Фз о митингах, шествиях и демонстрациях

Содержание

Последние изменения, внесенные в закон «О митингах»

Закон редактировался последний раз 7 июня 2017 года. Основные изменения ФЗ-54 коснулись публичного мероприятия. Для проведения мирного собрания, органов государственной или местной власти предупреждают о митинге, собрании, демонстрации или пикетировании. Слияние граждан воедино означает единственную цель — свободное выражение мнений и недовольство граждан. Во время шествий жители самостоятельно выдвигают требования в области:

  • экономической;
  • политической;
  • культурной;
  • социальной отрасли.

Ниже рассмотрены статьи текущего Федерального закона с изменениями и без:

Статья 2: Рассмотрено понятие с дополнением от 4 июня 2017 года

Под публичным мероприятием в ФЗ-54 понимается форма собрания, доступная каждому гражданину Российской Федерации по закону. Цель — объединить мнения граждан воедино для предоставления требований социального, политического или экономического характера Правительству Российской Федерации. Митинги также проводятся в ходе предвыборной кампании по ФЗ-54. Иногда на таких мероприятиях депутат встречается со своими избирателями.

Статья 4: Описывает способы организации мероприятия

Чтобы провести аналогичное мероприятие в связи с законом, потребуется:

  • Уведомить участников-организаторов о том, что планируется проведение мероприятия. Они, в свою очередь, передают информацию в орган государственной власти или местного самоуправления;
  • Жители получают флайеры, которые несут информацию о проводимом событии и активном участии;
  • Изготавливаются буклетные листы, печатается объявление в газетах, пишется информация на официальном сайте организации о проведении акции или агитации с назначенной датой и временем.

В последней редакции в ФЗ-54 изменения не проводились.

Статья 5: Уточняется, кто может быть руководителем собрания после последней редакции.

Событие организовывается одним или несколькими гражданами Российской Федерации. Минимальный возраст — 16 лет (для проведения собраний и митингов). Совершеннолетнему допускается организовывать шествия, демонстрации и пикетирования по ФЗ-54.

Организатором не может быть:

  • Житель, признанный в судебном порядке недееспособным или лицо, которое пребывает в местах лишения свободы по ФЗ-54;
  • Жителю, обладающему непогашенной судимостью;
  • Политической партией, а также региональными подразделениями с приостановленной или ликвидированной деятельностью.

В последней редакции закона изменения не внесены.

Статья 10: описывает способы проведения предварительной агитации.

Организатор мероприятия или другие органы после согласования с Правительством Российской Федерации проводят предварительную рекламу. Также уведомляют о месте и целях проведения публичного мероприятия согласно ФЗ-54.

Дополнительно предоставляют информацию об этапах подготовки к этому событию. Каждый гражданин РФ может принять участие, если готовится публичное собрание. Изменения в последней редакции в этой части закона не вносились.

Статья 15: Описывает основания, по которым может произойти приостановление мероприятия.

Если во время сбора один из участников оказался нарушителем дисциплины по ФЗ-54, местные органы власти потребуют от организатора устранения нарушителя от мероприятия. Если нарушитель не отстраняется, уполномоченное лицо на время приостанавливает собрание.

После устранения нарушителя правопорядка из среды участников, собрание возобновляется. Как правило, орган исполнительной власти предоставляет организатору временной промежуток, в течение которого нарушение устраняется по ФЗ-54. Если эти требования не выполняются, публичное мероприятие прекращается в соответствии со статьей 17 Федерального закона.

Для ознакомления с полным перечнем измененных статей в ФЗ-54, скачайте закон здесь:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 800 350-73-59

Физлица, получающие иностранное финансирование на политическую деятельность, признаются иноагентами

Госдума в третьем чтении приняла закон о признании физлиц и незарегистрированных общественных объединений, получающих финансирование из-за рубежа, иноагентами за политическую деятельность в России.

Под «политической деятельностью» подразумевается организация и участие в митингах и шествиях, а также участие в выборах, деятельности политических партий и формирование общественно-политических взглядов и убеждений (в том числе с помощью опросов и исследований).

Включенные в реестр объединения должны будут каждый квартал информировать Минюст об объеме и целях получаемого зарубежного финансирования и расходовании этих средств.

Статус иноагента также может быть присвоен иностранным журналистам с аккредитацией в России. СМИ должны будут маркировать материалы физлиц и организаций с таким статусом.

При этом членам НКО-иноагентов разрешается входить в состав общественных советов в федеральных органах власти.

Порядок проведения демонстраций и шествий

Для этих видов мирных собраний нужно заявление о получении согласования. Оно подается в акимат не менее чем за 10 дней до проведения. 

Содержание заявление почти такое же, как и уведомления о митинге, но, помимо прочего, в нем должны быть указаны: меры содействия в обеспечении охраны общественного порядка и организации медпомощи, пожарной безопасности; намерение использовать транспортные средства, их количество и маршрут следования. 

Акимат рассматривает заявление в течение недели и также может запретить использовать звукоусилители, предложить изменить место собрания, а также отказать в его проведении. 

Если акимат ответил и предложил изменить место или время шествия, организатор должен дать свое согласие или несогласие в течение одного рабочего дня. Если организатор согласен с изменениями, акимат не вправе отказать в проведении митинга, а если не согласен — то акимат вынесет решение об отказе в проведении.

Закон о штрафах для соцсетей и видеохостингов

Принят закон о крупных штрафах для YouTube, Twitter, Instagram и Facebook за неудаление запрещенной информации с призывами к экстремизму, пропагандой наркотиков или детской порнографией.

Если правонарушение совершено повторно, штраф для граждан возрастет и составит от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, для должностных лиц — от 500 тысяч до 800 тысяч, для юрлиц — от 1/20 до 1/10 совокупного размера суммы выручки. При этом штраф не может составить менее 4 млн рублей.

За неудаление информации штрафы для граждан составят от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, для должностных лиц — от 400 тысяч до 800 тысяч, для юрлиц — от 3 млн до 8 млн рублей.

Что думают о принятом законе юристы

Главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Марат Сарсембаев на начальном этапе входил в экспертный совет и был одним из инициаторов поправок.

«Я всегда исходил из того, что должен преобладать не разрешительный, а уведомительный порядок. Чем больше свободы для высказывания мнения, тем лучше. Но вместе с тем есть определённые требования, которые организатор собрания всё-таки должен соблюдать. Например, не перекрывать улицы, не мешать движению. Поэтому в законе и присутствуют основания, по которым могут отказать в мирных собраниях», – говорит Марат Сарсембаев.

Международный пакт о гражданских и политических правах гласит, что разрешаются митинги и демонстрации, но при этом должны учитываться права человека, безопасность окружающих, стратегические объекты. Может, поэтому в Казахстане митинги разрешают проводить в парках и скверах, на огороженных территориях, где низкий риск, что митингующие начнут громить здания.

«Мы должны придерживаться этих правил. За пределы этих принципов выходить нежелательно. Митинги не должны представлять опасность для людей. Митингующие в парке будут в безопасности. И тогда власти их увидят и услышат. Митинговать где придёт в голову – это не серьёзно», – рассуждает Марат Сарсембаев.

Профессор юриспруденции Лейла Жанузакова тоже на начальном этапе участвовала в разработке поправок. Она считает, что нынешний закон хоть и далёк от идеала, но либеральнее старого.

«Мы должны учитывать опыт европейских стран. Сейчас наш закон носит компромиссный характер. Где-то определённые подвижки вперёд есть, а где-то до сих пор есть то, что можно улучшить в будущем. В целом, в новом законе права граждан значительно расширены», – полагает Лейла Жанузакова.

Банкам запретили отказывать клиентам в обслуживании и блокировать их счета без причин. При подозрении в отмывании денег или финансировании терроризма — можно

Банкам теперь запрещено отказывать клиентам в обслуживании и блокировать их счета без объяснения причин. Причем это касается как граждан, так и бизнеса. Отказ от обслуживания становится возможен лишь при обоснованном подозрении в отмывании преступных доходов или финансировании терроризма.

Сейчас получить отказ или даже столкнуться с закрытием счета можно, например, если банк не получил документы, подтверждающие добросовестность клиента. То же может произойти, если кредитная организация сочтет ту или иную операцию подозрительной. При этом банки не обязаны объяснять, чем мотивировано решение.

Ранее директор банковского института Высшей школы экономики, профессор Василий Солодков рассказал The insider, что сложившаяся практика внесудебной блокировки счетов, которая существует сейчас, по сути является антиконституционной. По его словам, то, что банки обязывают объяснять причины блокировки, – хорошо, но это не снимает вопрос антиконституционности данного действия.

Правила проведения мероприятий

Если какие-либо лица планируют данное мероприятие, то они должны учитывать некоторые правила и требования.

К ним относится:

  • для проведения митинга, шествия или иных аналогичных массовых событий, нужно минимально за 10 дней уведомить местную администрацию, причем, даже если мероприятие направлено против действий местных властей;
  • уведомление содержит контактные данные организаторов и участников, а также указывается, какое именно организуется мероприятие, каковы его цели, где будут собраны люди, а также, сколько примерно человек придет;
  • дополнительно обеспечивается безопасность для всех участников;
  • если необходимо провести шествие, то прикладывается к уведомлению маршрут, по которому будут идти люди;
  • если будут использоваться транспортные средства, то прикладывается полный список автомобилей с указанием регистрационных номеров;
  • для пикетов применяются те же правила, но уведомление подается за три дня.

Справка! Единственным способом провести мероприятие без предварительного получения разрешения от властей является выбор одиночного пикета, но если привлекаются единомышленники, то расстояние между людьми должно составлять не меньше 50 метров.

Нельзя просто подать уведомление, поэтому нужно дополнительно согласовать условия, а также убедиться, что на выбранной территории не будет проходить других мероприятий. Митинги проводятся только в промежуток между 7:00 и 22:00. Запрещено организовывать мероприятие в любом месте, поэтому место согласовывается с представителями местной администрации.

Запрещено выбирать площадку, которая находится рядом с железной дорогой, нефтепроводом, электрическими линиями или иными опасными объектами. Невозможно получить разрешение, если митинг организовывается рядом с судом, тюрьмой, колонией или иными специальными объектами.

Не получится согласовать мероприятие по следующим причинам:

  • организатором выступает иностранец;
  • организацией занимается недееспособный человек или лицо, обладающее непогашенной судимостью;
  • лицо, подающее уведомление, в течение года два раза привлекалось к ответственности за нарушение правил проведения разных акций или за неповиновение полицейским.

Ответ на заявку дается представителями администрации в течение 3-х дней. При отказе предлагается альтернативный вариант. Организации должны в течение трех дней ответить, устраивает ли их полученное предложение, которое можно обжаловать.

На мероприятие запрещено приносить оружие, боеприпасы, пиротехнику, ножи, огнеопасные или химические вещества и средства, предназначенные для задымления. Запрет накладывается и на алкогольные напитки. За нарушение правил предусматривается наказание в рамках КоАП и УК.

При проведении несогласованной акции власти имеют право воспользоваться массовым задержанием людей. Иногда задержания производятся и на согласованных митингах, если участники нарушают требования законодательства.

По ст. 20.2 КоАП за нарушение правил предусматриваются следующие наказания:

  • денежный штраф от 10 до 300 тыс. руб.;
  • обязательные работы на 200 часов;
  • арест до 30 суток.

Если протестующие не исполняют требования полиции, то для них штраф составляет от 500 руб. до 5 тыс. руб., а также применяется арест на срок до 30 суток.

Законны ли протесты?

На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.

Гарантируя гражданам право участвовать в управлении делами государства (ст. 32), Конституция России избегает прямого употребления таких терминов, как «протест», «критика» или «возражение», по отношению к механизмам подобного участия.

Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.

В преамбуле ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее − ФЗ № 54) сказано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Можно констатировать, что ФЗ № 54, который регулирует порядок реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не говорит, что это все разновидности протестов, а обозначает это менее радикальным понятием, таким как «публичное мероприятие».

То есть да, несмотря на то что понятие «протест» прямо не упомянуто в законодательстве, это не лишает граждан права выражать каким-либо образом несогласие, критиковать решения или действия (бездействия) органов власти.

Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.

Никто не обещал, что будет легко

Глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Валерий Фадеев, в свою очередь, не считает, что все правозащитные инициативы априори обречены быть отвергнутыми.

«Президент на декабрьских встречах с нами всегда дает конкретные поручения по тем вопросам, которые мы перед ним ставим, поэтому совершенно неверно говорить, что власть эти темы игнорирует

Президент отбирает в Совет людей, мнение которых ему важно», — сказал он «Эксперт online»

Фадеев указывает, что предложение правозащитниками поправок в существующие законы ни в коем случае не является «активностью ради активности» без каких-либо шансов на их воплощение в законодательные акты.

«Шансы есть, хотя это, конечно, сложная история. Принятие вообще любого закона всегда идет через препятствия, через борьбу интересов различных слоев общества, бизнеса, политических групп. Это всегда в определенной степени встряска, конфликт, который требует разрешения», — говорит он.

По мнению главы СПЧ, правоприменительная практика постоянно вносит коррективы в законодательство, поэтому депутатам не привыкать «перенастраивать» законы, которые сами же они ранее приняли.

«Когда в 2011-2012 годах были серьезные риски общественной дестабилизации, законодатели приняли жесткие законы. Сложившаяся за прошедшее с того времени практика их применения позволяет что-то скорректировать. Я сам работаю над корректировкой так называемой “дадинской” статьи (ст. 212.1 УК РФ “Неоднократное нарушение порядка проведения публичных мероприятий” — прим. «Эксперт online). Это нормальный процесс в любом государстве. Правоохранительной, судебной системе нужны годы и десятилетия, чтобы выйти на стационарный режим, выработать правила», — подчеркивает он.

Валерий Фадеев ожидает, что в декабре Владимир Путин по итогам очередной встречи с СПЧ даст новые поручения, «потому что права человека для президента — не в стороне».

Свои поправки МГХ намерена отправить федеральному омбусдмену Татьяне Москальковой, уполномоченным по правам человека Москвы и Санкт-Петербурга, а также в Мосгордуму, так как она имеет право вносить законодательные инициативы в Госдуму.

Как понять, что группа людей, — это именно группа? Какое расстояние должно быть между людьми, чтобы понять, что это одна группа?

Группа людей — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам, подобное объединение в социологии принято называть социальной группой.

К критериям выделения групп относятся: пол, возраст, единство интересов, национальность, расовая принадлежность, вера, профессия, статус, образование, место проживания и другие.

Чтобы признать, что группа людей действительно является социальной группой, она должна соответствовать определенным признакам:

  1. деятельность группы и каждого его члена, заданная целью существования данной группы;
  2. межличностные отношения между членами группы, которые строятся вокруг разных видов деятельности, как общегрупповой, так и индивидуальной;
  3. коммуникация между членами группы;
  4. групповые ценности, принятые и поддерживаемые всеми членами группы.

Группой может быть названо объединение лиц независимо от расстояния между членами группы, например, в связи с последними событиями студенты перешли на дистанционное обучение, многие вернулись в свои родные города, но они по-прежнему были группой с общими целями и особыми межличностными отношениями.

В чём разница между группой из 10 человек, протестующих, и 10 человек, которые, скажем, просто вышли в парк и играют в карты?

Конечно же, цели, которые преследуют каждая из групп. Группа людей, которые вышли в парк погулять и поиграть в карты не преследуют политических целей. Конечно, люди могут вовремя прогулки или игры обсуждать политику, но это не главная цель данного объединения. Такие лица прежде всего удовлетворяют свои потребности в общении и досуге, а не стремятся изменить политическую ситуацию.

Тише едешь

С тем, что ожидать быстрой реакции на инициативу МХГ не стоит, согласен и Владимир Новицкий.

«Российская законотворческая практика последнего десятилетия показывает, что либерализация законодательства — не наш конек. А события нынешнего года в Беларуси и Киргизии еще больше убедили российских законодателей в том, что “слишком много свободы” для общества может быть опасным», — говорит он.

Тем не менее, настаивает Наталья Звягина, гражданское общество не должно отдавать подобные вопросы в руки одних лишь законодателей, независимо оттого, каков их персональный состав в конкретном созыве парламента

По ее словам, для правозащитного сообщества важно инициировать сам процесс обсуждения — в надежде, что «какие-то субъекты законодательной инициативы подхватят предложенные идеи»

Поэтому для гражданского общества важно, чтобы такие идеи «роились» в воздухе непрерывно, и не так важно, от кого они исходят — от общественных организаций, индивидуальных правозащитников или от официальных правозащитных структур. Чем чаще такие инициативы высказываются, тем выше шанс, что какие-то из них будут услышаны на Охотном Ряду, объясняет Звягина, признавая, что шансы на то, что исходящие от правозащитников идеи будут с энтузиазмом подхвачены нынешними законодателями, мягко говоря, невелики

«Более того, мы всегда держим в уме, что наши инициативы могут привести к обратному эффекту: законодатели увидят, в каких местах до сих пор остаются “лазейки” для публичного выражения политической позиции граждан, и эти лазейки прикроют», — предупреждает правозащитница.

Но даже понимая, что правозащитные инициативы в нынешних условиях натыкаются на бетонную стену, гражданское общество не может оправдывать этим свое бездействие и ждать, что облегчение придет со стороны властей. Общество должно «долбить» эту стену в интересах самих граждан, убеждена Звягина.

«Существующие законы по этой тематике настолько сложны и часто внутренне противоречивы, что реализовать свое конституционное право на проведение собраний гражданам практически невозможно. Это в свою очередь приводит к тому, что люди реализуют это право стихийно, как мы видим на примере Хабаровска. Потому что когда граждане пытаются собраться, соблюдая все требования законов, выясняется, что сделать это нельзя», — говорит она.

Это «нельзя» постоянно только ужесточается, так как законодатели последовательно сужают «окно Овертона» в том, что касается выражения гражданами своих взглядов в публичном поле. Так, 21 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон Nо 258-ФЗ, которым были внесены ряд изменений и дополнений ужесточающего характера в КоАП, УК, УПК и Закон о полиции, касающихся правил проведения массовых мероприятий.

Однако всерьез рассчитывать, что эти поправки не будут положены под сукно, не приходится, полагает ведущий сотрудник Центра правовых и экономических исследований НИУ ВШЭ Андрей Федотов.

«Формально, да, предложения правозащитников можно было бы по принятой схеме довести до стадии законопроекта и даже закона. Но если мы посмотрим на то, какие законопроекты и поправки к законам доходят хотя бы до первого чтения в Госдуме, то становится очевидным, что шанс на это есть только у тех инициатив, которые исходят от Администрации президента РФ, от партии “Единая Россия” или от некоторых привилегированных групп депутатов» — сказал он «Эксперт online».

Молчаливый (тихий) протест как особая разновидность протеста.

Мы привыкли к тому, что, если слышим слово протест, всегда ассоциируем его с каким-то шумным, многолюдным мероприятием. Но нет, истории известны случаи так называемых молчаливых протестов.

Например, совсем недавно произошел следующий случай. Софи Вильмес, премьер-министр Бельгии, 16 мая 2020 года посетила больницу Святого Петра в Брюсселе. Однако, представители больницы устроили Софи далеко не тёплый приём. Сотрудники больницы, как медики, так и нет, сформировали коридор вдоль дороги в здание, по которой проезжал кортеж Вильмес. Они стояли лицом к машинам, но, когда автомобили приближались, молча поворачивались к ним спиной.

Причиной протеста стало разочарование медиков, работающих с COVID-19, политикой правительства, причём не только в отношении урегулирования пандемии, а в целом всего здравоохранения.

То есть даже такие мероприятия, в случае если их цель — выразить недовольство политике государства, критиковать действия (бездействие) органов государственной власти, признаются протестами.

Место и время проведения митингов

Специализированные места должны располагаться в центральных частях городов и населенных пунктов, чтобы у участников была возможность использовать объекты инфраструктуры для соблюдения санитарных норм и безопасности. 

В центральных частях районов в городах должно быть не менее трех специализированных мест. 

Мирные собрания не могут начинаться ранее 09.00 и заканчиваться позднее 20.00 по местному времени. 

Пикетирование, в отличие от других форм собраний, не обязательно должно проводиться в специализированном месте. Тем не менее проведение пикетирования запрещается:

  • в местах массовых захоронений;
  • на объектах железнодорожного, водного, воздушного и автотранспорта и прилегающих к ним территориях;
  • на территориях, прилегающих к организациям, обеспечивающим обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения;
  • на территориях, прилегающих к резиденциям Президента и Первого Президента;
  • на территориях, прилегающих к опасным производственным объектам и иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
  • на магистральных железнодорожных сетях, магистральных трубопроводах, национальной электрической сети, магистральных линиях связи и прилегающих к ним территориях.

Не допускается проведение двух и более пикетов в одном и том же месте, в одно и то же время за исключением специализированных мест. 

Продолжительность пикетирования не должна превышать двух часов в день, за исключением специализированных мест. 

Дела об административных правонарушениях

КоАП предусматривает ответственность за воспрепятствование организации, проведению или участию в публичном мероприятии либо принуждение к участию в нем (), а также за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования ().

Проектом предлагается определить, что понимается под организацией и проведением мероприятия, и указать, какие действия граждан и должностных лиц могут расцениваться как воспрепятствование проведению мероприятия и участию в нем, а какие – как невыполнение организатором требований законодательства о проведении публичных мероприятий. То есть, по сути, перечисляются действия, составляющие объективную сторону данных составов правонарушений.

Кроме того, Суд напоминает, что воспрепятствование проведению публичного мероприятия или участию в нем может квалифицироваться как преступление () и приводит примеры действий должностных лиц, которые могут признаваться именно преступными.

Среди положений Проекта, касающихся рассмотрения дел о привлечении к ответственности организаторов публичных мероприятий, стоит выделить, в частности, разъяснения о:

  • необходимости разграничения случайного совпадения действий участников одиночных пикетов и совокупности объединенных единой целью и общей организацией условно одиночных пикетирований, так как в последнем случае речь идет о проведении публичного мероприятия без надлежащего уведомления;
  • возможности привлечения организатора к административной ответственности в связи с превышением предельной заполняемости территории, на которой проводится публичное мероприятие, только в том случае, когда такое превышение создало реальную угрозу безопасности участников мероприятия или не участвующих в нем лиц, нарушения общественного порядка или причинения ущерба имуществу граждан и организаций и возникло именно по вине организатора (например, когда он не предпринял мер по ограничению доступа к участию в мероприятии и т. д.);
  • влияющих на квалификацию в качестве административного нарушения или преступления повторного нарушения порядка организации или проведения публичного мероприятия ( и соответственно).

Заключительные положения Проекта посвящены определению подсудности дел данной категории, особенностям назначения наказания за соответствующие правонарушения (упоминается о возможности снижения штрафа ниже минимального размера санкции, установленного соответствующей нормой, назначения административного ареста только в исключительных случаях), применения мер обеспечения производства по делу (доставления, административного задержания лица и др.) и проведения судебного заседания (поясняется, когда может быть проведено закрытое заседание, например).

ФЗ 54 с последними изменениями

Последние изменения 54 ФЗ о собраниях и митингах датируются 7 июня 2017. Они были введены законом номер 107.

Во второй статье, в пункте номер один фраза «а также» исключена, вместо нее была введена информация — на таких встречах граждане могут встретиться с депутатами и задать им интересующие вопросы.

Были произведены изменения в статье пятой, часть четвертая, пункт десять. Там была добавлена информация, что депутатам не нужны отличительные знаки организаторов на публичных мирных мероприятиях, достаточно иметь нагрудный знак депутата.

Была произведена редакция статьи семь, первой ее части. Согласно этой измененной информации депутатам необязательно подавать письменное уведомление самостоятельно в орган исполнительной власти Российской Федерации. За депутата это может сделать его представитель, помощник или имеющий полномочия сотрудник, работающий в органах. Подают депутаты и их представители уведомления обязательно не раньше десяти дней и не позднее пяти до начала мероприятия.

Больше всего изменений на протяжении существования описываемого закона произошли в статье номер пять, в которой описаны лица, имеющие право на организацию публичных мирных мероприятий:

  • В 2012 году была добавлена информация о том, что организовывать митинги или демонстрации не могут люди, имеющие непогашенные судимости или совершившие тяжкие преступления;
  • В этом же году было добавлено право организатора мероприятия на требование у сотрудников специальных органов контроля на территории проведения митинга и удаление с территории нарушителей;
  • Добавлена и новая обязанность, организатор должен следить и требовать от каждого участника соблюдения общественного порядка, а также он обязан следить за тем, чтобы количество участников демонстрации не превышало норму. Если лица, участвующие в собрании или митинге имеют при себе и надевают маски или другие маскирующие объекты, организатор обязан потребовать изъять маскировку или удалить граждан с территории.

При нарушении своих обязательств, организатор мероприятия несет гражданско-правовую ответственность.

Скачать действующую редакцию закона о митингах

54 ФЗ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях был создан для регулирования правоотношений митингующих или участников демонстраций с государством и окружающими гражданами. Он помогает контролировать собрания и защищает граждан Российской Федерации. При помощи него жители имеют право отстаивать свои права, высказывать свое мнение и собираться большими группами.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 800 350-73-59

💰 Штраф – это еще не все. Какие последствия может иметь участие в несанкционированном митинге

Небольшой штраф – это не самое страшное наказание, которое грозит участнику несанкционированного митинга. Такой проступок может иметь далеко идущие косвенные последствия: у нарушителя могут возникнуть сложности при устройстве на работу, особенно в правоохранительные органы, спецслужбы, на государственную службу и в госкорпорации.

Правоохранители намерены передавать информацию о несанкционированных митингах в вузы и школы.

Также участие в несанкционированном митинге может стать барьером для выезда за границу.

Судимость. Можно ли избавиться от ее последствий
Читать

Как могут наказать человека, оскорбляющего власть
Подробнее

Что можно и что нельзя делать под домашним арестом
Смотреть

Меры противодействия со стороны правоохранительных органов должны быть адекватными

Выскажу своё личное мнение: несмотря на то, допущены ли жителями нашего города и района нарушения порядка проведения массовых мероприятий или нет, меры противодействия со стороны правоохранительных органов могут быть и должны быть адекватными. Нельзя привлекать к ответственности людей за нарушение закона, при этом самим нарушать закон. Применение насилия к уже задержанным гражданам, тем более, при которых не было предметов, используемых в качестве оружия, которые не совершали действия, направленные на поджоги, разрушение и уничтожение имущества, насилие над человеком, нельзя признать законными действиями. Эти действия также противоречат нормам поведения и морали.

Адвокатами юридической консультации Кобринского района ведётся большая разъяснительная работа законодательства, регулирующего порядок проведения массовых мероприятий, меры ответственности за нарушение этого порядка, а также работа по защите прав граждан, которые необоснованно, по их мнению, были привлечены к ответственности.

Вывод

Эти законопроекты направлены на непропорциональное ограничение свободы мирных собраний и выражения мнения. Многие их положения вступают в конфликт с действующими федеральными законами, позициями Конституционного суда РФ, а также сложившейся правоприменительной практикой, закрепленной в том числе в постановлениях Верховного Суда РФ.

Они не только не приближают российскую правовую систему к решению проблем со свободой собраний, выявленных ЕСПЧ, но, напротив, усугубляют ситуацию, что неминуемо повлечет за собой большое количество новых жалоб на ограничение свободы мирных собраний, а также решений ЕСПЧ, признающих нарушения Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий