям. Непосредственно к закупке допустят только поставщиков, которые прошли предквалификационный отбор.

Порядок подобного отбора заказчику также необходимо прописать в Положении о закупке.

Участники направляют заявки на участие в конкурсе по требованиям конкурсной документации (согласно п. 9 ст. 3.2 223-ФЗ). Каждый участник может подать только одну заявку (по п. 9,10 ст. 3.2 223-ФЗ). Участники процедуры в электронной форме должны пройти обязательную процедуру аккредитации на площадке, на которой будут проходить торги.

По результатам проведения конкурентных процедур в обязанности заказчика входит подписание договора с победителем. Тогда как при неконкурентном способе закупки заказчик наделен правом не подписывать договор без указания на причину. Заказчик может не обосновывать закупку и НМЦК (цену контракта).

Также при описании процесса оценки поступивших заявок нельзя не рассмотреть такое понятие, как «переторжка». Это процедура, которая направлена на добровольное снижение стоимости предложенных поставщиком товаров или услуг. Таким образом, переторжка направлена на снижение издержек заказчика. Но законодательно она никак не регламентирована.

При желании проведения переторжки заказчику следует прописать в конкурсной документации, что он может предложить участникам добровольно снизить предложенные цены или улучшить условия исполнения контракта.

Переторжка может иметь гласный или тайный характер. При тайной переторжке происходит вскрытие переданных заказчику конвертов и оглашается победитель, но отдельно предложения не озвучиваются. Тогда как при гласной переторжке заказчик вправе предложить всем участникам публично объявлять о новых ценах.

Переторжка оканчивается тогда, когда всеми участниками передаются окончательные цены, и они заявляют о том, что дальше не планируют снижать цены. Цена, полученная при переторжке, является окончательным предложением для каждого участника.

Срок для заключения договора составляет не менее 10 или 20 дней с момента подписания итогового протокола. Конкурентные процедуры в электронном виде производятся по регламенту согласно ст. 3.3 223-ФЗ.

Где проводятся и как искать закупки ПАО «Транснефть»

Планирование конкурентной закупки

Ежегодно заказчик должен публиковать в ЕИС планы закупок товаров, услуг и работ. План закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, а также приобретения лекарственных средств подлежит публикации на 5-7 лет.

План закупок можно рассматривать как информационную базу для всех заинтересованных лиц, которые участвуют в закупках, проводимых заказчиком. Они содержат сведения о потребностях в товарах и услугах, ценах и сроках закупок. Здесь также определяется способ закупки: конкурентный и неконкурентный.

План закупок необходим участникам для планирования участия в закупках. Он способствует расширению численности участников и более эффективному расходованию денег.

Порядок формирования плана, порядок и сроки его размещения в ЕИС утверждены Постановлением Правительства РФ №932.

Правила проведения государственных закупок

Проведение государственных закупок на сегодняшний день может осуществляться различными способами, которые предусмотрены в действующем законодательстве.

Подавляющее большинство государственных и муниципальных заказчиков на сегодняшний день осуществляют закупочные процедуры в соответствии с требованиями положений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

Однако некоторые организации, также выступающие в качестве государственных и муниципальных заказчиков, но имеющие дополнительные сферы финансирования, осуществляют также деятельность по закупкам для своих нужд на основании Федерального закона №223.

Независимо от того, о каком именно регламентирующем нормативном акте идет речь при осуществлении того или иного вида государственных и муниципальных закупок, следует учитывать, что в данной системе есть свои правила, которые должны неукоснительно соблюдаться. К таким правилам на сегодняшний день относятся:

  • прозрачность проводимых закупочных процедур, которая осуществляется во всем, начиная от размещения соответствующей информации на основании плана-графика в Единой информационной системе и до момента заключения контракта с победителем процедуры;
  • возможность обеспечения свободной конкуренции между потенциальными участниками процедур выбора исполнителя по тому или иному государственному или муниципальному контракту, а также контроль всех действий, которые предпринимаются всеми участниками закупочных процедур, с целью избежать возможного нарушения действующего законодательства;
  • наличие у всех участников закупочных процедур, независимо от того, идет речь о заказчике или исполнителе, квалифицированных сотрудников, в обязанности которых входит ведение таких закупочных процедур, а также контроль за соблюдением законодательства в данной сфере;
  • наличие у всех участников контрактной системы необходимых технических средств, которые могут обеспечить качественное участие для них в проводимых процедурах государственных и муниципальных закупок.

Документация

Для того чтобы провести конкурентную закупку, заказчик обязан разработать и разместить в ЕИС документацию о закупке (кроме тех случаев, когда проводится запрос котировок в электронном виде).

Стоит отметить, что закупки до 100 тыс. р. (или до 500 тыс. р. для крупных заказчиков) не подлежат размещению на ЕИС. Но данные о предстоящих закупках на небольшую сумму чаще всего размещаются на сайте заказчика.

Требования к документации содержатся в ст. 4 ФЗ-223. В частности, в ЕИС размещается извещение о закупке. В документации о конкурентной закупке по ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 должны быть указаны:

  1. Требования к безопасности, качеству товаров, их техническим и функциональным характеристикам и пр. важные параметры, которые относятся к предмету закупки.
  2. Требования к форме, содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
  3. Требования к описанию участниками поставляемого товара, который является предметом закупки.
  4. Место, условия и сроки поставки товаров или выполнения работ.
  5. Сведения о цене договора (лота) или формула цены, которая устанавливает порядок расчета суммы, подлежащей к уплате заказчиком.
  6. Форма, сроки и порядок оплаты товара и услуги.
  7. Порядок формирования цены договора с учетом расходов на транспортировку, страховку, уплату налогов и пр.
  8. Порядок начала и окончания сроков подачи заявок на участие в закупке.
  9. Требования к участникам, субподрядчикам, соисполнителям и пр.
  10. Формы и порядок предоставления разъяснений о положениях закупки.
  11. Критерии для оценки и сопоставления заявок на участие в закупках.
  12. Описание предмета закупки.
  13. Иные сведения, которые определены Положением о закупке.

В извещении по проводимой конкурентной закупке, которая также размещается в ЕИС прописываются:

  1. Способы осуществления закупок.
  2. Наименование, местонахождение, контактные сведения заказчика.
  3. Предмет предполагаемого к заключению контракта: объема товара, выполняемых работ и оказываемых услуг, описание предмета закупки.
  4. Место поставки товара, выполнения работы и оказания услуги.
  5. Сведения о цене договора.
  6. Сроки, место и порядок предоставления документации о закупке, а также размер и порядок внесения платы за передачу такой документации (если такие условия утверждены заказчиком).
  7. Сроки подачи заявок на участие в закупках.
  8. Адрес площадки в сети Интернет.
  9. Иные сведения.

Протокол осуществления конкурентной закупки должен содержать такие сведения, как:

  1. Дата подписания протокола.
  2. Количество поданных на участие в конкурсе заявок.
  3. Дата и время регистрации заявок.
  4. Результаты рассмотрения заявок на участие в закупках.
  5. Результаты их оценки.
  6. Прочие сведения.

По результатам закупки составляется итоговый протокол. Итоговый протокол по результатам закупочных мероприятий содержит указание на дату подписания протокола, количество поступивших заявок, порядковые номера заявок для участия в закупках, результаты рассмотрения и оценки поступивших заявок на участие в закупке, причины признания закупки несостоявшейся и иные сведения.

Несмотря на главенствующее место Положения о закупках, порядок проведения конкурентной закупки, регламентированный заказчиком, не должен противоречить 223-ФЗ.

Так, например, 223-ФЗ четко указывает на сроки проведения конкурентной закупки: с момента публикации сведений о ней на сайте заказчика до окончания подачи заявок должно пройти как минимум 20 дней.

Срок размещения извещений для конкурса или аукциона составляет не менее 15 дней до окончания подачи заявок, запроса котировок – не менее 5 рабочих дней, запроса предложений – не менее 7 рабочих дней.

Организация имеет возможность отменить проведение конкурентной закупки до окончания срока подачи заявок. Такое решение подлежит размещению в ЕИС непосредственно в день принятия.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ, заказчик должен провести закупку исключительно в электронной форме на одной из площадок, если в ней будут участвовать субъекты малого бизнеса. По результатам закупок заключается договор на основании размещенного проекта договора (по ч. 29 ст. 3.4 223-ФЗ).

Законодательство допускает возможность внесения изменений в закупочную документацию по ч. 11 ст. 3 223-ФЗ. Так, изменения в извещение должны быть опубликованы в ЕИС в течение 3 дней после их принятия. Также заказчику следует учесть, что при внесении изменений в закупочную документацию необходимо, чтобы на участие в такой закупке оставалось не менее половины от срока подачи заявок.

Участники имеют право запрашивать разъяснения по конкурсной документации. В обязанности заказчика входит передача разъяснений по поступившим запросам в течение трех дней.

Протоколы по конкурентной закупке и прочие документы по проведенным торгам должны храниться не менее 3 лет.

Перечень площадок, работающих по 223-ФЗ

Что требуется для участия

Виды закупок

Можно ли изменять характеристики объекта закупки

По нормам 44-ФЗ заказчик имеет право на заблаговременное изменение закупочной документации.

Согласно положениям ФЗ-44 от 2013 года, при внесении изменений в извещение о закупке и документацию о закупке не допускается изменение закупочного объекта и размера обеспечения заявок на участие в электронных аукционах и конкурсах. Это требования подтверждаются ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65, ч. 4 ст. 71, ч. 6 ст. 74, ч. 7 ст. 87 44-ФЗ.

В законе не содержится указаний относительно того, что не допускается изменять применительно в отношении объекта закупки: наименование, описание или же количество.

С учетом положений 44-ФЗ ряд экспертов полагает, что уточнение технических, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик объекта (в частности, исправление технических ошибок и опечаток) не является нарушением законодательства о контрактной системе. Но, согласно разъясняющим письмам Минэкономразвития (№Д28и-2869 и ОГ-Д28-12765 от 2015 года), заказчику запрещено вносить подобные изменения в закупочную документацию.

Позиция о недопустимости внесения любых изменений обусловлена следующим. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ-44, в план-график может быть включена информация в отношении каждой закупки, в том числе приводится описание объекта закупки. Соответственно, если указанные сведения изменяются, то считается, что закупка не соответствует плану-графику и недопустима.

Таким образом, к описанию поставляемого товара или услуги следует подойти максимально ответственно. Грамотно составленное описание служит гарантией того, что заказчик получит нужные ему товары, работы и услуги, и закупка не будет оспорена в суде или ФАС. Согласно 44-ФЗ, под описанием объекта закупки выступает фиксация его качественных и количественных характеристик, которые позволяют четко идентифицировать объект закупок. Для установления требования к закупаемому объекту заказчику следует сохранять баланс между обеспечением собственных потребностей и требований закона. Действия заказчика могут иметь определенную свободу, если они имеют под собой обоснования и соответствуют целям закупочной деятельности.

https://youtube.com/watch?v=-J1OO4s6leo

ПОДБОР ПОСТАВЩИКОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий