Что такое государственный контракт по 44-фз? порядок его заключения, обеспечения и исполнения

Изменения в применении Национального режима

Можно ли избежать занесения в Реестр недобросовестных поставщиков

Участник может участвовать в рассмотрении дела и заявлять доводы в свою защиту. Для этого ему придется хорошо подготовиться: собрать документацию и сведения, подтверждающие неумышленный характер правонарушения (например, если причиной были технические неполадки, то стоит приложить скрины обращения в службу поддержки или к провайдеру).

Также поставщику следует подготовить доказательства того, что он принял со своей стороны все возможные меры для подписания контракта (например, обратился в банк или к брокеру для оформления гарантии) и предполагал исполнение своих обязательств в рамках этого контракта (например, подписал контракт с производителем). В пользу поставщика будет играть тот факт, что он готов подписать контракт в текущий момент.

Стоит отметить, что решение о включении сведений о поставщике в реестр принимают непосредственно отделения антимонопольной службы на местах. Поэтому единой практики по вопросу включения сведений в реестр нет. В одинаковых ситуациях некоторые участники включаются в РНП, другие – нет. Поэтому оптимально ориентироваться на аналогичные решения, принятые в ФАС по местонахождению заказчика. Например, некоторые ФАС посчитали такие причины просрочки, как сбой на ЭТП, выход из строя техники, уважительными.

Поставщика должны известить о том, где и когда будет рассматриваться дело о его включении в реестр. Отсутствие такого уведомления является нарушением и заседание подлежит переносу. Но если поставщик был уведомлен о заседании, но не явился на него, то дело рассмотрят по существу без поставщика.

Если ФАС примет решение в пользу поставщика, то государственный контракт может быть подписан в перспективе. Если же антимонопольный орган посчитает, что в действиях поставщика были нарушения, то сведения о компании будут переданы в реестр в течение 3 дней. Согласно условиям законодательства, участник закупки будет находиться в РНП в течение 2 лет.

Минимальная доля закупок

Особенности подписания при наличии разногласий

Порядок действий сторон при подписании контракта

Сама процедура подписания контракта или договора по итогам завершенного закупочного мероприятия выглядит следующим образом:

  • после подписания итогового протокола заказчик готовит в полном виде проект контракта, указывая все сведения о том, кто будет исполнителем по контракту, а также на каких условиях будет происходить подписание такого договора;
  • данный проект контракта направляется потенциальному исполнителю для ознакомления с ним и последующего подписания. В ходе изучения данного проекта контрагент государственного и муниципального заказчика обязан изучить его на предмет наличия фактических и юридических ошибок, а также возможных несоответствий, с точки зрения оформления условий исполнения взятых на себя обязательств;
  • в том случае, если никаких ошибок, а также если нет никаких разногласий со стороны исполнителя по сформированным условиям исполнения взятых по контракту обязательств, контрагент обязан внести обеспечение исполнения контракта (в случае, если заказчиком были установлены требования о внесении такого обеспечения в форме залога средств или банковской гарантии) и подписывает со своей стороны текст документа;
  • после подписания текста контракта исполнителем заказчик подписывает текст документа со своей стороны, что делает его юридически легитимным. Кроме того, именно с даты подписания контракта заказчиком данный документ будет считаться вступившим в свою силу.

Если в указанные выше сроки исполнитель по контракту не передал заказчику подписанные документы по контракту, то он может считаться уклонившимся от подписания контракта. В этом случае заказчик получает полное право на обращение в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей).

В том случае, если такое уклонение произошло, заказчик имеет право обратиться к участнику закупочной процедуры, который по итогам проведенной процедуры признан вторым, чтобы заключить с ним контракт. В отношении такого лица также действуют указанные выше сроки относительно подписания контракта, однако если такой участник откажется от подписания соглашения (такое право дано участнику на основании действующего законодательства без признания его уклоняющимся от заключения контракта и без включения его в Реестр недобросовестных поставщиков), процедура признается несостоявшейся, и заказчик обязан объявить процедуру повторно.

В том случае, если участник процедуры, которому присвоено второе место по итогам процедуры, соглашается в ходе переговоров с заказчиком на подписание контракта, действия заказчика будут проходить по следующему алгоритму:

  • заказчик обязан сформировать пакет документов, подтверждающих сведения о том, что победитель закупочной процедуры уклоняется от подписания контракта или договора, и направить этот проект в Федеральную антимонопольную службу;
  • после того как этот пакет был сформирован, заказчик обязан разместить его в Единой информационной системе в сфере закупок в течение одного рабочего дня с момента фиксации факта уклонения победителя процедуры от подписания контракта;
  • после того как сведения об уклоняющемся от подписания победителе процедуры были переданы в уполномоченные государственные органы, заказчик редактирует проект контракта в соответствии с данными второго участника и направляет ему этот проект. Сроки для такого направления не изменяются и рассчитываются таким же образом, как и для подписания контракта с победителем;
  • если переговоры со вторым участником провести невозможно, заказчик направляет ему в электронном или бумажном виде (в бумажном – при условии наличия такого требования в действующем законодательстве) проект контракта для подписания. В том случае, если второй участник закупочного мероприятия согласен на заключение данного контракта, он подписывает контракт со своей стороны и направляет заказчику для подписания уже со стороны инициатора закупки, после чего происходит подписание всего документа и его вступление в юридическую силу.

Возможно ли продление срока

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что продлить контракт по 44-ФЗ достаточно проблематично и возможно только при определенных обстоятельствах. Даже если возникают непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным его исполнение, закон жестко ограничивает стороны и всячески вынуждает их расторгнуть контракт и начать процедуру новой закупки.

Это связано с тем, что базовым принципом закона 44-ФЗ является конкурентная закупка. Изменение условий отношений по контракту, в т.ч. его пролонгация, этому принципу противоречат. Если бы такого запрета не было, многие заказчики, вместо того, чтобы проводить новую закупку, продляли бы прежние контракты с устраивающими их поставщиками.

Но все же исключение из этого правила есть. В связи с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года был принят закон 124-ФЗ, которой изложил в новой редакции часть 65 ст. 112 44-ФЗ, и разрешил продлять срок контрактов в 2020 году. Рассмотрим при каких условиях и как это можно сделать.

Если ограничительные меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции привели к неисполнению обязательств по контракту, законодатель разрешил изменить сроки его исполнения

Условия продления срока контрактов в 2020 году

Внесенные поправки разрешают пролонгировать срок исполнения контракта по соглашению сторон при условии, что обязательства не были выполнены из-за распространения коронавирусной инфекции и / или ограничительных мер, введенных властями в связи с этим. Чтобы продлить контракт, необходимо предоставить:

  • письменное обоснование переноса сроков контракта;
  • решение Правительства РФ, правительства субъекта федерации, администрации муниципального образования;
  • документ, подтверждающий перечисление на счет заказчика дополнительного обеспечения, если из-за продления сроков, изменяются условия обеспечения.

Перенос срока оформляется в виде дополнительного соглашения. В нем проставляются новые даты исполнения обязательств, уточненные условия обеспечения. Документ подписывается сторонами и публикуется в ЕИС в реестре контрактов.

Продление контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Часто вопрос пролонгации контрактов возникает при закупках у единственного поставщика, в частности, если предметом закупки являются:

  • товары / работы / услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
  • коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению и т. п.;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • услуги и работы по техобслуживанию зданий и оборудования;
  • услуги по энергоснабжению и т. п.

В таких контрактах из года в год остается один и тот же поставщик, казалось бы, почему нельзя их продлевать? Минэкономразвития России разъясняет невозможность пролонгации тем, что согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, который составляется после того, как заказчику были доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий год.

Таким образом, контракты закупки, в том числе у единственного поставщика, заключаются, исходя из выделенных лимитов, на определенный срок и не могут продлеваться автоматически. После окончания срока действия контракта заказчик обязан осуществить новую закупку на следующий период – конкурентную или у единственного поставщика.

Исполнение контракта за пределами установленных сроков

В некоторых случаях закон разрешает выполнить поставщику (исполнителю, подрядчику) взятые на себя обязательства после того, как срок действия контракта закончился. При этом он не продлевается, а выполняется за пределами сроков.

Если просрочка возникла по вине поставщика, заказчик может принять товар / работы / услуги позже, при этом он обязан начислить пеню.

Если же поставщик докажет, что причиной просрочки стали действия самого заказчика или обстоятельства непреодолимой силы, это освободит его от наложения санкций (п. 9 ст. 34 44-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся природные и техногенные катастрофы, войны, революции, стихийные бедствия. Подобный форс-мажор необходимо подкрепить документально, например справкой из МЧС, ТПП РФ.

Рассмотрение первых частей заявок

Конкурс на стройку

Сроки закрытия

Согласно ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, заказчики должны в течение 3 рабочих дней направлять в ЕИС сведения о заключении, расторжении и исполнении контракта, а также о приемке товаров, услуг и работ со дня заключения, исполнения или расторжения контракта.

По Постановлению Правительства №632 от 2018 года были внесены изменения в порядок отчетности по 44-ФЗ и Постановление Правительства №1084 от 2013 года, которое его регламентирует сегодня.

С июля 2018 были увеличены сроки для передачи информации данных об исполнении контракта в реестре. Теперь они составляют не три, а пять рабочих дней. Помимо этого, с июля 2018 года не размещаются в ЕИС сведения и документы по госконтрактам, которые были подписаны по результатам закрытых закупочных процедур по п. 3-5 ст. 84 44-ФЗ.

Сведения об изменении контракта и его расторжении передаются в ЕИС в течение 1 рабочего дня по требованиям ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, хотя указанные здесь сроки противоречат положениям ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, где прописаны трехдневные сроки.

В ч. 26 ст. 95 44-ФЗ прямо не сказано о том, что информацию о данных событиях нужно размещать в реестре, но других норм законодательство о контрактной системе не содержит. Поэтому во избежание спорных ситуаций заказчику стоит ориентироваться на сроки в 1 день.

Отчетность по результатам исполнения контракта должна появиться в ЕИС при наступлении одного из событий, которые указаны ниже:

  1. Оплата обязательств заказчика перед поставщиком на основании подписанного приемочного документа по результатам исполнения контракта.
  2. Оплата отдельного этапа исполнения контракта на основании промежуточной приемочной документации, подписанной заказчиком или приемочной комиссией.
  3. Оплата заказчиком обязательств по государственному контракту и подписание им документа о приемке поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ.
  4. Расторжение контракта на основании соглашения сторон, судебного решения, решения поставщика или заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (сроки отсчитываются со дня принятия такого решения).

В случае если по решению суда заказчика обязали оплатить услуги подрядчика, то отчетность о контракте должна быть размещена в ЕИС по результатам оплаты по исполнительному листу в течение 3 дней. То есть отчетность формируется в стандартном порядке, как при  закрытии исполненного контракта, но при оплате неустойки ее необходимо прописать отдельно.

Обязанность заказчика по закрытию контракта считается исполненной только после размещения информации о нем в ЕИС. То есть дата фактического формирования отчетности в этом случае не учитывается.

Если отчетность составляется в отношении контрактов, которые содержат государственную тайну, то дата ее подписания руководством заказчика и считается датой подготовки отчетности. Связано это с тем, что сведения об исполнении таких контрактов не подлежат размещению в открытом доступе.

К вопросу исполнения сроков по 44-ФЗ заказчику необходимо подойти максимально ответственно. Если по результатам плановой или внеплановой проверки ФАС обнаружит просрочку в размещении информации о закрытии контракта в ЕИС, то заказчику грозит административная ответственность. Она наступает по нормам ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП и установлена в размере 15 тыс. р. для должностных лиц заказчика в лице специалиста контрактной службы или управляющего либо 50 тыс. р. – для организации.

Если обязательные документы о закрытии не были размещены в ЕИС, то штраф установлен в размере 50 тыс. р. для должностных и 500 тыс. р. – для юридических лиц. Такие санкции установлены в ч. 3 ст. 7.30 КоАП.

Сроки давности для привлечения к административной ответственности за данное деяние составляют 1 год с момента наступления соответствующего события, нарушающего нормы закона.

Таким образом, под закрытием контракта по 44-ФЗ понимается передача сведений о нем в реестр контрактов и отчетности по результатам исполнения в ЕИС. На передачу информации в реестр заказчику отводится по новым правилам 5 дней с момента исполнения обязательства. Отчетность должна быть размещена в течение 7 дней после ее формирования. За нарушение сроков заказчику грозит административная ответственность.

Сроки хранения документации

ФЗ-44 не содержит однозначной информации о сроках хранения документации по закупкам. Согласно п. 10 ст. 60, ответственность за хранение документов по проведенному аукциону возлагается на электронную торговую площадку.

По аналогии с другими процедурами можно сделать вывод, что документы по электронному аукциону должны храниться не менее 3 лет. После чего вся конкурсная документация архивируется или уничтожается. Сроки хранения начинают отсчитываться с 1 января следующего года. Так, если закупка произведена в 2017 году, то документы должны храниться до 31 декабря 2021 года.

Ст. 196 Гражданского кодекса содержит указание на трехлетний срок исковой давности, что также подтверждает необходимость хранения документов в течение этих временных рамок. Более длительное хранение документов лишено смысла, так как закупку уже нельзя будет оспорить.

Таким образом, заказчикам целесообразно организовывать закупки в формате аукциона, если основным критерием отбора поставщика является цена, а остальные характеристики не имеют существенного значения. Но в некоторых случаях организация торгов через аукцион — это обязанность, а не право заказчика. Он должен провести закупку в формате аукциона, если объект закупки включен в аукционный перечень по Распоряжению Правительства РФ от 2016 года №471-Р.

Сегодня все закупки с помощью аукциона проводятся электронным способом на сертифицированных площадках. Электронный аукцион обеспечивает здоровую конкуренцию и позволяет провести закупку на выгодных ценовых условиях. Победителем аукциона становится поставщик, предоставивший наиболее выгодное ценовое предложение. Заказчик при необходимости может вносить правки в закупку и даже отменить ее. После завершения аукциона все документы по нему следует хранить не менее 3 лет.

Документация о проведении закупки и извещение: правила создания и размещения

При проведении закупки у единственного поставщика государственному заказчику необходимо подготовить тщательно все необходимые документы, так как такие закупки очень тщательно проверяются специальными контролирующими органами. К числу основных документов относятся:

  • приказ об осуществлении закупки. Такой приказ необходим для того, чтобы провести необходимые изменения в плане-графике или плане закупок, а также для формирования обоснования проведения такой закупки;
  • расчет начальной максимальной цены контракта, а также формирование обоснования такой установленной цены;
  • отчет о необходимости проведения закупки у единственного поставщика и обоснование невозможности и нецелесообразности проведения такой закупки другими способами, кроме неконкурентных;
  • техническое задание с описанием объекта проводимой закупки, а также всеми необходимыми техническими и функциональными особенностями такого объекта либо с требованиями к оказанию услуг или выполнению работ, которые могут помочь потенциальному исполнителю реализовать взятые на себя обязательства;
  • проект контракта с подробным описанием объекта закупки и всеми необходимыми техническими документами, которые могут помочь при подписании такого контракта.

Так как Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе» обязывает государственного заказчика формировать извещения о каждой проводимой закупке, которые включены в план-график, и на которые выделены бюджетные средства, то не являются исключением и закупки, проводимые с использованием статьи 93 указанного закона.

В такое извещение включаются сведения:

  • основные требования, которые предъявляются к объекту закупки, с расшифровкой, но не подробной, технических и функциональных требований к конкретному объекту закупки;
  • установление требований к участнику закупочной процедуры, а также к его основным действиям в отношении конкретного объекта закупки (например, предоставление описания поставляемого товара или оказываемой услуги), а также к предоставляемым потенциальным исполнителем документам, если таковые были установлены;
  • информация и краткое обоснование начальной максимальной цены контракта;
  • порядок заключения контракта и его оплаты по результатам исполнения, в том числе путем указания порядка внесения денежных средств в качестве оплаты исполненного контракта;
  • если в представленной документации содержатся спорные положения, которые могут потребовать разъяснений, в извещении указываются положения о том, в каком порядке будут осуществляться предоставление ответов на запросы о предоставлении разъяснений;
  • сведения о том, кто и когда будет производить рассмотрение представленных предложений по заключению контракта несмотря на то, что данная закупка является неконкурентной;
  • порядок подписания контракта с тем поставщиком, которого самостоятельно выбрал заказчик на основании проведенной процедуры.

При этом если объект закупки относится к тем видам информации или техническим средствам, которые являются предметами государственной тайны, то оформление извещения не потребуется.

Независимо от того, по какому пункту части 1 статьи 93 происходит закупка у единственного поставщика, государственный или муниципальный заказчик обязан предоставлять обоснование установленной цены контракта.

В рамках этой части документации формируется информация о том, на основании каких показателей была сформирована цена контракта, которая является итоговой или начальной для последующей проводимой закупочной процедуры и заключаемого по ее результатам контракта. В обосновании НМЦК приводятся основные показатели, по которым происходит ее расчет.

После того, как контракт был заключен, заказчик обязан разместить в ЕИС информацию о том, когда и с кем было подписано соглашение. Это является уведомлением о заключении контракта.

Формирование протокола запроса котировок и подписание контракта

По итогам обработки поступивших котировок по нормам ФЗ-44 составляется протокол. Он не имеет определенных требований к структуре, но необходимые пункты, которые содержат протоколы, прописаны в п. 8 ст. 78 44-ФЗ.

В протоколе прописываются данные заказчика, информация обо всех поступивших заявках (в т. ч. с теми, которые были отклонены с указанием причин отклонения). Протокол подписывается всеми участниками комиссии и размещается для открытого ознакомления.

Согласно п. 7 ст. 78, комиссия может отклонить заявки по следующим причинам:

  • если они не соответствуют требованиям, указанным в извещении;
  • если предложенная цена превышает максимальную;
  • участником не предоставлены необходимые сведения;
  • участник не передал необходимые документы и информацию.

Отклонение заявок по иным причинам, которые не перечислены в ФЗ-44, не допускается.

Организатор запроса котировок должен составить минимум два экземпляра протокола: один передается заказчику, второй – победителю конкурса, предложившему самую низкую цену.

По результатам торгов исполнитель обязан подписать контракт в установленные сроки, которые указаны в извещении. Срок подписания контракта через запрос котировок установлен ФЗ-44 следующим образом: не ранее, чем за семь дней с момента размещения протокола и проведения оценки поданных заявок, но не позднее 12 дней после подписания протокола.

При заключении контракта с нарушением установленных сроков исполнитель считается уклонившимся, и контракт может быть заключен с участником, который предложил такую же или большую цену.

По ч. 2 ст. 96 ФЗ-44 заказчик может требовать обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ при участии компании в запросе котировок. Оно должно быть внесено в установленные временные рамки. Обеспечение может быть внесено как реальными денежными средствами, так и банковской гарантией.

Если победитель запроса не предоставил заказчику в установленные сроки не только подписанный контракт, но и необходимые документы (например, выписку из ЕГРЮЛ, нотариально заверенный перевод документов и пр.), то он считается уклонившимся от подписания договора (по п. 11 ст. 78 ФЗ-44).

При возникновении особых обстоятельств подписание контракта может быть отложено на срок до 4 недель.

Если в результате запроса котировок была получена единственная заявка, то определение подрядчика признается несостоявшимся и контракт подписывается с единственным претендентом.

Если заявки не поступили либо все были отклонены, то срок приема котировок может быть продлен на 4 рабочих дня.

Отмена запроса предложений

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий