Временный управляющий права и обязанности (стр. 1 из 3)

Обязательства кредитора

Бывают случаи, когда работа арбитражного управляющего оплачивается только кредитором. Речь идет о той ситуации, когда у обанкротившегося должника нет средств на то, чтобы заплатить арбитражному управляющему и компенсировать его расходы. По закону обязательства по расходам в непогашенной за счет распределения имущества должника части относятся на лицо, инициировавшее начало производства.

Условия возникновения обязательств кредитора в банкротсве:

  1. Наличие отчета о финансовом положении ответчика. Данный отчет составляется временным управляющим. Документ должен содержать информацию о том, может ли ответчик оплатить судебные издержки и выплатить вознаграждение управляющему. Отчет составляется до начала открытия производства.
  2. Если должник не сможет погасить расходы, назначается судебное заседание. В ходе заседания сторонам предлагается взять на себя материальные издержки. Основанием для возникновения материальных обязательств является письменное согласие (с указанием суммы) участвующих в деле лиц на возмещение означенными лицами расходов по делопроизводству.

Кто такие арбитражные управляющие

В соответствии с положениями статьи 20 указанного Федерального закона под арбитражным управляющим понимается гражданин Российской Федерации, который осуществляет предусмотренную действующим законодательством деятельность, направленную на удовлетворение требований кредиторов об уплате долга.

В соответствии с положениями указанной статьи арбитражный управляющий обязан состоять в специализированной саморегулирующейся организации арбитражных управляющих, но в целях осуществления своей деятельности состоять он имеет право только в одной организации. При этом ему не запрещено законом заниматься частной практикой, а также осуществлять иную деятельность, не противоречащую требованиям действующего законодательства, но только при соблюдении требования, что такая его деятельность не будет мешать исполнению им своих непосредственных обязанностей, установленных Федеральным законом №127-ФЗ.

Для того чтобы получить статус арбитражного управляющего, гражданин Российской Федерации при вступлении в состав специализированной саморегулирующейся организации должен подтвердить свое соответствие следующим требованиям:

  • обладание высшим образованием в его оконченной форме (подтверждается документом об образовании);
  • опыт работы на каких-либо руководящих должностях (вне зависимости от того, идет речь о государственном учреждении или частной организации), который может быть подтвержден с помощью специальных документов, например, копией трудовой книжки или выпиской из приказа о назначении на руководящую должность;
  • прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в течение не менее двух лет до даты подачи документов на вступление в саморегулирующуюся организацию (подтверждается специальным протоколом прохождения стажировки или иным документом, который выдается руководителем стажировки – действующим арбитражным управляющим);
  • прохождение теоретического экзамена в части владения курсом программы подготовки арбитражных управляющих (сдается при вступлении в саморегулирующуюся организацию, если другие варианты проверки уровня профессиональной подготовки не оговорены в нормативных документах такой организации);
  • у кандидата не должно быть наказания в виде дисквалификации по административным правонарушениям либо наказания в виде запрета на занятие определенных должностей за совершение преступлений, характеризуемых как умышленные (подтверждается справками из правоохранительных органов либо из судебных органов);
  • также у кандидата на вступление в саморегулирующуюся организацию не должно быть судимостей за преступления умышленного типа;
  • в течение трех лет, предшествующих подаче заявления на вступление в ряды арбитражных управляющих, кандидат не должен быть исключен из таких саморегулирующихся организаций за совершение нарушений действующего федерального законодательства. При этом такие нарушения, за которые было осуществлено исключение из такой организации, определяются как неустранимые либо неустраненные в срок, установленный организацией при выявлении этих нарушений.

Если арбитражный управляющий, являющийся членом саморегулирующейся организации, допустит нарушение действующего федерального законодательства, в отношении него может быть использован рычаг воздействия в виде исключения из числа членов саморегулирующейся организации в течение одного месяца с даты выявления такого нарушения.

Если такое исключение было осуществлено, кандидатура такого арбитражного управляющего не может быть представлена в арбитражный суд для участия в деле о банкротстве.

Расходы финансового управляющего

Полномочия финансового управляющего при банкротстве физического лица

Права заимодавцев

Конечной целью процедуры банкротства является выполнение должником финансовых обязательств.
Помимо граждан и предприятий, в роли кредиторов могут выступать уполномоченные государством, муниципальными организациями или субъектами федераций органы. Как участники процесса выступают также внебюджетные фонды и налоговая служба. Уполномоченные организации не входят в число обладающих приоритетным положением конкурсных кредиторов.

Согласно 2 ст. закона «О несостоятельности», существует два типа кредиторов. Первый тип — это «обычные» лица, желающие вернуть свои долги, второй — конкурсные кредиторы. Последние обладают приоритетным положением. Заявления этих лиц являются достаточным основанием и поводом для инициирования процедуры банкротства. Конкурсные кредиторы могут голосовать на собраниях. Они принимают решения, способные влиять на исход процесса и последующее распределение имущества должника.

Основания для смены арбитражного или конкурсного управляющего

Основная задача управляющего состоит в соблюдении баланса интересов между кредиторами и должником. При смещении баланса в пользу одной из сторон эффективность работы существенно снижается.

Бездействие управляющего или неэффективная работа могут привести к чрезмерному затягиванию процедуры банкротства и снижению показателей погашения кредиторских требований. В результате процесс может длиться бесконечно.

Именно поэтому вокруг процедуры назначения конкурсного управляющего нередко ведутся конфликты и возникают ситуации, когда перед участниками процесса остро стоит необходимость смены управляющего.

Если одной из сторон конфликта был проигран процесс по назначению управляющего, либо она слишком поздно узнала о возбуждении дела о банкротстве в отношении должника, то перед ней может стоять задача о замене управляющего на более лояльного.

Считается, что самый простой способ добиться замены конкурсного управляющего – получить большинство голосов на собрании кредиторов. Но даже наличие такого большинства голосов еще не приводит к автоматическому смещению управляющего.

Конкурсный управляющий хоть и выступает формально руководителем должника на этапе конкурсного производства, но назначить и сместить его не так просто как единоличный исполнительный орган на основании ФЗ «Об акционерных обществах» или ФЗ «Об ООО». Положения данных законов в рассматриваемом случае не действуют. Отстранение конкурсного управляющего происходит на основании норм 127-ФЗ.

Причин, по которым отстранить конкурсного управляющего от процесса весьма непросто, несколько:

  1. Все вопросы, которые связаны с назначением, освобождением или отстранением управляющего, находятся в ведении арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве.
  2. В компетенцию собрания кредиторов не входит отстранение управляющего от работы. Они вправе только принять решение о том, чтобы выступить с ходатайством перед арбитражным судом об отстранении управляющего. При этом финальное решение будет за судом.
  3. Для отстранения конкурсного управляющего требуется наличие веских оснований, мотивов и их доказательства. Одного ходатайства будет недостаточно.

Среди оснований для снятия с должности арбитражного или конкурсного управляющего можно выделить:

  1. Собственное желание управляющего или его самоотвод.
  2. Исключение арбитражного управляющего из СРО или выход из ее состава (некоторые кредиторы пытаются добиться принудительного исключения управляющего, чтобы обзавестись веским основанием для его отстранения от должности, но сделать это опять же не так просто).
  3. Отстранение управляющего на основании судебного решения, которое вынесено по результатам рассмотрения жалобы кредитора на действия или бездействие управляющего.
  4. Отстранение управляющего на основании ходатайства собрания конкурсных кредиторов о нарушении их прав и законных интересов из-за злоупотребления управляющим своим положением, его бездействия и пр.
  5. Смена процедуры банкротства. Например, допускается использовать предусмотренный в ст. 146 127-ФЗ переход от конкурсного производства к внешнему управлению. Тогда управляющий должен быть смещен, и должна быть назначена другая фигура – внешний управляющий.
  6. Обнаружение обстоятельств, которые препятствуют назначению управляющего арбитражным судом, при вынесении соответствующего постановления (например, у управляющего отсутствовал допуск к гостайне, хотя он был ему необходим; предприятие относится к категории стратегически важных, или управляющий выступает заинтересованным лицом в деле о банкротстве по отношению к должнику или кредиторам).
  7. Дисквалификация управляющего в качестве должностного лица в деле о банкротстве (она допускается на основании различных норм КоАП и применяется на период от 6 месяцев до 3 лет).
  8. Получение управляющим судимости за совершение преступления, назначение наказания в виде лишения права занятия определенных должностей либо лишение права заниматься определенной деятельностью.
  9. Отмена судебного акта о назначении управляющего. Для назначения нового управляющего должно быть получено соответствующее решение собрания кредиторов.

Основания для отстранения управляющего приведены в ст. 20.4, 20.5 Закона о банкротстве 127-ФЗ. Возможности подачи жалобы на действия управляющего комитетом кредиторов или должником содержатся в п. 3 ст. 17 127-ФЗ, п. 3 ст. 60. Пункт 1 ст. 22 127-ФЗ позволяет СРО обращаться в суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего.

Механизм банкротства

Статус банкрота фирма зарабатывает не сразу, поскольку крупные задолженности накапливаются в течение нескольких лет. Причин разорения предприятия  много и не все они связаны с деятельностью управленцев и директоров.

В случае получения искового заявления о взыскания долга от кредиторов, обанкротившейся фирме целесообразно запустить механизм банкротства. Такая процедура позволит максимально эффективно распорядиться балансом должника.

Права временного управляющего предоставляют ему возможность защищать интересы того из кредиторов, который первый обратился с претензионным заявлением. Таким образом, осуществляется целенаправленная деятельность против банкрота. Вышеизложенные обстоятельства усугубляются ещё и тем, что первые рекомендации управляющего наделяет кредитора инициативой и доминированием.

К кому не может применяться наблюдение

Процедура наблюдения по закону не применяется к отдельным категориям должников. В частности, эти те юрлица, которым гарантировано прохождение процедуры в упрощенном порядке:

  1. Компании, находящиеся в процессе ликвидации.
  2. Отсутствующие должники.

Данное положение обусловлено тем, что в отношении указанных юрлиц нецелесообразно устанавливать реабилитационные процедуры, так как восстановление их платежеспособности не имеет смысла. В отношении таких компаний сразу вводится этап конкурсного производства.

Наблюдение не применяется в отношении компаний, которые ведут незаконную деятельность на финансовом рынке.

Таким образом, процедура наблюдения при банкротстве юридического лица представляет первый предварительный этап признания финансовой несостоятельности. Особенностью его является тот факт, что оно позволяет окончательно решить дальнейшую судьбу должника – предполагается ли его исключение из реестра и ликвидация, либо допустимо также финансовое оздоровление.

Права и обязанности

Права и обязанности, которыми наделяется арбитражный управляющий в процессе проведения дела о банкротстве, зафиксированы в статье 20.3 Федерального закона №127-ФЗ.

К числу основных прав арбитражного управляющего относятся:

  • созывы собраний и комитетов кредиторов с целью определения направления действий при удовлетворении их требований;
  • выступления в судебных заседаниях, а также личное обращение в суды с ходатайствами в тех случаях, когда такие действия необходимы для полноценного ведения дела о банкротстве организации-должника (например, если для полного удовлетворения выставленных требований кредиторов недостаточно имеющейся конкурсной массы, возможно выступление арбитражного управляющего с ходатайством о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, признаваемых в качестве контролирующих должника, с целью взыскания с них суммы причиненного кредиторам ущерба);
  • получение вознаграждения за осуществление своей деятельности в том порядке и в том размере, которые установлены действующим федеральным законодательством;
  • привлечение для исполнения своих непосредственных обязанностей в деле о банкротстве тех лиц, которые позволят проводить процедуру банкротства без значительных потерь для всех ее участников. Такое привлечение происходит на договорной основе, если другие варианты не были предусмотрены действующим федеральным законодательством;
  • направление запросов в уполномоченные государственные органы для получения исчерпывающей информации о руководителях организации-должника, ее учредителях и иных лицах, которые в силу своего положения могут оказывать влияние на финансовое положение дел в организации. При этом арбитражный управляющий может получить любые виды информации, в том числе относимые к государственной тайне;
  • подача в арбитражный суд, который назначил такого арбитражного управляющего, заявления о его освобождении от участия в определенном деле (в том числе в случае возникновения обстоятельств, которые могут быть истолкованы судом как обстоятельства личной заинтересованности).

Что касается обязанностей, то их список выглядит следующим образом:

  • принятие мер, которые имеют своей главной целью защиту имущества должника, в том числе от вероятного расхищения, что может существенным образом оказать негативное влияние на существующую конкурсную массу;
  • проведение анализа финансового положения организации-должника, а также тех действий, которые были осуществлены, в том числе для выявления вероятного фиктивного банкротства;
  • ведение и предоставление заинтересованным лицам реестра требований кредиторов, в том числе для ознакомления, а также созыв собраний кредиторов в случаях, когда был затребован такой реестр;
  • предоставление кредиторам сведений, которые позволяют оценить осуществленные организацией-должником действия, в том числе с точки зрения возникновения ответственности третьих лиц, не привлеченных изначально к участию в деле о банкротстве;
  • направление информации в уполномоченные государственные органы в тех случаях, когда были выявлены обстоятельства, которые могут быть признаны административными правонарушениями или уголовными преступлениями с целью проведения всестороннего расследования таких обстоятельств;
  • в случае выявления признаков, которые позволяют говорить о фиктивности банкротства – направление данных о выявленных обстоятельствах в уполномоченные государственные органы с целью выявления возможных фактов нарушения действующего законодательства;
  • привлечение лиц на договорной основе, которые своими действиями, предусмотренными действующим законодательством о банкротстве, позволят арбитражному управляющему исполнить возложенные на него обязанности;
  • выявление фактов нарушения подачи заявления о собственном банкротстве организацией-должником в лице ее руководителя или учредителя в судебные органы, а также сообщение о таком нарушении в уполномоченные органы для составления соответствующего протокола.

Данный перечень прав и обязанностей может быть расширен судом в ходе назначения арбитражного управляющего в конкретное дело, но только при условии, что такого расширения требуют сами обстоятельства дела.

Права и обязанности участников наблюдения при несостоятельности юридического лица

На этапе наблюдения при банкротстве юридического лица участниками процедуры являются следующие субъекты:

  • юридическое лицо, являющееся ответчиком в данном процессе;
  • кредиторы организации;
  • временный управляющий.

Права и обязанности каждого из субъектов процедуры наблюдения регламентированы законодательством и для удобства восприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1. Права и обязанности участников процедуры наблюдения

Субъект Имеет право: Обязан:
Должник
  • самостоятельно начать процесс признания несостоятельности;
  • осуществлять деятельность в период наблюдения с учетом введенных ограничений;
  • ознакомиться с заключением управляющего;
  • оспаривать решение арбитражного суда в установленном порядке.
  • соблюдать установленные судом ограничения;
  • действовать по согласованию с временным управляющим;
  • предоставлять все запрашиваемые документы управляющему;
  • не препятствовать работе управляющего;
  • оплачивать все расходы, связанные с процессом.
Кредиторы
  • подать заявление о начале процедуры банкротства;
  • участвовать в собрании кредиторов и изучать результаты работы управляющего;
  • выдвигать свою кандидатуру при формировании комитета кредиторов;
  • оспорить решение суда.
  • предоставить документальное обоснование иска;
  • предоставлять достоверные данные;
  • соблюдать закон о банкротстве и иные законодательные акты в период проведения процедуры.
Временный управляющий
  • изучать любые документы, связанные с деятельностью юридического лица;
  • осуществлять контроль за работой организации и ее руководителями;
  • получить вознаграждение, установленное законом о банкротстве;
  • отказаться от участия в банкротстве, подав соответствующее заявление в суд.
  • провести независимую оценку деятельности организации и предложить в качестве рекомендации мероприятия для выхода из сложившейся ситуации;
  • контролировать действия и решения руководства;
  • формировать реестр кредиторов;
  • провести совет первых кредиторов и зафиксировать его результаты в протоколе;
  • предоставить в арбитражный суд отчетную документацию.

Соблюдение прав и обязанностей участниками процесса установления несостоятельности юридического лица сокращает его длительность, исключая возникновения спорных ситуаций и дополнительных судебных разбирательств.

Как действует временный управляющий?

Его роль в процессе о банкротстве обусловлена нормами вышеназванного закона. В числе его ключевых задач – сохранение имущества должника, и для полноценного её выполнения временный управляющий наделяется определёнными правами. Подробнее о процедуре банкротства вот тут.

Так, данное временный управляющий является непосредственным участником дела о банкротстве, что даёт ему право:

  • предъявлять в интересах дела требования от собственного имени о признании заключаемых сделок ничтожными или недействительными;
  • требовать от руководителя предприятия-должника информации о заключаемых договорах и сделках.

Реестр сделок, подконтрольных управляющему включает операции:

  • с недвижимостью должника, включённой в реестр;
  • имуществом, если его балансовая стоимость выше 10% стоимости активов предприятия-должника также балансовой;
  • в вопросах передачи имущества в доверительное управление;
  • с займами, как по их предоставлению, так и по их получению;
  • поручительств и предоставлении гарантий;
  • переводов долгов и переуступки прав.

Законное обоснование прав

Таким образом, в вопросах сохранения имущества предприятия-должника, временный управляющий действует в соответствии с 1 пунктом 60 статьи Закона о банкротстве.

Данный пункт даёт управляющему право ходатайствовать перед судом о необходимости принятия мер, обеспечивающих сохранность имущества. Он вправе наложить вето на заключение некоторых сделок без его соответствующим образом оформленного согласия.

Среди прочего функционала управляющего можно выделить:

  • Контроль деятельности руководителя предприятия должника.
  • Подача ходатайств об отстранении руководителя от должности, если совершаемые им действия препятствуют работе управляющего или совершаемые руководителем сделки убыточны.

Перечень обязанностей

Одновременно с правами, должностное лицо наделяется и рядом обязанностей, неисполнение которых может стать основанием его отстранения. Так, временный управляющий обязан в рамках своей деятельности:

  1. Принимать меры по обеспечению сохранности имущества предприятия-должника.
  2. Выявлять причины возникновения признаков банкротства организации.
  3. Определять ликвидность имеющегося в распоряжении должника имущества.
  4. Давать прогнозы и анализировать перспективы восстановления платёжеспособности предприятия при оздоровлении и введении внешнего управления. Смотрите здесь коэффициент утраты, восстановления платёжеспособности.
  5. Давать оценку относительно рыночной стоимости рассматриваемого бизнеса.
  6. Выступать с предложением комплекса мероприятий или системы мер, способных помочь предприятию-должнику выйти из сложившейся ситуации.

Временный управляющий обязан принимать меры по выявлению умышленного банкротства, в частности, выявить признаки, свидетельствующие о банкротстве фиктивном или преднамеренном. К таковым относятся:

  • Признаки исправления документов финансовой деятельности или их уничтожения.
  • Моменты сокрытия имущества, препятствие включения его в реестр.
  • Не истребование или препятствие истребованию задолженности дебиторского характера.
  • Совершение сделок явно убыточных для предприятия.
  • Не осуществление выплат по кредитным и иным финансовым обязательства при наличии такой возможности.
  • Не предоставление информации о третьих лицах и контрагентах, в частности об их местонахождении, у которых находится имущество должнику принадлежащее.

Временный управляющий должен исключить предумышленное банкротство.

Временные правила проверки арбитражным управляющим организации-банкрота изложены в одной из прошлых статей.

Кроме того, различного рода создаваемые препятствия в виде не предоставления информации или предоставление априори недостоверных, ложных данных и сведений по запросам временного управляющего, также могут натолкнуть последнего на мысль о фиктивном банкротстве.

Управляющий устанавливает реестр лиц-кредиторов. Образец заполнения реестра требований кредиторов тут. Кредиторы в срок 1 месяц предъявляют свои требования.

На этом видео временный управляющий рассказывает нюансы процедуры банкротства крупного предприятия после окончания своих полномочий:

При вынесении определения о начале внешнего управления, конкурсного производства или завершении дела о банкротстве, управляющий обязан известить о данном факте кредиторов и прочих заинтересованных в этом лиц.

Назначение ВУ в стадии наблюдение

Направить иск в суд о начале процесса банкротства может должник, заимодатель или уполномоченный орган. Если процесс инициируется заимодателем, в своём обращении он указывает реквизиты кандидата на должность управляющего и наименование организации, где числится специалист.

После утверждения заявления и начала процесса банкротства суд рассматривает возможность назначения предложенного кандидата. Если представленный специалист не подходит по некоторым причинам, а других предложений на назначение нет, суд направляет запрос в специальную организацию. В этом случае в течение семи дней в суд направляют необходимого специалиста.

Как правило, ВУ назначают физическое лицо со статусом ИП. Если специалист является государственным служащим, он может не иметь статуса ИП.

Специалист выполняет свои обязанности на протяжении стадии наблюдения и складывает свои полномочия после:

  • введения судом следующей стадии банкротства и избрания внешнего или конкурсного управляющего;
  • заключения сторонами мирового соглашения;
  • отказа суда в дальнейшем рассмотрении дела о банкротстве.

Кто такой специалист по временному антикризисному управлению?

Управлять предприятием должностное лицо начинает начинает через трое суток после того, как суд получит заявление с прошением признать банкротство предприятия и будет начата процедура наблюдения. Эта стадия продолжается обычно 3-5 месяцев. Уполномоченным может выступать физлицо, назначенное судом.

Кто и когда назначает арбитражного управляющего:

  1. Утверждает физлицо на должность только судебный орган (арбитраж).

  2. Займодателями может быть представлен свой перечень кандидатур на позицию временного управляющего при банкротстве.

  3. При отсутствии списка арбитраж назначит человека, который имеет требуемые полномочия.

В случае, когда кандидатур нет, арбитражем отправляется запрос в специальный госорган, который занят делами финансового оздоровления.

Специалисты, работающие в данной структуре должны предоставить суду кандидата на роль временного ответственного лица не позднее 7 дней со времени приема запроса.

Назначение урегулировано посредством ФЗ-127. Предпочесть при выборе следует кандидатуру, прошедшую регистрацию в качестве ИП. В такой ситуации, если на должность управляющего претендует сотрудник госорганов, который занимается делами финансового оздоровления, статус ИП роли не играет.

Временным управляющим при банкротстве позиционироваться не имеет права:

  • судимый;

  • участвующий в управлении в течение предшествующих 3-х лет организации-банкрота;

  • вовлеченный в пользу займодателя или задолжавшего лица.

Управляющий начинает исполнять обязанности сразу, как будет назначен на должность и продолжает до следующих моментов:

  1. Арбитраж признает банкротство компании и выберет должностное лицо для проведения конкурса.

  2. Управляющий будет переназначен.

  3. Суд примет решение о до процессуальном соглашении займодателя и задолжавшего.

  4. Арбитраж откажет в признании факта банкротства.

Если специалист, который был выбран на должность, не может полноценно выполнять то, что обязан, на его место назначается другая кандидатура из составленного списка.

Формальные и неформальные признаки неплатежеспособности

Основным формальным признаком банкротства является неплатежеспособность. Также необходимо учитывать и неформальные признаки. Они делятся, в свою очередь, на документарные и косвенные. К документарным относятся:

  • неграмотная финансовая документация;
  • увеличение дебиторской задолженности;
  • большая задолженность перед работниками;
  • резкое снижение или увеличение материальных запасов.

Косвенными признаками принято считать такие обстоятельства:

  • медленное реагирование на изменение рынка;
  • завышенные цены на свою продукцию;
  • неоправданные риски использования новых технологий;
  • изменение в закупке сырья;
  • слияние с новыми организациями.

Стоит отметить, что банкротство по временной регистрации может осуществляться только по месту постоянной прописки. Даже при длительном проживании по другому адресу с большей долей вероятности суд перенаправит дело по регистрационному адресу. Процедура банкротства позволяет получить более стабильный график расчета с кредиторами, а также временно передохнуть от накопленных обязательств.

Возникает вопрос о том, может ли временное условное банкротство перейти в реальное

Если взять во внимание все перечисленные факты и заявление о признании банкротом, можно сделать вывод, что все методы для восстановления платежеспособности предприятия окажутся неэффективными. А это значит, что временное условное банкротство перейдет в реальное

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий