Как правильно оформить заявку на участие в электронном аукционе с учетом требований 44-фз?

Подача заявки

Практика подачи и рассмотрения заявок

Заказчик, как мы знаем, может отклонить заявку за несоответствие требованиям законодательства о госзакупках и предоставление недостоверной информации. Нередко спорные ситуации возникают именно из-за того, что не всегда понятно, что можно считать недостоверной информацией.

На практике также может возникнуть ситуация, отчасти из-за невнимательности участников, при которой несколько заявок отклоняются заказчиком. В результате — проведение аукциона срывается. После этого заказчик обязан поставить об этом в известность контролирующий орган (ФАС) и провести закупку у единственного поставщика.

Но при проверке целесообразности проведения закупки у единственного поставщика ФАС может усомниться в правомерности действий заказчика при отклонении заявок. В таких случаях заказчик попадает под штрафные санкции, предусмотренные законодательством о госзакупках.

Рассмотрим несколько ситуаций из практики, когда позиция контролирующего органа расходится с мнением заказчика.

Ситуация 1. Заявка на участе в аукционе с противоречивыми сведениями

Участник предоставил в составе заявки противоречивую информацию: сведения, указанные в выписке из ЕГРЮЛ, не соответствуют сведениям в учредительных документах. Заказчик принял решение отклонить заявку участника. Что делать участнику в данной ситуации?

Если состав учредителей участника изменился или была допущена ошибка при внесении сведений в ЕГРЮЛ, и данный факт был установлен, то заказчик не должен отклонять такую заявку.

По закону о контрактной системе, если участник предоставил недостоверные сведения, то заказчик должен его отклонить, но расхождение сведений об учредителях или акционерах в выписке из ЕГРЮЛ и учредительных документах не всегда свидетельствует об их недостоверности и может быть вызвано объективными причинами. Часто в таких случаях арбитражные суды встают на сторону участника и считают, что отклонение заявки в связи с представлением недостоверных сведений может быть признано неправомерным при наличии определенных обстоятельств.

Заказчику следует удостовериться в том, что расхождение сведений об участниках (учредителях или акционерах) в выписке из ЕГРЮЛ и учредительных документах не вызвано объективными причинами, перед тем, как принять решение об отклонении такой заявки. В противном случае заявку желательно не отклонять.

Ситуация 2. Техническая ошибка в заявке

При предоставлении сведений участник указал в заявке ИНН, содержащий техническую ошибку. Заказчик отклонил заявку. Имел ли он на это право, и может ли участник пожаловаться на действия заказчика?

Так как техническая ошибка не создает препятствий для идентификации участника, заказчик не должен отклонять такую заявку. Ведь ясно, что информация об ИНН и наименовании участника может быть установлена из учредительных и иных документов, представленных в составе заявки. Участник имеет право пожаловаться в суд или ФАС. Обе эти инстанции в подобных случаях встают на сторону участника и считают отклонение заявки неправомерным.

Ситуация 3. Неполная информация в выписке из ЕГРЮЛ

Участник прикрепил к заявке копию лицензии, а в представленной им выписке из ЕГРЮЛ информация о наличии лицензии отсутствует. Может ли заказчик отклонить такую заявку, сославшись на то, что предоставленные сведения недостоверны? Можно ли оспорить действия заказчика?

Закон о контрактной системе предписывает участнику представить два документа — выписку из ЕГРЮЛ и копию документа, подтверждающего соответствие участника требованиям законодательства к лицам, которые осуществляют выполнение работ, являющихся предметом контракта (лицензии). Выписка из ЕГРЮЛ служит подтверждением того, что участник зарегистрирован как юридическое лицо в налоговом органе. Соответствие же участника требованиям законодательства подтверждается копией лицензии, а не сведениями о лицензии, которые содержатся в ЕГРЮЛ.

Если участник пожалуется в ФАС или в арбитражный суд, то с большей вероятностью (85 % на практике) решение будет вынесено в его пользу, а действия заказчика будут признаны неправомерными.

Рассмотрение вторых частей заявок

Комиссия заказчика рассматривает вторые части заявок участников, занявших с первого по пятое места по итогам аукциона. Процесс рассмотрения длится не более 3 рабочих дней. Единственное основание для отклонения второй части заявки — отсутствие в ней нужной информации либо наличие недостоверных сведений.

Когда все заявки рассмотрены, заказчик составляет протокол подведения итогов аукциона. В нем указываются порядковые номера 5 лучших заявок и делается отметка об их соответствии требованиям. Если заявка признана не соответствующей требованиям, необходимо указать, что именно в ней нарушено. В отношении каждой заявки указывается решение каждого члена комиссии.

Участники, занявшие первые 3 места, не могут отозвать свои заявки. Все прочие участники могут это сделать, направив уведомление оператору ЭТП.

Протокол публикуется в ЕИС не позже следующего рабочего дня. Помимо этого, в течение часа оператор ЭТП должен уведомить всех участников об итогах рассмотрения заявок.

Если ни одна вторая часть заявки не соответствует требованиям, аукцион признается несостоявшимся.

Несостоявшийся аукцион в электронной форме 44-ФЗ

Закупка может быть признана несостоявшейся по следующим причинам (от которых будут зависеть варианты дальнейших действий заказчика):

  1. Если на момент завершения установленных сроков для подачи заявок не поступило ни одного предложения. Заказчик вправе объявить повторный аукцион или закупить товар у единственного поставщика.
  2. Если при рассмотрении первых частей поступивших заявок только одно предложение было признано соответствующим требованиям. При этом контракт заключается с единственным поставщиком по начальной цене.
  3. Если в ходе торгов не поступило ни одного ценового предложения, то контракт заключается с поставщиком по начальной стоимости.
  4. Если при торгах не поступило ни одного ценового предложения, то оператор площадки передает вторые части заказчику и победителем признается участник, чье предложение поступило ранее остальных.
  5. Если аукционная комиссия отклонила все вторые части заявок.
  6. Если участники, занявшие и 1, и 2 место при торгах, отказались от заключения контракта.

Рассмотрение первых частей заявок

Отличие конкурса от аукциона

Отличием конкурса от аукциона является то, что в последнем случае победитель определяется только по ценовым критериям. Им становится тот участник торгов, который предложил наименьшую стоимость, если аукцион был на понижение.

Но ФЗ-44 содержит некоторые особенности. Так, если в ходе торгов цена контракта достигла 0,5% от НМЦК, то тип аукциона изменяется с понижения на повышение. Побеждает участник, предложивший наибольшую цену.

Если два участника предложили одинаковую цену, то побеждает участник, который сделал предложение раньше.

Преимуществом аукциона перед конкурсом является его проведение в электронном виде, более быстрая и простая процедура закупки. При аукционе значительная часть функций передается оператору электронной площадки, что упрощает работу заказчика.

При этом недостатками аукциона по сравнению с конкурсом является то, что он не позволяет учесть целый ряд факторов при выборе победителя.

Нюансы подготовки первых частей заявок в электронной форме

При формировании аукционной заявки нужно тщательно изучить законодательные требования и аукционную документацию

В процессе подготовки первой части заявки необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. В этом разделе не требуется указывать никаких конкретных данных заявителя. То есть предложение, например, оформить заявку на фирменном бланке — повод обратиться в антимонопольную службу для разбирательства.
  2. Если в предложенной документации есть форма, по которой рекомендуется заполнять заявку, стоит пойти навстречу организаторам торгов, несмотря на необязательность такого требования.
  3. Сведения о товаре в первом разделе заявки (в отличие от выполнения работ или услуг) должны содержать точные характеристики предмета сделки, которые следует прикрепить к заявке отдельным файлом. Кроме того, информация о товаре может быть дополнена его изображением, эскизом, рисунком, чертежом.
  4. Документ заверяется электронной цифровой подписью.

Требовать иные документы, кроме тех, которые определены для первого (равно как и второго) раздела заявки законодательно, не допускается.

Отклонить заявку на этапе подачи как первой, так и второй части могут:

  • из-за неполной передачи сведений;
  • передачи недостоверной информации;
  • несоответствия предложенного товара аукционным требованиям.

Как законодателем регулируется подготовка заявки на тендер

Тендеры проводятся в разных формах: аукциона, конкурса или в иной. В первом случае побеждает тот, кто предложит самую приемлемую цену, во втором — кто предложит более выгодные условия. В третьем случае используются иные способы определения победителя. Общие положения о проведении тендеров содержатся в ст. 447–449 Гражданского кодекса РФ. Также существуют отдельные нормы, регулирующие различного рода торги. Например, ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ определяет проведение аукционов на заключение договоров по развитию застроенной территории.

Что касается ответа на вопрос о том, как подать заявку на тендер, то как источник общего порядка можно упомянуть закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ  (далее — закон № 44-ФЗ). Однако нельзя утверждать, что все торги проходят строго по регламенту указанного нормативного источника.

Аукцион не состоялся

Обеспечение по поданным заявкам

Согласно требованиям 44-ФЗ, заказчик должен установить обеспечение по проводимым закупкам товаров и услуг. Для того чтобы принять участие в закупке и отправить заявку, от заказчика требуется внести предусмотренное обеспечение, иначе его отстранят от торгов.

Основная цель обеспечения заявок на электронный аукцион состоит в подтверждении благонадежности поставщика. Согласно 44-ФЗ, обеспечение может быть внесено в двух основных формах: в виде денежных средств или банковской гарантии. Электронный аукцион предполагает только денежную форму обеспечения.

При участии в электронном аукционе участнику не требуется предпринимать активных действий для перечисления обеспечения. По сути, обеспечительная мера при электронном аукционе предполагает блокирование на личном счете исполнителя определенной денежной суммы вплоть до окончания аукциона. На расчетный счет заказчика указанная сумма не поступает.

Согласно нормам пп. 14-15 ст. 44 44-ФЗ, обеспечение рассчитывается на основании НМЦК (она определяется по правилам ст. 22). Если максимальная цена не превышает 3 млн. р., то обеспечение платится в размере 1% от цены, если она более 3 млн. р. – от 0,5 до 5%.

Для учреждений уголовно-исправительной системы, сообщества инвалидов и субъектов малого бизнеса размер обеспечения не может превышать 2% от НМЦК. (по ст. 28-30 ФЗ-44).

Процесс внесения и возврата обеспечительных мер предполагает такие этапы:

  1. Поставщик вносит на личный счет, открытый ему на ЭТП, сумму, которая требуется для обеспечения контракта, или большую сумму на свое усмотрение.
  2. После подачи им заявки оператор ЭТП блокирует на личном счете участника тот объем денежных средств, который соответствует аукционной сумме обеспечения, в течение часа после получения заявочного обращения.
  3. Сумма должна быть возвращена исполнителю на его текущий счет в течение одного рабочего дня после выбора победителя закупки, ее аннулирования, отклонения заявки, отзыва поставщиком предложения, отказа ФАС в одобрении заключения контракта с единственным поставщиком.

Правила заполнения

Форма №2 заполняется в обезличенном формате. Это фактически обозначает, что участникам запрещено предоставлять информацию о себе при заполнении указанного документа. Данное требование направлено на повышение честности и прозрачности закупки.

Обычно для удобства заказчика форма №2 имеет табличную форму. В ней содержатся колонки с наименованием товара, единицей измерения, значениями и пр. Образец заполнения формы 2 можно скачать здесь.

Информация в табличной форме пользуется широкой популярностью по причине своей наглядности, систематизированности. Она позволяет сократить время на подготовку и проверку заявки, снижает шансы на включение ошибочных данных.

Готовые образцы форм №2 обычно не содержат индивидуальных особенностей закупки. Поэтому участнику аукциона рекомендовано готовить вторую часть заявки самостоятельно с опорой на аукционную документацию (в частности, на техническое задание) и в точном соответствии с изложенными требованиями

Так, в аукционной документации особое внимание следует уделить пункту «Требования к содержанию и составу заявки на участие»

Согласно положениям 44-ФЗ, каждый заказчик вправе прикрепить рекомендуемые формы для заполнения заявок. Но требовать от участников предоставления заявок по такой форме заказчик не вправе. Связано это с тем, что по ч. 2 ст. 64 44-ФЗ документация не может содержать требований к оформлению заявок.

Согласно требованиям ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, в первую часть заявки на участие в электронном аукционе должны быть включены такие сведения:

  1. Согласие на поставку товара или его эквивалента на условиях закупки, которые содержатся в тендерной документации.
  2. Конкретные характеристики товара, соответствующие техзаданию.
  3. Товарный знак.
  4. Страна происхождения товара (страну нужно указывать в том случае, если заказчиком по требованию 44-ФЗ были установлены запреты и ограничения допуска товаров, которые происходят из иностранных государств по ст. 14 44-ФЗ).

В июле 2018 года в ст. 66 44-ФЗ были внесены изменения, которые прямо повлияли на порядок заполнения формы №2. Согласно указанным поправкам:

  1. Предмет закупки не может быть изменен по результатам проведения электронного аукциона.
  2. Согласие на поставку товаров и услуг предоставляется с применением средств ЭТП.
  3. Включать в первую часть заявки сведения о конкретных показателях товара и товарных знаках допускается только в том случае, если в закупочной документации нет упоминания о товарных знаках либо если поставщик предлагает продукцию под другими товарными знаками.

Когда в рамках электронного аукциона закупаются работы и услуги, которые не предполагают использование каких-либо материалов, то от участника вовсе не требуется заполнять форму №2. Он только предоставляет свое согласие оказать нужные заказчику услуги.

Согласно ч. 4 ст.66 44-ФЗ, первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать фотографии, эскизы, чертежи, а также иные изображения поставляемого товара.

При заполнении формы №2 для участия в аукционе участнику следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Внимательно проанализировать аукционную документацию, учесть все важные нюансы. Стоит пользоваться теми же терминами и сокращениями, что и заказчик.
  2. Найти инструкцию по заполнению заявки (если она отсутствует, то на заказчика можно пожаловаться в ФАС).
  3. При возникновении спорных ситуаций стоит отправлять запросы на разъяснения положений документации в адрес заказчика. За весь период закупки участник вправе обратиться за разъяснениями не более 3 раз.
  4. В форме №2 нужно указывать только реальные характеристики товаров и услуг.
  5. Нужно отслеживать изменения и разъяснения документации на сайте, которые публикуются заказчиком.
  6. Требуется несколько раз проверить заявку перед ее отправкой.
  7. При необоснованном отклонении заявки участнику нужно обратиться в ФАС.

Часто заказчики идут на различные технические уловки, чтобы не пропустить неугодных участников. В ход идут арифметические ошибки, излишние требования к материалам, недостающие документы, утратившие силу ГОСТы. Либо специально приводят ТЗ в нечитабельной форме. Все это может стать поводом для обжалования действий заказчиков.

Заявка перед передачей ее заказчику подписывается посредством ЭЦП.

По  ч. 2 ст. 67 44-ФЗ первые части заявок должны быть рассмотрены заказчиком в течение 7 дней. Сроки рассмотрения заявок на участие в аукционе с НМЦК в пределах 3 млн р. не должны превышать одного рабочего дня.

Аккредитация на ЭТП

Сроки хранения документации

ФЗ-44 не содержит однозначной информации о сроках хранения документации по закупкам. Согласно п. 10 ст. 60, ответственность за хранение документов по проведенному аукциону возлагается на электронную торговую площадку.

По аналогии с другими процедурами можно сделать вывод, что документы по электронному аукциону должны храниться не менее 3 лет. После чего вся конкурсная документация архивируется или уничтожается. Сроки хранения начинают отсчитываться с 1 января следующего года. Так, если закупка произведена в 2017 году, то документы должны храниться до 31 декабря 2021 года.

Ст. 196 Гражданского кодекса содержит указание на трехлетний срок исковой давности, что также подтверждает необходимость хранения документов в течение этих временных рамок. Более длительное хранение документов лишено смысла, так как закупку уже нельзя будет оспорить.

Таким образом, заказчикам целесообразно организовывать закупки в формате аукциона, если основным критерием отбора поставщика является цена, а остальные характеристики не имеют существенного значения. Но в некоторых случаях организация торгов через аукцион — это обязанность, а не право заказчика. Он должен провести закупку в формате аукциона, если объект закупки включен в аукционный перечень по Распоряжению Правительства РФ от 2016 года №471-Р.

Сегодня все закупки с помощью аукциона проводятся электронным способом на сертифицированных площадках. Электронный аукцион обеспечивает здоровую конкуренцию и позволяет провести закупку на выгодных ценовых условиях. Победителем аукциона становится поставщик, предоставивший наиболее выгодное ценовое предложение. Заказчик при необходимости может вносить правки в закупку и даже отменить ее. После завершения аукциона все документы по нему следует хранить не менее 3 лет.

Документация

Извещение об аукционе

Извещение о проведении аукциона публикуется в ЕИС и в любых средствах массовой информации в такие сроки:

  • если цена контракта меньше 3 млн рублей — не менее чем за 7 дней до окончания срока приема заявок;
  • если цена контракта более 3 млн рублей — не менее чем за 15 дней.

В извещение включается информация, обязательная для всех закупок:

  1. Реквизиты заказчика — название, адрес, контактные данные, ФИО ответственного за закупку лица.
  2. Условия контракта — описание закупки в соответствии со статьей 33, сведения о количестве закупаемых товаров или объеме работ, услуг, а также месте их выполнения.
  3. Срок исполнения контракта.
  4. НМЦК и источник финансирования.
  5. Идентификационный код.
  6. Ограничение или преференции для отдельных групп участников. Например, проведение информация о том, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства.
  7. Способ определения поставщика.
  8. Информация о подаче заявок.
  9. Сведения о размере и порядке предоставления обеспечения заявки.
  10. Сведения об обеспечении контракта — размер, порядок представления, информация о банковском или казначейском сопровождении.

Помимо этого, в извещение включается информация о конкретной процедуре: адрес ЭТП, даты окончания приема заявок и проведения аукциона, размер обеспечения заявки, требования к участнику — общие и дополнительные, условия и запреты для реализации национального режима (если установлены).

Аукционная документация

В документах об аукционе в целом повторяется вся информация, которая содержится в извещении. Кроме этого, аукционная документация содержит такие сведения:

  1. Полное описание объекта закупки, условия госконтракта, а также обоснование цены.
  2. Требования к содержанию заявки, включая инструкцию по заполнению.
  3. Порядок расчетов, включая вопросы применение курса иностранной валюты.
  4. Сведения о контрактной службе заказчика, контрактном управляющем либо лице, которое ответственно за этот аукцион.
  5. Информация об изменении условий контракта.
  6. Срок подписания контракта.
  7. Условия, при которых победитель будет признан уклонившимся от.
  8. Период, в которой участники могут послать запрос на разъяснение положений документации.
  9. Информация об одностороннем расторжении контракта.
  10. Проект контракта.

Запрос на разъяснение

Если у поставщика возникают вопросы по поводу отдельных положений документации, он может запросить разъяснения. Эта возможность работает для любого аккредитованного участника. Каждый из них может подать 3 запроса в рамках одной процедуры. Для этого установлены такие сроки:

  1. Запрос направляется не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок.
  2. ЭТП передает его заказчику в течение 1 часа.
  3. Заказчик размещает свои разъяснения в течение 2 дней. При этом информация об участнике, подавшем запрос, не публикуется.

Изменения в документации

В результате разъяснения закупочная документация может быть изменена. Кроме того, заказчик может сделать это и по своему усмотрению. Правила таковы:

  1. Изменить документацию можно не позже, чем за 2 дня до конца приема заявок.
  2. Изменение публикуется в течение 1 дня после принятия такого решения.
  3. Срок принятия заявок продлевается таким образом, чтобы до его окончания оставалось 7 или 15 дней в зависимости от цены контракта.
  4. Разъяснение должны уточнять или вносить дополнения в документацию, но не менять ее суть.
  5. Запрещено менять объект закупки, увеличивать обеспечение контракта.

Процедура торгов

Дата аукциона указывается в документации. Он проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок. Если этот день выпадает на выходной, то в следующий за ними первый рабочий день. Время назначается оператором и зависит от часового пояса.

Все участники, допущенные до процедуры, в назначенный день и час собираются в «аукционном зале» на ЭТП. Когда аукцион начинается, они подают свои ценовые предложения. Шаг цены не может быть меньше половины процента от НМЦК или текущего минимального предложения участника. Собственную заявку можно только улучшить, то есть подать другую с меньшей ценой. Однако если лучшей заявкой является ваша, еще больше улучшить ее вы не можете, пока другой участник не сделает этого. Также запрещено подавать заявку с ценой, равной нулю. Более подробно о процессе проведения аукциона, ценовых предложениях и шаге цены можно прочитать в отдельном материале.

Бывает, что два участника падают одинаковые заявки. В этом случае победителем будет тот, чья заявка зафиксирована первой.

Следующие 10 минут участники могут подать предложения с ценой, не ниже чем у победителя. Она может быть любой между НМЦК и ценой-лидером. В данном случае расчет делается на то, что на этапе рассмотрения вторых частей заявок некоторые из них могут быть отвергнуты.

Протокол проведения аукциона

По результатам аукциона оператор формирует протокол, в котором указывает сведения о начальной цене контракта и все последние предложения участников, распределенные по возрастанию цены. То есть участнику, подавшему лучшую заявку, будет присвоен номер «1». В отношении каждой заявки фиксируется время, в которое она поступила. Помимо этого, в протоколе указывается адрес ЭТП, а также время начала и окончания торгов. Протокол размещается на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.

В течение следующего часа оператор должен направить заказчику:

  • протокол аукциона;
  • вторые части заявок всех участников, которые ранжированы в протоколе под номерами 1-10;
  • документы из реестра аккредитованных участников.

Кроме того, уведомление об итогах аукциона направляется его участникам.

Если участнику аукциона что-то непонятно в его итогах, он может направить запрос о разъяснении. На ответ оператору дается 2 рабочих дня.

Если цена «перешла через ноль»

В ходе торгов цена контракта может быть снижена до нуля. Подавая следующие после этого предложения, участники будут состязаться между собой за право заключить контракт с заказчиком. Последняя цена будет уплачена победившим участником заказчику за заключение контракта. Такой аукцион может проводиться до 100 млн рублей. Участник не может подать заявку на сумму, превышающую стоимость крупной сделки, которая опубликована в Реестре на ЭТП. Обеспечение контракта в таком случае рассчитывается не от цены, предложенной победителем, а от начальной цены.

Заключение контракта по итогам электронного аукциона

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий