Выборы и референдум

В чем отличие референдума от выборов? Выборы и референдум – отличия и сходства избирательного права в таблице

В современном обществе каждый человек, достигший совершеннолетия, имеет право участвовать в политической жизни, влияя тем самым на принятие важных государственных вопросов. Основными формами такого участия являются выборы и референдум. Узнаем, в чем состоит их сходство и различие.

Это одна из форм участия граждан в политике. Голосовать можно на выборах и референдумах. В этом состоит избирательное право.

Виды избирательного права: активное (участие дееспособных лиц, достигших 18 лет, в выборах президента, представительных органов власти), пассивное (право быть избранным в представительные органы власти: в нашей стране – с 21 года).

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по обществознанию? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!

  • регистрация избирателей по месту жительства;
  • использование единого списка кандидатов и бланков для всех регионов страны;
  • присутствие независимых наблюдателей для гарантии честности процедуры;
  • официальное представление результатов.

Здесь необходимо отметить некоторые важные аспекты.Тайна голосования обеспечивается наличием на избирательных участках специальных кабинок и отсутствие какой-либо подписи избирателя на бюллетенях. Во время голосования избирателям представляются два или более кандидатов. Выборы могут происходить в один или два тура, то есть могут быть назначены дополнительные выборы, если ни одни из кандидатов не набрал больше половины голосов.

Людей, выступающих и отдающих свои голоса за определенную партию, называют электоратом. За него борются все партии, так как именно отданные за них голоса позволяют им играть свою роль в политике государства.

Выборы и референдум

Две основные формы участия граждан в политической жизни обладают рядом общих и отличительных черт.

Представим в виде таблицы “Отличия и сходства выборов и референдума”.

Целеполагание, результат и сроки действия

Голосование относится к методам непосредственной демократии. Оно дает возможность гражданам высказать свое мнение. Но в ходе голосования идет формирование представительских органов власти. Референдум же решает более важные вопросы, которые невозможно доверить депутатам. Получается, что последний, с точки зрения власти, главнее. Его результаты имеют высшую силу. Референдум дает легитимность решению по контурному вопросу. В отличие от него, выборы только подтверждают мандат. Кстати, лица, которым народ доверил власть, имеют к ней доступ на определенное время. Обычно это описано в конституции или иных законах страны. По его истечении легитимность мандата исчезает, заканчивается. А вот решение общенародного волеизъявления (референдума) действует бессрочно. Отменить его возможно только организацией такого же плебисцита.

Что такое выборы

Выборами называют процесс, в ходе которого избираются или переизбираются кандидаты на какой-либо пост. Чаще всего понятие выборов применяется по отношению к депутатам и должностным лицам государственных органов или органов местного самоуправления. Это одна из основных форм выражения воли народа, важнейший институт современной демократии. Выборы происходят посредством голосования в специальных пунктах. Допускаются к этому процессу граждане, достигшие совершеннолетия.

Реализация своего избирательного права гражданами является важнейшей формой участия их в управлении государством. Соответствующий порядок и правила проведения выборов закрепляются обычно в конституциях стран. Участие в выборах — не просто конституционное право, это событие, требующее от участников политической ответственности. Такая ответственность за принимаемые решения формирует правовую и политическую культуру избираемых и избирателей.Выборы могут быть парламентскими или президентскими, всеобщими или частичными, общегосударственными или местными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, очередными или досрочными, альтернативными или безальтернативными, прямыми или косвенными. При прямых выборах депутаты или должностные лица избираются населением. Например, в нашей стране прямыми являются выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ. При косвенных — население избирает выборщиков, которые, в свою очередь, избирают соответствующих лиц. В США граждане избирают выборщиков, а уже они — Президента.Все современные демократические державы проводят выборы, но далеко не все выборы являются демократическими. Иногда участвует только один кандидат без альтернативы. Подобные выборы сопровождаются запугиванием и фальсификацией. Свободные демократические выборы возможны при наличии альтернативности, свободы проведения избирательной кампании и свободы волеизъявления избирателей. Они должны быть всеобщими, равными, прямыми и проходить при тайном голосовании.Выборные должности избранники занимают в течение времени, обозначенного в законе, по истечении этого срока организуется новая избирательная кампания. Исход предвыборной борьбы определяется результатами голосования. Поэтому к процедуре голосования предъявляются высокие требования. Кабины для голосования оборудуются таким образом, чтобы можно было обеспечить тайну волеизъявления. Выборные бюллетени выдаются строго по предъявлению паспорта, чтобы нельзя было проголосовать несколько раз. Урны для голосования опечатываются, результаты фиксируются в протоколе, обязательно присутствие независимых наблюдателей.Начинаются выборы с выдвижения кандидатов. Каждый кандидат должен обратиться в комиссию и предоставить на рассмотрение протоколы собраний и свое заявление о желании баллотироваться. Затем начинается сбор подписей, оформление подписных листов и проверка их достоверности

Эти процедуры необходимы для первичной регистрации кандидатов.Успешно проведенный сбор подписей — важное, но недостаточное основание для регистрации кандидата. Кроме этого, он должен предоставить сведения об имуществе, о доходах

Далее происходит окончательная регистрация, то есть, получение удостоверения кандидата. Только после этого разрешается предвыборная агитация, в которую входит предвыборная программа, пресс-конференции, встречи с избирателями, наглядная агитация, теледебаты, митинги и так далее.За сутки до голосования агитация завершается. Далее проходят непосредственно выборы, которые состоят из добровольного участия, тайного голосования, подсчета голосов и оглашения результатов голосования. Каждый голос расценивается одинаково. Один-единственный голос может обеспечить успех кандидату.После информация с каждого участка доставляется в территориальные избирательные комиссии. Основное назначение этих органов — контроль над проведением выборов и оглашение результатов. По окончании подсчета голосов комиссия оформляет протокол, в котором указываются цифры итогов голосования. От этих цифр и зависит победа или проигрыш кандидатов.

Нет четкой грани между информированием и агитацией

Информирование о выборах или референдуме — обязанность избирательных комиссий. Законы четко отделяют информирование от агитации и прописывают, кто этим может заниматься, а кому это запрещено.

«То есть этот вопрос достаточно хорошо урегулирован с тем, чтобы лица и органы, которые призваны за бюджетные деньги выполнять какие-то функции, чтобы они не переступали черту, не занимались агитацией, используя свое положение. Это относится и к избиркомам, и к органам власти. Здесь же мы видим, что фактически органам власти, органам местного самоуправления и избиркомам поручено законом проводить только информирование. Про агитацию нет ни слова. Это не значит, что агитации нет. Агитация, конечно, существует, но при этом органам власти проводить ее запрещено», — подчеркивает сопредседатель «Голоса».

Тест по теме выборы. Тест с ответами по теме: «Избирательное право»

1. Год, когда право голоса для женщин стало частью международного права:а) 1948 год, +б) 1952 год;в) 1979 год;г) 1919 год.

2. В каком году женщины старше 30 лет были допущены к выборам в Канаде, России, Германии и Польше?а) 1918 году,+а) 1948 году,б) 1952 году;в) 1979 году;

3. В каком случает выборы Президента РФ считаются недействительными ?а) Если нельзя достоверно определить волеизъявление избирателей; +б) Если выборы признаны недействительными на избирательных участках численность избирателей, на которых составляет 1/3 от общего числа зарегистрированных избирателей;в) Если выборы признаны недействительными на избирательных участках численность избирателей, на которых составляет 1/4 от общего числа зарегистрированных избирателей; +г) Если выборы признаны недействительными на избирательных участках численность избирателей, на которых составляет более 50% от общего числа зарегистрированных избирателей;

4. За сколько дней образуются избирательные участки?а) 25 дней;б) 30 дней;в) 35 дней;г) 45 дней; +

5. Закончите предложение:«Возрастной ценз…».а) предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время;б) означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока;в) означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста;+г) заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на опре¬деленную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенно¬го размера.

6. Сколько лет должно быть гражданину на момент выборов, чтобы избираться Депутатом Государственной Думы ФС РФ?а) 25 лет;б) 18 лет;в) 21 года;+г) 30 лет;

7. Закончите предложение:«Моральный ценз …».а) предполагает определенные нравственные требования к избирателю;+б) предполагает принадлежность избирателя к определенной религии;в) предполагал недопущение к выборам женщин;г) означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста.

8. Не позднее какого времени территориальная комиссия передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума?а) Не позднее 20 дней;+б) Не позднее 30 дней;в) Не позднее 15 дней;г) Не позднее 45 дней;

9. Что обозначают в конституционном праве термином «выборы»?а) разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив;б) наличие различных вариантов для осуществления воли;в) процесс «избирания» Президента;г) процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установ¬ленном порядке два или более кандидата.+

10. На какой срок избирается Центральная избирательная комиссия РФ?а) 4 года;б) 3 года;в) 5 лет; +г) 6 лет;

11. Кто принимает решение о сроках проведения выборов Президента РФ?а) Действующий Президент РФ;б) Центральная избирательная комиссия Органами законодательной власти субъектов РФ;в) В порядке самовыдвижения; +г) Политические партии; +д) Группа граждан не менее 500 человек;

12. Что означает принцип всеобщего избирательного права?а) избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми.+б) право избирателя избирать и быть избранным непосред¬ственно в выборный орган или на выборную должность.в) избиратель выбирает лишь членов коллегии, кото¬рая затем уже избирает выборный органг) избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере.

13. Сколько членов в центральной избирательной комиссии РФ?а) 20 членов;б) 30 членов;в)  15 членов;+г) 10 членов;

14. Что следует согласно плюральному вотуму?а) заранее делят избирателей на группы с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп.

Референдум: цель и сущность

Референдум – это выражение воли гражданина путем голосования по вопросам осуществления государственной и/или общественной жизни. Голосование может проводиться по всем законопроектам и действующим законам.

Конституция РФ прописывает в статье 32 возможность голосования в референдуме как законное право каждого гражданина на участие в управлении государственными делами. Референдум в России имеет высокую значимость, что объясняется закреплением порядка его проведения в нормах федерального конституционного закона 1995 года «О референдуме Российской Федерации». Это предусматривает и статья 92 Конституции России 1993 года, в которой указан запрет на назначение референдума Председателем Правительства в период его временного исполнения обязанностей Президента РФ.

Цель и сущность референдума

Целью проведения референдума может быть анализ мнения народа по следующим вопросам:

  • прекращение полномочий Главы государства, палат Парламента России (Совета Федерации и Государственной Думы) ранее обозначенного срока, либо продление срока;
  • проведение досрочных выборов государственных органов власти и должностных лиц;
  • изменение правового статуса субъекта Федерации;
  • принятие, внесение изменений в федеральный бюджет страны;
  • порядок исполнения и/или изменения внутренних финансовых обязательств государства;
  • принятие срочных мер по спасению населения (обеспечение здоровья и безопасности);
  • введение, отмена, изменение федеральных налогов и сборов, равно как и освобождение граждан от их уплаты;
  • амнистия, помилование.

Сущность референдума – знать мнение народа, выразившего свою волю путем голосования, и принять меры, отвечающие требованиям граждан. Однако принятые положения путем референдума не должны противоречить конституционным нормам.

Запрет на референдум

Проведение референдума запрещено в случае, если:

  • на территории страны введено военное или чрезвычайное положение, либо прошло не более 3 месяцев после их отмены;
  • прошло менее года со дня предыдущего референдума по такому же выносимому на голосование вопросу.

Инициаторы референдума

С инициативой о проведении референдума имеет право выступить:

  • группа граждан, численностью не менее 2 млн при условии, что за пределами России из них проживает не более 10%;
  • Конституционное собрание по вопросу принятия новой Конституции.

Субъекты права инициативы о проведении референдума могут образовать инициативную группу в составе от 100 человек. Цель этой группы – сбор подписей в поддержку проведения референдума.

Инициатива подается в избирательную комиссию субъекта РФ, в котором проживает большая часть членов инициативной группы. Ходатайство о проведении референдума должно содержать в себе:

  • вопрос, по которому планируется проведение голосования;
  • субъекты страны для сбора подписей;
  • информация о членах инициативной группы.

Основанием для отказа в регистрации ходатайства может быть несоответствие выставляемых на голосование требований положениям Конституции РФ.

Выборы и референдум в рф. История референдумов в СССР и России

Президент России Владимир Путин во время оглашения послания Федеральному собранию предложил внести несколько важных поправок в Конституцию РФ, а также провести по ним всенародное голосование. О чем раньше власти спрашивали граждан на референдумах — в материале “Ъ”.

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года . В ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного совета СССР… производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года . На него был вынесен вопрос «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44% граждан, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4% участников опроса, однако в декабре того же года Союз прекратил существование.

17 марта 1991 года прошел всероссийский референдум о введении поста президента РФ . В нем приняло участие 75,09% россиян, из них 69,85% поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РФ был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, в разгар противостояния президента и Верховного совета РФ, прошел плебисцит о доверии этим органам власти , на который были вынесены четыре вопроса. Бюллетени получило 64,51% избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66% голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04%. За досрочные выборы президента высказалось 49,49%, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16%. В итоге никаких внеочередных выборов не проводилось, а съезд народных депутатов РФ был распущен 21 сентября 1993 года указом президента.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции РФ . Назвать этот плебисцит всенародным голосованием потребовалось, чтобы обойти требование закона «О референдуме РСФСР» об изменении Конституции лишь большинством от общего числа избирателей. В голосовании участвовало 54,79% избирателей, из них 58,42% поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Больше федеральных референдумов в России не было. На региональном уровне проходили голосования о переносе столицы (в Республике Коми), о местном времени (в Волгоградской области), о поправках в региональную конституцию (в Чечне и Туве), об объединении регионов (в Красноярском крае, Пермской области, Забайкальском крае и других субъектах).

В чем заключается отличие между референдумом и выборами?

В современном правовом мире у гражданина имеются обязательства и возможность выражения своей воли, что касаемо и относительно вопросов государственного управления. Избрание главы государства и формирование составов органов власти выступают основными способами выражения конституционных прав избирателей на участие в политической жизни государства.

Право избираться, избирать членов власти в органы местного самоуправления и выражать свое мнение по тому или иному вопросу, имеющему государственное значение, человеку дано конституционным правом Российской Федерации, и именуется избирательным правом. Оно выражается в форме выборов и референдума.

Что такое референдум?

Референдум является выражением непосредственной демократии. Он считается особым видом пользования избирательными правами граждан, когда объектом голосования выступает не определённый претендент на пост, а учитывается мнение всех референтов страны по определенному интересующему вопросу.

Соблюдение процедуры и условий референдума регулируется законодательством. Организация референдума производится по мере необходимости. Инициатива может исходить как от государственных органов и партий, так и представителей общественных объединений и граждан. Таким образом, референдум выступает инструментом прямой демократии, когда люди самостоятельно делают выбор по конкретной проблеме, выставленной на голосование.

Такой метод принятия значимых политических решений имеет существенные недочёты. Среди них можно отметить наиболее главные. Большое число людей не участвует в референдумах. Решение по вопросу выносится при незначительном большинстве голосов. Всегда есть нюансы, которые не учитываются при принятии решения.

Что представляют собой выборы?

Выборы — это избрание представителей властей путем голосования. Они проводятся для утверждения в должности какого-либо лица, представленного для избрания в состав органов управления. Выборы могут проводиться на различных уровнях государственной организации, начиная с выборов президента страны и заканчивая выбором управляющего предприятием. Отсюда следует, что выборы являются механизмом представительной демократии.

Выборы производятся на основе базовых принципов:

  • тайность голосования и анонимность предполагают, что никто не имеет права и возможности повлиять на выбор избирателей;
  • равноправие и наличие альтернативных кандидатов;
  • здравая оценка и всенародная огласка СМИ хода подготовки, непосредственно самого процесса выборов и порядка избрания кандидатов;
  • всеобщность выборов даёт гарантию каждому гражданину, достигшему избирательного возраста (18 лет), независимо от его социального статуса, вероисповедания, национальности, пола, уровня образования, фактического места жительства, на возможность принятия участия в выборах в качестве избирателя. Исключением выступают лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными;
  • равенство голосов подразумевает, что каждый избиратель имеет возможность отдать свой голос только за одного кандидата.

Основные отличия данных понятий

Сравнение способов выражения избирательного права позволяет выделить определенное сходство между этими двумя видами волеизъявления граждан. И референдумы, и выборы проводятся на разных уровнях государственного устройства. Последовательность их организации и особенности назначения регламентируются законодательной базой страны и, соответственно, беспрекословно соблюдаются. Однако, выборы предполагают голосование «против» или «за» кандидатов и представителей партий на определенные места в органах законодательной и исполнительной власти.

https://youtube.com/watch?v=Y4gqUGiF2BA

Обсуждение на референдуме предполагает решение совершенно разных проблем, касающихся, например принятия поправок к конституции, изменения формы правления или формы государственного устройства, принятия либо отмены законов

Немаловажное значение имеет решение таких вопросов как вступление страны в международную организацию или сообщество, а также присоединение к международному соглашению и ряд других вопросов

Результатом выборов при этом будет являться легитимность власти. То есть, при истечении определённого срока избранные на выборах должностные лица либо переизбираются на новый срок или же уступают своё место приемникам.

Выборы и референдумы, как формы участия человека в политике. Выборы, как основная форма политического участия граждан.

Кто
и как «делает» или определяет политику?
Обывателю кажется, что этим занимаются
исключительно государственные органы
власти и должностные лица, политические
партии, общественные организации,
политические элиты и лидеры. Для
обозначения роли этих институтов и
субъектов политики обычно применяют
слова – политическая деятельность,
государственные (партийные) решения,
принятие законов, выстраивание
политических отношений, заключение
союзов, коалиций и т.д. А как же народ?
Какое отношение к этим процессам реальной
наблюдаемой простыми гражданами политике
имеют они сами? Оказывают ли они влияние
на политику? Если да, то с помощью каких
политических институтов, инструментов
и каким образом?

Для
обозначения, описания и оценки роли
народа, простых граждан в политике, а,
следовательно, во власти используется
понятие «политическое участие». Политическое
участие – это процесс влияние граждан
на формирование и функционирование
институтов государственной власти, на
выработку и реализацию ими желаемых
для граждан решений и действий. Американские
политологи С. Верба и Н. Ни называют
политическое участие «инструментальной
активностью, посредством которой
граждане пытаются влиять на правительство
таким образом, чтобы оно предпринимало
желаемые для них действия».

Формы
политического участия весьма многообразны. В их числе: членство
граждан в политических партиях,
общественных организациях и движениях;
участие в выборах и референдумах; участие
в митингах, демонстрациях (маршах),
пикетах поддержки или протеста; участие
в забастовках, голодовках, а также в
государственных переворотах, политическом
терроре, в революциях и гражданских
войнах и многие другие.

Основные типы политического участия.

Существует
большое количество подходов и схем
выделения и описания различных типов
политического участия. Мы затронем лишь
некоторые основания для классификации
форм политического участия.

Чем отличаются выборы от референдума

Если кратко, главное и основное отличие заключается в том, что именно выбирают:

Выборы — это конституционное право каждого гражданина путем своего голоса выбирать кандидата или список кандидатов на определённую государственную должность. Референдум — это форма принятия законов и важных вопросов государственно жизни путем выражения мнения группы большинства граждан.

То есть, если сказать простым языком, то выборы – это когда народ избирает кандидата на любую государственную должность (самый понятный пример – избрание Президента РФ), а референдум – когда принимают важное решение, касающееся жизни государства, путем народного голосования (самый понятный пример – голосование о выходе Крыма из состава Украины)

Определения

Чтобы понять, чем отличается референдум от выборов, необходимо охарактеризовать оба мероприятия. В процессе их изучения выясним и сравним основные черты.

Начнем с референдума. Это, по сути, опрос граждан демократического государства. Людям предлагается ответить «да» или «нет» на конкретный вопрос. Иногда необходимо выбрать вариант из более развернутых предложений. Но все равно суть сводится к тому, что граждане изъявляют свою волю.

То же самое происходит и на выборах. Мероприятие выглядит очень похоже, но смысл у него иной. У избирательного процесса иная цель. Граждане отдают свой голос за кого-то из кандидатов на место их представителя в определенном органе. К примеру, законодательство РФ разрабатывается Государственной думой. Каждый субъект федерации выдвигает в этот орган своих представителей с тем, чтобы эти люди лоббировали их интересы.

Получается, что важные для граждан вопросы решаются по-разному. В случае референдума — напрямую, при выборах – опосредованно. Это и есть ответ на наш вопрос. Референдум отличается от прямых выборов тем, что в ходе проведения первого осуществляется прямая демократия, второго – представительная. Имеет ли это значение для обычного гражданина? Давайте разбираться.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий